Владимир Римский, Александр Сунгуров
“ Фабрики мысли”, Центры демократии и Центры публичной политики
Рассматривая происходящие в современной России процессы в контексте развития политической модернизации и перехода от жестко-авторитарного режима к демократии, мы не можем не обратить внимание на процессы появления самих технологий развития тех или иных демократических процедур и институтов. В современных российских условиях вряд ли можно говорить о спонтанных процессах развития демократических (или квази демократических) процедур – как правило, всегда существуют какие-то группы, действующие в “проектном” режиме. Собственно говоря, такие группы существовали и в советское время, однако практически все они действовали по заказу и под контролем партийного аппарата, в русле господствующей партийной линии, а альтернативные варианты почти никогда не становились достоянием общества. При этом были и исключения, которые должны стать предметом отдельного анализа.
В странах с устойчивым демократическим режимом, в условиях плюрализма мнений и открытой конкуренции вариантов развития общества и решений тех или иных конкретных проблем, такие структуры существовали издавна, возникая вначале как подразделения тех или иных основных акторов политического процесса – как аналитические отделы структур исполнительной власти, а также влиятельных политических партий. Собственного говоря, сам демократический процесс можно рассматривать как процесс конкуренции тех или иных вариантов программ деятельности власти. Однако сами партийные структуры постепенно становились все более формализованными , приводя к становлению. “демократии голосований”, в которой по словам нашего соотечественника Н.Ильина, человека живет условиях демократии один день в четыре годы” — в день выборов в парламент или выборов президента. При этом, особенно в условиях двух-партийной системы, уменьшалась и степень вариативности предлагаемых решений, что снижало эффектитвность процесса в целом. Наконец, все большую активность в политике стали проявлять бизнес-структуры, которым уже не хватало опосредованного влияния через партийные структуры, и которые сами инициировали разработку альтернативных программ.
Военный переворот. Реальная угроза для Путина | Лучшая передача о политике
В результате в ХХ века в ряде стран, и прежде всего, в США, стали появляться так называемые “Фабрики мысли”, или “Мозговые тресты” — именно так обычно переводят на русский язык английский термин “ Think Tank”. Классическим “Мозговым трестом” считают “Рэнд Корпорэйшн”, причем для нас важно отсутствие, по крайней мере, видимой связи этой структуры с теми или иными политическими партиями. Наряду с такими, возникшими из недр второго, бизнес-сектора общества, в США широко известны и достаточно явно связанные с теми или иными политическими партиями “Фабрики мысли”, такие, как Бруклинский институт, тяготеющий к Демократической партии, или фонд “Наследие”, разработавший в начале 9 0- х годов для Республиканской партии программу “Повестка дня для Америки”, обеспечившей ей победу на выборах в конгресс.
Продолжается обсуждение проекта программы политической партии «Белая Русь»
Важно подчеркнуть также существование в США и других западных странах “Мозговых трестов”, инициированных не политическими партиями или бизнес-структурами, а структурами гражданского общества, или “третьего сектора”. Как правило эти “мозговые тресты” имеют существенно меньшие размеры и финансирования, и целью их деятельности является разработка и внедрение практики демократии участия – технологий и практик общественного участия в принятии решений, общественной экспертизы и общественного контроля за деятельностью политиков. Эти группы носят такие названия, как Центры демократии, или Группы защиты общественных интересов (Civic advocacy groups).
Что же объединяет все эти структуры между собой, и с другой стороны, в чем их отличие от классических научных центров, в одной стороны, и групп политических активистов, с другой?
Можно предположить, что эта особенность заключается в том, что варианты решения тех или проблем или программы тех или иных действий, разрабатываемы этими структурами. во первых., базируются на основе достижений современной общественной науки, а во вторых, разработчики этих решений или программ имеют в виду и механизмы их реализации, причем не только имеют в виду, но практически обеспечивают доведение разработок до сознания непосредственных политических акторов, лиц принимающих решение. Иначе говоря, разрабатывается не только идея, концепция программы, но и технология ее реализации.
Уже имеющийся международный опыт стран в процессе перехода от авторитаризма к демократии указывает на важную роль подобных “Мозговых центров” в успешном развитии демократических институтов и процедур, как в инициировании самого перехода, так и в закреплении демократических традиций в обществе.
Так, успех польских и чехословацких демократов стал возможен благодаря многолетней деятельности «невидимых университетов» КОС-КОР и “Хартии-77”. Благодаря этой работе возникшие впоследствии политические партии и движения смогли предложить и осуществить программы, основанные на ценностях и принципах демократии, рыночной экономики и прав человека
Не менее важны наработки таких центров и позже, в процессе развития демократических институтов и практик. Примером такой структуры может служить Институт Демократии, успешно работающий в Кейптауне (Южная Африка) и реализующий такие проекты, как:
С другой стороны, в Беларуси, к сожалению, не были глубоко проработаны социальные технологии перехода от тоталитаризма к демократии и укрепления суверенитета, государственные и негосударственные структуры, общество в целом оказались недостаточно подготовленными к независимости, к самостоятельному выбору собственного пути – итогом стало развитие (надеемся, временное) этой республики по авторитарному пути.
Осознание белорусскими интеллектуалами и гражданскими активистами необходимости объединения в этих условиях своих ресурсов и возможностей привело их решению о создании Белорусская ассоциация фабрик мысли, созданной для того, чтобы общество имело возможность получать объективную информацию о важнейших социальных проблемах и перспективах, независимую профессиональную экспертизу различных социальных проектов и программ, чтобы повысить роль негосударственных исследовательских центров в подготовке реформ, становлении в Беларуси гражданского общества,
Строго говоря, и в советское время, особенно после хрущевской оттепели, в обществе начинали появляться группы, разрабатывающие свои варианты решения тех или иных стоящих перед обществом проблем, которые иногда были альтернативны официальной партийной линии. При этом часть таких групп достаточно жестко преследовалась государством (диссиденты и правозащитники), а часть продолжала существовать и даже иногда добивалась успехов. В качестве примера такого успеха можно привести остановку уже одобренного съездом КПСС решения о перебросе воды северных рек в Среднюю Азию, которое было достигнуто благодаря объединению нескольких подлинно общественных инициатив и научного потенциала экологов.
Другим примером разработки и внедрения важных общественных программ, находившихся вне строгого контроля партийно-хозяйственной номенклатуры, может служить коммунарское движение, включавшее в себя молодых, а затем и взрослеющих со временем людей, объединенных неформальным подходом к педагогике, к воспитанию детей и подростков. Многие из зачинателей коммунарского движения прошли хорошую школу в черноморском пионерлагере «Орленок», сначала в качестве пионеров, а затем и пионервожатых. Многие из активистов этого движения работали в журналистике, группируясь вокруг «Комсомольской правды» и ее подростковой рубрики «Алый парус». Это движение обладало реальной социальной значимостью — многие «коммунары» пытались реализовать неформальные, творческие подходы и технологии к организации работы с подростками у себя дома, в школьных пионерских и комсомольских организациях. Однако таким образом «коммунары» вторгались в «святая святых» социалистической системы — в процесс воспитания и социализации, задачей которого было, с одной стороны, готовить не рассуждающих и социально (а тем более — политически) пассивных «винтиков» общественного механизма, а с другой, в существенно меньшем количестве, активных в установленных свыше рамках и полностью признающих номенклатурные «правила игры» будущих функционеров.
Именно поэтому властные структуры скоро раскусили опасный для них характер коммунарского движения, стараясь его формализовать и взять под контроль. В итоге к второй половине 70-х годов в стране сохранились лишь некоторые его ячейки, преимущественно вокруг редакции «Комсомольской правды», да и круг интересов вчерашних коммунаров стал, по мере их взросления и появления потомства, смещаться в сторону более актуальных для них (и более безопасных для системы) проблем детского и младенческого воспитания, родов в воде и т.д.
Наряду с экологическим и “коммунарским” движением можно выделить и философский кружок под руководством Г.П.Щедровицкого, одним из направлений развития которого стала Школа Культурной Политики, участники которой разрабатывали и внедряли конкретные программы развития – как отдельных направлений деятельности, например, в педагогике или в оптимизации деятельности предприятий, так и для развития целых регионов. Альтернативные вариант развития страны предлагались и обсуждались и в кружках диссидентов. Хорошим примером могут служить, в частности, прямо обращенное к руководству КПСС “письмо вождям” А.И.Солженицына или концепция конвергенции, разрабатываемая в 60-70 гг. А.Д.Сахаровым.
Стоит отметить, что альтернативные варианты развития общества иногда прорабатывались и в недрах комитата госбезопасности – благо политический контроль за этими структурами осуществлялся менее профессионально, так как профессионалы контроля именно в этих структурах и работали. По-видимому, определенные действия в этом направлении велись и в недрах Главного разведывательного управления..
О будущей России думали и русские эмигранты. В частности, выделим здесь программные наработки Народно-Трудового союза российских солидаристов. Их журнал “Посев” и другие издания предлагали к обсуждению конкретные технологии развития страны, а председатель НТС в 50-60-е годы В.Д.Поремский составлял списки советских ученых, которые смогли бы помочь будущей свободной России. Так, уже в середине пятидесятых годов, в одном из документов НТС говорилось о возможности крахе коммунистической системы в результате развития процесса реформ, инициированного относительно молодым партийным лидером, предполагавшем лишь слегка модернизировать систему.
Наконец, уже в годы перестройки возникли и открыто действовали политические клубы, в которых не только обсуждались актуальные проблемы прошлого и настоящего, но и разрабатывались конкретные технологии углубления реформаторского процесса. Примером последних могут служить Московский и особенно Ленинградский межпрофессиональные клубы “Перестройка”. Так, например, рабочая группа Ленинградского клуба “Перестройка” по подготовке дискуссии “О правах потребителей”, состоявшейся в сентябре 1988 г., послужила первоосновой достаточно влиятельного сегодня Движения потребителей
При обсуждении на семинаре сущности обсуждаемого понятия наряду с определением “публичная” были также предложены определения “Общественная” и “Открытая”. Каждое из этих определений имеет своих сторонников, и сама жизнь укажет на наиболее точное, отражающее как суть явления, так и соответствие российской специфике. Ниже приведена аргументация одного из авторов этого текста – В.Римского – в пользу определения “Общественная”
Для начала обсуждения этого понятия, и формирования понятийного аппарата связанного с ним предлагается использовать термин “центр общественной политики”. Слово “центр” имеет вполне нейтральную эмоциональную окраску на русском языке и вполне привычно для граждан, руководителей и сотрудников разнообразных организаций, уже давно называющих себя центрами, т.е. организациями, концентрирующими определённый опыт и знания в различных областях, координирующие те или иные виды деятельности, ведущие работу одновременно по нескольким направлениям и т.п. “Общественная политика”, по-видимому, более соответствует содержанию этой деятельности с российской точки зрения, чем буквальный перевод – “публичная политика”. Во-первых, общественная политика явно должна проводиться в интересах общества, по крайней мере, этот приоритет в деятельности таких центров должен быть наивысшим, судя по соответствующему определению. Во-вторых, слово “публичная” имеет на русском языке негативную эмоциональную окраску, связанную со слишком высокой степенью открытости такой политики, переходящей в продажность. В-третьих, служение обществу, который подразумевается в англоязычном варианте “ public policy” пока практически полностью отсутствует в российской практике, такое понимание политики должно быть только сформировано в России, и было бы большим преувеличением назвать таким термином то, что пока ещё в российских условиях себя не проявило.
По мнению второго автора – А.Сунгурова – использование термина “общественная” может привести к существенному сужению поля деятельности обсуждаемых центров. Действительно, в российской традиции принято разделять общественное поле от поля государственного или муниципального.
А суть центров публичной политики в том и состоит, что они нарабатывают и внедряют технологии не только для общественного сектора, но и для государственных и муниципальных структур. Более перспективным может стать использование другого определения – Центра открытой политики, так как в термине “открытость” хорошо просматривается направление изменений способа деятельности властных структур, а именно, превращение их из закрытых для общества контор “государевых людей” в агентства, существующие на наши налоги и действующие для решения наших проблем в наших интересах. В этой связи можно также сказать, что целью деятельности таких центров является превращение правительственной (государственной, муниципальной) власти из власти силы ( power) во власть авторитета ( authority). Вместе с тем термин “публичный” лучше передает существующую в европейской цивилизации традицию рассматривать власть именно как публичный ресурс, а не как частную собственность власть предержащих. Поэтому, возможно, не стоит слишком опасаться применения этого термина, наоборот, введение его в российский оборот будет менять само российское восприятие власти.
После обсуждения этой темы на семинаре его участники провели “мягкое рейтинговое” голосование (можно было выбрать два варианта из трех). Определение “публичный” получило пять голосов, “общественный” — десять, “открытый” — двадцать два. Далее мы будем использовать все три определения.
Поскольку центры открытой (общественной, публичной) политики пока в России не существуют, очень трудно и методически не вполне верно было бы давать описание содержания этого понятия в виде точного описания совокупности конкретных признаков, его задающих, или в виде родового понятия с конкретизацией через видовые ограничения в виде аналогичных совокупностей признаков.
В этих условиях методически вполне корректно принять два основных подхода к описанию содержания понятия центр общественной политики:
Наиболее близко к понятию центр открытой (общественной, публичной) политики уже упоминавшееся выше понятие мозговой центр, по-английски — “ think tank”. Мозговые центры весьма распространены в политике развитых стран Запада и являются обычно объединениями интеллектуалов и экспертов, по заказам властных структур выполняющих аналитические работы, а также разнообразные исследования и разработки стратегий, политик, доктрин, прогнозов и т.п. В современных условиях такие мозговые центры обычно входят в те или иные партийные структуры, хотя это и не считается обязательным, а их финансирование осуществляется какими-нибудь фондами.
В российских условиях мозговой центр вряд ли следует считать полноценным центром открытой (общественной, публичной) политики. Общим для обоих типов организаций являются:
Важнейшими отличиями центра открытой (общественной, публичной) политики от мозгового центра являются:
В итоге можно утверждать, что центр открытой (общественной, публичной) политики во многом похож на мозговой центр, вполне может вырасти из него, но обязательно должен заниматься не только соответствующими разработками, но и их внедрением. Кроме того, центр вряд ли может быть признан центром общественной политики, если он работает исключительно в интересах властных структур.
Важно также указать на определенную гражданскую позицию Центра, его деятельность направлена на развитие Открытого общества, демократии участия. Деятельность же мозговых центров вполне может быть направлена и в противоположную сторону. Ярким примером являются в этом плане различные команды по ведению избирательных кампаний, которые разрабатывают и успешно внедряют в политическую практику технологии, направленные на развитие исключительно электоральной, и, как правило, манипулятивной демократии.
Есть определённая особенность и в обеспечении финансирования центров открытой (общественной, публичной) политики. Пока их прототипы, за очень редкими исключениями, финансируются из фондов, которые сами получают финансирование из зарубежных источников.
Отличие от ситуации на Западе в том, что большинство фондов стран развитой демократии финансируются из фондов своих собственных стран. В ближайший период ситуация в России вряд ли кардинально изменится, поскольку российский бизнес по условиям своей деятельности и по направленности интересов его собственников и ведущих менеджеров не склонен и вряд ли будет склонен создавать отечественные фонды, финансирующие разработки общественно значимых проектов. Тем не менее, поиски источников финансирования внутри России для таких центров является вполне выполнимой задачей, и постепенный переход их на отечественные источники финансирования следует, по-видимому, считать позитивной тенденцией развития. Прогнозируемая сложность такого перехода в том, что российский бизнес, скорее всего, будет пытаться финансировать эти центры напрямую и считать их продукцию своей собственностью, а себя – её заказчиком. Этот подход, безусловно, будет смещать приоритеты в деятельности исполнителей таких заказов в сторону от желательной направленности деятельности центров.
Тем не менее уже имеются примеры заказов на деятельность таких центров и со стороны властных структур. Здесь важно, чтобы эти заказы не были единственным источником их функционирования, и фонды бесспорно помогают сохранить независимость таких центров от властных структур.
В этой связи для центров (или прото-центров) публичной политики должно быть пересмотрено не оспариваемое ранее положение о том, что некоммерческие организации должны постепенно переходить от финансирования за счет грантов к финансированию за счет “местных ресурсов”. Так, например, Вашингтонский Центр анализа бюджетного процесса и бюджетных приоритетов (Center for Budget Process and Priorities), являющийся хорошим примером Центра именно публичной политики, за все время своей почти двадцатилетней деятельности существует за счет грантов .
Выделение признаков, которыми скорее должен обладать такой центр политики, не должно проводиться с высокой степенью определённости. Некоторыми признаками ещё относительно долго не будет обладать ни один прототип центра общественной политики, некоторые признаки, возможно, при дальнейшем развитии центров общественной политики будут признаны необязательными. Но в настоящий период перечисленные ниже такие признаки позволяют показать желательную направленность развития центров соответствующего профиля.
Центр открытой (общественной, публичной) политики, как это представляется на нынешнем этапе развития, должен обладать следующими признаками:
Источник: strategy-spb.ru
Программа в политике это
Политика. Выпуск от 29.06.2016
В студии программы «Политика» обсуждают прошедший в Великобритании референдум, на котором победили сторонники выхода страны из Евросоюза. Чем объясняются такие результаты, возможен ли повторный референдум? Кому выгоден выход Британии из ЕС и какие последствия, в том числе для России, это будет иметь? В этом пытаются разобраться приглашенные эксперты: российские и европейские политики, политологи и журналисты.
Леонид Калашников: России выгоден развал ЕС. Политика. Фрагмент выпуска от 29.06.2016
В студии программы «Политика» обсуждают прошедший в Великобритании референдум, на котором победили сторонники выхода страны из Евросоюза. Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по международным делам Леонид Калашников считает, что для России выгоден разваливающийся Евросоюз. Ему оппонирует голландский публицист Питер Ватердринкер. Полный выпуск смотрите здесь >>
Немецкий режиссер: Евросоюз должен «похудеть», Украина ему не нужна. Политика. Фрагмент выпуска от 29.06.2016
В студии программы «Структура момента» обсуждают итоги референдума Великобритании о выходе из ЕС и его последствия для Запада и России. Может ли Украина заменить Великобританию в Евросоюзе? Директор центра исследования общественных процессов «Эксперт» (Украина) Вячеслав Ковтун считает, что Евросоюз нуждается в экономическом расширении. Однако немецкий режиссер и продюсер Феликс Шультесс уверен, что вступление Киева в ЕС приведет к беспорядку. Полный выпуск смотрите здесь >>
Владимир Жириновский: Европу надо брать лаской. Политика. Фрагмент выпуска от 29.06.2016
В студии программы «Политика» обсуждают прошедший в Великобритании референдум, на котором победили сторонники выхода страны из Евросоюза. Евросоюз пугать не нужно, он распадется сам по себе, а Москва поможет Европе разрешить мигрантский кризис, уверен лидер фракции ЛДПР в ГД РФ Владимир Жириновский. Полный выпуск смотрите здесь >>
Политика. Выпуск от 15.06.2016
14 июня УЕФА приняло решение объявить условную дисквалификацию борной России по футболу из-за беспорядков, произошедших до и во время матча между сборными России и Англии. Британская пресса единодушно возложила всю ответственность за произошедшее на российских болельщиков, а агентство Reuters косвенно обвинило Москву в организации беспорядков. Почему Россия оказалась в такой странной роли на крупном международном турнире? Кто на самом деле виноват в беспорядках и чем закончится для России Чемпионат Европы-2016?
Писатель Дмитрий Лекух: На стадион во Франции можно пронести бомбу
Франция не справилась с организацией чемпионата Европы по футболу, считает российский писатель и журналист Дмитрий Лекух. Полный выпуск смотрите здесь >>
Депутат политологу Сергею Станкевичу: Ты воспитывался в институте благородных девиц
Российская сборная из-за скандала с болельщиками играет под дамокловым мечом, считает политолог, эксперт Фонда Анатолия Собчака Сергей Станкевич. Депутат Госдумы от КПРФ Леонид Калашников не согласен, что случившееся во Франции — антинациональный акт. Полный выпуск смотрите здесь >>
Депутат Дмитрий Носов: Предложившие санкции в отношении России должны преследоваться
Депутат Государственной Думы от ЛДПР, олимпийский чемпион Дмитрий Носов предложил приравнивать к внешнему экстремизму призывы к санкциям против России, исходящие из-за рубежа. Полный выпуск смотрите здесь >>
Политика. Выпуск от 08.06.2016
Бывший посол США в Москве Майкл Макфол призвал США обуздать Россию, которая представляет угрозу странам НАТО. В польше — впервые столь близко в российским границам — начались учения НАТО. Эксперты в студии обсуждают, почему США и другие страны Запада противопоставляют себя России и возможно ли обуздать Россию?
Леонид Слуцкий: Россия отстаивает итоги Второй Мировой. Политика. Фрагмент выпуска от 08.06.2016
Председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий о том, что сегодня происходит в отношениях между Россией и Западом. Полный выпуск смотрите здесь >>
Американский журналист Майкл Бом рассказал, почему Россия раздражает НАТО. Политика. Фрагмент выпуска от 08.06.2016
Американский журналист Майкл Бом вновь вступил в полемику со студией в вопросе российско-американских отношений., Полный выпуск смотрите здесь >>
Леонид Гозман: Россия должна была первой вступить в НАТО. Политика. Фрагмент выпуска от 08.06.2016
Политолог Леонид Гозман пытается понять, почему Россия копается в прошлом, и чего она хочет сегодня от НАТО. Полный выпуск смотрите здесь >>
Политика. Выпуск от 01.06.2016
В выпуске — разговор об экономическом и политическом пути России и взаимоотношениях со странами НАТО. В июле в Варшаве состоится саммит НАТО. Тем временем, как стало известно, в польских школах вводят новый предмет, который будет рассказывать ученикам о структуре и значимости Североатлантического альянса для их страны.
Генсек альянса, со своей стороны, пообещал и дальше защищать суверенитет Польши, заявил об увеличении контингента войск НАТО в Восточной Европе, а также объявил, что предстоящий саммит станет переломным. Чего ждать от июльского саммита и как выстраивать взаимоотношения с НАТО, рассуждают в студии программы «Политика». Также эксперты обсуждают пути экономического развития России и, в частности, анализируют тезис Алексея Кудрина о необходимости снизить геополитическую напряженность. По мнению Кудрина, это необходимо сделать, чтобы Россия смогла уйти от технологической отсталости и хотя бы на вторых ролях встроиться в международные технологические цепочки.
Владимир Жириновский журналисту из Германии: Вы доиграетесь! Политика. Фрагмент выпуска от 01.06.2016
В студии программы «Политика» говорят о взаимоотношениях России и НАТО. О том, представляет ли НАТО угрозу для России, спорят главный редактор «Московской немецкой газеты» Боян Крстулович и руководитель фракции ЛДПР в ГД РФ Владимир Жириновский. Полный выпуск смотрите здесь >>
Михаил Старшинов: Россия предлагает игру по правилам. Политика. Фрагмент выпуска от 01.06.2016
В студии программы «Политика» — разговор о взаимоотношениях России и Запада. Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по делам национальностей («Единая Россия»), член Центрального штаба ОНФ Михаил Старшинов и американский журналист Майкл Бом спорят об особенностях российской и американской внешней политики. Полный выпуск смотрите здесь >>
Николай Топорнин: Экономическая мысль в России находится в тупике. Политика. Фрагмент выпуска от 01.06.2016
Директор Центра европейской информации Николай Топорнин считает, что сегодня в сфере экономики нет свежих идей. Президент фонда «Правовое государство» Евгений Тарло категорически не согласен и в подтверждение своих слов ссылается на программу «Столыпинского клуба». Полный выпуск смотрите здесь >>
Политика. Выпуск от 25.05.2016
В студии программы «Политика» обсуждают предварительное голосование, которое провела партия «Единая Россия». На участки пришли в общей сложности около 10 млн человек. Для чего проводится предварительное голосование, как политики, политологи и сами участники голосования оценивают его результаты?
Ольга Баталина: Это старые заблуждения, что депутатами рождаются. Политика. Фрагмент выпуска от 25.05.2016
В студии программы «Политика» обсуждают предварительное голосование, которое провела партия «Единая Россия». О том, для чего оно нужно и что изменится с приходом в Думу новых людей, спорят председатель комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов («Единая Россия») Ольга Баталина и первый заместитель председателя комитета ГД РФ по международным делам (КПРФ) Леонид Калашников. Полный выпуск смотрите здесь >>
Борис Надеждин: Интерес к предварительному голосованию был огромный. Политика. Фрагмент выпуска от 25.05.2016
В студии программы «Политика» подводят итоги предварительного голосования, которое провела партия «Единая Россия». Президент Института региональных проектов и законодательства, участник предварительных выборов Борис Надеждин подчеркивает: это голосование было важно и для избирателей, и для политиков. Полный выпуск смотрите здесь >>
Анна Кузнецова: Люди голосуют за семью, и это важно. Политика. Фрагмент выпуска от 25.05.2016
В студии программы «Политика» обсуждают предварительное голосование, которое провела «Единая Россия» в преддверии выборов в Госдуму РФ. Участник предварительных выборов из Пензы, президент благотворительного фонда «Покров» Анна Кузнецова говорит, что для нее это был важный опыт. Полный выпуск смотрите здесь >>
Политика. Выпуск от 18.05.2016
14 мая на крупнейшем в Москве Хованском кладбище произошла массовая драка со стрельбой. В результате инцидента погибли три человека, более 30 пострадали. Называются разные версии произошедшего, следственные действия продолжаются. Что произошло на Хованском кладбище и какие выводы надо сделать — об этом рассуждают эксперты в студии.
Алексей Немерюк о ритуальных услугах: Теневой рынок схлопывается. Политика. Фрагмент выпуска от 18.05.2016
В студии программы «Политика» обсуждают массовую драку на Хованском кладбище и ситуацию в сфере ритуальных услуг. Руководитель Департамента торговли и услуг г. Москвы Алексей Немерюк уверяет: теневой рынок схлопывается, и данный инцидент свидетельствует о наведении порядка в отрасли. Полный выпуск смотрите здесь >>
Михаил Старшинов о ситуации в похоронной отрасли: В 90-е годы такого не было! Политика. Фрагмент выпуска от 18.05.2016
В студии программы «Политика» обсуждают массовую драку на Хованском кладбище. Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по делам национальностей («Единая Россия»), член Центрального штаба ОНФ Михаил Старшинов утверждает: ситуация в похоронной отрасли далека от идеальной. Полный выпуск смотрите здесь >>
Сергей Станкевич: События на Хованском — это провал правоохранительных органов. Политика. Фрагмент выпуска от 18.05.2016
В студии программы «Политика» — анализ массовой драки на Хованском кладбище и ситуации в сфере ритуальных услуг. Политолог, эксперт Фонда Анатолия Собчака Сергей Станкевич убежден, что драка на кладбище в первую очередь говорит о недоработке правоохранительных органов, и те, кто допустил это, должны быть привлечены к ответственности. Полный выпуск смотрите здесь >>
Источник: www.1tv.com
Политический PR — как завоевать электорат
Политический пиар — это механизм развития в конкурентной среде. Представьте, что некто Вася Иванов решил баллотироваться в депутаты. Но о нем никто не знает, или информация представлена настолько скудно, что совершенно не раскрывает личность будущего политика. Главная задача политического PR — создать атмосферу доверия к власти и ее представителям.
Значит, не Вася, а уже солидный человек, Василий Петрович Иванов предстает перед социумом со своей лучшей стороны. Его положительные действия и интересные высказывания продвигаются в массы. Причем, все его действия должны находить поддержку среди местного населения.
Политика и бизнес
Позиционирование личности с положительной стороны необходимо также бизнесменам. Различия между двумя видами PR состоят в разных целях. Главной задачей субъектов политического процесса является сбор голосов избирателей на выборах, а сама PR-кампания очень короткая. Для бизнеса не нужны сжатые сроки, так как политический пиар и агитация нацелены на долгосрочный результат.
История возникновения политического PR
Впервые политический пиар появился в 20 веке. Агент по рекламе, некто Джон Шнайдер, опубликовал свое произведение-роман, в котором написал о приемах воздействия на людей. Ими успешно воспользовались две партии на политических выборах в 1952 году. Именно этот год является точкой рождения технологий политического PR. Кандидаты стали товарами, которые нужно было выгодно продавать.
В результате мир увидел конкуренцию, в которой побеждает не лучший кандидат, а эффективные технологии политического пиара.
Приемы и виды политического пиара
- Создание имиджа политика.
- Ложная популярность и ложная поддержка.
- Искусственное столкновение двух конкурентов.
- Создание образа ситуации «без выбора».
Пиар фирмы используют несколько специальных технологий, например, спичрайтинг – написание грамотными лицами речи для устного выступления политика; коммуникативные технологии — для воздействия на социум; а также персональные политические пиар технологии.
Политический PR подразумевает проведение следующих мероприятий:
- рекламные кампании перед выборами;
- исследования общественного мнения;
- агитационные кампании;
- создание и ведение имиджа политического лица;
- креативная реклама;
- юридическое сопровождение;
- внешний мониторинг;
- использование возможностей СМИ — издание спецвыпусков, агитации на радио и по ТВ;
- противодействие агентствам политического пиара конкурентов;
- наглядная агитация;
- работа с организациями;
- создание инфоповодов и др.
Что такое политическая агитация
Это деятельность, которая осуществляется во время избирательной кампании. Ее цель — побудить избирателей отдать голос за кандидата, за их список или против всех.
Пример — известная агитационная кампания с Б.Ельциным, когда во всех автобусах висели плакаты о том, как нужно правильно голосовать («да, да, нет, да»). Или песни известных звезд в ТВ-рекламе с фразами «Ты Борис, давай, борись».
По закону проводить предвыборную агитацию запрещено следующим организациям и лицам:
- органы государственной власти, госслужащие, члены органов управления гос.организаций;
- международные;
- воинские части и военные организации;
- религиозные и благотворительные организации;
- избирательные
Роль рекламы в политике
Политическая реклама — это важная составляющая продвижения кандидата. Именно благодаря ей кандидаты занимают места во власти. Она некоммерческая, ее цель — изменить поведение и отношение разных общественных групп к рекламируемому объекту.
Вид политической рекламы зависит от рекламируемого политического субъекта. Она может продвигать политического деятеля (коммуникационная функция — позиционирует личность), саму политику (идеологическая функция — продвигает идеи в массы), проект политики (информация доносится до социума).
Объекты политической рекламы
- Человек — политический деятель.
- Партия или организация.
- Действия или проекты.
- Идеи, программы, инициативы и т.п.
Но, как показывают исследования, большей части избирателей не интересны идеи. Люди голосуют за личность. Поэтому политическую рекламу относят к личностно ориентированной.
Функции рекламы в политике
- Коммуникационная. Для выстраивания связи между рекламируемым объектом и обществом.
- Информационная. Дает обществу информацию об объекте, избиратели могут ознакомиться с программой партии, целями и задачами кандидата и т.п.
- Идеологическая. Распространяется новая система взглядов для одной социальной группы.
Специалистам компании Adves часто задают вопрос — какова стоимость политической рекламы? Данный вопрос решается индивидуально и зависит от вашего региона. Кто-то может привлечь крупные денежные средства, тогда политическая реклама будет наиболее масштабная. Мы задействуем наружную рекламу, агитационные материалы, СМИ, интернет, ТВ.
А кто-то рассчитывает только на свои сбережения, поэтому по городу размещает только несколько баннеров или растяжек, а работают, в основном, расклейка в лифтах и подъездах. Заказать политический пиар по вашему бюджету в компании Adves вы можете в любое время.
Политический PR и реклама в политике — найдите отличия
Реклама и PR в политике — это разные явления, которые способны существовать параллельно и взаимно дополнять друг друга, поэтому не нужно их путать.
- Политический PR — это постоянный разговор с обществом, который проводится информационными и рекламными службами, нацеленный на обратную связь с аудиторией.
- Политическая реклама запускается в СМИ и не нацелена на обратную связь.
Оба процесса выполняют одну функцию — манипулирование мнением электората. Но важную роль здесь играет сильная личность, и не обязательно это политик. Часто в политической рекламе участвуют спортсмены и звезды, которые привлекают электорат.
Пример роли политического пиара
В конце 2013 года кандидат В. Кличко (он претендовал на пост президента Украины) имел высочайший рейтинг среди электората. Но его неумелые высказывания перечеркнули все усилия по проведению политической рекламы. Кличко пришлось снять свою кандидатуру. Вывод — политическая реклама без грамотного политического PR неэффективна.
Политический пиар партии или организации, цели и задачи
Потребность в политическом PR для элит властных структур не будет изменяться со временем. Ведь это не только общепринятые методы и приемы, а еще поиск новых технологий PR, обеспечивающих достижение результата.
Среди целей и задач политического пиара можно выделить:
- информирование общества;
- выявление преимуществ перед конкурентами;
- указание ключевых фигур;
- рост популярности;
- разработка каналов коммуникаций;
- создание и поддержка благоприятного климата для привлечения новых финансовых и человеческих резервов;
- управление коммуникациями во время кризисных ситуаций;
- мотивация движущих сил политической партии к непрерывной работе.
Реализованные цели и задачи помогают сформировать структуру партии (организации), проводить предвыборные мероприятия, пропаганду и наглядную агитацию, использовать технологии «дверь-в-дверь», контролировать процесс и результат голосований.
Направления деятельности PR в политике
- Избирательные кампании и их проведение.
- Управление имиджем и репутацией.
- Выстраивание отношений со СМИ, общественными организациями, госструктурами.
- Коммуникации во время кризиса.
- Формирование организационной структуры.
- Работа с командой.
- Организация общественных приемных, проведение поездок и встреч, массовых мероприятий.
- Агитационно-пропагандистская деятельность в СМИ.
- Наглядная агитация и пропаганда.
- Агитация «дверь в дверь».
- Контроль за голосованием.
- Завершение избирательной кампании.
Примеры политического пиара
В 1996 году предвыборная кампания Б.Ельцина по выдвижению на пост Президента РФ была на 100% сформирована с использованием политического PR. Финансы привлекались с помощью дружественных олигархов («семибанкирщина»). При помощи масштабных финансовых вливаний удалось заинтересовать электорат, после чего не замедлила себя ждать оплаченная фальсификация выборов.
Еще один пример — в 1999 году в стране прошла серия терактов. Некоторые специалисты уверены (хотя это не доказано), что проведены они были специально, чтобы популяризировать личность премьер-министра В.Путина.
Раньше политический PR использовался только в целях борьбы за власть, а теперь он применяется также для борьбы действующих представителей власти. Есть отдельная область PR, направленная на дискредитацию политиков (черный политический пиар), которая по сути является шантажом. В СМИ появляется информация о неблаговидных поступках человека. Потом с ним связывается некто, который предлагает нивелировать эти публикации за умеренную плату. Или не связывается вовсе.
Вывод
Современный политик должен быть харизматичной личностью с аналитическим складом ума, а также амбициозным дипломатом, который умеет проводить мероприятия, взаимодействовать с общественными организациями. Одному осуществить эти шаги просто невозможно. В реализации целей политического PR вам поможет компания Аdves и ее опытные PR-специалисты.
Источник: adves.com