Программа виды грамматических разборов

Основание классификации — вид учебно-языкового умения.

Название упражнения

Характеристика.

  1. действия по опознанию языкового и речевого ма­териала; развивают орфографичес­кую зоркость, умение отличать одно явление от другого.

Пример: найди в тексте личные местоимения.

действия по группировке; учат отличать дан­ные языковые понятия от других, сравнивать, группировать, класси­фицировать (ученик решает задачу).

Пример: на сколько групп и по какому признаку можно разделить слова: хлеб, переход, просмотр, нахлебник, подбородок, смотр.

действия по вы­явлению всех изученных признаков; используются различные виды грам­матических разборов.

Пример: назовите слова, в которых есть несовпадения звуков и букв: карандаш, косьба, камень, книга, школа.

Грамматический разбор и другие виды грамматических упражнений.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР — важнейший метод закрепления (метод, поскольку применяется не в отдельных частных случаях, а во всем курсе преподавания русского языка).

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Значение грамматического разбора:

  • учит распознавать языковые понятия по их существенным признакам;
  • учит отличать сходные языковые явления;
  • формирует умение применять изученные правила и законы, обобщать материал;
  • проводимый систематически препятствует забыванию;
  • способствует эффективному усвоению орфографических правил;
  • формирует навык правильной и точной речи (устный монологический ответ).

Разновидности грамматического разбора:

а) по характеру применения: обучающие, контрольные;

б) по объему: полные, частичные;

в) по оформлению: устные, письменные;

г) по содержанию: фонетический, морфемный анализ, морфологический, синтаксический.

Грамматический разбор проводится, начиная с 1 класса. Виды и формы грамматического разбора усложняются в соответствии с требованиями программы.

Фонетический разбор — выяснение последовательности звуков в слове, их характерных особенностей и установление соответствия между звуками и буквами. Частичный звуко-буквенный анализ используется при обосновании написания слов.

Морфологический разбор — указание, какой частью речи является слово, в каких грамматических формах оно употреблено.

Разбор слова по составу (морфемный анализ) — установление того, из каких значимых частей состоит слово. Ведущее значение при разборе слова по составу имеет осознание учащимися операций, которые необходимо выполнять для того, чтобы найти морфему. Выбор операции определяется существенным признаком морфемы.

Синтаксический разбор — установление типа предложения, членов предложения, выяснение постановки знаков препинания в разбираемом предложении.

Другие виды упражнений

при изучении и закреплении

  1. СПИСЫВАНИЕ — один из наиболее употребительных видов письменных упражнений. Списывание с заданиями называют осложненным.
  • выделить графически части слов;
  • вставить слова, предложения;
  • выписать слова по смысловому или грамматическому признаку;
  • выписать словосочетания с целью установления связи слов;
  • исправить деформированный текст;
  • изменить текст, напр., лицо глаголов, число имен существительных и т.п.;
  • списывание-самодиктант, или творческое списывание и др.
  1. РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ — выписывание слов с различными заданиями (как правило, используются толковый и орфографические словари), например: выписать имена существительные 1 скл.; выписать прилагательные с приставками; выписать существительные с ударением в первом слоге; выписать слова, которые состоят только из корня и т.п.

а) предупредительный — сопровождается грамматическим разбором, который может применяться к каждому предложению в отдельности или ко всему тексту в целом непосредственно перед диктантом; данный вид диктанта заостряет внимание детей на грамматических категориях и связывает их с орфографическими правилами;

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

б) выборочный — проводится запись отдельных слов, словосочетаний, предложений в сопровождении грамматического разбора.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ

Итогом изучения раздела «Методика грамматики» для вас будет создание проекта урока по изучению лингвистического понятия.

Для того чтобы вам было легче справиться с этой работой, мы предлагаем вам образец конспекта, который, мы надеемся, поможет вам в этом.

Читайте также:
Что легло в основу программы шехеразада

Его вы найдёте, открыв приложение №1.

Источник: studfile.net

Грамматический разбор и другие виды грамматических упражнений.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР — важнейший метод закрепления (метод, поскольку применяется не в отдельных частных случаях, а во всем курсе преподавания русского языка).

Значение грамматического разбора:

* учит распознавать языковые понятия по их существенным признакам;

* учит отличать сходные языковые явления;

* формирует умение применять изученные правила и законы, обобщать материал;

* проводимый систематически препятствует забыванию;

* способствует эффективному усвоению орфографических правил;

* формирует навык правильной и точной речи (устный монологический ответ).

Разновидности грамматического разбора:

а) по характеру применения: обучающие, контрольные;

б) по объему: полные, частичные;

в) по оформлению: устные, письменные;

г) по содержанию: фонетический, морфемный анализ, морфологический, синтаксический.

Грамматический разбор проводится, начиная с 1 класса. Виды и формы грамматического разбора усложняются в соответствии с требованиями программы.

Фонетический разбор — выяснение последовательности звуков в слове, их характерных особенностей и установление соответствия между звуками и буквами. Частичный звуко-буквенный анализ используется при обосновании написания слов.

Морфологический разбор — указание, какой частью речи является слово, в каких грамматических формах оно употреблено.

Разбор слова по составу (морфемный анализ) — установление того, из каких значимых частей состоит слово. Ведущее значение при разборе слова по составу имеет осознание учащимися операций, которые необходимо выполнять для того, чтобы найти морфему. Выбор операции определяется существенным признаком морфемы.

Синтаксический разбор — установление типа предложения, членов предложения, выяснение постановки знаков препинания в разбираемом предложении.

Другие виды упражнений

при изучении и закреплении

1. СПИСЫВАНИЕ — один из наиболее употребительных видов письменных
упражнений. Списывание с заданиями называют осложненным.

* выделить графически части слов;

* вставить слова, предложения;

* выписать слова по смысловому или грамматическому признаку;

* выписать словосочетания с целью установления связи слов;

* исправить деформированный текст;

* изменить текст, напр., лицо глаголов, число имен существительных и т.п.;

* списывание-самодиктант, или творческое списывание и др.

2. РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ — выписывание слов с различными заданиями
(как правило, используются толковый и орфографические словари), например: выписать
имена существительные 1 скл.; выписать прилагательные с приставками; выписать
существительные с ударением в первом слоге; выписать слова, которые состоят
только из корня и т.п.

а) предупредительный — сопровождается грамматическим разбором, который может
применяться к каждому предложению в отдельности или ко всему тексту в целом
непосредственно перед диктантом; данный вид диктанта заостряет внимание детей на
грамматических категориях и связывает их с орфографическими правилами;

б) выборочный — проводится запись отдельных слов, словосочетаний, предложений в
сопровождении грамматического разбора.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ

Итогом изучения раздела «Методика грамматики» для вас будет создание проекта урока по изучению лингвистического понятия.

Для того чтобы вам было легче справиться с этой работой, мы предлагаем вам образец конспекта, который, мы надеемся, поможет вам в этом.

Его вы найдёте, открыв приложение №1.

БЛОК № 2

Источник: poisk-ru.ru

Виды грамматических разборов в начальной школе
методическая разработка по русскому языку на тему

Данное методическое пособие создано в связи с возникающими у родителей вопросами о порядке выполнения грамматических разборов и их письменного оформления в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document iconМетодическое пособие для родителей и учителей начальной школы «Виды грамматических разборов в начальной школе». 71 КБ

Предварительный просмотр:

«Виды грамматических разборов в начальной школе»

В связи с возникающими у родителей вопросами о порядке выполнения грамматических разборов, их письменного оформления в начальной школе возникла необходимость выпуска данных методических рекомендаций.

1. Значение грамматических разборов

Читайте также:
Программа показывающая параметры компьютера

Грамматические разборы способствуют:

1) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;

2) формированию орфографических умений и навыков;

3) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;

4) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.

2. Виды грамматических разборов в начальной школе:

  1. Фонетический (звуко-буквенный) разбор;
  2. Морфемный (словообразователь-ный) разбор;
  3. Морфологический разбор;
  4. Синтаксический разбор.

3. Фонетический разбор (звуко – буквенный разбор).

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.

Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.

Порядок фонетического разбора:

  1. Сколько в слове слогов?
  2. На какой слог падает ударение?
  3. Написать транскрипцию слова.
  4. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
  5. Согласные звуки: звонкие и глухие (указать парные или непарные), твердые и мягкие (указать парные или непарные); какими буквами обозначены.
  6. Количество звуков и букв в слове.

Образец письменного разбора:

л – [л] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;

а – [а] – гласный, ударный;

в – [ф] – согласный, глухой парный, твердый парный;

к – [к] – согласный глухой парный, твердый парный;

а – [а] – гласный, безударный ;

6 букв, 6 звуков.

4 . Морфемный разбор (разбор слова по составу).

Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.

Порядок морфемного разбора:

  1. Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).
  2. Выдели основу слова: все, кроме окончания. Но надо помнить, что -ТЬ, -Л- — это формообразующие суффиксы, они в основу слова не входят.
  3. Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).
  4. Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).
  5. Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).

Образец устного разбора:

  1. Найду окончание. Для этого изменю слово по падежам: подставк а , подставк и , подставк е . В слове подставка окончание – а.
  2. Выделю основу слова. В слове подставка основа слова — подставк.
  3. Найду корень. Для этого подберу однокоренные слова: став ить, у став ленный, за став ить. В слове подставка корень — став — .
  4. Найду приставку. Для этого подберу однокоренные слова с разными приставками (слова с другим корнем с этой же приставкой): приставка, заставка, уставить ( под держка, под бодрить, под прыгнуть). В слове подставка приставка под-.
  5. Найду суффикс. Для этого подберу однокоренные слова с разными суффиксами/ без суффикса (слова с другим корнем с таким же суффиксом): подставить, уставленный ( улов к а, провер к а, сбор к а ). В слове подставка суффикс -к-.

Образец письменного разбора: под став к а . Основа выделяется снизу – подставк.

5. Морфологический разбор.

Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.

В начальной школе проводится морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Порядок морфологического разбора:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

Читайте также:
Произвольная программа сколько минут

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Начальная форма (неопределённая форма). Спряжение.

3.Постоянные признаки: род, склонение, одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное.

3.Непостоянные признаки: число, род (в единственном числе), падеж.

3.Постоянные признаки: время; лицо и число – для глаголов в настоящем или будущем времени. Число и род ( в единственном числе) – для глаголов в прошедшем времени.

4.Непостоянные признаки: падеж, число.

4. Роль в предложении.

4.Роль в предложении.

5. Роль в предложении.

Из-за туч показалось ласковое солнышко.

Образец письменного разбора имени существительного:

(Из-за) туч – имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос из-за чего, откуда?

  1. Начальная форма – туча.
  2. Постоянные признаки: ж.р., I скл., нариц., неодуш.
  3. Непостоянные признаки: в родительном падеже, в единственном числе.
  4. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: показалось (из-за чего?, откуда?) из-за туч .

Образец устного разбора имени прилагательного:

  1. Ласковое – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какое?
  2. Начальная форма – ласковый.
  3. Употреблено в единственном числе, в среднем роде, в именительном падеже.
  4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: солнышко (какое?) ласковое.

Образец письменного разбора имени прилагательного:

  1. Ласковое– прилаг. (какое?).
  2. Н.ф. – ласковый.
  3. В ед. ч, в ср.р., в им. п..
  4. Вт. чл. солнышко (какое?) ласковое

Образец устного разбора глагола:

  1. Показалось – глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделало?
  2. Начальная форма – показаться , I спряжение.
  3. Употреблен в прошедшем времени, в единственном числе, в среднем роде.
  4. В предложении является сказуемым: солнышко (что сделало?) показалось.

Образец письменного разбора глагола:

  1. Показалось – гл. (что сделало?).
  2. Н.ф. – показаться, I спр.
  3. В прош. вр., в ед.ч., в ср.р.
  4. Сказуемое.

6. Синтаксический разбор.

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.

Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.

Порядок синтаксического разбора предложения:

  1. Определи вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное – невосклицательное.
  3. Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос. Это подлежащее. Подчеркни его одной чертой.

Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал? или другие вопросы к словам, которые обозначают действие (признак) предмета. Слово, которое отвечает на такие вопросы, – это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.

  1. Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками. (При другом варианте разбора после выделения главных членов из предложения выписываются словосочетания с вопросами или без вопросов).
  2. Начерти схему предложения.

Из-за тучи показалось ласковое солнышко.

Образец устного разбора:

  1. Предложение по цели высказывания повествовательное.
  2. По эмоциональной окраске невосклицательное.
  3. Определю, о ком или о чём говорится в предложении. В предложении говорится о солнышке . Слово отвечает на вопрос что? Это подлежащее, подчёркиваю одной чертой.
  4. Поставлю от подлежащего вопрос (солнышко) что сделало? показалось Это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркну его двумя чертами.
  5. Поставлю от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения: солнышко (какое?) ласковое (поясняет подлежащее); показалось (откуда?) из-за тучи (поясняет сказуемое).
  6. Чем осложнено? (осложнено однородными членами: подлежащими, сказуемыми, второстепенными членами).

Образец письменного разбора:

Из-за тучи показалось ласковое солнышко. (Повеств., невоскл., простое, распр., не осл.).

Из-за тучи показалось ласковое солнышко .

Из-за тучи показалось

солнышко (какое?) ласковое

показалось (откуда?) из-за тучи.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru