Программа в балете как называется

ЛИБРЕТТО — ЛИБРЕТТО, нескл., ср. (итал. libretto) (театр.). 1. Словесный текст большого музыкально вокального произведения, преим. оперы. || Краткое изложение (обычно помещаемое в театральной программе) сюжета исполняемой оперы, пьесы (разг.). 2. Сюжетный… … Толковый словарь Ушакова

либретто — изложение, план Словарь русских синонимов. либретто сущ., кол во синонимов: 3 • изложение (41) • план … Словарь синонимов

либретто — либретто. Произносится [либрэтто] и [либретто] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ЛИБРЕТТО — (итал. libretto букв. книжечка), 1) литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Первоначально публиковался в виде отдельной книжечки (отсюда название).2) Литературный сценарий балета, пантомимы.3) Изложение содержания оперы, балета.4)… … Большой Энциклопедический словарь

ЛИБРЕТТО — ЛИБРЕТТО, нескл., ср. 1. Словесный текст театрализованного музыкально вокального произведения. Л. оперы. 2. Краткое изложение содержания пьесы, оперы, балета. 3. План сценария (спец.). Толковый словарь Ожегова.

Ольга Угарова «Как смотреть балет: инструкция»

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

Либретто — (ит. libretto, букв. – книжечка) 1) литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Обычно пишется стихами; 2) литературный сценарий балета, пантомимы; 3) изложение содержания оперы, балета, драмы в театральной программе или отдельной книжечке … Энциклопедия культурологии

Что такое либретто

В таких жанрах, как опера, оперетта, мюзикл помимо непосредственно музыкальной стороны немаловажную роль играет текст.

Здесь на первый план выходит либретто. Что это такое – узнаем подробнее.

Либретто — это.

В классическом историко-литературном понимании либретто – это литературно-драматический жанр, который представляет собой переложение ранее написанного или специально сочинённого произведения художественной литературы на музыку.

Это своеобразная адаптация текста к законам каждого конкретного крупного вокального или танцевального жанра.

По внешнему виду они напоминали современные брошюры и служили для ознакомления публики с сюжетом музыкального произведения, действующими лицами, исполнителями.

Знаменитые либреттисты

Первые либретто были оперными. Они появились в конце 17 столетия в театрах Италии, а затем и других стран Европы.

К сочинению либретто привлекались известные поэты, так как тексты, которым предстояло лечь на музыкальную основу, должны были быть стихотворными. В речитативах фрагменты прозы и поэзии искусно сочетались, но большая часть текста писалась строго определённым стихотворным размером, который соответствовал ритму, заданному композитором.

От либреттиста требовалось наличие музыкального слуха и большого технического мастерства: объёмные вокальные произведения должны были легко заучиваться исполнителями и хорошо восприниматься слушателями.

«Азбука балета»| Выпуск 1| arabesque

Следует назвать несколько имён выдающихся либреттистов своего времени:

Либретто в русской культуре

В России над данным жанром также трудились не худшие сочинители. Обычно основой крупных музыкальных творений становились произведения, имеющие всенародное значение.

Подготовить текстовую основу для всех четырёх опер помог композитору поэт В.И.Бельский.

Иногда композиторы самостоятельно писали тексты либретто, никому не доверяя этого ответственного дела.

Заключение

Одним словом, знакомство с историей жанра и примерами из истории искусства очень увлекательно. Изучением либретто занимается отдельная наука – либреттология.

Что такое либретто

  • Что такое либретто
  • Как написать мюзикл
  • Как написать либретто
  • На какие части делится спектакль в опере

Значение термина

Причина этого в значительной степени выглядит очевидной: так, балетные произведения в основной своей массе поставлены так, чтобы зритель, наблюдающий действо из зала, мог по движениям актеров понять, о чем идет речь в спектакле. Опера — иное дело. Значительная часть произведений, исполняемых сегодня на лучших мировых сценах, — это образцы так называемой оперной классики, к которой относят оперы, написанные несколько столетий назад в Италии, Франции или Испании. При этом исполняются такие произведения обыкновенно на языке оригинала, поэтому непосвященному человеку, который не знаком с сюжетом, положенным в основу оперы, может быть трудно понять, о чем именно идет речь.

Примеры

В таких жанрах, как опера, оперетта, мюзикл помимо непосредственно музыкальной стороны немаловажную роль играет текст.

Либретто

Здесь на первый план выходит либретто. Что это такое – узнаем подробнее.

Либретто — это.

В классическом историко-литературном понимании либретто – это литературно-драматический жанр, который представляет собой переложение ранее написанного или специально сочинённого произведения художественной литературы на музыку.

Это своеобразная адаптация текста к законам каждого конкретного крупного вокального или танцевального жанра.

Что такое либретто

По внешнему виду они напоминали современные брошюры и служили для ознакомления публики с сюжетом музыкального произведения, действующими лицами, исполнителями.

Знаменитые либреттисты

Первые либретто были оперными. Они появились в конце 17 столетия в театрах Италии, а затем и других стран Европы.

К сочинению либретто привлекались известные поэты, так как тексты, которым предстояло лечь на музыкальную основу, должны были быть стихотворными. В речитативах фрагменты прозы и поэзии искусно сочетались, но большая часть текста писалась строго определённым стихотворным размером, который соответствовал ритму, заданному композитором.

Читайте также:
Программа радуга задачи по обучению грамоте

Либретто

От либреттиста требовалось наличие музыкального слуха и большого технического мастерства: объёмные вокальные произведения должны были легко заучиваться исполнителями и хорошо восприниматься слушателями.

Следует назвать несколько имён выдающихся либреттистов своего времени:

Либретто в русской культуре

В России над данным жанром также трудились не худшие сочинители. Обычно основой крупных музыкальных творений становились произведения, имеющие всенародное значение.

Либбретист

Подготовить текстовую основу для всех четырёх опер помог композитору поэт В.И.Бельский.

Иногда композиторы самостоятельно писали тексты либретто, никому не доверяя этого ответственного дела.

Заключение

Одним словом, знакомство с историей жанра и примерами из истории искусства очень увлекательно. Изучением либретто занимается отдельная наука – либреттология.

Эта статья относится к рубрикам:

Либретто — это способ существенно расширить восприятие того или иного произведения, рассмотреть его с другой стороны. Главное, чтоб для этого выбирались достойные сюжеты, а не плодились бессмысленные истории.

(ит.) — книжка, заключающая в себе текст большого вокального сочинения, светского или духовного, напр. оперы, оперетты, оратории, кантаты. Текст Л. пишется в стихах, преимущественно рифмованных. Для речитативов употребляется иногда проза.

Самый текст тоже называется Л. Сюжетами для Л. служат большею частью литературные произведения, переделываемые сообразно музыкальным требованиям. Иногда Л. — самостоятельный труд либреттиста или автора оперы, напр. Вагнера, А. Н. Серова («Юдифь»). К Л. прилагаются иногда ноты с целью дать главные руководящие мелодии сочинения или лучшие его места.

Часто Л. лишь вкратце поясняет действие, происходящее на сцене, без воспроизведения слов арий, речитативов и т. п. См. Вс. Чешихин, «Краткие либретто» (Рига, 1893). Небольшими книжечками изданы Я. Волковым, с краткими биографиями композиторов, «Сокращенные Л. опер» (около 70), «Краткие Л. оперетт и комических опер» (около 40) и несколько «Программ балетов» (в балетах программы соответствуют Л.).

словесный текст музыкально-драматического произведения — оперы, оперетты, в прошлом и кантаты, оратории, литературный сценарий балетного спектакля, а также краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета. Название связано с тем, что оперные Л. с конца 17 в. часто выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек.

Л. представляет собой литературно-драматическую основу оперы. Вплоть до середины 18 в. в композиции Л. господствовала определённая схема, обусловленная однотипностью музыкально-драматических задач. Поэтому одно и то же удачное Л. нередко многократно использовалось различными композиторами. Позднее Л., как правило, создаются либреттистом в тесном контакте с композитором, порой при его непосредственном участии, что обеспечивает более полное единство действия, слова и музыки.Начиная с 19 в. некоторые выдающиеся композиторы, обладавшие литературно-драматическим дарованием, создавали Л. своих опер самостоятельно (Г. Берлиоз, Р. Вагнер, А. Бойто, М. П. Мусоргский, в 20 в. — С. С. Прокофьев, К. Орф и др.).

Типы Л., их особенности очень многообразны как по содержанию, так и в смысле общего построения, применения стихотворного и прозаического текста, наличия или отсутствия подразделения текста на номера и т. п. История Л. неразрывно связана с историей самой оперы во всех её жанровых и национальных разновидностях. Каждому исторически конкретному типу оперы отвечает свой тип Л.

ЛИБРЕТТО, нескл., ср. 1. Словесный текст театрализованногомузыкально-вокального произведения. Л. оперы. 2. Краткое изложениесодержания пьесы, оперы, балета. 3. План сценария (спец.).

либретто ср. нескл. 1) Текст театрализованного музыкально-вокального произведения (оперы, оперетты, кантаты и оратории). 2) Сценарий балета, пантомимы и т.п. 3) Краткое изложение содержания оперы, балета и т.п. (обычно помещаемое в театральной программе). 4) Сюжетный план или схема сценария кинофильма.

либретто
с. нескл.
libretto (pl. libretti)

либретто изложение, план Словарь русских синонимов. либретто сущ., кол-во синонимов: 3 • изложение (41) • план (67) • сценарий (9) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: изложение, план, сценарий

Либретто (ит.) — книжка, заключающая в себе текст большого вокального сочинения, светского или духовного, например оперы, оперетты, оратории, кантаты. Текст Л. пишется в стихах, преимущественно рифмованных. Для речитативов употребляется иногда проза.

Самый текст тоже называется Л. Сюжетами для Л. служат большею частью литературные произведения, переделываемые сообразно музыкальным требованиям. Иногда Л. — самостоятельный труд либреттиста или автора оперы, напр. Вагнера, А. Н. Серова («Юдифь»). К Л. прилагаются иногда ноты с целью дать главные руководящие мелодии сочинения или лучшие его места.

Часто Л. лишь вкратце поясняет действие, происходящее на сцене, без воспроизведения слов арий, речитативов и т. п. См. Вс. Чешихин, «Краткие либретто » (Рига, 1893). Небольшими книжечками изданы Я. Волковым, с краткими биографиями композиторов, «Сокращенные Л. опер» (около 70), «Краткие Л. оперетт и комических опер» (около 40) и несколько «Программ балетов» (в балетах программы соответствуют Л.).

(от итал. libretto – книжечка), литературный сценарий балета, оперы или оперетты, текст оперы или оперетты или краткое изложение их содержания. Либретто возникло в кон. 17 в. в опере и первоначально выдавалось всем посетителям театра в виде небольших книжечек, откуда и происходит его название.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

С. Кржижановский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

Читайте также:
Как писать программу на lisp

Либретто

Либретто это текст, который представляет собой литературно-драматическую основу большого вокально-музыкального произведения (опера, оперетта, оратория, кантата, мюзикл); литературная форма сценария, краткий обзор балетного или оперного спектакля.

Происхождение термина

Буклеты либретто

Оперное либретто

Оперное либретто

Оперное либретто возникло в Италии и Франции в XVII в., во времена развития музыкально-драматических жанров, и представляло собой стихотворный текст, хотя театральные речитативы часто сочетали поэзию с прозой. Либретто изначально писали известные поэты. Составитель либретто назывался либреттистом. Оперные либретто не только способствовали развитию европейской музыкальной драмы, но и образовали новый литературный жанр.

Известные либреттисты

Пьетро Метастазио

Наиболее известный либреттист XVIII века – итальянский драматург Пьетро Метастазио, чьи либретто были положены на музыку многими композиторами, среди которых – А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, А. Сальери и др.; а также неоднократно использовались в театральных постановках. Драмы П. Метастазио независимо от музыки имели самостоятельную ценность и вошли в классическую итальянскую литературу.

Пример либретто

Другой ведущий либреттист XVIII века – Лоренцо да Понте – является автором 28 либретто к музыкальным сочинениям, в том числе операм В. А. Моцарта и А. Сальери. Французский драматург Эжен Скриб – один из самых плодовитых либреттистов XIX века – создавал тексты для музыкальных произведений Дж. Мейербера, Д. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Россини и Дж. Верди.

Либреттисты-композиторы

Сотрудничество либреттистов с композиторами

Отношения между некоторыми либреттистами и композиторами характеризовались продолжительным сотрудничеством, например: длительное партнерство либреттиста Л. Да Понте и композитора В. А. Моцарта, Э. Скриба и Дж. Мейербера, А. Бойто и Дж. Верди, В. И. Бельского и Н. А. Римского-Корсакова. Либретто для П. И. Чайковского писал его брат, драматург М. И. Чайковский.

Источники сюжетов либретто

Оригинальные либретто

Статус либреттистов

Либреттисты зачастую получали меньше признания, чем композиторы. В конце XVIII века имя либреттиста редко указывалось, как упоминал Лоренцо да Понте в своих мемуарах.

Либретто и синопсис

Сокращенной формой, или сжатым изложением, либретто считается синопсис. Вместе с тем, либретто отличается от синопсиса или сценария, поскольку либретто содержит театральные действия, слова и ремарки, синопсис же обобщает сюжет.

Современное значение

Слово либретто произошло от итальянского libretto, что в переводе означает книжечка.

  • Что такое пастила кратко
  • Какое влияние оказывает чрезвычайные ситуации природного техногенного и социального характера кратко
  • Проекты для детского сада по православию
  • Пояснительная записка к годовому плану педагога психолога в школе
  • Какие планеты земной группы имеют естественные спутники ответ кратко

Источник: obrazovanie-gid.ru

Краткий пересказ балета на листочке бумаги, 8 букв — сканворды и кроссворды

Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Краткий пересказ балета на листочке бумаги», 8 букв (первая — л, последняя — о):

л и б р е т т о

(ЛИБРЕТТО) 0 0

Другие определения (вопросы) к слову «либретто» (68)

Значение слова

ЛИБРЕ́ТТО, нескл., ср.

1. Словесный текст большого музыкально-вокального произведения (оперы, оперетты, оратории).

2. Краткое изложение содержания оперы, балета и т. п. (обычно помещаемое в театральной программе).

Либре́тто (из итал. libretto «книжечка») — текст музыкально-сценического произведения, например, оперы, балета, оперетты и т. п.

Изучение либретто и вообще вербального элемента в синтетическом или синкретическом словесно-музыкальном произведении стало развиваться начиная с 1970-80-х годов и получило название либреттологии.

Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных. Для речитативов возможно употребление прозы. Сюжетами для либретто служат, в основном, литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям. Реже либретто представляет собой совершенно оригинальное сочинение. Как замечает Х. С. Линденбергер, если считать показателем самобытности либретто его способность существовать автономно от написанной на его основе музыки, то этот тест выдерживает разве что либретто Гуго фон Гофмансталя к опере Рихарда Штрауса «Кавалер розы», имеющее собственную постановочную судьбу.

Известны примеры значительного вклада авторов либретто в создание выдающихся произведений, служивших развитию жанра; например, деятельность Лоренцо да Понте. Творчество другого автора — Раньери да Кальцабиджи проявилось в оперной реформе Кристофа Виллибальда Глюка.

В опере часто вме­сто ре­чи­та­ти­Wow использовали про­за­ичные раз­го­вор­ные диа­ло­ги; это заметно в немецком зин­г­шпи­ле, английской бал­лад­ной опе­ре, французской и русской ко­мических опе­рах XVIII века, опе­рет­те.

В издания либретто иногда включаются ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие его места. Краткий пересказ либретто называется синопсис.

Од­но и то же либретто в слу­чае удач­ной по­станов­ки мно­го­крат­но ис­поль­зо­ва­лось ком­по­зи­то­ра­ми Ита­лии и Фран­ции XVII–XVIII веков; так например опе­ры на либретто Филиппа Ки­но соз­да­ва­лись вплоть до начала XIX века. Сочинения Апосто Дзе­но и Пьеро Ме­та­ста­зио пользовались популярностью до конца XVIII века; на основе либретто этих авторов были написаны несколько опер и ора­то­рий.

Примерно с середины XVIII века либретто перестает быть самостоятельным произведением; теперь они, как пра­ви­ло, соз­да­ют­ся либ­рет­ти­стом в тес­ном кон­так­те с ком­по­зи­то­ром.

Примеры сотрудничества написания подобных либретто (либреттист и композитор):

  • Р. Каль­ца­бид­жи и К. В. Глю­к
  • Л. Да Пон­те и В. А. Мо­цар­т
  • А. Бой­то и Дж. Вер­ди
  • В. И. Бель­ский и Н. А. Рим­ский-Кор­са­ко­в.

Начиная с XIX века, ком­по­зи­то­ры, об­ла­дав­шие литературно-дра­ма­тическим да­ро­ва­ни­ем, стали со­чи­нять либретто сво­их опер са­мо­стоя­тель­но, не при­бе­гая к по­мо­щи либ­рет­ти­ста, ли­бо ис­поль­зуя такую помощь час­тич­но. Собственные либретто создавали Р. Ваг­нер, Г. Бер­ли­оз, А. Бой­то, А. П. Бо­ро­дин, М. П. Му­сорг­ский, А. Н. Серов; в XX веке — С. С. Про­кофь­ев, Р. К. Щед­рин, К. Орф, Дж. Ф. Ма­липь­е­ро, Дж. К. Ме­нот­ти и другие.

Читайте также:
Аудисон бит тен программа для настройки

По мнению Патрика Смита творчество Рихарда Вагнера представляет собой наивысшее достижение в области создания либретто композитором.

Основой для создания сю­же­тов либретто нередко яв­ля­ют­ся ми­фо­ло­гия, народные ле­ген­ды, бы­ли­ны, сказ­ки, ху­дожественная литература — по­эмы, ро­ма­ны, но­вел­лы, дра­мы и другие. Иногда встре­ча­ют­ся произведения не имею­щие культурно-литературного про­об­ра­за, например либретто опе­ры «Хо­ван­щи­на» М. П. Му­сорг­ско­го, соз­дан­ное са­мим ком­по­зи­то­ром.

При создании либретто часто за­им­ст­ву­ет­ся толь­ко сю­жет литературного произведения; в других же слу­ча­ях ис­поль­зу­ет­ся его об­щая ком­по­зи­ция, от­час­ти и текст В либретто также может сильно изме­няться са­ма кон­цеп­ция исходной литературной основы; таким примером является переработка пуш­кин­ской «Пи­ко­вой да­мы» в либретто М. И. Чай­ков­ско­го.

В конце XIX — начале XX веков ис­поль­зо­ва­ния дра­ма­тических про­из­ве­де­ний в создании либретто пол­но­стью или с незначительными со­краще­ни­ем и до­пол­не­ни­ем оригинального тек­ста были редки; это «Ка­мен­ный гость» А. С. Дар­го­мыж­ско­го, «Мо­царт и Салье­ри» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «Ску­пой ры­царь» С. В. Рах­ма­ни­но­ва по А. С. Пуш­ки­ну, «Пел­ле­ас и Ме­ли­зан­да» К. Де­бюс­си по М. Ме­тер­лин­ку, «Са­ло­мея» Р. Штрау­са по О. Уай­ль­ду и другие.

В современной опе­ре режиссеры вновь обращаются к литературной основе и про­за­ическим либретто; например, экс­пе­ри­мен­таль­ная постановка оперы «Же­нить­ба» Му­сорг­ско­го на не­из­ме­нён­ный текст Н. В. Го­го­ля.

Развитие и метаморфозы либретто ­свя­за­ны с ис­то­ри­ей опе­ры во всех её жан­ро­вых и национальных раз­но­вид­но­стях. Ка­ж­до­му ис­то­ри­че­ски кон­крет­но­му ти­пу опе­ры — итальянской опе­ре-се­риа и опе­ре-буф­фа, французской боль­шой и ко­мической опе­ре, зин­гш­пи­лю, русской ис­то­рической и ска­зоч­ной опе­ре, опе­ре-бы­ли­не и другим — от­ве­ча­ет свой тип либретто.

Основная про­блема при соз­дании либретто — со­че­та­ние ес­тественного раз­ви­тия со­бы­тий и ха­рак­те­ров с за­ко­но­мер­но­стя­ми музыкальной ком­по­зи­ции, а именно: че­ре­до­ва­ни­ем во­каль­ных, хо­рео­гра­фических и сим­фо­нических эпи­зо­дов, сме­ной тем­пов и ди­на­ми­ки, за­кон­чен­но­стью не­ко­то­рых опер­ных форм, таких как арии, мо­но­ло­ги, ан­самб­ли и осо­бы­ми тре­бо­ва­ния­ми к тек­сту, это — ла­ко­низм, удо­бо­про­из­но­си­мость, од­но­временное со­че­та­ние различных тек­стов в ан­самб­лях и т. д.. Проблема ис­пол­не­ния опе­ры на род­ном язы­ке опер­ной труп­пы исходит из эк­ви­рит­ми­че­ско­го пе­ре­во­да либретто, со­пря­жён­но­го с не­из­беж­ны­ми по­те­ря­ми.

Известные авторы

П. Ме­та­ста­зио, К. Голь­до­ни, П. Бо­мар­ше, А. П. Су­ма­ро­ков, Я. Б. Княж­нин, И. А. Кры­лов

Э. Скриб, В. Гю­го, Э. Зо­ля, Я. П. По­лон­ский, И. С. Тур­ге­нев, А. Н. Ост­ров­ский

Г. фон Гоф­ман­сталь, С. Цвейг, Ж. Кок­то, П. Кло­дель, Б. Брехт, П. Г. Вуд­ха­ус (ав­тор либретто к мю­зик­лам), М. А. Бул­га­ков и др.

Наибольшего успеха добились ли­те­ра­то­ры, ра­бо­тав­шие поч­ти ис­клю­чи­тель­но в жан­ре либретто:

Ж. Бар­бье, А. Мель­як и Л. Га­ле­ви (в том числе к опе­реттам Ж. Оф­фен­ба­ха)

У. Ш. Гил­берт (к опе­рет­там А. Сал­ли­ве­на)

Ф. Ро­ма­ни и С. Кам­ма­ра­но

В. И. Бель­ский, Ю. Г. Ди­мит­рин и др.

Что искали другие

  • В некоторых странах — единица массы
  • Прыжок под воду
  • Энергетическое оружие
  • Африканская обезьяна
  • Муж, получивший «наставление» от жены

Случайное

  • Электрическое устройство
  • Что означает буква «К» в аббревиатуре ЦК КПСС
  • Одноразовый ветер
  • Красноармеец из «Аэлиты»
  • Следование примеру
  • Поиск занял 0.009 сек. Вспомните, как часто вы ищете ответы? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать их, а также синонимы, антонимы, ассоциации и предложения.

Источник: sinonim.org

ЛИБРЕТТО

ЛИБРЕТТО (итал. libretto, буквально – книжечка). Термин имеет несколько значений.

Также по теме:

1. В оперном театре – литературная основа музыкально-драматического сочинения, словесный текст вокального произведения (в т.ч. – оперетты или оратории). Художественная ценность оперного либретто определяется органичным сочетанием драматургического развития с цельностью музыкальной формы, и не может рассматриваться изолированно, вне музыки.

Хотя либретто и строится в соответствии с общими законами драматургии, оно имеет ряд специфических особенностей: лаконичность текста; относительная замедленность сценического действия; повышенное внимание к фонетике, удобной для вокального воспроизведения; подчиненность текста и всего сценария законам музыкальной композиции (чередование вокальных и симфонических эпизодов, наложение одного текста на другой в номерах ансамбля, повтор музыкальных тем и т.д.). Таким образом, первичный элемент структуры оперного либретто – партитура, вне зависимости от того, кому принадлежит замысел оперы, композитору или драматургу.

Либретто может представлять собой оригинальное сочинение (Аида Дж.Верди), или основываться на сюжете драматургического или прозаического произведения (Кармен Ж.Бизе – по мотивам новеллы П.Мериме; Пиковая дама П.Чайковского по роману А.Пушкина и т.д.). Во втором случае замысел первичного произведения подвергается переработке, иногда – коренной. Вводятся новые персонажи, дописываются и адаптируются тексты. Известный российский либреттист М.И.Чайковский (писавший либретто не только к операм своего брата, но и к произведениям Рахманинова, Направника, Аренского и других русских композиторов), в соответствии с замыслом композитора, ввел в оперу Евгений Онегин генерала Гремина, мужа Татьяны.

2. В балетном театре либретто – детальное изложение сюжета с описанием всех танцевальных и мимических номеров (балетный сценарий). В этом случае авторство принадлежит балетмейстеру.

Также по теме:

3. Либретто называют также краткое изложение балета или оперы, предназначенное для зрителей и вкладывающееся в программу спектакля.

Татьяна Шабалина

Источник: www.krugosvet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru