Программа венгера что это

Развитие дошкольника в процессе обучения грамоте. Реализация программы «Развитие»

Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Исходя из данной задачи, была выбрана программа «Развитие» авторского коллектива — Венгера Л. А., Дьяченко О. М., Булычевой А. И для её реализации.

Путин про ЧВК «Вагнер» и Пригожина: «Все мои повара — сотрудники ФСО. Других у меня нет!»

Основополагающий принцип данной программы — развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей в дошкольном детстве.

Отличительной особенностью программы является то, что центром образования является ребенок как субъект образования. Достоинства программы : четкая структура, детальная проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, средствами обучения.

Вся образовательная деятельность программы направлена на воспитание самостоятельности детского мышления, нравственного развития ребёнка, знания об окружающем мире и о самом себе, возможности ориентироваться в мире людей.

Содержание программы сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста :

-системности (планирование составляется на год, месяц, день);

-доступности (материал соответствует возрастным особенностям детей индивидуальным особенностям детей);

-научности (детям даются научные знания, используются проблемные ситуации, наглядное моделирование);

-связь теории с практикой (то, что на занятии проходят, дети закрепляют в повседневной жизни);

-интеграции (идет взаимосвязь с другими видами деятельности);

Программа «Развитие» состоит из 13 разделов, но моя цель практически внедрить в свою образовательную деятельность один ее раздел- технологию обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста, овладение основами первоначальной грамоты.

Для достижения результатов:

— изучена психолого-педагогическая литература по проблеме речевой готовности детей ;

— изучены основы обучения детей грамоте;

— запланирована практическая деятельность по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на основе данной педагогической технологии;

Их там НЕТ! ЧВК Вагнер — кто они такие и за что воюют?

— проведен анализ полученных результатов и определена дальнейшая деятельность.

На начальном этапе при использовании данной технологии был проведён мониторинг уровня сформированности компонентов речевой системы дошкольников :

— чёткое и правильное произношение всех звуков речи;

— умение различать звуки речи на слух;

— владение навыками звукового анализа;

— словарный запас и понимание значений слов;

— живая, выразительная связная речь;

Затем была выбрана стратегия, то есть конкретные способы реализации технологии. Реализуя задуманное, постоянно ориентируюсь на ребенка, ни шагу вперед без уверенности освоения предыдущего материала. Работа по данной технологии дает ту свободу творчества, без которой невозможно развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

В процессе организации образовательной деятельности формирую навыки звукового анализа слов:

— определение звуков, их количества, последовательности, понимание смыслоразличительной роли звука, составление слов с определенными звуками;

— на следующем этапе проводим членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

– затем проводится вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи и выделение его как смысловой единицы из речи;

– на завершающем этапе проводится деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений.

В содержании программного материала прослеживается преемственность в обучении грамоте, например, в старшей группе дети выделяют словесное ударение, а дети подготовительной группы выделяют словесное ударение и определяет его место в структуре слова. Дети старшей группы качественно характеризуют выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук, а подготовительные производят полный звуковой анализ, знакомятся с буквами, как одним из знаков звука.

Исследования учёных позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте.

У ребенка пяти лет особая чувствительность и восприимчивость к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. У детей происходит сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. В процессе обучения грамоте повышается самостоятельность детей и их активность, происходит умственное развитие, формируются духовно-нравственные ценности.

Для достижения целей и задач данной речевой технологии был разработан алгоритм организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте.

Задания, упражнения, ориентированные на снятие мышечного напряжения, ощущения команды, создание эмоционального комфорта.

II Вводная часть

Мотивация. Создание проблемной ситуации.

Задания, не имеющие решения. Задания с недостающими данными.

Формулирование темы, главного вопроса.

III. Основная часть.

Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации.

Упражнения, задания на применение нового способа решения в другой игровой ситуации.

IV. Заключительная часть.

1. Подведение итогов. Самопроверка и коррекция. Рефлексия.

2. Ритуал прощания.

Алгоритм образовательной деятельности речевой технологии Л. Венгера включает в себя вводную часть, основную и заключительную.

Нами данная структура была расширена ритуалом приветствия, в которые включены задания, упражнения, ориентированные на снятие мышечного напряжения, ощущения команды, создание эмоционального комфорта, доброжелательности друг к другу, дисциплинированности, готовности к восприятию учебного материала. И ритуалом прощания, который ориентирован на выяснение содержательной оценки деятельности, также детьми проговариваются задачи на следующую деятельность.

Развитие дошкольника в процессе обучения грамоте. Реализация программы «Развитие»

Для восприятия учебного материала в группе создана предметно-развивающая среда

Обучающая деятельность строится в игровой форме с использованием всевозможных игр, занимательных упражнений, сюрпризных моментов, введением проблемных ситуаций, фонематических, лексических, грамматических, графических и подвижных игр: игра «Часовые»

игра «Колобок»

игра «Теремок»

дидактическая игра «Теремок»

дидактическая игра «Лечим звуки»

игровое упражнение «Живые звуки»

игра «Назови слово на заданный звук», задачи, не имеющие решения;задачи, с недостающими данными.

Включаю разнообразные формы сотрудничества, которые способствуют выполнению главной задачи программы : учат детей

действовать в одной команде, договариваться, находить общее мнение

(работа в парах, группах)

Результаты умений и навыков по разделу обучения грамоте отслеживаются методом включённого наблюдения. В детском саду разработаны карты, которые помогают определить степень развития компонентов по обучению грамоте.

Для родителей разработаны анкеты, которые позволяют определить воспитателю эффективность работы данной технологии.

В результате внедрения речевой технологии дети достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Они овладевают действием звукового анализа слов, состоящих из 3–4 звуков, делить на слоги, могут характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твердые и мягкие). Дети умеют сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования, подбирать слова по заданной модели.

Работая по данной технологии считаю что, смогу заложить в ребенке систему знаний, которая станет фундаментом к последующему успешному обучению детей в школе, а так же поможет сформировать ребенка, как личность.

Публикации по теме:

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Презентация комплексно-тематического проекта «Весна идет» Овладение связной монологической речью является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном.

  • Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Программа «Развитие»: вчера, сегодня, завтра

Прошло уже 13 лет как программа «Развитие» появилась на свет и «живет» в дошкольном пространстве. Она является одной из вариативных программ дошкольного образования. Программа «Развитие» – это результат многолетних фундаментальных исследований научного коллектива, руководимого известным отечественным психологом Л.А.Венгером.

Программа «Развитие» нацелена на развитие познавательных и творческих способностей. Теоретическая обоснованность, четкая структура самой программы, обеспечение образовательных разделов планами занятий для детей всех возрастных групп (от 3-х до 6-ти лет включительно) сделали ее особенно привлекательной для дошкольных учреждений. В связи с этим распространение программы относительно других программ и технологий является одним из приоритетных.

Программа «Развитие» зарождалась в 60-х годах ХХ века в базовом экспериментальном детском саду (НИИ дошкольного воспитания АПН СССР) № 515 Юго-Западного округа г.Москвы. На том этапе в роли психологов-экспериментаторов выступали Р.И.Бардина (Говорова), Н.Б.Венгер, Л.Е.Журова, Т.В.Лаврентьева, К.В.Тарасова, В.В.Холмовская и другие известные сегодня ученые школы Л.А.Венгера. И сейчас с нами работают «воспитатели-венгеровцы» (Е.С.Гаврилова, Л.А.Кухтенкова Л.А.Пинчук, Е.Б.Синицина, Л.П.Татарникова и др.), сохраняя традиции, заложенные талантливым экспериментатором Л.А.Венгером и его сотрудниками.

Сегодня Е.С.Гаврилова, заведующая д/с № 515, с особой теплотой вспоминает те дни: «…В 1977 году я пришла работать в удивительный детский сад, в экспериментальную группу, куда Л.А.Венгер пригласил меня на должность воспитателя после окончания МГПИ им. В.И.Ленина. Это была безумно ответственная, увлекательная и нелегкая работа, потому что на каждом занятии присутствовал психолог, а затем в лаборатории шли долгие обсуждения полученной информации: анализировалось поведение детей, роль воспитателя, делались выводы. Так накапливался богатейший материал по развитию способностей дошкольников».

Читайте также:
Программа мой гектар в Московской области что это такое

В Учебном центре им. Л.А.Венгера, занимающемся внедрением программы «Развитие» с 1992 г., «проучено» более 5000 дошкольных учреждений. Полноценное овладение программой предполагает ясное понимание всего сложного комплекса психолого-педагогических оснований образовательной работы с детьми.

Именно поэтому Центром Венгера были организованы специальные курсы для методистов и воспитателей, обучение на которых является необходимым условием подготовки воспитателя для работы по программе. Работа на курсах построена таким образом, что каждый раздел программы освещается его авторами. Рассказывая о своем разделе и методике работы, они вместе с аудиторией вновь проживают ту интереснейшую исследовательскую деятельность, результатом которой явился раздел. Педагоги, в большинстве своем, становятся единомышленниками авторов программы «Развитие», стремящимися воплотить ее идеи в практику работы с детьми. Лекции сопровождаются показом видеофильмов, в которых представлены занятия по разделам программы.

Такая углубленная работа по совершенствованию профессионального мастерства педагогов стала возможной благодаря многолетнему плодотворному сотрудничеству науки и практики.

В настоящее время география использования программы в массовой практике нашего Отечества простирается от Краснодара до Салехарда, от Калининграда до Южного Сахалина.

С самого начала деятельности Центра установились определенные традиции внедрения результатов исследований в широкую практику дошкольных учреждений. Авторы программы читали обзорные лекции, проводили обучающие семинары, разрабатывали научно-методическое обеспечение (более 50 наименований специальной литературы), освещали свою деятельность в периодической печати (журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Наш малыш», «Учительская газета» и др.), выступали на радио и телевидении и т.д. Широкий спектр авторских разработок был представлен в таких издательствах, как «Просвещение», «Новая школа», «Гном и Д», «ЭЛТИ-КУДИЦ», «Сфера», «Карапуз» и др.

Стали регулярными городские, региональные и областные научно-практические семинары, конференции, где педагогическое сообщество обменивалось опытом, делилось своими достижениями (Москва, Братск, Тольятти, Нижневартовск, Сургут, Новоуральск, Калининград, Геленджик, Владимир, Самара, Челябинск, Пермь, Муравленко, Вологда, Екатеринбург и др.). Наряду с этим проводились всероссийские и международные конференции совместно с Министерством образования РФ, Московским комитетом образования.

Шло время, мы получали обратную связь, которая ставила перед нами новые исследовательские задачи и требовала серьезной коррекции в работе. Мы стали обнаруживать так называемые «белые пятна» в воспитательно-образовательном процессе. Встала проблема органичного сочетания интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка.

Программа требовала определенной сбалансированности для целостного охвата педагогического процесса в дошкольном учреждении. Основным объектом преобразований стала сфера взаимодействия педагога с ребенком. Внимание авторов сосредоточилось на проблеме социально-эмоционального развития ребенка, которое имеет чрезвычайное значение (наряду с интеллектуальным развитием) в становлении детской личности.

Данная проблема получила развитие в последующих научных исследованиях, проводившихся под руководством доктора психологических наук О.М.Дьяченко. Они были направлены на включение символической функции в воспитательно-образовательный процесс, на понимание ребенком смысла и выражения своего отношения к миру, который он познает, на «проживание» образовательной ситуации.

Результатом исследования явился новый вариант программы «Развитие», дополненный и усовершенствованный, ориентированный на амплификацию содержания и гуманистический стиль взаимодействия «взрослый-ребенок». Появился специальный раздел «Развитие представлений об окружающем мире и о себе», в котором прослеживается органичное единство эмоционального и познавательного компонентов.

Кроме того, новая редакция программы включала три факультативных раздела, которые педагог может выбрать по желанию: «Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссерская игра». Данным разделам присуща яркая направленность на развитие художественных и творческих способностей. Они также способствуют развитию детской индивидуальности с учетом собственных предпочтений ребенка.

В новой редакции программы произошло некоторое сокращение количества занятий в обязательных разделах, что обеспечило возможности для проведения дополнительных занятий по выбору.

Таким образом, открылись перспективы для творческой деятельности педагогов по программе и осуществления основной задачи развития личности ребенка – становление активной жизненной позиции. Программа нацеливает педагога на работу в режиме проектирования. Такая работа предполагает, прежде всего, самостоятельный анализ педагогом ситуации: определение, на каком уровне находятся дети данной группы, как они «входят» в программу и т.д. Затем выстраиваются стратегия и тактика воспитательно-образовательного процесса.

Развивая способности детей, педагог тем самым помогает им быть успешными в разных видах деятельности. В процессе реализации личностно-ориентированной модели воспитания устанавливается доброжелательная атмосфера сотрудничества детей и педагогов, улучшается микроклимат в группе.

Развивая способности детей, педагог и сам проходит путь развития, совершенствуясь профессионально и личностно. Яркими примерами такого саморазвития являются строки из писем педагогов, которые периодически приходят в Центр Венгера. Так, заведующая д/с «Журавушка» (р.п. Камские Поляны, Татарстан), пишет: «Спасибо за такую чудесную программу «Развитие»!

Дети стали детьми, воспитатели – настоящими воспитателями – друзьями и учителями, когда нужно. Родители – в восторге! И я сама чувствую, что к воспитателям возвращается энтузиазм, появляется та самая «изюминка», без которой никогда не понять и не постичь детскую душу…».

Заведующая д/с при УВК № 1691 г. Москвы Г.Н.Серова: «…Нам нужна была такая программа, которая бы не «натаскивала» детей, а способствовала их умственному развитию. Поэтому мы выбрали программу «Развитие». Вскоре после начала работы по программе мы заметили, что дети стали более любознательными, активными: задают много вопросов, играют дома в те игры, которые им показали на занятиях.

Конечно, изменилось и отношение родителей к детскому саду – они стараются без серьезной причины не оставлять детей дома. Воспитатели отмечают, что им стало интереснее работать. Главный результат – это наши дети. Приятно видеть, какими они стали развитыми, компетентными и организованными. Мы уверены, что наши дети будут учиться в школе не только на «хорошо» и «отлично», но и с удовольствием».

Мы заметили еще один интересный факт – наряду с изменением отношения педагогов к программе, детям, воспитательно-образовательному процессу – кардинально поменялось и отношение родителей ко всему, что происходит с их детьми в дошкольном учреждении. Так, мама нашей воспитанницы Саши Трубниковой говорит: «… На родительском собрании нам сказали, что детский сад работает по программе «Развитие».

Тогда мы не придали этому значение. Сколько в наше время фирм, гимназий и т.д. объявляют о том, что они обучают детей по-новому, предлагают множество платных услуг в обучении детей. Нас порадовало только то, что в обычном детском саду с нашим ребенком будут заниматься и делать это будут бесплатно. Больших результатов мы не ожидали, да и, вообще, тогда мы считали, что в таком маленьком возрасте обучать особенно нечему.

Скоро Саша стала задавать множество вопросов, на некоторые из которых мы сами не всегда могли ответить. Как любым родителям, нам стало интересно, что же делает дочка в детском саду. Мы решили поговорить с воспитательницей и были тронуты тем, что у нее нашлось время, чтобы подробно рассказать, чем занимаются дети. Так мы стали знакомиться с программой, ведь наша помощь была нужна как дочери, так и воспитателям. Наше сотрудничество шло Саше на пользу: она хочет узнавать новое, ей все интересно, она постоянно задает вопросы, может взяться за любую задачу и ищет ее решение.

Не только Саша училась по программе, но и мы сами. Пришлось копаться в книгах, вспоминать давно забытые вещи, учиться не смущаться, если чего-нибудь не знаешь, совместно искать решение. А еще мы стали больше уважать нашу дочь, видеть в ней самостоятельную личность, имеющую право на собственное мнение и на ошибки».

В работе над программой «Развитие» можно поставить только «запятую», но никак не «точку». Новое время ставит новые проблемы: воспитание детей раннего возраста, сотрудничество детского сада и семьи, установление преемственных связей между дошкольным и начальным общим образованием. Нам еще понадобится разработать дополнительные рекомендации для практики в этот сложный переходный период. У нас есть возможность изменять, дополнять, исправлять и совершенствовать программу «Развитие», т.к. она весьма убедительно доказала свою жизненность. Недаром в дошкольном пространстве появились крылатые слова и выражения: «школа Венгера», «Венгеровский центр», «Венгеровская программа» и, наконец, «Венгеровцы»…

По мере внедрения программы обнаружилось любопытное явление: наши занятия, направленные на овладение детьми сенсорными, речевыми, конструктивными, изобразительными и другими средствами, оказывали определенную коррекционную помощь детям, особенно в ней нуждающимся. К нам стали обращаться специальные детские сады, предназначенные для детей с различными нарушениями здоровья, в том числе и детские дома, с которыми мы тесно сотрудничаем. Л.Л.Митяев, директор детского дома семейного типа Детской деревни SOS Томилино, и его сотрудники стали нашими коллегами и постоянными участниками семинаров и консультаций. Они отмечают, что именно при поддержке Центра «появилась первая российская детская деревня SOS».

В начале 90-х годов была создана программа «Одаренный ребенок». Она представляет собой усложненный вариант программы «Развитие» и предназначена для образовательной работы с детьми 5-7 лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Программа «Одаренный ребенок» имеет те же теоретические основания, что и программа «Развитие» и позволяет наиболее полно учитывать потенциал одаренного ребенка с сохранением его индивидуальности и психического здоровья.

Сегодня перед авторским коллективом (научный руководитель – доктор психологических наук Н.Е.Веракса) встала достаточно сложная проблема создания культурного образовательного пространства ДОУ как системы нормативных ситуаций, поддерживающей детскую активность и обеспечивающей развитие способностей (познавательных, коммуникативных, регуляторных). Данный подход, концептуально разработанный Н.Е.Вераксой, позволяет предметно оформить и развить понимание способностей, предложенное Л.А.Венгером (способности не только являются результатом культурно-исторического развития человека, но и позволяют ребенку самостоятельно взаимодействовать с культурой).

Читайте также:
Anvide lock folder что это за программа

Программа «Развитие» будет развиваться и дальше, у нее есть к этому все основания: научно-теоретическая платформа, сбалансированность содержания, широкое внедрение в практике дошкольных учреждений, новые исследовательские перспективы.

Источник: childpsy.ru

Программа «Развитие». Программа разрабатывалась научным коллективом под руководством известного отечественного психолога, доктора психологических наук, профессора л.А.Венгера.

В основу программы легли идея А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция Л.А.Венгера о развитии способностей.

Программа требует установления основанных на личностно ориентированной модели воспитания и обучения. Программа составлена для каждого возраста и содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы с детьми.

Цели: развитие у детей умственных и художественных способностей детей, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности.

Кардинально изменены способы дошкольного обучения – перед детьми ставится система последовательно усложняющихся задач. Основной акцент программы сделан не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается. При разработке программного материала первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

В структуре воспитательно-образовательного процесса, организуемого по программе «Развитие»:

1. Развитие сенсорных способностей (мл.возраст).

2. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

3. Введение в грамоту (мл., ср.группы); подготовка к обучению грамоте (со старшей группы).

4. Формирование представлений об окружающем мире о себе (мл.возраст).

5. Ознакомление с природой (средняя группа).

6. Формирование элементарных экологических представлений.

7. Развитие элементов логического мышления (со ст.группы).

8. Формирование элементарных математических представлений (со средней группы).

9. Ознакомление с пространственными отношениями (со средней группы).

10. Конструктивная деятельность.

11. Изобразительная деятельность.

12. Игровая деятельность.

В комплексе программы отсутствуют разделы «Развитие музыкальности» и «Физического развитие». Авторы рекомендуют программы: «Гармония», «Синтез» ( К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова) – музыкальное воспитание и развитие; рекомендации по организации физического воспитания в ДОУ Маханевой.

Программой предлагаются дополнительные разделы : «Художественное конструирование», «Выразительное движение», «Режиссерская игра».

Программно-методическое обеспечение: Программа «Развитие» (для каждой возрастной группы); планы занятий к программе «Развитие» (для каждой возрастной группы); «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста»; «Педагогическая диагностика»; «Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста» (теоретический и практический материал); «Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей 5-6 лет».

Программа «Детство». В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.А.И.Герцена (В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.) была разработана программа «Детство».

Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни).

Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел — «Отношение к самому себе».

Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:

1. Характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка.

2. Особенности сферы Деятельности (общения, восприятия).

3. Общие задачи воспитания.

4. Представления (ориентации).

5. Практические умения.

6. Уровни освоения умений (низкий, средний, высокий).

7. Методические советы.

8. Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть.

9. Рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства.

Источник: studfile.net

Программа «РАЗВИТИЕ»

Программа «Развитие» разработана коллективом сотрудников Учебного центра Л.А. Венгера. В ее основу легли два теоретических положения.

Первое – это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания чуждых ему интересов, видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории, основной путь развития ребенка – это амплификации развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Второе – это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия это образы, соответствующие сенсорным эталонам – общепринятым образцам внешних свойств (форма, цвет, величина и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.) В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентированной модели воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Основная цель программы – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста.

Она разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.

Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.

В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий – по природе, математике и ориентировке в пространстве, играющей важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр.

В старшей и подготовительных группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка в пространстве, математика, однако появляются и новые виды: грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматический характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий: дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т.д. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями: с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) ребята узнают о простейших логических операциях.

Кроме этих основных разделов, в программе есть дополнительные – режиссерская игра, художественное конструирование, выразительное движение. Занятия по этим разделам могут проводиться в зависимости от желания детей и воспитателя.

В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре.

К программе «Развитие» разработан целый ряд психолого-педагогической и методической литературы.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Источник: studopedia.ru

Программа «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Баренцева и др.)

Программа «Развитие» разработана сотрудниками Учебного центра Л. А. Венгера.

В ее основу, как указывают авторы, заложены два теоретических положения.

Первое — это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если oн чувствует себя не опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка — это амплификации развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Второе — это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятие — это образы, соответствующие сенсорным эталонам, общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения они соответствуют различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т. п.). В основе программы «Развитие» — личностно-ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.

В задачи программы входит развитие:

сенсорных способностей и усвоение символов, являющихся предпосылкой последующего развития познавательных и творческих, интеллектуальных способностей ребенка; развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной литературы, живописи, музыки;

способностей к наглядному моделированию;

элементов логического мышления.

Развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в умении самостоятельно анализировать ситуацию, создавать идею будущего продукта и план ее реализации, в развитии децентрации.

Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.

Технология программы «Развитие» требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском ребенка в решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием активности, самостоятельности.

Читайте также:
After effects project что за программа

Технология ТРИЗ

ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного — без множества пустых проб — решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ — теория развития творческой личности.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап — это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап — разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести — вытечет.

Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед — это не вода. Решение задачи — перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ — это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности — игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Педагогика Марии Монтессори

Сущность педагогической теории М. Монтессори характеризуют три ведущих положения:

воспитание должно быть свободно.

воспитание должно быть индивидуально.

воспитание должно опираться на данные наблюдений за ребенком.

Обеспечение этих факторов — главная задача воспитания. Опираясь на данные физиологии, антропометрические характеристики детей от 3 до 7 лет, педагог находит средства, чтобы обеспечить и облегчить ребенку «его сложную внутреннюю работу психического приспособления, духовного роста Центральным моментом в идеях Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка.

В качестве составляющих педагогического процесса М. Монтессори выделила необходимость антропометрических измерений, организации окружающей среды, классной мебели, воспитание самостоятельности, упразднение соревнований между детьми, отсутствие наград и наказаний, правильное питание ребенка, гимнастика, воспитание чувств, развитие силы.

Огромное внимание привлекают дидактические материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавание звуков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи.

М. Монтессори предъявляла высокие требования к личности и профессиональным умениям педагога. Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а через дидактические материалы, опосредованно, но отчетливо представляет себе программу развития каждого ребенка.

Глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы М. Монтессори обусловлен необходимостью обучения, воспитания и развития ребенка, способного успешно действовать в обществе, быть достойным и самобытным гражданином страны.

Вальдорфская педагогика — это международное культурно-образовательное движение, основанное философом Рудольфом Штейнером.

Целью вальдорфской педагогики является создание равных условий для детей с различными способностями и социальным происхождением, развитие скрытых способности и свойств ребенка.

Подход к человеку как единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях вальдорфской школы.

Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизни ребенка ко второму и от второго — к третьему.

Педагоги и теоретики вальдорфской школы считают, что первая большая эпоха воспитания ребенка примерно до семилетнего возраста определяется тем, что в ребенке душа и дух еще не пришли к внутреннему самосознанию — они гораздо теснее, чем в дальнейшей жизни связаны с процессами телесного развития ребенка. Сознание ребенка и его переживания зависят от того, какие впечатления из окружающей жизни он воспринимает своими чувствами. Основная форма научения в этот период жизни — сначала непосредственное, а затем косвенное подражание. Подражательная деятельность влияет на развитие элементарных навыков, на формирование ориентировок в окружающем.

Один из принципов вальдорфской педагогики — принцип авторитета. Дети учатся в диалоге, но подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие.

В вальдорфской школе и детском саду одинаковое внимание уделяется развитию мыслительной, эмоциональной и волевой сторон личности. Какие-либо предметы или виды деятельности не имеют преимущества перед другими. Наряду с теоретическими науками идут занятия прикладными и художественными видами деятельности, поскольку именно искусство рождает целостное мировосприятие, а образное мышление естественно для ребенка. Художественные дисциплины — живопись, скульптура, лепка, драматическое искусство, игра на различных музыкальных инструментах — занимают большое место в занятиях.

Вальдорфский детский сад существует на началах самоуправления: все важнейшие организационные вопросы решаются педагогическим коллективом и родителями. Над учреждением нет верхних управляющих инстанций. Одна из особенностей функционирования учреждений — роль родителей, которые знают свои обязанности и суть работы в рабочих группах и комитетах. Поэтому говорят, что вальдорфская педагогика всегда «вырастает снизу, а не строится сверху». В совместных учительско-родительских объединениях решаются вопросы строительства, проведения совместных праздников, отношения с государственными организациями.

Вопросы для самоконтроля

Дайте определение понятиям «гуманизация», «инновация», «технология».

Раскройте основные направления гуманизации содержания дошкольного образования.

Перечислите требования к организации педагогического процесса на основе принципа гуманизации.

Выделите структурные компоненты технологий обучения и воспитания.

Охарактеризуйте критериальный аппарат педагогических технологий.

Дайте сравнительный анализ видов инновационных педагогических технологий.

На основе анализа программ дошкольного образования выделите методы, и формы обучения и воспитания детей

Список литературы

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5.

Типовое положение о ДОУ / Дошкольное образование в России. — М., 1997. — С. 148—155.

Венгер, Л. А. А. В.Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. — 1990. — № 8.

Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н Короткова // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 5—6.

Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспиатние. —1991. — № 11.

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофевой. — М., 1999.

Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. — М., 1991. — 160 с.

Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста / авт. сост. Т. И. Ерофеева [и др.]. — М., 1996. — 50 с.

Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — 64 с.

Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М., 1998

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru