1.1 Деятельность детских социально-реабилитационных центров.
Для всестороннего изучения данной проблемы мы используем следующие понятия:
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних — специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В России 705 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. (9)
безнадзорный — несовершеннолетний, контроль над которым отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; (8, Глава I, статья 1)
Концертная программа «Это наша Победа» 2020 г.
Деятельность детских социально реабилитационных центров.В 1990-е годы сложилась определенная система профилактики детской безнадзорности и правонарушений, приняты меры по развитию законодательства в этой области. Утвержден Семейный Кодекс Российской Федерации, который включает такие разделы, как «Права несовершеннолетних детей», «Приемная семья».
В 1998 году вступил в силу ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Данное положение было закреплено Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения» (2,с.34), распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1995 года, и постановлением правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации» (7,с.3). В соответствии с принятыми нормативами были созданы такие учреждения помощи семье и детям, как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной помощи семье и детям. На 1 января 2002 года в Российской Федерации действовало 1162 учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.(5.с.24) Основными направлениями деятельности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних являются: (3, с 15)
- психолого-педагогическая коррекция поведения.
- снятие стресса после перенесенного насилия или жестокого обращения.
- привитие возрастных социально-бытовых навыков.
- компенсация задержек в образовании.
- медико-социальная и трудовая реабилитация.
- проведение с несовершеннолетними всесторонних реабилитационных мероприятий.
- организацию работы по жизнеустройству детей.
- решение важных задач по сокращению числа дезадаптированных подростков помогает устранить причины еще на начальном уровне, до разрыва связи ребенка с семьей.
- восстановление или замещение семейных связей подростка.
- Создание семейной атмосферы внутри центра.
- Правильно организовать жизнь ребенка (режим дня, режим питания, оптимальные санитарно-гигенические условия проживания, необходимые лечебные процедуры)
- Проводить, соответствующие индивидуальному развитию, игры и занятия.
- Помогать в построении общения со сверстниками и взрослыми. (1, с.22)
Источник: studfile.net
Про СРЦН
4.2.2. Социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних
Социальный приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначены для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Основными направлениями деятельности этих учреждений являются:
· профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
· обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
· обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социо-культурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности, обеспечивает социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации. Центры создаются из расчета один на 5 – 10 тысяч детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается один Центр.
Социально-реабилитационный центр может включать в себя следующие структурные подразделения:
· отделение диагностики социальной дезадаптации;
· отделение реализации программ социальной реабилитации;
· отделение социально-правовой помощи;
· семейную воспитательную группу.
В качестве структурного подразделения социально-реабилитационного центра может быть образован социальный приют для детей и подростков. При этом в штатное расписание центра целесообразно вводить дополнительную должность заместителя директора центра – директора приюта.
Социальный приют для детей и подростков предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Приют создается из расчета один на 5 – 10 тысяч несовершеннолетних, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается один Приют.
Социальный приют для детей и подростков может включать в себя следующие подразделения:
· отделение реализации программ социальной реабилитации;
· отделение социально-правовой помощи;
· семейную воспитательную группу.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначен для временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 16 лет и оказания содействия в их дальнейшем устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, может включать в себя следующие подразделения:
· отделение реализации программ социальной реабилитации;
· отделение социально-правовой помощи;
· семейную воспитательную группу.
Отделение диагностики социальной дезадаптации предназначено для:
· выявления и анализа факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;
· определения форм и степени дезадаптации, особенностей личностного развития и поведения детей и подростков;
· разработки индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации.
Приемное отделение предназначается для:
· проведения первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетних, направления их при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение;
· оказания первичной психологической помощи;
· изучения особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетних;
· разработки индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков.
В отделении целесообразно предусматривать хранение набора продуктов для оказания экстренной помощи несовершеннолетним в течение суток.
Отделение реализации программ социальной реабилитации предназначается для:
· организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;
· оздоровления системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановления их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятия психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;
· содействия подросткам в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;
· включения детей и подростков в разнообразные виды деятельности, проводимые в учреждении и за его пределами;
· оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи.
Индивидуальная программа социальной реабилитации реализуется в условиях дневного или круглосуточного (стационар) пребывания ребенка в учреждении либо в семейной воспитательной группе. По завершении реализации программ социальной реабилитации сотрудники отделения осуществляют патронаж семей, где проживают несовершеннолетние.
В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних с учетом формы и степени их социальной дезадаптации. Количество детей и подростков в реабилитационной группе рекомендуется устанавливать:
· при условии дневного пребывания в учреждении – от 5 до 10 человек;
· при условии круглосуточного пребывания в учреждении – до 7 человек.
Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних. В одном отделении целесообразно образовывать не более 5 реабилитационных групп.
Отделение социально-правовой помощи предназначается для:
· защиты прав и законных интересов воспитанников, в том числе, находящихся в семейных группах;
· оказания содействия органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в учреждении, в семью, интернатное учреждение, на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью и т.п.;
· формирования банка данных о потенциальных усыновителях, опекунах, попечителях, приемных семьях;
· организации психолого-педагогической, правовой подготовки к приему в семью неродных детей;
· наблюдения за адаптацией несовершеннолетних в принявших их семьях.
Семейная группа обеспечивает оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних и осуществляет свою деятельность на основании примерного положения о семейной группе специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Несовершеннолетний, помещаемый в семейную группу, остается воспитанником учреждения. Принимающая семья подбирается для каждого несовершеннолетнего индивидуально, проходит испытательный срок и подготовку. Семейная группа открывается приказом директора учреждения. Воспитатель семейной группы несет ответственность за здоровье, воспитание, развитие и обучение несовершеннолетнего.
Учреждение обязано осуществлять материальное обеспечение несовершеннолетнего в семейной группе по нормам, установленным для воспитанников учреждения, с учетом пожеланий воспитателя либо в форме выдачи продуктов питания и предметов вещевого довольствия, либо в форме денежной компенсации, а также осуществлять постоянный психолого-медико-социальный патронаж несовершеннолетних. Семейная группа может быть ликвидирована приказом директора учреждения в случае невыполнения воспитателем своих обязанностей по отношению к воспитаннику либо по заявлению воспитателя семейной группы, ребенок при этом переводится в учреждение.
Источник: libraryno.ru
Шаг за шагом – программа социальной адаптации несовершеннолетних в условиях приёмного отделения МКУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Шаг за шагом – программа социальной адаптации несовершеннолетних в условиях приёмного отделения МКУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Путинцева Евгения Михайловна социальный педагог приёмного отделения МКУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних», Гурьевский округ, Кемеровская область, пос. Урск.
Пояснительная записка
В последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это дети, лишённые, временно или постоянно, родительского попечительства. Для них созданы государством социально-реабилитационные центры, приюты, детские дома и т. д. Приход ребёнка в эти учреждения – новый этап в жизни, с которым связано изменение его социальной ситуации развития. Из знакомых домашних условий ребёнок попадает в группу сверстников, где под руководством специалистов будет идти его дальнейшая жизнь, роль близкого взрослого для него временно будут выполнять чужие люди. Поэтому перед педагогами и психологами учреждений подобного типа встают задачи по адаптации детей.
При поступлении в МКУ «СРЦН» п. Урск у ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, изменяется поведение в окружающей его среде: как в плане мира вещей, так и в плане межличностных отношений. При анализе процесса адаптации на первом месте находится сам ребёнок, которому необходимо приспособиться к окружающей социальной среде. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т. д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретённую девиантность поведения, искажённые представления о взаимоотношениях между людьми.
Вторая составная адаптации – среда адаптации, то есть внешнее окружение, к которому нужно приспособиться. Микро-социальная среда (ближайшее окружение) является областью взаимодействия личности каждого ребёнка с обществом в целом. Для воспитанника социально-реабилитационного центра микросоциальной средой является пространство взаимоотношений окружающих его людей (педагоги, администрация, персонал). Организация такого пространства как модели желательных общественных отношений воспитанника является одной из основных задач социальной адаптации. Роль личности специалиста при этом весьма значима.
Третьим элементом адаптационного процесса является само взаимодействие ребёнка и среды. На первом этапе работы с детьми необходимо установить хороший контакт с ребенком, доверительные отношения. Проведение реабилитационных мероприятий основывается на индивидуальной программе, составленной на каждого ребёнка и, он не должен чувствовать себя в окружении врагов. Иначе для всех реабилитационных программ сердце и душа его будут закрыты.
В социально-реабилитационном центре жизнь ребёнка меняется полностью. В биологическом плане изменяются физиологические условия: от привычных продуктов питания, до организации основных режимных моментов. В социально-психологической области изменения главным образом касаются таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные привязанности, в первую очередь привязанность к матери.
Одной из главных задач социально-реабилитационного центра является восстановление широкого спектра отношений воспитанников с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.
Реабилитационная работа начинается с адаптации воспитанников к новым условиям жизни (режим дня, правила поведения, труд по самообслуживанию, общественная жизнь центра.) Среди воспитанников, поступающих в наше учреждение, есть дети родителей, ведущих асоциальный образ жизни, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий уровень интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.
В этой связи проблема адаптации детей в социально-реабилитационном центре имеет одно из приоритетных значений.
Программа предназначена для работы с вновь поступившими детьми и направлена на создание благоприятных социально-психолого-педагогических условий для быстрой и успешной адаптации несовершеннолетних.
Цель программы
Создание благоприятных условий для успешной адаптации вновь поступивших детей к условиям приёмного отделения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Задачи программы
- Определить уровень адаптации каждого ребёнка;
- Создать условия для адаптации детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми);
- Выявить дезадаптированых воспитанников: (детей группы риска, «трудных детей», детей, склонных к побегам, детей-изгоев);
- Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;
- Разработать индивидуальную программу сопровождения ребёнка.
Методы и формы работы
- Индивидуальные и групповые беседы с детьми;
- Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);
- Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми, имеющими трудности при адаптации;
- Ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды);
- Рисуночная терапия;
- Моделирование образцов поведения.
Программа способствует
- Принятию и выполнению норм коллективной жизни большинством вновь поступивших детей;
- Гармоничным взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми;
- Активному участию вновь поступивших детей в жизни учреждения;
- Комфортному состоянию ребёнка, удовлетворённости своим социальным статусом.
Реализация программы предполагает учёт следующих принципов
- Уважение к личности ребёнка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- Комплексный подход при разработке занятий;
- Вариативность содержания и форм проведения занятий;
- Систематичность и последовательность занятий;
- Наглядность.
Механизм реализации программы
- Наблюдение за вновь прибывшими детьми;
- Координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми;
- Консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим детям:
- Занятия для детей, имеющих проблемы в период адаптации;
- Индивидуальная работа с детьми по преодолению социально-педагогических трудностей;
- Социально-педагогическая реабилитация;
- Проведение консилиума.
Критерии успешной социальной адаптации
- Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;
- Адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
- Гармонизация взаимоотношений: «взрослый – ребёнок», «ребёнок – ребёнок»;
- Активное участие в жизни детского коллектива;
- Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 10 рабочих дней.
Участники программы
- Несовершеннолетние в возрасте с 3 до 18 лет;
- Социальный педагог.
Объект деятельности
Дети с 3 до 18 лет, оказавшиеся в условиях МКУ «СРЦН».
Ожидаемые результаты
Социальная адаптация несовершеннолетних.
Упражнение «Заряд бодрости».
Методика «Бывает ли такое?».
Тест «Запомни рисунки».
Методика «Четвёртый лишний», «Назови одним словом».
Тесты по выявлению операций мышления:
– «Когда так бывает?» и т.д.
Игра – приветствие «Походка, как у…».
«Составь рассказ по картинке рассказ по картинке».
Упражнение «Доброе утро».
Младший школьный возраст
Анкета «Будем знакомы».
Анкета «Мотивация к обучению».
Упражнение «Сбрось усталость».
Проверка техники чтения;
Анкета «Конфликтная ли вы личность?».
Упражнение «Доброе животное».
Анкета «Я и алкоголь».
Анкета «Мои интересы и увлечения».
Р.З. «Три сестрички вредные привычки».
Установление доверительных отношений.
Выявление общего эмоционального состояния.
Снижение эмоционального напряжения, тревожности.
Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению».
Анкета «Мотивы выбора друга».
Стабилизация эмоционального состояния.
Активизация процессов самораскрытия.
Вступительная беседа «Самооценка».
Тест «Ваша уличная компания».
Поддержание доверительных отношений.
Диагностика уровня школьной мотивации.
Анкета «Ты и твоя школа».
Упражнение «Сбрось усталость».
Поддержание доверительных отношений.
Поддержание стабильного эмоционального состояния.
Поддержание доверительных отношений.
Поддержание стабильного психоэмоционального состояния.
Поддержание доверительных отношений.
Тест – опросник на профориентацию. Анкета «Ты и твоя школа», «Кругозор».
Анкета «Вредные привычки. Как им противостоять?».
Опросник Бойко «Коммуникативная толерантность».
Анкета «Ваша уличная компания».
Опросник «Склонность к СОП».
Анкета «Наркотики и подросток».
Анкета «Ценностные ориентации». Анкета «Как ты воспитан?».
Список использованной литературы:
- Коблик Е. Г. «Первый раз в пятый класс» – программа адаптации детей к средней школе. – М., Генезис, 2003 г.
- Крылова Т. А., Струкова М. Л. «Социально – педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска» – М., Школьные технологии, 2010 г.
- Овчарова Р. В. «Справочная книга социального педагога» – М., ТЦ, 2002 год.
- Прикуль Л. В. «Психологический практикум и тренинг» – В., Учитель, 2009 г.
Шаг за шагом – программа социальной адаптации несовершеннолетних в условиях приёмного отделения МКУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Путинцева Е. М. социальный педагог приёмного отделения МКУ «СРЦ для несовершеннолетних», Гурьевский округ, КО, пос. Урск.
Рубрика: Методическая библиотека
Шаг за шагом – программа социальной адаптации несовершеннолетних в условиях приёмного отделения МКУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Источник: son-net.info
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
Митрозаев Д.И. 1
1 Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность и неблагополучность. В современной ситуации выделяют кризисные явления в семье – нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, резкое снижения уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития [3, с. 46]. В результате сложившейся ситуации актуальным является пересмотреть деятельность специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Поддубная Т.Н. отмечает, что именно социально- реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социально- защитных детских учреждений. Они призваны помочь не только беспризорным и неблагополучным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей [2, с.112].
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3-18лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Территориальные социально-реабилитационные центры позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе родную семью.
Но даже самый хороший приют – это лишь временное место пребывания ребенка, поэтому одна из главных задач социальной помощи ребенку – устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.
Сотрудники центра изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Пожалуй, это самое сложное направление деятельности центра – работа с семьей.
Социальная реабилитация в центре непременно ориентирована на решение семейных проблем. Любое кризисное состояние, вызванное внешними обстоятельствами (безработицей, бедностью, алкоголизацией и.т.д.) порождает не только социальную, но и личностную дезадаптацию, психологический дискомфорт не только самих родителей, но и детей. В этом случае специалист по социальной работе выступает своеобразным посредником между родителями и детьми, находящимся в примерно одинаковой ситуации – острого кризиса, стресса, дискомфорта – и поэтому нуждающимися в помощи многих специалистов. Основная задача специалистов центра – помочь членам семьи осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, активизировать все имеющиеся ресурсы для решения данной проблемы посредством организации эффективной модели социально-реабилитационной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации членов семьи, т.е. восстановление прежних способностей к трудовой деятельности, учебе, возвращение в общество.
Современная государственная социальная политика направлена на сохранение семьи как социального института, помощь каждой конкретной семье. Прежде всего, это профилактические меры, направленные на социальное развитие семьи и ее членов, обеспечение приоритета семейного воспитания детей, утративших родительское попечение. Именно эти задачи стали приоритетными в сфере защиты прав и интересов детей в Ульяновской области.
По состоянию на 2015 год в России насчитывается 210 социально- реабилитационных центров для несовершеннолетних, в которых находятся 28167 воспитанников. На территории Ульяновской области расположены семь социально- реабилитационных центра, в которых находятся 255 детей [1, с. 17].
На примере Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» в г. Ульяновске – Центра по профилактике семейного неблагополучия» (далее – Центр) рассмотрим опыт внедрения и применения инновационной работы в области профилактики социального сиротства.
Центр был открыт в 1996 году. Он являлся субъектом социальной защиты как социально-реабилитационным учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории Ульяновской области оказание разнообразной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним с целью обеспечения реабилитации, в предусмотренном законодательстве полномочий по социальному обслуживанию граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации, в том числе по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. На сегодняшний день цель данного Центра остается той же, но используются новые формы и методы работы.
В функции Центра входят: обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказание помощи в восстановлении социального статуса в коллективах сверстников; разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленной на выход из сложной жизненной ситуации.
Сегодня в Центре работают 4 отделения:
1) Отделение социальной реабилитации, которое оказывает социальную поддержку безнадзорным детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, организует временное проживание, предоставляет правовую, медико-психолого-педагогическую помощь.
2) Сотрудники отделения методологического сопровождения оказывают методическую помощь и поддержку специалистам учреждения по вопросам профилактики семейного неблагополучия, коррекции и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
3) Не менее важным моментом в развитии системы социального обслуживания несовершеннолетних является создание в 2015 году по Распоряжению Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова на базе Центра отделения «Социальная гостиница» для временного проживания женщин с несовершеннолетними детьми, оказавшихся втрудной жизненной ситуации, в том числе: беременных женщин и юных матерей.
И как показала практика, данная инновационная форма работы оказалась востребованной. Отделение рассчитано на 6 мест. Клиенты социальной гостиницы могут находится в ней до 6 месяцев. В данном отделении предоставляется социальная поддержка женщинам с детьми, беременным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; организуется временное проживание; оказывается правовая, медико-психолого-педагогическая и другая необходимая помощь. Специалисты «Социальной гостиницы» принимают активное участие в дальнейшем жизнеустройстве всех клиентов, попавших в безвыходное положение.
Открытие отделения «Социальная гостиница» является весьма актуальным и своевременным. Данный опыт позволяет объединить ресурсы государства и общества в работе по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия.
4) Так же одним из инновационных направлений в Центре является создание службы сопровождения семей с детьми. Специалисты осуществляют профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства; обеспечивают комплексное социально-психологического сопровождение семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении. Ребенок, временно находящийся в стенах Центра, не утрачивает связи со своей семьей, и так же при выходе ребенка из Центра, сотрудники ведут постоянный «контроль» за семьей, в которой воспитывается данный ребенок.
Приоритетным направлением Центра является создание условий для индивидуального подхода к каждому ребенку, а также восстановление его утраченных связей, социального статуса. Особое внимание уделяется социальной адаптации вновь поступивших детей и их социальной реабилитации. Холостова Е.И определяет, что реабилитационные мероприятия побуждают подростков к активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ребенком право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни [4, с.87].
Коллективом Центра накоплен и обобщен большой опыт реабилитационной работы с детьми, оказавшимися в социально-опасном положении. Специалисты используют различные направления, такие как: «Творческая деятельность», «Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков», «Формирование навыков здорового образа жизни, «Профилактика социального сиротства».
С начала 2015 года на территории Ульяновского региона реализуется проект «России важен каждый ребенок», направленный на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства. В рамках данного проекта сотрудники Центра разработали методику и реализовали в практической деятельности модель социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении с учетом рекомендаций Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, опыта других регионов, а также возможностей Ульяновской области. В предложенной Фондом модельной программе были обозначены цели, задачи, направления и этапы сопровождения семей с детьми. Все это было учтено при разработке регионального проекта. Таким образом, данный Центр стал базовой площадкой для такого направления проекта как работа с кровной неблагополучной семьей.
Таким образом, на примере анализа деятельности Центра мы видим: социально-реабилитационный центр выступает одним из субъектов социальной защиты детей, принимая участие в выявлении и устранении причин и условий социально-опасного положения, оказывая социальную, психологическую и другую помощь как детям, так и родителям.
Библиографический список:
1. Дробинская А.О. Ребенок с задержской психического развития: понять, чтобы помочь / А.О. Дробинская. – М. : Шк пресса, 2016. – 96 с.
2. Поддубная Т.Н Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб, пособие для студентов высш. учеб. заведений /Т.Н. Поддубная. – М. : Академия, 2014. – 320 с.
3. Савинов А.Н. организация работы социальной защиты : учеб. пособие для студентов для учреждений сред. проф. образования /А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. – 2е изд., стереотип. – М. : Академия, 2012. – 192 с.
4. Холостова Е.И Социальная реабилитация: учеб. пособие /Е.И. Холостова, Н.Ф Дементьева. – М. : Дашков и К, 2012. – 340 с.
Источник: scienceforum.ru