Программа умный город что это

Содержание

С чего начинается Умный город?

Технологии «умных городов» всё интенсивнее проникают в повседневную жизнь. Для жителей это, помимо прочего, — электронные госуслуги, цифровизация общественного транспорта, каршеринг, онлайн-медицина и онлайн-образование, инструменты гражданской активности. Для властей и города в целом — в основном «умная инфраструктура»: мониторинг и оперативное управление дорожной обстановкой, системы общественной безопасности, автоматизированный учет энергии, экологичный сбор отходов, «умное освещение» и многое другое.

По оценке консалтинговой компании McKinsey

  • единые диспетчерские центры для контроля за коммунальной инфраструктурой города;
  • видеонаблюдение;
  • интеллектуальные системы управления общественным транспортом и вывозом мусора;
  • системы, призванные сократить энергопотребление.
  • В России активнее всего smart-технологии внедряются в Москве: цифровизируется общественный транспорт, доступны электронные госуслуги, инструменты гражданской активности, велопрокат, каршеринг и т. д.

    Что такое Умный город

    В то же время в столице, да и вообще в России, при реализации «умного города» заметен крен в сторону внедрения технологий безопасности, в том числе дорожной. Речь идет о видеонаблюдении, GPS-датчиках, системах распознавания лиц. Об этом же в основном сейчас говорят на российских конференциях по «умному городу» и в СМИ. С точки зрения повышения общего уровня безопасности подобные проекты, конечно, плюс. Однако они подразумевают масштабные затраты — финансовые, технические и людские.

    Внедрение в российских городах тех же датчиков и систем наблюдения — недешевый и сложный проект. Потому что его нельзя начать «здесь и сейчас»: повесить GPS сначала на один автобус, потом на другой и так последовательно развивать систему. Датчики и камеры нужно развешивать везде и желательно сразу.

    То же касается IoT: нужно глубоко прорабатывать проект, еще до внедрения, потом долго его тестировать и внедрять. Это, опять же, огромные затраты. Но проблема в том, что пока проект реализуется, действительность меняется.

    Поэтому наиболее простым вариантом для старта «умного города» в российских условиях представляется интерактивный сервис типа «Активный гражданин». Одна из главных причин — в том, что реализовать его можно даже при ограниченных финансовых и технических ресурсах.

    Платформа «Активный гражданин»

    Сервисы подобного класса представляют собой веб-платформу, на которой можно оставлять сообщения о проблемах, вносить предложения и проводить голосования. Основная цель при этом — создание комфортной городской среды при участии жителей. По такому принципу работают московский портал «Активный гражданин», сайты «Наш Санкт-Петербург» и «Наш Север» в Мурманской области, «Народный контроль» в Ненецком АО.

    В плане бюджета и сложности реализации запуск такой платформы не сравним с теми же проектами строительства общегородской сети видеонаблюдения или глобального IoT. По сути, основные затраты здесь — это разработка и оптимизация самого сервиса.

    Как устроены умные города?

    В организационном плане реализация проекта «активный гражданин» тоже не слишком сложна. У нее есть особенности, но концептуально это реализуется быстрее, чем проект, для которого нужно закупить тонну камер и датчиков, развесить их по всему городу, построить ситуационный центр с тысячью мониторов, за каждым из которых будут сидеть люди.

    Что касается затрат административных, то в первую очередь подразумеваются корректировка рабочих процессов внутри органов власти и налаживание цивилизованного диалога с горожанами. Впрочем, вряд ли такие изменения можно считать издержками, поскольку администрации в любом случае нужно подстраиваться под меняющуюся действительность.

    Кроме того, «Активный гражданин» — это такой тип сервиса, пользу которого люди ощущают сразу. Возьмем, для примера, неблагоустроенный двор: если во дворе после обращения жителей навели порядок — поставили скамейки, добавили урны и фонари, — это реальная польза, причем для всех. А вот установка в том же дворе ультрасовременных камер — скорее абстрактная.

    Масштабирование

    При прочих равных преимущество получает такая платформа класса «Активный гражданин», функциональность которой легко наращивать. Пример подобного решения — платформа «Открой город» . Платформу можно гибко настраивать, оперативно внедрять новые функции и масштабировать. Поскольку невозможно предусмотреть все нюансы и трудности внедрения сервиса в конкретном городе, начинать можно с базового решения в масштабах микрорайона, или района, а затем уже охватывать весь город. Такой подход к реализации проекта — «дом за домом» — позволяет безболезненно внедрять корректировки в систему по мере необходимости. А необходимость может быть разная: от требований муниципальных органов до обратной связи от жителей.

    Некоторые процессы можно начинать параллельно с реализацией «активного гражданина» — например, развитие «умной безопасности» или «умного энергопотребления». Платформа позволяет сразу настроить сервисы, связанные с отслеживанием различных показателей, и диспетчеризацию. «Открой город» может стать единой системой вовлечения — агрегатором событий, которые приходят из разных источников, — анализировать корреляцию этих событий, определять, какие из них значимые, а какие нет. Координируются процессы в едином диспетчерском центре, в масштабах города.

    «Активный гражданин» — это первый этап. Тенденция такова, что и в мире, и в России «умный город» будет развиваться на основе интернета вещей, автоматизации и роботизации. Об этом говорит и опыт упомянутых выше городов, которые уже можно назвать, без оговорок, «умными».

    Заключение

    «Умный город» — сверхмасштабный проект, который нуждается в поэтапной реализации и постепенных преобразованиях. При этом не стоит забывать, что smart значит разумно, качественно и экономно. Цифровизация хозяйства и инфраструктуры, с одной стороны, предназначена для повышения качества жизни горожан, с другой — для упрощения работы чиновников (но не для формального сбора данных и отчетности). Важно также учитывать, насколько сами жители могут влиять на городскую среду и на решения городских властей.

    Платформа класса «Активный гражданин» — как раз тот сервис, который совмещает в себе вовлечение в управление городом обеих заинтересованных сторон. А ещё — сравнительную дешевизну и поддержку современных технологий сбора данных (того же IoT). В российских условиях такой сервис представляется самым оптимальным начинанием для проекта «умный город».

    Источник: it-guild.com

    Мегаполис без пробок и безопасная среда. Зачем развивать концепцию «Умного» города

    Мегаполис без пробок и безопасная среда. Зачем развивать концепцию

    За «умными» городами в сознании многих людей закрепилась репутация мегаполисов будущего, напичканных техническими новинками, — здесь и доставка дронами, и системы распознавания лиц, и магазины без продавцов и кассиров. На деле «умным» можно назвать тот город, в котором благодаря использованию цифровых технологий жизнь более комфортная, безопасная, а ресурсы расходуются разумнее и экономнее. Подробно о том, что из себя представляет концепция и как ее реализуют в России и других странах — в материале ТАСС.

    Как строится жизнь в «умном» городе

    Существует много определений понятия «умный» город. В целом это масштабная интеллектуальная система, объединяющая в себе различные информационно-коммуникационные технологии и аналитические сервисы на основе больших данных для эффективного управления городской инфраструктурой. Основной смысл «умного» города в том, чтобы повысить уровень комфорта и качества жизни людей: улучшить сервис, сократить потребление ресурсов и снизить расходы — словом, оптимизировать процессы в самых разных областях с помощью современных технологий и повсеместной цифровизации.

    Многие атрибуты «умного» города нам хорошо знакомы. Это системы видеонаблюдения и видеоаналитики, сортировка и переработка отходов, цифровые сервисы вроде Госуслуг, датчики контроля качества воздуха и даже смс-сообщения с оповещениями от МЧС, которые нам приходят в преддверии погодных аномалий. Другие составляющие скрыты от наших глаз. Мы не задумываемся, как устроен мониторинг состояния подземных инженерных систем, как города обеспечивают себя энергией и водой, как настраивается работа светофоров.

    Легенды среди «умных» городов

    В общем и целом, определенные » умные » аспекты внедряют практически все города. Но есть примеры, ставшие легендарными.

    В 2006 году в ОАЭ стартовал проект создания эко-города Масдар. Планировалось, что он будет полностью обеспечивать себя энергией за счет альтернативных источников и станет городом с нулевым уровнем выбросов углекислого газа, исключительно беспилотным электрическим транспортом и обширными кварталами, спроектированными таким образом, чтобы даже при +50 сохранять прохладу. Но планы эти реализовать пока не удалось. Масдар напоминает город-призрак: здесь живет несколько сотен человек, построена лишь часть зданий, а от идеи исключительно автономного транспорта отказались из-за дороговизны.

    Более успешный проект реализуют с 2017 года в китайской провинции Хэбэй в 100 километрах от Пекина. Город Сюнъань задумали как площадку для внедрения передовых градостроительных практик с повсеместной интернетизацией, зелеными технологиями, роботизированными кассирами и заправщиками для электрических автомобилей. По данным информационного агентства Синьхуа, сейчас из 177 проектов в городе реализованы 60. Здесь уже можно увидеть «умные» фонари, футуристичные эргономичные здания, роботов.

    Читайте также:
    Программа ram что это

    Сингапур является одним из флагманов в вопросах внедрения технологий «умного» города. Здесь функционирует единая система Virtual Singapore, которая содержит все данные о мегаполисе — от расхода воды и электричества до основных строительных материалов и размера квартир. Дома оснащены «умными» сенсорами, помогающими экономить ресурсы, а такие же сенсоры на автомобилях позволяют отслеживать движение общественного транспорта. Кроме того, в Сингапуре хорошо налажена система видеоаналитики, которая позволяет молниеносно реагировать на преступления, а транспортная система является одной из самых эффективных в мире.

    Как принципы «Умного города» внедряют в России

    В России существует ведомственный проект Минстроя «Умный город», его развивают в рамках «Цифровой экономики». Областей для внедрения технологий пять:

    • городская среда (сюда входит развитие городских пространств, транспорта и «Умного ЖКХ»);
    • безопасный город (к этому относятся общественная, транспортная и экологическая безопасность, реагирование на чрезвычайные ситуации и безопасные коммунальные хозяйства);
    • цифровое городское управление (различные ведомства координируют действия между собой, граждане получают государственные услуги высокого уровня, работа правительства прозрачна, ее эффективность можно отследить);
    • благосостояние людей (здесь продвигают здоровый образ жизни и уделяют внимание социальной сфере, культуре, образованию и туризму);
    • инвестиционный климат (устойчивая экономическая система и инновации).

    Для того, чтобы отследить прогресс во внедрении «умных» технологий, Минстрой совместно с МГУ разработал индекс «IQ городов». С его помощью оценивают эффективность городского управления, технологичность и удобство в сфере ЖКХ и транспорта, безопасность, экологичность, привлекательность для туризма — всего 47 показателей. Причем ошибочно полагать, что концепцию «Умных городов» реализуют исключительно в мегаполисах.

    Методика расчета индекса IQ городов предполагает деление на четыре группы по численности населения: крупнейшие города (от 1 миллиона жителей), крупные (250 тысяч — 1 миллион), большие (100-250 тысяч), административные центры регионов и города-пилоты, участвующие в проекте «Умный город» (менее 100 тысяч человек). По итогам 2021 года в рейтинг входило 203 города. В первой категории лидировали Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, во второй — Тюмень, Рязань, Сургут, в третьей — Ханты-Мансийск, Реутов, Королев, в четвертой — Саров, Железноводск, Наро-Фоминск.

    В Сарове единая платформа «Умный город» запущена 2018 году. С ее помощью можно, например, записаться к врачу, оплатить школьные обеды и забронировать место на катке — всего доступно несколько десятков услуг. Здесь же можно посмотреть расписание общественного транспорта и даже выстроить маршрут для людей с ограниченными возможностями. Словом, в Сарове доступно то, что мы привыкли ассоциировать с жизнью в городах-миллионниках.

    Как концепцию «Умный город» применяют в Москве

    Лидером в реализации концепции «Умный город» в России остается Москва. До 2030 года город поставил цель внедрить умные технологии почти во все сферы — от транспортной до медицинской. Здесь появится беспилотный транспорт, оцифруют все важные с исторической и культурной точки зрения документы, повсеместно создадут безбарьерную среду, будут применять различные гаджеты для постоянного мониторинга здоровья людей и расширят количество услуг, которые можно получить онлайн.

    Многие составляющие «умного» города в Москве уже активно используются. Например, проект «Умный транспорт» объединяет светофоры, видеокамеры и детекторы мониторинга движения. Все данные попадают в Центр организации дорожного движения, который анализирует информацию в режиме реального времени и управляет ситуацией на дорогах. Во многом именно благодаря «Умному транспорту» в столице удается сдерживать пробки, несмотря на рост количества автомобилей.

    Еще одна сфера реализации концепции — ЖКХ. Жители города могут отправлять показатели счетчиков учета воды дистанционно, наговаривая их голосовому роботу, и затем оплачивать квитанции онлайн, а на геоинформационном портале «Наш город» оставлять жалобы на работу коммунальщиков, дорожные службы.

    Сейчас на портале зарегистрировано уже почти 2 миллиона человек, а за 11 лет было решено почти 6,3 миллиона проблем. «Умный город» также дает возможность дистанционно записаться к врачу, посмотреть свою электронную медицинскую карту (ЭМК) или сделать свои предложения об улучшении жизни. Такой подход к планированию повышает безопасность в мегаполисе. Сейчас в Москве записи с камер используют при расследовании 70% правонарушений. Причем получить доступ к видео могут не только полицейские, но и сами граждане — в случае любого ЧП можно зарезервировать архивную информацию. Эти же камеры помогают контролировать работу коммунальщиков.

    «Умные» города и эффективное планирование

    Одно из главных преимуществ внедрения концепции «Умный город» — возможность составлять прогнозы по развитию на ближайшие годы. Например, выяснить, как, куда и в какое время движутся транспортные потоки, заранее предусмотреть строительство новых дорог и развязок, вовремя построить нужное количество детских садов. Есть подобные технологии и в России.

    Такие возможности предоставляет сервис «Аналитика городской среды» от компании МегаФон. На основе Big Data и искусственного интеллекта он позволяет анализировать состояние транспортного сектора и городской инфраструктуры. Также он поможет выяснить объем перемещений людей в регионе, их автономность и взаимосвязи: откуда и куда ездят жители, какие маршруты самые нагруженные, сколько новых автобусов имеет смысл выпустить на линию в тот или иной час.

    Агрегированные данные о ежедневных перемещениях жителей позволяют понять, какой процент из них ездит на работу за пределы постоянного места обитания. С помощью этой аналитики можно обосновать необходимость строительства предприятий для увеличения количества рабочих мест, убедить инвесторов в привлекательности территории.

    Также решение позволяет изучить посетителей какой-то конкретной локации, например, городского парка: кто в нем гуляет, на каком транспорте люди добираются, сколько времени в нем проводят, где именно отдыхают. Эта информация помогает рассчитывать нужное количество скамеек, добавлять новые дорожки и детские площадки, планировать строительство кафе и парковок. Плюс выяснить основные «точки притяжения» можно как в конкретном парке, так и в городе в целом, и получить данные в разрезе дня недели, времени суток или сезона года.

    Кто выигрывает от внедрения принципов «умных» городов

    Не только местные жители. «Умный» подход к городскому планированию позволяет значительно увеличить туристическую привлекательность городов, что стимулирует приток инвестиций, развитие инфраструктуры, более пристальную заботу об объектах культуры, участие в международных событиях — фестивалях, выставках, конкурсах. Изучить уже существующие точки притяжения гостей города, чтобы повысить удобство инфраструктуры вокруг них, также позволяют аналитические сервисы на основе больших данных. Но, помимо этого, сервис «Цифровой туризм» от МегаФона дает возможность понять, из каких стран и регионов в город приезжают туристы, как долго остаются, как они проводят время, и помогает в составлении стратегии развития территории.

    Недавно по заказу Министерства туризма компания провела оценку уровня влияния внутрирегионального туризма на посещение 10 основных туристических городов с целью определить главные места концентрации туристов в ночное время суток. В результате были представлены аналитические срезы по посетителям, создана тепловая карта мест ночевок туристов. Выяснилось, что основной поток внутрирегиональных туристов приезжает на один-два дня в выходные. Соответственно, были сформированы специальные предложения для туристов по программе «Тур выходного дня» для увеличения объемов турпотока. Актуальные данные по местам концентрации туристов в ночное время позволили принять решение об улучшении условий размещения в наиболее популярных гостиницах.

    Соединить интересы бизнеса и жителей

    От внедрения технологий «Умного города» выигрывают все, поскольку сервисы, которые позволяют бизнесу находить целевую аудиторию, полезны и жителям. Благодаря им они получают необходимые услуги в нужном месте. Решение Footprint позволяет понять, где лучше всего размещать точки продаж, супермаркеты или рестораны, исходя из потребностей жителей района.

    Footprint на основе всего массива информации о потенциальных клиентах дает рекомендацию о самом эффективном месте для размещения магазина, кафе, ресторана. Кроме того, будет сделан прогноз по среднему чеку, товарной выручке и перспективах развития. То есть Footprint сможет предсказать с большой долей вероятности, имеет ли смысл вкладываться в открытие магазина или ресторана в той или иной локации, или же заведение не привлечет новых посетителей, а только обеспечит переток в него уже действующих клиентов компании.

    В результате горожанин получит нужную ему инфраструктуру рядом с домом, работой или по дороге на дачу. Не придется тратить время, чтобы добраться до супермаркета, детского магазина и любимой кофейни — все будет располагаться в пяти-десяти минутах ходьбы.

    Источник: tass.ru

    Как устроен умный город — и зачем он нужен?

    Дмитрий Банков

    Первые эксперименты с умными системами в городах начали ставить в конце 2000-х: в 2008 году исследованиями в рамках программы Smarter Cities занялась компания IBM, через год к ней присоединился американский холдинг Cisco с экспериментом Connected Urban Development. В последующие годы в рамках этих программ было реализовано несколько громких проектов — например, оптимизация движения контейнеров в порту Гамбурга и новые системы регулирования дорожного движения для Амстердама, Сан-Франциско и Сеула.

    План развития умного города Наньша, Гуанчжоу / commons.wikimedia.org /

    Вышка 5G Vodafone в Хаттштедте около Хузума (Северное море) / commons.wikimedia.org

    Камеры контроля скорости и фиксации, Прага, Чешская Республика / commons.wikimedia.org

    Уличные фонари в Амстердаме были модернизированы, чтобы позволить муниципалитетам

    Представим, что вы хотите передать два пакета данных разным получателям. Вместо того чтобы, как в обычных сетях, передавать два пакета по очереди или на разных частотах, вы передаете одновременно сумму сигналов этих пакетов и сигнал первого пакета делаете более мощным. Первый получатель, приняв сумму сигналов, декодирует свой пакет, потому что он более мощный.

    Второй получатель принимает сумму сигналов, декодирует первый, более мощный пакет, вычитает его из суммы, а потом декодирует свой пакет. Таким образом вы можете одновременно обслужить не одного пользователя, а двух. Так в общих чертах работает NOMA. В такой сети можно обслуживать больше устройств, что для умного города очень важно. Первый в мире прототип устройств Wi-Fi, передающих с использованием технологии NOMA, был разработан в Институте проблем передачи информации имени А. А. Харкевича РАН.

    Читайте также:
    Как заблокировать программу фаерволом и что это такое

    В России умные дома начали массово создавать после 2016 года. Тогда же этот продукт появился и в Ростелекоме. Сегодня над проектом работают более 100 человек из всех структур компании.

    За 5 лет технология проникла в 68 регионов России: это и 300 000 умных камер, и 5 000 умных устройств. Среди них видеонаблюдение, умный шлагбаум, умный домофон, умный глазок, умные счетчики и другие устройства. Такие продукты объединяются в экосистемы, которые помогают пользователю в любых ситуациях.

    Например, камеры узнают жильцов и открывают дверь в подъезд без ключа. Умный домофон позволяет с помощью мобильного открывать входную дверь в подъезд или на придомовую территорию, принимать звонки и видеовызовы от посетителей, назначать временные коды доступа для гостей или курьеров. Умные счетчики автоматически снимают и передают показания воды, тепла и электроэнергии в управляющую организацию.

    В компании продолжают разработку новых продуктов и доработку уже существующих. К примеру, сейчас создается умный роутер с антивирусом и родительским контролем на борту, а также умный глазок с функцией распознавания лиц.

    Для стабильной работы всех этих решений были развернуты дата-центры в Москве и Удомле.

    Источник: postnauka.ru

    Что такое «умный город» и зачем он мне нужен?

    Что такое «умный город» и зачем он мне нужен?

    «Умные города» — глобальный тренд, который касается каждого. Совместно с проектом «WeAlmaty» объясняем, что такое «умные города», чем они полезны и как городские жители могут сделать свой город лучше, комфортнее и умнее.

    https://the-steppe.com/razvitie/chto-takoe-umnyy-gorod-i-zachem-on-mne-nuzhen
    Время прочтения

    Фотография: Иллюстрации: Асем Жилкибаева

    Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

    Современные города похожи на живые организмы с большим количеством жизненно важных органов: сердце города — это его жители, мозг — местные представители власти, а нервная система — системы коммуникаций. Каждый орган должен правильно взаимодействовать друг с другом для здоровья всего организма.

    Именно из этой концепции родилась идея «умного города» — города, в котором комфортно жить, расти и работать. Рассказываем подробнее о концепции умного города и объясняем, зачем он нужен каждому из нас.

    Зачем вообще нужны «умные города»?

    Новое время, несомненно, ассоциируется с эпохой урбанизации. Многие люди не хотят жить в малонаселённых регионах, предпочитая им большие и современные города. Если сейчас около 50% населения всего мира проживают в городах, то к 2050 году эта цифра увеличится до 68%.

    С притоком городского населения растут и запросы жителей: для комфортного проживания им нужна удобная инфраструктура, уютные городские пространства и сохранение экологической безопасности. Поэтому с каждым годом становится всё более актуально создавать и развивать «умные города».

    А что означает «умный город»?

    Давайте разберём по порядку. «Умный» в этом контексте означает не только внедрение новых технологий, но и создание диалога между жителями и городом, в котором они могут влиять на процессы, происходящие вокруг ежедневно.

    «Умный город» способен эффективно отвечать потребностям граждан: от обычной оплаты коммунальных услуг и проверки школьного дневника до сохранения безопасности в городе. При этом он может автономно управлять своими ресурсами, энергией, пространством и информацией наиболее эффективным способом для улучшения жизни горожан.

    Урбанист Энтони Таусенд уверен, что «умные города» — это не система, а инструмент. То есть у таких городов нет единой структуры, они постоянно трансформируются для того, чтобы стать более практичными и удобными для жизни.

    Что-то непонятно. Расскажите на примере

    Представьте: час пик, вы кружите по улицам на машине в поисках парковки. Вы то и дело оказываетесь в пробках, а все парковочные места либо заняты, либо не принимают онлайн-платежи. Наличных у вас, к вашему счастью, тоже нет.

    В «умном городе» такого бы не произошло.

    Во-первых, у вас под рукой была бы карта перегруженности трафика, благодаря которой вам удалось избежать пробок.

    Во-вторых, на парковочных местах были бы датчики, отслеживающие загруженность парковочных мест. Информация бы передавалась на мобильное приложение, которое указывало, где можно оставить машину, а где — нет.

    В-третьих, оплатить за парковку вы могли бы и безналичным методом: банковской картой или через мобильное приложение.

    Такая система достаточно популярна в «умных городах» США и стран Европы — мобильными приложениями, помогающими найти парковочное место, пользуется более 30 миллионов человек. В Алматы, например, тоже существует проект «A-Parking», в рамках которого в городе установили более 120 паркоматов на 10 тысяч машиномест. Благодаря новой системе оплачивать за парковку можно через мобильное приложение.

    Вот оно что. А на кого влияет «умный город»?

    Умный город, так или иначе, влияет на каждого. Только подумайте, сколько раз в день вы сталкиваетесь с городскими процессами: едете в общественном транспорте, выкидываете мусор или просто дышите городским воздухом.

    Всё это можно отслеживать, улучшать и оптимизировать с помощью технологий, внедрённых в концепцию «умных городов». С помощью GPS-навигаторов можно следить за движением общественного транспорта, а посредством «умных датчиков» наблюдать за управлением отходами, температурой, загрязнением воздуха или уровнем шума в режиме реального времени. И улучшать показатели, соответственно.

    Зачем мне нужен этот «умный город»?

    Чтобы улучшать своё качество жизни. Намного комфортнее жить в городе, где ты не тратишь по несколько часов в пробках, где сохраняется высокая безопасность, здоровая экологическая среда и удобная инфраструктура, где город подстраивается под потребности его жителей.

    То есть «умный город» должен работать исключительно на жителей?

    Не совсем точно. Для «умного города» крайне важно, чтобы его населяли «умные жители», которые не боятся (и не ленятся) проявлять активизм и участвовать в процессах формирования города, улучшая собственную среду проживания.

    В Алматы, например, существует площадка WeAlmaty, на которой любой житель города может поделиться идеями по его улучшению, обменяться знаниями с экспертами в разных сферах и научиться социальному лидерству. А главное — внести свой вклад в развитие города.

    А где в мире находятся «умные города»?

    В мире существует около 165 проектов «умных городов», которые находятся практически на каждом континенте — от Латинской Америки до Океании.

    Впервые «умные города» появились в Европе, однако, концепция начала быстро распространяться и по другим странам мира. Азиатские Сингапур и Токио, американские Нью-Йорк и Чикаго, европейские Барселона и Амстердам — все эти города успешно внедряют и популяризируют программы по развитию «умного города».

    Эксперты говорят, что к 2020 году в мире будет около 600 «умных городов». А нам кажется, что их будет больше.

    Любой город может стать «умным» — всё зависит от желания городской администрации и граждан работать вместе для решения повседневных проблем.

    Одним из первых «умных городов», например, считают небольшой испанский город Сантадер с населением в 172 тысячи человек. Ещё в 2011 году власти города установили 15 тысяч «умных» датчиков по всему городу, которые сообщали о загрязнённости воздуха, интенсивности движения, заполнении мусорных контейнеров и других данных.

    Благодаря получаемой информации мэрии Сантадера удалось наладить процесс сбора отходов, разгрузить дороги от пробок и оптимизировать систему уличного освещения. Помимо очевидного улучшения качества жизни граждан город стал более технологичным и комфортным для проживания.

    Алматы может считаться умным городом?

    Ещё как! Первые цифровые проекты «умного города-Алматы» стартовали ещё 15 лет назад, а в 2015 году реализация концепции «Умный город» вошёл в государственную программу развития. Сейчас в городе активно внедряют «умные» проекты по разным направлениям — от образования до ЖКХ.

    Во всех алматинских школах, например, ввели электронную систему «Күнделік», через которую родители могут следить за успеваемостью детей в школе (не проверяя настоящие дневники, которые имеют свойство «теряться»).

    Ещё один пример — объединение всех поставщиков коммунальных услуг в единую систему АЛСЕКО, благодаря которой жители получают все счета в одном документе и могут оплачивать их онлайн.

    И также в городе появилась «Интеллектуальная транспортная система», в рамках которой появились карты оплаты «ОНАЙ», GPS-оснащение общественного транспорта и система фото и видеофиксации «Сергек».

    Один из крупнейших проектов внедрения «умного города» в Алматы — создание общественной приемной акимата Open Almaty, которая включает в себя фронт-офис, городской информационный портал и call-центр.

    Почти за год работы Open Almaty стала одной из главных диалоговых площадок между представителями местных органов власти и горожанами — за это время от жителей Алматы поступило около 80 тысяч обращений и предложений.

    По примеру Нью-Йорка, Сингапура и Лондона, в Алматы также был создан Ситуационный центр, представляющий собой платформу Big Data, которая позволяет принимать управленческие решения на основе цифр и фактов.

    На сегодня в Ситуационном центре в режиме онлайн ведется анализ более тысячи индикаторов развития Алматы: данные по автотрафику, пассажиропотоку в общественном транспорте, загруженности школ и детсадов, криминогенной ситуации в городе, исполнению бюджета и прочее.

    По словам представителей Центра Развития Алматы, агрегированные Big Data по вышеуказанным индикаторам будут доступны жителям города и представителям бизнеса уже в следующем году.

    Проектов, улучшающих быт горожан, ещё сотни, однако, их реализация была бы невозможна без общественных дискуссий и вовлечения алматинцев.

    Я могу помочь сделать Алматы более «умным»?

    Без вашей помощи не обойтись. Сейчас в городе есть несколько проектов, поддерживающих развитие «умного города». Одной из таких инициатив является проект «МыАлматы», деятельность которого направлена на развитие общественных организаций и вовлечение жителей в улучшение города.

    Читайте также:
    Gspy hid device Windows что это за программа

    В рамках проекта проводятся форумы и семинары о городском пространстве, а также выделяются гранты на реализацию гражданских проектов, способных улучшить жизнь Алматы и его жителей.

    Кстати, именно сейчас начался конкурс таких проектов. Для участия нужно лишь иметь крутую и полезную идею, обосновать её необходимость, рассказать о плане работы, рассчитать бюджет и продумать бизнес-план. Проекты будут оценивать представители «МыАлматы» и независимые эксперты, а лучшие идеи получат грант до пяти тысяч евро, а также возможность на реализацию.

    Узнать больше о проекте и подать свою заявку можно тут. Дерзайте!

    Материал подготовлен в рамках проекта «МыАлматы», реализуемого Британским Советом, акиматом г. Алматы, АО «Центр развития Алматы» и Казахстанско-Британским техническим университетом при финансовой поддержке Европейского Союза.

    Источник: the-steppe.com

    Умный город: от теории к практике

    Умный город: от теории к практике

    В наши дни уровень развития городской среды определяется не только наличием материальных ресурсов и инфраструктуры. Современное качество жизни зависит от инновационных технологий, которые делают города «умнее» практически по всем направлениям: от транспорта до здравоохранения, от образования до ЖКХ.

    Ростех активно продвигается в развитии экосистемного проекта «Умный город». Интеллектуальное оборудование, производимое предприятиями Госкорпорации, наилучшим образом отвечают запросам современных городов. О последних разработках Ростеха для «умных» городских структур – в нашем материале.

    Умный город: проект национального масштаба

    Информационные технологии вошли в городскую инфраструктуру совсем недавно, на рубеже XX и XXI веков. В это время и появился термин Smart City («умный город»). Однако, до сих пор единого определения, что же такое «умный город», выработать не удалось.

    Общими словами это концепция интеграции информационных технологий и интернета вещей (IoT-решения) для управления городским имуществом: транспортом, электросетями, водоснабжением, больницами и другими общественными службами.

    Инновационные городские структуры, делающие жизнь людей удобнее, внедряют по всему миру. Предполагается, что всемирный рынок «умных» городских услуг достигнет в 2020 году отметки 400 млрд долларов.

    В числе самых «умных» городов в Европе – Барселона, Амстердам, Милтон-Кинс в Великобритании. Правда, каждый из них «умнеет» на свой лад. В Барселоне сделан акцент на автоматизацию городского транспорта, в Амстердаме, например, особое внимание уделяют умной электроэнергетике. Москва также развивает концепцию «умного города».

    В российской столице уже завершены две программы: «Электронная Москва» и «Информационный город». Их результатом стали бесплатная городская сеть Wi-Fi в метро и наземном транспорте, сеть камер видеонаблюдения по всему городу, постепенное внедрение «умных» счетчиков учета расхода воды и электричества в домах москвичей. Автоматизация коснулась также медицины и государственных услуг. Кстати, в прошлом году Москва заняла первое место в рейтинге ООН по индексам оказания электронных услуг.

    В 2017 году в России приняли целевую государственную программу «Цифровая экономика», в состав которой вошел проект «Умный город» Министерства строительства и ЖКХ. Концепция проекта, который станет одним из ключевых этапов перехода к цифровой экономике, включает в себя ряд направлений – ЖКХ, интеллектуальные транспортные системы, безопасность, энергоэффективные решения, туризм. Всего к 2024 году «умными» должны стать 18 городов из 15 регионов России.

    Ростех вошел в состав участников проекта «Умный город». В его рамках будут использоваться современные интеллектуальные системы и оборудование, которые разрабатываются и производятся предприятиями Госкорпорации.

    «Например, созданные Ростехом «умные» системы позволяют на 50% сократить энергозатраты, на 80% снизить аварийность на дорогах, на 15% увеличить пропускную способность перекрестков, повысить безопасность горожан с помощью инновационных решений – таких как система распознавания лиц FindFace Security, где используются технологии искусственного интеллекта», – отмечает директор по особым поручениям Госкорпорации Ростех Василий Бровко.

    На текущий момент объем проектов Ростеха в сфере «Умного города» превышает 30 млрд рублей. Проекты по внедрению «умных» технологий в городскую инфраструктуру уже стартовали в Москве, а также в Улан-Удэ, Нижнем Тагиле. Это и освещение, и «умные» светофоры, и транспортные системы. В частности, реализация только одного направления проекта – «Светлый город» – в Нижнем Тагиле показывает годовую экономию десятков миллионов рублей за счет сокращения потребления электроэнергии более чем на 20 млн кВт в год.

    Интеллектуальная видеокамера

    Среди наиболее востребованных устройств в экосистеме умных городов в России – камеры видеонаблюдения и системы фото- и видеофиксации, говорится в отчете Национального исследовательского института технологий и связи (НИИТС) и Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).

    Одна из подобных разработок для использования в проекте «Умный город» – всепогодная интеллектуальная видеокамера наружного наблюдения производства Загорского оптико-механического завода (ЗОМЗ) холдинга «Швабе». Сфера ее применения достаточно широкая: видеофиксация нарушений на дорогах, обеспечение безопасности в местах массового скопления людей, видеонаблюдение на придомовых территориях и в подъездах.

    1 (4).jpg

    В прибор встроена система, которая способна проанализировать обстановку и выявить нехарактерные ситуации и объекты. Мониторинг и анализ данных без прямого участия человека возможен благодаря специальному программному обеспечению, разработанному на основе комплекса алгоритмов машинного зрения. Так, например, «умная» камера определяет, остановился ли автомобиль в неположенном месте или движется с превышением скорости. Кстати, прибор способен распознавать автомобильные номера на расстоянии более 18 метров.

    В зависимости от требуемого функционала к камере можно подключить микрофон, динамик, внешний громкоговоритель, различного рода датчики и дополнительные устройства. При такой оснащенности камера сохраняет высокую надежность и неприхотливость в применении: она защищена от пыли, влаги и механических повреждений, позволяет получать изображение высокого качества в режимах дневной и ночной съемки, а за счет встроенного подогрева может работать при температуре до -40 градусов.

    «Умный автобус» для «Умного города»

    Создание систем видеоаналитики для транспорта – еще один шаг в реализации концепции «Умных городов» и нацпроекта «Цифровая экономика». В марте Концерн «Автоматика» совместно с холдингом «Росэлектроника» и администрацией Кемерово запустили пилотный проект «Умный автобус». При успешных результатах он может быть реализован в других российских городах.

    2 (4).jpg

    Система, разработанная НПО «Импульс» холдинга «Росэлектроника» в рамках проекта «Умный город», включает в себя функцию видеоконтроля, которая ведет автоматический подсчет пассажиропотока с точностью до 98%, распознавание лиц и забытых вещей в салоне, регистрационных номеров проезжающих машин. Кроме того, система контролирует состояние транспортного средства и оперативно оповещает оператора о неисправностях.

    Комплекс видеоконтроля записывает и хранит аудио- и видеоинформацию высокого разрешения в формате Full HD о происходящем внутри и снаружи транспортного средства, а также создает двустороннюю онлайн-видеосвязь «диспетчер – водитель».

    «КОТМИ-Росэл»: умная система управления энергетикой

    Холдинг «Росэлектроника» разработал цифровую автоматизированную систему управления производством, передачей и распределением электроэнергии. Программный комплекс «КОТМИ-Росэл» позволяет в реальном времени получать с энергетических объектов телеметрию и информацию о состоянии оборудования, а также обрабатывать до 500 тыс. измерений в секунду на одном сервере.

    Разработка предназначена для создания распределенных и масштабируемых систем. Все программные компоненты могут быть разнесены на разные компьютеры, связанные единой сетью. «КОТМИ-Росэл» не имеет ограничений по количеству пользователей, размеру базы данных и числу подключенных устройств. Комплекс обеспечивает длительное хранение информации, а данные, теряющие актуальность, архивируются или удаляются.

    3 (4).jpg

    По словам специалистов «Росэлектроники», программный комплекс эффективно управляет большими объемами данных, которые постоянно генерируются устройствами интеллектуальной энергетики. Комплекс контролирует состояние сети передачи данных, обеспечивает достоверность измерений, статистически обрабатывает принятую информацию, моделирует и прогнозирует электрические режимы.

    В настоящее время «Росэлектроника» уже внедряет автоматизированную систему на основе комплекса «КОТМИ-Росэл» на объектах «Красноярскэнерго». Под управлением системы находятся более 100 подстанций напряжением 35–500 кВ, 2000 распределительных пунктов и трансформаторных подстанций напряжением 6–10 кВ, а также все энергообъекты Универсиады-2019.

    FindFace Security: искусственный интеллект для безопасности горожан

    Компания NtechLab – технологический партнер Ростеха по проекту «Безопасный город» – разработала FindFace Security. Это решение для организации видеонаблюдения с функцией распознавания лиц, в основе которого лежит алгоритм, признанный лучшим в мире.

    FindFace Security позволяет в режиме реального времени с высокой точностью идентифицировать лица в потоке видео, сравнивая результаты поиска с базами данных, и при обнаружении совпадения мгновенно отправлять оповещения сотрудникам служб безопасности на их мобильные устройства. При этом решение может работать с обычными камерами и эффективно распознает лица даже в затрудненных условиях: при плохом освещении и наличии посторонних предметов в кадре, при различных поворотах головы и изменении внешности человека. Весь процесс от фактического появления человека перед камерой до получения сигнала занимает менее пяти секунд.

    4 (3).jpg

    В рамках пилотного проекта система видеоаналитики от NtechLab была подключена к 3 тыс. камер городского видеонаблюдения Москвы. Интеграция технологии позволила существенно повысить эффективность поиска и задержания преступников правоохранительными органами. Кроме того, решение FindFace Security было внедрено Ростехом в нескольких городах во время проведения Чемпионата мира по футболу. Разработка позволила задержать более 180 человек, включенных в базы правонарушителей, часть из них находилась в федеральном розыске, и даже предотвратила похищение из фанзоны спонсорского кубка.

    Умный светофор: перекрестки под контролем

    Впервые «умный» дорожный светофор с системой видеомониторинга холдинг «Швабе» продемонстрировал в 2017 году на выставке «Иннопром».

    5 (2).jpg

    Светофор, разработанный специалистами Уральского оптико-механического завода (УОМЗ), оснащен видеокамерой с обзором 360 градусов. Функция панорамной видеосъемки позволяет дорожным службам удаленно контролировать безопасность на перекрестке посредством ПК или мобильного устройства. Устройство, разработанное в рамках проекта «Умный город», фиксирует такие нарушения, как наезд на пешеходный переход, стоп-линию, а также остановку в неположенном месте и другие.

    Эта новейшая транспортная система позволяет оптимизировать трафик, повысить уровень безопасности, а также заметно сократить потребление электроэнергии за счет светодиодов, на которых основана работа светофора.

    Источник: rostec.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru