Цель: выявление причин педагогической запущенности подростка.
Педагог социальный (классный руководитель), заполняющий таблицу-анкету, фиксирует установленные причины; если они не отражены в таблице, заносятся в раздел «Другие причины». Результаты обследования личности трудного подростка вносятся в Карту обследования, имеющую несколько разделов: общие сведения, семейное воспитание, учение, дисциплина, общественная деятельность, оценочное отношение к коллективу, асоциальные отклонения, причины отклонений, свойства личности, заключение, педагогические рекомендации.
Основные причины отклонений в поведении и развитии
Раздел 1. Влияние семьи
1. Родители подвержены алкоголю
2. Халатное отношение к воспитанию детей
3. Нездоровая моральная обстановка в семье
4. Полное непослушание детей родителям
5. Судимость родителей
6. Культ физической силы в семье
8. Культ денег, вещизм, карьеризм, чванство, барство в семье
9.Культ ребенка в семье, вседозволенность. Отсутствие наказаний, удовлетворение всех запросов
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕБЕНОК. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК ИСПРАВИТЬ ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТРУДНОГО РЕБЕНКА.
10, Мелочная опека
13. Непосильные требования
12. Физические наказания, насилие, недоверие
13. Пресечение всякого рода активности
14. Нет постоянного трудового поручения
15. Нет навыков самообслуживания
16. Нет участия в коллективном труде семьи
17. Не знает бюджета семьи, ее трудовых доходов
18. Нет совместного чтения книг и их обсуждения
19. Нет дружбы между детьми и родителями
20. Нет коллективных походов в кино и театр, на природу
21. Нет чувства ответственности перед семьей
Раздел 2. Влияние среды
1. Дружба с подростками из групп с отрицательной общественной направленностью
2. Влияние взрослых с антиобщественными склонностями
3. Бесконтрольный недозированный просмотр фильмов
4. Частое посещение дискотеки, видеосалонов, просмотр фильмов ужасов, жестокости, насилии, эротики
5. Чрезмерное увлечение детективной литературой
6. Другие причины (дописать)
Раздел 3. Пробелы в воспитательной работе школы
1. Отсутствие систематической связи с семьей
2. Незнание индивидуальных и возрастных особенностей подростка
3. Неучет в воспитании степени педагогической запущенности ученика
4. Незнание потенциальных возможностей школьника
5. Неправильное построение отношений ученика и коллектива
6. Отсутствие доверительных отношений педагогов с учащимся
7. Недостатки индивидуальной работы с подростком
8.Неумение организовать успешную учебу и общественно-трудовую деятельность школьника
9. Отсутствие индивидуальной работы по пробуждению у ученика познавательного интереса в учении
10. Плохая организация работы по ликвидации пробелов в знаниях школьника
11. Другие (дописать)
Раздел 4. Пробелы в работе общественности
1. Формализм в работе советов содействия семье и школе
2. Доминирование вербальных форм воздействия
Проявление девиантного поведения у детей и подростков. Профилактика и коррекция девиации
3. Отсутствие должной материальной базы в клубах по месту жительства
4. Отсутствие квалифицированных кадров в клубах по месту жительства
5. Отсутствие системы в работе общественных воспитательных учреждений
6. Отсутствие форм работы по вовлечению педагогически запушенных школьников в спортивные клубы, секции
7. Эпизодичность в работе шефов-общественников
8. Отсутствие интересных дел, способных увлечь подростка
9. Доминирование карательной функции инспекции и комиссий по делам несовершеннолетних
10. Преобладание контрольных форм работы в ущерб воспитательной в инспекциях по делам несовершеннолетних
11. Другие причины (дописать)
Источник: studfile.net
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Психодиагностика психолога в школе
Бланки и картотека для диагностики
Нарушение поведения у ребенка (пакет методик для диагностики)
Нарушение поведения у ребенка (пакет методик для диагностики) |
Психодиагностика психолога в школе — Бланки и картотека для диагностики |
Пакет методик для диагностики нарушения поведения у детей. Причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.
Формы, методы и приемы работы классного руководителя
Гибкая система оценок с учетом мотивации, использование развернутых оценочных суждений, исключение негативного оценивания (оценка учебной деятельности не есть оценка личности ребенка). Нарушение поведения – склонность к обману Методика Айзенка (шкала лжи), беседа с учеником; беседа с преподавателями, сверстниками, родителями.
Формы, методы и приемы работы классного руководителя
Нарушение поведения — демонстративность
Формы, методы и приемы работы классного руководителя
Нарушение поведения – замкнутость, необщительность 6. Тест тревожности Филлипса. Формы, методы и приемы работа классного руководителя
Нарушение поведения – уход из дома, склонность к бродяжничеству
Формы, методы и приемы работы классного руководителя
Основные виды нарушений поведения у детей и методы работы по их преодолению:Нарушение поведения – агрессивность Формы, методы и приемы работы классного руководителя
Учет возрастных особенностей детей, изменение стиля общения. Памятка для родителей и учителей Трудности в общении с ребенком и пути их устранения Цель, которую неосознанно преследует ребенок Ответ Рекомендации 1.привлечь к себе внимание Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается Обращают внимание и раздражаются Прекращает на время, затем снова начинает 2. показать, что имеет власть над другими Отказывается делать то, что от него хотят Пытается использовать свою власть, чтобы заставить, начинает сердиться Упрямится или усиливает неповиновение Избегать борьбы за власть 3. отплатить, отомстить, взять реванш Вредит или портит вещи, может оскорбить Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить и за это Не показывать свой гнев и обиду 4. продемонстрировать свою неспоспособность Неспособен научиться сам. навыкам, требует помощи Соглашаются с тем, что р-к ни на что не способен Поверить в спос-ти и возможности р-ка
Главное меню
Источник: www.vashpsixolog.ru «Выявление причин отклонений в поведении учащихся». Обобщение опыта работы социального педагога.
|
![]() |
48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Выявление причин отклонений в поведении учащихся».
Обобщение опыта работы социального педагога
Положительный результат в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся во многом зависит от степени согласованности целей и способов деятельности между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, а именно учителей, ребенка и родителей.
Мною было проведено экспериментальное исследование, задача которого заключалась в диагностике причин отклонений в поведении школьников. В качестве респондентов были выбраны учащиеся, которые являются неуспевающими, недисциплинированными, часть из них состоит на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, то есть были выбраны учащиеся с отклонениями в поведении.
В исследовании приняли участие учащиеся школы (10 человек) и их родители (10 человек), а также члены педагогического коллектива, работающие с этими учащимися (10 человек).
Краткие сведения о респондентах рассмотрены в таблицах: учащиеся – таблица №1, родители – таблица №2, учителя – таблица №3
Средний возраст учащихся, принявших участие в исследовании 13 лет (2 девочки и 8 мальчиков). Большинство респондентов воспитываются в неполных семьях.
Также в тестировании приняли участие мамы этих детей. Средний возраст которых – 39 лет, большая часть из них имеет среднее специальное образование, преобладающее большинство (8 из 10) воспитывают детей без мужа.
Педагоги, принявшие участие в эксперименте – все женщины, средний возраст которых — 44 года, все педагоги с высшим образованием, большинство из них имеют большой стаж и опыт работы (около 20 лет).
Для исследования были выбраны следующие методики :
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяют два фактора: доминирование — подчинение и дружелюбие — агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Методика PARI (методика изучения внутрисемейных отношений).
Методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (отношение к семейной роли, отношение к ребенку, а именно: рассматривается оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке). Авторы – американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл.
В нашей стране методика апробирована Т.В. Нещерет.
Тест-опрос для учителей на предмет отношения к педагогической деятельности и воспитанникам «Психологический портрет учителя».
Цель опроса заключается в следующем:
— осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности;
— обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников;
— поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем;
— выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.
Обработка и анализ результатов исследования
Получив первичные характеристики средних значений, был проведен качественный анализ полученных результатов и выявлены наиболее характерные признаки по выборкам учащихся, учителей и родителей.
Тестируя учащихся, были определены типы отношений к окружающим и получены следующие результаты (далее показано число опрошенных с высокой степенью выраженности отношений):
«эгоистичный» – 50 % опрошенных,
«агрессивный» – 40% опрошенных,
«подозрительный» – 40% опрошенных,
«авторитарный» – 30 % опрошенных,
«подчиняемый» — 20% опрошенных,
«зависимый» — 20% опрошенных.
Такие факторы, как «дружелюбный» и «альтруистический» получили наименьшее количество баллов, большая часть опрошенных игнорировали эти утверждения.
Тестируя мам этих учащихся, было определено их отношение к семейной роли, а также их отношение к ребенку. Наиболее высокие баллы получились по следующим признакам:
«семейные конфликты» — 80 % опрошенных,
«безучастность мужа» — 80 % опрошенных,
«уклонение от контакта с ребенком» — 70% опрошенных,
«стремление ускорить развитие ребенка» — 60% опрошенных,
«раздражительность» — 50% опрошенных,
«ощущение самопожертвования» — 50% опрошенных,
«неудовлетворенность ролью хозяйки» — 50% опрошенных.
Далее по убывающей:
«исключение внесемейных влияний» — 30%
«несамостоятельность матери» — 30%
«зависимость от семьи» — 20%
«опасение обидеть» — 20%
«подавление агрессивности» — 20 %
«чрезмерная забота» — 10%
«подавление воли» — 10%
«излишняя строгость» — 10%
«сверхавторитет родителей» — 10%
«партнерские отношения» — 10%
«подавление сексуальности» — 10%
«доминирование матери» — 10%
«вмешательство в мир ребенка» — 10%
«уравненные отношения» — 10%
Таким образом, почти половина респондентов-учащихся обладают высоким уровнем агрессивности, они эгоистичны, подозрительны, не дружелюбны по отношению к окружающим. В семьях этих учащихся происходят частые конфликты, что пагубно отражается на детях.
Большинство мам уклоняются от общения с детьми, они не знают, как и какими интересами живут их дети, с какими проблемами они сталкиваются. В воспитании детей совсем не фигурирует роль отца, наблюдается его безучастность, невключенность в дела семьи. Такая ситуация в семьях во многом объясняет поведение детей. Отсюда враждебное отношение к окружающим, агрессия, подозрительность.
Негативное поведение детей это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку. Дети чувствуют себя изолировано, отчужденно, их не понимают и не пытаются понять ни дома, ни в школе.
Анализируя результаты тестирования учителей можно сказать следующее:
авторитарным стилем преподавания обладают 40% опрошенных. Ученик для них является объектом воздействия. Такой учитель пронизан чувством отчужденности, непринятия «трудных» учащихся, что в свою очередь затрудняет сотрудничество учитель – ученик. В результате дети утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты.
Для половины опрошенных учителей ученик — равноправный партнер. Такой учитель привлекает ребят к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников. Основные методы воздействия такого учителя: совет, просьба, побуждение к действию. Для него характерны высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя тем самым эффективности обучения.
Итак, мною было проведено экспериментальное исследование, которое заключалось в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся. Результаты исследовательской работы позволили сделать следующий вывод: недостаточно развито взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса, практически отсутствует партнерство: ученик – учитель – родитель. А именно: заранее сложившаяся негативная установка учителей по отношению к трудновоспитуемым учащимся и, как следствие, отсутствие положительного делового взаимодействия, партнерства, межличностных контактов и доверительных взаимоотношений между учениками и учителями; недостаточный психолого-педагогический всеобуч родителей.
А как известно положительный результат в работе с такими детьми возможен благодаря совместным усилиям всех участников образовательного процесса (и ребенка, и учителей, и родителей). Необходима взаимодополняемость позиций и педагога, и родителей в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество на всех стадиях работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы социального педагога с учащимися, пропускающими учебные занятия
В данном материале предложено положение об учете посещаемости учебных занятий учащимися план работы с учащимися, пропускающими учебные занятия сведения о пропустивших учебные занятия сведения по кл.
«Толерантность — дорога к миру». Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.
Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил.
Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.
Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать. .
Профилактика суицидальных проблем среди подростков (из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ № 24 г. Тамбова Пономаренко О.Г.)
Уже не первый год я работаю над темой профилактики суицида среди подростков. Данная проблема весьма актуальна в последние десятилетия. В 2012-2013 учебном году проведя опросы школьников, я получила сл.
«Социальное проектирование как средство формирования УУД в рамках внедрения ФГОС» (из опыта работы социального педагога МАОУ Добрыниховской СОШ Филаретовой А.А.)
В этой статье представлен личный опыт педагога в работе над социальными проектами.
Описание опыта работы Социального педагога, эссе «Один день социального педагога», визитная карточка
Здесь вы найдёте пример описания опыта работы Социального педагога, эссе на тему «Один день социального педагога», визитную карточку в стихотворной форме.
Обобщение опыта работы методиста,педагога дополнительного образования Садыкова Гизара Фагимовича
laquo;Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации образовательного процесса на основе ЭОР»Как метод обучения, экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века, .
Источник: nsportal.ru