Всеобуч – это когда учат всех
Тема детской безнадзорности не сходит в последнее время с экранов телевизоров, с газетных страниц. Об одном из аспектов проблемы наш корреспондент побеседовала с первым заместителем министра образования ПСК В. АНИКЕЕВЫМ.
– Василий Алексеевич, было когда-то в советском образовании такое понятие – всеобуч. Дети школьного возраста обязаны были получить среднее образование, а школа отвечала за то, как они посещают занятия и учатся.
После окончания института я работала учительницей в сельской школе и этот всеобуч обеспечивала: перед началом учебного года переписывала будущих первоклассников по окрестным деревням, а если мои ученики, жившие в шести километрах от школы, не ходили на уроки, то топала вышеуказанные шесть километров туда и обратно, чтобы выяснить, в чем причина. Не скажу, что учителям (мне в том числе) это нравилось, но таковы были их обязанности. Во многом потому, думается, детей, болтающихся по городам и весям без дела, было неизмеримо меньше, чем сейчас. Так что произошло с этим самым всеобучем, почему школа перестала отвечать за то, сидит ли ребенок за партой или нет?
Всеобуч. Автор — Андрей Гарин. Мистическая история. ИсторииТО
– Не перестала. Правда, обязательным в Законе об образовании считается не среднее, а девятилетнее образование.
Первого сентября 2001 года школы края не досчитались более четырехсот детей. Причины разные. Кто-то уехал на заработки с родителями, кто-то болел. 180 человек не посещают занятия по причине отсутствия у семьи денег на то, чтобы ребенка одеть и обуть. И здесь нужно сказать, что раньше в каждой школе имелся фонд всеобуча.
Деньги, на которые таких ребятишек одевали-обували, вплоть до зимних вещей, и ежедневно кормили. Сейчас этих средств у образования нет. Мы обратились к главам соответствующих администраций с просьбой оказать семьям помощь, но воз и ныне там.
– А школьные попечительские советы? Они, по идее, должны находить для таких целей спонсоров.
– Пока они только создаются, да и со спонсорами проблема, особенно в восточных районах. Мало там состоятельных людей и прибыльных хозяйств.
– И все же нет ощущения, что школы так уж обеспокоены тем, что кто-то из детей бросает учиться. Может быть, дело все же в том, что с них за это не спрашивают? Есть ли, например, такой показатель в отчетности? Раньше он, кажется, так и назывался – процент выполнения всеобуча.
– Показателя нет. Мы сейчас стараемся вернуть в школы эту форму ответственности за каждого ребенка. И есть территории – например, город Лермонтов, который недавно заслушивали на правительственной комиссии, – где следят за движением детей в школах, за их посещаемостью.
Но сама проблема шире. Хотя в законе и записано, что школа осуществляет воспитание учеников, сами воспитательные функции обозначены там нечетко. С перестройкой исчезли многие рычаги, которые давали определенный эффект. Например, отменена оценка за поведение, отменены характеристики. Ослаблена роль в школе детских общественных организаций.
В то же время нет и действенных механизмов, которые обеспечивали бы ответственность родителей за воспитание детей. А ведь согласитесь, это родитель должен каждый день проводить сына или дочь в школу, проследить за их успеваемостью.
Я могу назвать и другие причины того, что детская безнадзорность выросла. Раньше этой проблемой регулярно занимались комиссии по делам несовершеннолетних. Вызывали детей вместе с родителями, заслушивали их. Можно было воздействовать на семьи по месту работы родителей, можно было подключить базовое предприятие, шефствующее над школой.
Сейчас у родителей зачастую работы нет, шефство предприятий над общеобразовательными учебными заведениями не предусмотрено ни нормативными документами, ни жизнью, а потому отсутствует. Да и сами комиссии есть не везде – быть им или не быть, теперь решают муниципальные образования.
Проблема эта, по большому счету, социальная, экономическая. Пока падение жизненного уровня семьи не остановится, решать ее будет трудно. И на законодательном уровне нужно многое изменить. Должна быть повышена реальная ответственность и родителей, и школы за воспитание и образование детей.
– В Москве прогульщиков отлавливают с милицией. Как вы к этому относитесь?
– Нормально. В Ставрополе тоже провели такие рейды. Есть настоящие дети улицы, а есть ребята, которые пока в эту категорию не попали. Нужно хотя бы посмотреть, сколько тех и других, проанализировать ситуацию, выработать план действий. Этим будет заниматься штаб, созданный из представителей разных ведомств – краевых министерств образования, здравоохранения, соцзащиты, УВД.
Уже даны первые поручения. Например, разобраться, что можно сделать для оживления работы с детьми по месту жительства. Ведь были в микрорайонах комнаты школьника, принадлежавшие ЖКХ, – а где они? Там, смотришь, магазин открыли, там – пивбар.
– Так вернется ли в образование всеобуч?
– Будем возвращать. В ближайшее время собираем в Георгиевске семинар по этой теме.
Всеобуч – это когда учат всех / Газета «Ставропольская правда» / 7 марта 2002 г.
Источник: stapravda.ru
Программа родительского всеобуча «Школа родительской ответственности»
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.
Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном преодолении глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке, цирке – чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души.
Почаще вспоминайте свое детство, чистое, наполненное благородным смыслом. Как созвучны радость, возвышенность, оптимизм нашего детства и мира растущего ребенка.
Воспитание, основанное на сопереживании, облагораживает, возвышает ребенка. А мы, родители, воспитатели, приобщаясь к светлому мира детства, делаем свою жизнь более полноценной.
В настоящее время семья в Российской Федерации переживает противоречивое и сложное состояние:
1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).
3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).
4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.
5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
- потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
- инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
- открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
- первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
- достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);
- практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
- взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
- развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
- гуманизации отношений и общения;
- системности воспитательных воздействий на ребёнка;
- преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;
- с самого начала ввести в жизнь ребенка четкие правила, связанные со школой;
- не делать домашние задания за ребенка, а делать вместе с ним (особенно на первых порах);
- проявлять повышенный интерес к соблюдению школьных «Заповедей», собирать портфель, следить за формой и т.д.;
- не ревновать к учителю; не высказывать при ребенка опасений по поводу квалифицированности учителей и несовершенства школьных программ;
- внимательно относиться ко всем перипетиям школьной жизни, узнавать о взаимоотношениях с одноклассниками, школьные новости;
- обратить внимание на вопросы ребенку после посещения школы, ведь именно в свободном общении, ненароком родители передают ребенку свои мысли и опасения: «Тебя не обижают?», «Тебя сегодня не ругали?» и т.д.
- Актуализацию и совершенствование учителем дошкольных форм и потенциала сотрудничества при освоении детьми содержания учебной деятельности, создание атмосферы доброжелательного, открытого общения детей друг с другом и на этой основе – с учителем.
- Формирование отношения «Я – другой» в единстве личностно-смыслового (осознанность сферы отношений, субъективная значимость другого), эмоционально-оценочного (эмоциональная привлекательность партнера по взаимодействию) и функционально-ролевого (учебная инициатива, направленная на получение содержательной помощи) компонентов.
- Осознание учителем развивающих эффектов диалоговых форм обучения, принятие на себя роли инициатора и организатора в совместной деятельности, владение методикой организации учебного сотрудничества, умение создавать и совершенствовать собственную стратегию педагогических задач, связанных с развитием младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
— Методика «Какой у нас коллектив» — Взаимопомощь и взаимоуважение в коллективе. Семья – коллектив.
-80%
Источник: videouroki.net
Родительский всеобуч в условиях ФГОС
Родительский всеобуч это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Родители (законные представители, лица, их заменяющие) обязаны посещать проводимые дошкольным учреждением родительские всеобучи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Родительский всеобуч в условиях ФГОС»
Родительский всеобуч в условиях ФГОС
Родительский всеобуч это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Родители (законные представители, лица, их заменяющие) обязаны посещать проводимые дошкольным учреждением родительские всеобучи.
Цели родительского всеобуча
2.1. Просвещение родителей (законных представителей), родительского коллектива МАДОУ в вопросах обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
- Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, законодательства РФ и РТ.
- Формирование родительского общественного мнения.
- Знакомство родителей с основами педагогических, психологических и правовых знаний.
- Обеспечение единства воспитательных воздействий детского сада и семьи.
- Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.
- Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок в воспитании.
- Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.
- организационные;
- тематические;
- всеобучи — диспуты;
- итоговые;
- всеобуч — консультации;
- всеобуч — собеседования;
- всеобуч — игра.
- Родительские всеобучи, как правило, являются комбинированными.
- Родительский всеобуч планируется в соответствии с требованиями социума; направлением работы МАДОУ; возрастными особенностями воспитанников.
Источник: kopilkaurokov.ru
Бесплатный и платный средний всеобуч
Несмотря на то, что принят новый закон об образовании, где четко прописано что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе — бесплатность высшего образования, если оно получается впервые, и руководители нашего государства заверяют народ о бесплатности среднего всеобуча (см. выступление Президента РФ В.В.Путина на совещании по развитию спорта, март 2013 г. ), среди родителей, а также в СМИ не снимаются с повестки дня вопросы о платном всеобуче.
Давайте разберемся что же у нас все-таки бесплатно , а за что родители обязаны платить.
Согласно закону об образовании бесплатным является дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.
Стандарты разрабатываются и утверждаются государством. Они представляют некий определенный набор общеобразовательных предметов и объем того материала, который должен быть дан обучающимся в рамках того или иного предмета.
Все это финансируется из федерального бюджета и идет на зарплату педагогическому персоналу, учебное оборудование и пособия, в т.ч. учебники. Это относится ко всем образовательным организациям, в т.ч. и частным, которые финансируются по региональным нормативам.
На реализацию ФГОС каждой образовательной организации Учредителем выдается государственное (муниципальное) задание и его финансовое обеспечение.
Вот это все для родителей бесплатно. Ну как в медицине – есть некий перечень бесплатных медицинских услуг за счет ФМС. Вот об этом-то и говорят представители власти, чиновники от образования.
Содержание, обслуживание зданий, прилегающих территорий и учебных помещений, комунальные расходы государственных, муниципальных образовательных организаций оплачивается из соответствующих бюджетов, а в частных образовательных организациях – за счет бюджетов этих организаций.
Следовательно, платным является все, что дается детям сверх ФГОС.
Посмотрите Учебный план (набор изучаемых предметов) образовательной организации, которую посещает ваш ребенок. В нем есть три составляющих:
- федеральный компонент – набор обязательных предметов ФГОС,
- региональный компонент – набор предметов, которые рекомендует регион,
- школьный компонент –набор предметов, который вводится школой.
Изучив Учебный план, вы поймете, что в школе бесплатно, а что платно, т.е. что дается в рамках ФГОС, а что сверх, т.е. за ваши денежки. Выбор за вами.
Например, согласно ФГОС обучающимся положено изучить только один иностранный язык. Это бесплатно. Школа предлагает, например, изучать еще один из иностранных языков. Но это уже за деньги. И ваше право – будет ли посещать такие занятия или нет ваш ребенок.
Или еще пример. Согласно новому закону об образовании, который вступает в силу с 1 сентября 2013 г., общее образование в детсадах теперь отделено от присмотра и ухода за детьми. Обучение ребенка будет осуществляться бесплатно, а за присмотр и уход надо будет платить. Плату определяет муниципалитет.
Тогда что же вызывает споры о платности нашего общего образования ?
1.Это набор предметов, которые предлагает ФГОС, особенно для старшей школы. Предлагаемый перечень не усраивает ни родительскую, ни педагогическую общественность, особенно смещенность образовательных акцентов. Но есть предположение, что ФГОСы будут пересмотрены. Надеемся, в разумную сторону.
2.Это продолжающие поборы в образовательных организациях на ремонт учебных помещений, приобретение мебели, учебных пособий и дорогого оборудования, на оплату охраны и многое другое, на что способна фантазия руководителей и педагогов. Здесь дело добровольное. А если оно превращается в обязаловку, как часто это бывает, или граничит с криминалом, то надо идти в правоохранительные органы, к учредителю, обращаться к местным властям.
3.Опасение резкого роста оплаты за детский сад. Здесь все зависит от местных властей. И решать вопросы надо на этом уровне. Федеральные чиновники заявляют, что резкого роста не должно быть, что должны быть сохранены имеющиеся сейчас льготы. Как говорится, поживем — увидим.
4.Политическая составляющая. Но это уже удел политиков, теоретиков и власти.
Как бесплатное образование становится платным:
1.Использование в России зарубежной не лучшей модели образования чревато снижением фундаментальности российского образования и, как следствие, снижение его качества. Поэтому родители вынуждены:
- нанимать репетиторов, которые стоят не малых денег;
- отдавать детей в частные образовательные организации, где за обучение, которое гарантируется государством бесплатно, надо платить дополнительно;
- определять в престижные школы, лицеи, гимназии, где дается более качественное общее образование и комплекс дополнительных образовательных услуг, за которые надо платить;
- отправлять, при наличии соответствующих средств, детей на учебу за рубеж, а это уже деньги другого порядка.
2. Введение ЕГЭ тоже влияет на качество образования не лучшим образом и, следовательно, приводит к его платности:
- ребенок понимает, что ему надо хорошо сдать ЕГЭ по 5-6 предметам, а может и того меньше. Поэтому он вольно или невольно всё внимание сосредотачивает на них, а остальные учит так себе. Для подготовки по этим предметам нанимаются репетиторы, посещаются платные подготовительные курсы;
- учителя в старшей школе практически перестали учить, а занимаются подготовкой к ЕГЭ. Такая участь в скором времени может постигнуть учащихся начальной и основной школы, ибо на этих ступенях уже апробируются модели итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Т.е. и здесь бесплатное может трансформироваться в платное;
- и, наконец, коррупция на ЕГЭ. Она также оплачивается родителями.
Но всё же не так всё безнадежно. В России накоплен довольно большой опыт качественного образования, да и сейчас не мало педагогов — энтузиастов. Будем надеяться.
Источник: eduinspector.ru