Программа вещания что это

Как создать свой интернет-телеканал.

Всем плед, дорогие друзья, наверняка кто-то из вас мечтает создать свой телеканал, но к сожалению не может, поскольку правила выхода на телевизионные частоты очень строгие (строже конечно, чем на радио) и даже имея простой телепередатчик, к примеру из приставки Денди мы должны в любом случае получать лицензию на вещание, которая конечно стоит порядочных денег и не у каждого заваляется копейка для ее оплаты. Но что же все-таки делать? Выход есть — можно вещать в интернете, это и бесплатно и не требует особых затрат от пользователя, но все-таки придется иметь широкополосное и стабильное интернет-соединение (подойдет и 4G), а также мощный компьютер, который способен вытянуть трансляцию, так как кодирование в таком случае должно осуществляться «на лету», самая минимальная система с которой можно начать трансляцию должна иметь как минимум 2-х ядерный процессор с тактовой частотой не менее 2,4 Ггц, видеокарту не ниже Nvidia GeForce 9800 GT (хотя можно и 8600 взять) и как минимум 2 — 4 Гб оперативной памяти и емкий жесткий диск (а куда складывать то, что будем передавать), с железом определились, переходим к практической части.

MisicBell: программа для автоматизации аудио вещания по расписанию

Часть первая — Подбор программного обеспечения.

Первым делом нам необходимо подобрать программное обеспечение, во первых то, которым будем передавать потоковое изображение, здесь есть несколько вариантов которые мы обсудим.

1. VMix

Это пожалуй самая лучшая программа для вещания интернет-телеканала, так как здесь есть все настройки для этого, а именно слияние источников, возможность «составления» плейлиста «на лету», а также дополнительные XAML-модули, типа часов бегущей строки и так далее, что более упрощает вещание, да и широкий выбор источников не позволит вам обойти это решение стороной. Вот только главный минус — что эта программа платная, но все же ее можно скачать и с торрента уже с кряком. Я вот рекомендую версию именно 17.0.0.101 ибо она лишена недостатков, и там нет «бага зеленого экрана» как в линейке версий 22.*, и она не тормозит в отличие от 16.* версий. Есть конечно и ложка дегтя — программа сложновата для неподготовленного пользователя, но я думаю разберетесь.

2. OBS Studio

Пожалуй самая простая и кросплатформенная программа с открытым исходным кодом, настройки интуитивно понятны любому пользователю, вот только тут к сожалению не составишь плейлист как в vmix и придется весь эфир монтировать в видеоредакторе, к примеру в Movavi VideoEditor и затем включать его в Gom Player и затем добавлять его в качестве источника, да и звуковое устройство требуется выбирать или «Windows Sound (WASAPI)» или «Стерео Микшер», чтобы зрителю было все слышно что делается на экране, так что тут эта программа не очень подходит, но все же можно вещать и через нее.

3. XSplit Broadcaster

Не сказать бы что программа не совсем удобная, но изъяны у нее имеются, для стримов конечно она подходит, но для интернет-телеканала не очень так как настройки звука в данной программе слишком минимальны и данная программа не умеет работать с WASAPI, так что напрямую звуки вы через нее не передадите, придется либо использовать Стерео Микшер, либо паять двухсторонний Jack 3,5 для соединения микрофонного входа и стереовыхода на аудиокарте. Не смотря на свои недостатки — это программа единственная, что корректно работает на Windows XP и Vista, так что если вы обладатель ПК с предустановленной на него одной из следующих ОС, она вам подойдет, остальные не запустятся.

089 А Барыкин Программа телепередач

4. VLC Media Player

Когда-то давно приходилось сталкиваться с вещанием через нее, да и скажу дело то тут сложное, не просто же выбрать в меню «Медиа» пункт передавать, нам еще надо самостоятельно искать строку вывода в интернете и выбирать будущий формат медиа и еще тут усугубляется все тем, что VLC может передавать только один файл в качестве потокового видео за раз, так что монтажа эфира при вещании через эту программу вам не избежать, но все же она может наложить логотип вашего канала на видеозапись, текст и подкорректировать цветопередачу — все, на этом функции данной программы заканчиваются, ведь это как бы в основном плеер, а не полноценная программа для стримов.

Ну а теперь выбор за вами чем будете вещать — а мы переходим к части 2.

Часть Вторая — подбор платформы

А как же без нее? Канал же должен где-то хоститься, чтобы его могли смотреть будущие телезрители, поэтому надо грамотно выбрать площадку, есть как, бы разные, но мы поговорим о самых популярных в 2020 году.

1. VK Live

Кто ж не знает о том, что В Контакте позволяет делать прямые трансляции любым пользователям и группам, конечно в историях трансляция там строго книжной ориентации видео, но все же если войти в раздел «Видеозаписи» и нажать кнопку «Начать трансляцию» то можно вещать и в альбомной ориентации, как всегда у нас изображение на мониторе.

Вот только при трансляции вашего телеканала рекомендуется выбирать категорию «Хобби», для того чтобы привлечь зрителей.

Далее все просто — копируем URL и ключ трансляции в программу, настраиваем ее и начинаем вещание.

Источник: dzen.ru

Программа вещания что это

Автоматизация тв

Телевидение прочно заняло значительную часть нашей жизни. Это — факт. Телетрансляция сегодня — это не только государственное ТВ с программами «Время» и «Спокойной ночи, малыши» по вечерам. Свое, локальное вещание создают многие компании. Образовательные учреждения транслируют по аудиториям местные новости и обучающие материалы.

Не будем забывать про, активно развивающееся, региональное телевидение. В любой из этих ситуаций организатор телевещания неизбежно сталкивается с задачей оптимизации создания и трансляции видеоконтента в эфир.

Современные технологии предоставляют широчайшие возможности для решения практически любых задач. Однако, любое техническое решение требует определенных финансовых затрат, и порой — весьма существенных. Правильно организованная автоматизация тв-вещания помогает добиться эффективной трансляции телеэфира при минимальных финансовых затратах.

В недалеком прошлом вещание основывалось на ленточной технологии. Широко распространенная, много сделавшая для своей телеэпохи, технология записи и хранения информации на кассетных носителях имела ряд существенных недостатков. Прежде всего, это было связано с систематизацией, хранением и поиском необходимой видеоинформации. Огромные архивы, полки с кассетами — нужную информацию можно было искать часами. Собранный материал отсортировывался, отбирались необходимые кусочки видеозаписей, далее — долгий и нудный монтаж на дорогостоящих видеомагнитофонах.

Повторимся — долго, не эффективно, экономически затратно.

Все изменилось с приходом цифровых технологий. Объемные архивные помещения заменили компактные сервера. А вместо дорогостоящих монтажных студий — компактные и многофункциональные компьютеры. Наступила эпоха нелинейного монтажа.

Из чего состоит автоматизация эфира?

Изначально представляется так. Берем отснятый материал, с помощью разнообразного софта редактируем его на компьютере, и, собственно, материал готов. Можно отправлять в эфир!

Однако подобная схема скорее подойдет для создания при создании обзорных фильмов «Как я провел лето» или «Наша свадьба», с титрами, музыкой и спецэффектами. Автоматизация телеэфира имеет более сложную, хотя и похожую, схему.

На рисунке показана схема функционирования телеэфира. Картинка кликабельна.

  • Захват/ Ingest – блок захвата и оцифровки материалов. В этом блоке происходит добавление информации в систему – видеоматериалов со съемок, сюжетов. Это могут быть жесткие диски, флэшкарты, кассеты, видео из других источников. Здесь происходит импорт и описание видеоматериала и передача его архив.
  • Архив/ Archive – дисковый массив, ленточная библиотека – место хранения входных данных, которые используются для монтажа сюжетов и будут выданы в эфир. Основной особенностью архива является то, что все материалы лежат в определенной последовательности и имеют свое место.
  • MAM (Media asset management) – управление всеми данными архива. Система управления данными следит за базой контента, чтобы не было повторов, чтобы был определенный порядок, и можно было найти нужный материал. Если MAM рушится, то можно сказать, теряется весь архив, т.к. становится невозможно найти нужные данные.
  • Нелинейный монтаж/ NLE – основной этап производства. На данном этапе осуществляется монтаж сюжетов, роликов и программ из исходного материала. Доступ к исходным материалам, которые уже попали в архив, осуществляется по сети Ethernet.
  • Вещание/ PlayOut – выход в эфир данных (сюжетов) из архива в определенном порядке.
  • Ньюсрум/ Newsroom – редакция новостей, где редакторы и журналисты делают новостные выпуски и сюжеты при помощи специализированного программного обеспечения. Это может быть только текст, а может быть текст, видео и графика. В зависимости от используемого ПО.
  • Управление – узел, который управляет и контролирует все остальные элементы комплекса. Т.е. управление знает, что на входной блок попадает материал, для которого в архиве должно быть место, после чего из архива материал передается на монтаж, а потом на вещание и добавляется в playlist, который готов для выхода в эфир. Помимо управления информацией этот блок управляет еще и железом. Т.е. он отдает команды вещательному серверу о выдаче в эфир материала (забрать из архива и передать на вещание материал). Модуль управления может также управлять коммутаторами видео- и аудиосигналов.
Читайте также:
Watch plugin что это за программа

Стоит отметить, что существуют и другие модули автоматизации эфира, однако, в целях ознакомления, остановимся на основной схеме.

Захват (Ingest)

Один из самых важных элементов в системе — Ingest или захват/оцифровка.

Исходный материал, подлежащий обработке, может поступать из разных источников и первоначально иметь различные форматы. Захват информации может происходить из интернета, с цифровых и аналоговых носителей, транслироваться с камер в студии или через спутник. В любом случае, крайне важно, чтобы, при перекодировке и сжатии, потери в качестве были минимальны. Поэтому оператору необходимо обратить внимание на правильный выбор кодека для захвата, правильные метки и описание материала. Благодаря им будут упрощены каталогизация и поиск файлов в архиве.

Интерфейсы, которые могут использоваться при захвате:

  • SD/HD-SDI (цифровой видеосигнал со вложенным аудиосигналом).
  • RS-422 – интерфейс позволяющий управлять видеомагнитофонами. В отличие от обычного HD-SDI с видеомагнитофона можно получить TimeCode, это дополнительные данные для архива. По тайм коду можно разметить материал, т.е. расставить опорные точки внутри захваченного видеоматериала.
  • IEEE 1394 (FireWire, i-Link) – цифровой видеосигнал с вложенным аудиосигналом и сигналом управления видеомагнитофоном.
  • Composite, S-video – аналоговый видеосигнал.
  • Analog audio – аналоговый аудиосигнал.
  • USB, Ethernet – файлы с различных носителей информации, новостные ленты, IP потоки.

Архив и МАМ

Архив и МАМ не случайно объединены в общий радел. МАМ можно назвать каталогом, при помощи которого можно оперативно найти необходимые файлы, помещенные на хранение в архив. В системах ранения могут использоваться следующие элементы:

  • Внутренние хранилища (жесткие диски);
  • Внешние хранилища (флэшкарты, SSD, дисковый массив, ленточные библиотеки LTO – кассеты с магнитной лентой);
  • Облачные хранилища.

В развитых системах, как правило, архив разделяют на долгосрочный и оперативный. Оперативный раздел хранится на дисковом массиве. Не обязательно, чтобы он обладал большим объемом, как понятно из названия, здесь важна скорость операций. Например — новостной материал со съемок оперативно обрабатывается, очищается от ненужных файлов и передается на хранение в долгосрочный архив. Главной характеристикой которого является объем хранилища.

NLE — Нелинейный монтаж

Название говорит само за себя! Еще один важный узел в системе автоматизации эмира.

Используя исходные материалы, следуя указаниям режиссера, монтажер монтирует видеоматериал в соответствии с задуманным сценарием. В процессе монтажа используется разнообразное программное обеспечение. Символически данное ПО можно разделить на две категории:

  • Для новостных роликов используется скоростное ПО, способное работать с низким разрешением и обладающим минимальным набором эффектов и переходов.
  • Создание документального кино, авторских программ и других сложных сюжетов требует более «навороченного» программного обеспечения. Качество рабочего материала и эффектов здесь значительно выше. Как правило, чтобы не повредить исходник, работа ведется с его копией.

Вещание

«Сердце» автоматизации телеэфира — система вещания. Именно этот модуль ответственен за трансляцию. Весь видеоматериал раньше, во времена «кассетно-ленточного периода», выводился вручную. Зачастую оператору эфира приходилось вручную управлять одновременно несколькими видеомагнитофонами, DVD-плейерами и станцией наложения графики.

За любой сбой во время эфира на телеканал налагались штрафы (не забываем про рекламу, приносящую деньги!). Именно из-за огромной ответственности на телеканалах сервера вещания устанавливают со стопроцентным дублированием. И, как правило, под автоматизацией тв подразумевают именно автоматизацию вещания. Вещательный сервер снимает значительную часть нагрузки с человека, накладывая титры, эффекты, а главное — дает возможность видеоматериал исходя из специального списка, называемого плейлистом (playlist). Главной его особенностью является возможность удаленного управления и составление программы воспроизведения на определенное время вперед, вплоть до нескольких дней.

Существует два основных варианта вещания.

Сhannel-in-a-box (Телеканал в коробке)

По сути «channel-in-a-box» — это сервер, имеющий входы-выходы для аудио- и видеосигнала и имеющий возможность загружать необходимую информацию с внешних носителей или по сети. Продвинутые модели имеют в своем функционале и МАМ. Другими словами, мы имеем полноценный архив с возможностью поиска, каталогизации и описания видеоматериала.

Файлы, требующие конвертации, оцифровываются сразу на сетевой дисковый массив, либо на стадии нелинейного монтажа. Вещательный сервер имеет свой встроенный дисковый массив, состоящий из нескольких жестких дисков. Если материалы не требуют обработки и монтажа, они могут сразу, по сети или через видеовход, загружены на сервер. Файлы помещаются в плейлист, на них накладываются необходимые эффекты, «бегущая строка», логотип, титры и, в соответствии с расписанием, выводятся в телеэфир.

В случае необходимости выдачи материала, уже находящегося на сервере, то все необходимые эффекты накладываются уже на выходе.

Вещательные серверы типа «Телеканал в коробке» обладают невысокой стоимостью. Для управления функционалом «все в одном» достаточно одного оператора. Отличное бюджетное решение для небольших региональных каналов и «внутреннего» телевидения.

К сожалению, не обошлось без «минусов». Отсутствует полноценный архив, как правило, нет возможности создать полноценное резервное копирование. Объем хранилища ограничен объемом встроенных жестких дисков, без возможности расширения системы. Кроме того, «channel-in-a-box» весьма требователен к формату загружаемых видеофайлов. Это может создать непредвиденные конфликты в самый неподходящий момент

Вещательный сервер Playout

Данный сервер подключается к монтажным студиям и архиву по сети. А функции управления и хранения возложены на отдельные модули, соответственно — МАМ и архив.

Монтаж сюжета можно начинать уже на стадии оцифровки. По окончании процесса монтажа готовый материал либо копируется в архив, либо сразу отправляются на жесткие диски вещательного сервера.

Специальный выпускающий редактор формирует плейлист, содержащий смонтированные сюжеты, фильмы, передачи и рекламные блоки. Воспроизведение файлов происходит строго в соответствии с этим плейлистом. Оператор эфира не имеет права вмешиваться в его работу. Он осуществляет только контроль над работой сервера и, в случае сбоя, переключиться на резервный вещательный сервер.

Вещательные серверы Playout с успехом используются в «большом телевидении», так как обладают рядом преимуществ. Они стопроцентно резервируемые, совместимы со всеми файлами, имеют разграничение в правах доступа и возможность расширения системы.

Главным недостатком данных вещательных серверов является их стоимость.

Отдельно отметим особенности графики. Она бывает встроенная и внешняя. В первом случае, встроенный в сервер графический пакет накладывает эффекты (погоду, часы, титры) в прямом эфире. Отдельные графические элементы, (к примеру, оформление канала, 3D и т.д.) отрисовываются на отдельной внешней графической станции CG. Она подключается к серверу вещания или видеомикшеру и накладывает графические элементы на видеофайлы.

Читайте также:
Что за программа кипиай

Управление

Данный блок является программным обеспечением, которое как раз контролирует все процессы автоматизации телеэфира. Как правило, данный модуль уже является частью других элементов системы. Исключение составляет ситуация, когда элементы системы собраны от разных производителей.

Система управления автоматизацией тв отслеживает работоспособность элементов системы и информирует оператора о сбоях и неисправностях.

Автоматизация тв — на что обратить внимание

В заключение данной обзорной статьи необходимо отметить несколько важных моментов.

  • Прежде всего, следует знать, что, не смотря на существование единого стандартного протокола (MOS), отдельные элементы системы от разных производителей могут не эффективно взаимодействовать друг с другом, вплоть до полной несостыковки.
  • Автоматизация эфира — достаточно сложный, с технологической точки зрения, процесс. Поэтому немаловажно, чтобы у оборудования и программного обеспечения был русифицированный интерфейс и инструкции на русском.
  • По той же причине модернизацию старой системы желательно проводить поэтапно. Монтаж и настройка оборудования, а также переобучение персонала требуют определенных усилий и времени.
  • Говоря о модернизации, стоит помнить, что современное сегодня оборудование, завтра может потребовать обновления. Возможность расширения — важный фактор!

Источник: tele-radio.ru

Лучшие приложения для просмотра ТВ на Smart TV, ТВ-приставке, телефоне и компьютере

TehnoPub

Кабельное ТВ уходит в прошлое. И всему виной – высокоскоростной Интернет, который уже давно доступен даже для мобильных. И действительно, зачем ограничивать себя 200 конкретными каналами, когда в Сети тебе доступны те, которые ты любишь?! Причем по более выгодной цене!

Но теперь встал другой вопрос – в каком приложении удобнее и выгоднее смотреть ТВ? Об этом и будет наш сегодняшний обзор.

Peers.TV или ОНЛАЙН ТВ

В приложении есть доступ к сотням каналов, телепрограмм, фильмов и сериалов. Сервис постоянно расширят список доступных каналов, однако здесь вы не найдете доступа к таким популярным каналам как ТНТ, Матч ТВ, Пятница, 2×2, КХЛ ТВ и НТВ Плюс.

лучшее приложение для просмотра тв

При желании можно купить дополнительно подписку на премиум-каналы, такие, как MTV Russia или Авто24, а также подключить крупнейшую онлайн-библиотеку фильмов и сериалов AMEDIATEKA.

Пирс ТВ универсален и подходит для просмотра на таких устройствах:

  • Smart TV для LG и Samsung
  • Мобильные гаджеты (приложение доступно в магазинах App Store, Google Play, AppGallery)
  • В браузере десктопов

Приложение прекрасно тем, что готово предоставить бесплатно много контента. Однако за это вам придется просмотреть рекламу, которая сильно тратит трафик и замедляет загрузку передач. Но есть выход – платная подписка без рекламы.

SPB ТВ Мир

Это приложение одно из первых появившихся в этом секторе, но оно до сих пор не теряет своей актуальности.

Те, кто ратует за это приложение, отмечают несколько полезных функций:

  • Просмотр контента в режиме «только звук», для экономии трафика.
  • Возможность смотреть видео на большом экране при поддержке приложения Chromecast.
  • Доступ к каналам на 14 языках.

SPB ТВ Мир

Приложение дает бесплатный пробный период, однако затем вам нужно будет выбрать свой вариант подписки.

SPB ТВ доступен на таких устройствах:

  • Windows (десктоп и Xbox)
  • Телефоны и планшеты на Android
  • iPhone и iPad
  • ТВ-приставки
  • Smart TV и Apple TV

В этом приложении прекрасно все: и качество контента, и широкий выбор устройств для просмотра, и отзывчивая поддержка.

ViNTERA TV ViNTERA TV

Использовать этот сервис можно на любом устройстве, где есть подключение к Интернету:

  • Смартфоны и планшеты на базе Android или iOS
  • Smart TV
  • Через браузер на ПК
  • ТВ-приставки

Для доступа к большему количеству функций лучше пройти регистрацию. Пользователи отмечают хорошее качество картинки в сервисе, а также наличие IPTV.

Как и другие аналогичные стриминговые сервисы, зарабатывает ViNTERA TV за счет рекламы, а также подписок за избавление от нее.

ЛАЙМ HD TV

Здесь есть всё, что нужно для цифрового ТВ: телевещание, программа передач и архив.

Лайм ТВ можно использовать на всех мобильных устройствах и на Smart TV.

Скачать приложение можно в магазинах:

  • Google Play
  • App Store
  • App Gallery
  • Windows
  • TV https://tehnopub.ru/prilozheniya-dlya-prosmotra-tv/» target=»_blank»]tehnopub.ru[/mask_link]

    Делаем свой телеканал

    Вы, возможно, удивитесь, но телевидение всё ещё живо. Да, аудитория поредела и «состарилась», а технологии приумножились и помолодели (IPTV, SmartTV, различные приставки), но всё-таки жизнь есть не только в YouTube и TikTok. Мало того, сейчас сделать свой телеканал можно при достаточно небольших инвестициях времени и финансов.

    В 2017 году мой брат (Ruler-ufa) попросил меня о помощи с технической реализацией нового музыкального телеканала на башкирском и татарском языках. О том, что у нас получилось, и пойдёт речь в этой статье. Сразу оговорюсь, что нюансов подбора контента, оформления эфира и подобных тем здесь не будет, т.к. я занимался исключительно технической частью. Кроме того, задача была сделать все максимально просто и дёшево, т.к. бюджет был ограничен, поэтому некоторые вещи можно было сделать по-другому — правильнее, но гораздо дороже.

    DISCLAIMER! Все упомянутые решения, компании, партнеры и операторы — лишь отражение нашего личного опыта, а не реклама.

    Создание картинки и генерация видеопотока

    Что такое телеканал? По сути, это бесконечный аудиовидеопоток. И его необходимо как-то генерировать.

    Сначала пара слов о том, как это происходит на «больших» телеканалах. Их сердцем можно назвать ЦА — центральную аппаратную (в телецентрах поменьше она называется КРА — коммутационно-распределительная аппаратная) — помещение с коммутатором, большим микшерным пультом и кучей мониторов. На коммутатор приходят сигналы с головной станции (если это региональный филиал), со всех аппаратно-студийных блоков (АСБ), с различных видеосерверов и с другого ПО — например, титровального.

    Что такое АСБ? В общем случае — это другая аппаратная и студия, ответственные за производство конкретной программы в прямом эфире — например, новостей. Центральная аппаратная связывает воедино все АСБ и иные входы и решает, что пойдёт в эфир в конкретный момент времени. Ну а видеосерверы создают линейный эфир, т.е. эфир по расписанию — всё то, что не является «прямым эфиром».

    Кроме того, они могут генерировать, например, настроечную таблицу, сигнал часов и т.п. На выходе центральной аппаратной — аудиовидеопоток, который отправляется на передающее оборудование, спутник, сети распространения и т.д. Пример работы АСБ программы «Время» на Первом канале:

    А теперь спустимся с небес на землю и сделаем всё чуть проще! Поскольку необходимости в прямых эфирах на нашем телеканале нет, всю аппаратную мы можем реализовать в качестве одного-единственного сервера. Так как кодирование видео — процесс затратный, а делать это нам придётся круглосуточно, железо должно соответствовать:

    • Intel Core i7-7700K (с интегрированной Intel® HD Graphics 630),
    • RAM 24 Gb,
    • Windows 10 Pro,
    • 3 сетевые карты — для интернета и отправки потока.

    Сам сервер мы расположили в одном из дата-центров Уфы. Его выбор был не случаен — именно там располагается инфраструктура самых крупных в Уфе провайдеров телевидения и интернета. Благодаря такому размещению, доставка сигнала до этих операторов стала достаточно тривиальной задачей.

    С железом разобрались, переходим к софту. В качестве ПО для генерации картинки мы выбрали Форвард ТС компании «СофтЛаб-НСК», поскольку уже имели опыт работы с ним. Этот комплекс предоставляет широкий спектр возможностей для организации цифрового вещания и используется большим количеством телеканалов стран бывшего СНГ и не только. Список фич, которые используем мы:

    • подготовка эфира и составление расписания;
    • оформление эфира (титрование);
    • кодирование потока в H.264/MP3 и упаковка в MPEG-TS;
    • передача потока по UDP Multicast.

    Сам комплекс состоит из большого количества различных Windows-служб и программ для их настройки.

    Составление расписания эфира происходит в программе FDOnAir. Большую часть времени инженер эфира проводит именно в ней. Кроме того, здесь же происходит управление заранее подготовленными титрами при помощи команд в расписании и группы кнопок в верхней части интерфейса.

    Настройка pipeline’а (по-русски это обычно называют «тракт») происходит в другой программе — SLStreamerPro.

    Тут следует уточнить, что кроме Форвард ТС, Софтлаб имеет и более старую версию системы, которая работала, используя плату-расширение PCI. Итоговая картинка забиралась с платы при помощи физического соединения этой платы с остальным трактом, который преимущественно представлял из себя различные аппаратные компоненты. Сейчас большинство каналов вещает в цифре, но плата никуда не делась, просто теперь она — виртуальная.

    На графе видно, что эта самая плата является источником сигнала, с неё в граф попадает несжатый аудиовидеопоток (RAW). Затем он кодируется в определённый формат, в нашем случае — H.264/MP3. Да, именно MP3, а не AAC, поскольку не все телевизоры могут воспроизвести AAC, а поток доходит до конечных телевизоров в неизменном виде — операторы просто доставляют его от телеканалов до зрителей, никак не изменяя.

    Заключительная группа компонентов графа — получатели потока. Мы используем UDP Multicast и HLS segmenter. Первый нарезает MPEG-TS на UDP-дейтаграммы и отправляет на сетевую карту, а второй — на HLS-манифест и сегменты и складывает их на диск, чтобы мы могли опубликовать их с помощью IIS. Кстати, ffmpeg забирает сигнал тоже с помощью UDP Multicast, но не через реальную сетевую карту, а через loopback (об этом совсем скоро).

    Доставка до кабельных операторов и медиасервисов

    Теперь, зная, каким образом картинка рождается, остановимся чуть подробнее на том, как она попадает в конечные устройства зрителей. А происходит это, как правило, через посредников.

    Начнём с кабельных операторов. На сегодняшний день все они работают в цифре, поэтому ничего, кроме сетевого соединения между телеканалом и оператором, не требуется. Казалось бы, всё просто?

    Но и тут возникают проблемы. Сам сервер расположен в каком-то определённом месте — да хоть на кухне, это не так важно (шутки шутками, но именно там он и стоял первые пару месяцев). Вещательный сервер один, а операторов много, и у каждого свои точки присутствия. Что же делать в таком случае? Как отдать картинку всем?

    Тут есть два наиболее распространённых подхода. Первый — поднять сигнал на спутник. Практически все операторы имеют техническую возможность забрать его оттуда и распространить на своих абонентов. Минус один — это очень дорого. Примерная стоимость — сотни тысяч рублей в месяц.

    Второй — доставлять сигнал по земле через специализированных посредников. Самый популярный — компания Медиалогистика, филиал MSK-IX. Что она делает: по локальной сети дата-центра (как правило, Останкино или M9) забирает ваш сигнал и по своей наземной инфраструктуре оптоволоконных сетей доставляет его до операторов по всей стране. Краткий ролик о том, как всё это работает:

    Цена кусается уже не так сильно (десятки тысяч рублей в месяц), но всё ещё дорого для нашего случая. В этом смысле нам повезло — канал у нас на национальном языке, поэтому и большая часть аудитории расположена на вполне конкретной территории. Мы нашли дата-центр в Уфе с максимальным присутствием самых крупных кабельных операторов и разместили сервер там.

    Всё остальное — дело техники: с помощью выхода UDP Multicast отдать поток на сетевую карту и попросить сетевых инженеров направить этот поток по локальной сети на приёмный сервер оператора. Таким образом мы покрыли трёх самых крупных в Уфе операторов. Ещё один регион с большой аудиторией — Татарстан. Там мы сотрудничаем с другим крупным кабельным оператором; сигнал для них мы отправляем через магистральную сеть компании «ТрансТелеком».

    Есть и такие операторы (на самом деле, их у нас большинство), которые готовы принять сигнал через «дикий» интернет. Как правило, забирают они его в формате HLS, для этого они получают ссылку вида streaming.matur-tv.ru/hls/h264_aac/stream.m3u8. В очень редких случаях партнёр (например, Яндекс.Эфир) не имеет технической возможности принять HLS, тогда мы можем отдать картинку по RTMP (pull) либо через HTTP-TS. Последний представляет собой HTTP-ссылку, которая, в отличие от сегментов HLS, является бесконечным виртуальным файлом с потоком MPEG-TS.

    Поскольку операторов становится уже слишком много, ПО «Форвард» не поддерживает протокол RTMP и является недостаточно гибким, а также нам нужно иметь публичный HLS-поток для сайта и мобильного приложения (в случае DDoS-атаки на сервер не хотелось бы, чтобы умер весь эфир), мы решили развернуть ещё два виртуальных сервера — только для ретрансляции потока. Один —для операторов и сервисов, второй — для публичного стриминга.

    Основные инструменты, с помощью которых мы реализовали ретрансляцию — это ffmpeg и nginx rtmp module. Об ffmpeg, думаю, слышал хоть раз практически каждый. Это «швейцарский нож» в деле обработки и конвертирования аудио-видео. С помощью этой мощной утилиты мы вытаскиваем поток из pipeline’а «Форвард» и по RTMP отправляем на первый сервер ретрансляции.

    Там сигнал принимает nginx, который нарезает его на HLS и раздаёт всем операторам, у кого есть ссылка, а также отправляет его в YouTube, ВКонтакте и на второй сервер ретрансляции. Второй сервер практически ничем не отличается, только он не отправляет сигнал в YouTube и ВКонтакте и предназначен для раздачи потока для пользователей сайта и мобильного приложения.

    Мониторинг

    Отлично! Теперь у нас всё работает, и зрители могут наслаждаться музыкой! Но всегда есть «но». Чем сложнее система, тем чаще она ломается. А когда она частично или полностью является набором из бесплатных open-source-решений, соединённых воедино — это происходит ещё чаще.

    Не хотелось бы расстраивать зрителей отсутствием сигнала, и тут нам поможет мониторинг.

    Велосипедов изобретать мы не стали, а развернули еще один сервер с Zabbix на борту и мониторингом всех трёх (четырёх вместе с Zabbix) серверов. Для удобства настроили оповещения в два чата в Telegram: один для незначительных проблем технического характера, второй для серьёзных аварий с полным или частичным отсутствием изображения. Теперь у нас есть мониторинг базовых метрик серверов. Но, как правило, с самими ОС всё хорошо, а нам ещё нужен мониторинг непосредственно медиапотока.

    К сожалению, никаких готовых plugin‘ов «под ключ» мы не нашли. Взяв за основу этот template (спасибо, Diversantos!) и немного доработав, мы получили следующие метрики для каждого из наших HLS-потоков:

    • существование сегмента;
    • размер сегмента;
    • время загрузки сегмента;
    • продолжительность сегмента;
    • громкость звука (добавили мы);
    • индекс структурного сходства (добавили мы).
    • Битрейт нестабилен;
    • Сегмент не найден;
    • Загрузка сегмента заняла более 200 мс;
    • Продолжительность сегмента менее 4 секунд;
    • В потоке зафиксирована тишина;
    • В потоке зафиксировано статичное изображение;
    • Трансляция на сайте и в мобильном приложении недоступна;
    • Трансляция в YouTube недоступна;
    • Трансляция ВКонтакте недоступна.

    Заключение

    Как видите, усилиями нескольких человек, имея пару серверов и небольшой бюджет, можно создать настоящий телеканал. Конечно, SLA будет далеко не «пять девяток», но это всё равно будет настоящее телевидение! Наш канал проработал уже 3 года и не собирается на этом останавливаться.

    Зачем нужны эти знания? Есть много примеров региональных, отраслевых, тематических телеканалов, а также телеканалов, принадлежащих отдельным информационным агентствам. А что мешает организовать корпоративный телеканал? В компании, где работает несколько сотен человек, внутренние коммуникации очень важны.

    Например, в Аркадии во всех офисах работает ArcadiaTV: зайдя на кофе-пойнт или в столовую, сотрудники могут узнать, у кого сегодня-завтра день рождения, прочитать последние новости, получить важные напоминания, посмотреть фотографии с последних мероприятий. ArcadiaTV востребовано, и мы будем развивать его дальше.

    Конечно, в одной статье сложно уместить все нюансы и детали и при этом не дать ей разрастись до небольшой книги. Поэтому я постарался в общих чертах описать принципы, по которым мы построили всю систему, а на любые вопросы о деталях я с удовольствием отвечу в комментариях. Ну и, конечно же, жду конструктивной критики от более опытных коллег. Возможно, мы что-то упустили или сделали вообще неправильно. Спасибо!

    • Блог компании Arcadia
    • Системное администрирование
    • Анализ и проектирование систем
    • DIY или Сделай сам

    Источник: habr.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru