Программа воспитания
(от греч. pro — впереди, дальше + + gramma — письмо) — изложенная в соответствии с целями воспитания перспектива развития образовательно-воспитательного учреждения (направления, этапы, мероприятия, ресурсы, критерии эффективности) ориентирован иная на средний или долгосрочный период. П. в. может быть комплексной и целевой.
Комплексная программа затрагивает все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и намечает общую перспективу его развития. Целевые программы помогают усилить конкретное слабое звено в системе воспитания, поддержать новое перспективное направление работы. К примеру, в школе может действовать целевая программа профилактики наркотической зависимости. При разработке П. в. важно учитывать реальные проблемы сложившейся воспитательной ситуации в конкретном образовательном учреждении, видеть перспективы продуктивного развития образовательно-воспитательного учреждения, находить приемлемые формы и способы реализации обозначенных перспектив.
Особенности рабочей программы воспитания в школе
Найдено научных статей по теме — 15
Нужна ли программа воспитания демократической школе?
Газман Олег Самойлович
Анализируются различные толкования понятия «программа воспитания» начиная с 1950-х годов, когда в АПН РСФСР была создана первая подобная программа, и вплоть до середины 1990-х годов.
Организация воспитания в вузе (Программно-целевой метод)
Петров А. , Ховрин А. , Шаламова Л.
Программа воспитания культуры толерантности в университете
Мирошниченко Л. , Шарафеева А.
Дополнительные программы по физическому воспитанию дошкольников
Борисова Марина Михайловна
Физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях была и остается базовой областью дошкольного образования и выступает как одно из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей.
Содержание речевого воспитания дошкольника в современных программах
Сат Надесса Дарымаевна
Содержание программ физического воспитания в школах Европы и России
Уваров Евгений Алексеевич, Белаид Моджахед, Яхяви Саид
Во всех странах мира физическое воспитание в начальных и средних образовательных учреждениях (школе) является обязательным предметом.
Региональная программа гражданско-патриотического воспитания молодежи
Авилов Геннадий Михайлович, Радустов Антон Александрович
С татья посвящена описанию результатов оценки воздействия программы гражданско-патриотического воспитания молодежи «Снежный десант» на школьников 15-18 лет.
Источник: didacts.ru
доклад на тему «Что такое программа воспитания и зачем она нужна?»
учебно-методический материал
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основные идеи программы воспитания и социализации обучающихся, плана внеурочной деятельности.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты , которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:
В воспитании детей младшего школьного возраста ( уровень начального общего образования ) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе — статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте . К наиболее важным из них относятся следующие:
— быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
— быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
— знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
— беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
— проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
— стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
— быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
— соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
— уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
— быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, учитель начальных классов организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Источник: nsportal.ru
занятие5-6 ФГОС / тексты ПООП / старшая школа / Программа воспитания и социализации обучающихся
содержательной и критериальной основой для разработки программ развития универсальных учебных действий, воспитания и социализации.
2. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
В тексте программы основные термины «воспитание», «социализация» и «духовно-нравственное развитие» человека используются в контексте образования: — воспитание — составляющая процесса образования, духовнонравственное развитие — один из целевых ориентиров образования; в основе и воспитания, и духовно-нравственного развития находятся духовнонравственные ценности; — духовно-нравственное развитие — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностносмысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; — воспитание создает условия для социализации (в широком значении) и сочетается с социализацией (в узком значении) ; в узком значении социализация характеризует процессы социального взаимодействия человека с другими людьми, с социальными общностями (в том числе с социальными организациями и общественными институтами) и предполагает приобретение обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения; социализация разворачивается в пространстве образовательных организаций и в семье. Специфика воспитания и социализации обучающихся на этапе среднего общего образования состоит в: — обусловленности результатами социализации и воспитания, полученными на предыдущих этапах общего образования;
— завершающей роли по отношению ко всему процессу общего образования, подготовки к продолжению образования и началу самостоятельной жизни в обществе; — повышении самостоятельности обучающегося как основы для самостоятельного жизненного выбора (в том числе и выбора профессии) и в расширении прав и обязанностей в качестве участника образовательных отношений, расширении возможностей для обучающихся в реализации индивидуальных социальных инициатив; — расширении дифференциации содержания и характера участия во внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Важным аспектом духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является подготовка обучающегося к реализации своего потенциала в условиях современного общества. Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся: — освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностнопрактического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.; — вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и
требованиями окружающих людей, общества, государства; помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию; — овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими. 3. Основные направления и ценностные основы духовнонравственного развития, воспитания и социализации Основные направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации на ступени среднего общего образования реализуются в сферах: — отношения обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному образованию в рамках осуществления жизненных планов); — отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к патриотическому служению); — отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению со сверстниками, старшими и младшими); — отношения обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к семейной жизни); — отношения обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни); — отношения обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
— трудовых и социально-экономических отношений (включает подготовку личности к трудовой деятельности). Ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования — базовые национальные ценности российского общества, сформулированные в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в тексте федерального государственного стандарта среднего общего образования.
Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Гл. I, ст. 1); «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Гл.
I, ст.2); «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Гл. I, ст. 7); «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Гл. I, ст.
8); «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (Гл. I, ст. 17). Базовые национальные ценности российского общества применительно к системе образования определены положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
«…гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования <…>; …демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; …недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; …сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования» (ст. 3). В тексте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) отмечается: «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством». В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определены приоритеты государственной политики в области воспитания: — создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; — формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
— поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания; — поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей; — формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения; — обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания; — формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; — развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования перечисляет базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, здоровье, труд и творчество, науку, традиционные религии России, искусство, природу, человечество. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет базовые национальные ценности российского общества в формулировке личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования: «Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества… формирование осознанного,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания» (Текст ФГОС ООО Раздел IV Требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования п. 24). 4. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере отношения обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя, обеспечение самоопределения, самосовершенствования предполагают: — воспитание здоровой, счастливой, свободной личности, формирование способности ставить цели и строить жизненные планы; — реализацию обучающимися практик саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; формирование позитивных жизненных ориентиров и планов; — формирование у обучающихся готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; — формирование у обучающихся готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; — формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и
других вредных привычек; формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей; умения оказывать первую помощь; развитие культуры здорового питания; — содействие в осознанной выработке собственной позиции по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны. Для осуществления воспитания, социализации и духовнонравственного развития в сфере отношения обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя, для обеспечения самоопределения, самосовершенствования используются: — проектная (индивидуальные и коллективные проекты), учебнопознавательная, рефлексивно-оценочная, коммуникативная, физкультурнооздоровительная и другие виды деятельности; — индивидуальные проекты самосовершенствования, читательские конференции, дискуссии, просветительские беседы, встречи с экспертами (психологами, врачами, людьми, получившими общественное признание); — массовые общественно-спортивные мероприятия и привлечение к участию в них детей; — потенциал учебных предметов предметных областей «Филология», «Общественные науки», «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», обеспечивающих ориентацию обучающихся в сфере отношения Человека к себе, к своему здоровью, к познанию себя. Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству) , предполагают: воспитание патриотизма, чувства гордости за свой край, за свою Родину, прошлое и настоящее народов Российской Федерации, ответственности за будущее России, уважения к своему народу, народам
Источник: studfile.net
Программа воспитания обучающихся что это
Примерная программа воспитания была разработана в 2019 году сотрудниками лаборатории стратегии и теории воспитания Института стратегии образования РАО по заказу Министерства просвещения РФ. Главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО Наталия Селиванова рассказала, как может работать в школах Примерная программа воспитания, а также кому и зачем она нужна.
В 2019 году в 83 регионах, в 756 школах прошла апробация Примерной программы воспитания, в которой участвовали 57 экспертов – ведущие специалисты в теории и практике воспитания. В ходе апробации в программу вносились изменения. Также были организованы обучающие семинары в восьми федеральных округах (свыше 1000 участников из 78 регионов).
Утверждение Примерной программы воспитания состоялось на Федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию 2 июня 2019 года, после чего она стала обязательным документом для каждой школы.
После выхода Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» в основную образовательную программу школы вошли понятия «рабочая программа воспитания» и «календарный план воспитательной работы». Также приказом Министерства просвещения РФ от 11.12.2020 были внесены изменения в некоторые государственные образовательные стандарты в связи с внедрением Примерной программы воспитания.
2020 год в основном был посвящен разъяснению особенностей программы воспитания, повышению квалификации педагогов в сфере воспитания, дальнейшему научно-методическому обеспечению разработки и внедрения данной программы. За этот период только сотрудники лаборатории (семь человек) провели более 100 семинаров. В регионах к работе по повышению квалификации педагогов в сфере воспитания подключились и эксперты.
Мы долгое время говорили о том, что современному воспитанию нужны серьезные изменения.
Несмотря на то что прекрасный опыт и традиции отечественного воспитания, к счастью, удалось сохранить, к сожалению, работа в школах часто связана с возращением к прошлому содержанию и формам воспитания без учета изменившейся социальной ситуации и изменений, которые произошли в детях.
Что может лежать в основе этих изменений?
Во-первых, это нацеленность воспитания на будущее. Сейчас активно обсуждается вопрос о навыках XXI века. Все эти навыки в значительной степени связаны с воспитанием.
Во-вторых, понимание того, что, так же как в образовательном процессе, в воспитании участвуют не только семья и школа. Это и детские, юношеские общественные организации, и представители культуры, и субкультурные общности, и церковь. То есть можно говорить о поликультурной стратегии воспитания.
В-третьих, понимание того, что позитивного могут принести информационные технологии в воспитание.
В-четвертых, изменение педагогического сознания: понимание ограничений и рисков воспитания.
В-пятых, основой изменений могли бы стать документы, которые позволили бы образовательной организации выстраивать воспитательный процесс системно, но с учетом ее особенностей и максимально просто.
Создание отечественных программ воспитания имеет давнюю традицию, но, к сожалению, часто они оставались невостребованным документом для практикующих педагогов.
При разработке Примерной программы воспитания мы исходили из того, что:
- Программа – это только документ. Он не может воспитывать. Воспитывают деятельность и отношения, которые возникают в процессе реализации программы.
- Программа воспитания школы должна быть связана с проводимой образовательной организацией воспитательной работой.
- Необходимо дать относительную свободу в построении программы, так как всякая программа неминуемо задает некие рамки.
- Необходимо дать возможность воспользоваться программой авторским школам.
- Необходимо упростить процедуру оценивания качества воспитания, избегать превалирования количественных оценок над качественными.
Зачем вообще нужна программа воспитания
Педагогам – чтобы помочь увидеть воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и эффективные способы его реализации и решать проблемы личностного развития школьников, их гармоничного вхождения в социальный мир.
Школам – чтобы помочь разработать действенные программы воспитания, учитывающие требования ФГОС и специфику каждой школы.
А учащимся реализация программы воспитания позволит создать условия для интересной, насыщенной, богатой событиями школьной жизни.
Что лежало в основе создания Примерной программы воспитания
Основные положения и принципы научной школы Л.И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи», опыт организации воспитания в отечественных образовательных организациях и знание опыта зарубежных школ.
О том, как будут проверять реализацию программы в школах, как она финансируется и какие программы повышения квалификации нужны, читайте в следующей колонке.
Ознакомиться с программой воспитания и другими материалами можно на сайте.
Источник: vogazeta.ru
Программа воспитания в воспитательном процессе
Ни одна профессиональная деятельность не протекает без предварительно созданной и изученной специалистом црограммы. Нельзя подменять содержания деятельности системой действий. В программе перечисляется и оформляется именно то, чем наполняется деятельность.
Например, программа профессиональной деятельности дворника состоит не из перечисленных действий, а из определения содержания: «чистота вверенной территории». Программа повара — это перечисленные характеристики объекта его действий — «блюда, подаваемые на стол». А программа актера не состоит из расписания репетиций и репертуара театральных спектаклей, в которых он принимает участие, — она слагается из содержания «ролей, которыми он овладевает».
Бесспорно, найдется достаточное количество специалистов, производящих профессиональные действия «беспрограммно». Потому в таком же количестве встречаемся мы с ситуациями, когда продукт действий субъекта оказывается не таким, как хотел бы субъект, а таким, который получает характеристику «как получится».
Не имея программы воспитания, приходится уповать на случай. И, несмотря на то, что педагоги все еще традиционно самоотверженно трудятся, себя не щадя, — как им кажется, «ради общего блага», на самом же деле, удовлетворяясь положением «как получится», — воспитательный результат все же целиком зависит от капризных обстоятельств.
Общее назначение программы в любой профессиональной сфере — выполнение того, что становится фактором создания профессионального продукта. Назначение программы воспитания — предвидение желательного и возможного образа человека, востребуемого современной культурой, путем выделения существенных ключевых отношений к окружающему миру, которые играют роль жизне- и личностно-определяющего фактора для формирующегося человека. Можно сказать, что программа есть некий гарант созидания педагогического профессионального продукта именно потому, что человека как системное образование определяет не совокупность качеств, а иерархия отношений к миру.
Разумеется, помимо содержательного назначения программа обеспечивает процессуальную сторону профессиональной работы педагога: она служит своеобразными вехами профессиональной дороги, отмечая этапы и частные достижения (новообразования), при этом содействуя очень важному для профессионала осознанию продуктивности своей деятельности, удовлетворенности своим трудом. Беспрограммность чревата как бессмысленностью профессиональной активности педагога, так и психологическими отклонениями личности профессионала (истерия, невротизм, психопатия, немотивированная агрессивность, депрессия).
Центральным предметом осмысления должна стать цель воспитания — тот общий образ молодого человека, которого именуют выпускником. Не сделав этого первого шага, педагог не сможет стать субъектом профессиональной работы, а значит, все, что бы он ни пробовал, и силы, которые бы он ни отдавал на благо воспитания, обретают бессмысленность, ибо субъектом воспитательного процесса будет все-таки господин Случай, и педагогу остается наблюдать капризы случайности.
Таким образом, вырисовывается профессиональный алгоритм работы педагога, осуществляющего воспитательный процесс. В нем все существенно: и последовательность шагов профессионала, и обязательность данной совокупности, и свободное владение профессиональной терминологией, препятствующей вульгарной трактовке профессиональных понятий. Вот так выглядит этот алгоритм (рис. 7).
Когда из этой логической последовательности вырывается одно из звеньев (например, вдруг проводят хитроумные диагностики или хватаются за составление плана работы), профессиональная работа теряет смысл, но она теряет и потенциальные возможности завершиться положительным результатом.
В педагогической профессиональной работе непременно присутствует логика и логическая связь действий. Сейчас ни того, ни другого нет у педагога-практика. Потому нет и результатов воспитания, впрочем, последнее тоже отсутствует как целенаправленный, продуманный, научно обоснованный, практически воплощаемый процесс, организуемый профессионалами.
Рис. 7. Алгоритм программной профессиональной работы педагога
- • что значит «знать ценностный объект»?
- • что значит «уметь взаимодействовать с ценностным объектом»?
- • что значит «присвоить ценностный объект» или «обрести ценностный смысл объекта»?
«Знаю — умею — люблю» — образная формула описания содержания программы, выстроенной на аксиологической основе.
Например, формирование ценностного отношения к обществу, внесенное в качестве задачи-доминанты для старших подростков, означает, что подростки завершают осмысление сущности общества в его отношении к человеку, рассматривают все варианты сообщества людей и их назначения, обсуждают значение и роль типов общественных объединений для жизни отдельного человека, осознают последствия разных позиций человека по отношению к обществу. Но это означает, что создаются условия для подростков, чтобы они в своей реальной жизни обрели опыт взаимодействия с разными вариациями социального взаимодействия (наблюдали, анализировали, выявляли свою волю, соотносили свои действия с общественной нормой, откликались на социальные события, оказывали содействие, проецировали желаемые законы общественного устройства и др.). Наконец, это означает проживание подростками событий социального значения, проявление интереса и сочувствия к общественной жизни кактаковой, проживание доброго сочувствия к сообществу людей, уважение к жизни другой нации, другого государства, народности, а также уважение к любому объединению во имя развития и процветания жизни. Прямым проявлением формирования ценностного отношения старшего подростка к ценности общества станет их непосредственное ценностное отношение к школе как одной из разновидностей общественного объединения людей.
Если взглянуть на проблему программы воспитания пристальнее, выдвигается не менее важный, чем определение содержания, вопрос принципа построения программы: какой принцип избирать — концентрического либо линейного расположения отобранного содержания?
На первый взгляд кажется, что воспитательная практика избрала и узаконила традиционно концентрический подход: у детей очень рано целенаправленно формируется вся совокупность жизненно важных отношений, а в дальнейшем, с возрастом, эти отношения наращивают меру понимания и овладения, они расширяются по мере увеличения знаний, расширяются умения по воплощению на практике этих отношений, и расширяется опыт проживания реальных отношений к этим ценностным объектам. Аргументом в пользу такого выбора служит предостережение о целостности жизни, о том, что ее нельзя разделить на части, как, скажем, научный материал по математике или физике. «Природа», «жизнь», «общество», «Отечество» и сам «человек» постоянно рядом с детьми — нельзя закрывать им глаза на эти явления и ожидать нужного периода, когда позволительно станет «увидеть» эти ценности и приступить к их осмыслению. Трудно возразить такому аргументу, правомерность такого традиционного решения, как правило, даже не подвергается сомнению.
А между тем для детей вовсе не существуют названные объекты как ценности, которые представлены им в их восприятии в виде отдельных конкретных фактов или суммирования фактов. Обобщение фактов бытийной жизни долго не происходит, а некоторым детям такое обобщение не под силу без помощи педагога. Чтобы убедиться в этом, достаточно поставить перед детьми вопрос, что есть природа или что есть общество, или же что есть человек, и мы немедленно убедимся в этой суммированное™ детских отрывочных конкретных представлений.
Ценности, будучи абстракцией высочайшей степени, предполагают вполне определенное духовное и интеллектуальное развитие ребенка, а возраст предопределяет сенситивный период внедрения ценности в личностную структуру ребенка. Чтобы свершилось обобщение и выход на уровень ценности, необходима возрастная предрасположенность к такой духовной работе.
Учитывая возрастные особенности, нужно было бы выстраивать программу воспитания линейным способом: от возраста к возрасту вводить ребенка в понимание новых для него ценностей, ранее располагавшихся за пределами его сознания. Например, осмысление «дисциплины» планировать на начальные классы, «уважение человека» рассматривать как принцип жизни в подростковый период, а понятие «свобода» в ее связи с понятием «дисциплина» — анализировать со старшеклассниками. Правомерность этой точки зрения тоже неоспорима. К тому же следует добавить, что некоторые категории, обозначающие ценности жизни, не могут вызывать у ребенка никакого интереса, пока не сформированы соответствующие потребности.
Сочетание концентрического и линейного способов построения программы порождает некий третий вариант — «спиралеобразный», обеспечивающий как продвижение ребенка вперед по расширению представлений о жизни и ценностях жизни, так и обретение все более углубленного понимания ее хода и все более глубокого внедрения в личностную структуру ценностей жизни, которые все основательнее начинают определять реальное поведение и общую жизнедеятельность воспитанника.
Спиралеобразное построение Программы воспитания предполагает хорошую аксиологическую подготовку педагогов, работающих в разновозрастных группах детей.
Нижний порядок отраженных ценностей составляют те же ценности, но их отражение предстает в менее обобщенном виде, они становятся доступными для осмысления и осознанного практического воплощения в жизнь подростка. И потому они вводятся педагогом для осмысления — с далекой ориентацией на ценности высшего порядка.
Конкретные частные проявления ценностей доступны восприятию и пониманию младшего школьника. Этот порядок ценностей составляет содержательное наполнение всех видов организуемой деятельности младшеклассников.
В сущности педагог с детьми всегда производит интерпретацию явлений жизни с ценностной точки зрения, но угол видения изменяло ется в соответствии с уровнем развития детей. Так, например, младшие классы воспринимают мир растений и животных как мир «живого», и к «живому» педагог возбуждает и развивает ценностное отношение. Педагог же, работающий с подростками, к растениям и животным формирует то же ценностное отношение, но позиция рассмотрения и установления отношения станет иной: подросток способен увидеть родство жизни природной и жизни человеческой — он как человек воспринимает себя как носителя «живого». Старшеклассники, выходя на обобщение, апеллируют понятием «жизнь», она предстает перед их сознанием как наивысшая ценность.
Воплощение спиралеобразного способа составления программы принимает форму сменяющих в ходе воспитательного процесса вариаций общей программы, ее возрастных модификаций. Они, эти возрастные модификации, реализуют линейный принцип, последовательно расширяя представления детей о мире ценностных проявлений, раздвигая границы проблем жизни: осмысливается ценность природы, человека, общества, жизни как таковой, своего индивидуального «Я» по отношению к этой жизни. Но возрастные модификации программы воспитания одновременно выстраиваются по принципу концентрическому, углубляя представление об освоенных ценностях, вновь и вновь, но уже на более высоком уровне восприятия, возвращая детей к проблемам жизни — тому, что ранее выступало как социальная норма и правило поведения, а теперь осмысливается с точки зрения аксиологической, осознается ценностное обоснование общепринятого и обдумывается и проживается личностный смысл базовых ценностей.
Источник: studme.org