Программа в психологии это определение

Исследование проблемы нравственно-эстетического взаимодействия учителя и учащихся требует изучения понятия «взаимодействие» как категории психологической науки, анализа его характеристик, осмысления роли и места субъектов взаимодействия и особенностей их проявления в педагогическом процессе.

В психологической науке категория «взаимодействие» рассматривается как отражение одних явлений другими. «Взаимодействие – процесс непосредственного и опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающие их взаимную обусловленность и связь» [1]. В данном определении психологического словаря подчеркивается, что взаимодействие в системе «человек – человек» предполагает участие в этом процессе как минимум двух субъектов, влияющих друг на друга, связанных между собой определенными отношениями и взаимозависимых друг от друга. Это означает, что понять взаимодействие можно только через эти многочисленные связи и отношения.

Каковы же характеристики категории «взаимодействие» с психологической точки зрения? Ответ на этот вопрос мы находим у ученых-психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, К.А.

Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)

Абульхановой-Славской, В.И. Слободчикова и других, анализ научных трудов которых позволяет выделить характеристики взаимодействия как психологической категории.

Активность выделяется психологами как основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, А.А. Бодалев и другие). Чем сложнее его организация, тем разнообразнее формы этой активности.

У человека, являющего собой высшую форму развития живой материи, активность проявляется на всех уровнях его организации. Это, во -первых, интеллектуальная активность (выдвижение гипотез, формирование стратегий, прием обработка и оценка поступающей информации по каналам прямой и обратной связи и т.д.). Во-вторых, это моторно-эффективная активность на уровне построения модели взаимодействующего объекта (процесса, явления). В-третьих, это поведенческая (вербальная, невербальная) активность, проявляющаяся во всем многообразии ее (вербальных, невербальных) поведенческих и деятельностных форм [2].

Личность обнаруживает свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром. В силу того, что активность характеризует обе стороны взаимодействия, они обе имеют качество субъектов. Следовательно, для того, чтобы выявить причины этой активности, ее психологические формы и проявления, необходимо охарактеризовать личность со стороны ее направленности и важнейших, жизненных отношений.

Дальнейшее изучение категории «взаимодействие» позволило выделить осознанность и целенаправленность взаимодействия как еще одну его психологическую характеристику. Взаимодействие возможно благодаря деятельности. Деятельность всегда предметна и мотивирована: непредметной, немотивированной деятельности как активного, целенаправленного процесса не существует, поскольку «именно она, цель есть предвидение результатов будущего действия, отличающая специфическую форму взаимодействия человека с окружающей действительностью», поэтому целенаправленность и осознанность определяют и формы взаимодействия – сотрудничество (в игре, учении, труде, творчестве как высшей форме труда) и общение [2].

Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.

При анализе взаимодействия ученые-психологи раскрывают его сущность через другую категорию, категорию «субъекта», которая является одной из центральных в философии, социологии, особенно онтологии (Аристотель, Декарт, И. Кант, Г. Гегель). Большое внимание уделяется этой категории и в современной психологической науке (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.А.

Лекторский и другие). Наиболее полно особенности категории «субъект» раскрыты в трудах С.Л. Рубинштейна, изучение которых позволил нам выделить следующие характеристики субъекта:

– категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого в познании бытия, в «открытии бытия познанию», в отношении этого «познаваемого бытия» к познающему человеку, С.Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны:

1) бытие как объективная реальность, как объект осознания человека;

2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознанием;

– познающий субъект, или «субъект научного познания всегда общественный субъект, осознающий это бытие в общественно – исторически сложившихся формах» [4].

Для нас это означает, что субъект общественен по формам, средствам, способам своего действования (познавательного или практического). Здесь существенно подчеркнуть положение А.Н. Леонтьева, что вообще противоположность между субъективным и объективным не абсолютна. «Их противоположность порождается развитием, причем на всем протяжении его сохраняются взаимопереходы между ними, уничтожающие их «односторонность» [2];

– общественный субъект может реализоваться и в конкретном индивиде, поэтому можно утверждать, что «субъект науки – это человечество, субъект речи – это вместе с индивидом и народ» [4], а это значит, что коллективный субъект представлен в каждом индивиде, и наоборот, вместе с тем общественный субъект имеет индивидуальную форму реализации;

– рассматривая проблему отношения «Я» и другой человек, С.Л. Рубинштейн обращает внимание на то, что «Я» предполагает деятельность и, наоборот, «произвольная управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности – «Я» данного индивида». Это положение выступает в качестве одной из основных, характеристик не только субъекта, но и самой деятельности. Следовательно, сознательно регулируемая во взаимодействии с другими людьми, деятельность всегда субъектна, в ней он формируется;

– субъект – сознательно действующее лицо, самосознание которого – это «осознание себя как существа осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности – практической и теоретической, субъекта деятельности сознания в том числе». Здесь важно отметить, что субъект в индивидуальной и коллективной деятельности сознательно действующая личность, осознающая себя и активно преобразующая окружающий мир;

– каждый конкретный субъект определяется через свое отношение к другому субъекту. Очевидно, что субъектность проявляется не только через деятельность, но и в системе отношений с другими людьми. Субъект–субъектные отношения характеризуют межличностные отношения, формирующие личность в коллективе, субъект-субъект-объектные же характерны для предметно – практической (познавательно – преобразовательной) деятельности;

– каждое «Я», представляя и единичное, и всеобщее, есть коллективный субъект. Это определение получает в теории С.Л. Рубинштейна форму афоризма «Человек как субъект жизни». Эта характеристика раскрывает субъект как неразложимую целостность деятельности, общения и самосознания, которой он может достичь только во взаимодействии с окружающим миром. «Быть личностью. означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания», – отмечает В.А. Петровский, рассматривая через эту категорию внутреннюю связь между личностным и субъектом [3].

Приведем доводы В.А. Петровского: «Во-первых, быть личностью – значит быть субъектом собственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром». Это включает физический, психофизический, психологический, социальный и другие аспекты взаимоотношений человека с его природным и социальным окружением.

Во-вторых, быть личностью – значит быть субъектом предметной деятельности», в которой человек выступает как деятель. В-третьих, быть личностью – это быть субъектом общения», где, согласно В.А. Петровскому, формируется то общее, что обеспечивает взаимопредставленность взаимодействующих сторон. В.А.

Петровский подчеркивает важную для понимания связи этих категорий мысль, что «…быть личностью как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезентированности (отраженности) человека в жизни других людей». Кроме этого, согласно В.А. Петровскому, быть личностью – означает быть субъектом самосознания, что включает самооценку, открытие собственного «Я» и другие собственно-личностные характеристики. Рассматривая субъектность как конституирующую характеристику личности, В.А. Петровский вводит важные для педагогической психологии понятия: «виртуальной субъектности» как момента становления, перехода в это состояние, что соотносится с возникновением личностного в человеке; «отраженной субъектности» – «подлинный субъект не может не быть субъектом для самого себя и вместе с тем субъектом своего бытия для другого» [3].

И, наконец, характеристика субъекта состоит в том, что субъект деятельности сам формируется и создается в этой деятельности, распредмечивание которой может выявить и определить и самого субъекта. «Итак, субъект, в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле» [4].

Читайте также:
Программа которая ломает телефон

Следовательно, субъектность – динамическое начало, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного). Эта важная для нас характеристика субъекта деятельности, поскольку относится не только к развитию ученика (как обычно принято полагать), но к саморазвитию, самосовершенствованию самого учителя: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие учителя, которое есть условие развития ученика.

Отметим еще одну характеристику субъекта, которая следует из гносеологического и собственно психологического анализа процесса отражения, категории «субъективного» образа по (А.Н. Леонтьеву). Согласно А.Н. Леонтьеву, в познании, отражении действительности всегда находится активный («пристрастный») субъект, моделирующий объект (субъект) и связи, в которых он находится.

Основываясь на общепсихологическом тезисе обусловленности деятельности мотивами, эмоциями, установками субъекта, А.Н. Леонтьев вводит понятие «пристрастности» и «субъектности» отражения как его принадлежности субъекту деятельности [2].

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: сущностными характеристиками взаимодействия с психологической точки зрения являются:

– активность как показатель обеих сторон взаимодействия, имеющих качество субъекта (выступающих в качестве субъекта). Активность и направленность субъектов деятельности в процессе познания и преобразования объекта обусловлены предметно-практической деятельностью;

– системность как показатель целостности множества взаимосвязанных процессов, в которой в единстве выступают субъект – субъектные, субъект- объект – субъектные связи;

– целенаправленность и осознанность как показатель личностной зрелости, субъектности участников этого процесса, которое выражается в выборе (определении) форм взаимодействия (сотрудничество и общение);

– субъект-субъектные, субъект-объект-субъектные связи как показатель межличностных отношений и связей в предметно-практической, познавательно-преобразовательной деятельности.

Поскольку все эти характеристики в полной или свернутой форме проявляются во взаимодействии субъектов педагогического процесса, необходима их конкретизация, которая в контексте нашего исследования возможна при переходе к анализу особенностей нравственно-эстетического взаимодействия учителя и учащихся.

Источник: applied-research.ru

Программы построения психологии

Df. 2. Предметная область – это множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории.

Df. 3. Метод (лат.: methodus – прием, способ, метод; греч.: μέθοδος – способ научного исследования, метод) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического познания.

Df. 4. Методология (лат.: methodus – прием, способ, метод; греч.: μέθοδος – способ научного исследования, метод; греч.: λόγος – разумное основание, смысл, учение) – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания [19].

Программы построения психологии как отдельной науки стали появляться во второй половине XIX в. Наибольшую известность получили следующие программы:

· Программа В. Вундта: физиологическая психология как наука о непосредственном опыте.

· Программа Ф. Брентано: психология как учение об интенциональных актах сознания.

· Программа Г. Спенсера: психология как наука об эволюционных связях между сознанием и внешней средой.

· Программа И.М. Сеченова: психология как учение о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе.

· Программа К.Д. Кавелина: психология как наука о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа.

Программа В. Вундта

Определения

Df. 5. Анализ [analysis] (Греч.: άνάλυσις – разложение) – это дедуктивная процедура мысленного или реального расчленения объекта (процесса) на части с познавательной целью в предположении, что сведение высших объектов (процессов) к низшим объектам (редукция) правомерно.

Df. 6. Редукция (от лат. reductio – возвращение, приведение обратно) – это упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения; уменьшение, ослабление чего-либо.

Df. 7. Элемент [element, item] (Лат.: elementum – первичная материя, стихия, первоначало, основное и всеобщее свойство вещей) – это:

1. объект, входящий в состав определенной системы и рассматриваемый в ее пределах как неделимый;

2. неделимая единица множества.

Df. 8. Проблема [problem] (Греч.: πρόβλημα – проблема, помеха, лат.: problema) – это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения [19].

Источники и основания

Программа развития психологической науки, выдвинутая Вундтом[1] охватывала практически все проблемы психологии – от простейших ощущений до проблем культуры в их тесной связи с историей.

Программа новой науки была изложена Вундтом в работах:

«К теории чувственного восприятия»

• Публиковалась частями с 1858 по 1862 год. Здесь он впервые вводит понятие экспериментальная психология. Наряду с «Элементами психофизики» (1860 г.) Фехнера, об этой книге Вундта часто говорят, что она знаменует собой формальное начало новой науки.

«Лекции о душе человека и животных»

• Относится к 1863 году. Вундт затрагивает проблему измерения времени реакции[2] и рассматривает вопросы психофизики, которые на протяжении многих лет занимали умы экспериментальных психологов.

«Основы физиологической психологии»

• Была опубликована в двух частях в 1873 и 1874 годах. Здесь Вундт заложил фундамент психологии как самостоятельной экспериментальной науки с собственным кругом проблем и методами исследования.

• В предисловии к этой книге Вундт так сформулировал свою цель: «выделить новую область познания».

Методологию решения задач, которые ставил Вундт перед психологией, можно назвать структурализмом [structuralism] (от лат. structura – строение, расположение, порядок).

Структурализму Вундта свойственны:

· Элементаризм (от лат. elementum – стихия, первоначальное вещество; составная часть сложного целого).

• Т.к. целое определяется свойствами образующих его частей, то возможно познание сознания путем анализа составляющих его элементов.

• Элементаризм противопоставляется холизму – учению о том, что целое больше суммы составляющих его частей.

· Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство).

• Предметная область замкнута содержаниями сознания, которые изучаются в обособлении от поведения.

Вундт В.: Задача психологии – «анализировать психические процессы в их собственной связи и поскольку они нам вообще даны как процессы, находящиеся во внутренней связи друг с другом» [2].

Программа Ф. Брентано

Определения

Df. 9. Душа [anima, soul] – это субстанциональный носитель духовных (психических) актов. Данное определение сделано австрийским философом Францем Брентано, (Brentano, Franz Clemens, 1838-1917, Von der Klassifikation der psychischen Phanomene, 1911, О классификации психических явлений) [19].

Df. 10. Интенция (от лат. intentio – стремление) – термин, обозначающий намерение, цель. В философии стоиков интенция (греч. tonos – «напряжение») характеризует активную и упорядочивающую функцию пневмы (или мирового вещества). В средневековой философии термин «интенция» использовался для обозначения воли и ее целей.

Современное толкование включает в понятие интенции акты реализации отнесенности к предмету, данному нам в соответствующем наглядном созерцании [20].

Источники и основания

Франц Брентáно (1838-1917) – католический священник, австрийский философ и психолог, предшественник феноменологии Э. Гуссерля.

· Развил учение об интенциональности (предметности сознания) как родовом признаке психических феноменов.

· Создал психологию акта (Aktpsychologie) – концепция психологии, согласно которой предметом эмпирического изучения в психологии должны быть психические акты.

Основные идеи психологии акта изложил в работе 1874 г.

«Психология с эмпирической точки зрения» («Psychologie vom empirischen Standpunkt»).

Испытал влияние

Под влиянием Тренделенбурга[3] (1802-1872) Брентано обратился к Аристотелю (384 до н. э. – 322 до н. э.), философия которого послужила отправным пунктом его учения о сознании.

От Аристотеля и философов-схоластов Брентано позаимствовал идеи, согласно которым душа – это активное начало, а не пассивно воспринимающая воздействия извне, как учила вся эмпирическая психология, начиная от Джона Локка.

Исходная задача

Исходной задачей Брентано считал разделение предметов естествознания и психологии.

Предметом естествознания являются физические феномены, которые обнаруживаются в ощущениях (видимые фигуры, цвет, ландшафт, слышимые звуки и т. д.). Отождествление сил, вызывающих ощущения, с предметом есть условность, наделяющая объект науки устойчивым существованием.

Читайте также:
В какой программе писать код на питон

Предмет психологии – это психические феномены: акты сознания, которые не могут быть даны посредством самонаблюдения. Источник знания о них – внутреннее восприятие, сосуществующее в одном акте сознания с любой формой психической деятельности, каждая из которых осознается в нем как таковая: представление – как представление, суждение – как суждение и т. д.

Это основной пункт его расхождения с Иммануилом Кантом[4]: по Брентано, внутренний опыт не содержит в себе разделения на вещи в себе и явления.

Источник: infopedia.su

Понимающая психотерапия: переживание как смыслопорождающая деятельность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

понимающая психотерапия / переживание / понимание / сопереживание / критическая ситуация / understanding psychotherapy / co-experiencing psychotherapy / experiencing / understanding method / co-experiencing / compassion / empathy / critical situations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазанова Анна Евгеньевна

В статье рассматривается понимающая психотерапия (ППТ) – отечественная психологическая теория и практика психологического консультирования, разработанная Ф.Е. Василюком. Понимающая психотерапия получила признание как в России, так и за рубежом (англоязычное именование ППТ «сo-experiencingрsychotherapy» терапия сопереживанием ). Ассоциация понимающей психотерапии является членом международных объединений личностно-центрированных и экспириентальных психотерапевтических школ (WAPCEP, PCE Europe).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мазанова Анна Евгеньевна

Авторские подходы в консультировании: синергийная психотерапия Ф. Е. Василюка

Историко-методологические основания исследования духовного совладания как главного упования синергийной психотерапии[1]

Юмор и способность к самодистанцированию по В. Франклу, практическое применение в логотерапевтическом консультировании

Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию

Парадоксальная интенция в лого-и когнитивно-поведенческой терапии (эклектизм и интеграция в процессе психотерапии и психосупервизи)

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СO-EXPERIENCING PSYCHOTHERAPY: EXPERIENCING AS AN ACTIVITY OF FINDING THE MEANING OF THE CRISIS

This article is dedicated to understanding psychotherapy ( co-experiencing psychotherapy ), Russian theoretical part and basis for practicing psychological counseling developed by F.E. Vasilyuk. Co-experiencing psychotherapy gained recognition in Russia as well as abroad.The association of co-experiencing psychotherapy is a member of international associations of personcentered and experientialpsychotherpeuticalschools(WAPCEP, PCE Europe).

Текст научной работы на тему «Понимающая психотерапия: переживание как смыслопорождающая деятельность»

теорией привязанности и феноменом свободы, которая нуждается в дальнейших, более подробных исследованиях. Вопрос свободы, прежде всего, связан с жизнью любого человека, так как свобода по Э. Фромму присуща каждому. В. Франкл считал свободу одним из важных компонентов реализации личностных ценностей и смыслов, поэтому вопрос свободы затрагивает тему осмысленности человеческой жизни [12]. Если человек «свободен для»реализации своей индивидуальности и смысла, то он может испытывать счастье, спонтанную активность и наполненность жизнью [13]. Совсем другие состояния возникают при несвободе человека, которая появляется ввиду разных причин.

1) Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 7-14.

2) Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. — 477 с.

3) Казанцева Т.В. Исследование психологической близости в теории привязанности// Вестник СПбГУ. 2010.Серия 12. Выпуск 4. С. 94-97.

4) Кузьмина Е.И. Психология свободы: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. —

5) Леонтьев ДА. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Том 21. №1.

6) Молчанова А.Ю., Мазаева Е.С. Определение свободы людьми с разным уровнем децентрации// Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума / Отв.ред.: Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова. — М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2019. -С.

319323.

7) Мэй Р. Свобода и Судьба. М:ИОИ, 2013.

8) Сабельникова Н.В., Каширский Д.В.Опросник привязанности к близким людям // Психологический журнал. 2015.Том 36. № 4.С. 84-97.

9) Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. №3. С. 139-150.

10) Суворова О.В., Черемисова И.В., Мамонова Е.Б. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка // Вестник Мининского университета. 2016. № 2.

11) Ньюфелд Г. Понимать детей. Путеводитель по теории привязанности Гордона Ньюфелда // Перевод с нем. Будницкой А. — Изд. 2-е, стереотипное. М.: Ресурс, 2018.

12) Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

13) Фромм Э. Бегство от свободы. М: АСТ, 2017.

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПЕРЕЖИВАНИЕ КАК СМЫСЛОПОРОЖДАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье рассматривается понимающая психотерапия (ППТ) — отечественная психологическая теория и практика психологического консультирования, разработанная Ф.Е. Василюком. Понимающая психотерапия получила признание как в России, так и за рубежом (англоязычное именование ППТ «сo-experiencmgрsychotherapy» — терапия сопереживанием). Ассоциация понимающей психотерапии является членом международных объединений

личностно-центрированных и экспириентальных психотерапевтических школ (WAPCEP, PCE Europe).

Ключевые слова: понимающая психотерапия, переживание, понимание, сопереживание, критическая ситуация

^-EXPERIENCING PSYCHOTHERAPY: EXPERIENCING AS AN ACTIVITY OF FINDING THE MEANING OF THE CRISIS

This article is dedicated to understanding psychotherapy (co-experiencing psychotherapy), Russian theoretical part and basis for practicing psychological counseling developed by F.E. Vasilyuk.Co-experiencing psychotherapy gained recognition in Russia as well as abroad.The association of co-experiencing psychotherapy is a member of international associations of person-centered and experientialpsychotherpeuticalschools(WAPCEP, PCE Europe).

Keywords: understanding psychotherapy, co-experiencing psychotherapy, experiencing, understanding method, co-experiencing, compassion, empathy, critical situations.

Психотерапия помогает человеку совершить усилие, чтобы увидеть тягостную правду о самом себе, совершить усилие, чтобы выйти за пределы невротической склонности бездумно подчиняться ожиданиям других людей или социальной группы, ожиданиям, не считающимся с реальным предназначением этого человека.

Понимающая терапия (за рубежом именуемая «сo-experiencingрsychotherapy», Василюк, 2015) являет собой успешно реализованную Ф.Е. Василюком попытку синтеза отечественной психологической теории и практики психологического консультирования в психотехническую систему, адресованную психологу-практику. Психотехническая система -объединение теории, базирующейся на отечественной традиции психологии, практического метода («философия практики») и образования (возможность овладения).

Федор Ефимович Василюк (28 сентября 1953 — 17 сентября 2017) — доктор психологических наук, профессор, основатель первого в России факультета психологического консультирования (1997) (МГППУ) и его декан до 2012 г. Работа Ф.Е. Василюка по разработке методологии понимающей психотерапии (ППТ) — стратегическое решение проблемы раскола (Василюк употреблял термин «схизис» — расщепление) и противостояния между академической психологией и бурно растущей с 80-х г.г. областью психологической практики.

Научным фундаментом понимающей психотерапии выступает культурно-деятельностная парадигма, объединяющая работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. В истоках понимающей психотерапии лежат личностно-центрированная психотерапия Карла Роджерса.

Понимающая психотерапия локализуется в точке, где отечественная психологическая традиция культурно-исторической психологии встречается с экзистенциально-гуманистической линией зарубежной психологии и психотерапии [5]. В своей диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук [4]. Ф.Е. Василюк описывает множество методологических, теоретических и технических перекличек ППТ с логотерапией В. Франкла, когнитивной психотерапией А. Бека, психодрамой Дж. Морено, фокусированием Ю. Джендлина и др. психологическими школами.

Психологическим ядром ППТ является теория переживания, где переживание предстает особой, внутренней смыслогенерирующей деятельностью субъекта. Процесс переживания (переживание-деятельность) направлен на продуктивную работу по поиску и

порождению смысла в критических ситуациях [6]. Продуктивность процесса переживания заключается в обретении осмысленности, смысловому принятию бытия.

Итак, в основе понимающей психотерапии заложена возможность преодоления критических ситуаций и решения серьезных личностных проблем с помощью особого вида деятельности человека — переживания. Переживание — не стихийный процесс, не состояние, это внутренняя деятельность личности, ее душевное переживание, работа по преодолению. Специфической ценностью и целью этой деятельности-переживания выступает осмысленность. Активное и продуктивное переживание есть процесс смыслопорождения (критическая ситуация пережита, когда осмысленна).

Критическая ситуация представляет собой проблемную ситуацию, ситуацию «невозможности» — это точка, где человеку невозможно реализовать внутренние, субъективно-значимые ценности, стремления, мотивы и цели своей жизни. В зависимости от того, какая именно жизненная необходимость оказывается парализованной из-за отсутствия возможности справиться с внешними и внутренними условиями жизни, выделяется 4 типа критической ситуации: стресс, фрустрация, конфликт и кризис [8].

Читайте также:
Как составить табель учета рабочего времени программа

Сопереживание — поле деятельности психолога. Сопереживание не сводится к эмпатийному отклику на трудность и боль клиента, а являет собой целостную творческую работу психолога (уместно вспомнить «целительство личностью»), проявляющуюся в разных формах и техниках, обращенную к жизненному миру клиента и нацеленную на содействие продуктивному процессу переживания, его развитию, символическому обогащению и осмыслению. Разрешение кризиса — переход от «невыносимости» и «непосильности» бремени проблемы через обретение смысла в категорию посильного для личности.

Особое место в работах Ф.Е. Василюка занимает помощь человеку в преодолении горя. Переживание горя Василюк описывает в противовес иным теориям (например, психоанализу) в парадигме «памятования», но не «забвения». «Забыть, оторвать, отделить» от себя — деструктивно, тогда как сокровенной сутью человеческого горя выступает конструктивное «творение» — задача памятования, «творить память» [10]. Переживание наиболее острой критической ситуации горя — есть путь человека, опустошенного утратой, к возрождению и наполнению жизни новым смыслом [3].

Основным методом работы понимающего терапевта является сопереживающее понимание — профессиональная поддержка процесса переживания клиента [Василюк, 2008]. Диалогическая реализация сопереживания включает технику построения терапевтических реплик, используя частные базовые техники: эмпатию, майевтику, кларификацию, интерпретацию; работу с чувственными, мыслительными, рефлексивными пластами переживания; обращение к образам и метафорам; работу с телесными ощущениями [11].

Н.П. Бусыгина отмечает, что в понимающей психотерапии предложена уникальная методология работы с языком, речью. Стратегия консультирования ППТ позволяет изменять масштаб переживания за счет гибкого использования эстетики различных жанров языка [1].

Понимающей терапевт должен обладать способностью к научно-художественному описанию переживания, сочетающему в себе литературную форму и внутреннюю категориальную структуру — из ясного, структурированного представления о процессе рождаются техники работы с ним.

Феномены понимание и сопереживание, исследуемые в контексте ППТ, продолжают оставаться в фокусе историко-психологических, теоретических и экспериментальных исследований, проводимых в русле изучения эмпатии (Т.Д. Карягина, 2010, 2013, 2015, 2016), исследования утешения (ЕВ. Шерягина, 2006, 2013, 2016; В В. Донец, Н.Ю. Федунина, Е.В. Шерягина, 2007; А.Б. Холмогорова, М.С.

Московская, Е.В. Шерягина, 2014), исследования сопереживания и мотивации помогающего поведения (Л.Г. Шермазанян, 2009, 2015) [7].

Понимающая психотерапия получила признание не только в России, но и за рубежом -созданная Ф.Е. Василюком Ассоциация понимающей психотерапии является коллективным

членом Всемирной ассоциации личностно-центрированной и экспириентальной психотерапии и консультирования (WAPCEPC) и Европейской ассоциации личностно-центрированной и экспириентальной психотерапии (PCE Europe) [11].

Ряд учебных дисциплин, созданных на основе исследований Ф.Е. Василюка, реализуются на базе Психологического института РАО, на факультете психологии МГУ, факультете консультативной и клинической психологии МГППУ, на факультете социальных наук Национального исследовательского Нижегородского университета им. Н.И.

Лобачевского, в ВУЗах Владивостока, Волгограда, Минска, Вильнюса, Риги и др. Сертифицированная программа обучения ППТ многоступенчатая, на базе высшего психологического образования занимает 3-4 года. С самого начала обучения слушатели вовлечены в практические ситуации психотерапевтического опыта, целью обучения является возможность реализации методологии ППТ в профессиональной деятельности, а также формирование и исследование профессионального сознания будущего понимающего терапевта.

Помощь терапевта, работающего в русле понимающей психотерапии, уходит от позиции экспертности, идеологии воздействия, но основывается на безусловном принятии клиента, веры в его способность реализовать жизненный замысел, чтобы «личность встала во весь рост», готовности быть сопричастным в ситуации опустошения и беспросветной тьмы: не «пролить свет», но «подсвечивать» своим вниманием чувства, образ ситуации, неосознаваемые убеждения и взаимосвязи. Процесс проживания кризиса дает возможность клиенту осознать или обрести новые смыслы, открыть иные источники собственных ресурсов и роста.

В попытке художественного описания со-переживания рождается образ путника, истощенного движением по не проложенному пути: шаги его неуверенные, душа его в тревоге и терзаниях. Этот путник отчаянно нуждается в вере и поддержке, которую не может оказать себе сам в силу внутреннего тупика и бессилия. В его жизни оказывается человек, готовый пройти с ним часть пути, не спрашивая о направлении, о том, что привело его сюда; он не оплакивает путника, не дает пустых надежд и не занимается поднятием боевого духа. Этот человек способен довериться путнику, быть спокойным рядом с ним, оставаясь собой, но готовым быть участником процесса поиска потерянных опор и смыслов, рождения понимания, осознавания, осмысления и принятия.

1. Бусыгина Н.П. Понимающая психотерапия Ф.Е. Василюка и поворот к языку в социальных науках, психологии и психотерапии // Культурно-историческая психология. 2019. Т.15. № 1. С. 15—24.

2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии: Учеб. пос.-М.: МГППУ; Смысл, 2003 — 240 с.

3. Василюк Ф.Е. Пережить горе. URL: https://www.psychology.ru/library/00062.shtml (дата обращения: 28.02.20).

4. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система. Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук; Москва, 2007.

5. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. 2005. № 2005.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Изд-во МГУ, 1984 — 200 с.

7. Василюк Ф.Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т.24. № 5. С. 205—227.

8. Гришунина Е.В., Гришунин Г.Ю. Психологическая помощь как понимание // СПЖ. 2015. №55. С. 72-96.

9. Карягина Т.Д. Экспириентальные подходы в современной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 1. С. 126—152.

10. Руслина А.О. Периодизация процесса переживания горя в психологии в сопоставлении с некоторыми положениями православного богословия — Консультативная психология и психотерапия — 2012. Т. 20, № 3

11. Сайт Ассоциации понимающей психотерапии https://www.co-experiencing.org

ЮМОР И СПОСОБНОСТЬ К САМОДИСТАНЦИРОВАНИЮ ПО В.ФРАНКЛУ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ

Статья посвященатеоретическому анализу взаимосвязифеномена юмора и понятия самодистанцирования из Логотерапии Виктора Франкла, а также практическому применению юмора и самодистанцирования в консультационной работе логотерапевта.

Ключевые слова: юмор, самодистанцирование, Логотерапия, «свободное пространство» ресурсов.

HUMOR AND ABILITY FOR SELF-DISTANCE BY V. FRANKL, PRACTICAL APPLICATION IN LOGO-THERAPEUTIC CONSULTINGADVICE.

The article is devoted to the theoretical analysis of the relationship between the phenomenon of humor and the concept of self-distance from Victor Frankl’s Logotherapy,as well as the practical use of humor and self-distance in the logotherapeutic counseling.

Keywords: humor, self-distance, Logotherapy, «free space» of resources.

По определению Виктора Франкла — способность к самодистанцированию — духовная способность, позволяющая «занимать позицию не только по отношению к миру, но и по отношению к самому себе» [В. Франкл «Человек в поисках смысла»]

Это способность человека видеть любую жизненную ситуацию во всей ее полноте, с осознаванием себя, обстоятельств, мира и других участников ситуации. Это не просто расширенное внимание, но и полезная саморефлексия, которая позволяет человеку принимать решения и действовать по собственному выбору с учетом внешних обстоятельств. Конечно, самодистанцирование не может быть постоянным состоянием человека, для жизнедеятельности человеку нужны разные состояния и разные виды внимания и рефлексии.

С самого начала развития психологии, как науки, юмор исследовался как часть психической активности человека. В последнее время появляются новые исследование юмора — как полезного или вредного психоэмоционального явления. В Санкт-Петербурге в 2019г. был проведен пятый международный конгресс по гелологии — новой науке о смехе и юморе.

Юмор — человеческая способность отображения словами реальной или вымышленной действительности, вызывающее сложное состояние у человека, творящего юмор, и у воспринимающих юмор людей. Состояние, имеющее несколько видов, воспринимаемое

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru