Программа умные пальчики цели и задачи

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.

Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является детский аутизм (И.И. Мамайчук, 1998.).

В настоящее время увеличи­вается число выявленных случаев аутизма, как в нашей стране, так и за рубежом. Как прави­ло, дети и взрослые, страдающие аутизмом, имеют проблемы в развитии общения, соци­альных взаимодействиях и воображения.

Сложность произвольного распределения мышечного тонуса сказывается и на мелкой моторике аутичного ребёнка. Здесь мы наблюдаем необыкновенную ловкость непроизвольных движений, когда, например, ребёнок быстро и аккуратно перелистывает страницы книжки, легко собирает сложные пазлы или узоры из мозаики. Но тот же ребёнок становится удивительно неловким, когда ему надо сделать что – то по просьбе взрослого. Если попытаться чему – то научить аутичного ребёнка, например, заниматься рисованием, его рука становиться настолько вялой, атоничной, что не удерживает карандаш или кисть, или, наоборот, с такой силой нажимает на карандаш, что на бумаге вместо рисунка получается дыра; если заниматься лепкой, оказывается, что ребёнок не может самостоятельно скатать шарик или «колбаску», и т. п.

МОЙ ОПЫТ С МЕТОДОМ ПЛАНИРОВАНИЯ «12 НЕДЕЛЬ В ГОДУ» / ’12 WEEK YEAR»

При коррекционной работе необходимо учитывать уровень и характер особенностей данного ре­бенка, его индивидуальные возможности.

С этой целью для каждого ребенка состав­ляется индивидуальный план развития. Индивидуализация обуче­ния — это основное условие, которое соблюдается педагогами и психологами, рабо­тающими с данной группой детей.

Поэтому основная помощь состоит в передаче моторного стереотипа, действия, движения, т.е., манипулируем руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и ею рисуем или пишем; поддерживаем и направляем обе его руки на занятии лепкой, аппликацией и т. п. Этот вид помощи является наиболее адекватным и из-за характерных для аутичных детей сложностей произвольного сосредоточения, которые в начале занятий делают, чаще всего, невозможным выполнение ими задания по образцу, по подражанию. В дальнейшем, по мере того как прогрессирует произвольное внимание ребенка и становятся более уверенными его движения, идет уменьшение физической поддержки его руки: не держим кисть, не водим всей рукой, а, например, только поддерживаем локоть.

Используются любые традиционные формы работы для развития мелкой моторики: гимнастика и специальные игры для пальчиков; лепка, рисование, вырезание из бумаги и аппликация; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон; конструирование и др. Но при этом надо учитывать состояние ребенка и никогда не давать ему иглу или ножницы, если он расторможен, возбужден или агрессивен; не работаем с пластилином и красками, если ребенок все тянет в рот…

СХВАТКА СОБАКИ И ХОЗЯЙКИ

Всегда должны помнить об условиях, которые необходимо выполнять, чтобы занятия были результативными:

– всегда сначала следует ориентироваться на интересы и пристрастия ребенка, пытаясь обыграть, придать эмоциональный смысл тому, что мы делаем. Например, мы рисуем «дорогу, по которой доктор Айболит идет к своим зверям», когда учим ребенка проводить прямую линию и «следы Айболита на дороге», когда обучаем его наносить кисточкой отдельные мазки. С мальчиком, у которого было особое пристрастие к деревьям, начинали с рисования и лепки его любимых дубов, затем к изображению других пород деревьев, составлению их каталога;

– по возможности надо использовать сюжетный комментарий, что помогает более длительное время удерживать внимание ребенка на задании. Например, одна мама сопровождала специальные упражнения для пальчиков сказкой о том, как «пальчики вышли из домика, открыв замок (при этом ребенок с маминой помощью делал «домик» и «замок» из пальчиков), пошли по дорожке к реке и сели в лодку (ребенок вместе с мамой делал лодочку из пальцев)» и т. д.;

– обязательно нужно эмоционально поощрять ребенка, говорить, что с каждым разом у него получается все лучше, ставить его работу «на выставку, чтобы все полюбовались» или дарить ее маме.

Данная психологическая программа по развитию мелкой моторики детей аутистов «Веселые пальчики, умные ручки», направлена на всестороннее развитие ребёнка аутиста. Методика программы позволит интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов для успешного обучения в школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Цель программы:

Моторное развитие ребенка аутиста: создание условий для комплексного развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективному обучению в школе.

Читайте также:
Алгоритм работы программы базы данных

Задачи программы:

  • исправление недостатков моторики;
  • совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий;
  • развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
  • развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
  • развитие творческой активности, пространственного мышления;
  • воспитание в ребенке аутиста аккуратности, усидчивости;
  • воспитание внимательности к выполнению заданий;
  • воспитание уважительного, бережного отношения к своему труду.

Формы и режим занятий:

Данная психологическая программа по развитию мелкой моторики детей аутистов «Веселые пальчики, умные ручки», является комплексной и коррекционно-направленной: наряду с развитием мелкой моторики предполагается исправление недостатков и формирование у него относительно сложных видов психической деятельности.

Главная задача психолога на начальном этапе работы — полноценное обследование ребенка аутиста с позиций системного подхода, выделение видимых затруднений, определение первичного и вторичного характера, установление причинности.

Психологическая программа по развитию мелкой моторики детей аутистов «Веселые пальчики, умные ручки», предполагает использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, физические упражнения, пальчиковые гимнастики, графические диктанты, индивидуальная корректировка действий.

Данная психологическая программа по развитию мелкой моторики детей аутистов «Веселые пальчики, умные ручки», рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 5 до 14 лет. В основе программы лежат индивидуальные занятия. Коррекционные занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 мин.

Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности, в процессе которых и решаются задачи моторного развития ребенка. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия.

Психологическая программа по развитию мелкой моторики детей аутистов «Веселые пальчики, умные ручки», разбита на следующие этапы:

Первый этап

– установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий.

Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.

Второй этап

– усиление психологической активности детей, стимулирование детей к повторению действия, подражанию, развитию приемов самообслуживания. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе

– важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов.

Содержание программы

В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям, подросткам и юношам с синдромом детского аутизма.

Необходимость развития такой системы не вызывает сомнений и обусловлена высокой частотой данной патологии развития.

Распространенность аутизма у детей колеблется от 4 до 26 случаев на 10 000 детского населения. По статистике аутизм чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, и соответствует 4:1. Аутизм представляет собой нарушение психического развития, для которого характерны многообразные проявления, впервые отмечаемые в младенческом или детском возрасте. Заболевание характеризуется выраженным дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Все эти признаки проявляются в возрасте до трех лет.

В настоящее время специалисты не говорят об аутизме как о единой патологии. Считается, что существуют расстройства аутистического спектра, подвиды аутизма, с гетерогенной природой заболевания.

Основными признаками являются:

– недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

– отгороженность от внешнего мира;

– слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)

– неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;

– недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

– приверженность к сохранению неизменности окружающего;

– неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

– однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

– разнообразные речевые нарушения при РДА;

Читайте также:
Служебные и сервисные программы примеры

– у детей аутистов наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Условия реализации программы

Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Большеуковского района» располагает необходимыми условиями для реализации настоящей программы.

Кадровое обеспечение

  • автор и непосредственный исполнитель программы – психолог;
  • куратор программы – заведующий отделением социальной реабилитации инвалидов;
  • привлеченный исполнитель программы – специалист по социальной работе.

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная.Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.

(приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; дыхательные упражнения – 2-3 мин;

2 часть. Основная.Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.

3 часть. Заключительная.Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Форма работы:индивидуальная.

Основные методы и приемы:игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Основными видами деятельности являются:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • практическая деятельность.

Коррекционную работу с аутичными детьми целесообразно проводить в трёх основных направлениях:

  1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно – моторной координации.
  2. Развитие навыков самообслуживания.
  3. Развитие речи и коммуникативных склонностей.

Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно может оказаться приоритетным.

Развитие ощущений и восприятия, зрительно – моторной координации. Для того чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с развития психических процессов, в особенности ощущений и целостного восприятия. Особое внимание при этом следует определять развитию мышечного, тактильного, зрительно-тактильного восприятия.

Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, то можно проводить занятия по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в зависимости от его интеллектуальных возможностей.

Развитие навыков самообслуживания.В связи с тем, что для аутичных детей характерны снижение или отсутствие мотивации к выполнению определенных действий (одевание, уборка вещей), очень важно установить с ребенком доверительные отношения. Только почувствовав, что взрослые принимают его таким как есть, ребенок уверится в собственной безопасности и, возможно, пойдет на контакт. Поскольку ребенок постоянно нуждается в визуальной поддержке, то при отработке навыков самообслуживания следует использовать пооперационные карты.

Развитие речи и коммуникативных склонностей.Развитие речи ребенка осуществляется с учетом группы. Так, занимаясь детьми I группы, взрослому следует особенно четко произносить все слова, при этом обратить внимание на те, которые ребенок пытается проговорить. Называя предметы, необходимо их показывать.

При работе с детьми II группы следует усиливать их речевую активность. Первоначально в речи можно использовать простые фразы: «Возьми конфету», затем постепенно добавлять все новые и новые слова: «Возьми со стола конфету», «Возьми с кухонного стола конфету» и т. д. Занятия должны проходить в доверительной атмосфере. При обучении ребенка чтению следует использовать метод глобального чтения. Ребенку предъявляют не отдельные буквы, а сразу целое слово, написанное крупно и четко, которое подкрепляется наглядным изображением.

Предполагаемые результаты программы:

– развивать понятийный аппарат и моторику рук;

– развитие познавательных навыков;

– развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

– применение навыков социально – бытового ориентирования и самообслуживания;

– ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

– повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

Для определения результатов осуществляются наблюдение, оценка развития основных навыков, опрос родителей обучающихся.

Этапы реализации программы развития

мелкой моторики ребенка аутиста

  • пальчиковая гимнастика
  • оригами
  • конструирование
  • графические упражнения
  • игры и действия с предметами.

Календарно – тематическое планирование

«Развитие мелкой моторики ребенка аутиста»

Источник: do-zaochnoe.com

Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Умные пальчики»

«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы»,- считал известный русский психолог Л.С. Выготский.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.

Читайте также:
Очная программа обучения это

Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима.

Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев.

Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О.

Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Актуальностьданной темы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно — психического развития ребенка. По словам В.А.Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему.

Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов проходят в системе, способствуют не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.

Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок «Умные пальчики» по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Программа студии рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с сентября по май, объем состовляет-37часов.

Цель и задачи программы

Цель программы:Подготовка руки к письму.

Задачи программы:

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

3. Формировать у детей навыки графического письма.

4. Продолжать научить ориентироваться на листе в клетку.

5. Закреплять навыки понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «диагональ».

6. Воспитывать старательность, аккуратность и уверенность в своих умениях.

Планируемые результаты

К концу подготовительной группы предполагается развитие и совершенствование у детей:

  • мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
  • крупных движений и умения владеть своим телом;
  • пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);
  • активной речи, словарного запаса;
  • мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
  • навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за учебный год.

Диагностика ожидаемых результатов проводится в начале и конце учебного года, определяющая уровень развития детей по подготовке …

Дата изменения: 11.09.09.2018

Источник: kollegi-pedagogi.ru

Умные пальчики

Программа разработана на основе парциальной образовательной программы «Умные пальчики: конструирование в детском саду» Лыковой Ирины Александровны (доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО, главный научный сотрудник Института изучения семьи, детства и воспитания РАО, ведущий научный сотрудник Института художественного образования и культурологии РАО).

Формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе, особенно для детей, имеющих проблемы с развитием.

Программа предлагает инновационный вариант реализации задач познавательного, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста на основе принципа культуросообразности.

преподаватели

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Запись недоступна

Рекомендуем посмотреть

«Школьный театр»

Программа учитывает особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

В настоящий момент запись закрыта. Возможно, запись будет открыта в ближайшее время, пожалуйста, следите за информацией.

  • доступна оплата сертификатом

Легкая атлетика

Этот замечательный вид спорта дает возможность человеку проявить самые разные качества: быстроту, выносливость, гибкость, силу, ловкость.

Источник: dop10.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru