Программа в обществознании это

Обществознание изучается школьниками начиная с 5 класса и продолжается на протяжении всего последующего обучения в школе. В курс обществознания входит изучение ряда общественных дисциплин: история, экономика, право, философия, социология и политология.

При изучении обществознания данные науки изучаются не как отдельные предметы, а рассматривается их комплексное взаимодействие между собой. При этом школьники смогут увидеть комплексную картину мира, в которую каждая из отдельных дисциплин вносит свою маленькую толику.

По окончанию школы, выпускники могут сдать по обществознанию экзамен в формате ЕГЭ.

  • Следует отметить, что обществознание является одним из самых популярных предметов по выбору для сдачи экзамена.

Какие темы проходят по обществознанию в школе

В 5 классе изучаются основы обществознания как предмета. Рассматриваются общества, которые существовали ранее, и изучаются истории развития этих обществ.

В 6 классе школьники знакомятся с основными сферами общественной жизни: экономической, духовной, социальной, политической и правовой.

Что такое спрос и предложение? Неценовые факторы спроса и предложения | обществознание ЕГЭ 2022

В 7 классе рассматривается взаимоотношение подроста и окружающего его общества. Кроме этого также рассматриваются внутренние проблемы и вопросы, с которыми сталкиваются подростки. Изучаются факторы, которые влияют на становление личности подростка.

В 8 классе происходит углубленное изучение отдельных сфер общества, например, социальная. Также изучаются основы конфликтологии.

В 9 классе более подробно изучается правовая сфера общества. Кроме того, исследуется понятие морали.

В 10 классе подробным образом рассматриваются все сферы общественной жизни, как сложная взаимодействующая между собой система.

В 11 классе кроме повторения и углубленного изучения экономической и правовой сферы общества, изучаются основные социально-политические проблемы развития общества.

Источник: nado5.ru

Основные исследовательские программы в обществознании

Натуралистическая концепция экстраполировала методологические особенности естествознания на социально-гуманитарное знание и формировала идеалы и нормы научности по образу естественных наук, с помощью которых объяснялось развитие социума. Натуралистическая программа в обществознании выражена в трех основных версиях: редукционистской, этноцентристской и органицистской.

С точки зрения редукционизма, социальная жизнь может быть объяснена на основе природной закономерности. Сен-Симон в работе «Труд о всемирном тяготении» полагал, что наши рассуждения о политике могут быть выведены из знаний физики, в частности из закона всемирного тяготения. Ш. Фурье поведение человека объяснял действием закона притяжения по страсти. Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций полагали, что общественная жизнь есть взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы.

Все ОГЭ по обществознанию за 20 минут | Набираем «4» быстро с Равилем Кандинским

Натурализм высшие формы бытия сводит к низшим, человека растворяет в природе, лишает своей качественной определенности, свободной воли. Натуралистический подход к обществу опирается на принцип «от природы к обществу», где подчеркивается особая определяющая роль географических (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников и др.) и космических (К.Э. Циолковский, А.Л.

Чижевский и др.) факторов.

С позиций этноцентризма в роли ведущего фактора социальных изменений выступают природно-национальные особенности. Так, Лев Николаевич Гумилев (1912 — 1992, основные труды: «Этногенез и биосфера Земли», «Этносфера. История людей и история природы», «Ритмы Евразии») появление этноса объяснял за счет космического энергетического толчка.

Этносы скрепляются в целое этническими полями, имеющими энергетическую природу и определенный тип колебаний. Действия этнических полей порождают симпатию, антипатию и безразличие этносов друг к другу.

Способность этноса к совершению работы (преобразованию ландшафта, строительству и т.п.) прямо пропорциональна, утверждал Гумилев, уровню «пассионарного» напряжения («пассионарность» — способность и стремление к нарушению агрегатного состояния среды). Ученый стремился понять движение этносов, исходя из единства этногеографического, исторического и биоэнергетического подходов.

