тип методологического проекта, исходящий из прогноза затруднений в решении методологических задач и предполагающий механизм сведения проблемных ситуаций к задаче.
Найдено научных статей по теме — 15
Контекстуализм как методологическая программа
Касавин И. Т.
Философско-методологическая исследовательская программа И. Ньютона
Баксанский Олег Евгеньевич, Коржуев Андрей Вячеславович
Предпринята попытка рассмотреть научную революцию в физике XVII столетия в контексте идей, выдвинутых и обоснованных в книге американского философа Т. Куна «Структура научных революций».
Функционализм: методологическая программа или философская парадигма?
Методологическая программа обоснования социогуманитарного знания А. Шюца
Иванова Анна Сергеевна
Статья посвящена рассмотрению вклада А. Шюца в методологию социального познания. Показано, что, наследуя принципы феноменологической философии Э.
Плюрализм методологических программ в социологии отклоняющегося поведения
Стригуненко Юлия Владимировна
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ || Магистерская программа по философии
Статья посвящена анализу основных методологических программ в социологии отклоняющегося поведения. Показаны особенности изучения девиантного поведения с точки зрения каждого методологического подхода.
Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация
Митина Ольга Валентиновна, Евдокименко Александр Сергеевич
Изложена систематизация представлений о методологических принципах анализа текста и программной реализации уже разработанных методик.
Нейролингвистическое программирование: философско-методологические аспекты
Братухина М. В., Киселёва Д. С.
«Экология науки»—методологическая исследовательская программа изучения науки
Н. П. Суханова
Методологические подходы к проектированию образовательной программы магистратуры
Клименко Татьяна Константиновна
К настоящему времени в вузах России накоплен определённый опыт реализациипрограмм подготовки магистров, который позволяет оценить степень успешности, эффективности и привлекательности магистратуры как образовательного института в
Мировоззренческая программа, методологическая программа и развитие эпистемологии
Коськов С. Н.
В данной статье выделяется мировоззренческая программа как новая теоретикопознавательная единица, как новое философское понятие наряду с уже сложившимся теоретико-познавательным понятием – методологическая программа.
Теоретико-методологические предпосылки проектирования сетевых образовательных программ
Крикунов Константин Николаевич
Рассмотрены теоретико-методологические предпосылки проектирования и реализации сетевых образовательных программ профессионального образования как средства решения некоторых проблем в системе подготовки кадров в Российской Федераци
Иоганн Христоф Штурм: эклектизм как философская идеология и методологическая программа
Секундант С.Г.
Рассматривается философская идеология эклектицизма Нового времени, в частно сти в том виде, как он был сформулирован И.Х. Штурмом, и оценивается его вклад в развитие философской и научной мысли.
А 3.18 Основные исследовательские программы соц-гуманитарных наук — Философия науки для аспирантов
К проблеме интеграции методологических программ в исследовании цивилизационной динамики
Дорогенский Андрей Вячеславович
Утверждается, что создание операциональной модели развития цивилизационных систем требует серьезного научного, гносеологического и социально-философского обоснования возможности и направлений интеграции моделей макроисторического
Программы курсов повышения квалификации: особенности реализации методологических подходов
Найбауэр Альбина Валентиновна
В статье представлен краткий анализ методологических подходов при построении содержания программ курсов повышения квалификации для педагогов дошкольного образования.
Программа эмпирического конструктивизма Б. Ван Фраассена: философско-методологический анализ
Середкина Елена Владимировна, Соколова Ольга Олеговна, Семенов Никита Викторович, Мащенко Александра Владимировна
Дан анализ программы конструктивного эмпиризма Б. ван Фраассена, которая представляет собой попытку реабилитировать научный антиреализм в современной эпистемологии.
Источник: didacts.ru
Позитивистская программа в философии науки. Что имеет смысл? (По Карнап Р. Эмпиризм, семантика, онтология.)
Если кто-либо хочет говорить на своем языке о новом виде объектов, он должен ввести систему новых способов речи, подчиненную новым правилам; мы назовем эту процедуру построением языкового каркаса для рассматриваемых новых объектов. А теперь мы должны различить два вида вопросов о существовании: первый — вопросы о существовании определенных объектов нового вида в данном каркасе; мы называем их внутренними вопросами; и второй — вопросы, касающиеся существования или реальности системы объектов в целом, называемые внешними вопросами. Принять мир вещей значит лишь принять определенную форму языка, другими словами, принять правила образования предложений и проверки, принятия или отвержения их. Внутренние вопросы осмысленны, а внешние не несут познавательной нагрузки, если сформулированы в терминах существования. Можно сформулировать внешний вопрос так: «Является ли наш опыт таким, что употребление рассматриваемых языковых форм будет целесообразным и плодотворным?»
Позитивистская программа в философии науки. Что реально? (По Шлик М. Позитивизм и реализм.)
Если считать позитивистским всякое воззрение, отвергающее возможность метафизики, необходимо дать четкое определение метафизики. Метафизика в данном случае понимается как утверждение о существовании реального мира, реальности самой по себе, которую мы косвенно воспринимаем в виде явлений. Такое утверждение позитивисты считают не истинным или ложным, а бессмысленным. Высказывание по их мнению обладает смыслом тогда, когда оно вносит какое-то проверяемое (принципиально) различие в зависимости от своей истинности или ложности (принцип верифицируемости)
С помощью философского анализа мы не можем сказать, реально что-то или нет, мы можем лишь выяснить, что значит наше утверждение о том, что нечто реально. Вопрос реальности и нереальности решается посредством опыта.
Позитивистская программа в философии науки. Что представляет собой научное объяснение? (По Китчер Ф. Объяснительная унификация и каузальная структура мира.)
Постпозитивистская программа в философии науки. Является ли развитие науки дарвинистским процессом? (По Поппер К. Р. Эволюционная эпистемология.)
Эволюционная эпистемология рассматривает познание как продукт биологической эволюции, а именно — дарвиновской эволюции путем естественного отбора. Основными проблемами эволюционной эпистемологии Поппер считает следующие: эволюция человеческого языка и роль, которую он играл и продолжает играть в росте человеческого знания.
Тезисы эволюционной эпистемологии:
1) Специфически человеческая способность познавать, как и способность производить научное знание, являются результатами естественного отбора. Они тесно связаны с эволюцией специфически человеческого языка.
2) Эволюция научного знания представляет собой в основном эволюцию в направлении построения все лучших и лучших теорий.
Эволюцию теорий мы можем суммарно изобразить следующей схемой:
Проблема (P1) порождает попытки решить ее с помощью пробных теорий (tentative theories) (ТТ). Эти теории подвергаются критическому процессу устранения ошибок (error elimination) ЕЕ. Выявленные нами ошибки порождают новые проблемы Р2.
Главная разница между амебой и Эйнштейном не в способности производить пробные теории ТТ, а в ЕЕ, то есть в способе устранения ошибок. Амеба не осознает процесса устранения ошибок. Основные ошибки амебы устраняются путем устранения амебы: это и есть естественный отбор.
3) Ученому-человеку, такому как Эйнштейн, позволяет идти дальше амебы владение тем, что я называю специфически человеческим языком.
В то время как теории, вырабатываемые амебой, составляют часть ее организма, Эйнштейн мог формулировать свои теории на языке; в случае надобности — на письменном языке. Таким путем он смог вывести свои теории из своего организма.
«Бадейные теории познания» — обсервационизм, обоснование суждений через данное в опыте. Поппер предполагает существования априорного знания, являющегося продуктом эволюции. Считает бадейные теории познания несостоятельными, так как субъект познания в них пассивен. Кроме того, такая теория предполагает логическую первичность органов чувств над наблюдениями и их обобщениями, в то время как по Попперу они являются развнозначными продуктами эволюции.
Эволюция языка
Человеческий язык, помимо экспрессивной и сигнальной, несет дескриптивную (репрезентативную) функцию — способен описывать возможные или действительные положения дел. Именно эта особенность, являющаяся продуктом эволюции, и определяет способность рассматривать теории как объект и делает науку возможной.
Постпозитивистская программа в философии науки. Следует ли отделить науку от государства? (По Фейрабенд П. Против метода.)
Теории в науке следует принимать контриндуктивным методом – искать такие теории, которые не согласуются с общепринятыми. В противном случае развитие замедляется так как новые идеи отвергаются только из-за невозможности встроить их в устаревшую космологию. Методология науки почти так же догматична, как религиозные доктрины.
Таким образом, наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки. Это одна из многих форм мышления, разработанных людьми, и не обязательно самая лучшая. Она ослепляет только тех, кто уже принял решение в пользу определенной идеологии или вообще не задумывается о преимуществах и ограничениях науки. Поскольку принятие или непринятие той или иной идеологии следует предоставлять самому индивиду, постольку отсюда следует, что отделение государства от церкви должно быть дополнено отделением государства от науки – этого наиболее современного, наиболее агрессивного и наиболее догматического религиозного института.
Отличия науки от мифа
Центральные идеи мифа считаются священными, почти никогда не встречается признание в том, что чего-то не знают, события, которые бросают серьезный вызов признанной классификации, наталкиваются на табу. Для науки же считается характерным существенный скептицизм, открытость деятельности, плюрализм идей. Все нарушающее обоснованную научную категориальную систему не ужасает, не изолируется и не отбрасывается.
Фейерабенд считает, что хотя отдельные ученые могут действовать описанным выше образом, подавляющее большинство ведет себя совершенно иначе. Скептицизм сводится к минимуму; он направлен против мнений противников и против незначительных разработок собственных основных идей, однако никогда – против самих фундаментальных идей, нападки на которые также являются табу. Более того, он считает, что без твердокаменного догматизма наука вовсе невозможна.
В отличие от религии, научный взгляд на мир повсеместно насаждается. Например, родители вольны отказаться от религиозного образования ребенка, но физику изучать нужно. Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом и единственно приемлемыми результатами, представляет собой идеологию и должна быть отделена от государства, и в частности от процесса обучения
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 196.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.
Источник: stydopedya.ru
Программа философии. Комментарий к одному тексту Ж.Деррида.
Download Free PDF View PDF
Apophatic rationality and its transformation in modern Western philosophy.
Thesis for the degree of Doctor of Philosophy
Download Free PDF View PDF
В монографии рассматриваются процедуры конституирования реальности в сфере Метафизики. Работа мысли происходит в базовых слоях онтики, проясняя процедуры понимания и функционирование философского знания.
Download Free PDF View PDF
Download Free PDF View PDF
Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. — 196 с. ISBN 978-5-7924-0620-9
Download Free PDF View PDF
Download Free PDF View PDF
Download Free PDF View PDF
Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. 268 с. Уже на протяжении двух столетий не затихают дискуссии о преодолении ме-тафизики. Что же вызывает такое неприятие в метафизике и можно ли сказать, что критике удалось развеять метафизические иллюзии? Для ответа на эти и другие вопросы в монографии рассматривается история самоопределения метафизики, серия попыток ее преодоления, проблематизируется понятие постметафизического мышления и рассматриваются изменения философского ландшафта под влиянием постметафизических стратегий мышления.
Download Free PDF View PDF
Download Free PDF View PDF
Источник: www.academia.edu