Программа в вузе это

Содержание

Президент России Владимир Путин подписал указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования — «в целях содействия совершенствованию системы высшего образования, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы».

Проект устанавливает новые уровни высшего образования: базовое и специализированное. Уровнем профессионального образования становится аспирантура. На уровне специализированного высшего образования будут работать программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки.

Что касается сроков обучения, то программа базового высшего образования будет длиться от четырех до шести лет, магистратура — от одного до трех лет в зависимости от направления подготовки, специальности, конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы.

Никаких Пересдач! 8 Советов от Студента 4 курса. Мои правила в вузе

При этом студенты, учившиеся в вузах по программам специалитета, смогут поступать в магистратуру как на следующую ступень. Получением второго или последующего высшего образования это считаться не будет. Сейчас, согласно законодательству, выпускники, получившие диплом специалиста после 2012 года, могут поступать в магистратуру только на платные места, так как это относится ко второму высшему образованию.

Согласно указу, пилотный проект будет реализован в 2023–24 и 2025–26 учебных годах, а запустят его в следующих вузах:

  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Калининград);
  • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет);
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Москва);
  • Московский педагогический государственный университет;
  • Санкт-Петербургский горный университет;
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет.

До 30 июня вузам нужно будет разработать образовательные стандарты и требования образования по новым уровням, а также соответствующие программы. По результатам пилотного проекта будет понятно, когда новые уровни высшего образования установят во всех вузах России.

Ранее идею об изменении уровней профессионального образования глава государства озвучивал во время послания Федеральному собранию. Тогда Путин предложил вернуться к старой базовой подготовке специалистов (от 4 до 6 лет), в случае узкой специализации — продолжить обучение в магистратуре или ординатуре.

Еще раньше, в мае 2022 года новую систему образования в России анонсировал глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков, назвавший Болонскую систему образования «прожитым этапом». В Минобрнауки уверяли, что переход будет плавным.

Источник: ngs.ru

Что значит направление подготовки? Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования

Структура вуза. Инструкция по применению #КСЮНАВСЮ

Окончание школы знаменует начало нового жизненного этапа для многих выпускников — поступления в вуз. Будущее ребенка во многом зависит от выбора учебного заведения, а потому делать это нужно осознанно. И первое, на что стоит обратить внимание, — это не отзывы или репутация вуза, а соответствие выбранного направления обучения профилю вуза.

Направление подготовки в вузе – что это такое?

направление обучения

Удивительно, но при выборе места для получения высшего образования важно ориентироваться на профессиональные программы. Профиль заведения определяет наличие определенных дисциплин в соответствии с учебным планом. Перед подачей заявки на поступление в выбранный вами вуз необходимо предварительно ознакомиться с его образовательной программой.

Так что же означает направление обучения? Для реализации основных учебных программ Минобрнауки России утвердили стандарты, поэтому для каждой ступени высшего образования сегодня существует свой ФГОС. Следовательно, недопустимо проводить обучение на степень бакалавра или магистра по стандартам магистратуры или аспирантуры. Таким образом, наша страна гарантирует работоспособность созданной системы профессиональных кадров различного профиля и специализации, которые необходимы национальной экономике и бизнес-сектору.

Взаимосвязь ФГОС и специальностей

В каждом ФГОС есть десятки сформированных направлений подготовки, которые, в свою очередь, включают разные специальности. Например, 11.00.00 «Электроника, системы связи и радиотехника» — это устоявшееся базовое направление со специальностями:

  • 11.03.03 «Дизайн электронных средств».
  • 11.03.02 «Наноэлектроника».
  • 11.03.01 «Радиотехника».
  • 11.03.04 «Системы связи и информационные коммуникации».
Читайте также:
Как изменить год в программе 1с

Профили направлений и специализаций в университетах

направление подготовки по специальности

Кроме того, следует назвать разделение на профили по направленности обучения, предусмотренной федеральными стандартами. При этом каждое учебное заведение оставляет за собой право создавать уникальные образовательные профили в соответствующем порядке и утверждать их в Министерстве. Например, профили специальности 01.03.04 «Прикладная математика» могут быть предложены в университете:

  • Прикладная информатика в химии.
  • Математическая техника в информационных технологиях.
  • Предоставляем математические и алгоритмические системы и информационные технологии.
  • Поставка и программирование систем искусственного интеллекта.
  • Моделирование и математические методы в экономике.

Чем отличается профиль от направлений и специальности?

Как уже было сказано, к выбору направления обучения и специальности нужно подходить ответственно. Несмотря на то, что общие блоки профильных дисциплин включены в образовательную программу профилей конкретной специализации, каждая из них имеет уникальные предметы, учитывающие специфику профессии выпускника в будущем. Поэтому, зная перечень направлений обучения, кандидаты должны знать, что в них могут быть десятки профилей. Для наглядности, например, стоит рассмотреть специальность «Строительство», которая предлагает варианты профессий в сфере строительства, не имеющие ничего общего:

  • Оценка и управление недвижимостью».
  • «Строительство гидроэлектростанций и насосных станций».
  • «Строительство гидротехнических сооружений».
  • «Строительство автомобильных дорог и строительство аэропортов».
  • «Строительство и компьютерное моделирование».
  • «Городское строительство и экономика».
  • «Вентиляционные и инженерные системы».
  • «Строительство промышленных зданий».

Как правильно выбрать будущую профессию?

направление профиля обучения

Поэтому перед подачей документов в вуз необходимо хорошо знать образовательную программу. Имея представление о профессиональном блоке учебных дисциплин, несложно догадаться, по какой специальности станет выпускник вуза. На этом этапе важно не запутаться с направлением обучения и профилем соответственно. Часто неразборчивых кандидатов часто сбивает с толку тот факт, что у специальностей почти одинаковые названия, несмотря на кардинальные различия в блоках профессиональных дисциплин. В результате студенты получают знания, не соответствующие их первоначальным стремлениям и планам, а это означает, что после окончания университета они получают неравные возможности для успешного карьерного роста.

Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?

список направлений обучения

Список направлений и специальностей доступен на официальном сайте практически каждого вуза, однако вряд ли вы сможете быстро найти соответствующие образовательные профили и программы. Дело в том, что из уставных документов учреждения обязаны публиковать данные о долях бюджетных и контрактных должностей по той или иной специальности. Университет не может подробно описать профессиональные программы, относящиеся к каждой области. При этом большинство учебных заведений с прозрачной репутацией не скрывают образовательные профили и указывают их в разделе «Комиссия по приему».

Эта информация может содержаться в другом разделе сайта. Часто информация о профилях присутствует в описании самого вуза, в его структуре. Но если перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования открыт и доступен всем посетителям сайта, профильная информация часто намеренно скрывается от поступающих. Причиной тому может быть непопулярность и невостребованность той или иной образовательной программы по сравнению со специальностью, которая кажется более престижной и привлекательной для соискателей. Такой недобросовестный шаг, несомненно, выгоден университету.

Основные отличия специальности от профильного направления

перечень направлений подготовки по специальностям

Кстати, в контексте изложенного стоит отметить, что большинство абитуриентов не видят принципиальных различий в самих понятиях «направление» и «специальность». На самом деле между этими двумя терминами не так много общего. Основное отличие заключается в разнице в сроках обучения.

В соответствии с Болонским процессом бакалавры и магистры получают знания по направлениям в течение четырех и двух лет соответственно. Скорее, это форма обучения, соответствующая европейским стандартам и предлагающая студентам широчайший спектр возможностей для построения личного учебного плана. Таким образом, по окончании обучения студенты становятся обладателями дипломов о высшем образовании, которые позволяют им официально трудоустроиться.

Но для тех выпускников, которые хотят продолжить учебу, чтобы повысить свою квалификацию или сменить профессию, есть степень магистра. По окончании учебы выпускник может стать обладателем двух профессий и двух степеней высшего образования.

Как не ошибиться при поступлении на конкретную специальность?

При выборе специализации и профиля только внимание и осторожность избавят соискателя от ошибки. В целях увеличения дохода недобросовестные учебные заведения иногда включают в список профессиональных программ профили, не соответствующие их общей специализации.

перечень специальностей и направлений подготовки для получения высшего образования

Наиболее распространенными и прибыльными с точки зрения коммерческой системы оказания образовательных услуг являются профили «Дизайн», «Экономика», «Менеджмент», «Право», а значит, при поступлении в вуз, для которого предназначены эти специальности несущественны, не следует терять бдительность и быть начеку — данная образовательная организация, скорее всего, нацелена на улучшение финансового положения. Как правило, университеты, готовящие технологов или биологов, строителей и инженеров, не набирают студентов по принципиально другим направлениям подготовки, нежели базовые.

Читайте также:
Разрешение программе вносить изменения

Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза

Конечно, из всех правил есть исключения, но чтобы не попасться на обман, желательно перед подачей документов провести серьезный анализ учреждения. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • количество контрактных позиций значительно превышает другие специализации;
  • в выбранном профиле нет дешевых мест;
  • полностью уникальное имя профиля, которого нет в других вузах (это, конечно, может быть признаком уникальной программы обучения в профильном вузе, но может нести и другую цель — заменить обычный контент на имя непривычно выделяться на фоне).

По большей части в вузах существует баланс между контрактными и бесплатными местами по той или иной специальности. В популярных университетах больше мест, финансируемых студентами, чем платных. Преобладание контрактных мест для программ над бесплатными является основанием для дальнейшего сбора информации о качестве образовательных услуг, предоставляемых в данной организации.

Насколько важен правильный выбор профессионального направления и специальности?

что означает направление обучения

Ознакомившись со списком специальностей и направлений подготовки к высшему образованию, помните, что вуз — это не просто место учебы студентов. Каждый вуз можно назвать местом накопления знаний, развития научной школы и формирования новых представлений о научно-техническом прогрессе, культуре и искусстве.

Однако сосредоточить силы во всех направлениях одновременно невозможно. Деятельность институтов, академий и университетов, проверенная десятилетиями, основана на их профиле. При принятии решения о поступлении в непрофильное учебное заведение потенциальный студент подвергается серьезному риску получения недостаточно высокого уровня образования. Выбор подходящей профессиональной программы и специализации — это возможность осуществить свою мечту и стать тем, о чем мечтали со школы.

Похожие записи:

  1. Интересно: техникум – это какое образование?
  2. Компьютерная безопасность (специальность): кем работать?
  3. Поступление в колледж психологии после 9 класса: экзамены, испытания
  4. Центр компетенции — это что такое? Организация центра компетенций

Источник: omck39.ru

«Вместо бакалавриата — базовое высшее». Как изменятся вузы в 2023 году

Президент Владимир Путин подписал указ об образовательной реформе. Бакалавриат и специалитет объединят в один уровень высшего образования, а магистратура станет частью специализированного. Пилотный проект запустят уже в 2023 году в шести вузах нашей страны. Эта модель может стать единой для всех. Какие изменения ждут студентов, выяснил «Правмир».

Что случилось?

Президент Владимир Путин подписал указ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», который полностью изменит систему высшего образования. Пилотный проект реформы запустят в шести вузах России уже в 2023/24 и 2025/26 учебных годах.

Напомним, что сегодня в России три уровня высшего образования:

  • бакалавриат (от 4 лет) и специалитет (от 5 лет),
  • магистратура (от 2 лет),
  • подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура (от 3 лет), ординатура (не более 3 лет), ассистентура-стажировка (2 года).

Пилотный проект предполагает следующие уровни:

  • базовое высшее (от 4 до 6 лет),
  • специализированное высшее , которое будет включать магистратуру (от 1 года до 3), а также программы ординатуры и ассистентуры-стажировки ,
  • аспирантура .

Согласно указу, эти перемены «усовершенствуют систему высшего образования и подготовят квалифицированные кадры для долгосрочных потребностей в отраслях экономики и социальной сферы».

В чем разница?

Специалитет переместили на так называемый базовый уровень и объединили с бакалавриатом , объясняет «Правмиру» Ирина Абанкина, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ:

— Программы базового уровня длительностью от 4 до 6 лет предназначены в основном для выпускников 11-х классов. Однако также на них могут поступать и люди, вернувшиеся из армии, и те, кто хочет продолжить обучение после определенного стажа работы, и выпускники колледжей.

Правила приема останутся практически без изменений :

  1. На базовый уровень вузы будут принимать по результатам ЕГЭ.
  2. Для тех, кто не сдал ЕГЭ, в июле вузы проведут вступительные испытания.
  3. Результаты олимпиад также принимаются во внимание, их срок действия — 5 лет.

Продолжительность образовательных программ будет зависеть от направления подготовки и специальности. Получив базовый уровень, выпускники смогут продолжить обучение на специализированном, однако требоваться он будет не везде:

Читайте также:
Программа кстати когда выходит

— Большинство уровней высшего образования включены в профессиональные стандарты и требования к профессиям. В редких случаях требования магистратуры специально указаны, например, для руководителей в образовании требуется магистратура именно по направлению управления образованием. Однако в общем случае обычно требуется просто наличие высшего образования. Таким образом, ограничений со стороны рынка труда не предвидится, — отмечает в разговоре с «Правмиром» Ирина Абанкина.

Для тех, у кого уже есть высшее образование, проект предусматривает «специалитет по программам магистратуры» , и это не будет считаться вторым или последующим высшим.

Сейчас выпускники специалитета не могут бесплатно поступать в магистратуру , поскольку это одно и то же уровневое образование. Согласно законодательству, бесплатное образование можно получить только впервые. Исключения были для тех, кто получил специалитет до принятия закона об уровневом образовании. Пилотный проект эту «дискриминацию» снимает , объясняет Ирина Абанкина.

Правила, которых пока нет

Если выпускник получит гуманитарное базовое образование, сможет ли он перейти на специализированное по другим, более техническим направлениям, как атомная физика или компьютерные науки?

Некоторые эксперты и законодатели считают, что следует ввести ограничения на этот процесс, чтобы не оставлять его полностью на усмотрение учебных заведений. В свою очередь, вузы могут провести вступительные испытания, собеседования и адаптационные курсы, чтобы уравнять образовательный фон поступающих, добавляет собеседник «Правмира»:

— Существует предположение, что должно быть некое соответствие между базовым и специализированным уровнями образования. Это может означать углубление знаний в определенной области или развитие навыков в новых областях, например, в области управления или права. Вопрос все еще не решен и подвергается апробации в пилотных университетах.

Пока что для поступления в магистратуру нет законодательно установленных ограничений или требований о сдаче дополнительных экзаменов. По словам Ирины Абанкиной, правила приема на магистерские программы будут проработаны и уточнены .

Что касается аспирантуры , то ее окончание предполагает защиту диссертации, которая регулируется законом о науке, а не об образовании. С 2014 года, когда был принят соответствующий закон, аспирантура стала самостоятельным уровнем образования. Аспиранты, поступившие с 2014 года, получали право на диплом об окончании третьего уровня образования, а защита диссертации была на их усмотрение.

— Впоследствии отменили право на получение такого диплома. Вопрос о том, будут ли возвращены эти возможности и будет ли защита диссертации считаться третьим уровнем образования, пока остается открытым и будет выясняться в процессе апробации в рамках пилотного проекта, — добавляет Ирина Абанкина.

Каких вузов это коснется?

Участниками пилотного проекта станут шесть университетов: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Московский авиационный институт (НИУ МАИ), Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Томский государственный университет.

Им поручено разработать и утвердить новые образовательные программы, стандарты и требования до 30 июня , так как прием по программам базового, специализированного образования и аспирантуры начнется уже в 2023 году . Он пройдет параллельно с набором на прежние формы обучения , предусмотренные ФЗ «Об образовании».

По данным Ирины Абанкиной, бакалавриат и магистратура предлагают обучение по 55 направлениям, в то время как специалитет покрывает широкий круг специальностей — 495. Эти специальности собраны в укрупненные группы, но все равно остаются вопросы о том, как они будут совмещены на базовом уровне.

— Позитивно в этом контексте выглядит включение в пилотную апробацию вузов с широким набором направлений подготовки и специальностей, имеющих опыт реализации программ не только бакалавриата, но и специалитета разной длительности, и расположенных в разных регионах страны. Это позволит провести тестирование стандартов и выяснить, что из этого может стать основой законодательных и нормативно-правовых изменений, включая возможные механизмы финансирования, — считает Ирина Абанкина.

Если новые стандарты будут признаны федеральными государственными образовательными стандартами, они станут обязательными для всех. Это потребует дополнительных инвестиций, например, в повышение квалификации профессорско-преподавательских кадров, развитие лабораторий и обновление оборудования.

— Все эти вопросы должны быть отработаны в процессе создания новой модели национального высшего образования, — заключает эксперт.

Поскольку вы здесь.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Источник: www.pravmir.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru