В России будет создана новая система образования с традиционным сроком обучения в вузах – от четырех до шести лет. Об этом 21 февраля 2023 года заявил президент РФ Владимир Путин, выступая с посланием к Федеральному собранию. По словам главы государства, нововведения необходимы, чтобы ответить на изменения к требованиям к молодым специалистам. Президент при этом подчеркнул, что дипломы россиян, которые уже прошли обучение по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры, продолжат котироваться.
О создании в РФ национальной системы высшего образования стало известно летом 2022 года. Такое решение было принято после того, как все российские вузы были исключены из Болонской системы. О том, как будет работать новая система образования в России, рассказываем в материале РЕН ТВ.
Возвращение к традиционному сроку обучения
О создании в России новой системы образования президент страны Владимир Путин объявил 21 февраля 2023 года, выступая с посланием к Федеральному собранию. В частности, глава государства призвал вернуться к традиционному сроку обучения в вузах – от четырех до шести лет. Для этого, отметил Путин, необходимо объединить все лучшее, что было в советской системе образования, и опыт последних десятилетий.
Образование не нужно (моя история в мгту им баумана)
«В этой связи предлагается следующее: вернуться к традиционной базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от четырех до шести лет», – сказал глава РФ во время послания.
Президент России пояснил, что сфера высшего образования потребовала реформы в связи с изменениями требований к молодым специалистам. При этом Путин подчеркнул: те студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по действующим программам. Кроме того, по словам президента, не подлежат пересмотру уровень подготовки и дипломы о высшем образовании граждан, которые уже прошли обучение по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры.
Что изменится для бакалавров и магистров
В беседе с «Известиями» глава Минобрнауки России Валерий Фальков отметил, что Владимир Путин обозначил контуры нового этапа развития системы высшего образования. По его словам, любая система высшего образования должна развиваться.
«Было прямо сказано: надо взять лучшее, что было в советское время, и то лучшее, что мы накопили уже в новое время в последние 20 лет. Соответственно, провести необходимую работу, с тем чтобы у наших выпускников школ, у студентов, которые сегодня учатся, было больше возможностей бесплатно получить качественное высшее образование», – заявил Фальков.
Поделиться
Фальков: Путин обозначил новый путь развития высшего образования
Фальков: Путин обозначил новый путь развития высшего образования
Министр науки и высшего образования рассказал, что в ближайшее время вузы под контролем Минобрнауки РФ разработают и представят программы для новой системы высшего образования, рассчитанные на срок от четырех до шести лет. Фальков объяснил, что в новой системе люди с высшим образованием смогут поступать в магистратуру или ординатуру «на конкурсных началах».
По его словам, обучение в магистратуре будет бесплатным на базе любого базового высшего образования. «Важно сделать так, чтобы в новой системе было сбалансированно, в магистратуру должны идти за знаниями, туда должен идти тот, кому эти знания действительно необходимы», – подчеркнул Фальков. Дипломы бакалавриата при этом продолжат котироваться в России. А студенты, которые сейчас учатся в вузах, продолжат обучение по действующим программам. Изменения в работе преподавателей и студентов в связи реформацией системы высшего образования также будут минимальны, добавил глава Минобрнауки.
Выделение аспирантуры в отдельный уровень
А вот аспирантуру планируют выделить в отдельный уровень профессионального образования. В задачи аспирантуры будет входить подготовка кадров для научной или преподавательской деятельности. «Аспирантура у нас сохраняется и выделяется в отдельный вид подготовки кадров для сферы исследований, разработок и для наших университетов», – сказал Валерий Фальков.
Ректор Казанского государственного медицинского университета Алексей Созинов отметил, что это важное решение для системы высшего образования. «Возможность выбирать разные формы основной образовательной программы уже после дипломного образования, которое может продолжаться по уровням ординатуры, как это в медицинских вузах, магистратуры, аспирантуры, аспирантуры выводится, это было обозначено в отдельный уровень. Это очень важно», – рассказал РЕН ТВ Созинов.
Особенности перехода к новой системе образования
Ректор Московского физико-технического института (МФТИ) Дмитрий Ливанов объяснил, что проблема Болонской системы заключалась в том, что квалификация человека с дипломом бакалавра непонятна и не признана большей частью работодателей в России. «Создание новой системы призвано сделать более привычным и понятным для студентов с одной стороны и работодателей – с другой. То есть это будет подготовка специалистов с высшим образованием. Как сказал президент, продолжительность от четырех до шести лет. А дальше эта квалификация сможет дополняться магистратурой, ординатурой или аспирантурой», – поделился подробностями с РЕН ТВ Ливанов.
Поделиться
Ректор МФТИ оценил переход к новой системе образования в России
Ректор МФТИ оценил переход к новой системе образования в России
Ректор МФТИ отметил, что переход к новой системе образования в России будет зависеть от принятия соответствующего закона. При этом те, кто уже поступил к этому времени в университеты, продолжат обучение по программам, по которым они были приняты.
«Безусловно, те, кто уже поступил на программы высшего образования и уже учится, завершат обучение по этим программам, по которым они приняты. Пока трудно сказать, что будет с приемом 2023 года – теми, кто летом будет поступать. Если за оставшееся время соответствующие законы и подзаконные акты будут приняты, тогда эти люди будут учиться уже по новым программам.
Если нет, тогда еще на год этот переход будет отложен», – полагает эксперт. В целом, считает Ливанов, переход к собственной системе послужит повышению востребованности российского высшего образования. Однако перед переходом к новой системе необходимо будет провести грамотную информационную работу, добавил собеседник телеканала.
«Крайне важно дать понятную информационную поддержку тем абитуриентам, которые будут делать выбор, куда поступать, и тому огромному количеству людей, которые уже имеют диплом бакалавра и магистра, то есть уже завершили обучение по программам высшего образования. Как их степень и квалификация будут соотноситься с новыми. Вот это, мне кажется, очень важная информационная работа, которая требует времени», – заключил ректор МФТИ.
Что такое Болонская система образования
- трехуровневое образование (первой ступенью является бакалавриат – 3–4 года, второй – магистратура – 1–3 года (для поступления в магистратуру требуется успешное завершение бакалавриата), а третья ступень – ученая степень, докторантура);
- общую для всех высших учебных заведений систему оценки знаний;
- дипломы единого образца;
- зачетные единицы – кредиты, необходимые для получения той или иной степени.
При этом один кредит равен 25–30 часам аудиторных занятий и может быть зачтен в любом вузе, входящем в систему. К примеру, для получения степени бакалавра студенту необходимо набрать 180–240 кредитов. В процессе обучения он может набирать их в разных учебных заведениях.
Как в России решили найти замену Болонской системе
6 июня 2022 года все российские вузы были исключены из Болонской системы.
Уже в конце июня стало известно, что в РФ будет создана национальная система высшего образования, которая заменит Болонскую систему. Министр образования и науки Валерий Фальков заявил, что основными принципами новой системы станут обеспечение технологического суверенитета, фундаментальность, а также направленность на развитие интересов страны. Глава Минобрнауки отметил, что обновленная система может быть запущена уже в 2023 году.
В декабре 2022 года стало известно, что Минобрнауки проводит консультации с университетским и научным сообществом, работодателями, законодательными органами власти, региональными органами власти по выстраиванию новой образовательной системы.
Источник: ren.tv
Академические степени
Рассказываем о болонском процессе и разных академических степенях. Читайте статью, чтобы не запутаться в PhD, MBA, MD и других степениях.
Академическая степень — academic degree — это квалификация, присваиваемая студентам по окончании одной из ступеней высшего образования в университете или колледже. Наиболее распространенные виды степеней в России и за рубежом — бакалавр (Bachelor’s degree), магистр (Master’s degree), кандидат наук / доктор (Doctoral degree / PhD). Однако наряду с ними существует ряд названий, которые также именуются степенями (или квалификациями) и отражают особенности той или иной страны.
Болонская система степеней — Bologna Process
Большую роль в формировании академических степеней сыграл Болонский процесс, начатый в 1999 году. Его целью стало сближение образовательных систем в странах Европы и создание единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) — European Higher Education Area (EHEA). В рамках Болонского процесса предполагалось введение в странах-участницах трехступенчатой системы квалификаций и единой Европейской системы перевода и накопления кредитов ECTS:
First cycle | 180-240 | 3-4 года | Bachelor’s degree |
Second cycle | 60-120 | 1-2 года | Master’s degree |
Third cycle | 120-420 | 3+ года | Doctoral degree |
На сегодняшний день в Болонском процессе участвуют 48 стран, в том числе Россия. Несмотря на довольно устойчивую систему, названия степеней внутри циклов могут отличаться. Так, бакалавр во Франции — это лиценциат (Licence). В некоторых странах также продолжают присваивать специфичные квалификации, из-за чего возникают сложности с соотнесением уровней образования. Например, Associate’s degree в США, Foundation degree в Британии, дипломированный специалист в России и т. д.
Стоит также отметить, что большинство государств, которые формально не являются частью процесса, фактически используют те же степени (например, США, Канада, Южная Корея, Новая Зеландия и др.). Они могут иметь свои вариации дополнительных квалификаций, кредитов и сроков обучения, но почти никогда не отходят от трехуровневой системы.
Подготовительные программы — Foundation / Pathway
Подготовительные программы — Foundation Programs (иногда — Pathway Programs / Preparatory Courses) организуются при университетах Европы, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Японии и многих других стран. Окончание Foundation не подразумевает получение степени, но помогает достичь необходимого уровня для поступления на первую ступень высшего образования.
- Готовит абитуриента к учебе в вузе, дает необходимые базовые знания;
- Восполняет недостающий год обучения в случае, если абитуриент имеет сертификат или аттестат об окончании 11 классов (во многих странах принята 12-летняя система среднего образования);
- Сочетает интенсивную языковую практику с профильной подготовкой к поступлению на определенную специальность.
В зависимости от университета Foundation Program длится от 6 месяцев до 1,5 лет. По окончании обучения выдается сертификат, который принимается данным учебным заведением, а также вузами-партнерами. Иногда абитуриенты, успешно завершившие подготовительную программу, автоматически зачисляются в университет или освобождаются от сдачи международных экзаменов. В любом случае, с сертификатом Foundation вероятность поступления в выбранный вуз составляет 80-100%.
Важно: Foundation / Pathway Program не следует путать с Foundation degree. Последняя представляет собой особую степень, которая существует исключительно в британских вузах.
Подписывайтесь на наш YouTube-канал!
Скоро новые выпуски про Британию, Германию, Францию и другие страны.
Степень ассоциата — Associate’s degree
Степень Ассоциата — Associate’s degree — вручается в США, а также в некоторых учебных заведениях Гонконга, Южной Кореи, Австралии, Канады и Нидерландов после двух лет обучения в колледже или вузе. В основном степень ассоциата получают в муниципальных колледжах США (two-year / community colleges), где стоимость обучения намного ниже, чем в университетах. Программы с вручением Associate’s degree распространены в области искусства, прикладных наук, бизнеса, медицинских услуги, инженерии, естественных наук.
Степень ассоциата позволяет:
- Сэкономить на обучении в вузе в течение первых двух лет обучения, а затем перевестись в университет на третий курс бакалавриата;
- Облегчить поступление в престижный университет тем студентам, которые не набрали достаточного количества баллов по результатам SAT или другого вступительного экзамена сразу после школы;
- Подтянуть английский до уровня, необходимого для учебы в университете.
По итогам обучения выпускникам присваивается степень ассоциата, которая принимается вузами США и нескольких других стран, если студент решает продолжить обучение. Кроме того, данной степени достаточно для того, чтобы найти работу в некоторых сферах (младший персонал).
Разновидности: AA , AS , AAS , AAB , ABA , AAT , AAET , AE , AEng , AF , AGS , AIT , AN , AOS , AS-CAD , AT .
Примеры эквивалентов:
- Великобритания: Foundation degree, Certificate of Higher Education (CertHE), Diploma of Higher Education (DipHE);
- Франция: French Diplôme Universitaire de Technologie (DUT), Brevet de Technicien Supérieur (BTS);
- Россия: диплом о среднем профессиональном образовании (колледж, техникум) .
- Дает доступ к трудоустройству по специальности;
- Позволяет продолжить обучение на 3 курсе бакалавриата (a top-up course) и получить степень бакалавра с отличием (Bachelor’s degree with honours) в том же или партнерском вузе.
Бакалавриат — Bachelor’s degree
Степень бакалавра — Bachelor’s degree — академическая степень, которая присваивается студенту по завершении основной программы высшего профессионального образования. Для поступления на бакалавриат требуется аттестат/сертификат о среднем образовании, признанный эквивалентом местному. Получив диплом степень, выпускник может трудоустроиться по специальности или продолжить образование на более высокой ступени.
В некоторых странах степени бакалавра подразделяются на обычные (ordinary) и «с отличием» (with honours). Последние могут отличаться количеством кредитов или же в редких случаях позволяют поступить на PhD без степени магистра.
- Свидетельствует о фундаментальной профильной и практической подготовке выпускника по выбранному профилю;
- Дает право работать по специальности (большинство выпускников США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, стран Европы предпочитают остановиться на степени бакалавра и начать карьеру);
- Соответствует уровню образования, требуемому при поступлении в магистратуру.
Чтобы получить Bachelor’s degree, необходимо проучиться в вузе от 3 до 6 лет в зависимости от выбранной специальности, страны и учебного заведения. Как правило, большинство программ занимают 3-4 года. Бакалавриат сроком 5-6 лет предусмотрен для студентов медицины, архитектуры, иногда юриспруденции.
Разновидности: BA , BSc , BFA , BEng , BBA , BEc , BN и т.д.
Мы поможем поступить
Магистратура — Master’s degree
Степень магистра — Master’s degree — академическая степень, присуждаемая по окончании магистратуры во многих странах мира. Магистратура — второй уровень высшего профессионального образования. Для того, чтобы начать карьеру по выбранной специальности в большинстве случаев достаточно степени бакалавра. Master’s degree получают те, кто планирует связать свою жизнь с наукой и исследованиями или же просто хочет сменить профиль .
- Свидетельствует о том, что студент получил более глубокие знания по выбранному профилю;
- Дает возможность заниматься научной деятельностью или поступить в докторантуру (аспирантуру).
Обучение в магистратуре длится 1-2 года в зависимости от страны. В Великобритании, например, эта ступень занимает один год обучения, а в США — два года. По окончании магистратуры выпускник получает диплом магистра.
Разновидности: MA , MSc , MBA , MRes , MPhil , MEng , LLM , MDiv , MTh , MLitt , MPA .
Докторантура — Doctoral degree — PhD
Степень доктора — Doctorate / Doctoral degree — ученая степень послевузовского образования, которая присваивается экспертам в той или иной области, успешно окончившим докторантуру. В том или ином виде существует во всех странах мира. Как правило, сюда поступают выпускники магистратуры, в редких случаях допускаются обладатели так называемой степени бакалавра с отличием (Bachelor’s degree with Honours), которая существует в Британии, Австралии, Новой Зеландии. Наиболее распространенное название — PHD / DPhil / Doctor of Philosophy (доктор философии) — закрепилось исторически, но, в настоящее время практического отношения к философии не имеет и присуждается во всех научных областях.
- Дает возможность заниматься научной (исследовательской) работой, преподавать в вузах, начать академическую карьеру;
- Свидетельствует о глубоких знаниях и высокой квалификации по выбранному профилю.
В большинстве стран мира докторантура длится от 3 до 6 лет и является высшей ученой степенью (в отличие от России). Обладатели степени PhD могут проводить свои исследования на начальных академических позициях постдокторантуры (Postdoc или Research Associate / Scientist / Fellow).
Разновидности: PhD / DPhil , EdD , редко DSc , DMSc , DBA , DPA , DML , JSD , DDes , DA , DArch , DFA , DEng / DES .
Нужна помощь в поступлении?
Профессиональные степени — Professional degrees
Профессиональные степени — Professional degrees — довольно специфическое зарубежное понятие. Официально они закреплены, в первую очередь, в США и Великобритании, но также встречаются в Австралии, Канаде и других странах Британского Содружества. При этом суть термина сильно разнится.
Например, в США под этим понимают преимущественно докторскую степень, которая присуждается при наличии достаточных знаний для получения лицензии на профессиональную практику (как правило, 6 лет высшего образования). Professional degree здесь противопоставляется обычной Doctoral degree, цель которой проведение исследования и защита диссертации.
В Великобритании профессиональные степени также подлежат аккредитации уполномоченных учреждений. Фактически professional degrees здесь могут иметь названия бакалавра, магистра или доктора, но в большинстве случаев представляют собой слияние бакалавриата и магистратуры (5-6 лет) при сохранении исторического названия Bachelor’s degree или более нового Integrated Master’s degree. Частым требованием является наличие практического опыта работы по специальности. Профессиональная докторантура в Британии приравнивается исследовательской (PhD) — также включает часы преподавания и защиту диссертации. В редких случаях Professional degrees предназначены для стажеров/членов какой-либо организации или коллегии.
Общими для всех стран остаются основные сферы распространения профессиональных степеней — медицина, юриспруденция, инженерное дело, финансы и управление и др.
Разновидности:
- США: MD , DDS , DVM , JD , DPharm , PsyD , DCSc , DHA , DSW , DAT ;
- Великобритания: LLB , MBBS , BDS , BVS , MEng , MPharm , BSc+MArch , BEng+MSc , MBA , EdD , EngD .
Система степеней в России
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. С тех пор страна фактически перешла на трехступенчатую структуру (бакалавриат, магистратура, аспирантура), но при этом сохранила свои особенности.
Специалитет в России
Специалист / дипломированный специалист — квалификация (степень), присуждаемая студентам после пяти лет обучения по итогам защиты дипломной работы. Специалитет не вписывается в Болонскую систему, но его условно можно поместить на границе между бакалавриатом и магистратурой. Ранее этот уровень образования существовал в СССР, затем в странах СНГ, но на сегодняшний день частично сохранился лишь в России, Беларуси и Таджикистане. Реализуется на таких специальностях как инженер, учитель, врач, фармацевт, иногда юрист и экономист.
- Предполагает получение углубленных знаний и прикладных навыков для работы по профессии;
- За рубежом, как правило, принимается за первую ступень высшего образования (first cycle / degree);
- В России дает право на поступление в магистратуру и аспирантуру.
Аспирантура и докторантура в России vs за рубежом
Российская система также выделяется на фоне остальных наличием особых ученых степеней. Будущие кандидаты наук оканчивают аспирантуру и защищают кандидатскую диссертацию, после чего могут приступить к написанию докторской диссертации (или монографии) и получить степень доктора наук.
Аспирантура | Кандидат наук | Doctoral degree / PhD |
Докторантура | Доктор наук | Professor |
В большинстве зарубежных стран действует одноступенчатая структура послевузовского образования, согласно которой PhD признается наивысшей квалификацией. Дальнейшее продвижение по академической лестнице означает уже не целенаправленное получение какой-либо степени по итогам защиты докторской диссертации, а повышение академического ранга (лектор, профессор и т.д.), реже — получение почетной (не ученой) степени на основе заслуг перед наукой (например, DLitt , LLD в Британии).
В России же принята двухступенчатая система ученых степеней. Звание доктора наук здесь ценится выше, чем доктора философии (PhD). Одним из немногих аналогов может служить титул хабилитированного доктора в некоторых странах Европы (Германия, Австрия, Чехия), который позволяет занимать должность профессора, хотя и не является при этом ученой степенью. Звание присуждается в результате процедуры хабилитации, т.е. оценки исследовательской и публикационной активности кандидата.
Источник: www.unipage.net
Программы вузов по предметам
Все права защищены и охраняются законом. Использование любых материалов сайта разрешено только при получении согласия правообладателя.
- Пользовательское соглашение
- Публичная оферта
- Политика конфиденциальности
Как избежать основных ошибок при поступлении в ЗАРУБЕЖНЫЕ ВУЗЫ?
Заполните форму и получите руководство
- На что нужно обратить внимание при выборе страны, университета и программы
- Как определить, какие компетенции стоит развивать
- Какие ключевые моменты нужно учесть при составлении плана поступления
Источник: www.educationindex.ru