Программа выбора брачного партнера которая обеспечила бы вам успех на ярмарке женихов невест

1. Реконструируйте историю знакомства и создания семьи на основе беседы с известной вам семьей. Что, по-вашему, является фактором риска и что – устойчивости для ее будущего? Почему?
2. Какие мифы о семье сегодня популярны? Назовите аргументы «за» и «против».
3. Как менялось значение функций семьи в ходе исторического развития общества?
Назовите основные этапы развития брачно-семейных отношений в истории общества.
4. В чем состоят специфические особенности современной российской семьи?
5. По мнению молодых людей, самой серьезной из всех функций выглядит репродуктивная функция. Она даже входит в расхожий перечень задач жизни: «Родить ребенка, посадить дерево и построить дом». Может ли даже эта благородная функция быть высшей целью семейной жизни? Обоснуйте свой ответ.
6. Дайте развернутый ответ на один из вопросов.

2. Какова роль матери и отца в психическом развитии ребенка?
10. Конфликт поколений проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи.

Я иду тебя искать Вебинар-практикум на тему поиска и выбора брачного партнёра

11. Что лежит в основе сексуальной мотивации индивида? Используйте в ответе анализ теорий З.Фрейда и И.Кона.
12. Сформулируйте цели и задачи подготовки подростков к семейной жизни.
13. Охарактеризуйте динамику развода. Сформулируйте рекомендации по успешному преодолению его последствий.
14. Какая теоретическая модель выбора брачного партнера представляется вам наиболее обоснованной? Составьте «программу выбора брачного партнера», которая обеспечила бы вам успех на «ярмарке невест/женихов».
15. Какие стратегии и способы разрешения конфликтов вам известны? Дайте оценку эффективности каждой из стратегий. Какие стратегии в семейной жизни используете вы сами?
16. Какова.

Источник: morereferatov.ru

Мотивы выбора брачного партнёра

Важнейшим исходным фактором, определяющим прочность будущей семьи, является мотивация вступления в брак.

В современной психологии выделяют три мотивации на брак: 1) мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае — намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других, когда другой человек является только средством для исполнения заветного желания жениться или выйти замуж. И в общем неважно, какой именно партнёр рядом.

Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет, все силы тратятся на его поиски. Эти действия сами по себе не имеют негативной окраски. Во многих случаях брак начинается именно с этой позиции.

2) мотивация на определённый тип брака. В этом случае люди ориентируются на определённый тип партнёра, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. Этот факт так же, как и первый сам по себе не окрашен в негативные тона, но могут возникнуть проблемы, когда впоследствии встречается человек, который действительно вызывает сильные чувства.

Гостевой брак или регистрация брака, что лучше. Правильный выбор партнера.

3) мотивация на определённого человека. В этом случае избранник принимается со всеми достоинствами и недостатками. Это осознанный выбор с установкой на принятие определённого человека, а значит, и с ответственностью за свои чувства.

Содержание мотивации определяет степень адекватности мотивов для создания гармоничной семьи. [13]

Мотивы заключения брака составляют основу иерархии человеческих потребностей, описанных ещё в пирамиде Маслоу:

· реализующие потребность любить и быть любимым;

· самоутверждения и самореализации (в частности, мотивы социального и статусного утверждения);

· удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности, когда партнёр рассматривается как источник заботы и стабильности;

· реализующие потребность в аффилиации (обществе других людей, общении, эмоциональных контактах, дружбе, любви);

· мотив самоактуализации в отношениях со значимым другим;

· мотив продолжения рода, стремление к реализации роли родителя;

· сексуальное влечение к партнёру, желание иметь стабильные сексуальные отношения;

· мотив долга и социальной обязанности, в основе которого лежат забота и ответственность за благополучие партнёра;

· прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения).

Существуют различные классификации мотивов, но я бы хотела рассмотреть классификации по двум основаниям: осознанности и оптимальности, а также различие мотивов брачных и семейных.

Читайте также:
Как отключить программу 360 total security

Изучением неосознанных мотивов занимался К. Г. Юнг. В своей статье «Брак как психологическое отношение» он говорит о том, что молодой человек не может полностью понимать как других, так и себя, поэтому он не может быть полностью осведомлён о мотивах других людей, в том числе, и о своих собственных.

Бессознательные мотивации по Юнгу имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего, это мотивы, вызванные влиянием родителей. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки — к отцу. Сознательная любовь к родителям способствует выбору супруга, сходного с ними, а бессознательная усложняет выбор и приводит к различным вариациям.

Также автор говорит, что осознать бессознательные мотивы и влияния можно только с помощью брака.

Другими авторами, выделившими группу мотивов, которые чаще всего не осознаются, являются А. Б. Добрович и О. Ясицкая. Часто эти мотивы называют «ловушками влюблённости», которые затрудняют адаптацию в браке и приводят к разочарованию партнёров друг в друге. Соответственно, мы также можем отнести данные мотивы к неоптимальным. [21] К ним относятся:

1. обоюдное актёрство, когда молодые люди играют романтические роли;

2. общность интересов, когда совпадение интересов, общие увлечения принимают за родство душ;

3. уязвлённое самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой;

4. ловушка неполноценности, в которой сливаются чувство благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;

5. интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;

6. взаимная легкодоступность;

7. жалость (вина, долг), которые могут восприниматься как «собственная доблесть»;

8. порядочность, когда брак стимулируется мнением близких людей и ответственностью перед ними;

9. выгода, когда человек посредством такого брака обретает материальное благополучие;

10. месть, когда выбор партнёра и вступление брак совершают «назло обидчику»;

11. боязнь одиночества, когда брак выступает в роли спасения от своих проблем и страха будущей жизни.

Но данные мотивы могут быть и осознанными при условии, что намерения людей, руководствующихся этими мотивами при вступлении в брак, серьёзны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объёме. [23]

К числу оптимальных мотивов мы можем отнести классификацию, предложенную С.В. Ковалёвым:

2. духовную близость;

3. материальный расчёт;

4. психологическое соответствие;

5. моральные соображения. [16]

Конечно, мы можем не согласиться с тем, что брак по расчёту является оптимальным мотивом, однако, в последнее время отношение к подобному браку претерпело изменение. Так, по данным социологического опроса, только 33% опрошенных молодых людей осуждают брак по расчёту, а 50% относятся к нему с пониманием. 16% респондентов заявили, что они «хотели бы иметь такую возможность» (Ганичева, 2002). Соответственно, если оба партнёра руководствуются прагматическими мотивами при заключении брачного союза, то брак «по расчёту» может быть устойчивым и удовлетворять обоих супругов.

Также к оптимальной мы можем отнести иерархическую систему мотивов С.И. Голода, которая была получена в результате опроса в 1977 г.:

1. любовь (39% мужчин и почти 50 % женщин);

2. общность интересов, взглядов (26% мужчин, 28 % женщины);

3. чувство одиночества (15% и 5% соответственно);

4. чувство сострадания (7% и 3%);

5. вероятность скорого рождения ребёнка (7% и 4 %);

6. случайность (4% и 2%);

7. материальная обеспеченность будущего супруга (0% и 3%);

8. наличие жилплощади у будущего супруга (2% и 1%);

9. другие мотивы (0,6% и 3 %).

Модели поиска и выбора брачного партнера

В рамках добрачного периода принято выделять так называемый предбрачный период, охватывающий время от момента знакомства с брачным партнером до заключения брака.

Сам процесс поиска и выбора представляется как последовательное «испытание» (исследование) потенциального брачного партнера в соответствии с определенными критериями отбора. Опишем наиболее известные модели описка и выбора брачного партнера

Читайте также:
В программе можно выполнить сортировку word

Модель «стимул—ценность—роль» представляет последовательность стадий отбора супруга. На первой, «стимульной стадии» выбор партнера определяется внешними факторами: физической привлекательностью партнера, особенностями и манерой его поведения, профессией, социальным статусом и т.д.

Важное значение при этом имеет оценка достоинств потенциального партнера друзьями, родителями, другими референтными источниками. На второй, ценностной стадии ориентировка смещается в область изучения ценностей, потребностей, мотивов и интересов партнера.

В ходе познания и рефлексии мотивов, интересов, ценностей партнера происходит его своеобразное «испытание» на степень приемлемости и сходства его взглядов, ценностей и идеалов со взглядами, ценностями и идеалами самой личности, изучение сходства и различий. В случае их существенного расхождения возможность принятия партнера зависит от компенсации различий какими-либо достоинствами или привилегиями.

Наконец, на третьей, «ролевой стадии» происходит исследование совместимости ролей, которые смогли бы выполнять партнеры в будущем брачном союзе. Общение и установление межличностных отношений партнеров позволяют им оценить как сходство своих потребностей и характеров, так и возможность их взаимодополнения.

Например, потребность одного из партнеров опекать и заботиться о другом дополняется желанием этого другого переложить ответственность за решение жизненных проблем на первого. На третьей стадии изучение чувств, как своих, так и партнера, становится еще одним основанием для окончательного принятия решения о заключении брака. При выборе партнера действует так называемый принцип «соизмеримости или равноценности обмена»: его недостатки и «минусы» уравновешиваются соизмеримыми или равноценными с точки зрения выбирающего достоинствами и «плюсами». Скажем, недостаток внешней привлекательности мужчины уравновешивается в глазах девушки хорошим материальным положением, внимательностью и заботливостью.

Интересной представляется модель «фильтров» Дж. Удри, в рамках которой выбор брачного партнера выступает как процесс последовательного «отсева» кандидатов через иерархическую систему фильтров все более и более пристрастного, т.е. задающего все более и более жесткие рамки и критерии, отбора. Согласно Удри, первым фильтром является возможность систематических и регулярных контактов с партнером. В более выгодном положении в качестве претендентов на заключение брачного союза оказываются сотрудники, коллеги по работе, одноклассники и сокурсники, знакомые и друзья, вовлеченные в совместную деятельность — хобби, занятия спортом.

Второй фильтр предполагает отбор претендентов по внешней привлекательности с учетом черт лица, телосложения, возраста и т.д. В каком-то смысле можно говорить о том, что мы ищем в избраннике воплощение своего идеала красоты. Однако, признавая бесспорность тезиса о том, что идеал красоты и привлекательности индивидуализирован и несет на себе печать вкусов и пристрастий личности, само представление о мужской и женской красоте и привлекательности имеет социально-историческую культурную природу и отражает представления человека о прекрасном в соответствии с определенной исторической эпохой, социальной группой и культурой. Поскольку любовь в истории общества связывалась с функцией репродукции и продолжения человеческого рода, то представления о красоте мужчины и женщины во многом основывались на представлении о тех физических качествах, которыми должны обладать женщина-мать и мужчина-отец. Соответствие внешности избранницы принятому идеалу красоты имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин.

Критерием третьего фильтра является сходство социального базиса, обеспечивающего принадлежность партнеров к одному «социально-психологическому миру», определяющему сходство/несходство ценностей, установок, привычек, образа жизни. Понятие «мезальянса» как неравного брака, при всей своей спорности, отражает реалии необходимости учета сходства или, как минимум, отсутствия антагонизма политико-идеологических, социальных, ценностных, морально-этических и эстетических представлений каждого из супругов.

Четвертый фильтр выясняет сходство установок и ценностей в отношении семьи и брака, супружеских семейных ролей, понимания феминности и маскулинности, установок в отношении рождения и воспитания детей, допустимости абортов и т.п. Значимость этого фильтра крайне велика, поскольку исходная несовместимость взглядов и установок супругов в отношении семьи не позволит создать эффективную семейную систему, способную реализовать функции семьи и обеспечить возможности для наиболее полной личностной самореализации обоим супругам.

Пятый фильтр оценки комплементарности удовлетворения значимых потребностей подразумевает установление способности каждого из партнеров отвечать своим поведением, деятельностью и соучастием потребностям другого, в первую очередь потребности любить и быть любимым. Специфическая структура отношения к партнеру, возникающего в случае успешного прохождения этого фильтра, включает переживание чувства Alter Ego (Другой как мое второе Я), привязанность к партнеру, ощущение безопасности.

Читайте также:
Программа для замазывания номера на авто

Однако даже успешное преодоление всех пяти указанных выше фильтров еще не означает, по Удри, окончательного принятия решения о вступлении в брак. Последний, шестой фильтр — фильтр социальной готовности к заключению брака. «Социальные часы» как система социальных ожиданий в отношении возрастного и социального статуса молодого человека, вступающего в брак, определены исторической эпохой, культурными и национальными традициями, принадлежностью к той или иной социальной группе.

Некоторые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхождение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность).

Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и женщина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценностью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими первостепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероисповедание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания).

Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в предположении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных характеристик притягиваются противоположности. Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.

Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на протяжении 6 месяцев, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партнеров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.

В «круговой теории любви» (Рейс Л.) рассматривается четыре стадии:

  1. установление взаимосвязи (критерий — легкость общения, зависящий от социально-культурных факторов);
  2. самораскрытие — возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;
  3. формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу);
  4. реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии).

Общим для перечисленных теорий является то, что все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм выбора партнера рассматривается как система фильтров. Данные теории последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супруги.

Направление исследований мотивов выбора брачного партнера, названное «идентификация», имеет своим методологическим истоком психоанализ. Представители этого направления полагают, что при супружеском выборе идентификация ребенка с родителем проявляется в том, что поиски партнера основываются на выработанном представлении о родителе противоположного пола как идеале супруга. По этой теории, удовлетворенность браком зависит от соответствия супруга образу родителя.

Представители ролевой теории (Парсонс Т., Бейлз Р., Харбер Б., Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.

В меню

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru