В основе программной музыки, чаще всего симфонической, лежит тематическая программа, некий конкретный сюжет, подчас почерпнутый из литературного источника. Программность произведения задаётся или его названием, или излагается специальном литературном комментарии. Сюжет программного произведения может быть самостоятельным, как, например, в «Фантастической симфонии» Г.Берлиоза, а, скажем, симфоническая фантазия П.И. Чайковского « Франческа да Риммини», написанная на сюжет из « Божественной комедии» Данте.
Источником сюжета могут быть исторические сказания и легенды, сказочная фантастика, и литературные произведения, образы, навеянные изобразительным искусством, пейзажные зарисовки; сюжетная канва произведения иногда принадлежит самому композитору. Программными можно считать и те сочинения, которые лишены конкретного сюжета, но имеют ярко выраженный образный-философский «подтекст».
С наибольшей полнотой мощь и своеобразие симфонического дара многих композиторов прошлого столетия раскрывались в произведениях имеющих определённый программный замысел. Волнующие их темы и идеи композиторы классики воплощали в жанрах одночастной симфонической увертюры, поэмы, фантазии, картины либо в многочастной суете. Но даже в тех случаях, когда сочинения не имеют конкретной программы-произведения, относящиеся к жанровому симфонизму с их опорой на подлинные народные мелодии, известный элемент программности в них всё же присутствует.
Программная музыка. Часть 1
Одним из первых среди программных жанров в России зародился жанр одночастной увертюры. Первоначально она возникла как вступление к опере. Это произошло в Италии в середине XVII века. В качестве самостоятельной концертной пьесы для симфонического оркестра она сформировалась начале XIX столетия.
Первые образцы классической симфонической концертной увертюры в России были созданы основоположником русского классического симфонизма М.И. Глинкой.
Его увертюра-«Ночь в Мадриде» не сразу получила свой окончательный вид. Первоначально, в 1848 году Глинка создал симфоническую увертюру под названием «Воспоминания о Кастилии». Однако позднее в результате доработки возникла вторая редакция, получившая название «Воспоминания о летней ночи в Мадриде».
7 стр., 3165 слов
Тема любви в симфонических произведениях П.И. Чайковского
. взаимодействия содержания и формы при раскрытии темы любви в романсах П.И. Чайковского. Задачи: Проанализировать литературу с позиции воплощения темы любви в творчестве П.И. Чайковского. Классифицировать симфоническую музыку П.И. Чайковского по разнообразию образно .
Иного характера «Увертюра на темы трех русских песен» М.А. Балакирева.
Наряду с увертюрой, русские композиторы-классики охотно писали симфонические поэмы, а также родственные поэмам симфонические фантазии. Фантазия появилась в XVIII- начале XIX века преимущественно в результате виртуозной импровизации на музыкальных инструментах и отличалась ораторским, несколько приподнятым характером звучания. Впоследствии жанр фантазии стал достоянием главным образом программной музыки.
Программная музыка 1 часть
Ещё одна разновидность программной музыки- Симфоническая картина.
Жанр симфонической картины отличается от жанра поэмы или фантазии более явно выраженным характером музыки и, обычно, меньшими размерами.
Яркий образец этого жанра- «Садко» Римский-Корсаков- первое программное сочинение композитора.
Римский-Корсаков загорелся идеей. «Садко», в первоначальном варианте имевший подзаголовок «Эпизод из былины», создавался увлеченно. По окончании работы композитор писал Мусоргскому: «»Садко» кончен… и уже отдан в переплет.
Скажу вам, что совершенно им доволен, это решительно лучшая моя вещь… вам, Модест, великое спасибо за идею, которую вы мне подали, помните, у Кюи… Еще раз вам спасибо… Милий решительно доволен Садкой и не нашелся сделать никаких замечаний». Последнее особенно важно: Балакирев был не просто другом, но наставником, причем весьма строгим.
В своей «Летописи» Римский-Корсаков вспоминает: «Партитура «Садко», начатая 14 июля, была окончена 30 сентября. Мой «Садко» заслужил всеобщее одобрение… Какие музыкальные веяния руководили моей фантазией при сочинении этой симфонической картины? …» Далее он перечисляет многие произведения Листа, Глинки, Балакирева, Даргомыжского. Естественно, что начинающий композитор, дилетант, не имевший систематического профессионального образования, должен был на что-то опираться, брать за образец то, что слышал и самостоятельно изучал. Но тем не менее «Садко» носит уже черты подлинного самобытного таланта. Первое исполнение произведения состоялось в концерте Русского музыкального общества под управлением Балакирева 9 декабря 1867 года. «Садко» прошел с успехом; оркестровка всех удовлетворила, и меня несколько раз вызывали», — пишет композитор в «Летописи».
Среди жанров симфонической программной музыки видное место занимают жанры сюиты.
Сюита- циклическое произведение, включающее в себя несколько законченных пьес, разработанных по содержанию и построению, следующих одна за другой по принципу контраста.
В творчестве русских композиторов второй половины XIX и начала XX веков жанр программной симфонической сюиты- один из наиболее популярных. В жанре сюиты охотно писали:
Римский-Корсаков, Чайковский, Бородин, Глазунов, Аренский, Рахманинов, Ипполитов-Иванов.
2 стр., 673 слов
По картине Русская зима. Лигачево Юона 6, 7 класс
. красота и спокойствие. 4, 5, 6, 7 класс Описание настроения картины Русская зима. Лигачево Популярные сегодня темы . Так, зимой 1947 года, Константином Федоровичем была создана картина «Русская зима. Лигачёво». В картине преобладает белый цвет.
Художник изобразил разгар настоящей русской зимы, которую . В левой части изображены детишки, которые одеты по-зимнему. На них теплые шубки, шапки ушанки, .
Программность этой симфонии заключается в том, что в самой симфонии, первая и вторая часть имеют название. Первая
часть – « Грёзы зимнею дорогой». Первая часть получила подзаголовок «Грезы зимнею дорогой». По форме она представляет собой сонатное аллегро. Главная партия (соль минор) основана на двух темах. Первая, песенная тема звучит у флейты и фагота на фоне тихого тремоло струнных.
Мягкими приглушенными красками обрисованы здесь излюбленные в русской поэзии картины зимней русской природы, как бы проступающие сквозь легкую снежную дымку. Музыке присуще сосредоточенное лирическое настроение. Обе эти темы развиваются и приводят к яркой патетической кульминации. Внезапно главная партия обрывается и на смену ей приходит лирическая побочная.
Это тоже типично русская мелодия. Она льется свободно и извилисто, подобно русской речке, которая течет по равнине, то огибая холмы, то снова привольно разливаясь в долине. По своему мелодическому складу, песенным интонациям, ладовой переменности (ре мажор — си минор) тема эта близка народным протяжным песням.
Вторая – «Угрюмый край, туманный край!». Музыка навеяна впечатлениями от путешествия Чайковского по Ладожскому озеру. Она обрамлена медленным певучим вступлением и заключением.
Главная тема (у гобоя) глубоко народна.
В ней слышатся выразительные интонации русской лирической песни, ее раздолье. В процессе развития напряжение возрастает. Мелодия оплетается подголосками, наигрышами народного характера. В конце второй части тема, порученная валторне, звучит драматично. Третья и четвертая части — скерцо и финал — не имеют названий, но по своему образному содержанию не выпадают из общего поэтического замысла.
Симфония сочинена в период с марта по июнь 1866 года в Москве и частично во время поездок в Петербург и на дачу близ Петергофа.
В Петербурге 11 февраля 1867 года в девятом симфоническом собрании Русского музыкального общества были исполнены adagio и скерцо. Вся симфония была исполнена в Москве 3 февраля 1868 года и встретила горячий прием.
Сочинялась зимой 1876/77 года. З авершена и инструментована в конце 1877 года. Её создание подробно описывалось Чайковским в письмах к Н.Ф.фон Мекк, которой она и была позже посвящена. Правда, композитор скрыл имя Мекк, написав на первой странице партиутры «Моему лучшему другу». Эскизы же симфонии подарил Н.Ф.фон Мекк.
Эта симфония по праву считается первым симфоническим произведением, в котором Чайковский ввел тему рока. А структуру 1 части, по собственному признанию, построил в духе бетховенской 5 симфонии, в которой начальная тема определена автором следующим образом: «Так судьба стучится в дверь». Чайковский говорил: « Вы спрашиваете меня, есть ли определённая программа этой симфонии?
Обыкновенно, когда по поводу симфонической вещи мне предлагают этот вопрос, я отвечаю: никакой. И в самом деле трудно отвечать на этот вопрос. Как пересказать те неопределенные ощущения, через которые переходишь, когда пишется инструментальное произведение без определенного сюжета? Это чисто лирический процесс. Это музыкальная исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посреди звуков, подобно тому, как лирический поэт высказывается стихами…
3 стр., 1361 слов
Духовная музыка в творчестве русских композиторов
. мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка. С.В. Рахманинов ЗАКЛЮЧЕНИЕ Выдающиеся композиторы создавали духовную музыку. Их музыка носила на . композиторов.
Его музыкальное наследие занимает важное место в духовной жизни. Оперы, симфонии, балеты, концерты Чайковского известны и почитаемы во всем мире. Не обходит стороной творчество Чайковского и духовную музыку. .
«В нашей симфонии программа есть, т.е есть возможность словами изъяснить то, что она пытается выразить, и вам, только вам одним, я могу и хочу указать на значение, как целого, так и отдельных его частей. Разумеется, я могу это сделать только в общих чертах»
Чайковский сохранил любовь к Четвертой симфонии на всю жизнь.
«Руслан и Людмила» М.И.Глинка
Очень тяжело переживал Глинка смерть великого поэта А.С Пушкина. И всё же будет создана опера по пушкинской поэме! На лбу у Глинки появляется упрямая складка. Без Пушкина, но с мыслью о нём, не покладая рук, будет трудиться Михаил Глинка. И пусть опера « Руслан и Людмила» станет памятником бессмертному поэту!
Эта опера является так же примером программной музыки, написанной на литературный сюжет.
Не теряя времени, Глинка, едва ступил он вместе со своими помощниками на украинские земли, рьяно принялся за поручение ему дело набора певчих. Не прошло и трех месяцев, как лучшие певцы их церковных хоров были отобраны Глинкой для столичной капеллы.
- Дайте срок,- потирал от удовольствия руки Глинка,- когда-нибудь Семен Гулак — Артемовский так моего «Руслана» споет- всех собой затмит!
Песня Баяна, которую Глинка посвятил памяти Пушкина, была напечатана раньше, чем оперу « Руслан и Людмила» поставили на петербургской сцене. Впрочем, всю оперу ещё до постановки на сцене должны были рассмотреть в особой театральной цензуре.
В календаре у Глинки пятница 27 ноября дважды обведена красным кружком: в этот день в 1842 году состоялась премьера оперы.
Но вместо дружественной улыбки, которой ободрил на премьере «Ивана Сусанина» А.Пушкин, Глинка встретил недобрый взгляд Николая I.
Изобразительность.
Пение птиц, шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя…
Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить.
Одна из самых ярких и величественных музыкальных картин создана Бетховеном. В четвертой части своей шестой симфонии композитор звуками «нарисовал» картину летней грозы. Слушая могучее crescendo усиливающегося ливня, частые раскаты грома, мы представляем себе летнюю грозу.
Другой прием существует для изображения не звуков природы, а движений людей, птиц, зверей. Обратимся к сказке Прокофьева «Петя и волк». Рисуя в музыке Птичку, Кошку, Утку и других персонажей, композитор изобразил их характерные движения, повадки, да так искусно, что можно воочию представить себе каждого из них в движении. Здесь основными изобразительными средствами стали ритм и темп.
А может ли музыка изобразить пространство? Возможно ли, слушая ее, мысленно видеть бескрайние равнины, просторы полей, безбрежного моря? Оказывается, возможно. Это достигается расстоянием между голосами. В «Грезах зимнею дорогой» Чайковского расстояние между голосами две октавы, а у Прокофьева в «Александре Невском» целых три октавы.
Прозрачность фактуры, незаполненность объема звучания создают впечатление простора.
11 стр., 5005 слов
Глинка М. «Руслан и Людмила»
. («Полонез для хора и оркестра», 1837 г., «Патриотическая песня» («Москва»), Вершинами творчества Глинки являются оперы «Иван Сусанин» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842). Композитор по-новому использовал хор, отводя . в Петербурге. В истории русской музыки Глинку можно сравнить с Пушкиным в литературе: в его гениальных творениях определилось общенациональное и мировое значение русского музыкального .
Это произведение, в котором виртуозно и в то же время с улыбкой демонстрируются изобразительные возможности музыкального искусства. По форме- это сюита из 14 миниатюр.
Каждая миниатюра посвящена какому-либо животному. Среди них «Королевский марш льва», «Куры и петух», «Антилопы», «Слон», «Лебедь» и так далее. Льва он характеризует «экзотической» окраской дорийского лада. Тема изложена мощными октавами струнных инструментов.
И для каждого животного он подбирает свой лад и свои способы изображения.
Таким образом, программная музыка охватила практически все жанры музыки. В этом жанре писали многие знаменитые композиторы. Программными считаются многие произведения Р.Вагнера, Н.А. Римского-Корсакова, Р.Шумана. Все же у программной музыки есть и убежденные противники, которые считают, что музыка- самодостаточный вид искусства и не нуждается в литературных и прочих аналогах и сюжетных подпорках.
Список используемой литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/programmnaya-muzyika/
- Е.Канн-Новикова «Маленькая повесть о М. Глинке»
- «Энциклопедия для юных музыкантов»
- М.А Комиссарская «Русская музыка XIX века»
- Грамзапись «Седьмая симфония Шостаковича»
- Музыкальное наследие Чайковского. 1958 год.
Примеры похожих учебных работ
Музыкальные жанры. Симфония — МУЗЫКА — Ы — Ы — Тинейджеры
. исключить монотонность и однообразие. (Большая редкость одночастная симфония, пример — Симфония № 21 Н. Мясковского.) Симфония всегда заключает в себе много музыкальных образов, идей и тем. Они так или иначе распределяются .
Народная музыка в творчестве композиторов
. вариации на тему русской народной песни «Камаринская», но сочинил эти вариации не русский, а немецкий композитор – Людвиг Ван Бетховен. Бетховен любил и изучал русские народные песни и в нескольких своих сочинениях .
Музыка Отечественной войны 1812 года
. журнала «Старинная музыка» за 2002 год. Музыка Отечественной войны 1812 года – это, главным образом, военные песни и марши (победные – на . сведения о музыкальных произведениях, изданных в годы Отечественной войны и хранящихся ныне в фондах различных .
Эволюция повествования в произведениях И. А. Бунина 1910-1920-х годов
Конспект «Музыка на мольберте. Композитор — художник»
. лесу» (1901г.) – первое большое сочинение. По жанру это пейзажная картина, лирической . — поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка; прямые стволы сосен – струны; летящий мимо . движения живой натуры. Путешествие на Кавказ принесло художнику много .
- Эссе Бах. о музыке и о судьбеТекст
- реферат Жизнь классической музыки в современном мире
- реферат Новые области в музыке 20 века
- реферат Музыка С.С. Прокофьева для детей и юношества
- курсовая «Музыкальный песенный фольклор. «
- реферат Мифы и легенды о музыке
- курсовая Циклические формы (музыка). Циклические формы Какие произведения объединяют в музыкальные циклы
- реферат Жанр русского романса в литературе и музыке второй половины XIX века
- курсовая Основные виды искусств
- дипломная » Использование музыки в различных видах дошкольной деятельности»
Рубрики
- Аттестационная работа
- Бакалаврская работа
- Бизнес-план
- Дипломная работа
- Домашняя работа
- Контрольная работа
- Курсова робота
- Курсовая работа
- Курсовой проект
- Магистерская работа
- Маркетинговое исследование
- Научно — исследовательская работа
- Научный труд
- Отчет по производственной практике
- Реферат
- Семестровая работа
- Сочинение
- Творческая работа
- Тезисный план
- Часть дипломной работы
- Эссе
- Order
- Обратная связь
- Политика конфиденциальности
liarte.ru — информационный сайт о литературе, искусстве, музыке и журналистике | Обратная связь
* Находясь на сайте, оставляя свои данные или отправляя сообщение через формы обратной связи, вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Источник: liarte.ru
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
Литература : Чайковский П. И., Письма к H. P. фон-Мекк от 17 февраля/1 марта 1878 и 5/17 декабря 1878, в кн.: Чайковский П. И., Переписка с Н.Ф.фон-Мекк, т. 1, М.-Л., 1934, то же, Полн. собр. соч., т. VII, М., 1961 с. 124-128, 513-514; его же, О программной музыке, М.-Л., 1952; Кюи Ц. A., Русский романс. Очерк его развития, СПБ, 1896, с. 5; Ларош, Нечто о программной музыке, «Мир искусства», 1900, т. 3, с. 87-98; его же, Предисловие переводчика к книге Ганслика «О музыкально-прекрасном», Собр. муз.-критич. статей, т. 1, М., 1913, с. 334-61; его же, Один из противников Ганслика, там же, с. 362-85; Стасов В. В., Искусство в XIX веке, в кн.: XIX век, СПБ, 1901, то же, в его кн.: Избр. соч., т. 3, М., 1952; Ястребцев В. В., Мои воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, вып.
1, П., 1917, Л., 1959, с. 95; Шостакович Д., О подлинной и мнимой программности, «СМ», 1951, No 5; Бобровский В. П., Сонатная форма в русской классической программной музыке, М., 1953 (автореферат дисс.); Сабинина М., Что такое программная музыка?, «МЖ», 1959, No 7; Арановский М., Что такое программная музыка?, М., 1962; Tюлин Ю. Н., О программности в произведениях Шопена, Л., 1963, М., 1968; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; Ауэрбах Л., Рассматривая проблемы программности, «СМ», 1965, No 11; Marx А. В., Ьber Malerei in der Tonkunst. Ein Maigruss an die Kunstphilosophen, В., (1828); его же, Die Musik des 19.
Jahrhunderts und ihre Pflege. Methode der Musik, Lpz., 1855; Liszt F., Berlioz und seine «Harold-Symphonie», «NZfM», 1855, 13 Juli — 24 Aug., Gesammelte Schritten, hrsg. v. L. Ramann, Bd 4, Lpz., 1882 (рус. пер.: Берлиоз и его симфония «Гарольд», в кн.: Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959); Hohenemser R., Ьber die Programmusik, «SIMG», 1900, Jahrg. 1, H. 2; Leichtentritt H., Vorlдufer und Anfдnge der Programmusik, «AMZ», 1903, Jahrg.
30; Кlatte W., Zur Geschichte der Programm-Musik, В., 1905; Nieсks Fr., Programme music in the last four centuries, L., 1907; Сalvосoressi M.-D., Esquisse d’une esthйtique de la musique а programme, «SIMG», 1907/08, Jahrg. 9; Кlauwell O., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Hirschberg W., Ьber die Grenzen der Programmusik, «Die Musik», 1912/13, Jahrg. 12; Schubert K., Die Programmusik, В., (1934); Raffalt R., Ьber die Problematik der Programmusik, Tьbingen, 1949 (Diss.); Ringbоm N.-E., Ьber die Deutbarkeit der Tonkunst, Ilels., 1955; Sychra A., Die Einheit von «absoluter» Musik und Programmusik. «Beitrдge zur Musikwissenschaft», H. 3, 1959. См. также лит. при статьях Эстетика музыкальная, Музыка, Звукопись, Монотематизм, Симфоническая поэма.
Ю. Н. Хохлов.
Смотреть что такое ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА в других словарях:
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней соде. смотреть
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА, род инструментальной музыки; муз. произведения, имеющие словесную, нередко поэтич. программу и раскрывающие запечатленное в ней с. смотреть
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии «Франческа да Римини»? Конечно, вы скажете, что в ко. смотреть
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
— род инстр. произв. с объявленной (в виде заглавия или в более развернутой вербальной форме) программой как «источником» муз. драматургии. Программой не являются жанровые рубрики («вальс», «полька») или тексты вок. музыки.
Хотя примеры программных соч. можно найти в музыке 16-18 вв. («Времена года» А. Вивальди, миниатюры франц. клавесинистов), однако расцвет программности связан с эпохой романтизма и осуществился на базе неск. предпосылок. Одной из них является идея синтеза иск-в, предполагающая, что худож. языки (живопис., муз., пластич.) должны встретиться в лоне изначально общего им смысла, преодолев различие своих субстанциональных воплощений («все искусства говорят об одном и том же»).
Вторая предпосылка программности — формирование к 19 в. автономного муз. яз., не нуждающегося в опоре на внемуз. стимулы (слово, жест, обряд) и обладающего внепонятийной смысловой полнотой, позволяющей «говорить» и о вне муз. реальности. Поэтому в действительности программность инициирована не «недостатком» смысловых потенций музыки, а их избытком.
Источники программ инстр. музыки романтиков разнообразны: произв. живописи («Картинки с выставки» М. П. Мусоргского), лит-ры (симфония «К «Божественной комедии» Данте» Ф. Листа, увертюра «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского), пластич. иск-в («Мыслитель» Ф. Листа), картины природы («Времена года» Чайковского) и др. Особый тип программы создан Г. Берлиозом и представляет собой развернутый повествоват. сюжет («Фантастическая симфония»). В обл. П. М. активно работали рус. композиторы М. И. Глинка, М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин и др. Программа часто являлась предлогом и стимулом к поиску неклассич. композиц. решений. смотреть
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКАновейшая «описательная» или «изобразительная» музыка (Вагнер и его последователи), стремящаяся в звуках передавать движение, различны. смотреть
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА, музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений.
. смотреть
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений.
. смотреть
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА , музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений. смотреть
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА, музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений. смотреть
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
— музыкальные произведения, которые композитор снабдилсловесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программныесочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературныхпроизведений. смотреть
Источник: rus-music-enc.slovaronline.com
Музпросвет N°23. О доромантической программной музыке
Итак, программной музыкой в широком смысле, можно считать любую инструментальную музыку снабженную пояснительным текстом, как минимум названием. Иногда, в качестве программы могут выступать произведения изобразительного искусства (яркий пример — «Картинки с выставки» Мусоргского, по рисункам Виктора Гартмана).
Отметим, что четкую границу между программной и непрограммной музыкой провести невозможно. Некоторые пьесы Шумана, например из пройденных нами «Пьес-фантазий» op.12, принципиально ни чем не отличаются от шумановских же пьес без программных названий (скажем, от «Пьес-фантазий» op.111). А вот все четыре Баллады Шопена могли бы вполне иметь развернутую поэтическую программу (считается, что основой для второй Баллады послужило стихотворенье Мицкевича «Свитезянка», но Шопен был принципиальным противником словесного уточнения содержания своей музыки и упрямо отмалчивался).
Как мы говорили в прошлом выпуске, программная музыка расцвела в 19 веке. Но она существовала и ранее.
Например очень многие пьесы композиторов французской клавесинной школы 17-18 в. имеют программные заголовки и часто прибегают к звукоизобразительным приемам.
Послушаем одну из многочисленных клавесинных миниатюр крупнейшего представителя этой школы Франсуа Куперена (1668-1733). «Маленькие ветряные мельницы» (исп. Люк Босежур):
А вот «Времена года» Антонио Вивальди (1678-1741). Об авторской программе этих четырех знаменитейших скрипичных концертов почти никто (кроме самих исполнителей) не знает. А ведь Вивальди предпослал каждому из них сонет собственного сочинения, строки которого надписаны над нотами, в соответствующих местах. Посмотрите следующий ролик с текстом (английский перевод следует каждый раз за итальянским оригиналом, но шрифт мелкий; полный текст также выписан в описании ролика в ютюбе).
Концерт N°2 «Лето». Исполнители — Julia Fischer Времен года» знать все подробности программы? Я думаю, что вовсе не необходимо. Это как-то слишком сужает восприятие, тогда как музыка Вивальди явно стремится к гораздо большей обобщенности, далеко выходящей за рамки простой изобразительности.
Но знать в целом, что там речь о птичках, пастушках, садах, ветрах, бурях и проч., конечно не мешает.
Приведу еще один образец доромантической программности. Пьеса крупного чешского композитора, принадлежащего к школе немецкого классицизма, Яна Дюссека (или Дусика, 1760-1812). Вещь это довольно курьезная и наивная. Но она мне кажется интересной с точки зрения музыкальной повседневности конца 18 в. — т.е. «обычной», заурядной музыки эпохи великих венских классиков Гайдна, Моцарта и Бетховена.
Итак, Ян Дюссек — «Смерть Марии-Антуанетты» (1793)
Andreas Staier, пиано-форте (т.е. фортепиано старого производства, ~ до середины 19 в.)
[Чтение текста вслух предусмотрено автором]
Заключение Марии-Антуанетты (00’24») — Ее мысли о своем былом величии (01’21») — Ее разлучают с детьми (02’08») — Ей зачитывают смертный приговор (03’07») — Ее отрешенность перед лицом судьбы (03’20») — Ее положение и размышления в ночь перед казнью (05’28») — Стража приближается (06’07») — Они входят в тюрьму (06’19») — Марш (06’35»)- Волнение толпы (07’28») — Ее предсмертное обращение к всевышнему (07’57») — Падение гильотины (09’26») — Финал (09’47»).
Интересный вопрос: что же в этой музыке специфического по сравнению с непрограммной музыкой того же стиля? А ничего нет специфического. Дело в том, что программность в рамках классического стиля, да и в рамках более ранних стилей, играла в целом вторичную роль по сравнению с «чистой» музыкой. Инструментальная музыка 17-18 в., для формирования собственного языка и законов построения, черпала идеи в основном из музыкального театра — оперы и балета (т.е. танца в целом), программные эксперименты же были скорее побочным продуктом. По этому, и Мария-Антуанетта у Дусика получилась как-бы не настоящая, а условно-театральная.
А вот в 19 в. положение принципиально изменилось. Тут программность была выдвинута на передовую линию и стала стремится к жизненной «подлинности», не опосредованной театральной условностью. Более того, она во многом сама стала источником для развития сценической музыки (лучший пример — Вагнер, но об этом в другой раз).
Напоследок же послушаем несомненно самую значительную классическую симфонию обобщенно-программного характера: 6-ю («Пасторальную») симфонию Бетховена (1808). Это его единственная программная симфония. При этом, в ней общие принципы построения классической симфонии все же явно преобладают над программностью. Последняя задает лишь общий тон каждой части, а также необычное, пятичастное строение цикла. Сам Бетховен писал, что это произведение «скорее выражение эмоции, чем изобразительная звукопись».
Вот порядок частей:
1. Пробуждение радостных чувств от прибытия в деревню.
2. Сцена у ручья.
3. Весёлое сборище крестьян.
4. Гроза. Буря.
5. Пастушья песнь.
Напомню, что обычно, классическая симфония состоит из четырех частей. В роли «ненормативной», дополнительной части здесь явно выступает 4-я («Гроза»). Остальные, формально соответствуют «стандарту»: динамично-развитая первая, медленная вторая, игривая/танцевальная третья и массово-праздничный финал.
Послушаем оркестр театра Ла Скала под управлением Риккардо Мути:
Источник: at-kosm.livejournal.com