Проблемы обучения речи детей и подростков с нарушениями слуховых функций (глухонемых и слабослышащих) сводятся, главным образом, к проблемам теории и практики их самостоятельной работы. Прежде всего, это проблема вариативности устной речи от одного носителя национального языка к другому и тесно связанная с ней проблема самостоятельного тестирования обучаемыми качества своего произношения.
Налицо очевидное противоречие в самой постановке задачи: обучаемый с недостаточной на данный момент языковой подготовкой и ограниченными возможностями в будущем в процессе самообучения должен приблизиться по своему произношению к некоторому эталону, который он слабо себе представляет (плохо слышит). Указанное противоречие может быть преодолено на основе визуализации степени рассогласования произношения обучаемого по отношению к соответствующему речевому сигналу-эталону.
Наиболее распространенным способом визуализации данных в известных разработках, таких как, например, последняя разработка IBM — «Видимая речь-III», являются временные диаграммы и/или частотные спектры речевых сигналов. Однако здесь возникает еще одна, может быть, наиболее острая, проблема: многокритериальности качества речи. Спектры сравниваемых сигналов могут быть близкими друг другу на одних частотах, и при этом сильно разниться на других. Добиться близости спектров речевых сигналов одновременно на всех участках (формантах) речевого диапазона частот (4 кГц) в процессе постановки произношения – это практически (теоретически, по-видимому, тоже) не разрешимая проблема. Именно указанным обстоятельством объясняется тот общеизвестный факт, что современные IT-методики обучения речи и языкам до настоящего времени не находят в мире действительно широкого применения несмотря на очевидный спрос и их гуманитарную значимость.
Переезд в Анталью – плюсы и минусы жизни в курортной Турции
Указанный недостаток принципиально отсутствует в новой системе визуализации речевых сигналов на основе информационной теории восприятия речи (ИТВР). Ее строгое математическое обоснование было впервые дано в работах авторского коллектива в рамках проекта РФФИ 07-07-12042-офи. Краткий перечень опубликованных авторами работ представлен в п. 4.6.
В отличие от всех известных своих аналогов предлагаемый подход основывается на визуализации речевых сигналов в информационной метрике Кульбака-Лейблера, а процедура самообучения сводится к оптимизации произношения самими слабослышащими по единственному (!) критерию: минимума информационного рассогласования (МИР). При этом достижимость эталонного произношения обеспечивается использованием не одного, а целой группы «эталонов», включающей в себя и лучшие образцы произнесений от группы слабослышащих, успешно прошедших ранее обучение.
Круг потенциальных пользователей предлагаемой информационной системы охватывает как армию частных (физических) лиц, испытывающих острые потребности в постановке или улучшении своего произношения (по существующим оценкам это почти 10% от населения страны), так и многочисленные коллективные центры психолого-социального сопровождения слабослышащих детей и подростков, такие как Общество ГЛАГОЛ, г. Нижний Новгород.
ПЛЮСЫ и МИНУСЫ разных стран! Аргентина, Германия, Черногория Польша, Турция, ОАЭ Куда уезжают люди?
Современное состояние обучения речи и постановки произношения на родном и иностранных языках у детей и подростков с нарушениями слуховых функций характеризуется разнообразным использованием компьютерных технологий для оценки качества произношения речи и коррекционных упражнений. Компьютер фиксирует речь как физическое явление: четкость, темп, интонация, скорость и громкость.
Обучаемый сравнивает показатели своего голоса с показателями голоса диктора-эталона и корректирует свое произношение в ту или иную сторону. При этом основные направления совершенствования в области речевых технологий основываются на визуализации речевых сигналов, точнее, степени их рассогласования. Визуализация речи представляет собой отображение речевого сигнала на экране монитора в наглядной для пользователя форме. Сигнал может быть представлен в виде графиков во временной и/или частотной области, различного рода мультипликаций и т.п.
На данный момент существует несколько десятков программно-аппаратных комплексов, направленных на визуализацию и обработку речевых сигналов. Перечень наиболее распространенных из них приведен ниже.
«Речевой калейдоскоп» 5500-5600, $ НПО «КАСКОД» С-Петербург Программно-аппаратный комплекс; предназначен для профессиональной работы логопеда. В состав входит персональный компьютер и ПО
«Видимая речь-III» 2600-3150, $ Фирма IBM Программно-аппаратный комплекс;
предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи
«Дэльфа-130» 200-230, $ Предприятие Дэльфа — г. Москва Программный пакет;
предназначен для выработки и закрепления навыков правильного произношения, а также формирования речи у глухонемых и слабослышащих
«Русская фонетика» 100-150, $ Фирма IstraSoft Программный пакет; предназначен для изучения и постановки правильного произношения русского языка
Наиболее популярным из них является программный продукт IBM «Видимая речь-III». Еще в 1989 году фирма IBM на базе компьютера собственного производства первой решила задачу технической поддержки работы по постановке произношения, создав программно-аппаратный комплекс «Видимая речь, версия 1.0». Существующая на сегодня третья версия программы включает в себя 14 модулей, которые позволяют работать как с детьми, так и с взрослыми пациентами. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков.
Программно-аппаратный комплекс ориентирован на широкий круг лиц, испытывающих те или иные проблемы в формировании речевых навыков. По мнению авторов программы, возрастной диапазон ее “пользователей” может колебаться от 2 до 20 лет. Действительно, характер изображения в первых блоках модулей адекватен дошкольному и среднему школьному возрасту, а последние два блока, базирующиеся на различного рода графиках, позволяют работать с подростками и взрослыми. В блоке распознавания фонем происходит анализ и сравнение произнесённой фонемы с эталоном, который записан в словаре диктором.
В отличие от указанных выше программных продуктов информационная система и методика обучения речи и постановки произношения на основе ИТВР гарантирует достижимость эталонного произношения благодаря использованию не одного, а целой группы «эталонов», включающей в себя и лучшие образцы произнесений от группы слабослышащих, успешно прошедших обучение ранее. Одновременно преодолевается острейшая проблема многокритериальности качества устной речи. Эффективность предлагаемого подхода показана на ряде примеров из практики автоматической обработки речи.
Основным результатом работ по проекту будет новая система аппаратных и программных средств для обучения речи глухонемых и слабослышащих, в частности, детей и подростков с ограниченными слуховыми возможностями, в режиме самообучения на основе принципов и методологии информационной теории восприятия речи с автоматической визуализацией речевых сигналов.
Планом на второй (заключительный) этап работы по проекту была предусмотрена разработка и апробация новой методики обучения речи и постановки произношения у слабослышащих на основе новой информационной системы.
Базовая модификация (или пилотный проект) информационной системы обучения речи (ИСОР) была разработана и апробирована в лабораторных и натурных условиях в процессе выполнения работ по плану первого этапа. Важнейшим результатом проведенной апробации явился вывод о высокой эффективности разработанной ИСОР и одновременно – о целесообразности введения в ее режимы работы и в методику обучения речи глухонемых и слабослышащих наряду с фонетическим уровнем второго, морфологического уровня обучения. А это потребует определенных дополнений в базовую модификацию ИСОР.
Источник: magistratura2016.wordpress.com
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ВИДИМАЯ РЕЧЬ III. — презентация
Презентация на тему: » УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ВИДИМАЯ РЕЧЬ III.» — Транскрипт:
1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ВИДИМАЯ РЕЧЬ III
2 ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ВИДИМАЯ РЕЧЬ III является разработкой корпорации IBM является разработкой корпорации IBM и является на сегодняшний день лучшей программой для визуализации голосовых и общеречевых функций в логопедической практике. и является на сегодняшний день лучшей программой для визуализации голосовых и общеречевых функций в логопедической практике. С 1997 г. является стандартом по своему направлению в разработках подобного программного обеспечения. С 1997 г. является стандартом по своему направлению в разработках подобного программного обеспечения. 14 модулей программы позволяют организовать множество разнообразных упражнений речеразвивающей направленности c визуальным контролем. 14 модулей программы позволяют организовать множество разнообразных упражнений речеразвивающей направленности c визуальным контролем.
3 Эта разработка заинтересует специалистов по речевым нарушениям различного профиля: логопедов, сурдопедагогов, афазиологов и многих других. Эта разработка заинтересует специалистов по речевым нарушениям различного профиля: логопедов, сурдопедагогов, афазиологов и многих других.
Ресурсы программы могут и должны быть умело модифицированы и использованы специалистом в направлении конкретных развивающих задач. Помимо прямых и очевидных способов коррекции многих речевых нарушений заключенных в программе, работа с этим продуктом может лишь визуально сопровождать многие традиционные приемы используемые в логопедической практике.
Разумеется, программа не охватывает всех направлений работы логопеда или сурдопедагога. Более того, коррекционный потенциал по отдельным речевым нарушениям можно отметить как очень ограниченный.
Однако тот объем целевого коррекционного воздействия, который в короткий срок можно сделать при помощи этой программы просто нельзя сравнить с традиционными средствами логопедии и сурдопедагогики. Ресурсы программы могут и должны быть умело модифицированы и использованы специалистом в направлении конкретных развивающих задач.
Помимо прямых и очевидных способов коррекции многих речевых нарушений заключенных в программе, работа с этим продуктом может лишь визуально сопровождать многие традиционные приемы используемые в логопедической практике. Разумеется, программа не охватывает всех направлений работы логопеда или сурдопедагога. Более того, коррекционный потенциал по отдельным речевым нарушениям можно отметить как очень ограниченный. Однако тот объем целевого коррекционного воздействия, который в короткий срок можно сделать при помощи этой программы просто нельзя сравнить с традиционными средствами логопедии и сурдопедагогики. Коротко охарактеризуем назначение и возможности отдельных модулей программы
4 Модуль Наличие звука — обеспечивает первоначальное знакомство пациента c принципами работы программы, а так же позволяет измерить длительность речевого выдоха в секундах. Анимационная картинка меняется при любой речевой активности в микрофон. Заставка с изображением собаки оживает при речевом выдохе, длительность которого контролируется и фиксируется визуально в виде забавной анимации. — обеспечивает первоначальное знакомство пациента c принципами работы программы, а так же позволяет измерить длительность речевого выдоха в секундах. Анимационная картинка меняется при любой речевой активности в микрофон. Заставка с изображением собаки оживает при речевом выдохе, длительность которого контролируется и фиксируется визуально в виде забавной анимации. ДАЛЕЕ
5 Модуль Громкость предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности. Чем громче речевая активность пациента, тем больше шар у мальчика на экране монитора. Заданный образец громкости можно визуально зафиксировать на экране и построить упражнение по принципу достижения необходимого предела интенсивности. предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности. Чем громче речевая активность пациента, тем больше шар у мальчика на экране монитора. Заданный образец громкости можно визуально зафиксировать на экране и построить упражнение по принципу достижения необходимого предела интенсивности. ДАЛЕЕ
6 Модуль Громкость и голос позволяет увидеть момент включения голоса в речевом упражнении. С помощью этого модуля можно эффективно работать над дифференциацией звонких и глухих согласных. позволяет увидеть момент включения голоса в речевом упражнении. С помощью этого модуля можно эффективно работать над дифференциацией звонких и глухих согласных.
Платок на шее медвежонка окрашивается в зеленый цвет при выговоре глухих согласных, а при произнесении звонких – в красный. В программе Видимая речь целых три модуля посвящены отслеживанию момента включения голоса. Платок на шее медвежонка окрашивается в зеленый цвет при выговоре глухих согласных, а при произнесении звонких – в красный. В программе Видимая речь целых три модуля посвящены отслеживанию момента включения голоса. ДАЛЕЕ
7 Модуль «Включение голоса» предназначен для отработки слоговой структуры слова, организации ритмических упражнений тренировки произношения. Паровозик продвигается вперед только в момент включения голоса. предназначен для отработки слоговой структуры слова, организации ритмических упражнений тренировки произношения.
Паровозик продвигается вперед только в момент включения голоса. Голосовые включения могут служить ориентиром в отработке отдельных слов, фраз, просодических компонентов. Визуально также неплохо отслеживаются взрывные и фрикативные звуки.
Этот модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над призвуками у слабослышащих пациентов, в работе над быстрыми моторными схемами при алалии. Голосовые включения могут служить ориентиром в отработке отдельных слов, фраз, просодических компонентов. Визуально также неплохо отслеживаются взрывные и фрикативные звуки. Этот модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над призвуками у слабослышащих пациентов, в работе над быстрыми моторными схемами при алалии. ДАЛЕЕ
8 Модуль Голос во времени предназначен для отработки голосовых включений в различных уупражнениях, в составе слова и фразы. При записи образца уупражнения логопед проводит анимационный объект (бабочка) по экрану, который поднимается и опускается в такт голосовым включениям.
Затем, одним нажатием клавиши, записанный путь превращается в серию препятствий, ограничивающих движения бабочки. Пациенту предлагается повторить путь бабочки, управляя ее полетом голосовыми включениями. предназначен для отработки голосовых включений в различных уупражнениях, в составе слова и фразы. При записи образца уупражнения логопед проводит анимационный объект (бабочка) по экрану, который поднимается и опускается в такт голосовым включениям. Затем, одним нажатием клавиши, записанный путь превращается в серию препятствий, ограничивающих движения бабочки. Пациенту предлагается повторить путь бабочки, управляя ее полетом голосовыми включениями. ДАЛЕЕ
9 Модуль Высота позволяет визуально контролировать частотные характеристики речи, в частности измерить тембральный диапазон с целью использования в других модулях программы. Помогает сориентировать пациента в тембральных характеристиках голоса, выбрать приемлемый тембральный диапазон. Эффективен при работе с ринолалией, дефектах связок, в работе со слабослышащими, дисфониях. позволяет визуально контролировать частотные характеристики речи, в частности измерить тембральный диапазон с целью использования в других модулях программы. Помогает сориентировать пациента в тембральных характеристиках голоса, выбрать приемлемый тембральный диапазон. Эффективен при работе с ринолалией, дефектах связок, в работе со слабослышащими, дисфониях. ДАЛЕЕ
10 Модуль Высотные упражнения позволяет организовать вокальные уупражнения, развивающие связочный аппарат, уупражнения в координации модуляций голоса. В модуле выстраиваются уупражнения в которых необходимо провести анимационный объект, в данном случае это младенец, из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные характеристики голоса. По ходу движения необходимо собирать мишени и огибать препятствия, которые можно расставлять произвольно, тем самым усложняя или упрощая задание. позволяет организовать вокальные уупражнения, развивающие связочный аппарат, уупражнения в координации модуляций голоса. В модуле выстраиваются уупражнения в которых необходимо провести анимационный объект, в данном случае это младенец, из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные характеристики голоса. По ходу движения необходимо собирать мишени и огибать препятствия, которые можно расставлять произвольно, тем самым усложняя или упрощая задание. ДАЛЕЕ
11 Модуль Автоматизация фонемы позволяет отработать фонему по принципу достижения качества произношения. Записанная заранее как образец фонема предлагается ребенку для отработки способом повтори так же.
При этом организуется игровая ситуация в которой фермер взбирается по лестнице и сбрасывает апельсин только в том случае, если звук произносимый пациентом совпадает с образцом. Как и в других модулях, имеется четыре варианта анимационной заставки.
Модуль очень эффективен при постановке звуков в сочетании работы у зеркала с работой в этом модуле. позволяет отработать фонему по принципу достижения качества произношения. Записанная заранее как образец фонема предлагается ребенку для отработки способом повтори так же. При этом организуется игровая ситуация в которой фермер взбирается по лестнице и сбрасывает апельсин только в том случае, если звук произносимый пациентом совпадает с образцом. Как и в других модулях, имеется четыре варианта анимационной заставки. Модуль очень эффективен при постановке звуков в сочетании работы у зеркала с работой в этом модуле. ДАЛЕЕ
12 Модуль Цепочки фонем как и предыдущий модуль позволяет работать с фонемой, но не с одной, а целой цепочкой из четырех фонем. Принцип организации игрового задания заключается в следующем: проговаривая фонему за фонемой, необходимо провести пеликана к ведерку с рыбой. Пеликан перелетает со столба на столб только при правильном звуке пациента.
Т.о. модуль позволяет составлять и отрабатывать короткие слова из четырех фонем: -С-А-Ш-А-, — Л-У-Ж- А- и др. как и предыдущий модуль позволяет работать с фонемой, но не с одной, а целой цепочкой из четырех фонем. Принцип организации игрового задания заключается в следующем: проговаривая фонему за фонемой, необходимо провести пеликана к ведерку с рыбой. Пеликан перелетает со столба на столб только при правильном звуке пациента. Т.о. модуль позволяет составлять и отрабатывать короткие слова из четырех фонем: -С-А-Ш-А-, — Л-У-Ж- А- и др. ДАЛЕЕ
13 Модуль «Дифференциация двух фонем» позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового задания, в котором пациенту необходимо корректировать голосом направление движения велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по пути следования, проговаривая заданные фонемы. При этом велосипедист меняет направление движения в сторону проговариваемой фонемы. позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового задания, в котором пациенту необходимо корректировать голосом направление движения велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по пути следования, проговаривая заданные фонемы. При этом велосипедист меняет направление движения в сторону проговариваемой фонемы. ДАЛЕЕ
14 Модуль «Дифференциация четырех фонем» позволяет вести аналогичную работу по дифференциации сразу четырех фонем. Сущность игрового задания при этом следующая. Пациенту необходимо провести объект по лабиринту проговаривая заданные фонемы. Стенки лабиринта ограничивают коридор произношения.
Логопед может варьировать расстояние между стенками коридора и, таким образом, постепенно добиваться точности произношения дифференцируемых звуков. позволяет вести аналогичную работу по дифференциации сразу четырех фонем. Сущность игрового задания при этом следующая. Пациенту необходимо провести объект по лабиринту проговаривая заданные фонемы. Стенки лабиринта ограничивают коридор произношения. Логопед может варьировать расстояние между стенками коридора и, таким образом, постепенно добиваться точности произношения дифференцируемых звуков. ДАЛЕЕ
15 Модуль Спектр высоты и громкости во фразе не имеет игрового сюжета однако позволяет работать со спектром отдельных звуков, слогов, слов и фраз по принципу повтори так же Вы записываете образец речевого промежутка. На экране он фиксируется в виде спектра амплитуды и частоты. Задание для пациента — повторить речевой промежуток ориентируясь на образец.
Так вы можете отрабатывать слова и фразы, записывая достижения пациента от занятия к занятию, сохранять лучшие попытки как образцы, представлять отдельные характеристики речи в виде разноцветных и трехмерных графиков. не имеет игрового сюжета однако позволяет работать со спектром отдельных звуков, слогов, слов и фраз по принципу повтори так же Вы записываете образец речевого промежутка. На экране он фиксируется в виде спектра амплитуды и частоты. Задание для пациента — повторить речевой промежуток ориентируясь на образец. Так вы можете отрабатывать слова и фразы, записывая достижения пациента от занятия к занятию, сохранять лучшие попытки как образцы, представлять отдельные характеристики речи в виде разноцветных и трехмерных графиков. ДАЛЕЕ
16 Модуль Спектр звука позволяет работать со спектром отдельных звуков. Сочетая работу перед зеркалом и работу в этом модуле, можно очень быстро добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией.
Произнося какой либо звук, можно видеть на экране его спектр, зафиксировать разным цветом в виде плавной кривой линии и работать над произношением, совмещая образцовый график логопеда с графиком пациента. Используя разные цвета графиков, можно работать одновременно над несколькими звуками. позволяет работать со спектром отдельных звуков. Сочетая работу перед зеркалом и работу в этом модуле, можно очень быстро добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией. Произнося какой либо звук, можно видеть на экране его спектр, зафиксировать разным цветом в виде плавной кривой линии и работать над произношением, совмещая образцовый график логопеда с графиком пациента. Используя разные цвета графиков, можно работать одновременно над несколькими звуками. ДАЛЕЕ
17 Эта разработка предлагается к внедрению и в настоящее время центром «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ******************************************************* Комплект программно-аппаратного комплекса Видимая речь III включает: — динамический микрофон ; — Плата обработки речевых сигналов, если используется Win98 (не все звуковые платы корректно работают с этой программой); — Русифицированное программное обеспечение на компакт-диске в дополнение к лицензионному; — Описание и методические рекомендации на русском языке; Комплект программно-аппаратного комплекса Видимая речь III включает: — динамический микрофон ; — Плата обработки речевых сигналов, если используется Win98 (не все звуковые платы корректно работают с этой программой); — Русифицированное программное обеспечение на компакт-диске в дополнение к лицензионному; — Описание и методические рекомендации на русском языке;******************************************************* ПО ВОПРОСАМ ПОСТАВКИ ОБРАЩАТЬСЯ ПО АДРЕСУ:
Источник: www.myshared.ru
Презентация на тему Описание программно-аппаратного комплекса Видимая речь III
Программно-аппаратный комплекс «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III» является разработкой известнейшего в компьютерном мире производителя — компании IBM. Он предназначен для коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных
- Главная
- Разное
- Описание программно-аппаратного комплекса Видимая речь III
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Описание программно-аппаратного комплекса «Видимая речь III»
Слайд 2Программно-аппаратный комплекс «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III» является разработкой известнейшего в компьютерном
мире производителя — компании IBM. Он предназначен для коррекционно —
развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Включенные в комплект 14 модулей программы позволяют работать как с детьми так и со взрослыми пациентами. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различных анимационных заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с пациентами и способствует высокой мотивационной готовности ребенка к занятиям. С 1997 г. это лучший продукт для визуализации речевых функций.
Слайд 3Эта разработка заинтересует специалистов по речевым нарушениям различного профиля: логопедов,
сурдопедагогов, афазиологов и др. Ресурсы программы могут и должны быть
умело модифицированы и использованы специалистом в направлении конкретных развивающих задач. Помимо «лобовых» способов коррекции многих речевых нарушений заключенных в программе, работа с этим продуктом может лишь визуально сопровождать многие традиционные приемы коррекции речевых нарушений. Разумеется, программа не охватывает всех направлений работы логопеда или сурдопедагога, более того коррекционный потенциал местами можно отметить как очень ограниченный, но тот объем целевого коррекционного воздействия, который в короткий срок можно сделать при помощи этой программы просто нельзя сравнить с традиционными средствами логопедии и сурдопедагогики.
Слайд 4Модуль “Наличие звука”
обеспечивает первоначальное знакомство пациента c принципом работы программы,
а так же позволяет измерить длительность речевого выдоха в секундах.
Анимационная картинка меняется при любой речевой активности в микрофон. Заставка с изображением собаки оживает при длительном речевом выдохе, который можно измерить, зафиксировать а также прослушать, если это голосовое упражнение. Перспективные коррекционные направления модуля — произвольность речевого дыхания, дифференциация речевого выдоха по длине, измерение продолжительности речевого промежутка, визуальное сопровождение ритмических голосовых и неголосовых развивающих упражнений.
Слайд 5Интерфейс модуля
Слайд 6Модуль “Громкость”
предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности.
Чем громче речевая активность пациента, тем больше шар у мальчика
на экране монитора. Заданный образец громкости можно визуально зафиксировать на экране и построить упражнение по принципу достижения необходимого предела громкости. Перспективные коррекционные направления модуля — формирование направленного выдоха, дифференциация амплитуды голосового усилия, сопровождение логопедических упражнений по амплитуде, продолжительности , ритму, силовому распределению речевого дыхания.
Слайд 7Интерфейс модуля
Слайд 8Модуль “Громкость и голос”
позволяет увидеть момент включения голоса в речевом
упражнении. С помощью этого модуля можно эффективно работать над дифференциацией
звонких и глухих согласных. Платок на шее медвежонка окрашивается в зеленый цвет при выговоре глухих согласных, а при произнесении звонких – в красный. В программе “Видимая речь” целых три модуля посвящены отслеживанию момента включения голоса. Перспективные коррекционные направления модуля — дифференциация звонкого и глухого согласного звука, ориентация в голосовом ритме слоговой последовательности, слова, фразовой речи, индикация амплитуды голосового усилия.
Слайд 9Интерфейс модуля
Слайд 10Модуль “Звонкость”
предназначен для отработки голосовых включений в различных упражнениях, в
составе слова и фразы. При записи образца упражнения логопед проводит
анимационный объект (бабочка) по экрану, который поднимается и опускается в такт голосовым включениям. Затем, одним нажатием клавиши, записанный путь превращается в серию препятствий, ограничивающих движения бабочки. Пациенту предлагается повторить путь бабочки, управляя ее полетом голосовыми включениями. Перспективные коррекционные направления модуля — динамические упражнения чередований голосовых и неголосовых последовательностей, воспроизведение заданного ритма голосовых включений по образцу, дифференциация длительности голосового включения, а также дифференциация выдоха с голосовыми и неголосовыми включениями.
Слайд 11Интерфейс модуля
Слайд 12Модуль «Включение голоса»
предназначен для отработки слоговой структуры слова, организации ритмических
упражнений тренировки произношения. Паровозик продвигается вперед по дороге только в
момент включения голоса. Отслеживаются взрывные и фрикативные звуки. Этот модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над призвуками у слабослышащих пациентов, в работе над быстрыми моторными схемами при алалии. Перспективные коррекционные направления модуля — отработка ритмического рисунка голосовых включений во фразе, при подборе речевого материала визуализация слоговой структуры слова, визуализация пропедевтических упражнений моторных схем ритма и темпа.
Слайд 13Интерфейс модуля
Слайд 14Модуль “Высота”
позволяет увидеть частотные характеристики речи, измерить их с целью
использования в других модулях программы. Помогает сориентировать пациента в тембральных
характеристиках голоса, выбрать приемлимый тембральный диапазон. Эффективен при работе с ринолалией, дефектах связок, со слабослышащими, дисфониях. Перспективные коррекционные направления модуля — измерение частотного диапазона голоса пациента, формирование представлений о тембральных характеристиках голоса и произвольном управлении голосовым аппаратом, визуальное сопровождение упражнений на развитие голосового диапазона, дифференциацию длительности голосового усилия на определенной частоте .
Слайд 15Интерфейс модуля
Слайд 16Модуль “Высотные упражнения”
позволяет организовать вокальные упражнения, развивающие связочный аппарат, упражнения
в координации модуляций голоса. В модуле выстраиваются упражнения в которых
необходимо провести анимационный объект, в данном случае это младенец, из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные характеристики голоса. По ходу движения необходимо собирать мишени и огибать препятствия, которые можно расставлять произвольно, тем самым усложняя или упрощая задание. Перспективные коррекционные направления модуля — организация голосовых упражнений на ориентацию в тембровых характеристиках голоса и произвольном управлении голосовым аппаратом, визуальное сопровождение динамических упражнений на развитие голосового диапазона, дифференциацию длительности голосового усилия на определенной частоте .
Слайд 17Интерфейс модуля
Слайд 18Модуль “Автоматизация фонемы”
позволяет отработать фонему по принципу достижения качества произношения.
Записанная заранее как образец фонема предлагается ребенку для отработки способом
“повтори так же”. При этом организуется игровая ситуация в которой “фермер” взбирается по лестнице и сбрасывает апельсин только в том случае, если звук произносимый пациентом совпадает с образцом. Как и в других модулях, имеется четыре варианта анимационной заставки. Модуль очень эффективен при постановке звуков в сочетании работы у зеркала с работой в этом модуле. Перспективные коррекционные направления модуля — постановка адекватного звукопроизношения, автоматизация изолированого звука, автоматизация нередуцированного звука в составе слова.
Слайд 19Интерфейс модуля
Слайд 20Модуль “Цепочки фонем”
как и предыдущий модуль позволяет работать с фонемой,
но не с одной, а целой цепочкой из четырех фонем.
Принцип организации игрового задания заключается в следующем: проговаривая фонему за фонемой, необходимо провести пеликана к ведерку с рыбой. Пеликан перелетает со столба на столб только при правильном звуке пациента. Т.о. модуль позволяет составлять и отрабатывать короткие слова из четырех фонем: -С-А-Ш-А-, -Л-У-Ж- А- и др. Перспективные коррекционные направления модуля — постановка адекватного звукопроизношения, автоматизация изолированого звука, автоматизация цепочки нередуцированных звуков в составе слоговой последовательности или слова.
Слайд 21Интерфейс модуля
Слайд 22Модуль «Дифференциация двух фонем»
позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в
произношении фонем с помощью игрового задания, в котором пациенту необходимо
корректировать голосом направление движения велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по пути следования, проговаривая заданные фонемы. При этом велосипедист меняет направление движения в сторону проговариваемой фонемы. Перспективные коррекционные направления модуля — дифференциация смешиваемых в произношении изолированных фонем, дифференциация нередуцированных звуков в составе слога или короткого слова.
Слайд 23Интерфейс модуля
Слайд 24Модуль «Дифференциация четырех фонем»
позволяет вести аналогичную работу по дифференциации сразу
четырех фонем. Сущность игрового задания при этом следующая. Пациенту необходимо
провести объект по лабиринту проговаривая заданные фонемы. Стенки лабиринта ограничивают коридор произношения. Логопед может варьировать расстояние между стенками коридора и, таким образом, постепенно добиваться точности произношения дифференцируемых звуков. Перспективные коррекционные направления модуля — дифференциация смешиваемых в произношении изолированных фонем, дифференциация нередуцированных звуков в составе слога или короткого слова.
Слайд 25Интерфейс модуля
Слайд 26Модуль “Спектр высоты и громкости во фразе”
не имеет игрового сюжета,
однако позволяет работать со спектром отдельных звуков, слогов, слов и
фраз по принципу “повтори так же” Вы записываете образец речевого промежутка. На экране он фиксируется в виде спектра амплитуды и частоты. Задание для пациента — повторить речевой промежуток ориентируясь на образец. Так вы можете отрабатывать слова и фразы, записывая достижения пациента от занятия к занятию, сохранять лучшие попытки как образцы, представлять отдельные характеристики речи в виде разноцветных и трехмерных графиков. Перспективные коррекционные направления модуля трудно перечислить, поскольку этот модуль имеет очень разветвленную целеобразующую основу.
Слайд 27Интерфейс модуля
Слайд 28Модуль “Спектр звука”
позволяет работать со спектром отдельных звуков. Сочетая работу
перед зеркалом и работу в этом модуле, можно очень быстро
добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией. Произнося какой либо звук, можно видеть на экране его спектр, зафиксировать разным цветом в виде плавной кривой линии и работать над произношением, совмещая образцовый график логопеда с графиком пациента. Используя разные цвета графиков, можно работать одновременно над несколькими звуками. Перспективные коррекционные направления модуля — постановка адекватного звукопроизношения, автоматизация изолированого звука, дифференциация звука по визуализированным частотным характеристикам.
Источник: theslide.ru