Программа включающая одно или несколько направлений развития ребенка это

Программы подразделяются на комплексные и парциальные.

Комплексная программа включает все основные направле­ния развития ребенка. Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.

30^ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОП ЕДА ДОУ

Целостность педагогического процесса в дошкольном об­разовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

1. Комплексные и парциальные программы для ДОУ дол­жны соответствовать Закону РФ «Об образовании», Типово­му положению о дошкольном образовательном учреждении (см. Приложения 1, 2).

2. В программах должен соблюдаться светский характер образования.

3. Программы должны строиться на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

4. Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориенти­ровано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Со­держание комплексной программы (набора парциальных про­грамм) должно включать развитие речи ребенка, его знаком­ство с основами естественно-научных знаний, физическое, ху­дожественно-эстетическое развитие.

Система воспитания детей — модель развития ребенка

Программы должны быть направлены на развитие:

• любознательности как основы познавательной активно­сти у дошкольника;

• коммуникативности.
Программы должны обеспечивать:

• охрану и укрепление физического и психического здоро­вья детей, их физическое развитие;

• эмоциональное благополучие каждого ребенка;

• интеллектуальное развитие ребенка;

• создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:

_______________________ ВОПРОС 4 ___________________________ 31^

1) занятия как специально организованная форма обучения;

2) нерегламентированные виды деятельности;

3) свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня.

Программы должны строиться с учетом:

• оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей;

• специфичных для детей дошкольного возраста видов де­ятельности (игры, конструирование, изобразительная, музы­кальная, театрализованная деятельность и др.);

• возможности реализации индивидуального подхода к ре­бенку, работы с разными подгруппами детей, учитывая и воз­растные особенности;

• описания организации развивающей среды с указанием основных видов применяемых материалов и оборудования;

• оптимальной нагрузки на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.

Источник: studopedia.su

О программах дошкольного образования

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Рабочая программа воспитания в ДОО: организация физического воспитания и физического развития дошков

Письмо Минобразования РФ от 24 апреля 1995 г. N 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации»

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Комплексные программы дошкольного образования

· Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой

· Программа «Из детства в отрочество»

Парциальные программы дошкольного образования

· Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

· Программы экологического воспитания

· Программы художественно-эстетического цикла

· Программы социально-нравственного развития дошкольников

· Программы физического развития и здоровья дошкольников и др.

О современных программах для дошкольных образовательных учреждений

Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.

Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы. С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
  • эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • интеллектуальное развитие ребенка;
  • создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Читайте также:
Программа для настройки подключения наушников

Источник: studfile.net

ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коренные политические и экономические изменения, которые произошли в нашем обществе, затронули и систему дошкольного обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается специально разработанными и апробированными программами. В условиях вариативности образования, закрепленного в «Законе об образовании РФ», для дошкольных учреждений разработаны и разрабатываются все новые и новые программы.

В настоящее время дошкольные учреждения переходят от использования одной, унифицированной программы к вариативным программам.

Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 г. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР. В 1978 г. в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название Типовой программы и находит свое применение в настоящее время.

Типовая программа сыграла свою положительную роль в систематизации содержания, форм и видов деятельности детей дошкольного возраста. С появлением этой программы обеспечивалась преемственность в обучении и воспитании дошкольников различных возрастных групп при подготовке к школе.

В настоящее время, когда мы говорим о разностороннем развитии ребенка, а главным принципом воспитания провозглашаем личностноориентированное взаимодействие с ребенком, Типовая программа не может в полной мере отвечать требованиям обучения и воспитания нового поколения. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, недоступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, программа не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для формирования личности ребенка.

В связи с принятием Закона РФ «Об образовании» и ориентацией дошкольных образовательных учреждений на стандарт дошкольного уровня образования целый ряд научных коллективов разработали новые варианты программы по дошкольному образованию.

При этом учитывалось, что все вариативные программы должны отвечать определенным требованиям. Рассмотрим эти требования.

Все новые программы должны быть направлены на развитые способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.

Каждая программа должна предусматривать формы организации жизни детей в период пребывания в детском саду: занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности детей; организация свободного времени в течение дня.

Каждая программа должна сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возрастных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей на реализацию индивидуального подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.

Программы для дошкольных образовательных учреждений могут быть комплексные и парциальные. Комплексная программа включает в себя все основные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.

Любая программа подвергается экспертной оценке, которая осуществляется Федеральным экспертным советом Министерства образования РФ. При положительной оценке программа рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» педагогические коллективы образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, имеют право самостоятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.

К программам нового поколения (90-х годов) относятся три программы, рекомендованные Министерством образования РФ к использованию в работе дошкольных образовательных учреждений. Все эти программы построены на принципе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Одной из первых практическим работникам дошкольных учреждений была рекомендована программа «Радуга». Эта программа рассчитана на период дошкольного детства от 2-х до 7 лет. «Радуга» — это не одна, а пять программ с методическим обеспечением, охватывающих следующие возрастные группы детей: 2—3 года; 3—4 года; А—5 лет; 5—6 лет; 6—7 лет.

В программе «Радуга» отражена целостная система поступательного развития детей. В основу ее положены принципы психологического развития ребенка. Речь идет о становлении его сознания, роли различных видов деятельности в развитии личности. Ведущее место в этой программе занимает теория психических новообразований в каждой возрастной группе детей!

В структуру программы входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель имеет возможность изучить психологические возможности своих воспитанников, проследить изменения в сознании ребенка определенного возраста и намечающиеся пути становления личности. Цель программы «Радуга» — обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.

Во всех пяти программах «Радуга» выделены конкретные задачи воспитания и соответствующие им основные направления педагогической работы. Например, для воспитателей средней группы детского сада одна из ведущих задач — охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи предлагаются следующие направления деятельности с детьми: соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; создавать атмосферу психологического комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок; организовать рациональный режим дня; добиваться единства подходов к укреплению здоровья в семье и в детском саду; обращать внимание на профилактику нарушений зрения, осанки, возникновения аллергических реакций.

Читайте также:
Как изменить программу стиральной машины

В структуре программ «Радуга» имеются следующие разделы: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Развитие речи», «Ребенок познает мир», «Математика», «Изобразительная деятельность», «Конструктивная и практическая продуктивная деятельность детей», «Развитие музыкальности».

Программа «Радуга дает возможность развития всех способностей ребенка за счет различных видов деятельности и особенно за счет активизации познавательной деятельности детей. В отличие от других программ в «Радуге» расширены программы формирования математических представлений ребенка и развития предпосылок логического мышления.

Использование на практике программы «Радуга» требует коренной перестройки сложившейся за многие годы традиционной работы дошкольного учреждения по следующим направлениям: гуманизация педагогической деятельности воспитателя, ориентация на создание в детском саду положительного микроклимата; гуманное отношение к ребенку; внимание к вопросам индивидуального общения с ребенком, что обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. В целях гуманизации воспитательно-образовательного процесса все программные задачи сформулированы и представлены так, что предполагают использование вариативных методик.

В настоящее время большая часть дошкольных образовательных учреждений активно использует программу «Радуга».

Коллективом сотрудников под руководством известного психолога Л. А. Венгера разработана и рекомендована к реализации Министерством образования РФ программа «Развитие». Об особенностях этой программы говорит ее название. Авторы постарались уйти от задачи формирования навыков и умений и сосредоточили внимание на целостном развитии ребенка.

Программа ориентирована на дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития. Авторы подчеркивают, что нельзя переносить в дошкольное детство, в дошкольное учреждение школьные формы обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, примерных планов занятий. В своих рекомендациях авторы предлагают проведение занятий по подгруппам и в достаточно свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя или сидя за столиками, на ковре и т. п.

В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Научный коллектив преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена г. Санкт- Петербурга разработал программу развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детство». Эта комплексная образовательная программа, в основе которой лежит личностно-деятельностный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Авторы программы выделяют три возрастные группы — младшую, среднюю и старшую. В основу программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманистической педагогики. Работникам дошкольных образовательных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каждого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, социально-личностному развитию.

По каждому направлению работы конкретизируются задачи воспитания и развития детей. После каждого направления приводятся характеристики уровней освоения программы. Выделяется три уровня — низкий, средний и высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа разделом «Скоро в школу».

Программа «Детство» отличается систематичностью, глубоким анализом возрастных возможностей детей, конкретизацией задач воспитания и развития по каждому направлению содержания работы с детьми.

Проследим на примере этой программы, как решаются общие и конкретные задачи обучения, воспитания и развития детей по каждой возрастной группе.

В разделе I «Младший дошкольник в детском саду» после характеристики возрастных особенностей детей даются следующие общие задачи воспитания:

  • 1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствие и активности каждого ребенка.
  • 2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями, культурно-гигиеническими навыками, развитием потребности в активной двигательной деятельности.
  • 3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
  • 4. Способствовать развитию детской самостоятельности, овладению детьми разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения.
  • 5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей.
  • 6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт игрового общения.
  • 7. Способствовать развитию воображения и творчества, прививать интерес к художественной деятельности с элементами творчества.

Общие задачи воспитания, выделенные в части I «Младший дошкольный возраст», конкретизируются в каждом конкретном блоке. Так, в блоке «Ребенок в кругу взрослых и сверстников указываются следующие задачи социально-нравственного воспитания младших дошкольников:

  • — развивать доброжелательное отношение детей к близким людям (взрослым и сверстникам), побуждать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю и сверстникам);
  • — пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово);
  • — приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения, уметь пользоваться «вежливыми» словами: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «спокойной ночи», выражать просьбы спокойным тоном;
  • — воспитывать положительное отношение к усвоению культурногигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании;
  • — развивать умение отражать эмоциональное состояние в имитационных играх, танцевальных движениях, хороводных и музыкальных играх соответственно эмоциональному образу (грустные и веселые зайчики, матрешки, добрый Ваня и т. п.);
  • — формировать представления детей о людях (взрослых, сверстниках), об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о поступках, проявлениях внимания и заботы об окружающих.
Читайте также:
Как установить русский язык в программе kodi

Для решения этих конкретных задач детьми третьего и четвертого года жизни даются программы по следующим направлениям: «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе». В конце раздела «Ребенок в кругу взрослых и сверстников» приводятся уровни социально-нравственного развития детей третьего и четвертого года жизни.

В части II — «Средний возраст» — задачи воспитания и развития, уже более компактны и значительно отличаются от тех, что были даны для работы с детьми младшего возраста. Кроме того, все задачи указывают на преемственность в воспитании и развитии детей.

Задачи воспитания и развития средней возрастной группы:

  • 1. Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.
  • 2. Развитие познавательной активности через обогащение опыта деятельности и представлений об окружающем.
  • 3. Укрепление доброжелательных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных занятиях.
  • 4. Воспитание самостоятельности на основе освоении разнообразных способов деятельности и развития стремления к самоутверждению.
  • 5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности.

В части III — «Старший возраст» — основные задачи воспитания ориентируют работников дошкольных учреждений на уважение прав ребенка, гуманно-личностное отношение и индивидуальный подход.

Эти задачи следующие:

  • 1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  • 2. Развитие гуманистической направленности отношений детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  • 3. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре.
  • 4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
  • 5. Развитие у ребенка стремления к школьному обучению, интереса к школе, новой социальной позиции школьника.
  • 6. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Таким образом, в программе «Детство» определены основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщиться к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено вопросам освоения ребенком культуры деятельности, сотрудничества, творчества.

Авторский коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца опубликовал концепцию базисной программа развития ребенка- дошкольника «Истоки».

В основу программы положен деятельностный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.

Базисная программа строится на основе следующих направлений развития ребенка: социальное развитие; физическое развитие; эстетическое развитие; познавательное развитие; природа и человек; история, география и культура Родина; грамота; развитие речи и речевого общения; овладение вторым языком; здоровье.

Помимо перечисленных существуют и парциальные программы, включающие одно или нескольких направлений развития ребенка. Это программа «Одаренный ребенок», разработанная коллективом научных сотрудников Детского центра под руководством Л. А. Венгера; программа «Золотой ключик», созданная коллективом научных работников под руководством Г. Г. Кравцова; программы «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху».

Наличие различных программ, отражающих разные варианты и подходы к воспитанию развитию ребенка, требует внимания при отборе их для использования в практической деятельности дошкольного учреждения. Прежде всего, педагогический коллектив должен быть психологически подготовлен к переходу на одну из программ. А для этого программу необходимо тщательно изучить, подобрать дидактический и методический материал. Переход на новую программу следует начинать с младшей дошкольной группы. Только в этом случае будет соблюдена определенная преемственность в воспитании и обучении детей и реализованы основные теоретические положения избранной программы.

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Обоснуйте необходимость вариативных программ воспитания, обучения и развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  • 2. Дайте характеристику «Типовой программы воспитания в детском саду» выпуска 1978 г. Охарактеризуйте ее положительное значение в развитии дошкольного воспитания.
  • 3. Перечислите комплексные и парциальные вариативные программы. В чем их различие?
  • 4. Дайте характеристику основных требований к программам.
  • 5. Какие пели и задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста прослеживаются в программе «Детство»?
  • 6. Программа «Радуга», ее структура и основные направления деятельности с детьми различных возрастных групп.
  • 7. Раскройте структуру программы «Развитие».

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru