Необходимость в дополнительной работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию в кружке «Умелые ручки» возникла изначально из большого интереса детей к природному материалу: семенам растений, листьям, корням, плодам, овощам необычной формы и размера. Оказалось, что детские коллекции и сокровищницы включают в себя в основном природный материал.
Программой предусмотрены специальные занятия по конструированию из природного материала, но желание детей оживлять свои сокровища, давать им новую жизнь в сказочных образах было так велико, что возникла необходимость в дополнительных занятиях с природным материалом.
Природный материал-кладовая для развития детского творчества. Ведь изготовление игрушек и поделок из природного материала — труд кропотливый, необычный и очень приятный. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, систематический труд с природным материалом развивает детскую руку: она приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности, способствует воспитанию эстетического вкуса, усидчивости, трудолюбия.
Кружок «Умелые ручки» средняя группа N8
Наряду с изготовлением поделок из природного материала, детям очень нравится работа с тканью, где они знакомятся с материалами и инструментами для шитья.
Цель кружка: формирование у детей трудовых навыков, творческой активности, художественного вкуса. В ходе формирования трудовых знаний, умений и навыков способствовать появлению различных форм социального взаимодействия (сотрудничество, взаимопомощь, достижение одной цели в коллективной деятельности) с взрослыми и сверстниками.
На занятиях кружка «Умелые ручки» решаются следующие задачи:
Развиватьконструктивные и творческие способности дошкольников с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Способность развитию мелкой моторики рук, точности движений, координации в работе глаза и руки, глазомера.
Формировать практические навыки работы с бумагой, разнообразным бросовым и природным материалом, тестом.
Сформировать умение работать с трафаретами и лекалами, подбирать ткань по цвету и фактуре.
Формировать первоначальные навыки шитья.
Знакомить со свойствами различных материалов.
Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Способствовать воспитанию эстетического вкуса дошкольников.
Способствовать развитию монологической связной речи.
Тематика занятий в кружке дополнительного образования не дублирует рекомендованные программой «Радуга», а дополняет их с учетом интересов детей, имеющегося природного материала и потребностей детского коллектива (оформление тематической выставки, изготовление сувениров, оборудования для занятий, подарков для малышей, для родителей, для друзей.).
Занятия в кружке «Умелые ручки» разработаны на основании рекомендаций научно-методической литературы для воспитателей дошкольных учреждений.
В тематику занятий включены работы с различным материалом: природным, бросовым, бумагой, тестом, тканью.
Учитывается дидактический принцип постепенного нарастания сложности заданий, как по технике изготовления, так и по тематике.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по подгруппам (не более 10человек). Длительность занятия — до 30 минут.
Методические приемы, используемые руководителем, соответствуют возрастным особенностям дошкольников и их подготовленности к данному виду деятельности:
Источник: centrideia.ru
Рабочая программа «Умелые ручки»
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились…
По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматические или быстрые, нервные руки).
Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Не подать руки», «Руками развести», «Руки опускаются», «Обеими Руками, «за», «Своя рука – Владыка», «Руки не оттуда растут», «Работать не покладая рук», «Как рукой смело» и т. д.
Ещё во 2 веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.
Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активности головного мозга.
Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинец – на работе подтверждают развитие рук с развитием мозга.
Учёные доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти, способствует интеллектуальному развитию детей. Всё дело в головном мозге человека, а точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речь. Данные центры расположены очень близко друг к другу.
Таким образом, массируя пальцы и развивая мелкую моторику, мы стимулируем, активизируем соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и мышление. Чем теснее взаимосвязь мыслительных и речевых процессов, тем лучше речь, мышление, внимание, выше способности ребенка. Массаж стимулирует взаимосвязь между полушариями головного мозга – чувства и образы запускают речевые процессы. Благодаря массажным и двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активация межполушарного взаимодействия, гармонизация головного мозга в целом.
М. М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор- физиолог, считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат.
С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Согласно наблюдениям Кольцовой, дети, совершающие многочисленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, выполнять множество бытовых и учебных действий.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, а затем и клавиатурой компьютера, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными.
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи: косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка; готовим к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Цель программы: Развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений руки с помощью игрового массажа, упражнений и игр.
Задачи:Учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику, ловкость рук, координацию движений.
Развивать воображение, мышление, прививать способность к анализу и синтезу, тренировать логику.
Формировать общие речевые навыки детей, обогащать словарный запас.
Способствовать развитию предметной деятельности, развитию тактильной чувствительности; развивать глазомер, зрительное внимание.
Развивать художественный вкус, конструкторские навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур.
Развивать творческие способности.
Воспитывать доброту и инициативу; воспитывать усидчивость и терпение.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю.
Продолжительность зависит от возрастной группы.
Средняя группа – 20 мин.
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценить собственные достижения, а также тестовые задания в начале и в конце учебного года, определяющие уровень их развития.
Формы проведения итогов по результатам освоения программы предусматривают:
*диагностику освоения детьми программы (в начале учебного года и в конце)
*открытое занятие для родителей: аппликация из комочков салфеток «Барашек» (апрель)
*отчет педагога на родительском собрании. Итоговое родительское собрание (май)
*выставка детских творческих работ, поделок из различных материалов (круп, салфеток, пластилина). Выставка детских аппликаций из бумаги (обрывная мозаика) «Фрукты» (октябрь), выставка детских работ из комочков салфеток «Зимняя сказка» (январь), выставка детских работ из круп на пластилиновой основе «Чудесные цветы» (май).
2. Диагностика
В начале учебного года проводится обследование мелкой моторики руки каждого ребенка. Все полученные данные заносятся в диагностическую карту, в начале учебного года и в конце. В карте отражены основные навыки владения пальцами рук, критерии самостоятельности выполнения заданий. Достаточно ли развита мелкая моторика, правильно ли дети держат карандаш, регулируют силу нажима, предложенные графические задания выполняют самостоятельно, технически правильно.
Диагностика развития детей по мелкой моторике в средней группе
Статистические упражнения
Координация движений (переключаемость)
Рисование по точкам
Выполнение штриховки в заданном направлении
Источник: www.art-talant.org
Программа дополнительного образования воспитанников для детей средней группы компенсирующей направленности «Умелые ручки»
Данная развивающая программа дополнительного образования «Умелые ручки» является авторской программой художественно-эстетической направленности для детей средней группы компенсирующуй направленности, созданной на основе методических пособий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования воспитанников для детей средней группы компенсирующей направленности «Умелые ручки»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №141 «ПИЛЕШ»
комбинированного вида» г.Чебоксары.
дополнительного образования воспитанников
для детей средней группы компенсирующей направленности
Николаева Светлана Львовна
«Истоки способностей и дарования детей –
находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок»
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе изобразительной деятельности, формировать психические процессы, развивать художественно – творческие способности и положительно – эмоциональное восприятия окружающего мира.
Основные задачи:
Образовательные: ♦ привлекать детей к работе с разнообразными материалами, обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов; ♦ формировать умение детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования. ♦ знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства; ♦ развивать умение детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства; ♦ подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Развивающие: ♦ развивать художественный вкус, эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей; ♦ развивать ассоциативное мышление и любознательность; ♦ развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии; ♦ развивать мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении; ♦ развивать желание экспериментировать с разными изобразительными материалами; ♦ развивать умение создавать коллективные работы.
Воспитательные: ♦ формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; ♦ формировать умение оценивать созданные изображении; ♦ воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; ♦ воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества; ♦ воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности.
- «Речевое развитие». В совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
- «Познавательное развитие». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
- «Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Конструирование из бумаги, простое оригами;
- Пластилинография;
- Лепка из солёного теста;
- Аппликация из сжатой бумаги, обрывная аппликация, аппликация из сухих засушенных листьев;
- Конструирование из природного и бросового материалов;
- Нетрадиционные техники рисования, используемые при организации занятий с детьми:
- тычок жесткой полусухой кистью;
- оттиск печатками из ластика, пробкой, печатками из овощей;
- оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой;
- восковые мелки + акварель, свеча + акварель;
- отпечатки листьями;
- волшебные ниточки;
- рисование пальчиками, ладошкой;
- рисование ватными палочками;
- кляксография;
- монотипия;
- печать по трафарету.
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных и литературных произведений;
- Практические – упражнения, игровые методы;
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка;
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Источник: kopilkaurokov.ru