Постоянно проводимый Минфином России анализ практики применения действующего законодательства по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита дает основания для корректировки некоторых его норм. В настоящем обзоре, подготовленном заместителем руководителя направления по взаимодействию с федеральными органами власти Центра исследования бюджетных отношений Андреем Николаевичем Захаренко, рассмотрены актуальные изменения соответствующих федеральных стандартов.
Определение финансового менеджмента
11 октября 2022 года вступили в силу изменения (приказ Минфина России от 1 сентября 2022 года № 134н) федеральных стандартов по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита главными администраторами (администраторами) бюджетных средств. Больше всего изменений внесено в федеральный стандарт «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», утвержденный приказом Минфина России от 21 ноября 2019 года № 196н. Самым важным нововведением здесь стало нормативное определение финансового менеджмента, ранее отсутствующее в российском бюджетном законодательстве:
Простая методика внутреннего аудита за 7 шагов 🎀
«Финансовый менеджмент — деятельность должностных лиц (работников) ГА(А)БС, направленная на достижение заданных (непосредственных и (или) конечных) результатов деятельности ГА(А)БС, включая оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления» (выделено автором).
Определение финансового менеджмента как деятельности, направленной на достижение результатов оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных полномочий, логично вписывается в представление о единой отраслевой сфере финансово-хозяйственной деятельности главного администратора бюджетных средств. Кроме того, такая трактовка повышает значение мониторинга качества финансового менеджмента, который проводится (пункт 6 статьи Бюджетного кодекса) в отношении подведомственных администраторов бюджетных средств и включает оценку качества исполнения ими бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг. Здесь нужно отметить: из сформулированного определения финансового менеджмента следует, что он направлен на достижение результатов деятельности ГА(А)БС, а описание мониторинга качества финансового менеджмента, приведенное в Бюджетном кодексе, пока не включает такого направления, как оценка качества результатов деятельности. С определением финансового менеджмента непосредственно связаны и другие изменения федеральных стандартов по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита.
Новые задачи аудита
В соответствии с новой редакцией пункта 16 федерального стандарта деятельность субъекта внутреннего финансового аудита теперь должна быть направлена на решение следующих задач:
1Оценка исполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, включая, в частности, оценку:
- порядка формирования (актуализации), достаточности и актуальности ведомственных (внутренних) актов и документов, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур и результатам выполнения бюджетных процедур;
- качества подготовки и полноты обоснований бюджетных ассигнований при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
- своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих предоставление и использование субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, межбюджетных трансфертов, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, а также субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
2В задачи субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с новой редакцией федерального стандарта включена также оценка обоснованности объемов бюджетных ассигнований, межбюджетных трансфертов, показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) исходя из объема государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства.
При этом оценивается полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, в том числе:
- объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов;
- своевременность доведения и полнота распределения бюджетных ассигнований;
- полнота обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств в случае их наличия;
- своевременность и равномерность принятия и исполнения бюджетных обязательств с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий в течение финансового года;
- качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись, бюджетную смету;
- соответствие объемов осуществленных кассовых расходов прогнозным показателям кассового планирования;
- наличие, объем и структура дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
- соответствие кассового исполнения бюджета по доходам прогнозу поступлений по доходам, а также причины отклонения прогнозных показателей от кассового исполнения бюджета по доходам.
3Также деятельность субъекта внутреннего финансового аудита теперь должна включать решение задач по оценке:
- своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих администрирование доходов бюджетов;
- своевременности и качества подготовки сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета, а также сведений для составления и ведения кассового плана;
- качества осуществления начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о таможенном регулировании);
- обоснованности и своевременности принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о таможенном регулировании).
4В новой редакции федерального стандарта значительно расширен состав задач по оценке экономности и результативности использования бюджетных средств с учетом принципа эффективности использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса), в том числе путем:
Вывод
По итогам обзора дополнений федерального стандарта 196н важно отметить, что успешное решение субъектом внутреннего аудита значительно расширенного перечня задач непосредственно связано и в большой степени зависит от распространения его деятельности на всю ведомственную бюджетную, экономическую и финансово-хозяйственную систему ГА(А)БС. Эта система включает в себя аппарат, подведомственные учреждения всех типов и в отдельных случаях подведомственные предприятия, если они, например, участвуют в выполнении мероприятий государственных (муниципальных) программ. Подробнее об этом — в статье «Ведомственный контроль и внутренний финансовый аудит — конкуренты или союзники?».
Источник: rufincontrol.ru
Внутренний аудит. Пошаговая инструкция
Внутренние аудиты – проверки, которые проводятся самой организацией. Это ключевой управленческий инструмент для оценки соответствия системы менеджмента качества компании стандарту.
Для реализации проверки нужно выполнить определенные шаги:
1. Разработать программу внутреннего аудита, чек-листы, утвердить процедуру.
2. Запланировать внутренний аудит.
3. Сформировать команды внутренних аудиторов под задачу.
4. Провести аудит.
5. Выпустить отчет.
6. Получить список корректирующих и предупреждающих действий для дальнейшего контроля и отследить их выполнение.
Рассмотрим аудит поэтапно и отметим самые важные моменты. Основной акцент будет на внутреннем аудите пищевого производства, однако методику можно назвать универсальной: добавив отраслевую специфику, ее можно использовать почти в любой сфере деятельности.
1. Область применения:
• Организация должна определить и задокументировать область применения своей системы менеджмента качества.
• Область применения должна указывать на виды продукции и услуг, которые организация охватывает, а также обосновывать исключение определенных требований стандарта, если они не применимы к данной области.
2. Термины и определения.
3. Нормативные ссылки.
4. Информация об ответственных лицах.
5. Программа внутреннего аудита:
• Программа обычно составляется на год и включает план проведения аудитов.
• В программу аудитов входят цели, объекты аудита, процедуры, методы, критерии и ресурсы, включая командировочные расходы.
• Она также содержит информацию о том, кто будет проводить аудит, где и когда он будет проведен.
• Частота проведения плановых аудитов определяется руководством компании, исходя из сферы деятельности и потенциальных рисков.
· Основания для проведения внеплановых аудитов:
— Процедура должна включать основания для проведения внеплановых аудитов, таких как проблемы с качеством продукции, претензии потребителей, изменения в технологии производства и изменения в плане ХАССП и т.п.
6. План внутреннего аудита:
• План составляется перед каждым аудитом на основе программы аудита и предоставленной информации от проверяемого подразделения.
• Он содержит информацию о составе аудиторской группы, разделении обязанностей, времени, отведенном для аудита каждого подразделения или процесса, а также используемых методах проверки.
7. Методы оценки внутренних аудиторов.
8. Чек-лист:
• Чек-листы для аудиторов могут быть разработаны на основе стандартов, внутренних процедур и ключевых показателей эффективности (КПЭ).
• Для каждого процесса следует создать отдельный чек-лист с полями для указания даты, команды аудита и подписи проверяемого.
9. Требования к отчету и плану корректирующих мероприятий.
10. Порядок согласования результатов аудита.
11. Мониторинг выполнения плана корректирующих мероприятий.
Формирование команды
Перед началом внутреннего аудита необходимо предварительно обдумать, как будет проводиться оценка внутренних аудиторов и какие критерии будут использоваться при принятии решений. Оценка должна проводиться перед каждым аудитом и документироваться в соответствии с процедурой «Внутренний аудит», например, с помощью системы баллов.
При оценке необходимо учитывать личные и профессиональные качества внутренних аудиторов. Среди личных качеств можно выделить:
• Наблюдательность.
• Этичность.
• Доброжелательность.
• Организационные навыки.
• Умение слушать.
Среди профессиональных качеств можно учесть:
• Пройденное обучение.
• Сертификаты.
• Опыт участия в предыдущих внутренних аудитах.
• Опыт работы в соответствующей области.
• Репутацию сотрудника.
• Отсутствие дисциплинарных взысканий.
Также можно оценить «soft skills» аудиторов, ответив на такие вопросы, как:
• Может ли аудитор создать атмосферу, в которой проверяемые захотят помочь ему?
• Признает ли аудитор свои ошибки сразу же, как только они становятся известными?
Необходимо оценить объективность, беспристрастность и независимость аудиторов от проверяемого процесса или деятельности. Например, сотрудник не должен проводить аудит в подразделении, где он работает или ранее работал.
Если аудит проводится несколькими аудиторами одновременно, следует назначить руководителя аудита на основе полученных баллов при оценке аудиторов.
Относительно организационных вопросов, аудит может быть объявленным или необъявленным. В случае объявленного аудита подразделение предупреждается заранее о дате проверки, чаще всего с помощью формального письменного уведомления.
Участникам процесса следует сообщить об объеме аудита и плане его проведения, включая информацию о том, какие люди в каком отделе и в какое время будут вовлечены в процесс. Также следует отметить, что присутствие руководства на вводном и заключительном собраниях является обязательным.
Необъявленный аудит имеет смысл, если оценка системы внутреннего контроля или системы управления рисками является основной функцией аудиторов, либо если существует высокий риск злоупотреблений, халатного отношения или мошенничества.
Необъявленный аудит не требуется, если основная цель аудита заключается в поиске улучшений, а не в оценке рисков и контролей. Часто необъявленные аудиты воспринимаются негативно, но их результаты могут быть более достоверными, поскольку аудиторов не ждут и можно оценить реальное состояние ситуации. Кроме того, такая практика поддерживает работников в тонусе.
Если было принято решение провести необъявленный внутренний аудит, необходимо обеспечить конфиденциальность информации о его проведении до соответствующего времени. Например:
• Только руководитель подразделения внутреннего аудита должен знать план необъявленных аудитов, а аудитору следует сообщить о проверяемом подразделении непосредственно перед проверкой.
• Если требуется командировка, билеты следует покупать самостоятельно, а не через компанию. Командировочное удостоверение следует оформить уже после факта поездки.
При проверке и составлении отчета необходимо следовать определенным шагам. Начните аудит с проведения вводного собрания, на котором:
• Объясните, что будет проверено, какие стандарты и требования будут применяться.
• Напомните о категоризации рисков в соответствии с процедурой, например, критические несоответствия, несоответствия, соответствие или возможности для улучшения.
• Укажите, кто будет задействован в процессе и когда.
• Определите инструменты, которые будут использоваться аудиторами, например, анализ документации, осмотр производства, опрос персонала.
• Уточните сроки для разработки и реализации плана корректирующих и предупреждающих мероприятий.
• Обсудите запросы на документацию и данные, которые могут потребоваться во время аудита.
• Уточните, что ваша цель не состоит в поиске виновных или несоответствий, а скорее в сборе доказательств того, что система функционирует.
При проведении проверки внимательно записывайте все наблюдаемое и услышанное. При анализе документации запишите подробности, такие как название документа, ссылку, дату выпуска и т.д. При опросе персонала документируйте их имена, должности и отделы. При осмотре производства и других процессов или помещений делайте детальные фотографии или записывайте, что было наблюдено, например, состояние используемого оборудования, даты последнего обслуживания и т.д. Эта информация пригодится при составлении отчета.
Помните, что во время аудита вы собираете информацию, а не предоставляете ее.
Во время интервью важно дать проверяемому большую возможность высказаться, идеальное соотношение составляет 80/20 в пользу аудируемого.
Некоторые рекомендации:
• Все участники проверки должны сотрудничать для достижения целей аудита.
• Аудиторы должны соблюдать те же правила безопасности и производственные практики, что и другие сотрудники.
• Сопровождающие аудитора не должны отвечать на те вопросы, которые не относятся непосредственно к ним. Например, если аудитор задает вопрос сотруднику, ответственному за мойку инвентаря, то на него должен ответить именно этот сотрудник.
• Проверьте действия, предпринятые в результате предыдущего внутреннего аудита: были ли приняты корректирующие меры и какова их эффективность.
По завершении аудита важно получить подтверждение следующих факторов:
1. Процессы документированы.
2. Результаты деятельности компании измеряются.
3. Компания может доказать, что работает в соответствии с регламентами и инструкциями.
4. Персонал понимает свою роль.
На заключительном собрании поблагодарите проверяемых за помощь во время аудита. Объясните, что внутренний аудит является выборочным и представляет срез текущей ситуации. Подчеркните, что любые вопросы приветствуются. Уточните объем и цели аудита, чтобы убедиться, что все понимают, что было проверено.
Сделайте общее резюме выводов, сделанных во время аудита. Это даст возможность обобщить мысли и предоставить обратную связь по тем областям, в которых система функционирует хорошо. Это поможет разбить стереотип о том, что аудит связан только с поиском несоответствий. Обсудите также выявленные проблемы и выслушайте высказанные замечания и вопросы.
Несоответствия, которые не могут быть приняты, должны быть дополнительно изучены, и необходимо стремиться к достижению согласия и обоснованности выводов. Если соглашение не достигнуто, информацию о несоответствиях и разногласиях следует передать менеджеру по качеству.
Наконец, аудитор должен поблагодарить проверяемых за их сотрудничество во время аудита и сообщить им о дате готовности аудиторского отчета, а также о сроках предоставления плана корректирующих мероприятий.
После завершения проверки составьте отчет по внутреннему аудиту, который должен быть простым и понятным. Представьте его так, будто его читает человек, не знакомый с тематикой аудита, чтобы избежать возникновения вопросов. Согласуйте, утвердите и передайте отчет аудируемым.
В установленные сроки получите от аудируемого подразделения план корректирующих мероприятий с указанием ответственных лиц и запланированной даты выполнения. Согласуйте и отслеживайте выполнение плана.
Результаты внутреннего аудита и программы корректирующих мероприятий являются основными элементами для анализа руководством и важным инструментом для снижения рисков.
Важно помнить: для того чтобы система менеджмента заработала в полную силу, нужна заинтересованность высшего руководства в развитии этой системы, хорошо подобранная команда внутренних аудиторов и подготовленный персонал.
Если же аудиторы во время проверки уделяют внимание только формальностям: правильной простановке дат и подписей на документах, а по результатам проведенных аудитов «провинившихся» наказывают и при этом система менеджмента качества существует отдельно от производства, то вреда для бизнеса от таких аудитов будет больше, чем пользы.
Источник: foodsafety.ru
Аудит системы внутреннего контроля
В рамках выполнения аудита системы внутреннего контроля в программе IT Audit документируется выполнение следующих аудиторских процедур:
- Изучение контрольной среды аудируемого лица (п. 14 МСА 315)
- Изучение системы оценки рисков аудируемым лицом (п. 15, 16, 17 МСА 315)
- Изучение информационной системы, связанной с финансовой отчетностью (п. 18, 19 МСА 315)
- Изучение контрольных действий аудируемого лица (п. 20, 21 МСА 315)
- Изучение мониторинга средств контроля аудируемого лица (п. 22, 23, 24 МСА 315)
Разделы аудита в программе IT Audit
По результатам рассмотрения системы внутреннего контроля производится расчет риска средств контроля.
Данные документы расположены в разделе Аудит системы внутреннего контроля аудируемого лица. По результатам заполнения данных документов аудитор оценивает риск средств контроля (производится качественная оценка)
Выявленные при заполнении документа риски существенного искажения вносятся в общий список рисков (Карта рисков) по разделу «Аудит бухгалтерской отчетности».
4. Оценка риска существенного искажения и аудиторского риска на уровне отчетности
В документ Оценка риска существенного искажения и аудиторского риска на уровне отчетности переносятся результирующие данные из рабочих документов по оценке рисков:
- Ключевые элементы понимания деятельности организации и ее окружения (рассчитывается неотъемлемый риск)
- Рассмотрение системы внутреннего контроля (оценивается риск средств контроля)
- Расчет риска необнаружения
Оценка риска существенного искажения и аудиторского риска на уровне отчетности
Рабочие документы по рискам автоматически заполняется переменными
При создании рабочего документа программа автоматически заполняет переменные (наименование клиента, наименование проекта, руководитель задания, логотип аудиторской компании и т.д.), выделенные серым цветом
В столбце «Содержание ответа» выбирается необходимый вариант или вносится собственный. При необходимости документ изменяется в текстовом редакторе.
Порядок заполнения документа переменными приведен на странице Справки:
- Создание файла (рабочего документа) по процедуре при заполнении которого не используются данные бухгалтерского учета
- Групповое создание рабочих документов
Оценка выявленных рисков
Документирование выявленных рисков и их оценка производится в модуле Риски программы IT Audit:
- на уровне отчетности и на уровне предпосылок (п. 5 МСА 315)
- по видам операций (п. 25, п. 26, А122 МСА 315)
- по бизнес-процессам (бизнес-риски) (п. 11, п. А21, п. А37, А40 МСА 315)
Подготовка рабочих документов по МСА без данных бухучета в IT Audit
Направить предложение по процедурам и рабочим документам
автоматизация аудита по МСА в программе IT Аудит
Остались вопросы? Покажем как реализовать ваши задачи в IT Audit
Источник: audit-soft.ru