Рабочая программа воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Федеральный закон от 31 июля 2020 года
№ 304 – ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»
(вступил в силу с 1 сентября 2020 года)
3.
Что такое рабочая программа воспитания?
Рабочая программа воспитания образовательной организации (далее –
РПВ) — комплекс основных характеристик осуществляемой в
образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи,
представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной
воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные
направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в
соответствии с примерной программой воспитания.
(Методические рекомендации «О разработке рабочей программы», Москва, 2020)
Дополнением к рабочей программе воспитания служит календарный план
Рабочая программа воспитания в детском саду: от теории к реализации
воспитательной работы.
4.
Что нужно знать о рабочей программе воспитания:
-Рабочая программа воспитания – обязательный документ для всех
детских садов.
-Данный документ – структурный компонент ООП детского сада.
-Программа воспитания не должна противоречить принципам, целям,
задачам и содержанию ООП ДО.
-Программа воспитания включает календарный план воспитательной
работы.
-Разрабатывает программу воспитания рабочая группа педагогов,
которую заведующий утверждает приказом.
-В разработке программы имеют право участвовать родители.
-Срок, когда программу нужно утвердить – до 01.09.2021 года.
5.
ВОСПИТАНИЕ – ЕСТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ И
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ
СТАНОВЛЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ
РЕБЕНКА В ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ – ЕСТЬ
ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЕМ
И РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В
ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
6.
7.
Ключевые категории, каждая из которых
удерживает целостность содержания и имеет
свое наполнение для решения задач возрастного
развития и становления личности ребенка.
Категории в основе программы:
1. Уклад
2. Воспитывающая среда
3. Общность
4. Деятельность
5. Событие
8.
УКЛАД
– ЭТО ОБУСТРОЙСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ,
ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА, ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ОБЩНОСТЕЙ.
УКЛАД ОСНОВАН НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, ТРАДИЦИЯХ,
ПРЕДАНИЯХ. ВНУТРИ ПРОСТРАНСТВА РОЖДАЕТСЯ
КОЛЛЕКТИВ, СООБЩЕСТВО, ОБЩНОСТЬ.
УКЛАД ДЕТСКОГО САДА ЗАДАЕТ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЖИЗНИ И
ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ, БАЗОВЫЕ И СВОИ ОСОБЕННЫЕ
ГЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ, СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В
РАЗЛИЧНЫХ ОБЩНОСТЯХ – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ,
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РОДИТЕЛЬСКОЙ, ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ,
СВЕРСТНИЧЕСКОЙ, ИМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СРЕДА, НЕ ТОЛЬКО
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ, НО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ,
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ. В УКЛАДЕ, НАПРИМЕР, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
ОТНОШЕНИЕ К ИНКЛЮЗИИ КАК ИДЕАЛЬНОЙ НОРМЕ. ИМЕННО
УКЛАД И РЕБЕНОК ЗАДАЮТ КОНФИГУРАЦИЮ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ И
ОБЩНОСТИ.
9.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА
Это форма организации образовательного процесса, реализующего цели и
задачи воспитания.
Воспитательная среда определяется, с одной стороны, целями и
задачами воспитания, с другой — культурными ценностями, образцами и
практиками.
Основными характеристиками воспитательной среды являются ее
насыщенность и структурированность.
Способ структурирования предполагает интеграцию:
«от взрослого»: предметно-пространственной развивающей образовательной
среды,
«от совместности ребенка и взрослого»: со-бытийной среды как способ
жизнедеятельности и событийности детско- взрослой общности,
«от ребенка (детская инициатива, поддержанная и сопровождаемая
взрослым)»: рукотворной среды, которая, с одной стороны, является
результатом развития, с другой – формирует ценностно-смысловую
перспективу творческого и созидающего отношения ребенка к окружающему
миру.
10.
11.
ОБЩНОСТЬ
ЭТО ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, НАПОЛНЕННОЕ И
УДЕРЖИВАЮЩЕЕ СМЫСЛЫ ВОСПИТАНИЯ.
ЕСЛИ В ОБЩНОСТИ ЕСТЬ ЦЕННОСТЬ ДОВЕРИЯ, ДРУЖБЫ,
ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЗАБОТЫ, ЕСЛИ ЕЕ УДЕРЖИВАЕТ ВЗРОСЛЫЙ В
ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ, ТО И РЕБЕНОК ЕЕ ВОСПРИНИМАЕТ КАК
ЕСТЕСТВЕННУЮ, ПРОПИТЫВАЕТСЯ ЭТИМИ СМЫСЛАМИ. ЕСЛИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ ЕСТЬ ЦЕННОСТЬ ДЕТСТВА,
КАЖДОГО РЕБЕНКА КАК ЛИЧНОСТИ, ТО
ТРАВМИРУЮЩИЕ РЕБЕНКА ОТНОШЕНИЯ УЖЕ НЕВОЗМОЖНЫ В
ЭТОМ УКЛАДЕ, В ЭТОЙ СРЕДЕ И В ТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРУЮ
ДАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ РЕАЛИЗУЕТ. ЕСЛИ
ЦЕННОСТЬ ПРИНЯТИЯ И УВАЖЕНИЯ ЕСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБЩНОСТИ, ТО ОНА ТРАНСЛИРУЕТСЯ И ДЕТЯМ, ОБЕСПЕЧИВАЯ,
НАПРИМЕР, ИНКЛЮЗИЮ. ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ОБЩНОСТИ РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ ЕЕ СПОСОБНОСТЬ УДЕРЖИВАТЬ
ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ И ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВАНИЯ,
ФОРМИРОВАТЬ И РАЗВИВАТЬ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К
ДРУГИМ, МИРУ, САМОМУ СЕБЕ.
12.
ЗАПОМНИТЕ.
ВОСПИТАНИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕАЛИЗУЮТСЯ В СОБЫТИЙНОЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ
ОБЩНОСТИ НА КАЖДОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ.
УКЛАД, И ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА – ЭТО ВНЕШНИЕ
ОБОЛОЧКИ, СОЗДАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТО
ДОЛЖНО ПРОИЗОЙТИ С РЕБЕНКОМ В ОБЩНОСТИ, В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В СОБЫТИИ.
ПОНЯТИЕ ОБЩНОСТЬ ПОСТЕПЕННО ПРИХОДИТ В
ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНЫМ И
ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ.
13.
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫМИ,
ТО ЕСТЬ, ИХ СМЫСЛ НЕ СТОЛЬКО В ОБРЕТЕНИИ НЕКИХ
ЗНАНИЙ О ПРЕДМЕТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБАХ
МАНИПУЛИРОВАНИЯ С НИМИ, СКОЛЬКО В ТОМ, ЧТО
ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ УНИКАЛЬНЫМИ ОПЫТАМИ ЖИЗНИ
РЕБЕНКА, ПРЕДЕЛЬНО АВТОРСКИМИ И АДРЕСНЫМИ.
14.
ЗАПОМНИТЕ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАНИЯ В ДОУ
ЕСТЬ НАСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЭТОГО
ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА.
ДОШКОЛЬНИК ПОЗНАЕТ МИР, РАЗВИВАЕТСЯ И
ВОСПИТЫВАЕТСЯ ТОЛЬКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ РИСОВАНИЕ ИЛИ ИГРА, НАБЛЮДЕНИЕ
ИЛИ КОНСТРУИРОВАНИЕ, ПАРТНЕРСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ ИЛИ СВОБОДНАЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМИХ ДЕТЕЙ,
ВМЕСТЕ ИЛИ В УЕДИНЕНИИ.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕЕ
СОДЕРЖАНИИ И ПОСТЕПЕННО СТАНОВЯЩЕЙСЯ,
ОБРАЗУЮЩЕЙСЯ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА.
15.
СОБЫТИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОБЫТИЯ ЖИВЕТ В
РИТМАХ ЕЖЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, В КРУГЕ ПРИВЫЧНЫХ
ПРАЗДНИКОВ И СПОСОБАХ ИХ ПРАЗДНОВАНИЯ, В ТЕХ
МЕРОПРИЯТИЯХ, КОТОРЫМИ НАСЫЩЕНА ЖИЗНЬ
РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ
16.
Запомните основные инструменты
воспитания.
Уклад – удерживает ценностно-смысловые ориентации
Среда – раскрывает ценностно-смысловые ориентации
В общности – реализуются ценностно-смысловые
ориентации в отношениях и в деятельности
17.
Структура рабочей программы воспитания
18.
ЗОЛОТЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ МАКАРЕНКО А.С.
«ВАШЕ СОБСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ — САМОЕ
ГЛАВНОЕ В ВОСПИТАНИИ. НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО ВЫ
ВОСПИТЫВАЕТЕ РЕБЕНКА ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА
С НИМ РАЗГОВАРИВАЕТЕ, ИЛИ ПОУЧАЕТЕ ЕГО,
ИЛИ ПРИКАЗЫВАЕТЕ ЕМУ.»
«НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ , НО
ВОСПИТАТЬ ЕГО ТАК, ЧТОБЫ ОН БЫЛ
СЧАСТЛИВЫМ, МОЖНО»
Источник: ppt-online.org
Разработка программы воспитания в детском саду согласно ФГОС
По официальной статистике в России детские сады посещают около 85% детей от 3 до 6 лет. И не зря так много родителей отдают предпочтение детским образовательным учреждениям, а не няне. Именно в детском саду ребенок учится взаимодействию с обществом. Чтобы всестороннее развитие ребенка было правильным и гармоничным, ему требуется взаимодействие с ровесниками. Кроме того, детский сад – это место способное обеспечить юному любознательному организму правильное и методическое обучение.
По официальной статистике в России детские сады посещают около 85% детей от 3 до 6 лет. И не зря так много родителей отдают предпочтение детским образовательным учреждениям, а не няне. Именно в детском саду ребенок учится взаимодействию с обществом. Чтобы всестороннее развитие ребенка было правильным и гармоничным, ему требуется взаимодействие с ровесниками. Кроме того, детский сад – это место способное обеспечить юному любознательному организму правильное и методическое обучение.
Программа воспитания в детском саду — это непременный компонент образовательной программы учреждения. Рабочая программа воспитания составляется в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (п.1 ст.12.1 Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ). Опираясь на рекомендации ученных-методистов, детские сады разрабатывают собственные программы воспитания с учетом особенностей условий региона, сложившихся в ней обычаев.
Порядок действий при проектировании программы воспитания в детском саду
- Создайте рабочую группу. Руководство вашего детского образовательного учреждения должно самостоятельно принять решение как о необходимом количестве членов рабочей группы, так и о том, кто войдет в состав команды. Рекомендуется привлечь максимальное количество воспитателей детского сада, а также включить в состав группы заинтересованных родителей и социальных партнеров. Не забудьте издать приказ о создании рабочей группы.
Пример приказа о создании рабочей группы
Структура программы воспитания
Каждое детское дошкольное учреждение на основе примерной рабочей программы воспитания разрабатывает собственную образовательную программу, опираясь на сложившийся в ней уклад, региональную и другую специфику. В детских садах цели и задачи воспитания всегда были приоритетны, вся работа этих образовательных организаций направлена на воспитание ребенка. Не стоит усложнять данный документ. Не забывайте: присмотр и уход за детьми — это не только комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня, но и обеспечение интеллектуального и эмоционального развития воспитанников детского сада.
Программа воспитания детского дошкольного учреждения состоит из двух основных частей:
- Программа воспитания, включающая в себя три раздела:
- Целевой
- Содержательный
- Организационный
- Ежегодный календарный план воспитательной работы
Целевой раздел
Целевой раздел состоит из пояснительной записки и описания планируемых результатов работы. В нем стоит отразить особенности современно социокультурной ситуации, в которой развиваются ваши воспитанники.
Пояснительная записка.
В пояснительной записке необходимо подробно и обстоятельно прописать какие цели вы ставите перед программой и какие задачи она призвана решить, а также на какие принципы вы опираетесь при написании программы воспитания в вашем детском саду. Опишите уклад вашей организации, особенности ее внутренней самобытной культуры.
Стоит указать наиболее важные для разработки и реализации вашей программы особенности, в том числе специфику психологического и эмоционального развития воспитанников вашего детского сада, их возрастные и индивидуальные особенности.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Планируемые результаты освоения программы.
Опишите, какие результаты вы хотите получить, реализуя эту программу. Каких успехов детей вы хотите достичь с ее помощью. На чем основываются ваши выводы.
Содержательный раздел
Содержательный раздел программы воспитания в дошкольном учреждении описывает материал, который призван обеспечить гармоничное развитие личности воспитанников. Он должен состоять из:
- описания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей в вашем дошкольном учреждении, опирающиеся на примеры основных образовательных программ дошкольного образования и методические пособия
- описание различных форм, способов, методов и средств реализации вашей образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, своеобразии их образовательных потребностей и интересов;
- описание деятельности по исправлению нарушений развития детей, если данная работа установлена вашей образовательной программой.
В содержательном разделе программы ценности воспитания должны быть соотнесены с направлениями воспитательной работы.
Пример соотнесения ценностей воспитания с направлениями воспитательной работы
В этом разделе должны быть учтены:
- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с родителями и опекунами детей;
В этой части программы необходимо прописать каким образом будут учитываться потребности, интересы и мотивы детей. Не стоит забывать о необходимости опираться на особенности менталитета различных национальностей и социокультурных групп. Ваша задача учесть все возможные факторы, которые могут повлиять на реализацию вашей программы воспитания.
Организационный раздел.
Организационный раздел включает в себя описание материально-технического обеспечения программы воспитания вашего детского сада. Проверьте наличие необходимых материалов, оборудования и инвентаря для обеспечения комфортного воспитания ваших подопечных, в том числе литературы, музыкальных инструментов и т.д. В этом разделе должны быть описаны общие требования к условиям реализации программы. А также особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (оформление помещений, игрушки, оборудование). Подумайте хватает ли кадров, для обеспечения реализации вашей программы или может вам необходимо привлечь дополнительных специалистов.
Проанализируйте перечень методических материалами и средств обучения и воспитания, возможно вам необходимо внести изменения и/или подготовить новую документацию (планы, программы взаимодействия, правила внутреннего распорядка).
Календарный план воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы составляется на основе Рабочей Программы воспитания и является ее неотъемлемая частью. Он содержит проекты встреч и всех значимых мероприятий детского дошкольного учреждения. Проектирование событий позволяет составить целостный годовой цикл методической работы основываясь на традиционных ценностях ваших воспитанников. Календарный план позволяет воспитателям создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
Самое главное, не забывайте, что, составляя программу воспитания в вашем детском саду, вы в первую очередь должны учитывать интересы детей. Все ваши цели должны быть направлены на обеспечение комфортного и гармоничного развития ваших воспитанников. Нельзя руководствоваться только сухой буквой закона работая с детьми. Ведь дети – это самый непредсказуемый элемент любой программы.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник: disshelp.ru
Рабочая программа воспитательно-образовательной работы
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 526.5 Кбайт
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»
Решением Педагогического совета
муниципального бюджетного дошкольного
детского сада «Чебурашка» Протокол №1 от « 31 » августа 2015 г.
Приказом заведующего Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Чебурашка»
от « 31 » августа 2015 г. № 39
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «СМЕШАРИКИ»
(2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД)
Воспитатель: Бузанова Нина Габдулловна
I квалификационной категории
1. Пояснительная записка 3
1.1. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников 5
1.2. Цели и задачи рабочей программы 10
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы 12
1.4. Обоснование сочетания программ для осуществления воспитательно-образовательного процесса 13
1.5. Планируемые результаты освоения программы 14
2. Комплексно-тематическое планирование
2.1 Перспективный план досугов и развлечений 16
2.2 Перспективный план по валеологии 17
2.3 Перспективный план работы с родителями 20
2.4 Перспективный план родительских собраний 22
2.5 Тематическое планирование 23
3. Содержание программы
3.1 Организация режима пребывания детей в ДОУ 28
3.2 Учебный план 31
3.3 Организованная непосредственно- образовательная деятельность 32
3.4 Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников. Культурные практики 33
3.5 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 40
4. Условия реализации рабочей программы
4.1.Материально-техническое оснащение 41
4.2.Программно – методическое обеспечение образовательного процесса 48
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей II младшей группы «Смешарики» разработана на основании основной программы МБДОУ детский сад «Чебурашка», в соответствии с ФГОС ДО.
Рабочая программа по развитию детей II младшей группы «Смешарики» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям образовательным областям в соответствии ФГОС ДО: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
— Конституция РФ, ст. 43, 72.
— Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.,вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.);
-Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения д/с «Чебурашка»,
-Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.1.3049-13)
Программа разработана с учётом примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
-на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
1.1 Возрастные особенности детей 3-4 лет
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. — В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание . По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев
осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Характеристика особенностей детей II младшей группы «Смешарики»
Списочный состав группы 20 детей, дети 2012 и 2013 года рождения.
Контингент воспитанников по полу:
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Какие образовательные области в ДОУ предусматривает ФГОС ДО
Федеральная государственная программа развития детей дошкольного возраста представляет собой 5 различных направлений. Образовательные области по ФГОС в детском саду разделены на 5 областей, для каждой из которых составляется отдельная программа.
Пять образовательных областей по ФГОС в ДОУ
Многие педагоги считают такое разделение на области очень условным, так как все личностные качества у детей, их знания и навыки, формируются за счет принципа комплексной интеграции тематических процессов.
Например, нельзя отдельно выделять творческое развитие, оно должно присутствовать во всех сферах деятельности детей в детском саду.
Основные направления учебного процесса в ДОУ
Перечисление 5 направлений развития воспитанников
5 областей по ФГОС дошкольного образования можно перечислить следующим образом:
- развитие физических навыков;
- художественное и эстетическое развитие;
- развитие речи;
- познание социально-коммуникативных навыков;
- познавательное развитие.
Содержание каждой из программ зависит от возрастных особенностей воспитанников детского сада. В зависимости от этого определяется цели и задачи во всех видах деятельности.
Социально-коммуникативное развитие
Изучение навыков социально-коммуникативной направленности в детском саду ориентированы на усвоение общественных норм и ценностей. Детей учат общению со взрослыми и сверстниками. Основная функция программы:
- развитие самостоятельности;
- умение достигать цели и регулировать собственные действия;
- формирование социального интеллекта;
- развитие чувства ответственности и отзывчивости;
- формирование уважительного отношения ко взрослым;
- изучение основ безопасности в быту и на природе.
В процессе реализации учебного плана у детей формируются положительные установки к труду и различным видам творчества.
Нравственное воспитание
В основе нравственного развития лежит прививание моральных и духовных ценностей, чувства любви к Родине. Задача воспитателя научить детей с раннего возраста бережно и уважительно относиться к человеческому труду, проявлять инициативность и активность, приходить на выручку сверстникам.
При проведении занятий со старшими дошкольниками акцент делается на развитие способности к коллективизации. Дети учатся проявлять себя в команде, совместных действиях.
Важно! Задача не только воспитателей, но и родителей — стать примером. Чем чаще ребенок видит положительные поступки, так выше уровень его нравственного развития.
Патриотическое воспитание
Развитие патриотических чувств, формирование норм поведения, любви к Родине и Отечеству лежат в основе направления патриотического воспитания. Ребенок должен расти готовым служить и защищать интересы своей страны.
Уроки патриотического воспитания являются основой дошкольной деятельности. Они формируют целый комплекс задач:
- воспитание и уважение к семье;
- развитие интереса к национальным традициям;
- изучение символики государства;
- развитие чувства гордости за страну.
Поставленные задачи могут решаться как в игровой деятельности, так и в презентациях, проведениях праздников, поставке сценок.
Образовательные области по ФГОС в детском саду: 5 областей включают патриотическое воспитание
Правовое воспитание
Одним из компонентов нравственного воспитания является правовое развитие. Если ребенок не знает нравственных норм, он не сможет уважать чужие права. Чтобы дети осознали простые нормы права, они должны находиться в условиях терпимости и уважения.
Гендерное воспитание
Развитие в гендерном направлении представляет собой схему знаний о мужчинах и женщинах. Это необходимое направление в дошкольных учреждениях, благодаря которому у малыша формируется социализация личности.
Коммуникативное развитие
Это комплекс мероприятий, направленных на усвоение у ребенка традиций и ценностей общества, в котором он растет. В процессе занятий в детей формируется положительное отношение к окружающим, развитие уверенности в себе.
Трудовое воспитание
В детском саду должно уделять внимание не только учебному процессу, но и трудовому воспитанию дошкольников. Задачами процесса является формирование положительного отношения к трудовой деятельности. В детях воспитываются такие качества, как ответственность, заботливость и аккуратность.
Как дети танцуют в садике в игровой форме и с ускорением темпа
Формирование основ безопасности жизнедеятельности
Особое внимание в учебных программах уделяется направлениям безопасности. Дети изучают основы противопожарной безопасности, поведение на дорогах и дома. К занятиям привлекаются специалисты МЧС и ГИБДД, ведется активная совместная работы с родителями.
Уроки по безопасности
Познавательное развитие
Направление познавательного воспитания включает в себя развитие любознательности в детском возрасте. Основными задачами можно назвать:
- обучение познавательным действиям;
- формирование представлений об окружающем мире;
- становление знаний о себе;
- изучение понятий формы, цвета, размера.
Обучение строится на развитии воображения и творчества.
Ознакомление с окружающим социальным миром
В основе программы лежит ознакомление с нормами поведения в семье, взаимоотношении со сверстниками и старшими. Формируются представления об эмоциональном состоянии людей, моральными качествами.
Ознакомление с окружающим природным миром
Занятия по изучению окружающего мира проводятся в детском саду на протяжении всего учебного года. Они включают в себя изучение явления природы, времени года, признаках. Теоретический материал необходимо подкреплять проведением экскурсий, сочетать с творческой деятельностью, рисованием, лепкой, созданием аппликаций.
Ознакомление с окружающим предметным миром
Задача воспитателей детского сада в процессе проведения образовательной деятельности с дошкольниками сформировать у них элементарные представления об окружающем их мире. Дети учатся обобщать предметы, формировать их по группам, определять свойства.
Формирование элементарных математических представлений
Особое внимание в детском саду уделяется формированию начальных математических знаний. Занятия в этом направлении проводятся с самого раннего возраста, преимущественно в игровой форме. Дети изучают понятие формы, пространства, количества, изучают порядковый и количественный счет.
Знакомство с цифрами
Экспериментирование и исследовательская деятельность
Одним из методов познания окружающей среды для детей дошкольного возраста является постановка экспериментов. Они дают возможность детям получить представление о предметах с разных сторон.
Эксперименты и исследовательская деятельность положительно влияет на творческие способности детей.
Сенсорное развитие
Под сенсорным воспитанием в образовательном процессе понимается развитие представлений о внешнем мире. Этому направлению уделяется наибольшее внимание. От того, насколько эффективно сенсорное развитие в раннем возрасте, зависит дальнейшая успеваемость в школе. Это фундамент умственного развития, который закладывается с самого рождения.
Речевое развитие
По ФГОС образовательные области включают в себя:
- развитие владения речью;
- обогащение словарного запаса;
- знакомство с литературой;
- развитие звуковой культуры речи.
Формирование звуковой культуры речи
У детей дошкольного возраста произношение звуков формируется постепенно. Задача педагогов — своевременно обнаружить неправильное произношение отдельных звуков, предпринять меры по устранению дефектов.
Это важный момент в воспитательном процессе, так как проблемы со звуковой речью негативно отражаются на образовательной деятельности, а также на социальной адаптации ребенка.
Формирование словаря
В зависимости от возраста у детей увеличивается словарный запас. Задача как педагогов, так и родителей активно способствовать этому процессу. В качестве помощи выступает художественная литература, дидактические игры.
Формирование грамматического строя речи
В задачи этой области развития в ДОУ по ФГОС входит помощь детям в освоении морфологической формы языка, овладение синтаксическими правилами, правильному согласованию слов в предложении.
Развитие связной речи
Под связной речью понимается способность ребенка четко и связно излагать свои мысли. Основная задача педагогов сформировать культуру речи, навыки и умения, грамматический строй.
Развитие речевого творчества
Важно! Речевое творчество относится к новой методике, основанной на совмещении творческих способностей с развитием речевых навыков. Чаще всего занятия проводятся в игровой форме, в постановке сценок.
Методика обучения чтению детей дошкольного возраста
Ознакомление с художественной литературой
Особое внимание в детском саду с раннего возраста уделяется чтению книг. Программа ознакомления с литературой строится в зависимости от возрастных особенностей. Работа должна проводится комплексно. Дети должны знакомится с книгами не только в детском саду, но и дома. Для этого воспитатели подбирают тематическую литературу и рекомендуют ее родителям для домашнего прочтения.
Художественно-эстетическое развитие
В основу художественно-эстетического воспитания ложатся предпосылки для восприятия произведений искусств. Задачей направления является становление эстетического отношения детей к окружающему миру, умение воспринимать музыку.
Развитие восприятия произведений искусства и литературы
В силу своего возраста дети тяжело понимают произведения искусства. Задача воспитателей — вызвать эмоциональную реакцию у ребенка. Для этого необходимо не просто рассказать о произведении, но и постараться речью передать детям настроение.
Музыкальное развитие
Большую роль с раннего возраста для развития эстетического восприятия играет музыка. В детском саду регулярно поводятся музыкальные занятий, тематика которых ориентирована на возрастные особенности.
Рисование
Уроки ИЗО можно сочетать во всеми перечисленными направлениями. Это один из методов творческого развития, который помогает эффективно запомнить любой новый материал. Рисование сочетается как с математикой, так и с основами пожарной безопасности и правилами дорожного движения. Например, послу изучения геометрических фигур можно предложить детям нарисовать рисунки по пройденной тематике.
Лепка
К осязаемому виду творческой деятельности относится лепка. В процессе ребенок не только видит свое творение, но и развивает сенсорные способности, моторику. Занятия развивают воображение, формируют умение планировать свою работу, развивает образное мышление.
Конструирование
Занятия формируют пространственную ориентацию, умение комбинировать формы и цвета. В процессе уроков развиваются творческие способности, эстетический вкус и изобретательность.
Аппликация
Это наиболее простой и доступный вид художественной деятельности для детей. Малыши учатся комплектовать предметы, составлять из деталей картины, выстраивать логические цепочки.
Физическое развитие
Физическое воспитание в детском саду должно содержать следующий перечень мероприятий:
- организация двигательной деятельности;
- выполнение упражнений на координацию и гибкость;
- правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
- развитие моторики;
- формирование представлений о видах спорта.
Все перечисленные задачи должны быть направленны на формирование правильного поведения по здоровому образу жизни.
Охрана и укрепление здоровья
Стандарты образованию включают в себя мероприятия по полноценному развитию детского здоровья. Полноценное физическое развитие влияет на эмоциональное состояние. Охрана и укрепление предусматривает комплекс мероприятий, включающих в себя:
- воздушные ванны;
- пальчиковую гимнастику;
- утреннюю зарядку;
- физкультминутки;
- спортивные игры на свежем воздухе.
Важно! В течение всего года с родителями проводятся профилактические беседы о правилах укрепления здоровья детей.
Физкультминутка в ДОУ
Развитие физических качеств
Под физическими качествами понимается состояние ребенка, его конституция, физиологическое строение. Для его развития в детских садах разрабатываются комплексы упражнений в зависимости от возраста.
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Занятий по формированию основных правил здорового образа жизни должны быть комплексными и затрагивать различные виды деятельности. Рекомендуется для закрепления материала использовать творческие методы, например, предложить детям нарисовать рисунок на тему закаливания.
Большую роль в изучении норм здорового образа жизни играет пример родителей. Поэтому работа должна вестись не только в детском саду, но и закрепляться дома. Родители должны действовать совместно с педагогами.
Использование всех пяти областей в образовательном процессе дошкольников позволяет сформировать у детей необходимые знания для дальнейшего успешного освоения школьной программы.
Источник: vospitanie.guru