По новым ФГОСам образовательная программа должна включать внеурочную деятельность. Разбираемся, что это такое и как составить план внеурочной деятельности на следующий учебный год согласно требованиям.
Что такое внеурочная деятельность?
Это вид образовательной деятельности, то есть направлена на достижение образовательных результатов — предметных, метапредметных, личностных. Реализуется не на уроках, а на экскурсиях, играх, классных часах и в других формах. Но помогает решить задачи программного материала.
Внеурочная деятельность не равна дополнительному образованию и, в отличии от последнего, обязательна для учеников.
Школа имеет право на реализацию дополнительного образования, если захочет. Разбираемся с основными понятиями и требованиями
Что говорят о внеурочной деятельности ФГОСы?
По ФГОС образовательная программа состоит из обязательной и вариативной части. Содержание и количество часов вариативной части формирует сама школа, иногда в обсуждении с родителями и учениками. Это касается и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность | Про школу
ФГОС диктует только одно: в программах начального общего образования вариативная часть должна составлять не более 20 процентов, в программах основного общего — 30 процентов, в программах среднего общего — 40 процентов. Это не значит, что все это время тратится на внеурочную деятельность — большая доля времени отдана факультативам. В СанПин сказано четче: в 1-4 классах можно тратить до 1350 часов в год на внеурочную деятельность, в 5-9 классах до 1750 часов в год, в 10-11 — до 700.
Что должно быть в плане внеурочной деятельности?
План внеурочной деятельности — отдельный документ, в котором указаны цели, формы, ожидаемые результаты и сказано, сколько часов тратится на нее в каждой ступени образования. В плане нужно учитывать все направления внеурочной деятельности. ФГОС устанавливает 5 возможных: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, духовно-нравственное. Указываются названия программ, созданных для работы по этим направлениям: например, клуб «Мой край» для краеведческих занятий по общекультурному направлению. Но названия конкретных занятий должны быть указаны в программах объединений, а не в плане.
Как составить план внеурочной деятельности?
Учитывать направления
Предлагать разнообразные формы и виды деятельности
Внеурочную деятельность можно организовать в различных вариантах — проводить экскурсии или предлагать ребятам волонтерскую работу, организовывать сюжетно-ролевые игры или квесты и устраивать конкурсы и выставки. Стоит включать в план все виды и формы работы: где-то сработают классные часы, где-то общешкольные праздники или линейки.
Следить за реализацией
План должен быть пригоден к реализации — для этого в школе должны быть кураторы направлений, готовые к работе классные руководители, актив учеников. Если необходимых ресурсов нет, стоит прописать в том же плане этап создания актива или в план методической работы заложить время на обучение классных руководителей.
В документе не должны быть указаны даты проведения каждого мероприятия, но составитель должен примерно их представлять. Иначе план будет невыполним: в одном месяце не будет ни одного школьного мероприятия, в другом — три или четыре.
Написать пояснительную записку
В некоторых планах не бывает пояснительной записки и это не идет им на пользу. Именно в записке стоит прописать цели плана, указать документы, на которые опирался составитель, указать ожидаемые результаты работы по каждому направлению. Так план будет проще читать тем, кто его будет реализовывать, и тем, кто будет его впоследствии проверять.
Поделитесь со всеми, кто учит детей
Источник: eduregion.ru
Как спланировать внеурочную деятельность в начальной школе?
Мы хорошо знаем, что метапредметные результаты формируются не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности. Как грамотно спланировать расписание внеурочных занятий и какие пособия использовать, чтобы ничего не упустить? Рассказываем в нашем материале.
24 июля 2020
Поделитесь в соц.сетях
Чем характерна внеурочная деятельность?
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы школы.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно-нравственное
- Социальное
- Общеинтеллектуальное
- Общекультурное
Внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, она помогает формировать учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учеников.
«Внеурочная деятельность, с одной стороны, хороший ресурс, чтобы устранить пробелы в знаниях, а с другой — подспорье для учеников, которые могут и хотят развиваться в разных направлениях».
Программы курсов внеурочной деятельности
Важно! Разработанные и принятые программы курсов внеурочной деятельности должны соотноситься с планом внеурочной деятельности по направлениям, формам организации и количеству часов, которые отведены на их освоение.
В начальной школе на изучение программ внеурочной деятельности отводится до 1350 часов на все четыре года. Обратите внимание: минимального порога нет, есть только максимальный.
Задачи внеурочной деятельности:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности учеников.
При планировании и организации программы курсов внеурочной деятельности важно учитывать, что группы детей могут быть разновозрастными.
«Внеурочная деятельность может реализовываться через отдельные программы, составленные педагогами, через формы работы классного руководителя, организацию поисковой, исследовательской, проектной деятельности, практических работ — всего того, на что не хватает времени во время уроков».
Можно подбирать и использовать курсы внеурочной деятельности для того чтобы расширить круг изучаемого предмета, но важно понимать, что аудиторная нагрузка должна занимать не больше 50% от всего времени. И обязательно должны быть запланированы другие форматы — олимпиады, квесты, экскурсии и др.
Проектная деятельность в составе внеурочных занятий
Очень острый момент — проектная деятельность в начальной школе. Сегодня она стала одной из самых эффективных форм реализации плана внеурочной деятельности по ФГОС. Учебный проект позволяет выполнять самостоятельную работу, объединяя несколько направлений и предметов деятельности.
Выполнить в рамках урока полноценный проект невозможно, но отдавать ребенку проект для самостоятельного выполнения тоже неправильно — родители порой слишком активно включаются в работу. Совет: оставьте проектную деятельность в стенах школы, но попробуйте вынести ее в план по внеурочной деятельности.
Серия «Внеурочная деятельность»
Серия «Внеурочная деятельность» — это готовое решение для организации интересных мероприятий внеурочного формата в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Практикоориентированным заданиям отводится 60% содержания пособий, теоретическому материалу — 40%.
Использование пособий позволят педагогу реализовать программы внеурочной деятельности без привлечения дополнительных материалов. В серии представлены пособия по всем пяти направлениям. Расскажем о некоторых из них.
Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2-й, 3-4-й классы

Фрагменты страниц пособия «Обучение смысловому чтению». 1-2-й классы.
Пособия помогут сформировать навык смыслового чтения с помощью текстов с разнообразными вопросами и заданиями. В книгах представлены тексты и упражнения на развитие техники речи, подготовку к выразительному чтению, чтению по ролям и инсценировкам.
Развитие математических способностей. 1-2-й, 3-4-й классы

Фрагменты страниц пособия «Развитие математических способностей».
Материал пособий содержит задания по математике повышенного и высокого уровней сложности. Книги рассчитаны на самостоятельность и активность ребят, проведение занятий в виде поисковых и научных исследований индивидуально и в групповой работе.
Решаем нестандартные задачи:
![]()
Развитие математических способностей. 1-2 классы
Геометрия вокруг нас. 1-2-й, 3-4-й классы

Фрагменты страниц пособия «Геометрия вокруг нас».
Учимся применять геометрические знания о форме, размере и взаимном расположении предметов.
Пособия помогут развить пространственное воображение и мышление, овладеть практическими и графическими способами моделирования.
В книгах можно найти группы заданий, направленных на развитие у детей пространственного воображения и мышления, овладение практическими и графическими способами моделирования.
По этим пособиям удобно проводить поисковые и научные исследования — индивидуально и в групповой работе.
Школа юного астронома

Фрагменты страниц пособия «Школа юного астронома».
Узнаем новые интересные факты об окружающем мире, звездах и планетах. В пособии дети получат первые теоретические знания об астрономии как о научной дисциплине.
Книга содержит теоретические материалы, а также вопросы и задания для увлекательных занятий в астрономических кружках, на факультативах или при других формах внеурочной деятельности.
Здорово быть здоровым.1-4-й классы
В пособии представлены практико-ориентированные задания: игрового, проблемного и поискового характера. Их задача — помочь педагогу сформировать у детей представления о видах здоровья и здоровом образе жизни на основе самостоятельной деятельности.
Источник: rosuchebnik.ru
Внеурочная деятельность по ФГОС в школе
![]()
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации учащихся и развитие их интересов. Данный вид деятельности призван реализовать требования ФГОС начального и среднего образования.
Внеурочная работа как неотъемлемая часть образовательного процесса
Цели, задачи и принципы организации внеурочной деятельности в школе
5 направлений внеурочной деятельности
9 видов внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности по ФГОС
Модели внеурочной деятельности
Результаты и методы диагностики внеучебной деятельности по ФГОС
Внеурочная деятельность по ФГОС в школе представляет сбой проведение и организацию вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их индивидуальных способностей.
Внеурочная деятельность — это совокупность разных видов внеучебной, внеурочной активности, при реализации которых учащиеся наиболее успешно осваивают основную образовательную программу, достигают личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная работа как неотъемлемая часть образовательного процесса
К особенностям внеурочной деятельности в школе относится возможность образовательного учреждения самостоятельно ее планировать. Ученикам предоставляется обширный выбор занятий, направленных на их умственное и духовное развитие.
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Государственного образовательного стандарта и является неотъемлемым элементом школьного образования в целом, ставящим задачу перед педагогическим коллективом, организовать развивающую среду для обучающихся.
Заинтересованность школы во внеурочной деятельности в рамках ФГОС проявляется, прежде всего, не во включении вышеназванной деятельности в учебные программы, а в новых взглядах на образовательные результаты, т.е. урочная и внеурочная деятельность должны иметь определённую связь, но не подменять друг друга. Значимость внеучебной деятельности для образовательного процесса поистине высока, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей ребенка при том, что он сам выбирает ее.
Участвуя в различных видах внеурочной работы, ребенок проявляет интерес к разнообразной деятельности, совершенствует свои знания и навыки, проявляет свои индивидуальные особенности и учится при этом жить в коллективе, а именно, проявлять заботу о товарищах, сотрудничать с другими школьниками. Внеучебная деятельность в школе, будь она спортивная, творческая, познавательная, игровая или трудовая, способствует коллективному взаимодействию школьников, что в свою очередь производит определенный воспитательных эффект.

Цели, задачи и принципы организации внеурочной деятельности в школе
Анализ внеурочной деятельности в начальной и основной школе позволяет прийти к выводу, что главной ее целью является помощь в обеспечении достижения результатов, которые запланированы образовательной программой.
Внеурочная деятельность школьников направлена на создание условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие, сформируют правосознание и добровольческую инициативу учащихся, их способность на социально значимую деятельность.
Цели
Основными целями внеурочной деятельности в школе являются:
- создание условий для проявления самостоятельности и инициативы школьников;
- воспитание стремления к продуктивному времяпрепровождению;
- формирование культуры общения;
- передача опыта, знаний, умений и навыков.

Задачи
Организация внеурочной деятельности в школе способствует решению ряда важных задач, основными из которых являются:
- создание комфортных условий для реализации образовательных целей;
- равномерное распределение учебной нагрузки школьников;
- ознакомление учащихся с разносторонней деятельностью;
- выявление склонностей и способностей учеников к различным видам деятельности;
- формирование системы знаний, умений и навыков;
- развитие творческих способностей учеников;
- создание благоприятных условий, способствующих проявлению уже приобретенных умений и навыков;
- создание кружков и секций согласно потребностям и интересам учащихся;
- воспитание целеустремленности, трудолюбия силы воли и терпения для достижения поставленных целей;
- помощь ребенку на пути к социализации в обществе.
Принципы организации
Для успешного достижения поставленных целей в построении внеурочной деятельности в школе необходимо соблюдение следующих принципов:
- Принцип креативности. Педагог должен способствовать развитию творческих способностей школьников, поддерживать желание заниматься коллективным и индивидуальным творчеством.
- Принцип социальной значимости и успешности. Направленность усилий преподавателя на формирование у детей потребностей в достижении успеха. Важно, чтобы достижения ребенка были не только индивидуально значимыми, но и имели ценность для окружающих.
- Принцип гуманистической направленности. Максимальное соблюдение и соответствие интересам и потребностям детей. Формирование условий для проявления индивидуальности ребенка, самореализации и самоутверждения.
- Принцип вариативности. Наличие широкого спектра форм и видов внеклассной деятельности, возможность свободного выбора и добровольного участия в ней.
- Принцип системности. Функционирование системы внеурочной деятельности школьников, устанавливающей взаимосвязи между всеми ее участниками, то есть учителями, школьниками и родителями.

5 направлений внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в условиях ФГОС должна опираться на заданные направления развития личности учащихся. Таких направлений пять.
Направления внеурочной деятельности:
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно – нравственное
- Общеинтеллектуальное
- Общекультурное
- Социальное

9 видов внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность по предмету позволяет школьникам изучать материал глубже, посещение таких занятий способствует развитию индивидуальных способностей ребёнка. Для развития подростков немаловажную роль играет усовершенствование таких способностей как музыкальные и организаторские, и именно их руководитель раскрывает на внеурочных занятиях.
Виды внеурочной деятельности в школе тесно связаны с направлениями внеурочной деятельности, а именно художественно-эстетическим, спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, общеинтеллектуальным, общекультурным и социальным.
Виды внеурочной деятельности в рамках ФГОС:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно – ценностное общение
- Досугово – развлекательная деятельность
- Художественное творчество
- Социальное творчество
- Трудовая деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
Внеурочная деятельность учителя, внимание педагога должны быть направлены на каждого ученика, чтобы каждый ощутил свою важность и востребованность. При организации внеурочной деятельности школьников могут быть использованы и индивидуальные занятия с учащимися, которые требуют психологической поддержки, сюда же относятся и занятия по постановке письменной и устной речи, консультации для детей разных категорий и так далее.

Формы внеурочной деятельности по ФГОС
Формы организации внеурочной деятельности могут быть самыми разными. Можно организовать её в режиме продленного дня, с предусмотренными по программе прогулками, питанием и выполнением домашних заданий. Часто включаются в программу экскурсии, спортивные игры, общественно полезный труд на участке учреждения, игры, концерты, викторины, посещение зрелищных мероприятий.
Количество детей в группе не должно превышать 25 человек. Длительность занятий в 1 классе должна составлять 35 минут, если занятия коллективные, то 70 минут плюс десятиминутный отдых.
Часы, отводимые для внеурочной деятельности должны использоваться для ведения учебных курсов, которые будут направлены на различные интересы школьников, в том числе на тему этнокультуры и региона. Не рекомендовано посещение школьником более трех детских объединений.

Проблема целесообразности использования свободного времени детей в целях развития была всегда насущна. Ведь именно во время их деятельности происходит воспитание. Преимуществом внеучебной деятельности является как раз предоставление возможности обширного списка занятий для их развития.
- Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы внеурочной деятельности как физкультурные факультативы, соревнования, оздоровительные и подвижные игры, спортивные секции.
- Духовно – нравственное направление реализуется через кружки художественного и прикладного искусства (вышивка) и флористики. Сюда же относятся кружки батика, витража, технического творчества, посещение музеев, кино, различных фестивалей на тему искусства, театра. Игры на тему истории, отобранные специалистом компьютерные развивающие игры, прослушивание классической музыки.
- Обще – интеллектуальное направление реализуют через школьный музей, беседы, факультативы, посвященные конкретной теме. Например, «Детская риторика», «Путешествие в прошлое».
- В рамках занятий социальной направленности осуществляется общественно полезная деятельность в форме коллективного творческого дела, ролевых продуктивных игр, встреч с представителями разных профессий.

Модели внеурочной деятельности
В каждой школе существует своя система внеурочной деятельности. Многие образовательные учреждения при организации внеурочной работы опираются на возможности культуры и спорта.
В школе могут быть следующие модели организации внеурочной деятельности учащихся:

Количество часов, которые отводятся на внеурочные занятия, учреждение определяет самостоятельно, исходя из желаемых результатов и на основании мнения школьников, родителей и кадровых условий.
Результаты и методы диагностики внеучебной деятельности по ФГОС
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Необходимо понимать, что воспитательным результатом внеурочной деятельности школьников должно быть развитие их духовно-нравственных качеств, благодаря участию во внеурочных мероприятиях. А воспитательным эффектом деятельности признается влияние приобретенных нравственных качеств на развитие ребенка (последствие результата деятельности).

Проблема распределения свободного времени всегда являлась насущной для нашего общества, так как наиболее продуктивное воспитание личности происходит в свободное от обучения время. Поэтому внеурочная деятельность по ФГОС в школе направлена на развитие у школьников внутренней дисциплины, самосознания и способности делать правильный нравственный выбор.
Оценивание этих и других личностных результатов учебно-воспитательной деятельности школьников осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, по их результатам осуществляются управленческие решения, которые учитываются при принятии управленческих решений во время проектирования программ развития образовательного учреждения и программ поддержки образовательного процесса.
Внеурочная деятельность школьников
Источник: www.rastut-goda.ru
Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов в рамках внедрения ФГОС НОО
Нормативно-правовой и документальной основой оптимизированной модели внеурочной деятельности МОУ ООШ № 3 г. Камешково являются:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО);
- «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» (далее Концепция),
- Устав МОУ ООШ № 3 г. Камешково;
- Приказ МО и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»
Теоретическое обоснование модели:
оптимизированная модель интеграции основного и дополнительного образования в условиях развития гуманистической воспитательной системы школы.
Внеурочная деятельность является обязательным элементом реализации ФГОС НОО. Основное положение введения внеурочной деятельности основывается на принципе интеграции основного и дополнительного образования в целях:
- Обеспечения развивающего воспитательного пространства ОУ;
- Доступности дополнительного образования 100% учащихся;
- Повышения мотивации учебной деятельности, развитии познавательных интересов, общего психологического оздоровления младшего школьника.
Организация внеурочной деятельности (ВУД) младших основывается на нормах и принципах дополнительного образования учащихся. Учебный план ВУД для начальной школы 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов составляет 5 часов внеурочной деятельности в неделю, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.
Программа внеурочной деятельности обучающихся является концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.
Общие задачи данной программы систематизированы по основным направлениям:
— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
— воспитание нравственных чувств и этического сознания;
— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
— формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
— воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
— воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части базисного учебного (образовательного) плана. Может быть организована в виде экскурсий, кружков, секций, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д.
- Цель и задачи организации внеурочной деятельности обучающихся 1-х — 4-х классов
Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие учащихся.
Цель программы:
Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Создание условий для развития индивидуальных склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
— усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
— организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
— выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
— оказать помощь в поисках «себя»;
— создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
— развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
— создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
— развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
— расширить рамки общения с социумом;
— воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
— воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
Главные идеи:
— формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
— передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
— воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.
внеурочной деятельности учащихся
— Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
— Принцип научной организации
— Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
— Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
— Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
— Принцип личностно-деятельностного подхода
— Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
— Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур
— Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
-Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
— Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Источник: kopilkaurokov.ru