Вряд ли корректно считать этнос «явлением природы», тем самым умаляя роль специфической ментальности, социокультурных факторов. Однако сама идея космического генезиса человека и общества плодотворна. Наукой XX в. сформулирован антропный принцип, который требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Тем самым преодолевается разрыв между объектом и субъектом, а мир природы и мир человека сближаются.

Органицистскую версию натурализма наиболее четко выразил Г. Спенсер, уподоблявший общество организму и пытавшийся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Философ считал основным законом истории выживание наиболее приспособленных индивидов и народов к естественным условиям существования.

В рамках органицистского варианта натурализма обществу приписывались все черты организма — единство, целесообразность, специализация органов. Так, роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга — правительство, обмена веществ — экономика (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле). Конечно, общество имеет нечто сходное с природой, ибо оно — ее часть, хотя и обособившаяся, но социум не сводится к организму, а выступает как особый вид реальности, где материальное и духовное, объективное и субъективное переплетено.

Американец Р. Парк (1864 — 1944) считал, что биология лежит в основе социального развития, а движущей силой этого развития является конкуренция. Общество как организм, полагал Парк, имеет четыре порядка: экологический, экономический, политический и культурный. По мере движения к культурному порядку усиливается социальное начало и сдерживается биологическая стихия, социум достигает оптимальной «соревновательной кооперации» и «согласия».

К натурализму примыкает программа (концепция) социопсихологизма, которая объясняет общественные отношения с позиций определяющей роли психологии индивида, его эмоций и воли, сферы бессознательного, социальной психологии групп и межиндивидуальных отношений.

Лестер У орд (1841-1913) основой всех действий личности считал «желания», выражающие природные импульсы человека. Многообразие человеческих желаний группируется вокруг удовлетворения голода и жажды, связанных с поддержанием жизни человека, и половых потребностей, отражающих стремление к продолжению рода. Прирожденные интересы людей действуют, как правило, в противоположных направлениях, поэтому интересы индивидов сталкиваются и между ними идет постоянная борьба за существование. В результате, единственной основой для формирования социальных учреждений является групповое чувство безопасности. В целом, Уорд полагал, что движущей силой исторического развития выступают социопсихические факторы цивилизации; экономия труда и экономия духа.

Читайте также:
Расположите строки так чтобы получилась программа сумма

Французский социолог Габриэль Тард (1843 — 1904) исходил из того, что индивидуальное творчество, формирующее образцы для подражания, есть основа общественного развития. Механизм подражания, по Тарду, является психологическим и социальным воплощением всеобщего закона повторения.

Столкновение различных образцов подражания порождает процессы оппозиции, которые могут быть основой любых форм конфликтов. Преодоление оппозиционных процессов происходит через действие адаптационных процессов. Большое внимание Тард уделял разработке проблематики «психологии толпы». Специфическими чертами толпы он называл иррациональность, внушаемость, подавление индивидуального начала. Творчество Тарда способствовало постановке проблем массового общества, механизмов социального контроля и др.

Австрийский психолог 3. Фрейд обосновал динамическую и энергетическую модель психики человека, состоящую из трех систем: бессознательного — предсознательного — сознания. Фрейд распространил парадигму психоанализа на сферы общечеловеческой культуры и ранние формы религиозных верований.

Отталкиваясь от идеи русских космистов о воздействии солнечных излучений на поведение людей, некоторые современные исследователи трактуют социальные катаклизмы как своего рода психические эпидемии.

Идеализм, в отличие от натурализма, отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Причина преувеличения роли духовного заключается в реальной сложности общественных процессов:

а) проявляется действительная роль осознанных целей, идеалов, «здравого смысла»;

б) отделение духовного производства от материального и последующее закрепление интеллектуальной деятельности за господствующими в обществе социальными слоями подняло значение духовных компонентов жизни;

в) все сферы общественной жизни пронизаны духовными элементами.

Абсолютизация духовного фактора в человеческом бытии означает следование просветительскому принципу «мнения правят миром». Идеализм не отвергает объективного фактора истории, но функцию творящего начала выполняет или мировой разум (объективный идеализм, ведущий к фатализму), или духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм с его волюнтаристским пониманием исторического хода).

Приведем примеры идеалистического толкования общества в XX в. Русский религиозный философ и психолог C.JI. Франк полагал, что для истинного человека приоритетным оказывается реальность его душевно-духовного внутреннего мира в сравнении с материальным эмпирическим бытием.

Поэтому движущей силой истории выступает человек как духовное существо, вмещающее в себя, однако, не только идеи, но и материальные потребности. П.А. Сорокин первичным в социальной истории считает умственную деятельность, утверждая, что «материальная революция не может быть причиной психологической, а может быть только ее следствием».

Из этого делается вывод: «Идеи управляют (социальным) миром». Двигателем исторического процесса, по К. Ясперсу, выступает, прежде всего, духовный фактор. Все то, считал философ, что не имеет смысла с точки зрения усредненных запросов масс людей, что не встречает веры, должно исчезнуть. Типичной чертой домарксистской социально-философской мысли была созерцательность.

Она особенно присуща метафизическому материализму. Но и для идеалистического понимания истории характерны отрыв теории от практики, формирование фетишистских форм сознания, символов (образ «золотого века», идеального знания и т.д. которые начинают господствовать над реальностью, людьми. Такой подход обрекает субъекты, оказавшиеся во власти мифов, на погоню за миражами.

Источник: kazedu.com

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ В ОБЩЕСТВОЗНАНИИ

По мере развития социальной философии сформировались различные исследовательские программы, по-разному объясняющие развитие общества. К ним относятся следующие: натуралистическая (ее версии: методологический редукционизм, этноцентризм, органицизм); культурно-историческая (культурно-центристская); психологическая и социопсихологическая; исследовательские программы классического и постклассического марксизма; программа социального действия М.

Вебера; программа социальной реальности как феномена символической интеракции (Дж. Г. Мид); программа структурного функционализма (Т. Парсонс); программа общественной рациональности и коммуникативного действия, «системы» и «жизненного мира» (Ю. Хабермас) и др.

Исторически первой исследовательской программой обществознания Нового времени была штуралистъсческая программа, рассматривающая общество по аналогии с природой как естественное продолжение закономерностей природы, как «венец» природы, хотя и не самое совершенное ее образование. Натуралистическая программа допускала правомерность экстраполяции методологических особенностей естествознания на социально-гуманитарное знание и формировала идеалы и нормы научности по образу естественных наук. Перенесение центра тяжести с одной науки на другую в натуралистической программе отражало степень зрелости естествознания, науки в целом и появление в ней все новых лидирующих дисциплин, с помощью которых и объяснялись закономерности развития общества (механики, географии, биологии, экономики и др.).

Натуралистическая программа в социальной философии представлена тремя основными версиями: редукционистской, этноцентристской и органицистской.

С точки зрения редукционизма (reductio — от лат. отодвигание назад — методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам), общество и тип общественного устройства определяется силовыми взаимодействиями (вариант классического механицизма — Т.

Гоббс, П. Гольбах), особенностями географической и природоклиматической среды (географизм — Монтескье, И. Мечников), процессами ассоциации и диссоциации (химизм — М. Шевроль).

В роли ведущего фактора социальной динамики, с точки зрения этноцентризма, выступают природно-национальные особенности. Так, Л.Н. Гумилев в своей этногенетической концепции этнос рассматривает не столько в социокультурном контексте, сколько в связи с событиями космического характера и общими процессами биосферы Земли.

Подобные методологические подходы характерны и для евразийства — социально-философского учения, сформировавшегося в 20-30-х гг. XX в. (Флоровский, Карсавин, Н.С. Трубецкой и др.) в среде российской эмиграции и до сих пор сохраняющего свой идейно-политический потенциал. По мнению представителей евразийства, Евразия как географическое понятие ассоциируется с местоположением особой евразийской культуры, ядром которой выступает культура восточнославянских народов — русских, украинцев, белорусов. Россия-Евразия с этой точки зрения характеризуется как общностью исторических судеб населяющих ее народов и родственных культур, так и единым экономическо-политическим будущим.

Читайте также:
Как подобрать стрижку к своему лицу женщине за 40 программа

На рубеже XXI столетия вызывают интерес идеи евразийства о глобализации человечества, мечты о всеедином человечестве, о едином «богочеловеке», о русской идее земного братства, противостоящие концепциям ранжирования государств по различным основаниям.

Органицистская версия натуралистической программы восходит к трудам Г. Спенсера, уподоблявшего общество организму и пытающегося объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. По аналогии с живым организмом в рамках органицистской версии обществу приписывались все черты организма — единство, целесообразность, специализация органов. Роль кровообращения, например, выполняет торговля, функции головного мозга — правительство (П.Ф. Лилиенфельнд), обмена веществ в организме — экономическая жизнь общества (А. Шеффле).

Формирование второй из основных исследовательских программ — культурно-исторической (культурцентристской) и кризис натуралистической программы были связаны с осознанием различий природы и культуры, социальной реальности от природной, развитием таких наук о человеке и обществе, как антропология, история, культурология, этнология, психология и др.

Произошло открытие второй по сравнению с природой, онтологической реальности — культуры во всем ее многообразии, понимание ее не как деятельности, направленной на реализацию природной сущности человека, а как феномена, обеспечивающего формирование человека и социальных связей, как продукта истории и самой истории, в ходе которой меняется человек. Культура, социальные связи в данной исследовательской программе занимают центральное место, в противоположность натуралистической программе, где точкой отсчета были различные проявления природной зависимости и взаимодействий человека и человеческого общества. Подобно натуралистической программе, опирающейся на частные естественные науки, культур-центристская программа также находила опору в ориентации на формирующиеся новые социально-гуманитарные науки — историю, антропологию, психологию, науки об искусстве и другое, указывая тем самым границы натуралистической программы.

В рамках культур-центристской исследовательской программы общество рассматривается как сверхиндивидуальная реальность, в которой воплощен мир моральных, эстетических, духовных ценностей, культурных смыслов и образцов, обусловливающих ход всемирной истории и деятельности отдельных индивидов (Кант, Гегель, Гер- дер, Риккерт, Дильтей, Тейлор и др.). При всем многообразии выделяемых в данной программе теоретических оснований, ее представители исходят из того, что, во-первых, «общественная жизнь по самому существу духовна, а не материальна» (С.Л. Франк), во-вторых, «природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем» (В. Дильтей), в- третьих, «при объяснении действительной закономерности социальной жизни» необходимо учитывать символический характер социальных взаимодействий (П. Сорокин).

В рамках психологической и социопсихологической исследовательских программ предпринимаются попытки объяснить социальную жизнь на основе влияния на человеческое поведение психологических факторов. Психологический подход и предполагает объяснение общества и общественных отношений с точки зрения определяющей роли психологии индивида, его эмоциональных и волевых компонентов, сферы бессознательного, психологии групп, социальной психологии межиндивидуальных отношений (Л.

Уорд, Г. Тард, 3. Фрейд и др.).

В 40-х гг. XIX в. создавалась марксистская исследовательская программа социального развития. Несмотря на скептическое или резко критическое отношение к марксизму, наблюдающееся в современной отечественной философской мысли, необходимо все же взвешенно и без свойственной долгое время канонизации марксистской идеологии выделить основные положения данной исследовательской программы. При этом следует иметь в виду, что существуют разные ее версии. Это и классический марксизм, представленный его основоположниками, и разработка марксистской программы с ленинской и сталинской его версиями, и различные неомарксистские концепции (Грамши, Лукач, Хабермас, Маркузе, Фромм и др.).

Марксистская концепция социального развития прежде всего основывалась на выявлении тенденций к усилению общественного характера труда. Кардинальная идея социально-философских исследований состояла в том, что научно-технический прогресс и превращение науки в производительную силу общества взломает узкие рамки классовых и национальных отношений, создаст условия для раскрепощения человека, превратит историю человечества во всемирный процесс, который обозначается данной программой как социализм и коммунизм.

Для К. Маркса идея переустройства общества, гуманистического освобождения человечества от власти чуждых ему структур представлялась вполне обоснованной, следующей из его философской системы. Продолжая линию теоретического обсуждения реализации своего гуманистического проекта освобождения человечества от власти им же порожденных, но чуждых структур мышления и бытия, Маркс связывает решение проблемы осуществления политических прав и свобод человека с переосмыслением вопроса о соотношении гражданского общества и государства. Продолжая традицию немецкой классической философии и переворачивая Гегеля, Маркс рассматривает исторический прогресс уже не как «развитие понятия свободы», а как практическое движение и освобождение человечества. В работах 40-х гг. XIX в. Маркса и Энгельса обосновывается принципиальная возможность перехода человечества к новому свободному типу исторического развития.

Приоритет открытия и квалификации обсуждения законов поведения сложноразвивающихся социальных объектов «свободноволевого» типа принадлежит философии марксизма, которая осваивает диалектику истории как особую форму объективного процесса, вырабатывает такую картину социума, для которой идея социальной индивидуальной свободы также имманентна, как и идея развития. Идея освобождения человечества и коммунизм как социальная форма и воплощение — ведущие ценностные регуля- тивы западноевропейской философии — нашли теоретическое обоснование в марксистской программе.

Бесспорно и то, что идея классового конфликта и революционного изменения обстоятельств могла много объяснить в истории второй половины XIX — 1-й половины XX вв. Становление идей марксистской программы происходило в контексте культуры, в которой провозглашалось деятельностное отношение к миру, как к природному, так и к сакральному. Поэтому марксистская концепция классовой борьбы, социальной революции и диктатуры как способа решения социальных проблем возникла в контексте ценностей техногенной культуры. Вопрос состоит сегодня в том, насколько продуктивна идея насилия сейчас. Перед лицом глобальных опасностей человечество с необходимостью должно перейти к стратегии ненасилия, к необходимости диалога культур, наций, религий.

Читайте также:
Планшет не загружает программы

Особое место в марксистской программе социального развития занимает учение об общественно-экономических формациях, которое также в современных условиях переосмысливается, сопоставляется с концепцией цивилизационного развития. Особого внимания заслуживает рассмотрение различных версий неомарксизма (см. след, раздел).

Весьма привлекательной исследовательской программой является концепция социального действия М. Вебера (1864-1920). Свою концепцию Вебер называет «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и тем самым объясняет его причину. Понимание означает познание действия через его субъективно подразумеваемый и переживаемый смысл. Вместе с «субъективным смыслом» в социальном познании оказывается представленным все многообразие человеческой культуры: идеи, идеологии, мировоззрения, представления и т.п.

К основным категориям понимающей социологии относятся: поведение, действие и социальное действие.

Поведение — всеобщая категория деятельности. Оно считается действием тогда, когда действующий связывает с ним субъективный смысл. Вебер выделяет 4 типа социального действия: целерациональное — когда предметы внешнего мира и другие люди трактуются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей; ценностно-рациональное — определяется социальной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности; аффективное — определяется непосредственно чувствами, эмоциями; традиционное — побуждается усвоенной привычкой, традицией.

В соответствии с членением социальных действий выделяются 4 типа легитимного порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный, легальный.

По признанию Вебера, большое воздействие на него имели работы К. Маркса. Вебер относил идеи Маркса к числу тех, что определили горизонт социально-исторической мысли XX в. «Мир, в котором мы духовно существуем, — говорит он, — это мир, несущий идеи Ницше и Маркса». Назвать же Вебера последователем Маркса несправедливо. Построение нового социалистического типа общества, в корне отличного от капиталистического, Вебер считал невозможным. С этой точки зрения он оценивал Октябрьскую революцию.

Отрицая изначальную данность людям разума и сознания, Мид подчеркивал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет «символическое окружение».

Согласно Миду, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств — символов, к которым относятся жест и язык. Анализу «символического окружения» человека Мид придавал особое значение, поскольку оно оказывает решающее влияние на формирование сознания личности и человеческого «Я».

Существенное значение имеет ролевая концепция личности Мида. Многомерное поведение человека можно представить в виде определенного набора устойчивых шаблонов поведения — «ролей», которые человек играет в обществе. Анализ ролей человека дает основания для суждения не только о его поведении, но и о его личности, поскольку его внутренний импульс и нормативная противоречивость выражаются в любых поведенческих актах.

Следующая исследовательская программа — программа структурного функционализма. Структурно-функциональная теория (для краткости именуемая функциональный подход) — одно из наиболее важных и сложнейших направлений современной социологической мысли. Для него характерно сознательное стремление построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов социальной деятельности. Основателями данной программы являются Т. Парсонс и Р.К. Мертон.

Социальная система, с точки зрения Парсонса, предполагает наличие трех подсистем: личностная система (действующие акторы); система культуры (разделяемые ценности, которые обеспечивают преемственность и последовательность норм и предписанных им статусных ролей); физическое окружение, на которое общество должно ориентироваться.

Для того, чтобы выжить, каждая система должна соответствовать четырем требованиям: адаптация (к физическому окружению — экономика); достижение целей (средства организации ресурсов для достижения целей и получения удовлетворения — политика); интеграция (форма внутренней и внешней координации системы и пути ее соотнесения с существующими отличиями); поддержание образцов, латентность (средства достижения относительной стабильности — социализация).

Данная концепция известна под названием AGIL: адаптация — цель — интеграция — латентность. Все подсистемы связаны между собой средствами обмена, которые представляют собой: деньги (А), власть (G), влияние (I), латентность (L). Равновесие социальной системы зависит от этих сложных процессов обмена между разными подсистемами.

Одна из привлекательных исследовательских программ социального развития — это теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса (р. 1929). Центральным ядром концепции выступает проблема преодоления неадекватного (отчужденного) статуса общественности (как проявление общего кризиса европейской установки на вертикальную структуру субъект-объектного отношения).

Необходима смена «научно-технологической рациональности», субъект-объектной на новую, коммуникативную рациональность, субъект-субъектную.

Формирование каждой из перечисленных исследовательских программ было исторически детерминировано развитием социальной философии в целом, проблемным полем развивающейся культуры, выявляющим вновь открываемые срезы многоликой социальной реальности.

Темы для обсуждения Социальная философия: предмет, проблемное поле, динамика, функции. Специфика социального бытия: законы и случайность, свобода и творчество, традиции и нормы в общественной жизни. Динамика представлений об обществе: от мифологии к теоретически обоснованным системам философского знания.

Основные версии натуралистической программы (редукционизм, этноцентризм в интерпретации общества). Специфика культурно-исторической исследовательской программы. Психологические факторы в объяснении социальной жизни. Марксистское учение социального развития и современность. Концепция социального действия М. Вебера.

Структурно-функциональная программа в исследовании современного общества.

Литература Арон Р. Этапы социологической мысли / Р. Арон. М., 1993. Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995. Бхаскар Р. Общества / Р. Бхаскар. М., 1991. Духовное производство. Социально-философский аспект духовной деятельности.

М., 1981. Социальная философия: хрестоматия. М., 1994. Ч. 1-3.

Источник: uchebnikfree.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru