Программа взн что это

Пациенты в РФ обеспечены лекарствами по программе высокозатратных нозологий на два года

МОСКВА, 6 июня. /ТАСС/. Российские пациенты обеспечены лекарствами по программе 14 высокозатратных нозологий (ВЗН) как минимум на два года, сообщила в понедельник руководитель Федерального центра планирования и организации лекарственного обеспечения граждан Елена Максимкина.

«В настоящее время по программе высокозатратных нозологий все пациенты обеспечены [лекарствами] в полном объеме, также у нас уже в настоящее время идет адаптация за счет средств 2023 года и 2024 года, в том числе двухлетних контрактов. И можно с уверенностью сказать, что гарантия обеспечения пациентов всеми препаратами, в том числе [теми,] которые производятся зарубежными производителями, уже подтверждена как минимум на двухлетний период», — сказала она на круглом столе «Совершенствование законодательства РФ по вопросам оказания медицинской помощи больным с неврологическими заболеваниями» в Совете Федерации.

Медицинский менеджмент с Муслимом Муслимовым. Программа высокозатратных нозологий (программа ВЗН)

Федеральная программа 14 ВЗН предусматривает льготное обеспечение Минздравом лекарствами пациентов с гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта — Прауэра), а также лиц после трансплантации органов или тканей.

Источник: tass.ru

Обзор сегмента льготного лекарственного обеспечения по итогам первых пяти месяцев 2021 года

Благодаря социальной поддержке от государства отдельные категории граждан, остро нуждающиеся в специализированной терапии, получают доступ к льготному лекарственному обеспечению за счёт бюджетных средств. В результате для многих пациентов жизненно необходимые лекарственные препараты становятся более доступными, по ряду нозологических форм заметно улучшилось качество жизни больных.

В январе-мае 2021 года в рамках федеральной и региональной программ льготного лекарственного обеспечения, совокупно было закуплено 75,2 млн упаковок лекарственных препаратов на сумму 139,2 млрд рублей. Относительно аналогичного периода 2020 года расходы бюджета выросли на 17,9% в денежном эквиваленте, при этом количество закупленных упаковок снизилось на 0,5%.

Аналитические данные отражают факты оплаты и поставки исполненных в январе-мае 2021 года контрактов.

Прирост объёма финансирования в основном сконцентрирован в закупках противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов (ATC [L]: +11,8 млрд руб.), а также в закупках препаратов, влияющих на кроветворение и кровь (ATC [B]: +2,2 млрд руб.).

Активно проявляет себя российская компания «Генериум» – лидер льготного сегмента по итогам января-мая 2021 года, который уверенно вытесняет с рынка импортные препараты, выпуская новые отечественные аналоги.

Структура вуза. Инструкция по применению #КСЮНАВСЮ

При анализе структуры расходов можно отметить, что объём региональной льготной программы (доля 45,9% в руб.) сопоставим с федеральной (ВЗН и ОНЛС – 54,1%). В натуральном выражении распределение закупок практически равноценное. На высокозатратные нозологии в упаковках приходится только 9,2%, так как к льготной категории в этом сегменте относятся пациенты с редкими заболеваниями, входящими в перечень 14 нозологий.

Структура закупок ЛП в разрезе льготных программ, январь-май 2021 г.

Значительная доля в финансировании за счёт средств федерального бюджета (ВЗН+ОНЛС) присутствует в Приволжском (доля 73% от общего объёма закупок) и Сибирском федеральных округах (72%). При чём в Приволжском регионе достаточно большой вес занимает программа ВЗН (57%), в Сибирском – ОНЛС (26%).

Наиболее активно средства регионального бюджета используются при финансировании в Центральном (59%), Северо-Западном (53%) и Дальневосточном ФО (50%). А наименьшая доля регионального финансирования наблюдается в Приволжском округе (27%).

При анализе структуры закупок в упаковках, можно заметить, что в большинстве регионов наибольшая доля приходится федеральную льготу. В Сибирском федеральном округе 74% закупок в натуральном выражении приходится на программы ВЗН и ОНЛС. А в Крымском регионе 92% тендерных закупок занимает РЛО.

Структура закупок ЛП по федеральным округам в разрезе льготных программ, январь-май 2021 г.

С 2008 года пациенты, страдающие редкими заболеваниями, получают необходимое лекарственное обеспечение в рамках федеральной программы ВЗН. В последние годы наметилась тенденция расширения перечня заболеваний по данной программе. Так, к 2021 году перечень нозологий был расширен в 2 раза – с 7 до 14 заболеваний.

«14 высокозатратных нозологий» (14 ВЗН) – федеральная целевая государственная программа, осуществляющая обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственной им тканей, рассеянным склерозом и другими заболеваниями, которые не поддаются полному излечению. Эта льготная категория граждан получает лечение бесплатно в рамках перечня лекарственных средств, утверждённых правительством.

С 2021 года перечень ВЗН был дополнен 4 новыми международными непатентованными наименованиями: «Талиглюцераза альфа» («Элисо»), «Окрелизумаб» («Окревус»), «Симоктоког альфа» или фактор свёртывания крови VIII человеческий рекомбинантный («Нувик») и «Эмицизумаб» («Гемлибра»).

Ёмкость сегмента ВЗН, согласно данным аудита льготного лекарственного обеспечения фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»), в январе-мае 2021 года составила 7,0 млн упаковок стоимостью 54,4 млрд рублей. При сравнении с первыми 5 месяцами 2020 года объём закупок лекарственных средств вырос на 11,3% в рублёвом выражении и на 95,1% — в натуральном. Значительный рост в упаковках произошёл в результате роста потребления фермента «Имиглюцераза» (отечественный бренд «Глуразим») с 8,0 тыс. до 3,2 млн упаковок.

Доля локализованных препаратов в структуре закупок сильно возросла. За год удельный вес препаратов из перечня высокозатратных нозологий, произведённых на территории России, увеличился на 11,2% до 42,8% в рублях и на 23,4% до 70,4% в упаковках. Это обусловлено более значительной динамикой продаж локализованных лекарств (+50,9% в руб. и +192,0% в упак.), нежели у лекарств зарубежного производства (-6,9% и +9,1% соответственно).

Структура закупок ЛП в программе ВЗН по происхождению, январь-май 2021 г.

Примечание – Локализованные препараты – это лекарственные средства, произведённые на территории России.

Это связано с тем, что по многим МНН произошло заметное переключение на локализованные лекарственные средства. В половине МНН первой десятки по стоимостному объёму либо полностью закупаются, либо доминируют препараты, произведённые на территории РФ: «Ритуксимаб» (доля локализованных ЛП составила 98,3% в рублях); «Мороктоког альфа» (100%); «Такролимус» (57,8%); «Экулизумаб» (100%); «Интерферон бета-1b» (100%).

В целом по федеральной программе льготного лекарственного обеспечения (ВЗН и ОНЛС) по итогам первых 5 месяцев 2021 года доля локализованных препаратов в натуральном выражении составила 83,0% против 83,7% в январе-мае 2020 года. Зарубежные средства обладают более высокой стоимостью: одна упаковка препарата импортного производства обошлась государству при закупке в 6 457 рублей, в то время как локализованные лекарственные средства стоили в среднем в 6 раз ниже – 1 071 руб. В результате такой разницы в цене импортные ЛП опередили локализованные по объёму закупок в стоимостном выражении (55,2% против 44,8%).

Читайте также:
Lg backup что это за программа нужна ли она на телефоне

По итогам первых пяти месяцев 2021 года закупки новых МНН составили: «Окрелизумаб» (бренд «Окревус») – 1 572,9 млн руб.; «Симоктоког альфа» («Нувик») – 285,8 млн руб.; «Эмицизумаб» («Гемлибра») – 1 083,8 млн руб. В январе-мае 2020 года в программе ОНЛС закупался только препарат «Окревус» для взрослых пациентов с рассеянным склерозом (объём реализации составил 638,5 тыс. руб.).

Рейтинг МНН заметно изменился относительно 5 месяцев 2020 года. В ТОП-10 вошли три новых международных непатентованных наименования. Максимальный темп прироста продемонстрировали: гемостатическое средство «Мороктоког альфа» (+157,6%; +10 мест), иммунодепрессант «Такролимус» (+144,2%; +9 позиций), цитокин «Интерферон бета-1b» (+97,5%; +10 строчек). Только у двух МНН из первой десятки закупки за год снизились.

ТОП-10 МНН в программе ВЗН по стоимостному объёму, январь-май 2021 г.

Источник: dsm.ru

Союз пациентов обеспокоен закупкой лекарств по программе «14 ВЗН»

Программа «14 высокозатратных нозологий», позволяющая обеспечивать дорогими лекарственными препаратами россиян с редкими заболеваниями, испытывает финансовые трудности и нуждается в корректировке – таково мнение экспертов. Когда недостаток бюджетных средств на закупку лекарственных препаратов является не разовой, а систематической проблемой, простым заимствованием денег из следующего периода ничего не решить, полагают они, так как в будущем это придется делать снова, загоняя ситуацию в тупик. Почему настолько важная программа испытывает финансовые трудности и как их решить, разбиралась «Газета.Ru».

Повод для беспокойства

Всероссийский союз пациентов обратился к министру здравоохранения Михаилу Мурашко с просьбой обратить внимание на процесс защиты заявок на препараты для лечения заболеваний по программе ВЗН на 2022 год. В противном случае, опасаются в объединении, врачи при назначении лечения будут вынуждены руководствоваться не медицинскими, а экономическими соображениями из-за недостатка финансирования.

Сложности с выделением бюджетных средств на закупку лекарственных препаратов в рамках программы возникают не впервые, поэтому, как полагают специалисты, в данном случае необходимы более серьезные меры, чем заимствование средств из бюджета грядущего года – ведь и в будущем они будут нужны не меньше, чем в настоящем.

Федеральная программа «14 высокозатратных нозологий» существует с 2008 года. Она позволяет обеспечивать лекарственными препаратами пациентов с гемофилией, муковисцидозом, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственной им тканей, рассеянным склерозом, болезнью Гоше и другими заболеваниями, которые не поддаются полному излечению. Минздрав собирает от регионов заявки на наиболее дорогостоящие лекарственные препараты и закупает их за государственный счет.

Согласно данным Минздрава, по состоянию на 1 января 2020 года в Федеральный регистр по ВЗН были включены 219 318 человек. В числе задач ведомства на 2021 год значились наполнение и функциональная доработка регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания.

Однако во Всероссийском союзе пациентов ситуация вокруг реализации программы вызывает беспокойство. В письме, адресованном главе Минздрава Михаилу Мурашко, говорится, что в августе Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан объявил аукцион на поставку ряда препаратов для лечения высокозатратных нозологий, закупленных ранее не в полном объеме. На закупку лекарств по «14 ВЗН» в 2021 году было выделено 64,3 млрд рублей, а в 2022 году планируется потратить 66,9 млрд бюджетных рублей – это на 4% больше, притом, что часть этой суммы пойдет на закупку лекарств для пациентов, нуждающихся в лечении, уже в 2021 году. Очевидно, что для обеспечения всех нуждающихся этой суммы будет недостаточно.

«Финансирование новых закупок проводится за счет средств федерального бюджета на 2022 год и это говорит о глубоком кризисе финансирования программы ВЗН. Предполагаем, что проблема пока не решена и в следующем году мы снова можем столкнуться с дефицитом дорогостоящих препаратов для лечения столь тяжелых заболеваний. ВСП обеспокоен сложившейся ситуацией и просит также обратить внимание на процесс защиты заявки на препараты для лечения заболеваний по программе ВЗН на 2022 год и одобрение назначенной экспертом терапии инновационными препаратами по причине недостаточной эффективности ранее получаемой терапии», — пишут представители организации.

В связи со сложившимся дефицитом бюджета, Всероссийский союз пациентов обеспокоен тем фактом, что доступность современной эффективной терапии по программе ВЗН будет определяться не назначением специалистов и клинической необходимостью, а экономическими подходами, резюмируют авторы обращения к министру.

«Мы вынуждены констатировать, что проблема финансирования программы ВЗН не решается. В 2022 году мы снова столкнемся с дефицитом дорогостоящих препаратов для лечения тяжёлых заболеваний. Для хронических пациентов это означает самый негативный сценарий развития ситуации на фоне новых перебоев в поставках жизнеспасающей терапии», — заявил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.

Обозначить проблему недостаточно – требуется предложить возможные пути ее решения. О ряде таких предложений «Газете.Ru» рассказал советник директора НИФИ Минфина РФ Николай Авксентьев.

По его словам, «14 ВЗН» — хорошая программа, которая действительно обеспечивает пациентов необходимыми лекарственными препаратами, но включение нового препарата было возможно, если его стоимость не приводила к увеличению бюджета программы. «С одной стороны, это плюс, потому что при планировании программы исходят из имеющихся денежных средств. С другой стороны, это минус, потому что появляются новые дорогостоящие препараты, и они могли бы стать альтернативой в тех случаях, когда эффективность старого препарата недостаточна, однако включить их в программу по экономическим соображениям нельзя. Получается, что программа, которая была создана, чтобы снять с регионов финансовую нагрузку, сейчас в некоторых случаях перевернулась в обратную сторону: федеральный бюджет закупает дешевое, а регионам остается дорогое», — поясняет он.

На эти проблемы накладывается включение в перечень ВЗН новых орфанных заболеваний, которые, очевидно, потребовали больше денег, чем исходно планировалось. В результате, констатирует эксперт, мы приходим к ситуации, которая сложилась сейчас. У специалистов НИФИ Минфина есть предложения относительно того, что можно было бы сделать.

В первую очередь эксперты предлагают обратить внимание на постановление, которое регламентирует процесс включения препаратов в ВЗН. В этом документе указаны не расходы программы, а расходы федерального бюджета в целом на лекарственное обеспечение различных групп граждан (ВЗН, федеральные льготы людям с инвалидностью плюс трансферт в систему ОМС, в первую очередь для лекарственной терапии при злокачественных образованиях). Производители часто готовы предлагать скидки при их включении в программу ВЗН, и это тоже может менять расходы на указанные направления лекарственного обеспечения.

«Можно было бы пользоваться этой возможностью и перемещать расходы между программами таким образом, чтобы в сумме они не изменились или даже сократились. Однако на практике пока подобных примеров не было: постановление трактуется именно в части бюджета программы», — рассказывает Авксентьев.

Читайте также:
Ygps что это за программа на Андроид нужна

Второе предложение, которое позволило бы обеспечить пациентов необходимым лечением, касается экономии, образующейся в результате удешевления лекарственных препаратов. Специалисты НИФИ Минфина считают правильным разработать механизм планирования предполагаемой экономии в силу заключения долгосрочных контрактов или выхода воспроизведенных аналогов. «Если эта экономия необходима для расширения имеющегося лекарственного обеспечения, то использовать [ее] с этой целью. Если же в данный момент ситуация этого не требует, то при наличии свободных средств можно включить в нее что-то, требующее дополнительных расходов», — говорит эксперт.

Можно использовать и ряд других способов решения финансовых проблем программы – например, в части управления назначениями. Сейчас препарат, включаемый в программу, должен предоставляться всем пациентам при наличии соответствующих медицинских показаний. Например, препарат для лечения заболеваний крови может применяться в первой или второй линии терапии, но для кого-то из пациентов есть альтернатива, которая с высокой вероятностью сработает, а для кого-то это единственный вариант лечения. Формально в программе сейчас нельзя выделить эту группу, не имеющую альтернатив, хотя в этом есть смысл, говорит Николай Авксентьев.

Наконец, еще один путь решения трудностей программы «14 ВЗН» — так называемые инновационные методы доступа на рынок. Это, например, соглашения о разделении рисков, причем не только связанных с эффективностью, когда производитель получает выплату только в случае успешного применения препарата, но и связанных с численностью целевой популяции пациентов. «Наша статистика не всегда совершенна, поэтому, когда мы включаем что-то новое в программу, сложно понять, сколько таких пациентов у нас будет. Условно говоря, у нас есть деньги на 150 человек, а если их будет 200, денег может не хватить. Эти опасения как раз можно закрывать контрактами с разделением риска с производителем», — отмечает советник главы НИФИ Минфина.

По его словам, некоторые производители готовы предлагать подобные подходы и предоставлять дополнительное количество препаратов за свой счет, так как для них это гарантированный рынок. В результате все стороны процесса остались бы в выигрыше.

Здравоохранение и экономика

Обеспокоенность относительно лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями разделяет и президент общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский.

«Программа, известная как «Программа 7 нозологий», была создана в 2007-2008 годах. Были выявлены 7 нозологий, едва не погубившие всю программу дополнительного льготного лекарственного обеспечения (ДЛО), так как для их лечения необходимы очень дорогие лекарственные препараты. Со временем число высокозатратных нозологий было увеличено до 14. К сожалению, этот процесс не сопровождался соответствующим наполнением деньгами», — рассказывает он.

По словам Саверского, за 14 лет существования программы многие препараты, входившие в нее изначально, дешевели в силу комплекса причин. В результате вместо того, чтобы добавлять в программу другие, инновационные лекарственные средства, например, от гемофилии или рассеянного склероза, стали добавляться другие нозологии. В итоге для 7 нозологий, первоначально входивших в программу, предусмотрены более дешевые и старые лекарственные препараты, а для попавших туда позднее – более дорогие и современные средства, говорит эксперт.

Ситуация усугубляется тем, что вместо системного пересмотра программы ВЗН, чтобы финансировать с ее помощью действительно дорогостоящее лечение, в нее вводятся дополнительные критерии в пользу наиболее дешевых препаратов. «Сейчас правительством рассматривается проект нового постановления №871, которое регулирует принятие перечней. Экономический принцип ложится в основу формирования перечней, причем прямо на входе регистрационное досье рассматривается именно с этой точки зрения.

И дальше по процедуре: как экономика играет роль в начале, так она до конца и сопровождает его, имеет решающее значение. Что здесь критически важно? Конечно, экономика важна, но вопрос в том, почему этим занимается Минздрав, а не Минфин. Пациентское сообщество устроило бы, если бы Минздрав не брал на себя функции Минфина. В противном случае складывается какая-то странная ситуация, при которой фактически в государственном аппарате интересы пациентов не представляет никто», — делится мнением Александр Саверский.

А ведь если посмотреть 14 статью ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», говорит он, то в самом ее начале будет написано, что задачей федеральных органов власти является, в частности, защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья. Тренд, при котором во главу угла ставятся только деньги, естественно, не может никого устраивать, констатирует глава «Лиги защитников пациентов».

Из жесткого ценового ценза вытекает другая проблема – безальтернативность лечения для пациентов, отмечает эксперт.

«Это приводит к целому ряду проблем. Поскольку во всех перечнях есть только один препарат, то есть выбора нет, происходят страшные вещи: врач не может подобрать терапию. Даже если он видит, что пациенту необходимо что-то поменять, он не может этого сделать, потому что существующая система перечней не дает такой возможности.

Если в перечень входит новый препарат, то прежний из него выходит, то есть альтернатив нет. Врачебная комиссия созывается только по жизненным показаниям или в случае непереносимости препарата. А что делать в случаях, когда эффективность недостаточна? Подобрать терапию не получится», — рассказывает Саверский.

По его словам, дозакупка лекарств на текущий год за счет бюджета на следующий год приведет к возникновению «дыры» в бюджете программы, и беспокойство пациентов на этот счет является совершенно обоснованным.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Проблема финансирования важной программы «14 ВЗН» носит комплексный характер, и решить ее простым переносом расходов из года в год невозможно – возникает порочный круг, который необходимо разорвать, не доводя ситуацию до крайности.

Эксперты полагают, что имеющиеся сложности нужно решать в комплексе. Во-первых, необходимо увеличить финансирование программы, о чем неоднократно просили пациентские объединения, адресуя письма президенту Владимиру Путину и главе правительства Михаилу Мишустину. Во-вторых, важно оптимизировать расходы, скорректировать принципы распределения средств и наладить сотрудничество с фармпроизводителями, чтобы максимально эффективно распоряжаться бюджетными рублями, отмечают специалисты.

Главным союзником пациентов в решении этого вопроса, по мнению экспертов, должен быть Минздрав как гарант прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья. Объединенными усилиями привлечь внимание к проблеме и добиться ее решения шансов будет существенно больше. Это сложный, но нужный путь, который позволит сохранить здоровье и жизнь сотням тысяч россиян.

Источник: www.gazeta.ru

Семь плюс пять

Программа «7 высокозатратных нозологий» будет расширена почти вдвое. Но с этим связаны и дополнительные риски, предупреждают эксперты. Уже сейчас больше половины участников программы испытывают проблемы с получением лекарств по основному заболеванию. А с включением в федеральную программу препаратов второй линии, абсолютный дефицит бюджета программы будет ощущаться все сильнее.

Семь плюс пять

Самая успешная программа лекобеспечения «7 высокозатратных нозологий» (7 ВЗН) будет расширена почти вдвое. Но с этим связаны и дополнительные риски, предупреждают эксперты. Уже сейчас больше половины участников программы испытывают проблемы с получением лекарств по основному заболеванию. А с включением в федеральную программу препаратов второй линии, абсолютный дефицит бюджета программы будет ощущаться все сильнее.

Читайте также:
Windows live essentials что это за программа и нужна

Существующий список высокозатратных нозологий выглядит так: гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянный склероз, а также помощь людям после трансплантации органов или тканей. Со следующего года, согласно изменениям, внесенным этим летом в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», перечень высокозатратных нозологий пополнят еще 5 заболеваний: гемолитико-уремический синдром, юношеский артрит с системным началом, мукополисахаридоз I типа, мукополисахаридоз II типа, мукополисахаридоз VI типа.

Программа, сохраняющая жизни Результатам и перспективам федеральной программы был посвящен форум «10 лет программе 7 нозологий», прошедший в пятницу по инициативе Всероссийского союза общественных объединений пациентов. Десять лет назад российские власти сделали очень важный шаг, запустив федеральную программу «7 ВЗН», за это время был накоплен уникальный опыт для всей отечественной системы здравоохранения по централизованному сопровождению лечения тяжелых групп пациентов. «Программа сохраняет жизнь сотням тысяч людей.

Если бы не она, некоторых из присутствующих в зале уже просто не было бы. За эти годы выросло качество жизни пациентов с гемофилией ­– 46% из них работают, этот показатель двукратно вырос с 2008 года», – рассказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев.

С другой стороны, отмечали эксперты, в мире появились препараты второй, инновационной линии, а также возможности патогенетического лечения (когда лекарственный препарат устраняет какое-то звено патогенеза наследственных заболеваний) заболеваний, не входящих в программу. Включение пяти дополнительных заболеваний в программу «7 ВЗН» позволит закупать лекарства для их лечения за счет федерального бюджета, а не за счет регионов.

Речь идет о сумме порядка 7 миллиардов рублей ежегодно. И это очень хорошо для пациентов: по официальным данным, исполнение федеральной программы составляет 98%, в то время как средняя обеспеченность больных по программам, возложенным на плечи субъектов РФ, гораздо ниже и сильно разнится в зависимости от региона.

«Мы ожидали увидеть более благополучную картину» Впрочем, далеко не все гладко и с федеральными льготниками.На Форуме были представлены результаты исследования качества жизни и экономики программы «7 ВЗН». Как показал анализ 956 анкет пациентов – участников программы, 52% из них испытывают проблемы с получением лекарств даже по основному заболеванию.

67% респондентов приходилось менять препарат для лечения основного заболевания от двух до десяти раз. Среди других проблем пациенты называли доступность инновационных препаратов, сохранение схем лечения, возможность социальной реабилитации и проблемы с получением препаратов в стационарах. «Будем говорить откровенно: пациенты везут в сумках нужный препарат для того, чтобы им оказали помощь в стационаре», – заявил Жулев.

Кроме того в разных группах пациентов разнится и уровень доступности препаратов. По словам Жулева, начиная исследование, его авторы ожидали увидеть более благополучную картину. Но, видимо, внесли свой вклад одна-две нозологии, больные которыми испытывают наибольшие материальные трудности, связанные с приобретением лекарств.

В частности, о таких трудностях сообщили 85% больных рассеянным склерозом. «Злоупотребления на местах» Дискредитируют программу и «злоупотребления на местах», в частности, факты нерационального распределения препаратов.

Об этом рассказала директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина. В качестве примера она привела минздрав Калининградской области, подавший заявку на один из наиболее дорогостоящих препаратов (леналидомид) для 20 пациентов. При этом 12 из них не были жителями региона.

А в Санкт-Петербурге Росздравнадзор обнаружил 104 невостребованные упаковки препарата стоимостью более 50 млн рублей. И при этом многие пациенты в разных регионах получают значительно меньшее число упаковок препаратов, чем надо, или не получают их вообще. «Это к вопросу о том, насколько эффективно мы тратим даже те ресурсы, которые у нас есть», — отметила Максимкина.

Но, в любом случае, программа «7 ВЗН» доказала свою эффективность – за счет централизации и грамотного управления. Тем более, что за 10 лет число пациентов в федеральных регистрах выросло в 10 раз (за счет увеличения числа нуждающихся – на 8-16% в год и роста продолжительности их жизни), а финансирование растет практически лишь на уровне инфляции.

Так, в 2011 на эту программу было выделено 38,2 млрд рублей, в 2014 – 40,5 млрд рублей, в 2018 – 43,6 млрд рублей. Дополнительные риски Между тем, по словам Максимкиной, в этом году в федеральную программу было включено беспрецедентно большое количество препаратов второй линии. А это значит, что абсолютный дефицит бюджета программы будет ощущаться все сильнее.

Дополнительные риски создает и расширение программы «7 ВЗН». По оценке сопредседателя Всероссийского союза пациентов, президента Общероссийской общественной организации инвалидов-больных рассеянным склерозом Яна Власова, в нынешнем году недофинансирование программы уже составило 7 млрд рублей.

В следующем году дефицит средств программы достигнет 10,7 млрд рублей, а в 2020 году – 15 млрд рублей. И уже появились обращения со стороны пациентов в суды. О тех, кто остается «за бортом» программы «7ВЗН», то есть пациентов, попадающих под действие программ «24 редких заболеваний», напомнила Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

По ее словам, обеспечение лекарственными препаратами детей с орфанными заболеваниями, ответственность за которые лежит на субъектах РФ – причина множества жалоб из регионов. И это не справедливо, дорогостоящие лекарства для детей со всеми редкими заболеваниями следует закупать централизованно, считает омбудсмен.

Она предложила чиновникам и членам пациентских сообществ представить свои инициативы на рассмотрение Экспертного совета при Уполномоченном, заседание которого состоится 22 ноября. Сами власти намерены решать эту проблему за счет импортозамещения.

На сегодняшний день 40% лекарственных препаратов в программе высокозатратных нозологий – отечественного производства, заявил зам. министра промышленности и торговли Сергей Цыб. На момент старта программы «7ВЗН» в России производился лишь один такой препарат. Сейчас в программе из 27 международных непатентованных наименований 19 уже выпускаются в России на производстве полного цикла. По данным Цыба, это дало 7 млрд рублей экономии за 5 лет, позволило увеличить число обеспеченных лекарствами пациентов. В том числе, речь идет и об инновационных моноклональных антителах. «Орфанные заболевания дали толчок для технологического развития фармацевтической отрасли, – отметил Цыб. – Мы и дальше будем развивать компетенции с учетом новых пяти нозологий, по которым ряд продуктов уже находятся в стадии клинических исследований».

  • Росздравнадзор объяснил, почему из аптек пропал L-тироксин
  • Онколог Давид Заридзе предвещает скорый всплеск онкологических заболеваний в России
  • Коллапс «на контроле»: регионы захлебнулись во второй волне коронавируса

Источник: medportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru