Программа в соответствии с топ 50

Система среднего профессионального образования Тамбовской области занимает значительное место в формировании и развитии кадро-вого потенциала региона.

Областная сеть профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, включает 28 образовательных организаций, из них 20 организации областного подчинения, 4 – негосударственные организации, 4 – входящие в структуру организаций высшего образования. Численность студентов составляет 16460 человек. Характер производственной деятельности предприятий формируют потребности региона в специалистах различного уровня компетен-ции (профессиональное обучение, СПО, ВО, ДПО) путем организации системы непрерывного образования на современном уровне по 20 укрупненным группам направлений подготовки. Обучение ведётся по 38 программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), 66 программам подготовки специалистов среднего звена, 193 программам профессионального обучения.

В основу развития системы подготовки кадров в Тамбовской области положены принципы открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, адресность инструментов ресурсной поддержки и системный характер принимаемых решений. Стратегической основой формирования региональной политики в сфере профессионального образования являются поручения Президента РФ, Правительства РФ и администрации области, а инструментом решения проблем кадрового обеспечения экономики, сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг является кластерная модель управления системой среднего профессионального образования.

Макет образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО ТОП 50 — 26.11.18

На сегодняшний день создано 6 образовательно-производственных кластеров (промышленность, агропромышленный комплекс, стройиндустрия, транспорт, информационные технологии, социальная сфера), в которые включены организации СПО, ведущие предприятия, ВУЗы, базовые школы, элементы инновационной инфраструктуры и др. Выделены базовые организации, как центры кластерного развития. Кластеры взяли на себя обязательства по обеспечению качества обучения, созданию инновационных структур, производственных участков, объемам внебюджетных поступлений, уровню заработной платы педагогических работников и т.д. Работодатели принимают непосредственное участие в анализе образовательного потенциала и имущественного комплексов кластеров и выносят предложения по изменениям сети организаций СПО, развитии их инфраструктуры. Кроме того, работодатели определяют перечень перспективных программ профессионального образования и профессионального обучения, формируют перечень востребованных компетенций, планируют совместно с организациями СПО введение новых профессий и специальностей, создание новых мастерских и лабораторий, принимают участие в их оснащении.

В рамках реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, и достижения целевого показателя «осуществление подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций» в каждом кластере составлен перспективный план внедрения профессий/специальностей ТОП-50 до 2019 года.

Структура образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ТОП-50 и ФГОС СПО

По предварительным оценкам, около 30% профессиональных образовательных организаций соответствуют современным требованиям. На региональном уровне определены 5 «ведущих» профессиональных образовательных организаций, которые будут внедрять ФГОС по ТОП 50 (Колледж техники и технологии наземного транспорта, Строительный колледж, Приборостроительный колледж, Тамбовский бизнес-колледж, Колледж торговли, общественного питания и сервиса). Данные организации являются отраслевыми ресурсными центрами и обладают оптимальными образовательными ресурсами (материально-техническими, кадровыми, методическими, информационными, социальными, выраженными наличием системы связей с партнерами).

В перечисленных образовательных организациях планируется развернуть спектр профессий, специальностей и квалификаций, обеспечивающих технологии от сырья до потребителя. Это и сфера производства, и экономика, и маркетинг, и контроль качества. Кроме того, эти колледжи стали комплексом, объединяющим образование и производство с выходом на программы практикоориентированного высшего образования и научные исследования.

В рамках проекта в 18 колледжах/техникумах будет выстроена практикоориентированная модель подготовки кадров в соответствии с требованиями ФГОС по ТОП-50. Более 50% учебного времени студенты проведут на производственных площадках отраслевых предприятий/ организаций и учебно-тренировочных центров, которые планируется создать или модернизировать совместно с работодателями.

Читайте также:
Как удалить тотал коммандер если его нет в списке программ

Основная цель проекта:

  • создание условий для обеспечения подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям профессионального образования в соответствии с образовательными и профессиональными стандартами, международными требованиями и пе-редовыми технологиям.

Задачи проекта:

  • анализ готовности системы среднего профессионального образования Тамбовской области к внедрению ФГОС по ТОП-50;
  • определение перечней профессиональных образовательных организаций и основных профессиональных образовательных программ СПО, вводимых с учетом ФГОС по ТОП-50;
  • подготовка педагогических и руководящих работников к внедрению и реализации ФГОС по ТОП-50;
  • приведение нормативной базы профессиональных образовательных организаций в соответствие с требованиями ФГОС по ТОП-50;
  • участие в разработке и экспертизе основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями к ФГОС по ТОП-50;
  • подготовка программной и учебно-методической документации в поддержку реализации ОПОП СПО, разработанных на основе ФГОС по ТОП-50;
  • обеспечение условий для эффективной реализации ОПОП СПО по ТОП-50 в профессиональных образовательных организациях;
  • приведение материально-технической базы системы профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС по ТОП-50;
  • методическое и информационное сопровождение реализации ОПОП СПО по ТОП-50;
  • мониторинг реализации регионального проекта и подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям профессионального образования.

Основные результаты проекта:

  • реализация ФГОС по ТОП -50 в 60 % профессиональных образовательных организациях региона к 2020 году.

Сроки реализации проекта: 2016-2020 гг.

  • Организационный этап: сентябрь 2016-декабрь 2016
  • Реализационный этап: январь 2017-июнь 2019
  • Рефлексивный этап: июль 2019-август 2019
  • Аналитический этап: сентябрь 2019-июнь 2020
  • Послепроектный этап: сентябрь 2020…

Организационно-методическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС по ТОП-50 в профессиональных образовательных организациях области будет осуществлять Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования».

Ведущими колледжами в Тамбовской области, обеспечивающими подготовку кадров по ТОП 50, стали:

  • ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж»;
  • ТОГБПОУ «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»;
  • ТОГБПОУ «Строительный колледж»;
  • ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им.М.С.Солнцева»;
  • ТОГАПОУ «Тамбовский бизнес-колледж».

Учебно-методические комплексы, программы, контрольно – оценочные средства, разработанные в соответствии с ФГОС по ТОП 50

Источник: 68cdo.ru

Особенности внедрения ФГОС СПО по ТОП-50
статья на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Особенности внедрения ФГОС СПО по ТОП-50

Внедрение новых моделей управления профессиональными образовательными организациями, реализация проектов по переходу на новые ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) на уровне профессиональной образовательной организации в соответствии с алгоритмом запуска предполагает решение как минимум четырех задач:

– оценку готовности образовательной организации к внедрению ФГОС по ТОП-50 на основе инвентаризации реализуемых образовательных программ (ОП) подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена;

– разработку проекта внедрения ФГОС по ТОП-50 в образовательной организации;

– обеспечение разработки и реализации образовательных программ на основе примерных основных образовательных программ (ПООП) с учетом региональной и отраслевой специфики;

– развитие кадрового потенциала образовательной организации.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (далее соответственно — ФГОС по ТОП-50, СПО) – это федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработанный и утвержденный в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 831, Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 , а также во исполнение пункта 3 комплекса мер направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, и представляющий собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии или специальности.

Читайте также:
Как вернуть программу в начало

ФГОС по ТОП-50 претерпел существенные изменения, включающие модернизацию его структуры и содержания требований. Структура ФГОС по ТОП-50 полностью соответствуют части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и включает в себя наряду с общими положениями требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В целом ФГОС по ТОП-50 имеет следующие характерные особенности:

  • виды деятельности и профессиональные компетенции разработаны с учетом требований международных и профессиональных стандартов, а также передовых технологий;
  • изменена номенклатура и ориентация общих компетенций;
  • повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования;
  • определены сроки обучения на основе рекомендаций заказчиков рабочих кадров;
  • определены условия реализации образовательной программы, в том числе введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников;
  • введен новый вид проведения государственной итоговой аттестации – демонстрационный экзамен.

Развитие процесса внедрения ФГОС СПО по ТОП-50 предусматривает стадии проектирования, апробации и внедрения примерных и основных образовательных программ.

Региональные органы управления образованием

Региональный рынок труда

Мониторинг успешности прохождения апробации

Источник: nsportal.ru

Внедрение ФГОС СПО по ТОП-50 в профессиональной образовательной организации

Андрейченко Зинаида Михайловна

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

В российской образовательной политике начала XXI века закончился период преимущественного антикризисного приспособления организаций профессионального образования к новым социально-экономическим реалиям и наступил этап достаточно продуманного управления изменениями.

Базовое условие развития экономики – это высокоподготовленный и квалифицированный рабочий класс. Но именно система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена претерпела в новейшей истории России наиболее кардинальные изменения. К ним следует отнести законодательное закрепление отказа от уровня «начального профессионального образования», введение понятий «профессиональное обучение и подготовка», передачу учреждений СПО на региональный уровень и их оптимизацию, серьезные меры, направленные на переориентацию данного уровня образования на запросы работодателей, формирование новой инфраструктуры и т.д.

Во исполнение подпункта 8 пункта 1 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821) распоряжением Правительства Российской Федерации [1] утвержден комплекс мер по созданию условий для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций.

В рамках реализации указанного комплекса мер должны быть реализованы в 2016-2017 первоочередные мероприятия по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям (ТОП-50) в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 831 от 2 ноября 2015 г. утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50).

Приказ продолжает реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования. Одним из целевых показателей стала подготовка кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям в соответствии лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций страны.

В настоящее время утверждены новые ФГОС СПО по профессиям и специальностям ФГОС СПО по ТОП-50.

Читайте также:
Программа пробить номер машины

Согласно комплексу мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования с 1 сентября 2017 году профессиональные образовательные организаций России должны начать подготовку по новым ФГОС СПО по ТОП 50. Поэтому перед образовательными организациями стоит важная задача внедрения ФГОС по ТОП – 50.

В ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж» разработана Программа «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями в профессиональной образовательной организации ГБПОУ« Ставропольский региональный многопрофильный колледж» (далее, Программа). Программа разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития образовательного учреждения на среднесрочную перспективу.

В процессе разработки Программы нами проведен сравнительный анализ действующих ФГОС СПО и ФГОС СПО по ТОП -50, выявлены их особенности. ФГОС СПО по ТОП-50 – это новые стандарты, которые приведены в соответствие с международными требованиями и профессиональными стандартами, в них повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования, введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников, введен демонстрационный экзамен как часть государственной итоговой аттестации, введено новое понятие и состав компетенций, структура ФГОС приведена в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в РФ», появились ФГОС по укрупненной группе специальностей, увеличен срок обучения, введены обязательные дисциплины «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности» и др. особенности.

При разработки Программы нами проведен PEST-анализ и SWOT-АНАЛИЗ; определены сильные, слабые стороны СРМК, возможности и угрозы, которые могут возникнуть при внедрении ФГОС СПО ТОП -50.

1.Принципиальное отличие от других образовательных организаций (создано региональное учебно-методическое объединение по направлению Машиностроение, действует Профильный ресурсный Центр, Центр прикладных квалификаций по направлению «Машиностроение, металлообработка, автотранспорт и электроэнергетика»).

2.Позитивный имидж в социуме.

3.Высокая квалификация персонала.

4.Использование площадей и ресурсов предприятия-партнера.

5.Спрос на данную специальность.

6.Востребованность выпускников колледжа.

Слабые стороны СРМК:

1.Ограниченные возможности бюджета на приобретение методического обеспечения.

2.Потеря преподавательского состава вследствие низкой оплаты труда.

3.Значительная доля персонала, достигшего пенсионного возраста.

4.Отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие профессиональных образовательных организаций и работодателей.

  1. Наличие ресурсов на своевременную подготовку педагогических кадров.
  2. Обновление учебной и учебно-методической литературы за счёт предприятий-партнеров.
  3. Сохранение контингента обучающихся за счет повышения качества профориентационной работы.
  4. Привлечение к преподаванию высококлассных специалистов-практиков.

Угрозы, которые могут возникнуть при внедрении ФГОС СПО ТОП -50:

  1. Незаинтересованность предприятий-партнеров в совместной реализации данного проекта.
  2. Понижение качества образовательного процесса за счет увеличения объема учебной нагрузки.
  3. Консервативный подход определенных преподавателей по отношению к изменению традиционной системы обучения.

Полученные данные позволили сделать вывод о том, что сильные стороны и возможности колледжа превалируют над слабыми сторонами и угрозами, которые можно минимизировать на первой стадии реализации программы.

ЦЕЛЬ разработанной Программы: Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями (далее — ФГОС СПО по ТОП-50) в профессиональной образовательной организации ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж».

  1. Создание условий для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС СПО по ТОП-50.
  2. Апробация реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО по ТОП-50.
  3. Мониторинг внедрения и оценка качества подготовки кадров по ФГОС СПО по ТОП-50.

4.Осуществление финансового обеспечения реализации ОПОП в соответствии с ФГОС СПО по ТОП 50.

Нами определена модель реализации Программы «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями в ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж.

Читать работу полностью (оригинал работы):

Источник: www.informio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru