ПРОЕКТ: «Создание комплексно – целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС»
—> Материал опубликован: 05.10.2020 04:50
Автор работы: Постнова Елена Владимировна
Работа: ПРОЕКТ: «Создание комплексно – целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС»
Учреждение: г. Ульяновск, ОГБ ПОУ «Ульяновский техникум питания и торговли»
Информация
Ожидают публикации:
2
статьи
Опубликовано:
более 1200
статей
Не опубликовано:
7
статей
Все статьи, опубликованные в нашем интернет-журнале, доступны для просмотра, но не доступны для скачивания. Материалы принадлежат исключительно авторам работ. Все права защищены.
Информация о нас
СМИ «Буква» — Международный портал для педагогов и воспитателей. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-72498.
ИНН: 4217189694; ОГРН: 1184205012144.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 17658.
Основы системы управления качеством образования в основной школе 17.04.2020
Дополнительные сведения
Управление качеством образования в образовательном учреждении
Варченко, Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении / Е. И. Варченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 471-474. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6384/ (дата обращения: 10.07.2023).
… Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет…
Ю. А. Конаржевский
Проблема управления качеством образования — одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя. Рассматривая проблемы качества образования, мы опираемся на ряд базовых понятий: качество, обеспечение качества, образование, управление качеством образования, улучшение качества.
Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. [2]
Обеспечение качества — все планируемые и осуществляемые виды деятельности, доступные постоянному контролю и необходимые для создания уверенности в выполнении требований к качеству.
Образование — целенаправленная социализация личности, обеспечивающая освоение учащимися культурных образцов и ценностей, формирование образа собственного «Я« на основе систематизированных знаний и умений, а также опыта эмоционального отношения к миру.
Управление качеством образования — планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.
Улучшение качества — процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определенным политикой в области качества образования.
Для анализа состояния и развития системы образования в конкретном учебном заведении важное значение имеет понятие “ скользящее улучшение качества ”, которое описывает позитивные изменения объекта качества в ходе его непрерывного развития, не обязательно предполагающие достижение конечного результата.
«1С:Оценка качества образования. Школа» как эффективный инструмент управления качеством образования
Исходя из представленных понятий, можно определить качество образования как социальную категорию, характеризующую состояние и результативность процесса развития открытых образовательных систем, его соответствие, с одной стороны, нормативным целям образования, с другой стороны, потребностям, ожиданиям, запросам личности и различных социальных групп в достижении высокого образовательного результата.
Работа в области качества стремится к максимальной открытости по отношению к непосредственным субъектам образовательного процесса (обучающие и обучающиеся) и внешним партнерам образовательного учреждения (родители, работодатели, социальные институты).
Формирование, согласование и утверждение основных компонентов в области качества является одной из важнейших функций администрации образовательного учреждения. Система качества может рассматриваться как инструмент, как средство осуществления политики в области качества.
Предлагая четкую программу действий по достижению определенных результатов, четко формируя цели, работа в области качества способна выполнять мотивирующую роль для персонала организации, поддерживая его профессиональные качества и принуждая его к совершенствованию педагогического и методического мастерства.
Формирование работы в области качества тесно связано с процессом стратегического планирования качества, позволяющего сформулировать долгосрочные приоритеты и способствующего рациональным изменениям в развитии организации и деятельности ее персонала. Ведущие цели стратегического планирования определяются не только разработкой общего плана развития образовательного учреждения на некоторый временной период, но и осмыслением и пересмотром главных направлений образовательных услуг, предоставляемых данным учебным заведением, и их соответствия запросам потребителей.
Процессу стратегического планирования предшествует комплексный анализ ситуации развития образовательного учреждения, предполагающий изучение и осмысление сильных и слабых сторон протекания образовательного процесса и деятельности персонала. В процессе стратегического планирования определяются цель, философия, основные ценности образовательного учреждения, соответствующие реализации целей, определенных понятием качества. Основная задача планирования — это стратегическое видение пути к успеху, достижению высокого качества образовательной среды и образовательных результатов, выявление и устранение внешних и внутренних факторов, препятствующих достижению успеха.
Стратегическое планирование отражает стремление к эффективности за счет предупреждения, раннего выявления и быстрого устранения недостатков различных видов, что является потенциальным источником повышения качества образования.
При планировании следует учитывать, что качество образования снижается за счет наличия внутренних и внешних, видимых и скрытых дефектов.
Внутренними дефектами можно считать недостатки, возникшие по вине образовательного учреждения из-за несовершенства учебно-воспитательного процесса, неблагоприятного социально-психологического климата, неадекватных методов управления школой. Наиболее типичным примером внутренних дефектов является низкий уровень знаний учащихся по отдельным предметам, отсутствие навыков самостоятельной работы, низкая мотивация к участию во внеурочной деятельности.
Внешние дефекты образования связаны с влиянием окружающей среды на ребенка, слабым взаимодействием школы и социума, отсутствием сотрудничества между семьей и школой. К внешним дефектам относятся общая социально-педагогическая запущенность подростков, отклоняющееся поведение школьников, низкая мотивация к учебной деятельности в целом, невысокий уровень развития социальной компетенции.
Видимые дефекты представляют собой легко выявляемые и объективно диагностируемые, подлежащие мониторингу недостатки образования, связанные, как правило, с отсутствием конкретных знаний и умений учащихся, а также с проявлениями девиантного поведения, правонарушениями и т. д. Многие видимые дефекты устанавливаются в процессе диагностики уровня обученности учащихся.
Скрытые дефекты — это недостатки образования, выявление которых с помощью объективных методик является затруднительным. Такие дефекты могут быть обнаружены на основе длительных наблюдений, ретроспективного анализа и самооценки выпускников своей деятельности и способностей, а также отзывов работодателей и других заинтересованных лиц. К скрытым дефектам относятся слабая способность к социальному взаимодействию, неумение адаптироваться к окружающей среде, отсутствие навыков самообразования в течение всей жизни.
Стремление к эффективности образования за счет предупреждения, раннего выявления и быстрого устранения дефектов различных видов является потенциальным источником повышения качества образования.
Под управлением качеством образования мы понимаем целенаправленную деятельность, в которой ее субъекты (органы управления образованием), посредством предоставления образовательных услуг и решения управленческих задач, обеспечивают организацию совместной деятельности потребителей образовательных услуг (учащихся, педагогов, родителей и др.) и ее направленность на качественное удовлетворение их образовательных потребностей.
Новые подходы к управлению качеством образования формируются в русле новой парадигмы управления образованием, которая включает в себя децентрализацию, предполагающую делегирование полномочий более низким административным уровням, возрастание роли органов местного самоуправления; автономию; переход к полицентрической системе.
Происходящие изменения определяют демократический характер управления качеством образования, который раскрывается в принципах партисипативности, субсидиарности, рефлексивности и дуальности .
Партисипативность предполагает широкое участие всех субъектов образовательной деятельности в подготовке, обсуждении, принятии и реализации управленческих решений в области качества. Данный принцип проявляется в общественно-государственном характере управления (Экспертный совет, Совет образовательного учреждения, Попечительский совет, Координационный совет и т. п.).
Субсидиарность подразумевает принятие решений и ответственность за их реализацию на максимально низком административном уровне. При наличии определенных объективных условий, препятствующих самостоятельному принятию решения, ответственность за него передается вышестоящему звену управления.
В основе рефлексивности лежат постоянные самооценка, самоанализ и самоконтроль профессиональной деятельности, позволяющие отслеживать качество образования.
Принцип дуальности, во-первых, отражает направленность управленческой деятельности на реализацию двух групп целей — нормативных (закрепленных в государственном образовательном стандарте и других нормативных документах) и маркетинговых (определяемых особенностями образовательной системы и требованиями разных образовательных услуг); во-вторых, указывает на необходимость сочетания управления качеством функционирования (консервативный момент: управление на основе предыдущего опыта) и управление качеством развития (инновационный момент: управление «от будущего» на основе прогнозных моделей). На современном этапе развития образования сохраняют свою актуальность и общие принципы управления качеством, к которым можно отнести комплексность, объективность, преемственность, оптимальность, опережение.
Комплексность предполагает всесторонний анализ всей совокупности условий образовательной деятельности, обеспечивающей как качество процесса, так и качество достигнутых результатов.
В основе объективности лежит возможность и необходимость точных и обоснованных измерений объектов качества образования.
Преемственность отражает необходимость установления соответствия между образовательными программами, реализуемыми на различных этапах обучения. Данный принцип включает также «скользящее» улучшение качества и отслеживает позитивные изменения в уровне образованности ученика.
Оптимальность определяет соответствие затраченных усилий, средств и времени качеству достигнутого образовательного результата.
Опережение предполагает учет тенденций развития образовательной системы, изменений внешних и внутренних условий осуществления образовательной деятельности, прогнозирование возникающих проблем и своевременное принятие управленческих решений по их предупреждению.
Перспективность предусматривает направленность на решение актуальных и долгосрочных задач развития образования.
Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, качество, стратегическое планирование, образовательная система, улучшение качества.
Источник: moluch.ru
ПРОЕКТ «Создание комплексно-целевой программы управления качеств. Проект Создание комплексноцелевой программы управления качеством образования с учетом требований фгос
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 259.76 Kb.
«Создание комплексно-целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС»
- Перечень требований к качеству образования на основании ФГОС
Качество обучения в контексте реализации ФГОС является важной интегральной характеристикой. Она отражает степень соответствия педагогического и рабочих процессов в образовательном учреждении, выраженных в форме показателей и критериев, определенным установленным государственным требованиям, реальным достижениям и индивидуальным и социальным ожиданиям. Эта характеристика показывает степень усвоения содержания учебного материала, морального, умственного и физического развития, которого ребенок достиг в соответствии со своими индивидуальными желаниями и способностями. Качество образования в условиях реализации ФГОС является ключевым показателем успеха образовательного учреждения.
- целевые программные компоненты;
- требования к учебной среде;
- требования к ожидаемым результатам.
Индивидуальные результаты.
- способность и готовность воспитанников к личному самоопределению и саморазвитию;
- образованная мотивация к приобретению знаний и выполнению когнитивно — ориентированной деятельности;
- формирование систем значимых межличностных и социальных отношений. Создание ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуальные, гражданские позиции в деятельности;
- умение формулировать цели и создавать жизненные планы;
- сформированность общественных компетенций;
- способность распознавать русскую идентичность в поликультурном обществе.
- освоенные воспитанниками УУД и междисциплинарные концепции и понятия;
- умение применять знания и навыки в познавательной, образовательной практике;
- независимость при планировании и обучении, организации взаимодействия со сверстниками и преподавателями;
- используемые детьми в процессе обучения умения и навыки, специфические для конкретной предметной области;
- деятельность, направленная на получение новых знаний по определенной дисциплине, их преобразование и применение в различных ситуациях;
- вырабатывание научного понимания наиболее важных теорий, видов отношений, терминологических знаний, методов и методов.
Требования, предъявляемые к реализации базовых образовательных программ в образовательном учреждении, должны определять финансовые, кадровые, материальные, технические и другие условия, при которых должно осуществляться овладение учебным материалом. Критерием эффективности внедрения этих стандартов является создание среды, которая:
• обеспечивает защиту и укрепление психологического, физического и социального здоровья детей;
• обеспечивает достижение целей образовательного процесса, его высокое качество, открытость и доступность для учащихся и их родителей, а также для всего общества, духовное и нравственное воспитание и развитие.
• учитывает развитие детей на основе психофизиологических возрастных особенностей и, в частности, организацию образовательного процесса на определенной ступени.
Основная цель программы – выявитьвлияние различных причин на всех уровнях образовательного процесса. Диаграмма служит для графического изображения взаимосвязи показателя качества образовательного процесса со всеми возможными причинами и дает наглядное представление как о факторах, влияющих на качество образования, так и о причинно-следственных связях этих факторов.
2. Комплексно–целевая программа управления качеством образования
- создание условий для повышения качества образования в школе;
- создание условий и механизмов перехода к качественно новой модели мониторинга исследований в образовательном учреждении;
- создание качественно новой модели мониторинга качества образования.
- разработка методических материалов по применению мониторинговых исследований в работе для повышения качества образования.
Программа управления качеством образования
Внутренний мониторинг качества образования
Внешний мониторинг качества образования
М ониторинг результата
- Учебной деятельности
- Воспитывающей деятельности
- Учебной деятельности
- Воспитывающей деятельности
· Итоговая аттестация учащихся
- на соответствие занимаемой должности;
- на первую квалификационную категорию;
- на высшую квалификационную категорию;
- Аккредитация
- Лицензирование
II. Мониторинг оснащенности
III. Мониторинг кадров
IV. Мониторинг системы дополнительного образования
V. Мониторинг здоровья (обучающихся и педагогов)
- Индивидуальная работа с учащимися
- Индивидуальная работа с педагогами
- Работа с классным коллективом
- Работа с родителями
- Общий мониторинг
Определение стратегии и тактики деятельности.
Источник: topuch.com