Программа в международном праве это

Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:

1) установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;

2) изменением или пересмотром устаревших норм;

3) разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;

4) закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Она появилась во второй половине прошлого века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций.

Чем отличается качественная образовательная программа

Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных Протокола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийским юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией международного права активно занимались уже упомянутые выше Ассоциация международного права и Институт международного права.

Несмотря на распространенную практику придания в исключительных случаях обязательной юридической силы актам конференций и совещаний, равно как и резолюциям международных организаций, в теории существует явное нежелание считать вышеуказанные акты источниками международного права.

В целом теоретики международного права считают перечень источников (международные конвенции, международные обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и, в качестве вспомогательных источников, судебные решения (прецеденты), а также доктринальные учения наиболее видных специалистов в области международного права), перечисленных в ст. 38 Статута Международного суда ООН, приблизительным и неисчерпывающим, но вполне пригодным для изучения и использования в международной практике.

Новостная программа «Арцах» — 06.07.2023г․

Источник: www.aup.ru

Международное право

Международное право

Международное право — это система права, совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения, существующей наряду с системой национального права.

Особенности международного права заключаются в следующем:

  1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.
  2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.
  3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).
  4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.
  5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права. Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты, присущие им как системам права, к примеру: европейское право.

Основными из них являются следующие:

  1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.
  2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

Существует множество теорий, касающихся природы соотношения внутригосударственного и международного права. Приведем некоторые из них.

Дуалистическая и монистическая теории

Оба эти направления исходят из того, что существует общая сфера, в которой международно-правовые и национально-правовые нормы могут действовать одновременно в отношении одного и того же предмета и проблема заключается в том, какое же право должно при этом превалировать.

Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным и внутригосударственным правом., которое, прежде всего, заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью.

Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Даже когда внутригосударственное право прямо предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо его части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права (Триппель, Струп, Оппенгейм).

Читайте также:
Как обрезать музыку в программе sound forge

Монизм представлен рядом юристов, теории которых существенным образом отличаются друг от друга. Так, в трудах английского ученого Лаутерпахта монизм принимает форму утверждения примата международного права даже во внутригосударственной сфере наряду с хорошо разработанной концепцией индивида как субъекта международного права. По этой теории внутригосударственному праву отводится весьма незначительная роль, международное же выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств», а следовательно, и национальных правовых систем в сфере юридической компетенции государств.

Сторонники теории координации (Фицморис, Руссо) оспаривают дуалистическую и монистическую концепции, предполагающие общую сферу деятельности как у международного, так и внутригосударственного права. По их мнению, международное право есть право координации, не предусматривающее автоматической отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.

Проведя сравнительный анализ систем международного права и внутригосударственного права, выявив особенности первой, можно сказать, что международное право – это особая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими субъектами и регулирующих отношения между государствами, нациями и народами, борющимися за свою независимость, международными организациями и государственно-подобными образованиями.

Система международного права представляет собой совокупность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов и норм международного права (договорных и обычных), институтов международного права. В различных сочетаниях вышеупомянутые элементы системы составляют отрасли международного права.

Ядром системы международного права являются основные принципы, представляющие собой основополагающие нормы международного права, нормы jus cogens, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой.

К ним относятся:

  1. запрещения применения силы и угрозы силой;
  2. мирного разрешения споров; нерушимости государственных границ;
  3. территориальной целостности государств;
  4. всеобщего и полного разоружения;
  5. уважения государственного суверенитета;
  6. невмешательства во внутренние дела государств;
  7. добросовестного выполнения международных обязательств;
  8. суверенного равенства государств;
  9. сотрудничества;
  10. равенства и самоопределения народов и наций;
  11. уважения прав и основных свобод человека;
  12. защиты окружающей среды;
  13. ответственности.

Основным элементом системы, «строительным материалом», являются нормы международного права, которые представляют собой правила поведения субъектов международного права, устанавливаемые и обеспечиваемые ими самими.

Классификацию международно-правовых норм можно провести по нескольким основаниям:

  • по юридической силе различают императивные и диспозитивные номы международного права.

Императивные нормы, или как их еще называют, нормы jus cogens, — это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Если международный договор противоречит императивным нормам международного права, то он юридически ничтожен.

Такое положение зафиксировано в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., которая гласит:

«Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права… Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

К императивным нормам международного права относят основные принципы международного права, специальные(отраслевые) принципы (например, принцип свободы открытого моря, принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными богатствами и ресурсами и т.д.) и некоторые другие нормы (например, нормы о дипломатических привилегиях и иммунитетах).

Диспозитивные — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Они являются обязательными, однако заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними и такое поведение будет правомерным, если не наносит ущерб интересам других государств.

— по кругу участников нормы международного права делятся на многосторонние и двусторонние. Так, например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г. содержит многосторонние нормы, а Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987г. – д в у с т о р о н н и е.

— по функциональной направленности нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.

Универсальные нормы связаны с общечеловеческими интересами и всегда многосторонни. Они должны быть приняты большинством государств. Универсальные нормы международного права содержаться в Уставе ООН 1945г., Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949г. и др.

Локальные нормы регулируют отношения, тесно связанные с интересами государств, создающих эти нормы. Это могут быть и два государства (например, Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ –2) 1993г.) и группа государств, как правило, одного географического региона (например, договоры, заключаемые государствами-участниками ЕС). Поэтому локальные нормы могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

Нормы международного права образуют институты и отрасли международного права, которые, в свою очередь, также являются элементами системы международного права.

Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием (например, право международных организаций, международное морское право, право международных договоров, право внешних сношений и т.д.).

Институт международного права представляет собой группу международно-правовых норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. Эти отношения, хотя и отличаются качественным своеобразием, тем не менее не могут получить статус правовой отрасли.

Институты делятся на отраслевые и межотраслевые.

К межотраслевым институтам относятся институты, значительная часть международных норм которых входит в состав двух или нескольких отраслей (например, институт международно-правовой ответственности, институт правопреемства).

Нормы отраслевого института складываются в пределах отдельных отраслей, охватывая те или иные их подразделения ( так, например, в международном морском праве можно выделить группы норм, регулирующих правовой режим территориального моря, экономической зоны, континентального шельфа, правовой режим открытого моря и т.д.).

Читайте также:
Программа для моно звука

В единое целое элементы системы международного права объединяет предмет и метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования в международном праве являются межгосударственные отношения, возникающие в той или иной сфере международной жизни. А методом правового регулирования является метод согласования воль государств и других субъектов международного права.

Источники международного права можно определить как формы, в которых существуют нормы международного права, т.е. как результат процесса создания таких норм.

В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Юридическое равенство государств в процессе создания норм международного права означает, что большинство государств не вправе создавать нормы, обязательные для меньшинства, и пытаться навязать их другим государствам.

Результатом согласования воль государств является международный договор и международный обычай.

Международный договор – это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права в политических, экономических или иных отношениях, заключенное, как правило в письменной форме и регулируемое международным правом.

Устные международные договоры на практике встречаются крайне редко и называются «джентельменскими соглашениями».

Международный договор может именоваться по-разному – соглашение, конвенция, пакт, акт, договор и т.д.

Международный договор состоит из преамбулы (определяет мотивы, цели договора), основной части (предмет договора, права и обязанности сторон, контрольный механизм) и заключительной части (порядок вступления договора в силу, срок его действия, порядок продления и т.д.). Договор может иметь приложения, конкретизирующие его основные положения и обладающие одинаковой юридической силой с текстом самого международного договора.

По числу участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние; по сфере действия – на универсальные, региональные и локальные; по вопросам присоединения – на открытые (к ним может присоединиться любое государство в порядке, предусмотренном в самом договоре) и закрытые (к такому договору можно присоединиться только с согласия его участников).

Международный обычай – доказательство всеобщей практики государств, признанной в качестве правовой нормы. Такое определение международного обычая дается в ст.38 Статута Международного Суда ООН.

Всеобщая практика является первым этапом создания обычно-правовых норм. Всеобщая практика не обязательно означает практику всех государств. Нередко государства по тем или иным причинам не могут иметь практики по некоторым вопросам (например, государства, не имеющие выхода к морю).

В результате первого этапа согласования воль государств образуется обыкновение, т.е. правило поведения, которому обычно следует государство, но которое еще не является правовой нормой. Обыкновение – это общая практика, которая не отражает правового обязательства (примером в данном случае могут служить морские церемониалы).

Для того, чтобы стать нормой международного права, обыкновение должно пройти второй, заключительный этап, состоящий в согласовании воль государств относительно признания обыкновения в качестве правовой нормы.

Обыкновение становится нормой международного права только после того, как два или более государств признали его в этом качестве. Таким образом, обыкновение признается нормой международного права путем согласования воль государств.

При формировании обычной нормы элемент времени (в отличие от формирования обыкновения) не играет существенной роли. Обычная норма может складываться в течение длительного времени, а может образовываться достаточно быстро.

Обычно-правовые нормы чаще всего встречаются в праве внешних сношений (главу правительства одного государства встречает глава правительства другого государства) и морском праве (торговое судно одного государства приветствует военное судно другого государства первым путем приспускания флага до половины флагштока).

На сегодняшний день государства все больше предпочитают договорный способ создания норм международного права, обладающего рядом преимуществ по сравнению с обычным:

  • договорный процесс идет быстрее;
  • согласование воль государств носит ярко выраженный характер;
  • договорный процесс дает возможность всем государствам участвовать в создании норм международного права, обсуждать затрагиваемые проблемы, сознательно, постепенно согласовывать позиции.

Список источников и литературы

  1. Международное право. Р.М. Валеев и Г.И. Курдюков.
  2. Европейское право. М.М. Бирюков.
  3. Международное право и правовая система Российской Федерации. Б.Л. Зимненко.
  4. Международная защита прав человека. А.А. Ковалев.

Источник: suvorov.legal

Международные программы содействия обеспечению прав отдельных категорий физических лиц

В рамках международных организаций могут приниматься специальные программы, направленные на улучшение положения отдельных категорий индивидов. Так, в 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила Генеральному секретарю изучить возможность введения и применения специального документа — Программы развития ООН для прогресса трудящихся женщин. Генеральный секретарь ООН главные цели этого документа изложил в специальном докладе об Объединенной долгосрочной программе в деле улучшения положения женщин. В 1968 г. состоялась Тегеранская конференция по правам человека, на которой в качестве первоочередных были отмечены такие направления этой Программы, как ратификация конвенций, касающихся прав женщин, создание национальных комиссий по положению женщин, продвижение женщин по вопросам доступа их к государственной службе; продвижение программ профессиональной ориентации, мер, обеспечивающих равенство мужчин и женщин в отношении экономических и социальных прав; поощрение образовательных программ для женщин. Указанная Программа имеет рекомендательный характер, однако способна влиять на политику государств — членов ООН в этом вопросе.

Ряд конкретных предложений по защите прав женщин был разработан и внесен в ЭКОСОС созданной им Комиссией по положению женщин. Например, в 1965 г. по предложению этой Комиссии ЭКОСОС принял резолюцию, в которой членам ООН рекомендовалось принять все возможные меры по обеспечению равенства мужчин и женщин в случае расторжения брака, признания его недействительным и раздельного жительства по постановлению суда. Комиссия провела ряд исследований по проблемам прав замужних женщин и одиноких матерей; родительских прав и обязанностей, опеки и попечительства.

Читайте также:
Программа установки не может найти системный диск

Другая программа в сфере прав человека связана с защитой прав ребенка. В 1990 г. под эгидой ООН состоялась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей. На этой встрече были приняты два важных документа: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой Декларации. План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей предусматривает, в частности, следующие направления деятельности государств: ратификация ими Конвенции о правах ребенка, действия по охране здоровья ребенка (борьба с детскими заболеваниями, борьба с заболеваниями детей СПИДом), обеспечение чистой водой и безопасной санитарией; обеспечение продовольствием и нормальным питанием; разработка мер по укреплению роли семьи; обеспечение базового образования и грамотности; защита детей во время вооруженных конфликтов, защита окружающей среды; борьба с бедностью; создание национальных программ для защиты детей. Всем правительствам рекомендуется создать национальные программы по выполнению Плана действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

На региональной конференции по рассмотрению вопросов беженцев, недобровольно перемещенных лиц, других форм недобровольных перемещений и возвращающихся лиц в странах СНГ и соответствующих соседних государств, состоявшейся в Женеве 30—31 мая 1996 г., была принята Программа действий. Участники конференции исходили из взаимосвязи между международной и региональной безопасностью и укреплением демократических институтов, а также защиты прав человека и основных свобод.

Эти подходы легли в основу Программы, в которой защита и поощрение прав человека рассматривались как первейшая и самая главная обязанность государств. В связи с этим предоставление убежища беженцам является мирным гуманным актом, который не должен рассматриваться никаким другим государством как недружественные действия. Программа опиралась на принцип, согласно которому государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность по признакам расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Программа также исходила из того, что лица, перемещенные внутри страны, имеют право на равноправное осуществление тех же прав, защиты и свобод, что и остальные граждане и лица, постоянно проживающие в данной стране.

Целью Программы являлось создание государственных миграционных институтов согласно принципам, определенным Программой. Первым таким шагом должна была явиться разработка политики в отношении недобровольных перемещений населения — в целях защиты его прав, а также борьба с незаконной миграцией, включая незаконную транзитную миграцию и незаконную переправку мигрантов через границу.

По сути, государственная политика должна строиться на принципах международной защиты беженцев. В конечном итоге она должна включать меры по устранению или смягчению причин, вызывающих передвижение беженцев, для того, чтобы создать условия для безопасного и добровольного их возвращения на родину.

С учетом этого Программа содержала перечень мер в сфере законодательства, административной юрисдикции, оперативных действий, направленных на реализацию поставленных странами СНГ целей. В частности, в ней указывалось на необходимость принять или пересмотреть законодательство с тем, чтобы все мигранты были защищены от произвольного выдворения.

Тем более это касается коллективного выдворения, недопустимого в соответствии с международным правом. Программа рекомендовала установить посредством внутреннего законодательства в области иммиграции условия въезда, выезда и пребывания в стране иностранцев, а также их права и обязанности.

В административной сфере Программа исходила, в частности, из необходимости создания или укрепления надлежащих административных структур по регулированию миграции. В ней предлагалось создать на государственном уровне правительственное ведомство высокого уровня по вопросам миграции. Оно могло бы заниматься выработкой политики и координацией тех правительственных органов, которые занимаются этими вопросами. Отделения данного ведомства можно было бы создать на местном уровне и на границах. Необходимо также четко определить функции всех органов, занимающихся вопросами миграционной политики и программ в области миграции.

Существенное внимание уделялось в Программе оперативным вопросам. Они в первую очередь касались оказания помощи, включая срочную и чрезвычайную, различным группам пострадавшего населения: беженцам; лицам, находящимся в ситуации, сходной с ситуацией беженцев; лицам, перемещенным внутри страны; недобровольно переселяющимся лицам и экологическим мигрантам, а также принимающим общинам. Указанные лица должны, как минимум, пользоваться международно признанными гражданскими правами и получать всю необходимую помощь, связанную с обеспечением поддержания жизни, т. е. обеспечением продовольствием, водой, жильем, основными санитарными и медицинскими услугами, и рассматриваться в качестве субъектов права, получая свободный доступ к судам и компетентным административным властям. Должны разрабатываться программы по оказанию помощи, разработка и реализация которых осуществляется странами СНГ в сотрудничестве с международным сообществом, где ключевую роль могли бы играть неправительственные организации. Международные и неправительственные организации должны иметь беспрепятственный доступ к различным группам пострадавшего населения.

Программа действий включала также меры по развитию сотрудничества между странами СНГ в области миграции и связанных с ней вопросов. Оно могло бы оказаться полезным, например, при решении проблем желающих вернуться на свою родину лиц, которые ранее принадлежали к депортированным народам, в деле защиты прав мигрантов и особенно их прав собственности, при решении вопросов предотвращения незаконной миграции.

Программа действий — обстоятельно разработанный документ, который с учетом масштабности передвижений населения в странах СНГ был сориентирован на сотрудничество этих стран с УВКБ, МОМ и ОБСЕ.

Источник: studref.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru