Программа восточное партнерство что это такое

«Восточное партнерство»: что это такое?

27 стран ЕС предложили Азербайджану, Армении, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине свою помощь в создании условий для ускорения совместной политической ассоциации и экономической интеграции восточных партнеров и ЕС. Это предполагает, среди прочего, создание зон свободной торговли, облегчение визовых условий, укрепление энергетической безопасности.

Немного истории

Политика «Восточного партнерства» появилась не на пустом месте. После распада Советского Союза и образования CНГ, некоторые из вошедших в него стран (Украина, Молдова, Грузия) выразили намерение войти в состав ЕС. Европейские структуры и отдельные государства ЕС восприняли эти устремления без энтузиазма. В 1990-х годах и первой половине 2000-х годов Брюссель подписал со странами СНГ соглашения о партнерстве и сотрудничестве, предоставил им финансовую помощь по линии программы ТАСIS и расширил торговые, инвестиционные, культурные и образовательные контакты. Однако дальше этого дело не пошло.

Программа «Восточное партнерство»

Интерес к постсоветскому пространству возрос после вхождения в состав ЕС государств Центральной и Восточной Европы, которые ранее являлись частью «социалистического содружества» либо даже СССР (Литва, Латвия, Эстония). Вовлечение новых государств привело к тому, что ЕС и СНГ обрели общую границу.

В 2003 – 2004 гг. Еврокомиссия разработала рамочный документ об отношениях с восточными и южными соседями ЕС и разработала конкретные планы действий для отдельных стран-соседей.

В марте 2005 года верховный представитель ЕС по внешней и оборонной политике Хавьер Солана заметил, что страны-соседи ЕС, активно продвигающиеся по пути реформ, могут рассчитывать на большее сближение с Евросоюзом. Важными элементами таких реформ, по мнению Соланы, должны были стать свобода СМИ, независимая судебная система, энергичное гражданское общество, эффективное функционирование госслужб и динамичный частный сектор.

Впрочем, «Восточное партнерство» не предусматривает достижения членства постсоветских государств в ЕС, хотя в декларации учредительного саммита акцентируется внимание на возможности подписания с государствами СНГ соглашений об ассоциации.

«Восточное партнерство»: 10 вопросов и ответов

1. Какие страны входят в «Восточное партнерство»?

Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина.

2. Почему Европейский союз выступил с этой инициативой?

Успешное расширение Евросоюза сделало эти страны ближе к ЕС, а их безопасность, стабильность и благоустройство стали сильно влиять на Европу.

Эти страны в различной степени осуществляют политические, экономические и социальные реформы и высказали желание стать ближе к Европейскому союзу.

Вместе с «Восточным партнерством» ЕС предлагает сконцентрироваться на далеко идущих планах по поддержке демократических и рыночно ориентированных реформ и таким образом способствовать их политической и экономической стабильности.

3. Предложение общее для всех стран или зависит от договоренности с ЕС?

«Восточное партнерство» предлагает и двусторонние, и многосторонние меры для расширения сотрудничества. Есть различные степени развития двусторонних отношений. С Украиной и Молдовой, к примеру, у Евросоюза более глубокие отношения. Поэтому у ЕС будет индивидуальный подход к каждой стране. Насколько далеко ЕС пойдет в отношениях с каждой страной, будет зависеть от прогресса, сделанного партнерами в их реформах.

4. Каковы главные пункты программы «Восточное партнерство»?

«Партнерство» включает в себя торговые соглашения, программы по улучшению административных функций стран, изучение возможностей открытия рынков для свободного перемещения рабочих, увеличение энергетической безопасности, расширение сотрудничества в сфере охраны окружающей среды.

5. Как будет финансироваться программа «Восточное партнерство»?

Общая поддержка для шести стран будет увеличиваться от 450 млн евро в 2008-м до 785 млн евро в 2013 году. Это рост примерно на 75%. Это означает дополнительные 350 млн евро для плановых целей на период с 2010 до 2013 года.

Помимо этого, ЕС перенаправит 250 млн евро, уже потраченные на региональные программы в рамках выполнения программы «Восточное партнерство».

6. Приближает ли участие в «Восточном партнерстве» перспективы присоединения к Евросоюзу?

Участие в «Партнерстве» не означает обязательного включения в ЕС. Все будет зависеть от естественного развития двусторонних отношений.

7. Возможна ли отмена виз для жителей стран-участниц «Восточного партнерства»?

Вряд ли это будет очень скоро. Поскольку упрощенное перемещение жителей и отмена виз между ЕС и шестью странами «Восточного партнерства» зависит от выполнения порой технически сложных мер. Таких, как лучшее пограничное управление, объединенное контролирование мигрантов. Поэтому для этого понадобится некоторое время. Но Евросоюз пытается двигаться к этому постепенно.

8. Может ли быть введено евро в странах «Восточного партнерства»?

Теоретически это возможно, но может быть очень долгой перспективой. Большинство стран, вошедших в Евросоюз в течение последнего расширения, не члены еврозоны.

9. Будет ли у жителей шести стран-членов «Восточного партнерства» возможность обращаться в Европейский трибунал справедливости?

Европейский трибунал справедливости – это высшее судебное учреждение Евросоюза, это институт Европейского союза. Он непосредственно относится к законам ЕС. Партнерские страны из Восточной Европы не подпадают под юрисдикцию ЕС. Поэтому не входящие в ЕС субъекты не могут обращаться в Европейский трибунал.

Но есть Европейский суд по правам человека в Страсбурге, являющийся частью Совета Европы. И жители стран-членов, если они не довольны решением национального суда, могут обратиться в Европейский суд по правам человека.

10. Как долго будет действовать «Восточное партнерство»?

Пока финансирование «Восточного партнерства» рассчитано до 2013 года. Однако это не значит, что по завершении этого срока программа прекратит свое существование. Во время ее реализации будет видно, нужно ли еще что-либо улучшать, что делать быстрее, что не столь важно и т. д. Поэтому пока определен такой срок.

Читайте также:
Forced что это за программа

Комментарий в тему.

Наш собеседник председатель Брестской областной организации Партии БНФ, Дмитрий Шиманский.

– Дмитрий Петрович, чего ожидать белорусам и конкретно брестчанам от инициатавы ЕС “Восточное партнёрство”?

На мой взгляд главное, что могут получить брестчане от участия Беларуси в “Восточном партнёрстве”, это снижение стоимости виз. Также вполне реалистична реализация проекта по упрощённому безвизовому перемешению через границу граждан, проживающих в 30-километровой пограничной зоне, куда попадает и Брест, и Бяла Подляска. Другим направлением развития сотрудничества в рамках “Восточного партнёрства”, интересным для брестчан, может стать более широкое участие европейского, и в первую очередь польского частного капитала в развитии экономического потенциала Бреста. Причём мы надеемся, что сюда придёт не только крупный инвестор, но и небольшие польские фирмы. А это означает и создание новых рабочих мест, и значительное увеличение поступлений в местный бюджет, из которого финансируются и социальные программы, и здравоохранение, и образование.

– Известно, что Россия насторожено относится к участию Беларуси в программе “Восточного партнёрство”. Может быть нам это не нужно? Ведь можно продолжать развивать отношения с РФ, пользоваться их кредитами и преференциями?

Кредиты рано или поздно придётся отдавать. Поэтому сейчас мы не развиваем наш регион, а просто выживаем в условиях экономического кризиса. Участие в “Восточном партнёрстве” позволит расширить географию экспорта брестских предприятий, ориентированных пока в основном на Россию, опять же, повторюсь, привлечь европейские инвестиции в развитие города.

Что касается предположения, что программа “Восточное партнёрство” направлена против России, то это не более, чем пережитки “холодной войны” в сознании некоторых политиков. России давно пора перестать видеть в Евросоюзе своего врага. Всё что делает Европа, направлено не против кого-то, а только на обеспечение благосостояния и безопасности своих сограждан. И я уверен, что рано или поздно Россия сама станет активным участником интеграционных процессов в Европе. И конечно же она остаётся для нас важным экономическим партнёром.

– Как относится Партия БНФ к этой инициативе?

Партия БНФ всегда последовательно выступала за всестороннее развитие отношений с европейскими странами, за вступление Беларуси в Европейский союз. Поэтому мы положительно оцениваем открытие программы “Восточное партнёрство” и участие в ней Беларуси. Это приближает нашу страну к Европе, а наше общество – к европейским стандартам жизни и к европейским ценностям.

– Где на Ваш взгляд будет Беларусь через 10 лет? В составе РФ или ЕС?

Вхождение Беларуси в состав России неприемлемо и не будет поддержано большинством граждан нашей страны. Что касается ЕС, я не уверен, что нам стоит ставить основной целью вступление в ЕС на протяжении такого короткого отрезка времени. Развивать отношения, сотрудничество, расширять контакты на всех уровнях – от правительств до молодёжи и студентов, – да.

Ориентироваться на сближение законодательства, экологических норм и стандартов качества, – да. А в плане политической интеграции – думаю, что стоит ещё очень серьёзно просчитать, что нам более выгодно – использовать своё геополитическое положение между Европой и Россией для развития своего экономического потенциала, или войти в Евросоюз. В любом случае стремиться к сближению с Европой и по уровню жизни, и по уровню развития демократии в течение названного Вами срока нам необходимо. А за это время наши эксперты обязательно просчитают все плюсы и минусы от вступления Беларуси в ЕС и вынесут свои доводы на всенародноеобсуждение. Так что последнее слово в любом случае будет за гражданами нашей страны.

Владимир Тарновский,
“Юбилейка”
Использовались также материалы date.by

Источник: dzedzich.org

Кратко о программе «Восточное партнерство»

Программа «Восточное партнерство» является проектом Европейского Союза, новым предложением регионального сотрудничества, направленным на развитие интеграционных связей с Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Беларусью. Эта программа является также продолжением Европейской политики соседства (ЕВС), реализованной ЕС с 2004 года, придерживается тех же основ и методик реа- лизации целей.

Главная цель ВП — сближение новых восточных соседей с ЕС. Восточное партнерство, по сути, рассматривается как план развития взаимоотношений между Евросоюзом и странами Восточной Европы и Южного Кавказа, который даёт возможность постепенно интегрироваться с политикой и программами ЕС, а также с общеевропейским рынком. Евросоюз, сотрудничая со своими восточными соседями, хочет им передать свой конструктивный опыт в сфере торговли, экономики и политики. Темпы присвоения опыта будут зависеть и, как показывает практика, зависят от происходящих перемен в этих странах и от ожиданий стран- партнеров [21. S. 99-100].

Инициаторами «Восточного партнерства» бьши Польша и Швеция, которые в мае 2008 г. предложили углубить отношения с восточными соседями, охваченными Европейской политикой соседства. Однако на формиро- вание проекта повлияли также действия многих других стран-членов ЕС.

Вышеградская группа (V4) — Чехия, Польша, Словакия и Венгрия — обратила внимание на необходимость интенсификации отношений с восточными соседями и предложила предпринять в этом направлении конкрет- ные действия. Подобную позицию занимали Литва, Латвия и Эстония.

Австрия, председательствовавшая в Европейском Союзе в первой половине 2006 г., предложила создание общей энергетической политики, частью которой был бы диалог с Украиной и Беларусью — странами транзита энергетических ресурсов. В свою очередь, Германия, председательствовавшая в Европейском Союзе в первой половине 2007 г., предложила концепцию «ЕПС Плюс». Германия предложила соседям ЕС взаимовыгодное углубление отношений, которые позволят ЕС заіслючагь секторальные соглашения с государствами, охваченными ЕПС. Проявлением изменения подхода ЕС к политике соседства было принятие Европейским Союзом в декабре 2007 г. польско-литовского предложения по развитию Южного и Восточного измерений ЕПС не только в рамках двусторонних договоров, но также и многосторонних [3. С. 9-12].

Читайте также:
Stcagent что это за программа

«Восточное партнерство» многими членами ЕС рассматривается как продолжение ранее сформулированных усилий по укреплению ЕПС в восточноевропейской части и вместе с тем как новое дыхание в отношении

ЕС с его восточными партнерами. Инициатива была поддержана также в связи с меняющимися условиями в ЕС и его окружении. После расширения ЕС в 2004 г. в странах-членах возросла осознанность проблем и угроз, существующих в Восточной Европе и на Южном Кавказе.

Страны ЕС отчетливо поняли, что напряженность, политическая и экономическая нестабильность, «замороженные конфликты» в регионе могут непосредственно касаться ЕС. Не без основания темпы работ над проектом «Восточного партнерства» ускорились после российско-грузинской войны, а важным компонентом ВП является энергетическое сотрудничество.

Также опыт нескольких лет по внедрению ЕПС показал, что, чтобы увеличить эффективность этой политики, необходимо приспособить ее инструменты к специфике охваченных ею стран. Поддержке ВП способство- вали политические изменения во Франции, которая долгое время была главным противником углубления отношений с восточными партнерами в рамках ЕПС.

Когда президент Николя Саркози вышел с предложением Союза для Средиземноморского региона, можно было ожидать, что взамен за согласие на оживление южного направления ЕПС, он поддержит Восточное партнерство. Следует отметить, что одновременно Франция старалась сблизиться с новыми странами ЕС, прежде всего с Польшей.

Как следствие в марте 2008 г., после саммита Европейского совета, который принял решение о реализации Союза для Средиземноморского региона, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский сообщил о проекте новой инициативы по отношении к восточным соседям, охваченных ЕПС. Важным для принятия программы ВП была поддержка этой инициативы «старыми» странами-членами. Благодаря участию Швеции развитие самостоятельной восточной политики ЕС не воспринимается как сфера исключительно интересов «новых» стран-членов ЕС. Большую роль сыграла Еврокомиссия, которая в декабре 2008 г. представила информацию о «Восточном партнерстве», тем самым создав платформу для дальнейшей дискуссии на эту тему в ЕС [16. S. 1-4].

Программа ВП в аспекте двухстороннего сотрудничества разработала новые правовые основы сотрудничества между Евросоюзом и его восточными соседями в виде соглашений об ассоциации и зонах свободной торговли. Реализация программы ВП обозначает также действия, направленные на полную либерализацию визового режима между отдельными партнерскими странами и развитие сотрудничества в области энергетической безопасности. Углубление отношений с Евросоюзом зависит от достижений партнеров в реализации таких ценностей, как демократия, законность, соблюдение прав человека, а также реализация основ рыночной экономики, сбалансированного развития. Со своей стороны Евросоюз обязался поддержать проведение реформ в соседних странах, в частности посредством содействия улучшения их административного аппарата. «Восточное партнерство» не является стратегией расширения, но не исключает вступление стран, охваченных этим проектом, в ЕС. Сценарий развития отношений с ЕС, предусмотренный в ВП, отвечает, с одной стороны, интересам тех, кто заинтересован исключительно близким сотрудничеством с ЕС, с другой стороны — интересам тех, кто стремится в будущем интегрировать в европейское социально-экономическое и политическое пространство [20].

Программа «Восточное партнерство» отличается от Европейской политики соседства своим многосторонним измерением. С этим связаны регулярные встречи представителей ЕС и восточных соседей на зфовне глав государств и правительств, министров иностранных дел, высших должностных лиц и экспертов. Главной задачей многостороннего измерения ВП является поддержка политических и экономических изменений в странах Восточной Европы и Южного Кавказа. Многостороннее измерение ВП является также форумом обмена информацией и опытом для стран-партнеров в таких областях, как демократия, эффективное управление и стабильность, экономическая интеграция и конвергенция в сфере политики ЕС, энергетическая безопасность и контакты между людьми. От многостороннего сотрудничества ряд стран ЕС и страны-партнеры ожидают, что оно также бу- дет выполнять функцию механизма укрепления доверия в регионе.

Итак, принимая во внимание вышесказанное, следует еще раз подчеркнуть, что основными приоритетами реформ в странах-партнерах и их сотрудничества с ЕС являются следующие направления:

  • -демократия, совершенствование системы управления и обеспечение стабильности;
  • -экономическая интеграция и конвергенция с отраслевой экономической политикой ЕС, включая создание зон свободной торговли;
  • -энергетическая безопасность;
  • -развитие контактов между людьми (либерализация визового режима и усиление борьбы с незаконной миграцией).

Для того чтобы результаты сотрудничества были ощутимы и в партнерских странах, и на международной арене, в ВП введены ключевые инициативы:

  • -программа интегрированного управления границами;
  • -содействие развитию малого и среднего бизнеса (SME-facility);
  • -региональные энергетические рынки, энергетическая эффективность и возобновляемые источники энергии;
  • -экологический менеджмент;
  • -система борьбы с последствиями стихийных бедствий и техногенных аварий.

Реализация проектов в рамках флагманских инициатив должна обеспечить странам-партнерам надежную базу для дальнейшего стремительного развития по основным сферам. Поэтому ЕС прилагает большие уси- лия для четкого осуществления этих инициатив [3. С. 22].

Непосредственно для реализации программ ВП в 2009 г. Евросоюз выделил 600 млн евро (из них 350 млн — новые средства и 250 млн — средства, перенаправленные из Региональной программы для Востока в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства — ЕИСП). Позднее, на 2010-2013 гг., общая сумма финансирования ЕИСП для восточных партнеров была увеличена до 1,9 млрд евро [3. С. 39-40].

Читайте также:
Программа технические средства что это

Согласно данным Еврокомиссии, в 2009-2013 гг. в рамках ЕИСП было ассигновано 2,8 млрд евро для шести стран ВП. После саммита ВП в Варшаве в 2011 г. премьер-министр Польши заявил о дальнейшем увеличении ассигнования европейских средств для восточных партнеров на 150 млн евро в 2011- 2013 гг. И хотя ВП прежде всего финансируется ЕИПС, в рамках которого резерв финансовых средства на 2014-2020 гг. составляет 15 432 634 000 евро в текущих ценах, с 2014 г. ЕИСП заменен Европейским инструментом соседства (ЕИС) [20; 29. S. 14].

Источник: studref.com

33 наивных вопроса о «Восточном партнерстве». Книга RuBaltic.Ru

На международном онлайн-семинаре «Постсоветское пространство между Россией и Западом: выбор пути для бывших советских республик», приуроченном к онлайн-саммиту государств Евросоюза и стран-участниц программы «Восточного партнерства», шеф-редактор аналитического портала RuBaltic.Ru Александр НОСОВИЧ и политический обозреватель RuBaltic.Ru Алексей ИЛЬЯШЕВИЧ презентовали книгу «33 наивных вопроса о “Восточном партнерстве”». Предлагаем нашим читателям поближе с ней познакомиться.

«Восточное партнерство» – это инициатива сближения Европейского союза с бывшими республиками СССР. Внешне всё выглядит пристойно. Но реальной целью этой программы является отрыв от России Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины.

За годы действия «Восточного партнерства» программа показала свой разрушительный потенциал, став детонатором украинского кризиса.

Сближение Евросоюза с постсоветскими странами является не путем в Европу, а лишь его имитацией. Страны-участницы «Восточного партнерства» не имеют перспективы членства в ЕС, не приближаются к европейским стандартам и европейскому качеству жизни. Их участь – быть «буферной зоной» на границе с Россией.

В аэропорту Тбилиси прилетающих встречает надпись «Добро пожаловать в Грузию, страну, являющуюся ассоциированным членом Европейского союза». Однако ассоциированными членами Европейского союза являются также Египет, Алжир, Иордания, Марокко, Тунис, Мексика, Чили, Южно-Африканская республика… Это все тоже «настоящие европейцы»? А может, всего лишь рынки сбыта для европейского экспорта?

При этом «Восточное партнерство» не способно дать его участникам даже имитации европейского качества жизни.

Благополучие, сытость, достаток, а также выходящие за пределы материального представления о человеческом достоинстве и уважении, которые до сих связываются с Европой, невозможны, если ваша подлинная роль сводится к тому, чтобы быть фронтиром, прифронтовым государством на границе России, которое ослабляет своим существованием геополитического оппонента Запада.

Желаемые материальные блага в таком случае недостижимы, поскольку отрыв от формировавшего столетиями исторически единого экономического пространства ведет к таким потерям, компенсировать которые на другом направлении невозможно. Нематериальные ценности вроде гражданских свобод, прав человека, власти большинства при уважении мнений и потребностей меньшинства для государств, смысл которых – быть антироссийскими лимитрофами, недостижимы тем более. В этих странах преследуют диссидентов, выступающих за нормализацию отношений с Москвой, попирают интересы русскоязычного и пророссийского населения.

«Восточное партнерство» искусственно отделяет российско-европейские отношения от отношений ЕС с другими странами СНГ, что изначально противоестественно и порождает конфликты, потому что все постсоветские страны тесно связаны между собой через Россию.

На протяжении многих лет действия программы высказывались надежды, что «Восточное партнерство» будет «перезагружено», реформировано, поменяет концепцию. На то, что будет принята новая программа восточной политики ЕС, которая не будет разделять постсоветское пространство на Россию и Анти-Россию. Ничего подобного на практике не происходит. Даже украинская катастрофа не привела Европу к смене подходов.

Из всех стран «Восточного партнерства» по сравнению с «передовыми» Грузией, Молдовой и Украиной относительно успешны оказались те, которые не принимали активного участия в этой программе. Нейтральный Азербайджан и выбравшие евразийскую интеграцию вместо европейской Беларусь и Армения.

Однако логика возведения «санитарного кордона» по периметру российских границ подталкивает Запад к тому, чтобы и эти страны навести на путь к самоликвидации.

Поэтому основной объект внимания на постсоветском пространстве сегодня у Брюсселя и Вашингтона — союзники России: Беларусь и Армения. На эти страны давят так же, как ранее на Молдову и Украину, от них так же требуют сделать решающий выбор.

Выбор в данном случае состоит в том, присоединиться ли к старому однополярному миропорядку или принять участие в строительстве нового. И здесь авторы хотят вернуться к вопросу, с которого они начали эту книгу. Выгоден ли странам и народам тот глобальный мир, который начал формироваться после холодной войны.

Как видим, ради ослабления одного из потенциальных геополитических полюсов либеральный миропорядок пошел на превращение одного из цивилизационно развитых регионов мира в глухую, отсталую и деградирующую периферию.

Присоединение к такому миропорядку на практике означает превращение в культурную, экономическую и демографическую колонию. Активное участие в программе «Восточного партнерства» ЕС ведет именно к такому исходу.

Презентация книги «33 наивных вопроса о «Восточном партнерстве»»

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Источник: www.rubaltic.ru

Программа восточное партнерство что это такое

https://inosmi.ru/20211217/251146025.html

TVP Info: Украину и Грузию в ЕС не ждут. Но есть утешительный приз

TVP Info: Украину и Грузию в ЕС не ждут. Но есть утешительный приз

TVP Info: Украину и Грузию в ЕС не ждут. Но есть утешительный приз

Европа утратила важнейший инструмент внешней политики — перспективу членства для соседних стран, пишет TVP Info. Грузия, Молдавия и Украина ждут новых шагов, но | 17.12.2021, ИноСМИ

2021-12-17T11:45

2021-12-17T11:45

2022-10-07T15:40

восточное партнерство

расширение

https://cdnn1.inosmi.ru/images/sharing/article/251146025.jpg?2511466151665146447

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Источник: inosmi.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru