Программа видимая речь это

Содержание

Бурачевская, О. В. Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2608/ (дата обращения: 03.07.2023).

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в работе с детьми с нарушениями речи.

Ключевые слова: компьютерные технологии, игровые технологии, интерактивные технологии, компьютерные игры, дети с нарушениями речи

Перспективными компьютерными технологиями, используемыми в работе с детьми с нарушениями речи, являются игровые компьютерные технологии. Выделяют несколько ключевых направлений работы с прогрессивными логопедическими технологиями: 1- коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса (отработка диафрагмального дыхания, отработка носового вдоха и ротового выдоха, отработка плавного длительного ротового выдоха, коррекция назального, а также фарингиальных, щелкающих, «квакающих», хрипящих и др. призвуков, формирование умения изменять силу голоса, работа над словесным и логическим ударением, исправление дефектного произнесения звуков); 2- формирование фонематического восприятия (организация работы по дифференциации согласных по месту и способу произнесения, по твердости-мягкости); 3- обучение грамоте (развитие навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; упражнения для формирования оптического контура буквы и создания устойчивого образа буквы и слога; коррекция нарушений чтения, особенно в тех случаях, когда у ребенка с трудом формируется процесс чтения слоговых стереотипов); 4- формирование лексико-грамматической стороны речи (формирование обобщенного лексического, грамматического и морфологического значения слова, классификация слов по лексическим и грамматическим группам, формированию грамматического строя речи, накопление лексического запаса); 5- формирование связного высказывания (формирование навыка адекватного восприятия текста, формирование навыка построения связного высказывания и т. д.); 6- формирование и коррекция навыка чтения (формирование словесной догадки, формирование звуко-буквенных грамматических обобщений) [2; 3; 4].

Запуск речи. Речевые центры мозга.

Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции нарушений речи при стертой форме дизартрии. Программа позволяет эффективно работать и с детьми с другими первичными нарушениями речи в рамках дислалии, алалии, ринолалии, заикания, а также с детьми с вторичными нарушениями речи. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок — все это делает программу привлекательной для детей с речевыми нарушениями (Рис.1). Применение программы «Игры для Тигры» делает процесс коррекционно-развивающей работы речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме [2].

126. История письменности. Видимая речь

Рис. 1. Специализированная логопедическая программа «Игры для Тигры»

Логопедический тренажер «Дэльфа» («Дэльфа-142.1») — новая программа для работы по развитию речевого дыхания, коррекции силы голоса, коррекции и автоматизации произношения гласных и согласных звуков, коррекции произношения, устранению назального оттенка голоса. Включает в себя улучшенные варианты упражнений Сурдологопедического тренажера «Дэльфа-130» и новые модули, расширяющие функциональность продукта (Рис.2).

Это программа по коррекции устной и письменной речи, которая позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до предложения и решать разнообразные задачи по развитию речи. В основе методики — индивидуальный подход, игровые приемы, возможность повторения, использование различного стимульного материала (картинки, звучащая и письменная речь). Данный тренажер обеспечивает комплексность программы работы над устной и письменной речью, включая работу со связным текстом. Тексты для пересказа организованы по уровням сложности, подобраны вопросы и опорные слова [3].

Рис. 2 Логопедический тренажер «Дэльфа»

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь» — программа визуального контроля речи для логопедической практики. Данная программа разработана не только для лиц с нарушениями речи, но также позволяет эффективно тренироваться во владении собственным голосом, в выразительном чтении, произнесении речей, пении; помогает избавиться от диалекта, приобрести умение говорить в особой манере.

Ключевое значение программного комплекса заключается в работе над следующими аспектами речи: наличие или отсутствие голоса; интенсивность звучания, слоговое ударение; высота голоса и голосовые модуляции; правильность произнесения гласных звуков; длительность и слитность произнесения звука, слога, слова, короткой фразы; темп произнесения речевого материала. Программа «Видимая речь» включает 13 модулей, позволяющих контролировать не только произношение всех звуков изолировано, но и тренировать в произнесении их комбинаций, благодаря тому, что поддерживается работа над слогами, слогосочетаниями и короткими словами. Все типы упражнений дополнены игровыми сюжетами и оригинальной графикой, таким образом, каждое упражнение на экране предстает в виде коротенького мультфильма (Рис.3). Основное отличие данного программного обеспечения от других является возможность качественно проанализировать собственное «звучание». Финал успешного завершения упражнения выглядит по-разному: забавные действующие лица довольно хохочут, прячутся в домики, падают в машину яблоки, слышатся радостные гудки, паровозные свистки, звучат музыкальные фразы и т. п. [3]

Рис. 3. Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь»

Программно-дидактический комплекс «Логомер» представляет 90 интерактивных игр для детей с речевыми нарушениями. Интерактивные игры рассчитанные на детей 2–10 лет посредством сказочных сюжетов и ярких персонажей мотивируют детей заниматься (Рис. 4). Комплекс «Логомер» содержит игры и упражнения по основным направлениям логопедических и коррекционных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматические категории и общее развитие. Данный программно-дидактический комплекс включает программу для создания пособий «Конструктор картинок» [7].

Рис. 4. Программно-дидактический комплекс «Логомер»

Логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп» разработан для постановки и автоматизации звуков, работы над дыханием, голосообразованием. Данный комплекс можно использовать в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи дошкольного и младшего школьного возрастов (Рис.5).

Читайте также:
Где можно найти программу выбрать язык

В «Речевом калейдоскопе» имеются широкие возможности применения комплекса в работе над произношением: над дыханием, голосом, интонацией, темпом, словесным и логическим ударением и такими звуками речи, как гласные, дифтонги и согласные звуки, кроме взрывных и аффрикат. В программе компьютерного комплекса выделяют 4 группы модулей: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа — для работы над звуками речи; III группа — для работы над произношением в целом; IV группа — для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью. Данный комплекс может быть использован на разных этапах формирования произносительной стороны речи. Логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп» выпускается в мобильном варианте, комплектуется внешним HDD-корпусом, с установленным программным обеспечением и есть разъемы для подключения периферийных устройств (монитор, клавиатура, микрофон, аудиоколонки). В качестве монитора можно использовать, как обычный монитор, так и телевизор с VGA-входом [5].

Рис. 5. Логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп»

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи (Рис.6). В программе представлено четыре раздела: 1-неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.); 2-звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов); 3- речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка); 4- развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста). Программа направлена на развитие и коррекцию речи, формирование навыков грамотного произношения, развитие всех сторон речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи. В данном программном обеспечении представлено несколько уровней сложности в каждом задании [2].

Рис. 6. Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Цикл логопедических занятий «Логопедические уроки» по развитию речи у неговорящих детей и у детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте от 2 до 4 лет от психологического центра «Адалин» (Рис.7). В данном цикле занятий подобраны и систематизированы наиболее эффективные логопедические методики на развитие речи, учитывающие специфику работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с дислалией, алалией, задержкой речевого развития (ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР). В этот цикл включены базовые типы логопедических игр (артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, игры на развитие физического и фонетического слуха, упражнения на звукоподражание, рифмованные загадки, стихи с движениями и чистоговорки) [2; 3].

Рис. 7. Цикл логопедических занятий «Логопедические уроки»

Таким образом, перечисленные преимущества и развивающие возможности компьютерных технологий наглядно демонстрируют ресурсный потенциал, направленный на выравнивание речевого и психофизического развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов с нарушениями речи. Игровые компьютерные технологии — дополнительный ресурс логокоррекционной работы, решающий задачи речевого и познавательного развития.

  1. Атанов Г. А. Компьютерные «игры» в обучение / Г. А. Атанов // Образовательные технологии и общество. — 2004. — № 2. — С.185–189.
  2. Бурачевская Н. И. Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием интерактивных игр // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 21 февраля 2017г.). — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. — С. 8–10.
  3. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97. — ISSN 2411–8184.
  4. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113–117.
  5. Компьютерный логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп» // Институт медицинской реабилитации. URL: http://imr.sp.ru/rech.htm (дата обращения: 18.02.2017).
  6. Логопедический тренажер // Использование компьютерных помощников компании «Дэльфа М» в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. URL: http://delfam.biz/maker.php?page=main (дата обращения: 21.02.2017).
  7. Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». URL: https://mersibo.ru/voxflex (дата обращения: 12.03.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение речи, работа, развитие речи, ребенок, младший школьный возраст, программа, игра, логопедический комплекс, письменная речь, программно-дидактический комплекс.

Ключевые слова

Похожие статьи

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего.

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушений у.

Развивающие игры как средство коррекции речи у детей.

— развитие речи с опорой на онтогенез; — развитие лексико-грамматических средств языка

3. Козырева Л. М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с

6. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через. ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие.

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного.

Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе.

нарушение речи, развитие речи, работа, ребенок, программа, младший школьный возраст, логопедический.

Использование дидактических игр для коррекции дислексии.

Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями. коррекционно-развивающая работа, развитие, формирование навыков чтения, функция, письмо, нарушение речи, коррекционная работа, психическое развитие, ребенок, слово.

Коррекция нарушений письма у младших школьников.

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий. Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование произносительной стороны речи посредством.

произносительная сторона речи, ребенок, коррекционно-развивающая работа, игра, развитие, слоговая структура слов, фонематический слух, интерактивное средство обучения, слоговая структура слова, звук.

Организация коррекционной работы по развитию связной речи.

Сформированная связная речь − важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи формирование связной речи − конечная цель всего коррекционного процесса.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки
Читайте также:
Программа чтобы скачивать видео с интернета

Источник: moluch.ru

Описание программно-аппаратного комплекса «Видимая речь III»

Тема 2. Пакеты прикладных программ

1. Описание программно-аппаратного комплекса «Видимая речь III»

Описание программноаппаратного комплекса
«Видимая речь III»

2. Программно-аппаратный комплекс «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III» является разработкой известнейшего в компьютерном мире производителя —

Программно-аппаратный комплекс «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III»
является разработкой известнейшего в компьютерном мире
производителя — компании IBM. Он предназначен для
коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющими
нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха,
нарушения сенсомоторных функций речи. Включенные в
комплект 14 модулей программы позволяют работать как с детьми
так и со взрослыми пациентами. Идея визуального контроля речи
и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить
работу по формированию речевых навыков. В каждом из игровых
модулей программы имеется по 4 различных анимационных
заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с
пациентами и способствует высокой мотивационной готовности
ребенка к занятиям.
С 1997 г. это лучший продукт для визуализации речевых функций.

3. Эта разработка заинтересует специалистов по речевым нарушениям различного профиля: логопедов, сурдопедагогов, афазиологов и др.

Ресурсы программы могут и должны быть
умело модифицированы и использованы специалистом в
направлении конкретных развивающих задач. Помимо
«лобовых» способов коррекции многих речевых нарушений
заключенных в программе, работа с этим продуктом может
лишь визуально сопровождать многие традиционные приемы
коррекции речевых нарушений. Разумеется, программа не
охватывает всех направлений работы логопеда или
сурдопедагога, более того коррекционный потенциал местами
можно отметить как очень ограниченный, но тот объем
целевого коррекционного воздействия, который в короткий
срок можно сделать при помощи этой программы просто
нельзя сравнить с традиционными средствами логопедии и
сурдопедагогики.

4. Модуль “Наличие звука”

• обеспечивает первоначальное знакомство пациента c
принципом работы программы, а так же позволяет
измерить длительность речевого выдоха в секундах.
Анимационная картинка меняется при любой речевой
активности в микрофон. Заставка с изображением
собаки оживает при длительном речевом выдохе,
который можно измерить, зафиксировать а также
прослушать, если это голосовое упражнение.
Перспективные коррекционные направления модуля произвольность речевого дыхания, дифференциация
речевого выдоха по длине, измерение
продолжительности речевого промежутка, визуальное
сопровождение ритмических голосовых и неголосовых
развивающих упражнений.

5. Интерфейс модуля

6. Модуль “Громкость”

• предназначен для контроля и отработки громкости
речевой активности. Чем громче речевая активность
пациента, тем больше шар у мальчика на экране
монитора. Заданный образец громкости можно
визуально зафиксировать на экране и построить
упражнение по принципу достижения необходимого
предела громкости. Перспективные коррекционные
направления модуля — формирование направленного
выдоха, дифференциация амплитуды голосового
усилия, сопровождение логопедических упражнений
по амплитуде, продолжительности , ритму, силовому
распределению речевого дыхания.

7. Интерфейс модуля

8. Модуль “Громкость и голос”

• позволяет увидеть момент включения голоса в речевом
упражнении. С помощью этого модуля можно
эффективно работать над дифференциацией звонких и
глухих согласных. Платок на шее медвежонка
окрашивается в зеленый цвет при выговоре глухих
согласных, а при произнесении звонких – в красный. В
программе “Видимая речь” целых три модуля
посвящены отслеживанию момента включения
голоса. Перспективные коррекционные направления
модуля — дифференциация звонкого и глухого
согласного звука, ориентация в голосовом ритме
слоговой последовательности, слова, фразовой речи,
индикация амплитуды голосового усилия.

9. Интерфейс модуля

10. Модуль “Звонкость”

• предназначен для отработки голосовых включений в
различных упражнениях, в составе слова и фразы. При
записи образца упражнения логопед проводит
анимационный объект (бабочка) по экрану, который
поднимается и опускается в такт голосовым
включениям. Затем, одним нажатием клавиши,
записанный путь превращается в серию препятствий,
ограничивающих движения бабочки. Пациенту
предлагается повторить путь бабочки, управляя ее
полетом голосовыми включениями. Перспективные
коррекционные направления модуля — динамические
упражнения чередований голосовых и неголосовых
последовательностей, воспроизведение заданного
ритма голосовых включений по образцу,
дифференциация длительности голосового включения,
а также дифференциация выдоха с голосовыми и
неголосовыми включениями.

11. Интерфейс модуля

12. Модуль «Включение голоса»

Модуль «Включение голоса»
• предназначен для отработки слоговой структуры слова,
организации ритмических упражнений тренировки
произношения. Паровозик продвигается вперед по
дороге только в момент включения голоса.
Отслеживаются взрывные и фрикативные звуки. Этот
модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над
призвуками у слабослышащих пациентов, в работе над
быстрыми моторными схемами при
алалии. Перспективные коррекционные направления
модуля — отработка ритмического рисунка голосовых
включений во фразе, при подборе речевого материала
визуализация слоговой структуры слова, визуализация
пропедевтических упражнений моторных схем ритма и
темпа.

13. Интерфейс модуля

14. Модуль “Высота”

• позволяет увидеть частотные характеристики речи,
измерить их с целью использования в других модулях
программы. Помогает сориентировать пациента в
тембральных характеристиках голоса, выбрать
приемлимый тембральный диапазон. Эффективен при
работе с ринолалией, дефектах связок, со
слабослышащими, дисфониях. Перспективные
коррекционные направления модуля — измерение
частотного диапазона голоса пациента, формирование
представлений о тембральных характеристиках голоса
и произвольном управлении голосовым аппаратом,
визуальное сопровождение упражнений на развитие
голосового диапазона, дифференциацию длительности
голосового усилия на определенной частоте .

15. Интерфейс модуля

16. Модуль “Высотные упражнения”

• позволяет организовать вокальные упражнения,
развивающие связочный аппарат, упражнения в
координации модуляций голоса. В модуле выстраиваются
упражнения в которых необходимо провести
анимационный объект, в данном случае это младенец, из
левой части экрана в правую, используя при этом
вокальные характеристики голоса. По ходу движения
необходимо собирать мишени и огибать препятствия,
которые можно расставлять произвольно, тем самым
усложняя или упрощая задание. Перспективные
коррекционные направления модуля — организация
голосовых упражнений на ориентацию в тембровых
характеристиках голоса и произвольном управлении
голосовым аппаратом, визуальное сопровождение
динамических упражнений на развитие голосового
диапазона, дифференциацию длительности голосового
усилия на определенной частоте .

17. Интерфейс модуля

18. Модуль “Автоматизация фонемы”

• позволяет отработать фонему по принципу достижения
качества произношения. Записанная заранее как
образец фонема предлагается ребенку для отработки
способом “повтори так же”. При этом организуется
игровая ситуация в которой “фермер” взбирается по
лестнице и сбрасывает апельсин только в том случае,
если звук произносимый пациентом совпадает с
образцом. Как и в других модулях, имеется четыре
варианта анимационной заставки. Модуль очень
эффективен при постановке звуков в сочетании работы
у зеркала с работой в этом модуле. Перспективные
коррекционные направления модуля — постановка
адекватного звукопроизношения, автоматизация
изолированого звука, автоматизация
нередуцированного звука в составе слова.

19. Интерфейс модуля

20. Модуль “Цепочки фонем”

• как и предыдущий модуль позволяет работать с
фонемой, но не с одной, а целой цепочкой из четырех
фонем. Принцип организации игрового задания
заключается в следующем: проговаривая фонему за
фонемой, необходимо провести пеликана к ведерку с
рыбой. Пеликан перелетает со столба на столб только
при правильном звуке пациента. Т.о. модуль позволяет
составлять и отрабатывать короткие слова из четырех
фонем: -С-А-Ш-А-, -Л-У-Ж- А- и др. Перспективные
коррекционные направления модуля — постановка
адекватного звукопроизношения, автоматизация
изолированого звука, автоматизация цепочки
нередуцированных звуков в составе слоговой
последовательности или слова.

Читайте также:
Как пользоваться компасом программой инструкция видео

21. Интерфейс модуля

22. Модуль «Дифференциация двух фонем»

• позволяет вести работу по дифференциации
смешиваемых в произношении фонем с помощью
игрового задания, в котором пациенту необходимо
корректировать голосом направление движения
велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по
пути следования, проговаривая заданные фонемы. При
этом велосипедист меняет направление движения в
сторону проговариваемой фонемы. Перспективные
коррекционные направления модуля — дифференциация
смешиваемых в произношении изолированных фонем,
дифференциация нередуцированных звуков в составе
слога или короткого слова.

23. Интерфейс модуля

24. Модуль «Дифференциация четырех фонем»

• позволяет вести аналогичную работу по
дифференциации сразу четырех фонем. Сущность
игрового задания при этом следующая. Пациенту
необходимо провести объект по лабиринту
проговаривая заданные фонемы. Стенки лабиринта
ограничивают коридор произношения. Логопед может
варьировать расстояние между стенками коридора и,
таким образом, постепенно добиваться точности
произношения дифференцируемых звуков.
Перспективные коррекционные направления модуля дифференциация смешиваемых в произношении
изолированных фонем, дифференциация
нередуцированных звуков в составе слога или
короткого слова.

25. Интерфейс модуля

26. Модуль “Спектр высоты и громкости во фразе”

• не имеет игрового сюжета, однако позволяет работать
со спектром отдельных звуков, слогов, слов и фраз по
принципу “повтори так же” Вы записываете образец
речевого промежутка. На экране он фиксируется в виде
спектра амплитуды и частоты. Задание для пациента повторить речевой промежуток ориентируясь на
образец. Так вы можете отрабатывать слова и фразы,
записывая достижения пациента от занятия к занятию,
сохранять лучшие попытки как образцы, представлять
отдельные характеристики речи в виде разноцветных и
трехмерных графиков. Перспективные коррекционные
направления модуля трудно перечислить, поскольку
этот модуль имеет очень разветвленную
целеобразующую основу.

27. Интерфейс модуля

28. Модуль “Спектр звука”

• позволяет работать со спектром отдельных звуков.
Сочетая работу перед зеркалом и работу в этом модуле,
можно очень быстро добиться результатов даже в
работе с тяжелой речевой патологией. Произнося какой
либо звук, можно видеть на экране его
спектр, зафиксировать разным цветом в виде плавной
кривой линии и работать над произношением,
совмещая образцовый график логопеда с графиком
пациента. Используя разные цвета графиков, можно
работать одновременно над несколькими
звуками. Перспективные коррекционные направления
модуля — постановка адекватного звукопроизношения,
автоматизация изолированого звука, дифференциация
звука по визуализированным частотным
характеристикам.

Источник: ppt-online.org

Компьютерные логопедические игры

Логопедические компьютерные игры для детей все чаще используются в коррекции отклонений в развитии ребенка. Это эффективное дополнительное средство компенсации в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Безусловно, занятие не может состоят только лишь из компьютерных онлайн-игр – достаточно одной, которая будет соответствовать тематике определенного урока.

Игровая форма не нарушает общей концепции занятий. Напротив, они повышают интерес к занятиям у ребенка, поэтому их эффективность оказывается намного выше. Логопед, который использует в своей практике компьютерные технологии, должен решить две задачи:

  1. Сформировать у ребенка навыки использования компьютером.
  2. Использование компьютерных игр для коррекции речевых нарушений.

В последнее время число детей, имеющих различные проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, речью, интеллектом и другими нарушениями развития, увеличивается. Именно поэтому применение дополнительных методик в коррекции оказывается все более актуальным. И применение компьютерных технологий является одним из тех методов, которые применяются в логопедической работе все чаще.

Какие цели и задачи решают компьютерные логопедические игры?

Логопедические компьютерные игры для дошкольников решают следующие задачи:

  • первое знакомство ребенка с компьютером и информационными технологиями;
  • совершенствование ВПФ: внимания, памяти, мышления и т.д.;
  • закрепление навыков ориентации в пространстве;
  • развитие сенсорных эталонов и ЭМП;
  • развитие ручного праксиса;
  • развитие просодики: дыхания, слитности, ритма, высоты и тембра;
  • развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;
  • развитие фонетической стороны речи;
  • развитие словаря по разным лексическим темам и развитие связной речи;
  • знакомство с изображением, названием букв;
  • обучение чтению;

Все эти цели и задачи могут достигаться через одну игру, либо можно чередовать их, достигая необходимого результата.

Какие игры бывают

Компьютерные логопедические игры бывают двух видов – ролевые и не ролевые. В первую категорию относятся игры от первого и третьего лица. К не ролевым играм относятся аркадные, головоломки, на быстроту реакции и т.д.

Есть определенные виды игр, которые хорошо известны среди специалистов, поэтому они чаще всего применяются на практике.

1.Программа-тренажер Dizartria.NET используется исключительно для коррекции дизартрических расстройств. Есть 2 версии – бесплатная и платная. Первая включает в себя два режима – речевой протез и релаксация голосовых связок. Платная версия дополнительно включает третий режим – развитие дикции и просодики.

Помогает развить речедвигательные центры коры головного мозга, скорректировать просодику, сформировать сильный выдох и т.д.

2.Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока. Каждый блок программы состоит из нескольких модулей. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов:

  • «Просодика» (Модули: дыхание, слитность, ритм, высота и тембр);
  • «Звукопроизношение»;
  • «Фонематика» (Модули: звуки, слова, анализ, синтез);
  • «Лексика» (Модули: слова, словосочетания, валентность).

3. Компьютерная логопедическая программа «Учимся говорить правильно» направлена на развитие:

  • фонематического восприятия на материале неречевых и речевых звуков;
  • навыков звукового анализа;
  • лексико-грамматического строя речи;
  • связной речи.

4. Программа «Видимая речь» предназначена для коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Она состоит из 14 модулей, включающих в себя по нескольку игр: «Наличие звука», «Громкость», «Громкость и голос», «Звонкость», «Включение голоса», «Высота», «Высотные упражнения», «Автоматизация фонемы», «Цепочки фонем», «Дифференциация двух фонем», «Дифференциация четырех фонем», «Спектр высоты и голоса во фразе», «Спектр звука».

5. Программа «Домашний логопед» предназначена для коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющими нарушения фонетико-фонематической системы и направлена на:

  • развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;
  • автоматизация звуков в скороговорках и чистоговорках;
  • в программы есть рекомендации родителям (артикуляционная гимнастика в картинках, упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, постановка и автоматизация звуков).

6. Существуют определенные компьютерные логопедические игры для школьников младших классов. К таким тренажерам относится Дэльфа-142. Логопедический тренажер «Дэльфа-142» представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Состав упражнений: меню «Звук» (19 упражнений), меню «Буква» (9 упражнений), меню «Слог» (4 упражнения), меню «Слово» (19 упражнений), меню «Предложение» (8 упражнений), меню «Текст» (3 упражнения).

Источник: logopedprofiportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru