Vulkan
Статус поддержки Vulkan API в Сизифе
Что такое Vulkan API?
Из Wikipedia: Vulkan — кроссплатформенный API для 2D- и 3D-графики, впервые представленный Khronos Group в рамках конференции GDC 2015.
Vulkan API изначально был известен как «новое поколение OpenGL» или просто «glNext», но после анонса компания отказалась от этих названий в пользу названия Vulkan. Как и OpenGL, Vulkan позволяет с высокой производительностью отображать на всех платформах в реальном времени различные приложения с 3D-графикой, такие как игры или интерактивные книги, а также обеспечивает более высокую производительность и меньшую нагрузку на процессор, аналогично Direct3D 12, Metal и Mantle. Vulkan основан на технологиях AMD в Mantle. На текущий момент для Linux существует т.н. Vulkan SDK, который представляет собой библиотеку для загрузки низкоуровневых драйверов (ICD loader), заголовочные файлы для разработчиков (Vulkan Headers), специальную библиотеку для проверки корректности работы всех компонентов (Validation layers).
Api Vulkan || Что это и с чем его едят ? || Сравнение с DirectX
Т.к. Vulkan API в чем-то схож с Direct3D, появилось достаточное количество трансляторов Direct3D->Vulkan, которые значительно улучшают качество поддержки игр и приложений Windows под Linux. Самый известный пример такого транслятора — DXVK, который реализует в wine поддержку D3D11 через Vulkan.
Vulkan часто используют как альтернативу для реализации 2D/3D-функций в графике; см., например, GTK+4 и Qt.
Текущая доступная версия спецификации API по состоянию на 15.04.2022 г.: 1.3.211
Текущая доступная версия ICD/Headers/Validation layers в Сизифе: 1.3.211
Поддержка API на аппаратном уровне
Реализация в MesaLib stable (22.0) | RADV 1.3.204 [1] | ANV 1.3.204 [2] | N/A |
Open-Source реализация от производителя | AMDVLK 1.3.208 [3] | ANV (см. выше) | N/A |
Closed-Source реализация от производителя | AMDGPU-PRO 1.2.199 [4] | N/A | nvidia_glx 1.2.175 [5] /1.3.194 [6] |
AMD
Самая разнообразная поддержка, есть много вариантов, которые можно попробовать для различных приложений. Изначально поддержка Vulkan для AMD появилась в MesaLib, написана не разработчиками из AMD и называется RADV (RADeon Vulkan). В настоящий момент является наиболее стабильной, гарантировано поддерживается многими приложениями и играми, но не обладает всеми возможностями в отличие от оф. версии от AMD (AMDVLK/AMDGPU-PRO).
команды для установки:
RADV/MesaLib [7]
$ apt-get install xorg-dri-radeon
AMDGPU-PRO/AMDVLK
$ apt-get install vulkan-amdgpu
ВАЖНО В amdvlk начиная с 2021.Q3.x стали убирать поддержку старых (до-Polaris) GPU, поэтому для этих карт рекомендуется оставаться на RADV.
ВАЖНО В свежей версии AMDVLK появились новые экспериментальные расширения, которые можно включить указав переменную окружения AMDVLK_ENABLE_DEVELOPING_EXT= , где может принимать некоторые значения, см. оф. документацию.
ВАЖНО По умолчанию в AMDVLK отключено сохранение шейдерного кеша на диск, т.е. шейдеры компилируются каждый раз на сеанс. Сделано это для совместимости, т.к. проверка работоспособности есть не для всех приложений/игр. Если вы уверены, что ваше приложение поддерживает работу с шейдерным кэшем, можете включить его самостоятельно:
$ cat ~/.config/amdPalSettings.cfg ShaderCacheMode,2 // включить запись шейдерного кеша на диск
Убедиться, что кеш создался, можно проверив каталог $HOME/.cache, где должен создаться каталог AMD:
$ ll ~/.cache/AMD/LlpcCache/ total 7620 .
ВАЖНО В Mesa 19.3.x появилась альтернативная реализация компилятора шейдеров для Vulkan (ACO), которая написана при поддержке Valve и не использует LLVM. Судя по результатам тестов, она работает чуть быстрее, чем стандартная реализация на базе LLVM. ACO можно включить, объявив его через переменную окружения RADV_PERFTEST:
$ RADV_PERFTEST=aco .
Intel
Поддержка Vulkan в MesaLib осуществляется разработчиками из Intel, наиболее полная, но особо ничем не блещет. Просто работает(tm). Внутри MesaLib драйвер называется ANV
команды для установки: [8]
$ apt-get install xorg-dri-intel
NVidia
Поддержка Vulkan появилась и в закрытых драйверах от Nvidia, причем предлагается несколько версий на выбор:
- Стабильная версия из long-term и short-term версий драйверов
- Экспериментальная для разработчиков, доступная отдельно.
команды для установки:
стабильная версия
$ apt-get install nvidia_glx_, где может быть 390.xx или 410.xx
версия для разрабочиков [9]
$ apt-get install nvidia_glx=, где может быть 415.xx и выше
ВАЖНО Начиная с версии 39x NVidia изменила компилятор шейдеров для Vulkan на SPIR-V, в связи с этим в некоторых приложениях замечено падение производительности или ошибки отрисовки. Вернуться на предыдущую версию компилятора шейдеров можно через указание переменной окружения __GL_NextGenCompiler=0
Проверка версии и возможностей ICD
$ apt-get install vulkan-tools $ vulkaninfo —summary ========== VULKANINFO ========== Vulkan Instance Version: 1.3.211 Instance Extensions: count = 20 ——————————- . Devices: ======== GPU0: apiVersion = 4206796 (1.3.204) driverVersion = 92274689 (0x5800001) vendorID = 0x1002 deviceID = 0x7300 deviceType = PHYSICAL_DEVICE_TYPE_DISCRETE_GPU deviceName = AMD RADV FIJI driverID = DRIVER_ID_MESA_RADV driverName = radv driverInfo = Mesa 22.0.1 conformanceVersion = 1.2.7.1 deviceUUID = 00000000-0100-0000-0000-000000000000 driverUUID = 414d442d-4d45-5341-2d44-525600000000
- ↑ актуально для Mesa 22.0.1
- ↑ актуально для Mesa 22.0.1
- ↑ актуально для версии 2022.Q2.1
- ↑ актуально для версии 21.50.2
- ↑ актуально для версии 470.94
- ↑ актуально для версии 510.60.02
- ↑ для MesaLib unstable пакет называется vulkan-radeon
- ↑ для MesaLib unstable пакет называется vulkan-intel
- ↑ доступна там же, где и MesaLib unstable
Источник: www.altlinux.org
Что это Vulcan Runtime Libraries 1.0 3.0
У меня, как и у многих пользователей, после установки свежих драйверов на видеокарту NVIDIA, в меню Пуск появился новый ярлык под названием Vulkan Runtime Libraries. Когда я понял, что вопрос «что это такое Vulcan Runtime Libraries 1.0 3.0 и зачем это нужно?», возникает далеко не только у меня, мне показалось, что полезным будет написать несколько слов об этом софте.
Что из себя представляет Vulcan
Vulkan это новый интерфейс прикладного программирования низкого уровня, предоставляющий разработчику контроль над работой графического процессора. Его основными особенностями являются:
- В процессе обработки графических команд, затрачивает меньше ресурсов и минимализирует задержку.
- Отличается упрощенными и облегченными драйверами.
- Эффективно поддерживает многопоточность.
- Обеспечивает эффективность загрузки графического конвейера многоядерными центральными процессорами.
Другими словами, этот кроссплатформенный интерфейс «vulkaninfo» является усовершенствованной моделью нового поколения, которая выводит показатели производительности нынешнего оборудования на более высокий уровень.
Ясно, что это приложение Vulkan Runtime Libraries позволяет осуществлять контроль выполнения графических команд, на различных устройствах. Разработчики, при помощи этого открытого бесплатного стандарта, могут создать приложение, как для компьютера, так и для мобильного или встроенного устройства, которое будет работать на любой операционной системе. Интерфейс является альтернативой OpenGL и Direct3D, но NVIDIA не перестает поддерживать программистов, которые используют такие традиционные интерфейсы.
Для чего нужен Vulkan Runtime Libraries
Приоритетной задачей Vulcan Runtime Libraries является осуществление контроля за графическим процессором видеокарты для того, чтобы обеспечить ей максимальную эффективность и производительность.
Компания NVIDIA выпустила драйвера с поддержкой API Vulkan, как на Windows, так и на Android и Linux. Они обещают, что в ходе работы с VulkanRT пользователь в игре будет замечать повышение детализации изображения, при той же системе. Другими словами, на своем видавшем виде ноутбуке, я, после обновления зайдя в игру, увижу более реалистичное изображение.
Первая Vulkan-версия игры – это The Talos Principle. Посмотрев ролик, действительно можно сказать, что выглядеть это будет впечатляюще. Есть предпосылки, что в большинстве предстоящих к выпуску играх, будет использована API Vulkan 1.0 3.0 технология.
С другой стороны, компания Khronos Group, являющаяся владельцем интерфейса, предназначенного для AMD Radeon, не скрывает, что VulkanRT 1.0 3.0 – это пока неусовершенствованная версия. Другими словами, пользователям не обещают 100% качественного безотказного уровня работы. Однако ведется оптимизация, так как проект обещает быть удачным.
Можно ли удалить Vulcan
Теперь, когда я перечислил все преимущества от использования Vulkan Runtime Libraries 1.0 3.0, вам нужно сделать выбор: удалять ее, или оставить, рассчитывая, что она пригодится в ближайшем будущем.
Удалить приложение можно, если вы не будете играть в игры. Если вы все-таки решили производить удаление – нужно проследовать C:/Program Files (x86)/VulkanRT. Это папка, в которой помимо прочих, находится деинсталлятор данного софта UninstallVulkanRT.exe. Открыв его и следуя простым инструкциям можно легко избавиться от программного обеспечения.
Источник: neiphone.com
Вышла первая версия Vulkan API
В разработке 3D-приложений, видеоигр и систем виртуальной реальности наступает новый этап. Совместными усилиями разработчики сделали важный шаг на пути к унификации кода и более эффективному использованию аппаратных ресурсов. Консорциум Khronos Group, насчитывающий более ста компаний, официально представил первую версию открытого кроссплатформенного API под названием Vulkan (ранее – GLNext). Он обеспечивает непосредственный контроль над ГП и ЦП, устраняя «узкие места» и повышая общую производительность.
На форумах часто можно увидеть однотипные вопросы о том, раскроет ли процессор X видеокарту Y и какая конфигурация при одинаковом бюджете будет производительнее в конкретных приложениях. Он возникает из-за того, что современные ГП обладают большей производительностью, чем ЦП того же уровня и поколения. В играх и других 3D-приложениях временами возникают ситуации, когда на ЦП приходится большая нагрузка, а ГП простаивает. Например, процессор обсчитывает взаимодействие игроков и объектов, а видеокарта ждёт от него данные, чтобы отрисовать следующий кадр. Из-за несбалансированности нагрузки возникают задержки, а динамичная игра может превратиться в покадровое слайд-шоу даже с мощной видеокартой.
Указанные проблемы характерны для платформы PC и практически незнакомы владельцами игровых консолей. Разработчики консольных игр всегда знают детальные спецификации приставок и могут выполнять глубокую оптимизацию кода с учётом их особенностей. Компьютеры, ноутбуки, планшеты – это зоопарк не только из разных конфигураций, но и принципиально отличных архитектур. При создании игр для столь разношёрстной платформы приоритетом становится универсальность кода, что негативно сказывается на скорости его исполнения.
Разработчики операционных систем по-разному пытаются решить проблему низкой эффективности кода сторонних приложений. Microsoft начала искать пути оптимизации графических вычислений давно, однако реальная поддержка низкоуровневых операций появилась только в DirectX 12. Этот API доступен лишь в одной ОС – Windows 10.
В свою очередь, положение Apple оказалось ближе к таковому у производителей игровых консолей. Когда одна и та же компания выпускает мобильные процессоры и софт, его согласованной работы добиться куда легче. Тем не менее, пути оптимизации самой разработки игр и приложений у Apple далеко не исчерпаны. В iOS 8 появился Metal API, также ориентированный на использование низкоуровневых операций.
Остальные крупные компании предпочитают действовать совместно и в рамках открытых стандартов. Появившийся 16 лет назад консорциум Khronos Group объединил более ста производителей, включая таких кровных друзей, как AMD, Nvidia и Intel. В своё время консорциум явил на свет открытые стандарты OpenGL, OpenCL, OpenCV и многие другие.
По сравнению с OpenGL, Vulkan даёт разработчикам возможность использовать низкоуровневые операции без ущерба для переносимости кода. С помощью Vulkan на разных платформах можно достичь почти такого же сбалансированного алгоритма, как на специализированных игровых консолях. Этот API помогает эффективнее использовать аппаратные возможности дискретных видеокарт и интегрированных графических чипов в 2D и 3D-режимах.
Подобно DirectX 12, Vulkan поддерживает прямой доступ к памяти GPU. Дополнительно Vulkan снижает зависимость скорости отрисовки от качества драйверов. За счёт трансляции кода шейдерных программ в промежуточный двоичный формат, их компиляцию можно выполнять уже на этапе разработки, а не во время запуска 3D-приложения.
Vulkan разрабатывается с середины 2014 года. В его основу легли графические библиотеки другого низкоуровневого API – AMD Mantle. Компания AMD также выступала в роли редактора официальных спецификаций. Помимо них Khronos group опубликовала ряд тестов, демонстрирующих преимущество нового API. Все они доступны на портале GitHub.
«У Vulkan есть огромный потенциал, – говорит Дин Секулик (Dean Sekulic), программист Croteam. – Если сказать о нём в одном предложении, то с появлением Vulkan завершилось давнее противостояние между борцами за производительность и переносимость кода. Сейчас мы портируем на него The Talos Principle в подтверждение новой концепции разработки».
Компания Valve спонсирует создание открытого SDK LunarG с поддержкой API Vulkan. Однако несмотря на открытые спецификации, доступные инструменты разработки, возможность глубокой оптимизации кода и другие преимущества, Vulkan ещё какое-то время будет редко используемым API. Большинство игроделов останутся верны DirectX 11/12 и OpenGL. Куда проще повысить системные требования или снизить качество графики, чем осваивать новые способы разработки. Понимая это, консорциум Khronos Group стремиться обеспечить поддержку Vulkan не только в новых ОС и графических решениях, но и на морально устаревших системах.
Сейчас Vulkan поддерживается в среде Windows (начиная с седьмой версии), Linux, SteamOS и Android. В ближайшее время ожидается добавление поддержки ОС Tizen от Samsung. Бета-версии драйверов с поддержкой API Vulkan уже выпустили AMD и Nvidia. На очереди Intel, Qualcomm, ARM и другие производители, входящие в консорциум Khronos Group. Демонстрацию Vulkan на графическом чипе ARM Mali можно увидеть в ролике ниже.
В настоящее время Vulkan можно протестировать на видеокартах с графическими чипами Nvidia GeForce GT 630 и выше, AMD Radeon HD 7700 и новее. Также API Vulkan поддерживает гибридные процессоры AMD с графическим ядром Radeon HD 8500 – 8900 и R2 – R9. Встроенная графика десктопных и мобильных процессоров Intel поддерживается Vulkan начиная с семейства Core пятого поколения.
В полной мере возможности нового API раскроются перспективными графическими процессорами Nvidia серии Pascal и AMD с архитектурой GCN четвёртого поколения. Соответствующие видеокарты предположительно войдут в серию GTX 1xxx и Radeon Rx 400. По неофициальным данным начало их продаж планируется на второй квартал 2016 года.
Источник: www.computerra.ru
BOMBERuss блог
Очень часто пользователи находят в своей системе приложения сторонних разработчиков, а некоторые из них являются вредоносными. Но если приложение взялось не понятно откуда и название вам не очень то и знакомо, то не стоит сразу удалять его, ибо оно может нести пользу.
Не так давно я переустанавливал Windows 7 64-битную, а вчера установил IObit Uninstaller 10 для удаления упертых программ, которые отказывались удаляться через панель управления, либо оставляли тонны мусора. Так вот утилита от IObit обнаружила программу VulkanRT, которая не отображается в разделе «Программы и компоненты».
Проверив папку C:Program Files (x86)VulkanRT1.0.65.1 действительно обнаружил в ней несколько приложений и пошел разбираться с неизвестной мне программой.
Оказалось что это драйвер Vulkan Run Time и установил мне его NVIDIA GeForce Experience, так как я устанавливал игровой драйвер под видеокарту NVIDIA GT 520M.
В общем Vulkan RT нужен для ускорения работы с 3D и уменьшения нагрузки на CPU и GPU. Если вы слышали про трассировку лучей, то вот оно.
Скачать Vulkan RT можно отсюда https://developer.nvidia.com/vulkan-driver под 64-битные:
- Windows 7 или 10;
- Linux;
- NVIDIA SHIELD TV (Android).
Так что не стоит сразу удалять неизвестные вам программы и советую сначало поискать информацию о них в глобальной сети
Источник: www.bomberuss.ru
Vulcan Runtime Libraries
Vulcan Runtime Libraries представляют собой библиотеки, созданные для карт NVIDIA (имеются в виду последние модификации). Об их назначении говорит само название. То есть потребность в них возникла по причине добавления в Windows поддержки API-Vulkan. Предусмотрено распространение библиотек отдельно от ПО (для GPU). Однако их функционирование без программного обеспечения исключено.
Назначение
VRL призваны обеспечить корректное исполнение в совместимых приложениях подаваемых графических команд. Необходимость в библиотеках испытывают разработчики, планирующие внедрить технологию Vulcan. Между прочим, универсальный интерфейс применяется и для игр на ОС Windows, и для приложений на Android, iOS, предполагающих использование трёхмерной графики.
Более подробная информация о Vulkan API
Этот интерфейс стал, так сказать, правоприемником OpenGL. Во многих снискавших всеобщую популярность играх, он поддерживается. Исходя из того, что с помощью Vulkan можно добиться хорошей производительности, напрашивается вывод о перспективности внедрения API во многие проекты, связанные с игровой индустрией, о чём красноречиво свидетельствует то, что поддержкой данного интерфейса стремятся обзавестись самые популярные на сегодняшний день движки (id Tech, Source 2).
Кроме повышенного уровня производительности, особенно ощущаемой на компьютерах, выпущенных несколько лет назад, интерфейсом обеспечивается высочайшая детализация.
Установка
Инсталлируется Vulcan RT в автоматическом режиме. Предусмотрена самостоятельная проверка установщиком наличия в памяти других библиотек. Если таковые обнаруживаются, то запускается процесс их удаления. Также с помощью Vulcan RT можно инициировать деинсталляцию стандартными способами, предусмотренными протоколом операционной системы.
О главных особенностях
- графические команды Vulcan API выполняются в высшей степени корректно;
- библиотеки находятся в комплекте новых версий драйверов для видеокарт;
- совместимость с последними версиями Windows и современными GPU;
- процесс установки происходит в автоматическом режиме;
- продукт находится в свободном доступе.
Источник: softdroids.com