Минпросвещения не увидело реальной воспитательной работы в школах
МОСКВА, 16 июня. /ТАСС/. Реальная воспитательная работа с учениками в школах не проводится, поскольку предполагающие это программы в основном написаны «под копирку». Об этом заявил во вторник на заседании комитета Госдумы по образованию и науке министр просвещения Сергей Кравцов.
«У нас разработана и на федеральном учебно-методическом объединении уже обсуждена примерная программа воспитания. Это не дополнительная некая бюрократическая нагрузка на школы. Это систематизация той работы, которая уже ведется образовательными организациями. Мы в свое время в Рособрнадзоре провели анализ порядка 400 программ воспитания в школах, все они написаны «под копирку» и реальная воспитательная работа просто не ведется», — сказал министр.
Он отметил, что новая программа вариативна, она позволит школам организовать воспитательную работу в зависимости от возможностей учебного заведения.
Воспитание и то, что им не является: проблемы реализации программ воспитания
«На каких ценностях мы будем воспитывать наше подрастающее поколение? На сегодняшний день мы видим и предлагаем следующие ценности, я думаю, что тоже можно это обсудить: Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям, труд, личность», — добавил Кравцов.
В свою очередь замминистра просвещения России Денис Грибов уточнил, что речь не идет о введении в школьную программу дополнительных уроков, на которых будут выставляться оценки «за патриотизм». «Мы не предполагаем, что будут какие-то дополнительные уроки, касающиеся воспитания, где будут выставлять оценки за патриотизм. Это будет единый процесс образования и воспитания», — заявил он.
Президент Владимир Путин 21 мая внес в Госдуму поправки в закон об образовании, которые направлены на укрепление воспитательной составляющей системы образования. Законопроект предлагает ввести механизм организации воспитательной работы, которая войдет в состав образовательных программ. Законопроект также уточняет само понятие «воспитание». Нововведения должны вступить в силу уже с 1 сентября 2020 года. При этом образовательные программы должны быть приведены в соответствие с положениями закона не позднее 1 сентября 2021 года.
Новый федеральный проект
Как отметил Кравцов, ресурсы для реализации внесенных президентом поправок в части воспитания будут заложены в новом федеральном проекте, который в данный момент разрабатывается министерством.
«В соответствии с поручением президента России нами сейчас с ведомствами разрабатывается новый федеральный проект в рамках национального проекта «Образование» «Патриотическое воспитание граждан РФ», где предусмотрены соответствующие ресурсы в том числе для реализации данного законопроекта», — сказал он.
Новый федеральный проект станет 11-м в составе нацпроекта «Образование».
Источник: tass.ru
Примерная программа воспитания: «с небес на землю»
Программа воспитания 2020 школа что это
Пояснительная записка
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
Программа воспитания разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.02 2012 г. № 273-ФЗ), Конвенцией ООН о правах ребенка, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, проектом Примерной программы воспитания, составленной научными сотрудниками РАО.
Село, в котором мы живем, многонационально по своему составу. В результате проведенной диагностики выявлено, что в нашей школе учатся дети 12 национальностей: русские – 73%, украинцы – 1,3%, табасаранцы – 8,5%, азербайджанцы – 0,3%, греки -0,6%, армяне -6,2%, даргинцы -5%, цыгане -0,6%, чеченцы -2,3%, карачаевцы -0,9%, лезгины -0,9%, татары -0,3%. Это ставит перед нами задачи по формированию дружественных, гуманистических отношений, развитию этнической толерантности, как качества, свойственного природе человека. В школе обучается 300 человек.
В целях успешной реализации поставленной проблемы необходима совместная, вызывающая созидательную энергию, общественно-значимая деятельность, которой мы и предлагаем заняться в ходе реализации данной программы.
В центре программы воспитания МБОУ СОШ № 11 имени Ю.В. Андропова с. Солуно- Дмитриевского находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.
Данная программа имеет следующую структуру:
Весь текст программы читать во вложении
Источник: sh11androp.ru
Программа воспитания 2020 школа что это
- Сведения об управлении
- Основные сведения
- Структура управления
- Подведомственные организации
- Информационные системы
- Приказы
- Регламенты
- Порядок рассмотрения обращений
- Порядок
- Время приема
- Интернет-приемная
- Муниципальная программа «Развитие образования»
- Модернизация школьных систем образования
- Межведомственное взаимодействие
- Муниципальные проекты
- Проект 500+
- Аттестация
- Аттестация руководителей
- Вакансии в ОУ
- Целевое обучение
- Кадровый резерв руководителей
- Наставничество
- АИС «Мониторинг ДПП»
- Общественный совет
- Коллегия Управления образования
- Муниципальный штаб РОК
- Усть-Илимская городская организация профсоюза образования РФ
План работы
- План работы на год
- План работы на месяц
Планы работы МКУ «ЦРО»
- План работы на год
- План работы на месяц
Проверки
- Планы контроля
- Результаты проверок
Мониторинг СО, статистика
- Публичный доклад
- Мониторинг системы образования
- Статистические сборники
- Муниципальный доклад
- Экспертиза ресурсного обеспечения МСО
Информационные совещания
- Руководителей МОУ
- Руководителей ДОУ
Комплексная безопасность
- Противодействие терроризму и экстремизму
- Несчастные случаи, охрана труда
- Профилактические мероприятия
Информационная безопасность
- Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся
- Нормативное регулирование
- Педагогическим работникам
- Обучающимся
- Родителям (законным представителям) обучающихся
- Детские безопасные сайты
Ресурс для педагогов дошкольников
Методическое сопровождение
- Августовская конференция
- Методические объединения
- Методическая копилка
- Профориентация в ДОУ
- Реестр стажировочных площадок
Воспитание и социализация
- Классный руководитель онлайн
- Совещания, семинары
- Календарь образовательных событий
- Конкурсы, мероприятия
- Дополнительное образование
- Городской молодежный парламент
- Развитие способностей и талантов
- В помощь социальному педагогу и не только…
- Профориентация
- Разговоры о важном
- СВК «РОС»
Отдых и оздоровление
- Трудоустройство
- Летняя оздоровительная кампания
О постепенном внедрении рабочих программ воспитания
Август 3rd, 2020
Воронкова М.И.
С 2021 года в соответствии с принятыми поправками к федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся будет определена система организации воспитательной работы в сфере образования. У образовательных учреждений будет год времени, чтобы перестроить свои программы воспитания согласно утвержденным поправкам, и начинать эту работу стоит уже с первых дней нового 2020/21 учебного года.
Для Министерства просвещения вопросы воспитания детей всегда были в центре внимания. С 2012 года реализовано несколько важных инициатив по развитию воспитания в российской системе образования. Воспитательный блок включен во ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования.
С 2015 года действует Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Указом Президента РФ № 536 от 29 октября 2015 года создана общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Она дает школьникам дополнительные возможности для самореализации, воспитывает в них взаимное уважение, ответственность, любовь к Родине.
Поправки в закон, связанные с воспитанием детей, стали логическим продолжением и развитием государственной политики в области воспитания и на законодательном уровне закрепили механизмы организации воспитания в федеральном законе.
Для усиления воспитательной работы в системе образования в дополненном законе зафиксировано несколько основных новшеств.
Во-первых, расширяется само понятие «воспитание»: «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде». По сути, в дошкольных образовательных организациях, школах, учреждениях среднего профессионального и высшего образования все должно способствовать воспитанию: программы, темы, на которые педагоги общаются с учениками, оформление аудиторий, где проходят занятия, и пространств учебных заведений.
Во-вторых, дополняется определение образовательной программы: программа воспитания становится неотъемлемой частью основной образовательной программы.
В-третьих, учебно-методическая документация, которая входит в примерную образовательную программу, дополняется примерной рабочей программой воспитания и примерным календарным планом воспитательной работы. Но рабочую программу воспитания и календарный план образовательные организации разрабатывают и утверждают самостоятельно. При этом важно, чтобы отношение к воспитанию не было формальным: план требуется для того, чтобы систематизировать работу, которую учитель считает необходимой, чтобы не упускать важного и постепенно идти к поставленной воспитательной цели. Воспитываем же мы каждым словом, поступком, ответами на детские вопросы, общением с коллегами и родителями детей.
Примерная программа воспитания для уровней начального, основного и среднего общего образования разработана Министерством просвещения совместно с Институтом стратегии развития образования РАО в 2019 году. Она подготовлена с учетом анализа существующих программ воспитания и социализации обучающихся, а также учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
2 июня 2020 года примерная программа воспитания одобрена ФУМО по общему образованию и размещена в реестре примерных основных общеобразовательных программ на портале fgosreestr.ru. Она – основа для работы всех образовательных учреждений. С сентября 2020 года образовательные организации должны будут начать работу по разработке и постепенному внедрению рабочих программ воспитания. А с 1 сентября 2021 года внедрение примерных программ станет обязательным.
Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает с учетом примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.
Особое внимание при разработке программ воспитания необходимо обратить на использование примеров, рассказывающих о наших соотечественниках, совершивших героические поступки, добившихся личного успеха в служении на благо общества и государства. Кроме этого, несомненно, важно уделять внимание истории и традициям того региона, в котором расположены детский сад или школа, чтобы дети больше узнавали свою малую Родину.
В части содержательного наполнения программы в помощь педагогам были разработаны модули программы воспитания, которые лежат в основе всероссийского конкурса для школьников «Большая перемена».
В период составления и реализации программ по воспитанию педагогам будет необходима поддержка и помощь как со стороны администраций школ, так и со стороны муниципальных и региональных органов власти. Безусловно, педагогам будет предоставлена полноценная методическая поддержка со стороны Министерства просвещения. Помощь по внедрению примерной программы воспитания окажет Институт стратегии развития образования РАО, также центром развития компетенций по этим вопросам будет Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО.
Важно, чтобы к составлению программ воспитания были привлечены и экспертные сообщества, и родительская, и ученическая общественность – родительские комитеты, ученические советы. У всех них есть свое представление о том, что важно для школьного воспитания, и эти мнения, безусловно, должны учитываться.
Конечно, необходимо не просто абстрактно воспитывать, но и понимать, насколько эффективно это делается, видеть результаты, анализировать, что получается, а что нет и почему. Поэтому необходим мониторинг, ориентированный на оценку условий, созданных в образовательной организации для развития личности, самоопределения и социализации школьников.
Безусловно, для реализации всех возможных идей по воспитанию детей необходима дополнительная подготовка педагогов. И это – одна из целей, над которой работа продолжится в самых разных форматах – через профессиональное общение на онлайн-площадках, обмен лучшими практиками, развитие системы наставничества и, конечно, через включение ресурсов различных конкурсов профессионального мастерства.
Последнее обновление 26/08/20
Опубликовано в рубрике Новости
Источник: uiedu.ru
Программа воспитательной работы в классе «Новое поколение» Для обучающихся 5 – 9 классов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8»
«Ӧкмыс класса 8 № школа» муниципальнӧй велӧдан учреждение
Рассмотрено и согласовано:
На заседании школьного МО классных руководителей
Зам.директора по УВР
И.о.директор МОУ «ООШ № 8»
__________ Ефремова В.И.
__________ Ефремова В.И.
Протокол № _____ от
Программа воспитательной работы
в классе «Новое поколение»
Для обучающихся 5 – 9 классов.
Срок реализации – 5 лет.
Программа составлена учителем математики Колесовой А.С.
г. Сыктывкар, 2020
Наименование программы «Новое поколение».
Срок реализации программы – 5 лет.
Разработчик программы – Колесова Алёна Семёновна, классный руководитель, учитель математики.
Перечень основных направлений
— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. «Я – гражданин России».
— воспитание нравственных чувств и этического сознания. «Я – человек и личность».
— воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). «Я отвечаю за окружающий мир».
— формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. «Здоровый образ жизни».
— воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). «Мир прекрасного».
— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ученическое самоуправление «Страна знаний, умений и навыков».
Исполнители – классный руководитель.
Система организации контроля за выполнением программы и общее руководство программой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе. Контроль за реализацией разделов. Направлений программы осуществляет администрация школы.
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы. Семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании.
Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально – педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Программа реализуется через систему «часов общения», урочную, внеурочную, внешкольную форму работы.
Формы работы с классом:
— встречи с ветеранами, интересными людьми;
— походы, экскурсии и т.д.
Формы работы с родителями:
— проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей;
— вечер вопросов и ответов.
ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЦИИ УЧАЩИХСЯ
В Концепции национальный воспитательный идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Новое поколение» является воспитание духовно – нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией – главная цель воспитательной программы.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
В области формирования личностной культуры:
— формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно – игровой, предметно – продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно – нравственной компетенции – «становиться лучше».
— укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
— формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки, жизненного оптимизма;
— формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
— принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
— формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности в достижении результата;
— развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
— осознание школьником ценности человеческой жизни, формирования умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;
— формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
— формирование основ российской гражданской идентичности;
— пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
— формирование патриотизма и гражданской солидарности;
— развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми;
— укрепление доверия к другим людям;
— развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
— становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
— формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере;
— формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
— формирование отношения к семье, как к основе российского общества;
— формирование почтительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;
— знакомство обучающегося с культурно – историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные принципы программы воспитания «Новое поколение».
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально – активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
— принцип целостности в воспитании: надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важна общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
— принцип воспитания творческой личности ребенка: все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
— принцип опоры на классное ученическое самоуправление: этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе.
Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через своё участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
— принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели: в гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок. Поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
— принцип сотрудничества: стремление ребёнка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее, для организации необходимых условий. Для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания. Уважения товарищей? Прекрасно. Давай подумаем вместе, как этого достичь. Что для этого нужно и что этому мешает?»
Рекомендации по реализации программы воспитания «Новое поколение».
Для реализации программы в классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми.
Классный руководитель постоянно взаимодействует с культурно – досуговым центром, центром туризма, детской музыкальной школой, библиотеками, спортивной школой, домами творчества.
Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями. Программа рассчитана на 5 лет. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
Научно – методическое обеспечение программы воспитания «Новое поколение».
Для реализации программы воспитания классному руководителю необходимо иметь библиотеку методической, научно – популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы. Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально – психологической, медицинской. Так же необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д. работать в методическом объединении классных руководителей.
Направления реализации программы «Новое поколение»:
Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Формирование гражданско – патриотических качеств личности.
Формирование культуры здоровья.
Этапы реализации программы:
Источник: edu-time.ru