Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года). В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Алгоритм перехода на федеральные основные общеобразовательные программы
На сегодняшний день один из главных документов по дошкольному воспитанию – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, на основании которого будут созданы новые программы развития и воспитания дошкольников.
2. Цели и задачи программы.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Николай Веракса Чему должно учить дошкольное образование?
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
3. Содержание и структура программы.
Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» : соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
4. Специфика программы.
Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
В разделах по группам раннего возраста для каждого возраста даются характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особенности организации жизни детей, примерный режим дня, определены задачи воспитания и обучения.
В разделах по дошкольным группам для каждого возраста, помимо характеристики возрастных особенностей психического развития детей, особенностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы, даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.
В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результат освоения Программы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в Программе в разделе «Коррекционная работа». Обширный перечень необходимых программ, технологий, методических пособий поможет педагогам составить на базе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» основную общеобразовательную программу для своего дошкольного образовательного и успешно реализовать ее.
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в полном объеме без изменений может быть использована в качестве основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
Объем Программы рассчитан на 100% времени, отведенного на образовательный процесс.
Участники образовательного процесса могут изменить до 20% общего объема Программы для отражения :
1) видового разнообразия учреждений, наличия приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);
2) специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Список используемой литературы
1. Программа «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. : Мозаика-Синтез, 2011.
2. Воронкина Е. С. Современные программы по развитию детей дошкольного возраста. -М. :АРКТИ. 2012.-86с.
3. Новичкова О. Г. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей. М. : Гумманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.-119с.
4. Светлакова К. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений : Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей/ Под редакцией К. И. Светлакова. -М. :2010
Публикации по теме:
Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» на неделю с 19 по 23 ноября. Дата 19 ноября 2018 понедельник Режим Интеграция образов-ой деятельности Совместная деятельность взрослого и детей с.
Комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» в младшей группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39» Комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» в младшей.
Планирование недели «Зима» по программе «От рождения до школы» (средняя группа) План по Вераксе на февраль 1 неделя средняя группа Тема недели___ зима 5 февраля 6 февраля 7 февраля 8 февраля 9 февраля Первая.
Практика для воспитателей в рамках программы «От рождения до школы» Введение. Полное наименование Учреждения где походила педагогическая практика: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Рабочая программа для второй младшей группы на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа для 2 младшей группы № 1 «Цветик-семицветик» разработанная в соответствии.
Рабочая программа младшей группы 2018–2019 учебный год «От рождения до школы» (часть 2) СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. Образовательная область «Физическое развитие» Цель: 1) гармоничное физическое развитие; 2) формирование интереса.
Рабочая программа младшей группы 2018–2019 учебный год «От рождения до школы» (часть 3) Образовательная область «Речевое развитие» Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения.
Рабочая программа по ознакомлению с природой (к программе «От рождения до школы» 4–5 лет) ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом заведующий МАДОУ № 272 МАДОУ № 272 ___ Г. А. Берлизова протокол № от 30.08.2017 приказ.
Рабочая программа «От рождения до школы» с детьми группы раннего возраста от 1 года до 2 лет Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Рабочая программа в младшей группе «От рождения до школы» Принято Советом педагогов МБДОУ «___» ___ 20__ г. Протокол №___ Утверждаю заведующая МБДОУ ___ «___».
Источник: www.maam.ru
Программа «От рождения до школы»: новации, основанные на традиции

До начала перестроечного этапа в нашей стране все детские сады работали по единой Типовой программе. Однако после чреды политических и экономических преобразований наступил период модернизации системы учебно-воспитательной работы с детьми. В итоге сегодня существует практика индивидуального выбора общей стратегии образовательной деятельности с малышами, осуществляемой педкадрами дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Одним из самых актуальных направлений признана программа «От рождения до школы», созданная под кураторством Н.Е. Вераксы.
Базовые характеристики программы «От рождения до школы»
Каждое ДОУ занимается реализацией целей процесса образования, основываясь на образце системы работы с малышами разного возраста, сформулированном Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Эта модель называется ориентировочной программой и именно к этому типу стратегий образования относится концепция «От рождения до школы».
Основополагающая идея программы заключается в признании отрезка жизни ребёнка до 7 лет периодом исключительной ценности и основанном на этом положении описании векторов развивающего образования, что способствует всестороннему развитию малыша с рождения до поступления в первый класс. Кроме того, в образовательном проекте акцент делается на национальный компонент, то есть воспитание патриотизма и восполнение недочётов духовного и нравственно-этического становления подрастающего поколения. «От рождения до школы» — это концепция образования, суть которой в наращивании новаторских идей на сложившиеся принципы дореволюционной и советской педагогической мысли.

Программа «От рождения до школы» опирается на лучшие традиции советской дошкольной педагогики
Программа была разработана под руководством Николая Евгеньевича Вераксы (доктора психологических наук, ректора Московской педагогической академии дошкольного образования, главреда журнала «Современное дошкольное образование») коллективом педагогов, психологов.
Назначение концепции «От рождения до школы»
Миссия элементов программной стратегии сводится к:
- созданию среды для гармоничного проживания малышами периода от 0 до достижения семилетнего возраста;
- разработке приёмов воспитания, причём не только нравственного, духовного, но и культурно-гигиенического, поэтому наряду с изучением культуры своей страны, например, малыши 1,5–4 лет учатся складывать и развешивать свои вещи на крючки в шкафу, тщательно умываться;
- методическому сопровождению периода становления речевой функции;
- стимуляции психофизического формирования личности малыша сообразно его возрасту и особенностями темперамента, характеру (так, объёмы нового материала для младших групп существенно меньше количества информации, которую способны осмыслить старшие дошкольники);
- обеспечению базы для развития социально-коммуникативных умений ребят, то есть воспитание навыков общения воспитанников между собой и со взрослыми;
- воспитанию самоценности жизни и хорошего самочувствия (дети осваивают знания, связанные с ЗОЖ, безопасностью в быту и пр.).
Практическому воплощению этих целей способствует систематическая работа по разрешению задач процесса образования, которые варьируются в зависимости от возраста воспитанников и являются преемственными от группы к группе.

Педагоги и семья призваны обеспечить детям счастливое проживание детства
Таблица: задачи учебно-воспитательного процесса для дошкольников разного возраста
- Обеспечение условий для организации физической активности, предупреждающих утомляемость (малыши этого возраста не чувствуют меры, поэтому необходимо следить за их состоянием, своевременно завершать игры или менять виды деятельности);
- усвоение навыков самообслуживания (дети осваивают порядок одевания-раздевания, учатся соблюдать гигиену рук, оценивать аккуратность своей одежды);
- тренировка пространственного ориентирования на территории группы и ДОУ;
- обогащение пассивного запаса слов и разработка активного за счёт усвоения наименований объектов и признаков в процессе знакомства с текстами детской литературы, в беседах;
- практика сотрудничества с окружающими в игровой активности, в том числе в забавах, имитирующих поведение и деятельность старших (например, сюжетно-ролевая игра «Семья»);
- составление понятийной базы о временах года;
- разработка базы сенсорных представлений (знакомство с окружающими звуками, активизация обонятельных рецепторов, познание понятий форма, цвет, величина);
- формирование умения разбирать компоненты иллюстраций и затем описывать их;
- развитие интереса к музыкальному искусству (к примеру, при помощи разучивания танцевальных движений под разные ритмы и темп);
- поощрение инициативы (например, ребята после наблюдения опытов с сухим и мокрым песком, стараются повторить увиденные манипуляции: насыпают песочек на лопасти игрушечной мельницы, лепят куличики и пр.);
- воспитание базовых представлений о саморегуляции (малыши учатся играть вместе, проявлять выдержку).
- Формирование умения вычленять общее в 3–4 предметах (все кубики жёлтые, все картинки — квадратные и пр.) и сравнивать их по количеству, размеру, соединять в группы (к примеру, все машинки легковые, красного цвета, маленькие);
- обогащение знаний о мире животных (среда обитания, особенности питания домашних, диких зверей, птиц);
- знакомство со строением тела человека и животных (руки, лапы, ноги, голова, туловище);
- отработка навыка называть сезоны, части суток по основным признакам;
- расширение базы речевых клише для просьб, обращений («Так делать нельзя», «Можно, пожалуйста …» и пр.);
- обогащение запаса слов, грамматических конструкций (в том числе и для согласования существительных с глаголами);
- усвоение норм ведения диалога (не перебивать говорящего, отвечать по очереди);
- воспитание понимания того, что такое хороший поступок, а что значит поступить плохо (помочь тому, кто ударился — хорошо, поставить подножку — плохо);
- идентификация образа своего «Я» при помощи речи (малыши могут описывать свою внешность, называют свой пол, рассказывают о происходящем вокруг);
- освоение культурно-гигиенических навыков (правила пользования салфеткой, поведения в туалете, на прогулке, в спальне и пр.);
- приобщение к труду (малыши помогают поливать цветы в группе, около павильона, раскладывают салфетки на столах в столовой);
- обучение первичным навыкам соблюдения ПДД (знать значение сигналов светофора), правилам безопасного поведения в быту (в частности, в процессе игры нельзя ничего брать в рот, разбрасывать игрушки и т. д.);
- рассматривание объектов, находящихся в близком окружении (парк, школа и пр.);
- воспитание заинтересованности культурой и традициями своей страны и города (например, при помощи ознакомления с литературным наследием родного края).
- Продолжение стимулирования интереса к объектам мира вокруг, в основном через активное использование в образовательном процессе методического потенциала экспериментальной деятельности;
- формирование настойчивости и упорства при выполнении заданий;
- развитие речи (например, через освоение названий и назначения предметов быта — ложек, вилок — в процессе овладения ими);
- поощрение желания подражать взрослым в действиях (например, в поливе цветов, уборке территории и пр.);
- расширение представлений математического свойства (малыши учатся прибавлять и отнимать в пределах пяти, отрабатывают понятия «больше», «меньше», «равно»);
- развитие умения группировать животных на «травоядных», «млекопитающих», называть диких и домашних зверей, обитающих в нашем климатическом поясе, а также расширять базу знаний об экзотических представителях фауны;
- знакомство со строением тела человека;
- обучение проявлению эмоций, связанных со знакомством с произведениями культуры и искусства (к примеру, при помощи положительной или отрицательной оценки сути прочитанного/увиденного/услышанного);
- тренировка крупной моторики через освоение бега, лазанья, перешагивания.
- Систематизация полученных ранее знаний, умений и навыков по всем направлениям образования;
- интенсификация освоения навыков чтения и письма;
- знакомство с основными способами размножения растений;
- формирование представлений о целостности организма человека;
- продолжение работы по стимулированию проявлений любознательности, самостоятельности, общительности;
- расширение спектра методических способов взаимодействия с детьми (активно вводится приём показа, интерактивных игр, например, на тренажёрах по обучению грамоте);
- внимание к единству учебно-воспитательных стратегий в саду и дома за счёт активного привлечения родителей в жизнь группы (организация спортивного досуга «Мы — спортивная семья» и пр.);
- воспитание уважительного отношения к труду — как собственному, так и окружающих, а также признания в этом контексте права на ошибку (педагог может, например, сказать о недостаточной чёткости линий на рисунке, но похвалить за интересную подборку цветов);
- исключение интеллектуальных перегрузок, так как в школе и саду процесс обучения сопряжён (иными словами, цифры учатся не только в ДОУ, но и школе, поэтому нет смысла зацикливаться на них в работе с малышами 5–6 лет).
- Освоение навыков чтения и письма;
- расширение математических представлений (обучение сложению, вычитанию в пределах 10, умению соотносить форму окружающих предметов с основными геометрическими фигурами);
- систематизация знаний о животных, их детёнышах, жилищах и профессиях людей, осуществляющих уход за домашними представителями фауны;
- закрепление знаний фаз выращивания растений, способов размножения;
- расширение представлений о функциях органов тела человека;
- формирование представлений об основных характеристиках образа будущего первоклассника (дисциплинированность, ответственность, любознательность и пр.);
- закрепление культурно-гигиенических навыков (правил поведения за столом, содержания своей одежды в чистоте и порядке и пр.);
- приобщение к труду с помощью введения практики организации дежурства по группе и территории;
- систематизация представлений о дороге, проезжей части и тротуаре, знаний о безопасном поведении на улице и дома;
- ознакомление с вымирающими видами флоры и фауны родного края;
- обогащение знаний культурного наследия своей страны при помощи просмотра, чтения, прослушивания произведений искусства;
- воспитание чувства коллектива и здоровой конкуренции в нём.

Задачи программы носят преемственный характер, то есть повторяются каждый год, но с новыми нюансами
Сущность программы «От рождения до школы»
Процесс развития, воспитания и обучения по программе происходит по 6 векторам:
- «Физическое развитие» (вместе с вектором здоровьесбережения);
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Развитие игровой деятельности».
Первые 5 составляют суть учебно-воспитательного процесса, а последний обеспечивает базовую форму организации взаимодействия с дошкольниками.
Реализация миссии программы осуществляется через комбинации форм работы с детьми:
- игровую;
- коммуникативную (речевую);
- интеллектуальную, связанную с формированием познавательной сферы малышей;
- экспериментальную (опытную);
- практическую, способствующую реализации теоретических знаний, умений и навыков на практике (например, в средней группе, узнав на уроках по ознакомлению с миром вокруг о том или ином экзотическом животном, ребята изображают этого представителя фауны на занятии по рисованию);
- трудовую (либо как самостоятельную активность, например, уход за аквариумными рыбками в группе, либо как элемент, сопутствующий другому виду активности, например, уборка декораций и костюмов после драматизации);
- эстетическую (музыкальную) — ребята учатся слушать и слышать музыку, понимать её настроение и соотносить его со своим;
- бытовую (через выполнение задач распорядка дня);
- взаимодействующую (то есть форму сотрудничества с родителями).
Работа по областям образования через разные формы взаимодействия организуется при помощи следующих видов деятельности:
- непосредственная образовательная деятельность (НОД), то есть занятия;
- познавательная работа вне ДОУ (например, разработка проектов);
- досуговые мероприятия (развлечения, прогулки);
- выполнение режимных моментов.

В любом виде деятельности игра выполняет организующую функцию
Структура программы
Согласно ФГОС, сущность программы «От рождения до школы» раскрывается в 5 разделах, которые охватывают организацию и психолого-педагогическое сопровождение процесса взаимодействия с воспитанниками в ДОУ:
- Цели программы. В этот раздел включены: пояснительная записка, результаты, которые должны быть достигнуты в конце этого этапа дошкольной жизни, а также рекомендации относительно структуры организации сотрудничества с ребятами.
- Суть возрастных характеристик малышей от 0 до 2 лет с описанием нюансов психолого-педагогической деятельности на этом этапе.
- Описание сотрудничества с ребятами от 2 до 7 лет. В этом разделе раскрывается суть возрастных особенностей и даётся перечень условий организации работы с дошкольниками по программе.
- Ценные советы по разработке системы заданий для каждой из областей учебно-воспитательной деятельности.
- Приложения с рекомендациями по созданию планов уроков, а также перечень досуговых мероприятий, подборки игр подвижного вида и упражнений.
Все составные процесса работы по программе обеспечены авторскими методическими рекомендациями, перечень которых можно найти здесь.

В программе описываются возрастные особенности малышей, что позволяет подобрать оптимальные формы взаимодействия с ними для осуществления НОД и организации досугов
Виды уроков по программе
- «Физическая культура»;
- «Развитие речи»;
- «Формирование элементарных математических представлений» («ФЭМП») со второй младшей группы;
- «Ознакомление с окружающим миром» (в старших группах «Формирование целостной картины мира» — «ФЦКМ»);
- «Музыка»;
- «Изобразительное искусство» (отдельные занятия по рисованию, лепке, конструированию, аппликации);
- «Чтение художественной литературы» со средней группы;
- «Обучение грамоте» со старшей группы.
Программа «От рождения до школы»: за и против
Любая программа, организующая образовательную активность в детском саду, имеет свои плюсы и минусы. Относительно программы «От рождения до школы» первых существенно больше:
- цельность (программа демонстрирует комплексный подход в работе с детьми от 0 до 7 лет);
- методический охват всех видов деятельности (авторы позаботились о пособиях для работы по всем направлениям с детьми любого дошкольного возраста);
- упор на развитие личности каждого ребёнка при помощи сочетания совместной работы с воспитателем и самостоятельной деятельности, а не за счёт заучивания готовых блоков знаний;
- возможность реализации задач воспитания патриота своей страны, введения культурологических знаний на основе рекомендованных пособий и конкретных видов работы;
- акцент на воспитание активной гражданской позиции;
- возможность прогнозировать результаты образовательной деятельности благодаря всестороннему методическому сопровождению;
- акцент на практику, так как программа разрабатывалась педагогами-практиками, а не теоретиками;
- наличие рекомендаций для реализации задач инклюзивного образования, то есть работы с малышами, имеющими ограниченные физические возможности;
- описание особенностей игровой активности для каждого возраста с указанием перечня игр, что имеет колоссальное значение для выстраивания системы работы с дошкольниками, для которых игра — ведущий тип активности;
- наличие систем мониторинга успешности процесса образования по всем направлениям;
- описание направлений работы с семьёй (в этом контексте особую ценность приобретает серия пособий «Школа Семи Гномов»);
- система мониторинга, позволяющая оценить реальный уровень знаний, умений и навыков малышей.
Отрицательные стороны программы можно определить так:
- неполная проработка структуры предметно-развивающей среды группы;
- отсутствие достаточного сопровождения для организации физкультурно-оздоровительного вектора работы в ДОУ (правда, основываясь на принципе соответствия современным тенденциям организации образовательного процесса, авторский коллектив регулярно представляет проекты обновления содержания программы);
- громоздкие для восприятия теоретические блоки, а также совмещённые с ними отдельные практические пособия, что в некоторой степени усложняет восприятие последних.
Источник: melkie.net
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений и разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, приказ №655 от 23 ноября 2009 г.).
Руководители авторского коллектива — доктор психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГЛУ — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова — Т. С. Комарова.
Авторы — А. В. Антонова, доктор педагогических наук; Н. А. Арапова-Пискарева: М. М. Борисова, кандидат педагогических наук; Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; В. В. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова. кандидат педагогических наук; Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук: Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; М. В. Жигарева, доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук; B.И. Петрова, доктор педагогических наук; С. Н. Пидричная, кандидат педагогических наук; Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; C.Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.
В Программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы комплексно представлены основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Ведущие цели Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы:
— создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
— формирование основ базовой культуры личности;
— всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
— подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;
— обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Направления Программы
Основные направления Программы:
- Направленность на развитие личности ребенка – предполагает воспитания свободного, уверенного и инициативного человека, имеющего стойкую жизненную позицию и способного самостоятельно решать жизненные ситуации.
- Направленность на патриотическое воспитание – предусматривает формирование и развитие у детей уважительного отношения к своей Родине, народу, его истории, традициям и т.д. В рамках данной направленности детям прививают уважительное отношение к старшему поколению, знакомят с историческими событиями и т.п. Все это способствует формированию гордости за величие собственной страны, стремление защищать и охранять Отчизну.
- Направленность на дальнейшее образования – нацелена на развитие у ребенка стойкого познавательного интереса и стремления к получению знаний, формирования отношения к образованию как одной из ведущих жизненных ценностей. Данная направленность, предполагает формирование у детей навыков по самообразованию и самовоспитанию.
- Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей – является одной из ведущих направленностей Программы, ставит перед воспитателями задачи по формированию у детей навыков ЗОЖ. Задача воспитателя сформировать у детей навыки по соблюдению гигиены, ежедневной потребности в выполнении упражнений по физической культуре (зарядка, гимнастика и т.п.).
- Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка – предполагает создание благоприятного эмоционального состояния ребенка, посредством учета его индивидуальных возможностей и потребностей в воспитании и обучении.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Содержание и структура Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:
•соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
•соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
•обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
•строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
•основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
•предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с до¬школьниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.
Содержание психолого педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образователь¬ной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малы¬шей от рождения до 2 лет, разделы для первой и второй групп раннего возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп.
В разделах по группам раннего возраста для каждого возраста даются характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особенности организации жизни детей, примерный режим дня, определены задачи воспитания и обучения.
В разделах по дошкольным группам для каждого возраста, помимо характеристики возрастных особенностей психического развития детей, особенностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы, даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Для четкости изложения в начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГТ (Федеральные государственные требования), обозначающая цели и задачи данной образовательной области.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.
В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.
Авторы Программы, признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, выделяют в Программе работу с родителями в отдельный раздел.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в Программе в разделе «Коррекционная работа».
Обширный перечень необходимых программ, технологий, методических пособий поможет педагогам составить на базе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» основную общеобразовательную программу для своего дошкольного образовательного и успешно реализовать ее.
Рекомендации по написанию части программы, формируемой участниками образовательного процесса
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в полном объеме без изменений может быть использована в качестве основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Объем Программы рассчитан на 100% времени, отведенного на образовательный процесс.
Участники образовательного процесса могут изменить до 20% общего объема Программы для отражения: 1) видового разнообразия учреждений, наличия приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс
Преемственность
Следует отметить, что программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», являясь современным инновационным продуктом, опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия — «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Источник: konspektiruem.ru