Программа восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Содержание

Как восстановить у взрослого способность говорить после ее потери?

Какое время займет период, за который восстанавливается речевая функция, зависит от того, как сильно был поражён головной мозг. Поэтому у некоторых больных способность говорить восстанавливается достаточно быстро (в течение нескольких недель или месяцев), тогда как у других занимает годы, и спрогнозировать, через сколько это произойдет, трудно.

Для восстановления больных, перенесших инсульт, применяются следующие виды реабилитации:

  • Медикаментозная терапия.
  • Занятия с логопедом.
  • Физиотерапия.
  • Массаж.
  • Оперативное вмешательство.

Лекарства

Во время реабилитации после инсульта врач назначает больному несколько групп препаратов, способствующих уменьшению побочных эффектов, улучшению состояния и помогающих больному быстрее вернуться к привычному образу жизни:

  • Миорелаксанты.
  • Антидепрессанты.
  • Антиконвульсанты.
  • Антиагреганты.

Миорелаксанты

На заметку. На третий месяц после инсульта у больного может появиться мышечный гипертонус, который сильно тормозит процесс реабилитации.

Практические упражнения для работы по восстановлению речи у больных перенесших инсульт. Урок 12.

Тогда и назначаются миорелаксанты, способные снизить излишний тонус мускулатуры. Лучшие миорелаксанты при инсульте:

  • Сирдалуд (стоимость в Москве от 227, в Санкт-Петербурге от 176.).
  • Тизалуд (стоимость в Москве от 160, в Санкт-Петербурге от 125 р.).

Препараты серии антидепрессантов

Почти 80% больных после наступления инсульта страдают от депрессивного состояния, которое замедляет процесс восстановления. В этом случае назначаются антидепрессанты. Лучшие антидепрессанты при инсульте:

  • Нортриптилин (стоимость в Москве от 990, в Санкт-Петербурге от 1.000 р.).
  • Паксил (стоимость в Москве от 650, в Санкт-Петербурге от 660 р.).

Антиконвульсанты

При появлении судорог назначаются антиконвульсанты, но принимать их стоит с осторожностью, так как эта группа препаратов может вызывать побочные эффекты. Лучшие антиконвульсанты при инсульте:

  • Финлепсин (стоимость в Москве от 215, в Санкт-Петербурге от 193 р.).
  • Конвулекс (стоимость в Москве от 116, в Санкт-Петербурге от 135 р.).

Антиагреганты

Если после инсульта кровь больного стала более вязкой, это тормозит восстановление тканей мозга. В этом случае требуется помощь антиагрегантов, которые предотвращают появления тромбов. Лучшие антиагреганты при инсульте:

  • Реополиглюкин (стоимость в Москве от 102, в Санкт-Петербурге от 110 р.).
  • Клопидогрел (стоимость в Москве от 226, в Санкт-Петербурге от 205 р.).

Важно! Любые лекарства должен назначать только лечащий врач. Не занимайтесь самоназначением препаратов, иначе это может только ухудшить состояние больного.

Само по себе медикаментозное лечение не даёт особых результатов, но способствует прогрессу восстановления при использовании других видов терапии, таких как занятия с логопедом и физиотерапия.

Восстановление речи после инсульта

Занятия с логопедом

На первом занятии логопед составляет план для каждого больного индивидуально. Обязательным является выполнение следующих упражнений:

  • Чтение скороговорок.
  • Рисование.
  • Мимический и логопедический массаж.

При тщательном выполнении всех рекомендаций специалиста около 20-30% больных со средними и тяжелыми нарушениями речевого аппарата начинают нормально говорить к моменту выписки из больницы. Занятия могут проводиться и на дому. Программу упражнений необходимо совмещать с приёмом лекарственных препаратов, физиотерапией и другими видами реабилитации.

Физиотерапия

Этот вид реабилитации стимулирует восстановление мышц и помогает добиваться лучшего эффекта от занятий с логопедом и от приёма лекарственных препаратов.

  • Магнитотерапия. Эта процедура стимулирует все процессы в мозге, а также улучшает работу эндокринной и нервной системы. Довольно болезненный метод, но при этом считается одним из самых эффективных. Состояние больного улучшается через 2-3 недели.
  • Дорсанваль. Назначается при плохом кровоснабжении мозга и конечностей. После целого курса процедур, а это не менее 5-7 сеансов, которые проходят в течение 2-3 недель, состояние больного значительно улучшается.

Массаж

Лечебный массаж при инсульте значительно улучшает кровоснабжение поражённых тканей, что усиливает приток к ним кислорода и прочих питательных веществ. Кроме этого, массаж помогает снять мышечное и психологическое напряжение. Курс лечебного массаж обычно состоит из 10 сеансов, но для каждого больного может быть скорректирован индивидуально.

Обратите внимание! Курс массажа может проводить только квалифицированный специалист с медицинским образованием.

Оперативное вмешательство

К такому методу, как операция, прибегают в крайних случаях, когда остальные методы не улучшают состояние больного и не могут восстановить речь, которая пропала. Для восстановления речи проводят нейрохирургическую операцию, которая формирует дополнительные соединение между здоровым тканями и сосудами в речевой области мозга, не затрагивая поврежденные участки.

Нарушение речи при инсульте

Инсульт бывает геморрагический или ишемический. При геморрагическом инсульте к мозгу приливает слишком много крови, могут быть разрывы артерий, а при ишемическом наоборот, крови к мозгу поступает недостаточно.

Геморрагический инсульт встречается реже, но вызывает более серьезные последствия у больного. Но и в том и в другом случае у человека могут быть нарушены участки мозга, отвечающие за речь.

vosstanovlenie-rechi-posle-insulta-02.jpg

Если отказывает речь, значит нарушения произошли в левом полушарии головного мозга. При таком инсульте правая сторона парализована и речь отсутствует.

Инсульты с парализацией правой стороны происходят чаще, чем с левой. И это лучше для больного, так как в этом случае легче поставить диагноз, поскольку всегда проявлены нарушения речи.

Такие нарушения называют афазией. При этом нарушения могут произойти в разных участках мозга. В зависимости от этого и последствия могут быть разные. Как же восстановить речь после ишемического или геморрагического инсульта?

Разберемся с видами афазии и их последствиями:

  • Амнестическая. Человек может общаться, но периодически забывает названия предметов, о которых он говорит.
  • Семантическая. В этом случае с больным нужно разговаривать исключительно простыми предложениями, сложные он просто не поймет.
  • Сенсорная. Сложный вид афазии, при котором пациент не понимает речь вообще. Она сводится для него к набору звуков. При этом смысл сказанного он практически не может понять.
  • Моторная. Человек все понимает, но не может связно ничего сказать, путает звуки и слова или зависает на каком-то одном звукосочетании.
  • Тотальная. Больной ничего не понимает, никого не узнает, сказать ничего не может. Чаще всего такая фаза бывает сразу после инсульта. Через некоторое время она может перейти в моторную.

Никто не может дать 100%-ой гарантии, что больной вообще сможет говорить. Но если действовать быстро, правильно, выполнять все рекомендации специалистов, создать обстановку терпения, любви и заботы вокруг больного родственника, поддержать его максимально в его желании выздороветь, то у него есть гораздо больше шансов быстро восстановить речевую потерю.

Несложные проблемы с речью решаются за 2–6 месяцев при выполнении специальных регулярных тренировок и занятий. Если степень нарушения больше, то и времени потребуется больше.

Иногда это может растягиваться до нескольких лет. Прогноз 5-10 лет считается сроком, после которого изменения к лучшему вряд ли возможны. Однако случаются чудеса выздоровления, но они чаще всего лежат в области нематериальной действительности.

В народе говорят «Дома и родные стены лечат». Это к вопросу о том, как должны вести себя родственники больного инсультом. Первые вопросы, который они задают врачу, звучат так: «Восстанавливается ли речь после инсульта? Можно ли вообще восстановить речь после инсульта? Через сколько времени восстанавливается речь после инсульта?» Родственников можно понять.

Но именно от их поведения, от их действий очень многое зависит.

Вот обычные рекомендации врачей родственникам пациента:

  • Больной должен чувствовать, что он нужен своей семье, что он ценен для нее, что родные верят в него, любят его, искренне желают его выздоровления и нисколько в этом не сомневаются. В таком случае у него появится дополнительная мотивация встать на ноги как можно быстрее. А значит, будет и энергия для этого.
  • С больным и в его присутствии нужно постоянно разговаривать. Тогда он будет ощущать свою причастность к семье. Но самое главное: если тема будет для него важна, он будет пытаться говорить.
  • Хорошо если в доме будут звучать его любимая музыка, песни, которые он раньше пел. Внутреннее желание подпеть может хорошо стимулировать к пробуждению его речевые импульсы.
  • Но лишний шум, многообразие и громкость звуков лучше убрать, чтобы не перегружать больного. Разговаривать с ним нужно тихо, спокойно, без взрывных эмоций. Окружите его своей добротой. При этом не нужно подчеркивать каждый раз, что он неизлечимо болен.
  • Родственникам нужно набраться максимум терпения, поскольку именно они должны стать постоянными помощниками для больного при выполнении упражнений, которые покажет логопед. И ни в коем случае не реагировать раздражением, если упражнение сделать никак не получается.
Читайте также:
Как с программа планировщик

Комплекс занятий после перенесенного кризиса

Несмотря на то, что для каждого типа афазии предусмотрены свои упражнения для восстановления нормальной речи после инсульта, следует помнить, что все нарушения носят смешанный характер и требуют системного особого подхода.

Комплекс специальных занятий поможет не только вернуть утраченные навыки, но и улучшить здоровому человеку свои ораторские способности, дикцию.

На тренировках рекомендуется придерживаться рекомендаций логопеда, которые включают:

  1. Вытянуть губные складки в трубочку, держать 3-5 секунд, затем повторить (до 10 подходов).
  2. Нижней часть челюсти схватить верх губы, удерживать 2-3 секунды, отпустить (5-10 раз).
  3. Аналогично предшествующему упражнению, только наоборот – верхней губой зажать нижнюю часть.
  4. Приоткрыть рот, вытянуть шею вперед, высунуть язык (насколько это возможно), задержаться на несколько секунд (5-10 повторов).
  5. По очереди облизываем верхнюю и нижнюю губную складку, слева на права, затем, наоборот (до 10 подходов).
  6. Изобразить языком трубочку.
  7. Облизывать по кругу губные складки.
  8. Закрыть рот и языком дотянутся к нижнему небу.
  9. Цокать языком, как лошадь во время бега.
  10. Закрыть рот, зубы разомкнуть, круговыми движениями водить языком между губными складками и зубами.
  11. Попытаться улыбнуться, показав при этом все зубы, затем повторить движение с сомкнутой челюстью.
  12. Прошипеть, словно змея, выдвинув язык из полости рта.
  13. Послать поцелуй, громко причмокивая.
  14. Языком дотянуться до подбородка, после кончика носа.

Упражнения при афазии можно выполнять в различной последовательности по 2-3 раза/сутки, сочетая их с другими занятиями по восстановлению речевых функций. Логически завершать фразы за помощником, разучивать скороговорки, стихи, считалки, песни, слушать любимые музыкальные произведения.

Чтобы речь восстановилась полностью (насколько это возможно) необходимо подходить к выполнению рекомендаций логопеда, лечащего врача со всей ответственностью. Во время занятий в комнате должны быть полная тишина.

Другие методики лечебно-профилактического воздействия

Сложное нарушение речи после инсульта, возможно, устранить и при помощи других способов терапии, порекомендовать которые сможет только квалифицированный невролог. В этих целях он проведет комплексную диагностику, по результатам которой назначит соответствующее лечение, включающее:

  1. Физиотерапию – электростимуляцию речевых мышечных тканей. Ее чаще всего используют при моторном типе афазии. Но современные врачи к ней прибегают в редких случаях.
  2. Иглорефлексотерапию – используется для восстановления артикуляции и звена речевой функции. Назначается при моторном типе патологии.
  3. Функциональное биоуправление. Данная методика основана на визуальном воздействии на речевую мускулатуру. Не рекомендуется применять больным с расстройством восприятия.

Комплексная терапия, включающая данные методики воздействия, помогает улучшить речевые функции. Сложность реабилитационного периода и сколько займет лечение последствий геморрагического или ишемического инсульта зависит от локализации кровоизлияния, его обширности. В некоторых случаях на восстановление уходит всего месяц, в других до 2-х лет.

Проблемы с речью после кровоизлияния в головной мозг могут заключаться не только в непосредственном повреждении центров, но и в параличе мимических мышечных тканей. В результате артикуляционная мускулатура перестает выполнять свою работу, а терапия и реабилитация осуществляется, как и при нарушениях координации.

Логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Рассмотрим теперь, какие же методы может предложить специалист для восстановления речи больного, и каким образом их следует применять.

Артикуляционно-дыхательные упражнения

Сначала человеку предлагается просто подышать, потом на выдохе произносить определенные согласные звуки, один звук на выдох. После этого на выдохе произносятся все эти звуки подряд. Их не больше четырех. Звуки могут произноситься на выдохе также при поднятом подбородке.

Артикуляционная гимнастика после инсульта

vosstanovlenie-rechi-posle-insulta-06-300x200.jpg

Она включает в себя упражнения для языка, губ, голоса, мимических мышц лица.

Упражнения для языка и мягкого неба

  1. Язык высунуть изо рта вниз и так подержать несколько секунд.
  2. Снова вытянуть вниз и загнуть вверх, так немного подержать.
  3. Вытянуть вниз и направить его сначала к правому уголку рта, затем к левому.
  4. Кончиком языка водить по небу назад-вперед.
  5. Направить язык в правую и левую щёку.
  6. Поцокать языком, сначала один раз, потом два, потом три.
  7. Язык расслабить и, двигая им вперед-назад, слегка покусать зубами.
  8. Облизать губы сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнения для губ

  1. Губы подать трубочкой вперед.
  2. Сложить в улыбку с закрытым ртом.
  3. Обнажить зубы и поднять верхнюю губу, так подержать пару секунд.
  4. Надуть щеки и покачать воздухом из стороны в сторону, покатать воздух по рту.
  5. Расслабить губы и подуть через щель в них.

Упражнения для голоса

vosstanovlenie-rechi-posle-insulta-07-300x200.jpg

Выполняется речевая гимнастика при ишемическом или геморрагическом инсульте.

  1. Произносим по отдельности все гласные звуки сначала долгие, потом короткие, на выдохе. После этого на выдохе произносим все звуки подряд.
  2. Говорим звук Ы только артикуляционно, без звука, и чувствуем напряжение под подбородком.
  3. Произносим подряд все гласные звуки с перетеканием один в другой, попеременно делая ударение на разных звуках.
  4. Произносим согласные звуки, сначала глухие, по отдельности, потом один за другим на одном выдохе. После этого произносим звонкие звуки таким же образом. Складываем согласные звуки с гласными в определенные слоги, при этом чередуем парные глухие и звонкие согласные.

Все комбинации звуков, их перестановки и сочетания определяет логопед.

Упражнения на скороговорки после инсульта

Сначала просим больного договорить известную ему скороговорку, постепенно увеличивая количество сказанных им слов. Если это возможно, доводим упражнение до совершенства.

Упражнения для мимических мышц лица

  1. Брови поднять, опустить, нахмурить, расслабить.
  2. Широко открыть рот, попытаться его растянуть, потом расслабить.
  3. Улыбнуться, не открывая рта.
  4. Надуть и сдуть щеки.
  5. Губы вытянуть как для поцелуя.
  6. Язык вытягивать максимально в разные стороны от рта.
  7. Подвигать нижней челюстью аккуратно то влево, то вправо, потом по кругу.

Логопедический массаж после инсульта

После выполненного комплекса упражнений необходимо применить лицевой массаж каждого участка лица.

Важно, чтобы массажные движения подбирал только специалист. Какие-то участки лица нужно будет расслаблять, а какие-то тонизировать. Если подойти к этому самостоятельно, можно нанести непоправимый вред.

Кроме массажа непосредственно мышц лица, делают массаж языка, губ, внутренней поверхности щек, ушей, кожи головы, кистей. Всё это снимает скованность мышц и таким образом раскрепощает речь.

Источник: mcpanacea.ru

Восстановление речи после инсульта

Органическое поражение головного мозга на фоне ишемического или геморрагического инсульта — одна из причин нарушения речи. Ухудшение притока крови к отвечающим за речевую функцию отделов мозга приводит к некрозу. Перенесшие острое нарушение церебрального кровообращения пациенты зачастую испытывают трудности при коммуникации с другими людьми из-за подобного осложнения. В Клиническом Институте Мозга опытные врачи составляют индивидуальную программу реабилитации по результатам обследования. С пациентом работают неврологи, логопеды, реабилитологи и специалисты другого профиля для улучшения качества жизни. Содержание: 1. Причины нарушения речи после инсульта 2. Виды нарушения речи после инсульта 2.1 Афазия 2.2 Дизартрия 2.3 Артикуляционная диспраксия 3. Диагностика 4. Как восстанавливать речь после инсульта 4.1 Артикуляционные упражнения 4.2 Лечебный массаж 4.3 Медикаментозная терапия 4.4 Дополнительные методы восстановления речи

Причины нарушения речи после инсульта

Коммуникация с другими людьми — сложная функция высшей нервной деятельности, связанная с работой разных отделов центральной нервной системы. Речевая деятельность невозможна без сокращения мышц языка и рта. Также в акте говорения участвуют связки, сухожилия, органы дыхательной системы и даже диафрагма.

Церебральные структуры координируют работу всех отделов голосового аппарата и позволяют человеку быстро и внятно произносить слова и звуки. Также речевая функция напрямую зависит от работы корковых отделов мозга, отвечающих за когнитивные функции, гиппокампа и других связанных с хранением памяти структур.

Инсульт — острое расстройство церебрального кровоснабжения, возникающее по причине непроходимости или повреждения питающего мозг крупного сосуда. Ишемический тип заболевания считается наиболее распространенным.

В этом случае из-за тромбоза или другого фактора прекращается кислородное питание мозговых тканей, в результате чего возникает некроз с нарушением функций пораженных отделов органа. При геморрагическом инсульте разрыв сосуда приводит к кровоизлиянию. Помимо гипоксии мозг также повреждает растущая гематома.

Если описанные патологические процессы затрагивают участвующие в речевой функции отделы органа, нарушаются коммуникативные навыки. Осложнения могут быть обратимыми и необратимыми. Клетки головного мозга полностью не восстанавливаются, но сама анатомическая структура достаточно пластична, поэтому отдельные функции со временем возобновляются благодаря сохранности других участков органа. По этой причине реабилитологи уделяют особое внимание восстановлению речи после инсульта. Грамотные мероприятия помогают улучшить коммуникативные навыки у больного.

Читайте также:
Как в мультиварке редмонд включить программу экспресс в мультиварке

Виды нарушения речи после инсульта

Классификация речевых расстройств опирается на разновидности этиологических факторов. Это может быть смерть отдельных нейронов и нарушение связи между ними или повреждение церебральных структур, непосредственно управляющих голосовыми мышцами. Реабилитационные методики подбираются с учетом причины развития того или иного осложнения. Врачи предварительно проводят диагностические мероприятия и определяют, почему у пациента нарушены коммуникативные навыки.

Афазия

  1. Моторная. Нарушена координация голосовых мышц, поэтому человеку трудно выбрать правильную позу для продуцирования нужных звуков. В первую очередь затрудняется повторение звуков.
  2. Динамическая. Наблюдается расстройство внешней и внутренней речевых функций, из-за чего больной испытывает трудности при составлении предложений. Возможно также несознательное повторение слов и жестов собеседника.
  3. Сенсорная. Ухудшается понимание или воспроизведение определенных звуков из-за поражения корковых отделов головного мозга. При транскортикальной форме осложнения также частично нарушены зрительная функция и письменная речь при сохранении способности разговаривать.
  4. Семантическая. Больному становится трудно понимать сложные речевые конструкции. Особенно это касается предложений, описывающих пространственное положение объектов. Возникают сложности при выполнении различных задач. На фоне патологии в некоторых случаях возникает нарушение последовательного счета.
  5. Акустико-мнестическая. Пациенту становится трудно запоминать и обрабатывать информацию, полученную слуховым путем. На это расстройство часто обращает внимание логопед, когда просит человека пересказать только что прослушанный текст. Проблема обостряется, если собеседник говорит быстро.
  6. Тотальная. Из-за значительного повреждения «профильных» мозговых отделов больной полностью утрачивает способность говорить. Требуется длительная и сложная реабилитация.

Правильное определение типа афазии и ее тяжести — первый шаг на пути к восстановлению коммуникативных навыков.

Дизартрия

Это ухудшение речевой деятельности, характеризующееся комплексным расстройством функций голосового аппарата. Из-за невозможности правильно управлять речевыми мышцами человеку становится сложно говорить членораздельно. По сравнению с афазией такое осложнения для инсульта характерно в меньшей степени. Основная причина дизартрии — повреждение нервных структур, координирующих деятельность голосового аппарата.

Артикуляционная диспраксия

При такой патологии нарушается последовательность воспроизводства звуков. Может быть кинетической или кинестетической. Человек постоянно ошибается при постановке ударений, путает и заменяет слога в словах. Также может наблюдаться нарушение работы артикуляционной мускулатуры. Такой вариант утраты голосовой функции связан с гибелью отдельных нейронов.

Диагностика

Подобное осложнение обычно выявляют в первые дни или недели после развития заболевания, когда пациент все еще проходит лечение или реабилитацию. Невролог беседует с больным и проводит специальные тесты для оценки когнитивных и речевых навыков. Он может попросить пациента повторить последовательность слов, кратко пересказать услышанный или прочитанный текст. По результатам консультации устанавливается форма патологии. После этого следует определить причину осложнения для постановки окончательного диагноза.

Необходимые диагностические процедуры:

  • компьютерная или магнитно-резонансная томография;
  • электроэнцефалография;
  • УЗДГ сосудов головного мозга;
  • позитронно-эмиссионная томография.

Невролог определяет, какой отдел ЦНС был поражен, и подтверждает диагноз. Это важно для оценки прогноза и подбора индивидуальной реабилитационной программы.

Как восстанавливать речь после инсульта

Для прохождения лечения человека направляют к логопеду. Это профильный специалист, занимающийся восстановлением речевой функции. Логопед внимательно выслушивает пациента, задает ему вопросы и проводит тестирование для уточнения тяжести расстройства коммуникативных навыков. После этого может быть составлена программа реабилитации, основанная на регулярном выполнении определенных задач и упражнений. В начале занятия проходят только со специалистом, но со временем можно будет проводить упражнения в домашних условиях.

Основные типы задач и упражнений:

  1. Фонетические . Это повторение определенных слов и звуков.
  2. Семантические . Для улучшения когнитивных и коммуникативных функций логопед предлагает закончить предложение или побеседовать на определенную тему.
  3. Наглядные . Если у человека трудности с распознаванием видимым объектов, специалист показывает ему изображения и проводит соответствующие упражнения.

Особое внимание уделяется звукам, словам и предложениям, вызывающих трудности у больного. Нужно как можно больше проработать возникшие проблемы.

Артикуляционные упражнения

Логопед также подбирает комплекс индивидуальных упражнений, улучшающих воспроизведение определенных звуков. Это могут быть следующие задачи:

  • цоканье;
  • движение языком в разные стороны;
  • круговые движения языка;
  • легкое прикусывание кончика языка.

Специалист подбирает упражнения, которые помогают развить координированность работы мускулатуры голосового аппарата.

Лечебный массаж

Часто мимические и голосовые мышцы после инсульта у пациента скованы, из-за чего пропадает разборчивая речь. Специальные массажные упражнения восстанавливают приток крови к мускулатуре и улучшают ее работу. Нормализуется состояние мимических мышц. Массажем лица занимаются только специально обученные специалисты. Нужно мягко воздействовать на определенные анатомические участки.

Медикаментозная терапия

Не стоит забывать про важность лекарственного лечения последствий инсульта, поскольку от его результатов напрямую зависит восстановление речевой функции. Невролог подбирает индивидуальную схему терапии с учетом результатов обследований и возникших осложнений.

Основные группы медикаментов:

  • антигипертензивные для нормализации кровяного давления;
  • нейропротекторные для защиты церебральных структур от негативного воздействия;
  • ноотропные для восстановления высшей нервной деятельности;
  • успокаивающие для устранения тревоги;
  • антикоагулянтные для предотвращения рецидива.

Также по показаниям невролог назначит пациенту другие препараты.

Дополнительные методы восстановления речи

Реабилитация при нарушении голосовой функции должна быть комплексной. Многие логопеды дополнительно включают следующие восстановительные методики:

  • музыкальную терапию;
  • физиотерапию;
  • лечебную гимнастику;
  • психотерапию.

Полной нормализации речи достигнуть удается не всегда, но грамотный подход позволяет максимально задействовать механизмы адаптации нервной деятельности к новым условиям. Прохождение полного курса реабилитации дает человеку возможность вернуться к профессиональной деятельности и наслаждаться жизнью.

  1. Л. Клепацкая. Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений. Средняя и легкая форма афазии (2018).
  2. Визель, Татьяна Григорьевна. Как вернуть речь: инсульт и нарушения речи (2005).

Источник: www.neuro-ural.ru

Как восстановить речь после инсульта

Методы восстановления речи

Инсульт – тяжелейшее испытание для всего организма. Внезапный удар выводит из строя важные участки головного мозга, нарушаются зрительная, двигательная, когнитивная функции, снижается чувствительность. Но главное, инсульт лишает возможности говорить. Чтобы человек мог полностью восстановиться и вернуться к полноценной жизни, очень важна своевременная реабилитация. И она должна быть комплексной – с участием таких специалистов, как невролог, кардиолог, психолог или психотерапевт, логопед-афазиолог, реабилитолог, массажист, физиотерапевт.
Поговорим в нашей статье о том, что происходит с речевой функцией после инсульта и какие методы применяют, чтобы устранить последствия этого тяжелого недуга.

Что такое инсульт и к каким нарушениям речи может привести?

Методы восстановления речи

Инсульт (от латинского insultus – удар, нападение, наскок) – это острое нарушение кровоснабжения головного мозга, как говорили раньше – апоплексический удар (от древнегреческого ἀποπληξία – паралич). Тяжелый недуг нередко приводит к трагическому финалу (около 10 % всех летальных исходов), но в большинстве случаев серьезно снижает качество жизни пациента, ограничивает его возможности.
Одно из наиболее распространенных последствий инсульта – расстройство речевой функции. Из-за острого нарушения кровообращения нервные клетки головного мозга не получают достаточного количества питательных веществ, развивается очаговое поражение сосудов, центральной нервной системы. Под удар попадают в том числе речевые центры, вследствие чего возникают такие расстройства речи, как афазия и дизартрия.

Афазия и ее разновидности

Методы восстановления речи

При афазии пациент не может отчетливо выговаривать слова, плохо воспринимает речь, которая обращена к нему, у него возникают сложности с чтением. Различают следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная афазия (или афазия Брока). Возникает при поражении речедвигательного центра Брока и проявляется в том, что человеку сложно собирать звуки в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, сложно переключиться с одного слога на другой, в связи с чем речь теряет плавность, возникают паузы. Пациент опускает предлоги, его речь приобретает так называемый «телеграфный стиль». При тяжелых формах такой афазии человеку приходится подключать мимику и жесты, употреблять слово-эмбол в качестве универсального ответа на любой вопрос, обращение или просьбу.
  • Афферентная моторная афазия. Пациент не помнит (не понимает, не знает), что нужно сделать (как открыть рот, куда деть язык), чтобы произнести какой-то звук, замещает одни звуки другими (с которыми есть сходство по месту и способу образования, например, н-д-т, к-х или о-у).
  • Сенсорная афазия (или акустико-гностическая, или афазия Вернике). В очаге поражения оказывается центр Вернике, отвечающий за восприятие человеком речи (со слухом у него все в порядке), ее понимание. Когда с таким пациентом пытаются говорить, он слышит лишь поток разрозненных звуков, не может из них синтезировать слова или предложения, проанализировать и понять, о чем речь. Человек может произносить простые слова, но структура предложения будет нарушена, сложна для восприятия. Складывается впечатление, что пациент говорит на каком-то своем языке, но сам не осознает, что именно не так.
  • Динамическая афазия. У пациента нарушена внутренняя речь. Он не может «спланировать» свое высказывание, поэтому не в состоянии строить логически связанные фразы, предложения, пересказывать увиденное. Речь пациента с динамической афазией отличается скудностью, заторможенностью, спонтанностью. Слова могут быть не согласованы между собой, отсутствуют глаголы, предлоги, сложные прилагательные. Со стороны это может выглядеть так, как будто человек не хочет разговаривать.
  • Семантическая афазия. Человек говорит простыми короткими предложениями, а вот сложные, распространенные конструкции он не понимает. У пациентов с таким расстройством возникают проблемы с восприятием времени и пространства, они не понимают смысл предлогов места, не различают значения приставок, например, в таких случаях: бежать – убежать – забежать. Поговорки, пословицы, переносный смысл слов остаются для них за гранью понимания.
  • Акустико-мнестическая афазия. Сопровождается нарушением слухоречевой памяти. Т. е. человек знает, зачем нужен тот или иной предмет, но как он называется – не помнит. Информация не задерживается в памяти пациента. Он не помнит названия предметов и явлений, не воспринимает длинные сложные фразы, с большим трудом подбирает слова, чтобы что-то сказать.
  • Тотальная (или полная) афазия. Самая тяжелая форма расстройства, при которой пациент не понимает, что ему говорят, не говорит сам, не узнает своих близких.
Читайте также:
Программа показывающая что сколько занимает места

Дизартрия и ее основные проявления

Методы восстановления речи

Еще одно из последствий инсульта – нарушение иннервации мышц речевого аппарата, что становится причиной ограниченной подвижности органов речи. У пациента развивается дизартрия. В зависимости от того, какая зона головного мозга поражена, различают бульбарную, псевдобульбарную и мозжечковую дизартрию. Главные ее проявления:

  • нарушение речевого дыхания и артикуляции;
  • однообразная интонация (монотонность речи);
  • ускоренный или замедленный темп;
  • изменения тембра голоса;
  • постоянные запинки;
  • гримасы.

Уровни восстановления речи после инсульта и факторы, влияющие на процесс

Методы восстановления речи

Речь – основное средство общения с окружающими людьми. Расстройства речевой функции могут вызвать психологические проблемы, привести к изменению личности, стать труднопреодолимым препятствием на пути к привычному образу жизни. Поэтому восстановление речи – одна из ключевых задач реабилитации после инсульта.
Продолжительность восстановительного периода зависит от типа расстройства, от того, какая зона головного мозга пострадала в большей степени и насколько велик очаг поражения.
Выделяют три уровня восстановления речи – истинное восстановление, компенсация и реадаптация. Рассмотрим каждый вариант более подробно:

  1. Истинное восстановление возможно только в том случае, если нервные клетки в очаге поражения не погибли, а лишь дезактивированы – из-за отека тканей, гипоксии или вследствие того, что ухудшилась проводимость нервных импульсов. Спустя какое-то время речевая функция вернется к исходному состоянию.
  2. Компенсация представляет собой функциональную перестройку: «обязанности» пострадавших участков возьмут на себя невредимые зоны (головного мозга или мышц артикуляционного аппарата).
  3. Реадаптация предполагает приспособление к приобретенному дефекту. В случае с афазией вспомогательным средством может стать, например, синтезатор речи.
  • своевременное начало реабилитации;
  • систематичность и адекватность проводимых мероприятий;
  • максимально раннее (насколько это возможно) начало коррекционных занятий с логопедом;
  • комплексный подход (хорошие результаты дает совместная работа с неврологом, логопедом, физиотерапевтом – восстановление двигательных функций подтягивает за собой восстановление речи);
  • внимательное отношение, помощь и поддержка близких.
  • Длительность реабилитации в каждом случае индивидуальна (бывает и так, что речь удается восстановить только спустя 2-3 года систематических занятий).

Какие методы применяют для восстановления речи?

Методы восстановления речи

Со стопроцентной уверенностью прогнозировать, насколько быстро получится восстановить речевую функцию (и получится ли), невозможно. Многое зависит от степени поражения головного мозга. У кого-то речь восстанавливается спустя несколько недель или месяцев, другим приходится работать с логопедом не один год.
Когда начинать работу над восстановлением речевых функций и какой должна быть программа реабилитации – решать специалистам. Рассмотрим основные методы, которые применяют, чтобы вернуть человеку, перенесшему инсульт, возможность говорить.

Медикаментозное лечение

Восстановить мозговое кровообращение и обеспечить нейроны необходимыми для нормальной работы питательными веществами помогают лекарственные препараты. Медикаменты подбирает врач – в зависимости от особенностей поражения, степени тяжести недуга. Это могут быть

  • гипотензивные средства, предупреждающие скачки кровяного давления;
  • ноотропы, которые помогут восстановить функции клеток головного мозга, благоприятно влияют на память, ускоряют регенерацию;
  • седативные средства для восстановления нормального сна и снятия нервного напряжения;
  • антикоагулянты, которые разжижают кровь, уменьшают ее вязкость и предотвращают образование тромбов;
  • антидепрессанты – чтобы выровнять эмоциональный фон, справиться с хроническим стрессом;
  • диуретики – чтобы убрать излишнюю отечность.

Массаж

После инсульта у пациентов нарушаются жевательные функции, усиливается слюнотечение, снижается тонус лицевых мышц, что проявляется в обвисании мягких тканей (уголков рта, щек). Устранить подобные изменения, убрать скованность мышц, вернуть нормальную мимику, восстановить работу артикуляционного аппарата помогает специальный массаж.
Врач определяет, какие зоны нужно расслабить, а какие наоборот привести в тонус. Наибольший эффект дает комплексный подход – массируют щеки, уши, губы, кожу головы, делают специальный массаж языка.

Занятия с логопедом

Восстановление речевой функции – длительный и непростой процесс, без специалиста тут не обойтись. Занятия с логопедом начинаются, как только состояние пациента стабилизируется. Чтобы оценить фронт работ, определиться с тактикой, составить индивидуальную программу реабилитации, специалист проведет диагностику, протестирует своего подопечного. Главная задача занятий с логопедом – постепенно включить в процесс управления речью разные зоны головного мозга. Для этого выполняются комплексы упражнений определенной направленности:

  • Фонетические – помогают определить, с какой формой афазии предстоит иметь дело. Пациент повторяет за логопедом сначала отдельные звуки, затем слова, фразы, скороговорки. Это помогает разработать речевой аппарат, чтобы человек мог снова контролировать свою мимику, движения губ, языка.
  • Семантические – стимулируют мыслительные процессы. Задача пациента – продолжить ассоциативный ряд, закончить предложение, побеседовать на конкретную тему.
  • Наглядные предполагают использование, например, карточек с картинками, иллюстраций в книгах. Их цель – побудить пациента находить связи между предметами, узнавать последовательности.
  • Занятия нужно проводить в спокойной комфортной обстановке.
  • Сначала выполняются самые простые упражнения, постепенно переходят к более сложным.
  • Нельзя допускать переутомления – длительность занятий от 10-15 минут (на начальном этапе) до получаса. Если пациент устал, занятие нужно завершить.
  • Работать надо регулярно – не менее 5-7 раз в неделю (но не более 10).
  • За каждый, даже самый незначительный, успех пациента необходимо хвалить.
  • Со временем – в зависимости от достигнутых результатов – программу стоит корректировать.

Артикуляционные упражнения

Такая гимнастика разрабатывает мышцы языка, губ, возвращает тонус всему речевому аппарату, улучшает контроль над мимикой.
Для тренировки мышц языка можно

  • высовывать язык, направляя его сначала к одному уголку рта, потом – к другому;
  • двигать языком по кругу;
  • проводить кончиком языка по небу;
  • цокать языком и т. д.
  • складывать губы трубочкой;
  • надувать щеки и перекатывать воздух из стороны в сторону;
  • улыбаться зажатыми губами.
  • широко открыть рот на несколько секунд, а затем расслабить мышцы;
  • поднимать и опускать брови, активно их хмурить, а затем расслаблять;
  • высовывать в разные стороны язык;
  • складывать губы трубочкой;
  • аккуратно двигать челюстью из стороны в сторону, по кругу.

Брюшное дыхание

Брюшное или диафрагмальное дыхание (дыхание животом) задействует большую часть легких, позволяет увеличить объем вдыхаемого воздуха, за счет чего клетки и ткани получат больше кислорода. Такая техника дыхания помогает снизить кровяное давление, преодолеть беспокойство, чувство тревоги, улучшает работу сердечно-сосудистой системы. Только осваивать брюшное дыхание нужно под наблюдением специалиста.

Музыкотерапия

Музыка успокаивает, расслабляет, вызывает положительные эмоции, что благоприятно действует на пациентов. Это особенно важно, когда после перенесенного инсульта, человек не может нормально говорить, ходить, управлять своим телом. Воздействуя сразу на несколько зон головного мозга, музыка способна достучаться до человеческого сознания. Известны случаи, когда перенесшие инсульт пациенты не могли говорить, но у них получалось петь. Занятия вокалом позволят постепенно реанимировать речевые функции.

Восстановлению речи после инсульта посвящен один из курсов нашей Академии. Обучение проходит в удобном дистанционном формате и включает видеолекции, практические занятия, проверочные тесты и итоговую аттестацию, по результатам которой выдается удостоверение о повышении квалификации.

Патопсихология – основы и задачи

Патопсихология – основы и задачи

Развернутое описание того, что изучает патопсихология, а также какие направления выделяют в структуре патопсихологии. Предлагаем ознакомиться с основными задачами патопсихологии и классификацией синдромов психических заболеваний, встречающихся в патопсихологической практике.

Аудиторская проверка – виды и этапы

Подробная информация о том, для чего проводят аудиторскую проверку и какие существуют виды аудиторских проверок. Описание особенностей проведения аудиторской проверки, а также того, каких сложностей позволяет избежать своевременное прохождение всех этапов аудиторской проверки.

Структура и этапы пищеварения

Структура и этапы пищеварения

Развернутое описание того, что представляет собой система пищеварения, а также в чем заключаются ее основные функции. Предлагаем ознакомиться со структурой пищеварительной системы и ферментами, которые принимают участие на разных этапах процесса пищеварения.

Источник: nadpo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru