Нормативные документы для разработки ООП ВПО
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) по направлению подготовки ______.6_ «_____________ _________________________________» для профиля(ей) подготовки _________________ _____________________________________________________________________________
ООП ВПО разработана и представлена Научно-методическим советом направления подготовки ______ «___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________»
Протокол № от « » 201_ г.
(ученая степень, ученое звание) | (подпись) | (Ф.И.О.) |
ООП ВПО рассмотрена и одобрена Научно-методическим советом университета (НМС У)
Что такое ВПО? | It Insight
Протокол № от « » 201 г.
Председатель НМС У,
к.т.н., доцент | Д.В. Тулузаков | |
(ученая степень, ученое звание) | (подпись) | (Ф.И.О.) |
ООП ВПО рассмотрена и одобрена Ученым советом университета (УС)
Протокол № от « » 201 г.
д.т.н., профессор | В.К. Вороницын | |
(ученая степень, ученое звание) | (подпись) | (Ф.И.О.) |
Рецензенты:
(должность, ученая степень, ученое звание) | (подпись) | (Ф.И.О.) |
« __ » ________ 201_ г. | ||
(должность, ученая степень, ученое звание) | (подпись) | (Ф.И.О.) |
« __ » ________ 201_ г. |
Содержание
Область применения
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) по направлению подготовки ______.62 «_________________________________________________» обеспечивает реализацию Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по данному направлению подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от « __ » _________ 20__ г. № __.
ООП ВПО разработана университетом с учетом потребностей рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований на основе рекомендованной Примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) по данному направлению подготовки с учетом утвержденных Минобрнауки России примерных программ учебных дисциплин и в строгом соответствии с требованиями нормативных документов Минобрнауки России и университета.
Общие положения
Как получить справку ВПЛ (ВПО) и оформить ВЫПЛАТЫ переселенцам через «ДІЯ»
2.1. Используемые термины, определения, обозначения, сокращения
В настоящем документе используются следующие термины, определения, обозначения, сокращения:
Вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;
Зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;
Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;
Модуль – совокупность частей учебной дисциплины или учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;
Направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;
Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;
Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;
Основная образовательная программа высшего профессионального образования – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;
Профиль – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;
Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;
Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.
ВПО – высшее профессиональное образование;
ООП ВПО – основная образовательная программа высшего профессионального образования;
ОК – общекультурные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;
ПрООП ВПО – примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования.
Характеристика ООП ВПО
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения данной ООП ВПО (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в табл. 2.1.
Сроки, трудоемкость освоения ООП ВПО и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП | Квалификация (степень) | Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск | Трудоемкость (в зачетных единицах) |
Код, в соответствии с принятой классификацией ООП | |||
ООП ВПО бакалавриата | бакалавр | 4 года | 240** |
* – одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам
** – трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, экстернату, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 2.1, на основании решения Ученого Совета университета.
2.4. Требования к уровню подготовки абитуриента
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
Требования к результатам освоения ООП ВПО
Результаты освоения ООП ВПО бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения данной ООП ВПО бакалавриата выпускник должен обладать компетенциями, приведенными в табл. 4.1.
(Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной ООП ВПО, определяются на основе соответствующих ФГОС ВПО (п.V) и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки и, при необходимости, могут быть дополнены профессионально-специализированными и/или иными компетенциями в соответствии с целями, установленными профилем подготовки, на основании результатов выполнения вузом социологического исследования, направленного на выявление актуального состава компетенций (с учетом мнения ведущих региональных работодателей, профессорско-преподавательского состава и выпускников вуза прошлых лет)
Компетенции, которыми должен обладать выпускник в результате освоения данной ООП ВПО
5.1. Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО
Дисциплинарно-модульные программные документы компетентностно-ориентированной ООП ВПО
5.2.1. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей)
Все рабочие программы учебных дисциплин (модулей), предусмотренных учебным(и) планом(ми) представлены в Приложении 5.
Учебно-методическое и информационное обеспечение ООП ВПО
Реализация ООП ВПО бакалавриата, в соответствии с ФГОС ВПО и ПрООП по данному направлению и профилю подготовки, обеспечивается учебно-методической документацией, доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, наличием в необходимом объеме учебников, учебных и учебно-методических пособий для всех видов запланированных аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, по содержанию соответствующих рабочим программам учебных дисциплин (модулей) и практик учебного плана.
По всем учебным дисциплинам, предусмотренным учебным(ми) планом(амии) имеются учебно-методические комплексы, соответствующие предъявляемым к ним требованиям, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и практик оформленные, согласованные и утвержденные в соответствующем порядке.
Выпуск учебно-методических материалов по направлению и профилю(ям) подготовки ООП ВПО, обеспечение учебных дисциплин (модулей), предусмотренных учебным(ми) планом(ами), основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой представлены в Приложении 8.
На кафедрах, реализующих ООП по данному направлению подготовки, имеются в достаточном объеме средства вычислительной техники и необходимое программное обеспечение, позволяющее использовать информационные технологии в процессе всего срока обучения студентов.
Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе университета, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам, современным профессиональным базам данных, необходимым для обучения, информационным справочным и поисковым системам с возможностью индивидуального доступа к ним в сети Интернет.
Данные по информационному обеспечению ООП ВПО для данного направления и профиля(ей) подготовки представлены в Приложении 9.
ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Приложение 1
Матрица(ы)
Матрица
соответствия компетенций, составных частей ООП ВПО, видов и форм аттестации при освоении ООП ВПО по направлению подготовки
______.62 «__________________________________________________________»
профиль «___________________________________________________»
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник: cyberpedia.su
Концепция основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО
Учитывая сущностную и законодательно закрепленную взаимосвязь между ФГОС ВПО и ООП ВПО, концепция ООП вуза непосредственно опирается на концептуальные основания ФГОС ВПО как образовательных стандартов нового поколения, призванных [4.27]:
• стать «проводниками» перспективных отечественных, международных и европейских тенденций реформирования и развития высшего образования, исходя из стратегических интересов и культурнообразовательных традиций России;
• обеспечить оптимальное сочетание универсальности, фундаментальность высшего образования и его практической направленности [1] на период действия ФГОС ВПО.
Все три интересующие нас объекта социально-образовательного проектирования: ФГОС ВПО — ПрООП ВПО — ООП ВПО — объединяет принадлежность к категории «социальная норма» по отношению к высшему образованию как социальной системе / социальному институту.
ФГОС ВПО, ПрООП ВПО и ООП ВПО образуют взаимосвязанную совокупность комплексных социальных норм разного уровня иерархии (в организации высшего образования) и типа по отношению к определенному направлению подготовки (предметной области высшего образования), уровню квалификации и профилю.
Комплексность каждой из трех социальных норм для высшего образования в нашем случае означает представленность в ней всей совокупности актуальных социальных норм (требований) по отношению:
- • к результатам освоения ООП ВПО (результатам высшего образования);
- • структуре ООП ВПО (образовательного процесса);
- • условиям реализации ООП ВПО (образовательной среде и вузовской системе образования в целом).
ФГОС ВПО — это комплексная обобщенная законодательно закрепленная социальная норма федерального (общероссийского) уровня и «рамочного», но достаточно «жесткого» типа по отношению к основным содержательным и организационным характеристикам ВПО для отдельного направления подготовки, уровня квалификации и профиля, призванная по соответствующей предметной области ВПО обеспечить:
• единство общероссийского пространства высшего образования;
- • социально-необходимое качество высшего образования на всей территории РФ;
- • основу для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;
- • основу для признания документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.
ООП ВПО — это комплексная развернутая социальная норма институционального (вузовского) уровня по отношению ко всем основным содержательным и организационным характеристикам ВПО для отдельного направления подготовки, уровня квалификации и профиля, призванная по соответствующей предметной области ВПО обеспечить:
- • реализацию (выполнение) требований соответствующего ФГОС ВПО как федеральной социальной нормы в образовательной и научной деятельности конкретного вуза с учетом особенностей его научнообразовательной школы и актуальных потребностей региональной сферы (рынка) труда;
- • социально-необходимое качество высшего образования в конкретном вузе на уровне не ниже, установленного требованиями соответствующего ФГОС ВПО;
- • основу для объективной оценки фактического уровня сформи- рованности обязательных результатов образования и компетенций у студентов на всех этапах их обучения в конкретном вузе;
- • основу для объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности конкретного вуза.
Примерная ООП ВПО с позиций категории «социальной нормы» занимает промежуточное место между ФГОС ВПО и ООП ВПО конкретных вузов и выступает в роли комплексной «переходной социальной нормы» федерального (общероссийского) уровня, но «мягкого, направляющего (рекомендательного) типа», имеющей целью предложить вузам возможный инвариант проекта вузовской ООП как ориентир при разработке ООП ВПО каждого конкретного вуза [4.27].
Концептуальное ядро ФГОС ВПО как стандартов нового поколения и реализующих их ООП ВПО составляет компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования [4.30].
Отметим, что для отечественной высшей школы и ее учебнометодических объединений характерным было использование концептуальных основ компетентностного подхода, интегрированных с системнодеятельностным подходом к проектированию квалификационноориентированных требований к выпускникам вузов, еще в конце 80-х годов ХХ-го столетия при создании на системно-деятельностной основе квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием и сопряженных с ними фондов комплексных квалификационных заданий, а далее ГОС ВПО первого и второго поколений.
Перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств и важности) на ожидаемые результаты образовательного процесса в компетентностном формате является проявлением существенного усиления его студенто- центрированной направленности как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования [4.31].
В концептуальные основания ФГОС ВПО как стандартов нового поколения и реализующих их ООП ВПО вошли также другие важные отличительные признаки-идеи, отражающие связь проектируемых новых социальных норм для отечественной высшей школы с ведущими общемировыми, включая европейские тенденции в развитии высшего образования и придающие новым российским образовательным стандартам и программам «международное измерение». К таким отличительным признакам-идеям относятся:
- • Ориентация на создание совокупности взаимосвязанных ФГОС и реализующих их ООП для многоуровневых систем высшего образования по каждому из направлений профессиональной подготовки с многообразной структурой квалификаций (бакалавр (Б), магистр (М), специалист (С) с учетом также возможной диверсификации моделей подготовки выпускников вузов) с использованием согласованных (национальных и международных) дескрипторов квалификаций и уровней, соотнесенных с Всеобъемлющей структурой квалификаций Европейского пространства высшего образования (бакалавр / магистр / доктор).
- • Переход к использованию кредитных систем (систем зачетных единиц), совместимых с ECTS, в определении трудоемкости ООП, реализующих ФГОС ВПО; освоение ECTS в роли многоцелевого инструментария (отражение одной из ведущих тенденций болонских реформ).
- • Возрастание социальной ответственности систем высшего образования в целом и коллектива каждого вуза за личностное развитие студентов, раскрытие их интеллектуального и духовно-нравственного потенциала, формирование готовностей к активной профессиональной и социальной деятельностей по окончании вузов.
- • Возрастание междисциплинарности и трансдисциплинарности в проектируемых ООП ВПО, реализующих ФГОС ВПО.
- • Обеспечение преемственности с отечественными традициями высокого уровня фундаментальности высшего образования и формирования адекватного уровня системности профессионального мышления выпускников вузов.
- • Достижение сбалансированностей между когнитивным (познавательным) освоением учебных дисциплин и овладением практическими навыками в сфере коммуникаций, творческого и критического анализа; существенное усиление креативной направленности образовательного процесса.
- • Использование принципов модульной организации проектируемых ООП ВПО, реализующих ФГОС ВПО.
- • Усиление направленности на диагностику достижений студентов и выпускников, которые они, с точки зрения компетентностного подхода, обязаны продемонстрировать в режиме заданных оценочных средств и технологий.
- • Увеличение степеней свободы студентов в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий.
- • Расширение автономии и академических свобод вузов в разработке ООП ВПО. особенно в «отборе» содержания образования и образовательных технологий, наряду с усилением подотчетности вузов и их ответственности за качество образования.
- • Формирование устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда как обязательные условия при проектировании ФГОС ВО и ООП [4.27].
- • Возрастание ответственности преподавателей и студентов за эффективность образовательного процесса и собственной деятельности.
- 4.8. Общая характеристика процесса проектирования
- [1] Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря2004 г. (протокол № 47, раздел I).
Источник: bstudy.net
Программа впо что это
- Вы здесь:
- Защита Прав
- Право на образование
- Право на Профессиональное Образование
- Право на высшее образование
- Особенности высшего профессионального образования в РФ
Особенности высшего профессионального образования в РФ
- право на образование
- образование
- профессиональное образование
- высшее образование
- бакалавриат
- специалитет
- магистратура
- система высшего образования
- уровни высшего образования
- ученая степень
Высшее профессиональное образование в системе образования РФ
Высшее профессиональное образование в РФ как элемент общей системы образования включает в себя:
- федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность высшего профессионального образования;
- педагогических работников и обучающихся;
- федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере высшего профессионального образования;
- организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества высшего профессионального образования;
- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере высшего профессионального образования.
Уровни высшего профессионального образования в РФ
Высшее образование в РФ отнесено действующим законодательством об образовании к профессиональному образованию и реализуется по четырем уровням образования:
- бакалавриат,
- специалитет,
- магистратура и
- подготовка кадров высшей квалификации.
п.5 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Обучение по программам высшего профессионального образования проводят академии, университеты, институты, другие образовательные учреждения и организации на основании образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям:
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата;
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета;
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров;
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре;
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.
Особенности уровней высшего профессионального образования: бакалавриат, специалитет, магистратура
Уровень высшего образования
Бакалавриат
Специалитет
Магистратура
Образовательный ценз при поступлении
Среднее общее образование или его эквивалент
Среднее общее образование или его эквивалент
Бакалавриат или специалитет
Сроки обучения (очная форма)
Получаемый документ о высшем образовании
Приобретаемая квалификация (степень)
Академический бакалавр, прикладной бакалавр
Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации
Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению
Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации
Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной
Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта)
Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Магистратура или аспирантура
Особенности уровней высшего профессионального образования: аспирантура, ординатура, ассистентура — стажировка
Вид высшего образования
Аспирантура (адъюнктура — в вузах МО РФ и МВД РФ)
Ординатура
Ассистентура-
стажировка
Образовательный ценз при поступлении
Магистратура или специалитет
Высшее медицинское или
Магистратура или специалитет в области культуры
2 года (только очная форма)
Получаемый документ о высшем образовании
Диплом об окончании аспирантуры
Диплом об окончании ординатуры
Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень)
Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер высшего образования
Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа
Углубленное изучение методологических, клинических и медикосоциальных основ медицинских наук; формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении
Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой государственной аттестации
Три кандидатских экзамена, государственный экзамен, защита диссертации
Выпускная работа по творческо — исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере
Защита докторской диссертации
Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура
Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата
искусствоведения. Защита докторской диссертации
Краткая характеристика уровней высшего профессионального образования
Бакалавриат:
- бакалавриат — это законченное высшее профессиональное образование;
- поступать на программы бакалавриата могут обладатели среднего общего или среднего профессионального образования;
- учеба на бакалавра длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку;
- для поступления в вуз на бакалавра необходимо написать заявление в приёмную комиссию учебного заведения и представить паспорт и аттестат или диплом об окончании школы или техникума, результаты ЕГЭ;
- по окончании бакалавриата студенты защищают квалификационную выпускную работу;
- по ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации:
- академический бакалавр,
- прикладной бакалавр;
Специалитет:
- в отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению;
- на программы специалитета поступают обладатели среднего общего или среднего профессионального образования;
- для поступления в вуз на программы специалитета необходимо написать заявление в приёмную комиссию учебного заведения и представить паспорт и аттестат или диплом об окончании школы или техникума, результаты ЕГЭ;
- обучение по программам специалитета длится не менее 5-ти лет;
- по итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации;
- выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.
Магистратура:
- магистратура позволяет углубить специализацию по выбранному направлению;
- на программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты;
- обучение по программам магистратуры длится не менее 2-х лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности;
- выпускники магистратуры защищают выпускную работу — магистерскую диссертацию;
- по итогам выпускной работы выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр»;
- выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.
Аспирантура:
- аспирантура — это форма подготовки научно-педагогических кадров;
- в аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета;
- обучение в аспирантуре включает:
- образовательную часть,
- педагогическую деятельность,
- практику,
- научно-исследовательскую работу;
- исследователь,
- преподаватель-исследователь;
Интернатура:
- интернатура — это форма последипломного обучения выпускников медицинских вузов, по итогам которого им присваивается право профессиональной деятельности;
- учеба в интернатуре длится в течение 1-го года, представляет собой практику в медицинском учреждении под руководством старших коллег.
Ординатура:
- ординатура — это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики);
- к поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского или фармацевтического образования;
- обучение в ординатуре длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки;
- по окончании ординатуры сдается трехступенчатый квалификационный экзамен;
- выпускникам ординатуры выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.
Ассистентура — стажировка:
- ассистентура — стажировка — это форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств;
- по программам ассистентуры — стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области;
- срок обучения по программам ассистентуры — стажировки не превышает 2-х лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедрой учебного заведения;
- выпускная работа по программам ассистентуры — стажировки представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации;
- по окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации:
- концертный исполнитель и
- преподаватель высшей школы,
- дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.
Формы высшего профессионального образования
Законодательство об образовании допускает следующие формы высшего профессионального образования:
- очная форма обучения,
- очно-заочная,
- заочная,
- дистанционная и
- сетевая формы обучения.
Статья 17 «Формы получения образования и формы обучения» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Очная форма обучения:
- во время очного обучения все занятия проходят непосредственно в зданиях образовательной организации высшего профессионального образования;
- процесс обучения предполагает личный контакт преподавателей и студентов во время лекций, семинаров, практических занятий.
Очно-заочное обучение:
- удобная форма обучения для тех, кто работает;
- большая часть времени отдается самостоятельному изучению предметов;
- студенты-заочники проводят в университете лишь 30% учебного времени, остальные 70% времени уходит на самостоятельное изучение материалов в соответствии с разработанным вузом образовательным планом.
Дистанционное обучение:
- основу дистанционного обучения составляет онлайн-обучение – лекции, семинары, общение студентов и преподавателей проходит по скайпу или другим системам видеосвязи.
Сетевая форма обучения:
- сетевая форма обучения обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций высшего профессионального обучения,
- в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Источник: moiprava.info
Требования ФГОС ВПО к структуре ООП
Раздел ФГОС ВПО «Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста)» формулирует требования к составляющим ООП с учетом ее профессиональной направленности и их объемам в виде циклов. Этот раздел содержит требования к наличию составляющих ООП в виде разделов основной образовательной программы. Требования к структуре ООП включают требования к объему трудоемкости государственной (итоговой) аттестации.
В требованиях к структуре ООП указывается также перечень обязательных дисциплин ООП и требования к соотношению обязательной и вариативной части ООП с учетом ее уровня.
Уточнение особенностей структуры ООП, реализующей ФГОС, целесообразно провести в ходе сравнения со структурой ООП второго поколения. Такое сравнение позволяет, с одной стороны, показать преемственность двух документов, а с другой – наглядно выявить дополнительные характеристики, вводимые в структуру ООП с целью повышения ее качества.
Основная образовательная программа второго поколения имеет следующий типовой компонентный состав:
- – общие положения, дающие обоснование ООП (цели, области, виды, объекты профессиональной деятельности);
- – учебный и календарные планы;
- – программы учебных дисциплин;
- – программы практик;
- – программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации.
Аналогичная структура характерна и для ООП, реализующих ФГОС (третьего поколения). Для более детального различения этих двух поколений ООП требуется дополнительная конкретизация каждого из обозначенных структурных элементов, проясняющая компетентностный характер ООП третьего поколения. Такая конкретизация представлена ниже, в форме структурнопараметрической модели ООП третьего поколения.
Структурно-параметрическая модель новых элементов ООП, реализующих ФГОС.
- 1. Общее положение. Концептуальное положение: миссия, цели, ценности. Компетентностная модель выпускника, задающая результаты освоения ООП.
- 2. Учебный план. Матрица соотнесения (распределения) компетенций по всем учебным дисциплинам/модулям и практикам учебного плана и по годам обучения. Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин. Обобщенный перечень основных образовательных технологий [1] .
- 3. Программы учебных дисциплин/модулей. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной/модулем с указанием уровня их освоения. Матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины/модуля. Обобщенный перечень основных образовательных технологий. Перечень форм, процедур (заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине (модуле) компетенций.
- 4. Программы практик. Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их освоения и форм, процедур, технологий контроля и оценки их сформированности.
- 5. Программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации. Контрольные процедуры должны быть соотнесены с компетентностной моделью соответствующего периода обучения и дисциплины/практики.
Основные образовательные программы бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста предусматривают изучение следующих учебных циклов (далее – УЦ) ООП:
- – гуманитарный, социальный и экономический цикл;
- – математический и естественно-научный цикл;
- – профессиональный цикл – и включают разделы:
- – практика и научно-исследовательская работа;
- – итоговая государственная аттестация.
Каждый УЦ имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом.
Базовая (обязательная) часть УЦ «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ООП бакалавриата и подготовки специалиста предусматривает изучение таких обязательных дисциплин, как «История», «Философия», «Иностранный язык», а базовая часть профессионального цикла –»Безопасность жизнедеятельности». Учебные циклы ООП бакалавриата и подготовки специалистов Б.4 и С.4 (табл. 2 .3) включают раздел «Физическая культура», отсутствующий в ООП магистратуры.
Таблица 2.3. Структура ООП согласно ФГОС ВПО
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зач. ед.)
Коды формируемых компетенций
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Базовая (обязательная) часть
(результаты образования задаются ФГОС)
Вариативная (профильная) часть (результаты определяются ООП вуза)
Математический и естественно-научный цикл
Базовая (обязательная) часть (результаты образования задаются ФГОС)
Вариативная (профильная) часть (результаты определяются ООП вуза)
Базовая (обязательная) часть
(результаты образования задаются ФГОС)
Вариативная (профильная) часть (результаты определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
Учебная и производственная практики
(результаты определяются ООП вуза)
Практика и научно-исследовательская работа (результаты определяются ООП вуза)
Итоговая государственная аттестация
Примечание.
Б – бакалавриат, М – магистратура, С – подготовка специалиста
*) 1. Трудоемкость УЦ ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц. 2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП бакалавриата (Б.1, Б.2 и Б.З) должна составлять не более 50%, С.1, С.2 и С.3 – не менее 70%, а М.1, М.2 и М.3 – не более 30% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 90% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
**) Наименование учебного цикла С.2 определяется с учетом особенности образовательной области, в которую входит данная специальность.
В циклах С.1, С.2 и С.3 может проводиться выделение дисциплин специализации, необходимость которого определяется разработчиком образовательного стандарта, при этом в циклах С.1 и С.2 в целом на дисциплины специализации может быть выделено не более 8%, а в цикле С.З – не более 12% трудоемкости базовой части соответствующего цикла.
Источник: studme.org