Сведения о родителях:
Мать:, по уходу за ребенком-инвалидом.
В данной школе Р обучается с 1 сентября 2017 года . По заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от 06.03.2017г. выставлен диагноз F -70, 84.01, сенсомоторная алалия. По заключению ТПМПК от 24.01.2018г. выставлен диагноз F -70.89, криптогенная эпилепсия и рекомендовано обучение по АООП НОО для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 2). По решению МСЭ от 07.02.2018г. присвоен статус «ребенок-инвалид».
Мальчик проживает с матерью –в двухкомнатной благоустроенной квартире, в квартире чисто, у Р. имеется отдельная комната. Мама потакает все капризам мальчика, по этой причине ребенок растет капризным на уговоры и просьбы мамы не реагирует.
У Р. наблюдаются эпилеоидные черты характера. Для мальчика характерны застревания на переживаниях, угрюмость, подозрительность, недовольство, склонность к аффективным вспышкам. Нарушена общая ориентировочная деятельность.
У обучающегося работоспособность на низком уровне (при игровой деятельности наблюдается утомляемость, быстрое истощение, снижение устойчивости деятельности, потеря контроля над движениями Активный словарь у обучающегося не формируется (интереса к смысловой стороне слова не проявляет). Восприятие мальчика – грубо нарушено. Внимание неустойчивое, низкой концентрации.
Вебинар: Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) / 13.04.21
С трудом переключает внимание с одного вида деятельности на другой. Воображение и наблюдательность на очень низком уровню. Память – опосредованное запоминание недоступно, преобладающий тип памяти – зрительный. Мышление тугоподвижное.Собственная речь на уровне звукоподражания.
Р. нарушает режимные моменты учебной деятельности. Часто мальчик агрессивно настроен уже с начала урока, начинает стучать по партам, опрокидывает стулья на пол, в приступе агрессии громко кричит, крик переходит в истерику, чем срывает учебное занятие. Инструкции учителя не выполняет.
Присутствует желание вступать в кратковременный контакт с учителем, с ровесниками или с детьми старше себя. Вступает в контакт не часто, если это происходит, то только в агрессивной форме. Интерес к действиям взрослого проявляет ситуативно.
Обучение строится с учетом психофизических возможностей ребёнка по индивидуальной программе учебных предметов: «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Изобразительная деятельность»,. Р. также посещает коррекционные курсы «Предметно-практические действия», внеурочную деятельность «Занятия с психологом». Учебная нагрузка составляет 8 часов в неделю.
Особенности усвоения программного материала:
Математические представления. Узнает знакомые предметы на картинках; по настроению совершает совместно с учителем математические предметные действия (раскладывание предметов — больше, меньше, поровну). Участие в дидактических играх затруднено. Слуховое восприятие предметов по описанию учителя затруднено. Правильно (из 2) выбирает заданные геометрические фигуры.
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития: просто о сложном
Не всегда правильно осуществляет действия по перемещению предметов в пространстве и на плоскости. Слабые представления о пространственных направлениях относительно себя: справа, слева, вверху, внизу. Писать цифры может только способом «рука в руку». Соотносит качественные и количественные числительные в пределах 3.
Окружающий социальный мир. Ориентируется в помещениях школы: коридоре, раздевалке, классе, а также в помещении квартиры. Показывает предметы посуды, мебели. Правила поведения в школе соблюдает частично. Охранительный режим не выполняет. Дистанцию «учитель — ученик» не соблюдает. Слабые представления о социальной роли людей. Элементарные правила этикета не выполняет.
Не бережет игровой материал.
Окружающий природный мир. С помощью учителя узнает времена года (зима, лето). Выделяет сезонную одежду, обувь. Различает овощи и фрукты. Визуальное восприятие домашних животных сопровождает определенными звуками. Узнает диких животных: медведя, ежа, зайца, домашних животных: корову, собаку, кошку. Из времен суток показывает: день, ночь. Частично показывает явления природы.
Определяет состояние воды: горячая, холодная.
Человек. Знает основные части человека, но показывает их ситуативно, в зависимости от настроения. Названия частей лица показывает. Осуществляет уход за частями тела совместно со взрослым. Показывает на иллюстрациях свою возрастную категорию. Узнает и показывает представителей старшего поколения – бабушку.
Умеет в ходе сюжетно – ролевой игры показывать эмоции: радость, злость. Умеет сообщать о своих нуждах, с помощью жестов, звуков. Узнает свою одежду и обувь. По желанию вступает в игровые ситуации со школьниками. Предпочтение отдает конструированию и лепке из пластилина.
Изобразительная деятельность. Совместно с учителем готовит свое рабочее место для урока. Узнает материалы и инструменты, необходимые для урока изобразительной деятельности. Предпочитает работать фломастером. Использует лист А4. Не может отличить картон от бумаги.
Наблюдается хаотичное черканье наклонных линий. Рисовать красками, карандашами может только с помощью учителя способом рука в руке. В работе используются разные методики рисования, но предпочтение отдает работе пластилином. Цвета для рисования, лепки выбирает холодных оттенков (черный, коричневый, синий).
3.Индивидуальный учебный план
П р е дметные о б ла с ти
Источник: pedsovet.su
СИПР для ребенка с УО вариант 2
рабочая программа (1 класс)
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
4.3. Внеурочная деятельность.
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
6. Программа сотрудничества с семьей.
7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
9. Приложение (календарно-тематическое планирование).
- Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Е. Тимур А.
Дата рождения: 07.01.2011г.
Возраст ребенка: 8 лет
Место жительства: г. Калининград
Мать: Е. Марина И.
Год обучения в МАОУ НОШ №53: 1
Ступень обучения: 1
2. Психолого-педагогическая характеристика.
Тимур поступил МАОУ НОШ №53 г. Калининграда в 1 «Г» класс с 1 сентября 2019 года.
По заключению ПМПК у обучающегося умеренная умственная отсталость с тяжелыми и множественными нарушениями развития, расстройством аутистического спектра. Рекомендовано обучение по Специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, (вариант 2) ФГОС.
Относится к категории «ребенок-инвалид». Форма обучения: очно. Нуждается в предоставлении услуг ассистента. Другие специальные условия: щадящий режим пребывания в ОО, специальная организация пространства, места для уединения; дозирование учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности ребенка и времени поэтапного включения ребенка в образовательный процесс.
У Тимура сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием, которое сочетается с системным недоразвитием речи. Мальчик эмоционально расторможен. Отмечается неловкость крупной и мелкой моторики. Просматривается недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Не всегда показывает рукой в сторону названных предметов.
Реагирует на звуки в качестве ориентировочного рефлекса. Самостоятельная деятельность не целенаправленна.
Трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Наблюдается недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность. Обучающийся имеет негибкое мышление. Внимание на предмете не удерживает. Характерна повышенная утомляемость.
Требуется неоднократная стимуляция внимания.
Языковые средства не сформированы. Тимур не владеет речью. Мальчик понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, фамилию, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Обращенную речь понимает.
Тимур сам может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга. Пирамидки, мозаику собирает сам и с помощью учителя. Показывает части тела. Цвета, геометрические фигуры не называет. Характер действий с предметами: хаотичный.
Все игры проходят в форме совместного манипулирования предметами. Ориентировочная деятельность проходит как хаотичное бессистемное манипулирование.
Рисовать предметы может.
В пространстве ориентируется слабо.
К игрушкам проявляет неустойчивый интерес. В сюжетно-ролевые игры не играет.
Степень сформированности навыков самообслуживания – ниже средннего. Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный.
Рекомендуются занятия с учителем-логопедом, учителем –дефектологом, педагогом-психологом.
Приоритетные образовательные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.
3.Окружающий природный мир.
5. Окружающий социальный мир.
4. Музыка и движение.
7. Изобразительная деятельность.
8. Адаптивная физкультура.
9. Коррекционно – развивающие занятия.
3. Индивидуальный учебный план на 2019 – 2020 учебный год
Количесво часов в неделю
I. Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
1.1. Речь и альтернативная коммуникация
Источник: nsportal.ru
Программа СИПР для учащих с интеллектуальными нарушениями
Заключение ПМПК: Тотальное недоразвитие ВПФ у ребёнка с нарушением поведения. Нарушение языковых и речевых функций. Является ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, нуждается в особых условиях получения образования.
Характеристика обучающегося на начало учебного года.
Виктория посещает школу первый год.
Семья полная, состоит из 4-х человек, проживает в двухкомнатной квартире. Мама – домохозяйка, отец – установщик мебели Родители заботливо относятся к девочки, заинтересованы в успешном развитии ребенка, внимательно слушают рекомендации специалистов, по возможности выполняют. Мама и папа много гуляют с дочерью, выполняют её желания.
Основные двигательные навыки сформированы, преобладают значительные нарушения мелкой моторики. Согласно медицинским сведениям, состояние зрения и слуха соответствует норме. Виктория хорошо переносит физические нагрузки, редко болеет соматическими заболеваниями.
Девочке не нравятся громкие, резкие звуки, пение (начинает кричать сама) .Виктории нравится играть в куклы
Эмоциональное состояние девочки неустойчивое. Виктория чутко реагирует на настроение окружающих, чувствует отношение к ней. Эмоционально насыщенные ситуации, смена привычного хода событий, периодически вызывают перевозбуждение, нередко приводят к аффективной вспышке (кричит «а-а-а», отказывается общаться, убегает). Иногда наблюдаются эпизоды агрессии, направленной на взрослых (толкает, наскакивает на человека), сопровождающиеся криком «а-а-а». Предположительно, такое поведение провоцирует смена привычного хода событий.
Уровень основных мыслительных операций умеренно снижен. Доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, ребенок устанавливает сугубо конкретные связи между предметами и явлениями. Внимание неустойчивое, истощаемое. Наблюдается нарушение по объёму и концентрации, повышенная отвлекаемость, «соскальзывание».
Виктория понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые и некоторые сложные речевые инструкции в контексте происходящего. Понимает названия действий (есть, пить, спать, бежать и др.), признаков действий (большой, маленький, грустный, весёлый и др.), изображенных на фотографиях, предметных картинках, пиктограммах не понимает. Речь у девочки отсутствует.
В контакт девочка вступает избирательно. Виктория внимательно следит за происходящим вокруг неё, с помощью взрослого подключается к совместной с другими детьми деятельности. При кажущейся отстраненности, девочка чутко реагирует на похвалу и нуждается в ней. В свободной деятельности предпочитает игры с игрушками.
Знакомые предметы использует в соответствии с их функциональным назначением. Частично выполняет действия с мелкими предметами, выполняет налеп на рисунках с помощью педагога.
Навыки самообслуживания, в целом, сформированы. Одевается и раздевается самостоятельно с незначительной помощью. Не различает лицевую и изнаночную стороны одежды, левый и правый предметы обуви. Необходим контроль внешнего вида. Помощь требуется при заправлении и выворачивании одежды, застегивании пуговиц, молнии, завязывании шнурков.
Ест самостоятельно, но избирательно, не умеет пользоваться вилкой и ножом, ест разрезанную на кусочки, пищу
Виктория не знает названия основных цветов и некоторых оттенков, не различает предметы по величине (большой/маленький), не составляет упорядоченный ряд (по убыванию и по возрастанию). Не отсчитывает картинки от 1 до 10-ти. Пространственные представления формируются с трудом.
Виктория не различает диких и домашних животных, не соотносит с местом обитания; не различает домашних и диких птиц, грибы, ягоды, насекомых, предметы одежды, обуви, мебели, посуды, бытовой техники. Не объединяет объекты в группы по родовому признаку.
Девочке необходима постоянная помощь. Требуется постоянный присмотр.
Источник: compedu.ru