2. Помочь ученикам освоить стандартные методы и подходы к разработке сочинений различной тематики, на основе которых может реализоваться собственный творческий потенциал пишущего сочинение, выполняющего творческое задание.
Что такое школьное сочинение и зачем его писать?
«Способность задавать вопросы себе самому – привилегия интеллигентного человека.»
1. Из истории школьного сочинения.
2. Что такое школьное сочинение и зачем его писать.
Критерии оценок за сочинение по русскому языку и литературе
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.»
1. Условия проведения ОГЭ и ЕГЭ
2. Что учитывается при оценке сочинения
3. Критерии оценок за сочинение
Анализ стилистических и грамматических ошибок
«Человек нашел слова для всего, что обнаружил во Вселенной.»
1. Ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.
2. Использование слов иной стилистической окраски.
3. Ошибки в различных синтаксических конструкциях.
Проверка сочинений . Эти учителя . Mood школьников
4. Как избежать стилистических ошибок.
5. Практическая работа.
Логические и фактические ошибки
«Язык сделался тем, чем он должен быть, именно – средством для передачи мысли. Форма подчинилась содержанию.» Д. Писарев.
1. Логика в слове.
3. Отсутствие смысла, искажение факта.
4. Практическая работа. Неэтичное, фамильярное обращение с известными фамилиями. «Изобретение велосипеда»
Грамматические ошибки
1. Неправильные падежные формы.
2. Употребление местоимений.
3. Неверное сочетание подлежащего и сказуемого.
4. Нарушение синтаксической сочетаемости слов.
5. Ошибки в построении сложного предложения.
6. Практическая работа .
Творческий процесс. Роль таланта и мироощущения в творческом процессе.
1. Творческий процесс – акт бессознательный?
2. Интуиция как одна из активных сил творческого процесса.
3. Место мировоззрения в творческой деятельности.
4. Роль таланта в творческом процессе.
Этапы творческого процесса
2. Создание плана.
3. Написание произведения.
4. Отделка произведения.
Язык художественного произведения
«Корень слова – метафора сама по себе, пока не нуждается в образном пояснении.»
1. Понятие «язык художественного произведения»
2. Образ в слове, разнообразие приемов создания художественного образа:
— архаизмы и историзмы;
— фразеологизмы и афоризмы;
— диалектная, профессиональная и терминологическая лексика;
— имена собственные и географические названия.
3. Практическая работа.
Эмоция в слове
«Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины.» В. Ленин.
1. Выбор вариантов (средний, высокий, норма) в речи;
2. Этимон – исконное значение слова.
3. Грамматически неопределенные слова.
Специальные изобразительные (литературно – стилистические) средства: тропы и стилистические фигуры
Сочинение Как я провёл лето — Ученик против учителей | Дизель Шоу
1. Цель использования изобразительных средств.
2. Тропы. Простые и сложные тропы:
3. Практическая работа
Стилистические фигуры
1. Цель использования стилистических фигур
2. Стилистические фигуры
3. Практическая работа
Речь героев и речь автора в тексте
1. Речь героев как важнейший способ создания их образов.
2. Авторская речь как средство создания образа героя.
3. Различие между понятием «поэт», «лирический герой», «автор произведения», «рассказчик».
4. Практическая работа.
Тема, идея, проблема, композиция, персонажи художественного произведения
2. Тема художественного произведения.
9. Практическая работа.
О законах построения текста
1. Темы широкие и узкие.
2. Что такое эпиграф.
3. Простой и сложный план.
4. Лексические средства связи предложений в тексте.
6. Логические отношения между предложениями связного текста.
Общие требования к сочинению
1. Определить тему и основную мысль работы.
2. Разобраться в позиции автора, выразить свое отношение.
3. Обеспечить связность текста, последовательность и логичность изложения.
4. Составить план сочинения.
5. Подготовить цитаты.
6. Основную идею можно выразить эпиграфом.
7. Выделить абзацы в соответствии со смысловыми частями текста сочинения.
8. Практическая работа.
Типы речи
4. Практическая работа. Сочинение – описание по картине Левитана «Март»
Практическая работа по теме «Типы речи»
Сочинение – повествование по теме «Отчего люди плачут».
Практическая работа по теме «Типы речи»
Сочинение – рассуждение «Любовь сильнее смерти и страха смерти»
Функциональные стили
1. Функциональные стили.
2. Чем отличаются функциональные стили?
3. Взаимосвязь стилей речи.
4. Практическая работа.
Сочинение различных жанров. Литературно – критическая статья
1. Жанр школьного сочинения.
2. Литературно – критическая статья.
Школьные сочинения в жанре литературно – критической статьи
Практическая работа «Сон Татьяны Лариной и его художественная роль в романе.
1. Этимология слова «рецензия».
2. Рецензия как жанр литературной критики и библиографии.
3. Основные виды рецензии:
— критическая или публицистическая статья;
4. Практическая работа.
Практическая работа
1. Написать рецензию на произведение современного автора;
2. Написать рецензию на спектакль.
1. Этимология слова «эссе»
3. Характерные особенности эссе.
Стиль эссе в русской литературе.
Практическая работа
Написать эссе «Онегин и Татьяна»
«Очерк может ограничиться «бессвязным внешним образом», но дышащими одною мыслью картинами.»
1. Очерк как жанр литературы.
2. Особенности очерка как жанра.
3. Виды очерков (документальный и художественный)
4. История очерка в России.
Практическая работа
Написать очерк «Москва в истории России» ( на литературном или историческом материале)
1. Определение «дневник».
2. Дневник как жанровая разновидность художественной прозы.
3. Дневник в литературе.
4. «Записки» и «Исповеди».
5. Памятка для пишущего сочинение в жанре дневника.
Практическая работа
Написать сочинение «Исповедь незнакомца»
Путешествие. Путевые рассказы
1. Путешествие как литературный жанр.
2. Разновидности путешествия ( документальное путешествие и художественное)
3. История в литературном жанре путешествия.
4. Памятка для пишущего сочинения в жанре путешествия.
5. Практическая работа «Мое путешествие».
Эпистолярный жанр
1. История развития жанра.
2. Темы для школьного сочинения в эпистолярном жанре.
3. Памятка для пишущего сочинение в эпистолярном жанре.
Практическая работа
Написать сочинение в эпистолярном жанре «Открытое письмо о культуре речи».
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Для чего ввели в школе сочинение по литературе?
Ведь обязательными являются только русский и математика, да и по литературе не у всех все получается у кого то память плохая, у кого то способностей нет. И сейчас ученики вынуждены писать сочинение по литературе. А не у всех детей хорошая память или способность к литературе, каждый ребенок индивидуален.
в избранное
byearnist [34K]
Раз ввели, значит сочли нужным.
В свое время выпускники обязательно писали сочинение на выпускном экзамене. И никто не ныл, что у него плохая память и нет способностей. Разве со временем дети так сильно отупели? Я думаю просто процесс обучения пустили на самотек, а дети этим воспользовались. Теперь вот восстанавливают то, что порушили. — 8 лет назад
комментировать
11 ответов:
Masha nya [280K]
8 лет назад
Ввели сочинение в школе?
А разве его когда-то не было в школьной программе? Если такое и случалось, то это большой минус нашему образованию. Читать и высказывать свои мысли по прочитанному в письменном виде должен уметь, на мой взгляд, даже самый неуспевающий ученик.
Вы говорите про плохую память. А как же её ещё тренировать, как не чтением? Уж, конечно же, не чтением смс-ок и различных постов в социальных сетях.
А как можно научиться писать правильно, если не писать сочинения (диктанты и изложения)? Можно сколь угодно долго и нудно учить правила русского языка, но совсем не уметь приложить их на практике. Именно сочинение и является высшим пилотажем, что называется. Прочитать произведение и
изложить свои собственные мысли (если таковые имеются) по обсуждаемому вопросу.
Не умеешь читать и писать? Тогда и не стоит задумываться о том, чтобы продолжать своё образование в вузе. ты просто не способен получать академические знания.
Гуманитарий может не разбираться в математике и других прикладных науках, но любой математик просто обязан уметь ясно и доступно излагать свои мысли на родном языке в письменном виде.
Совсем не понимаю слов Автора вопросав комментариях, что сейчас, мол, к счастью не СССР. А что плохого было в среднем общеобразовательном советском образовании? Помню, как в нашем классе училась девочка, какая болезнь у неё была — не знаю, но она бОльшую часть времени была на домашнем образовании. После менингита одна из моих дочерей не могла сдавать экзамены в 9 классе, так она была от них освобождена (на законном на то основании), что никоим образом не лишало её права продолжить обучение в 10-11 классах специализированной школы (с углублённым изучением иностранных языков — английского и немецкого).
Рассуждения о, якобы, индивидуальном подходе к ученику — это всего лишь голые размышлизмы. Есть программа общеобразовательной школы: кому-то она даётся легко (даже больше, чем на пятёрку), а кому-то — с большим трудом. Но минимум должны освоить все!
система выбрала этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Удиви тельн ая Рядом [565K]
8 лет назад
Вот читаю я мысли умных людей и диву даюсь: автор вопроса всё время на память налегает. Дескать, она, проклятая, сочинения писать не даёт. Память-то при чём здесь? Все слова родного языка помнить или все буквы алфавита? Сочинения разные бывают: описать картинку с портретом, описать картинку с пейзажем, сочинение-рассуждение — мнение высказать на заданную тему.
Какая здесь нужна память?
Ах, да, сочинения по прочитанным произведениям. В этих маленьких работах не требуют детального пересказа романов в четырёх томах. В них требуется анализ прочитанного, который опирался бы а какие-то примеры из произведений, не более.
Память можно и нужно развивать. Она любому человеку, чем бы он ни занимался по жизни. Написание же сочинений с памятью вообще мало связано. Его задача — научить стройно мыслить и точно так же стройно выражать мысли словами. Так что автор вопроса совершает подмену понятий, жалуясь на плохую память ребёнка.
Не написание сочинений он (автор) хотел бы отменить, а русскую литературу как школьный предмет. Чтобы на заставляли дитя читать нудные толстые книжки, которые к экзамену так прочно забываются, словно никогда в руках не были.
Помнится моё вступительное сочинение в вуз. Тема — по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского, а от переживаний эту самую память вроде как полностью отшибло. Из всего произведения одна лишь смерть Свидригайлова и вспоминалась, а её-то как раз пришить было не к чему. Но произведение было прочитано, причём к окончанию школы дважды, мыслительная работа над текстом проделана.
Слово за словом — и сложился текст, вопреки «памяти». Память бывает разноуровневой. Было бы что вспомнить — что-нибудь да вспомнит. Только для этого произведения нужно именно читать, а не «проходить». Мимо.
Написание сочинений было всегда и будет всегда. Никакая высокая утомляемость не отменяет необходимости думать и тем более не снижает её. Когда-то в школах висел лозунг:
Так оно и есть для школьника. Он должен трудиться. Ему должно быть трудно. Он должен преодолевать трудности, потому что это не подлинные, преподносимые жизнью, а тренировочные трудности, взвешенные и отмеренные ребёнку согласно возрасту и силам. Выпускник же школы вот-вот вступит во взрослую жизнь. У многих даже есть амбиция замахнуться на высшее образование.
Если нет «памяти» или выносливости или желания трудиться, то не должно быть и амбиций.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Сочинения на тему Школьные программы
Все примеры сочинений по предмету Школьные программы — поделись ими с одноклассниками! Образцы сочинений от команды сайта «Сочинения-Про». Здесь вы найдёте полезные материалы для написания сочинения или эссе самомстоятельно. А если нет — вы всегда можете заказать у нас помощь, по любому виду работ! Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный вам материал.
Почему должны оставаться неотъемлемой частью библиотек
Мое решение о том, как включить чередование и интервалы при использовании учебной программы
В начальном образовании в государственных школах учителя должны использовать коммерческие математические материалы для обучения на уровне класса. Тем не менее, многие из этих коммерческих ресурсов не имеют надлежащих стратегий когнитивного обучения, чтобы помочь им учиться и сохранять информацию. Существует несколько учебников, связанных с математическим контентом, в которых используются стратегии блокирования или смешанного рецензирования для поддержки
Как классические языки помогли в разработке школьных программ обучения
Классический язык – это язык с классической литературой. Классическая латынь и древнегреческий язык когда-то считались центральными для академического образования во многих странах. Латинский язык был языком большого академического обсуждения до восемнадцатого века; он использовался, поскольку его могли понять все «образованные» люди. В течение второй половины двадцатого века латынь и греческий язык были изолированы во многих
Значение оценки учебного плана
Учебный план определяется как сумма всего опыта, который должен быть предоставлен в учебном заведении. Согласно Уилеру (1967) учебная программа означает запланированный опыт, предлагаемый учащимся под руководством школы. Учебная программа была определена Tanner https://essay-pro.ru/temy_sochinenij/shkolnye-programmy/» target=»_blank»]essay-pro.ru[/mask_link]