Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа курса «Проектная деятельность по истории и обществознанию»
Рабочая программа составлена на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
• примерной программы основного общего образования по обществознании, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;
Курс «Основы проектного управления». Что такое проект и кто такой проектный менеджер
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Цель и задачи курса «Проектная деятельность»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность,
- развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
- формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
В процессе освоения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу .
Виды проектной деятельности и классификация проектов.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у учащихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Виды проектов: обществоведческие; социально-экономические; комплексные; краеведческие; монопредметные.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – усвоение знаний, формирование навыков, необходимых для работы над проектом. Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. На этом этапе важно следить за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучениеучащихся приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Группы умений, которые формирует курс:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Формой оценки и контроля усвоения материала является защита исследовательских работ.
Критерии оценивания научно-исследовательской деятельности:
- значимость и актуальность
- соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
- наличие литературного обзора, его качество;
- глубина погружения в проблему;
- корректность методов, соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;
- умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
- логичность и полнота доказательств;
- доказательность выводов, соответствие выводов полученным результатам;
- оформление результатов;
- активность участников.
При оценке ученической работы не только проверяется формальное соответствие вышеизложенным критериям, но также оригинальность замысла и построения эксперимента, степень самостоятельности, уровень сложности работы и т.д. На основании данных составляется рецензия на ученическую работу.
Формы организации учебного процесса.
На проектную деятельность в 5 и 6-х классах от водится по 0,5 часа, в 7, 8 и 9-х классах отводится по 1 часу в неделю. Соответственно программа рассчитана на 136 часов внеурочной деятельности. Группы формируются из мотивированных учащихся 5,6, 7,8,9-х классов. Занятия проводятся в форме бесед, лекций, экспериментов, наблюдений, коллективных и индивидуальных исследований, самостоятельной работы, защиты исследовательских работ, мини-конференций, консультаций.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
— с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
— с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
— с уроками математики: анализ статистических данных, построение диаграмм, графиков, произведение необходимых расчётов и вычислений;
— с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов;
— с уроками технологии: изготовление макетов из различных материалов.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (энциклопедия, словари, книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета),
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами,
- грамотно выстраивать своё выступление, вести дискуссию, отвечать на вопросы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты развития:
- воспитание российской гражданской идентичности: прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
- умение, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
- умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
личностно или общественно значимый продукт: макет исторического объекта, реферат, путеводитель, презентация, наглядное пособие, газета, журнал, видеофильм, фотоальбом, выставка, коллекция, викторина, комплексная работа и т.д. Продукт проекта, должен быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой проекта.
Цели и задачи курса, что такое проект
I. Теоретический блок
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека.
Понятия: проект, проблема, информация.
Структурные элементы проектов разных типов
Многообразие проектов. Понятие о проблеме. Тема (название проекта) отражает его основную идею. Сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Упражнения в определении актуальности для различных тем.
Понятие объект и предмет исследования.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Вопрос и ответ.
Цель как представление о результате. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Соответствие цели и задач теме исследования. Правила постановки целей и задач исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности.
Основные стадии, этапы исследования.
Понятия: исследовательские, творческие, игровые, информационные, прикладные; монопроекты, межпредметные и др., проблема, объект исследования; практическая и научная актуальность; объект и предмет исследования; гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования, вопрос, ответ; цель, задачи.
Методы сбора информации
Методы исследования. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Упражнения на внимание.
Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование. Беседа. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Правила общения.
Виды информационных ресурсов. Информация. Источники информации. Печатные ресурсы. Библиотека. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии.
Работа с энциклопедиями и словарями. Техника работы с печатными ресурсами. Интернет – ресурсы.
Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт; вопрос, ответ, анкета, социальный опрос, интервью, беседа, опрос; источник информации; способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Способы обработки информации
Виды информационных ресурсов и способы работы с ними.
Тезисный план — это план для написания текста с записыванием некоторых тезисов. Виды плана: вопросный, назывной. Тезисный, план – опорная схема, комбинированный.
Программа проекта
На основе результатов планирования проектной деятельности, определения содержания и структуры проекта руководителем формируется программа проекта, который утверждается на ученом совете структурного подразделения.
Основные разделы программы проекта:
1. Формулировка проблемной ситуации
Проблема учебной дисциплины или междисциплинарная проблема, способная вызвать интерес у обучающихся, стремление к самостоятельному добыванию знаний и приобретению навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
2. Цель проекта
Значимость проекта как для одной учебной дисциплины, так и для учебного процесса в целом, а также для будущей профессиональной деятельности.
3. Проектный(-ые) продукт(-ы), который(-ые) могут быть подготовлены в результате выполнения проекта
Продуктом проекта могут быть: курсовая работа, научная статья, научный отчет, аналитический отчет, бизнес-план и т. п.
- 4. Участники проекта
- 5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения проекта
Указываются общекультурные компетенции бакалавров/спе- циалистов/магистров и профессиональные компетенции в соответствии с образовательной программой (образовательными программами)
Общая трудоемкость проекта — 3 зачетные единицы.
Карта действий студентов по реализации проекта.
Форма отчетности (письменный отчет по проекту и презентация проектного продукта).
Критерии оценивания проекта.
7. Методические рекомендации по выполнению проекта
Рекомендации по выполнению проекта могут зависеть от запланированных этапов выполнения проекта, промежуточных результатов, типа проектного продукта, формы его представления, количества исполнителей и т. д. Раздел содержит рекомендации по эффективной организации самостоятельной работы, поисковой деятельности, распределению ролей в группе, совместной работе в коллективе, а также включает рекомендации по оформлению и презентации проектного продукта.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение проекта
В программе могут быть указаны иные дополнительные сведения в соответствии со спецификой проекта.
Титульный лист программы проекта представлен в прил. В.
Источник: bstudy.net
Определение Программы Проектов
Предлагаем Вашему вниманию статью Александра Николаевича Павлова, PhD, PMP®, СPM®, PRIMЕ®, Доцента РАНХиГС при Президенте РФ, бизнес-тренера группы компаний RsDC.
«…В стремлении реализовать все возможности, мульти проектные организации зачастую начинают проекты сразу, как только осознают их необходимость, параллельно с другими существующими и начинающимися проектами, и, к сожалению, часто без достаточного понимания возможностей организации…» /1/
Программа или Проект ?
Границы между программами и проектами часто просто отсутствуют в реальном бизнесе… Директор крупного промышленного холдинга рассказывал мне, что недавно принял решение об инициации крупного Проекта, включающего этапы проектирования, строительства нового предприятия, его выхода на заданную проектную мощность, выпуска и реализации продукции на рынке. ИТ Директор другого крупного предприятия докладывал на совещании Совета Директоров о Программе перевооружения ИТ -инфраструктуры, включающей проекты обновления оборудования вычислительного центра и локальных сетей.
Строго говоря – наоборот, в первом случае речь шла не о проекте, а о программе, включающей операционную деятельность созданного предприятия, а во втором – о проекте, включающем под-проекты обновления оборудования центра и локальных сетей.
Для понимания чёткого различия между проектами и программами следует придерживаться следующих принципиальных характеристик Программ /2/:
— объединение проектов, взаимосвязанных единой целью Программы
— получение выгод, доступных только при объединении проектов в Программу
— возможное наличие элементов операционной деятельности
— достижение стратегических бизнес целей организации
По своей природе, Программы являются инновацией более высокого, стратегического уровня, чем проекты. Поэтому основным источником инициации Программ является Стратегический бизнес План развития организации. Разработка подобных Планов, как правило, начинается с разного рода стратегических сессий и мозговых штурмов топ-менеджеров и / или владельцев бизнеса организации, на которых определяются видение, миссия, стратегические бизнес цели. Эти компоненты затем дорабатываются до конкретных целей и задач Программ и Проектов. Основная проблема часто заключается в том, что результаты интенсивной стратегической сессии — проведённой в загородном пансионате, при активном участии внешнего (и дорогостоящего!) фасилитатора – в виде набора презентаций, обрывков бумаг и туманных записок – ложатся на полку Генерального Директора компании (… до следующей стратегической сессии).
Тем не менее, наличие воли владельцев бизнеса Компании должно обеспечить доведение данного процесса до логического завершения – появления осознанного Стратегического Бизнес Плана. Данный План является основой процесса инициации Программы, в результате которого появляется Устав программы (Рис – 1).
Рис. 1 Процесс Инициации Программы
В Уставе программы должны быть отражены:
— Поддерживаемая программой Стратегическая Бизнес Цель
— Ключевые результаты, обеспечивающее достижение Цели
— Выгоды, получаемые Компанией в результате достижения ключевых результатов Программы ( Рис – 2).
Рис. 2 Связь Результатов Процесса Инициации Программы
Как эффективно провести инициацию Программы ?
Практические советы и рекомендации:
- в Организации должен быть формализован этап предварительного определения программы (pre – program set-up) – обеспечивающий критерии отбора программ, соответствующих целям Стратегического Бизнес Плана и процедуру их официального утверждения /3/.
- этап предварительного определения программы должен использовать результаты анализа бизнес кейса и инвестиционного плана Программы, включающего исходные оценки объёмов финансирования проектов, входящих в Программу
- формальное достижение стратегической бизнес цели может не означать получение выгод бизнеса, для чего необходима разработка Плана Реализации Выгод (Benefits Realization Plan) /4/
Можно сказать, что с проведением инициации Программы она является определённой инновацией, авторизованной руководством Организации. Но перед окончательным определением существования Программы, закреплённым в Уставе, предстоит пройти важный этап её предварительного определения.
Следует отметить 6 основных вопросов, на которые приходится искать ответы в ходе предварительного определения Программы /5/.
Вопрос 1: Программа соответствует стратегии Организации ?
Ответы на этот вопрос должны содержать результаты анализа стратегического плана организации по направлениям:
- соответствия целей программы стратегическим приоритетам организации, отражённым в миссии, видении, и выгодах (mission, vision, values) стратегического плана
- влияния результатов программы на экономические показатели чистой прибыли до распределения и налогооблажения (EBITA), возврата инвестиций (ROI), расширения присутствия на рынке (Market Share)
Основные проблемы, возникающие в ходе определения ответов на данный вопрос:
- невозможность обоснованного расчёта экономических показателей Программы
- нежелание / боязнь инициаторов брать на себя ответственность за будущий реальный вклад Программы в достижение высоких стратегических целей организации ( в этом случае Программа отвергается и рассыпается на ряд несвязанных друг с другом проектов, имеющих локальные тактические – но не стратегические (!) цели )
Вопрос 2: Программа соответствует требованиям рынка ?
Ответы на этот вопрос должны содержать результаты анализа рынка по направлениям:
- соответствия целей программы текущим условиям и требованиям, и также перспективным ожиданиям рынка
- оценки стоимостного анализа выгод (CBA — cost benefit/analysis) для вариантов развития программы
- оценки рыночных ограничений, препятствующих достижению конкурентных преимуществ программы
Основные проблемы, возникающие в ходе определения ответов на данный вопрос:
- невозможность определения ожиданий рынка в долгосрочной перспективе
- невозможность адекватного анализа стоимостного анализа выгод
- ошибки в анализе конкурентных преимуществ результатов программы и действий конкурентов
Вопрос 3: Программа выгодна экономически для Организации ?
Ответы на этот вопрос должны содержать результаты анализа экономических показателей программы и разработки плана реализации выгод программы (benefits realization plan):
- определения внутреннего показателя возврата инвестиций (IRR), текущей стоимости будущих доходов (NPV), финансовых рисков и возможных потерь
- определения методов оценки выгод с помощью систем сбалансированных показателей (BSC) и ключевых показателей эффективности (KPI)
Основные проблемы, возникающие в ходе определения ответов на данный вопрос:
- недостаточная обоснованность и неточность финансовых расчётов
- трудности разработки сбалансированных ключевых показателей эффективности
Вопрос 4: Кто стейкхолдеры Программы и каковы их требования ?
Ответы на этот вопрос должны содержать результаты анализа лиц и организаций, имеющих определённый интерес и влияние (причём, как позитивное, так и негативное) на будущую Программу:
- определения полного перечня стейкхолдеров Программы и их требований к результатам Программы
- определения индивидуальных целей стейкхолдеров (как непротиворечивых, так и конфликтующих) и их соответствия стратегическим целям программы
- определения степени заинтересованности и уровня влияния (низкого, среднего, высокого) на программу каждого из стейкхолдеров
- разработки стратегий коммуникационных взаимодействий с стейкхолдерами с целью обеспечения их максимальной поддержки и нейтрализации негативных воздействий на работы и результаты Программы
Основные проблемы, возникающие в ходе определения ответов на данный вопрос:
- несоответствие целей стейкхолдеров и целей Программы
- сложность поиска компромисса между конфликтующими требованиями и целями различных стейкхолдеров
- недостаточность влияния руководителя программы на стейкхолдеров из числа топ-менеджеров организации и владельцев бизнеса
(подробнее о рекомендациях по разрешению данных проблем можно узнать в работе автора /6/)
Вопрос 5: Организация способна выполнить Программу ?
Ответы на этот вопрос должны содержать результаты анализа опыта, возможностей, наличия необходимых ресурсов организации для достижения целей Программы:
- выявления опыта, накопленного в аналогичных прошлых Программах
- определения сильных и слабых сторон организации (SWOT analysis) в удовлетворении требований и выполнении работ Программы
- определения наличия достаточных ресурсов (человеческих, финансовых, материальных, технологических) для достижения целей Программы
Основные проблемы, возникающие в ходе определения ответов на данный вопрос:
- отсутствие опыта организации в проведении инновационных Программ, кардинально меняющих стратегию Организации
- неадекватный анализ сильных и слабых сторон организации
- неточности в оценке необходимых ресурсов
Вопрос 6: Организация поддерживает Программу ?
Ответы на этот вопрос должны содержать результаты представления, согласования и одобрения Руководством Организации инициации будущей Программы:
- представления Руководству Организации оценок Программы на основе анализа вопросов 1-5, изложенных выше
- согласования целей, требований и оценок ресурсов, необходимых для выполнения Программы
- получения разрешения Руководства Организации на проведение работ по инициации Программы
Основные проблемы, возникающие в ходе определения ответов на данный вопрос:
- отсутствие политической поддержки Программы на уровне Руководства Организации
- неуверенность владельцев бизнеса «в завтрашнем дне» из-за нестабильности экономической ситуации
- нежелание владельцев бизнеса идти на риски инновационных Программ, кардинально меняющих стратегию Организации (в этом случае Программа также часто распадается на ряд мелких проектов, не приводящих к значительным изменениям и выгодам в бизнесе)
- Рекомендации по решению проблем Предварительного Определения Программы
Ниже приведена классификация изложенных в предыдущем разделе проблем на 3 проблемные области:
- Политическая
- Экономическая
- Управленческая
и предложены рекомендации по их решению:
Возникающая проблема | Проблемная Область | Рекомендации по Решению Проблемы |
Нежелание / боязнь инициаторов брать на себя ответственность | Управленческая | Эффективное управление выгодами программы |
Трудности разработки сбалансированных ключевых показателей эффективности | Экономическая | Применение лучшего мирового опыта внедрения систем KPI и BSC |
Сложность поиска компромисса между конфликтующими целями стейкхолдеров | Политическая | Создание альянсов стиейкхолдеров |
Неуверенность владельцев бизнеса «в завтрашнем дне» | Политическая | Убеждение владельцев бизнеса в необходимости проведения Программы для повышения стабильности организации |
Нежелание владельцев бизнеса идти на риски инновационных Программ | Политическая | Эффективное управление рисками Программы |
Как видно из приведённой Таблицы, число политических, экономических и управленческих проблем примерно равное, но безусловно, все они обладают различными приоритетами в условиях бизнеса конкретной организации.
Наиболее эффективные рекомендации по решению проблем связаны с применением методов анализа динамики рынка, разработки систем сбалансированных показателей эффективности, политического влияния на лиц принимающих решения и использования лучшего мирового опыта управления программами проектов.
Источники в публикациях:
- Fransis S. Patrick. Program Management —
Turning Many Projects into Few Priorities with TOC. Project Management Institute Symposium (Philadelphia, October, 1999) - Project Management Institute. The Standard for Program Management. ISBN 1- 930699 -54 – 9.
- А.Н. Павлов. Интеграция Управления Инновациями. Тезисы Доклада на III Международной конференции Московского отделения PMI® по управлению проектами. Москва, 2006 г.
- А. Н. Павлов. Стратегическое Управление Бизнесом
в Портфелях Проектов Организаций. Тезисы Доклада на II Международной конференции по управлению проектами Санкт-Петербургского отделения PMI®, Санкт-Петербург, 2007 г. - Project Management Institute. Program Management Professional (PgMP) Examination Specification. ISBN 13: 978-1-933890-12-8.
- А.Н. Павлов . Управление конфликтующими целями стейкхолдеров проекта. Журнал «Управление проектами» Номер: №3-4 / 2005
Свежие записи
- Оптимизация рабочего пространства руководителя
- Эффективный документооборот
- Профилактические работы!
- Фриланс без иллюзий
- IT-решение, как чудо-таблетка от всех болей компании. Система управления проектами.
- Управление финансами
- Международный день джаза
- С Днем космонавтики!
- Как выбрать центр обработки данных?
- Дистанционно — это очень близко
Источник: praktikarsdc.ru