Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Ребенок, впервые произносящий слово “мама”; дошкольник, научившийся читать свое имя; первоклассник, осваивающий азы математики, или студент, отвечающий на экзамене, не задумываются о том, какие процессы способствуют осуществлению этой деятельности.
Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности человека, ведущую роль в которой играют познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.
Skysmart онлайн-школа для детей и подростков. Промокод: ИГРА1 (+3 урока в подарок) #shorts #yandilan
Школьный, в большей степени младший школьный, возраст являются периодами интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. И чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия, но и подобрать комплекс упражнений, наиболее эффективных, доступных и интересных детям.
Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сензитивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию психических познавательных процессов.
Поэтому была создана программа по развитию познавательных процессов для первоклассников.
Успешное обучение и адаптация детей в школе зависит не только от уровня развития их познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), но также и от их эмоционального состояния. Вследствие этого, в программу были включены также упражнения, направленные на отработку и развитие эмоциональной сферы.
1.2 Цели и задачи программы
Целью данной программы является развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления).
Основные задачи программы:
1. создать условия для развития познавательных интересов учащихся;
2. помощь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;
3. помочь детям осознать в себе задатки и способности, развить уверенность в своих силах;
4.ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;
5. развитие эмоциональной сферы;
6. развитие коммуникативных навыков.
1.3 Ожидаемые результаты и способы их проверки
В качестве первичной и последующей оценки используется методика фронтального обследования готовности к школе Н.Семаго, М. Семаго.
Результатом данной программы должно стать: повышение уровня познавательных процессов, умение сотрудничать и работать в команде.
Алла Пугачева «Песня первоклассника» (1978)
1.4 Форма и режим занятий
Программа рассчитана на 17 академических часов.
Форма занятий – групповые.
Наполняемость групп – 10-15 человек.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий – 1 академический час (35 минут).
1.5 Структура занятий
1. Пальчиковая гимнастика (3 мин.)
2. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (15 мин).
Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения.
3. Развитие эмоциональной сферы (10 мин)
Проигрывание ситуаций, выполнение упражнений,направленных на отработку и развитие эмоциональной сферы.
4. Веселая переменка (5-7 мин).
Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
1.6 Тематический план программы
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Я-первоклассник
Рабочая программа по внеурочной деятельности, направленная формирование нравственности у младших школьников.
Оценить
978 0
Содержимое разработки
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-Пристанская основная общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА приказом
на заседании МО МБОУ «2-Пристанская ООШ» учителей начальных классов 02.09.2015г. №125
от 2 8 .08. 201 5
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Я –первоклассник»
Зубатова Алена Валерьевна,
учитель начальных классов
д. Пристань – 2, 201 5
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я -первоклассник» для 1 класса разработана в соответствии с:
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО);
— Положением о рабочих программах по внеурочной деятельности МБОУ «2-Пристанская ООШ», утвержденным приказом от 02.09. 2013г. № 76.
Рабочей программой составленной на основе авторской программы Д. А. Глазунова «Развивающие занятия для первого класса», М: «Просвещение», 2011.
создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения и формирования универсальных учебных действий.
Развивать у учащихся познавательные универсальные действия, необходимые для успешного обучения.
Развивать у учащихся коммуникативные универсальные действия, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками .
Формировать личностные универсальные действия, на фоне позитивной Я – концепции учащихся, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Формировать регулятивные универсальные действия.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Рабочая программа создает условия для социального, культурного развития, творческой самореализации личности учащегося, так как правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить и сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание и развитие личности.
Рабочая программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению организовать свое свободное время.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1час в неделю).
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осознание себя как индивидуальности;
способность к самооценке своих действий, поступков.
принимать и сохранять учебную задачу;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Усвоить правила поведения в школе.
Знать названия школьных принадлежностей.
Знать правила общения с учащимися и учителем.
Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие. Знакомство с понятиями «младший школьник, классный коллектив», разграничение понятий «школьник и дошкольник». Изучение правил обращения к учителю и одноклассникам, этических норм поведения, беседы о здоровом оптимистическом образе жизни, формирование положительного отношения к школе, к товарищам. Продолжение знакомства друг с другом; развитие воображения,
коммуникативных умений, произвольности, сплочения коллектива; закрепление школьных правил, координации движений; снятие напряжения и стресса.Дать понятие о настроении и его влиянии на психическое здоровье человека; освоить способы улучшения настроения; развивать интерес к себе и другим, способность к рефлексии своего состояния.Дать определение понятия «дружба»; отработать умение присоединяться к группе.Развивать чувство собственной значимости: формировать адекватную самооценку, вести работы по сплочению коллектива.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся.
Тема раздела
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Источник: www.prodlenka.org
Рабочая программа психологического сопровождения адаптации учащихся 1-ых классов «Здравствуй, моя школа»»
«Утверждаю» Директор МАОУ «Лицей №62» _______________ Медведева З.В. _________________20__г.
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-ЫХ КЛАССОВ
«Здравствуй, моя школа!»
Программа рассчитана на возрастную группу 6-8 лет Срок реализации программы 1 год
Психолог: Симахина Ю.А.
Саратов 2013 г
Пояснительная записка Актуальность:
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально – стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем. Что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Психологами доказано, что обычные дети в младших классах с вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к школе и дома научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательным и усидчивым.
- Формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
- Развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков,
- Формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребенка,
- Развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя,
- Расширение пассивного и активного психологического слова.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 30-40 минут. Программа рассчитана на целый учебный год.
Формы и методы:
- Ролевые игры;
- Коммуникативные и командные игры;
- Методы, развивающие воображение,
- Терапевтические метафоры,
- Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект,
- Групповые дискуссии,
- Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность,.
- Арттерапевтические приемы
Организация психологических занятий:
На первых уроках психолог знакомит учащихся с рядом правил:
- Конфиденциальность – то, что обсуждается на занятии, не должно выходить за пределы класса;
- Безоценочность – на уроках психологии нет отметок и оценок, правильных и неправильных ответов, каждый выражает свое мнение;
- «Правило одного микрофона» — когда один человек говорит, другие слушают и не перебивают и т.д.
Ожидаемый результат:
После завершения программы мы ожидаем получить следующие результаты:
1. Приобретение знания основных терминов и понятий курса;
2. Приобретение коммуникативных умений, способности к рефлексии, саморегуляции;
3. Развитие способности анализировать, рассуждать, планировать;
4. Развитие социальных эмоций;
5. Развитие познавательных процессов (память, мышление, речь, внимание);
6. Повышение уровня адаптации к школе
Источник: www.uchmet.ru