1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
2 ГОУ прогимназия №698 «Пансион» г. Санкт-Петербурга
В статье обсуждаются некоторые аспекты негативных изменений состояния здоровья детей и подростков; также рассматривается роль системы образования в формировании и сохранении здоровья подрастающего поколения. Показано, что модернизация системы образования привела в последние годы к появлению новых форм и содержания образования, а также инновационных решений в сохранении здоровья обучающихся. В рамках традиционной системы образования забота о здоровье школьников и студентов – прерогатива медицинских учреждений; однако их работа направлена на лечение и профилактику , а не на формирование здоровья, здорового образа жизни. Возникает необходимость создания педагогических условий для сохранения здоровья школьников и других участников образовательного процесса, это лежит в основе здоровьесберегающей педагогики. В статье приведены принципы и классификация здоровьесберегающих технологий.
Лучшие приёмы для сердца омолодят сосуды за 1 минуту в день!
innovations
health-forming technologies
promotion health
валеологияchildren
здоровьеформирующие технологии
образ жизни
формирование и сохранение здоровья
образование
1. Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере : учебно-методический комплекс. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. — 235 с.
2. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников : метод. пособ. — М. : Аспект-пресс, 2000. — 139 с.
3. Макарова Л.П., Корчагина Г.А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Вестник Герценовского университета. — 2007. — № 6. — С. 47-48.
4. Макарова Л.П. [и др.] Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — С. 286-289.
5. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : уч. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издат. центр «Академия», 2008. — 192 с.
6. Основы валеологии : уч. пособ. / под ред. В.П. Соломина, Л.П. Макаровой, Л.А. Поповой. — СПб. : Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 1999. — 204 с.
7. Основы здорового образа жизни петербургского студента : учебник / под ред. В.П. Соломина. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. — 319 с.
8. Резников М.А., Вершинина В.В. Резервы здоровья (самоанализ) : уч.-методич. пособ. — СПб. : АППО, 2008. — 38 с.
9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М. : АРКТИ, 2005. — 320 с.
10. Станкевич П.В. Инновационная образовательная программа в образовательной практике Герценовского университета : опыт реализации в 2007/2008 учебном году // Вестник Герценовского университета. — 2008. — № 4. — С. 28-30.
Охрана здоровья детей и подростков, составляющих значительную часть населения, от которого зависит здоровье и последующих поколений, является важнейшей государственной задачей.
Укрепление здоровья и профилактика заболеваний
В настоящее время, несмотря на некоторую стабилизацию ряда демографических и медико-статистических показателей, выявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.
По данным различных авторов, насчитывается лишь 14-23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные — хронические заболевания. Результаты медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей и подростков значительно ухудшается. Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый — патологию сердечно-сосудистой системы [3].
Особую тревогу вызывает состояние нервно-психического здоровья учащихся. За время обучения в школе число детей с заболеваниями нервной системы возрастает в 2 раза. Данная группа заболеваний включает как функциональные нарушения (неврозы, фобии, страхи, невротические реакции), так и органические заболевания, в том числе врожденную и генетически обусловленную патологию.
В научных исследованиях показано, что состояние здоровья детей и подростков особенно ухудшается в учреждениях нового типа (гимназиях, лицеях, авторских школах), в которых фактический объем недельной нагрузки (время, затраченное в образовательном учреждении и на выполнение домашних заданий) приводит к увеличению так называемого рабочего дня школьника до 10-12 часов для учащихся начальных классов и до 15-16 часов в сутки — для старшеклассников [2]. Недостаток времени учащиеся компенсируют за счет сна, в том числе ночного, и двигательной активности (75% школьников мало занимаются физической культурой, т.е. находятся в условиях гиподинамии).
Результатом интенсификации учебного процесса является выраженное утомление к концу дня и недели у 40-55% учащихся, в то время как в общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20-30%; у 60-63% регистрируется изменение артериального давления (как правило, по гипертоническому типу), у 78-85% отмечаются неврозоподобные реакции. Более половины учащихся школ нового типа имеют различные хронические заболевания.
У подростков нервно-психические расстройства отмечаются в 1,5 раза чаще, чем у детей до 14 лет, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями подросткового возраста (интенсивное физическое развитие, половое созревание, нейрогормональная перестройка), психосоциальными факторами, и в определенной степени зависят от педагогической деятельности.
По данным Д.Н. Исаева, среди причин ухудшения нервно-психического здоровья учащихся, связанных со школой, первое место занимает перегрузка учащихся, второе — отношение педагога, порой несправедливое, унижающее достоинство ученика, третье — неприятие детским коллективом, смена его и т.д. То есть школа превратилась в дополнительный фактор риска развития заболеваний учащихся вместо того, чтобы выполнять оздоровительные функции.
Учитывая, что среди факторов, влияющих на здоровье, наибольший удельный вес занимает образ жизни (50-55%), необходимо повышение роли системы образования в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни школьников [6].
Модернизация системы образования в России, вызванная потребностью в пересмотре образовательной парадигмы, обусловила появление новых форм и содержания образования, а также инновационных решений в сохранении здоровья обучающихся [4].
В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако работа медицинского персонала ориентирована на лечение и профилактику заболеваний, а не на формирование здоровья, здорового образа жизни.
В связи с этим возникает необходимость создания педагогических условий для сохранения здоровья школьников и других участников образовательного процесса [1; 6-9], предполагающих участие в нем различных специалистов, призванных обеспечить: воспитание у учащихся потребности в здоровье, у педагогов — идеологии здоровья; физиолого-гигиеническое обоснование учебных программ, условий, режимов обучения, труда и отдыха; валеологическую оценку педагогических технологий; формирование научного понимания сущности здорового образа жизни; проведение контроля и коррекции формирования здорового образа жизни учащихся и педагогов; контроль обеспечения безопасности жизни и здоровья ребенка, подростка в микросоциуме (группа, класс, школа, семья); организацию оказания первой помощи при травмах и неотложных состояниях; посещение уроков, в том числе уроков физического воспитания, и внеурочных мероприятий, занятий групп продленного дня для контроля за деятельностью учащихся, динамикой их работоспособности; наблюдение за состоянием здоровья школьников (по данным субъективного статуса и медицинской документации).
Педагог должен знать: основы возрастной физиологии, школьной гигиены, профилактики соматических и психических заболеваний, медицинской реабилитации, первой медицинской помощи; особенности детской и педагогической психологии; основы возрастной, сравнительной, социальной педагогики, педагогической этики; педагогические здоровьесберегающие технологии; основы теории и методики физической культуры; основы безопасности жизнедеятельности; правовые вопросы охраны здоровья детей и подростков; вопросы управления деятельностью ученического и педагогического коллектива по проблемам здорового образа жизни; методологию и методику научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.
Педагог должен уметь: провести анализ и оценку учебно-воспитательного процесса, физического развития и состояния здоровья учащихся и учителей; организовать оздоровительную работу в учебном заведении; оказать первую медицинскую помощь при травмах и неотложных состояниях или организовать её оказание.
Педагог должен владеть: методами оценки санитарно-гигиенических условий обучения и организации учебного процесса в образовательном учреждении; здоровьесберегающими технологиями обучения и воспитания, способствующими выявлению и активизации резервных возможностей человека, формированию личностно-интеллектуальной деятельности; методами научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.
В школе необходимо ввести валеологическое сопровождение образовательного процесса, под которым понимается система взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, учителей. Системобразующим фактором валеологического взаимодействия будет выступать мотивационная заинтересованность и компетентность педагогов, психолога, врача, учащихся в формировании здорового образа жизни. Система взаимодействия включает: разработку мер по координации усилий педагогов и медицинских работников, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, определение уровней состояния здоровья учащихся и их взаимосвязи с объемами учебной нагрузки, разработку валеологически обоснованных инновационных технологий обучения и их внедрение и т.п. Такая система станет гарантом прав сохранения здоровья школьника и учителя.
Федеральными законами «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000) на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, а программы и методики обучения, используемые при этом, должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения об их безвредности для здоровья.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствовании его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, обеспечении психологического комфорта участников образовательного процесса.
Впервые в стране перестройка образования проводится в интересах охраны здоровья обучающихся. Одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации системы образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей, подростков и молодежи. В сложившейся ситуации здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.
В соответствии с Инновационной образовательной программой РГПУ им. А.И. Герцена на 2007-2008 гг. коллективом авторов была разработана Учебная программа модуля «Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере» в рамках современных тенденций в мире и в нашей стране, обусловливающих заботу об общественном и индивидуальном здоровье нации [1; 4; 10]. В 2010 г. разработана магистерская программа «Профилактика социальных отклонений (Превентология)», которая уже реализуется.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогическое сотрудничество, личностно-ориентированная педагогика и др.). Ее главной отличительной особенностью является приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Это определяет необходимость последовательного формирования организационно-педагогических условий — здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, специалисты, обучающиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты [5; 9].
Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья от неблагоприятных воздействий, но и развитие и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование у них культуры здоровья.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
- качественный мониторинг состояния здоровья;
- представление о здоровье в соответствии с определением ВОЗ;
- непрерывность и преемственность;
- субъект-субъектное взаимодействие;
- соответствие содержания и организации образования возрастным особенностям;
- комплексный междисциплинарный подход;
- гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
- приоритет позитивных воздействий и активных методов обучения;
- сочетание охранительной и тренирующей стратегий;
- формирование ответственности за свое здоровье.
Классификация здоровьесберегающих технологий в зависимости от подходов к охране здоровья и, соответственно, от методов и форм работы:
- медико-гигиенические здоровьесберегающие технологии;
- физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии;
- экологические здоровьесберегающие технологии;
- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- здоровьесберегающие образовательные технологии:
Таким образом, формирование и сохранение здоровья детей и подростков является не только медико-социальной, но и педагогической проблемой. Здоровьесберегающая образовательная технология — качественная характеристика любой гуманитарной образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья, это совокупность принципов, приемов, методов работы, которые дополняют задачами здоровьесбережения традиционные технологии обучения, воспитания, развития.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Здоровьесберегающая педагогика должна обеспечить высокий уровень образования при сохранении и укреплении здоровья всех участников образовательного процесса.
Рецензенты
- Котенко Петр Константинович, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной безопасности факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.
- Плахов Николай Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, старший научный сотрудник военного учебно-научного центра ВМФ, г. Санкт-Петербург.
Источник: science-education.ru
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»
Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гуняев Евгений Викторович, Алдошин Андрей Витальевич
В данной статье рассматриваются основные средства и методы, используемые для укрепления общефизического и психического здоровья населения. Проводится анализ мероприятий по профилактике заболеваний на государственном и международном уровне, так как здоровье населения страны напрямую зависит от социально — экономического уровня ее развития и проведения политики в сфере формирования системы мотивации граждан к здоровому образу жизни.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гуняев Евгений Викторович, Алдошин Андрей Витальевич
К ВОПРОСУ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья детей, подростков, молодых людей средствами физической подготовки, туризма и спорта, привлечение молодого поколения к здоровому образу жизни
УКРЕПЛЕНИЕ БОЛЬНОГО ПОЗВОНОЧНИКА ПРИ ПОМОЩИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
PUBLIC HEALTH PROMOTION AND DISEASE PREVENTION
This article discusses the main tools and methods used to strengthen the general physical and mental health of the population. The analysis of measures for the prevention of diseases at the state and international level is carried out, since the health of the country’s population directly depends on the socio — economic level of its development and the implementation of policies in the field of forming a system of motivating citizens to a healthy lifestyle.
Текст научной работы на тему «УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ»
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ
PUBLIC HEALTH PROMOTION AND DISEASE PREVENTION
Гуняев Евгений Викторович
старший преподаватель кафедра огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Gunyaev Evgeny Viktorovich senior lecturer
department of fire training and activities of the department
of internal affairs in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Алдошин Андрей Витальевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Aldoshin Andrey Vitalievich Ph. D., associate professor department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные средства и методы, используемые для укрепления общефизического и психического здоровья населения. Проводится анализ мероприятий по профилактике заболеваний на государственном и международном уровне, так как здоровье населения страны напрямую зависит от социально-экономического уровня ее развития и проведения политики в сфере формирования системы мотивации граждан к здоровому образу жизни.
Abstract. This article discusses the main tools and methods used to strengthen the general physical and mental health of the population. The analysis of measures for the prevention of diseases at the state and international level is carried out, since the health of the country’s population directly depends on the socio-economic level of its development and the implementation of policies in the field of forming a system of motivating citizens to a healthy lifestyle.
Ключевые слова: здоровье населения, физическое развитие, здоровое питание, профилактика заболеваний, психическое здоровье.
Keywords: population health, physical development, healthy nutrition, disease prevention, mental health.
Здоровый образ жизни — это основа физического и социального благополучия конкретного человека, которая достигается с помощью действий направленных
на профилактику болезней и укреплению здоровья. В современном мире актуальность по сохранению и укреплению своего физического и психологического здоровья все больше набирает обороты. Этим вопросом занимаются как отдельные люди, которые обеспокоены своим физическим развитием, так и государственные и международные органы, деятельность которых заключается в обеспечении благоприятных условий для правильного здорового и физического развития населения.
Основными направлениями по укреплению здоровья являются:
1. Физическое развитие и активность.
2. Здоровое питание.
3. Профилактика заболеваний.
4. Исключение вредных привычек и снижение потребления алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ.
5. Профилактика по укреплению психического здоровья.
Одной из наиболее важных задач, по соблюдению здорового образа жизни, является правильное физическое развитие и активность населения. Регулярная ежедневная нагрузка укрепляет здоровье человека, помогает поддерживать форму, формирует выносливость.
Спорт влияет не только на физическое развитие личности, но и на модель поведения: человек, регулярно занимающийся физическими упражнениями, более стрессоустойчив к внешним факторам, дисциплинирован. Физическая активность существенно снижает риск развития многих серьезных заболеваний, таких как: диабет, проблемы с сердечнососудистой системой, лишний вес. Однако существуют ситуации, которые не дают человеку возможности выполнять определенные физические упражнения по состоянию здоровья. Это не значит, что физическую нагрузку для них нужно исключать полностью, она должна проявляться хотя бы в повседневной деятельности, такой как прогулка в парке, домашняя работа, выгул домашних животных или поездки на природу [1, с. 134, 2, с. 23].
С целью повышения мотивации у человека к здоровому образу жизни реализуются многие социальные программы и мероприятия, проводимые государственными органами, которые направлены на:
1) благоустройство населенных пунктов, таким образом, чтобы населению было комфортно заниматься спортивной деятельность и вести активный образ жизни. Примером может являться обустройство парков, пешеходных и велосипедных дорожек, оснащение детских площадок спортивными тренажерами, построение спортивных комплексов и стадионов;
2) проведение спортивных праздников и соревнований, в которых, могут принять участие большое количество желающих [3, с. 10];
3) информирование населения о положительных факторах ведения спортивного образа жизни с помощью средств массовой информации;
4) поддержание деятельности волонтеров, добровольческих объединений, организаций, спортивных клубов и кружков, деятельность которых направлена на распространение здорового образа жизни среди молодежи;
5) обеспечение необходимого физического развития в образовательных организациях.
Показатели физического развития помогают выявить антропометрические мар-
керы риска и имеющиеся отклонения в организме человека. На основе этих данных определяют ряд заболеваний, которые могут проявляться у конкретного лица, а также эффективность проводимых оздоровительных мероприятий, режим жизни и спортивные возможности населения в целом.
Очень важно придерживаться здорового питания — это сбалансированный подбор продуктов питания, способствующий нормальному развитию человека и укреплению его здоровья и иммунитета. Правильное питание в сочетании с регулярными физическими нагрузками сокращает риск многих хронических заболеваний.
Основной принцип здорового питания заключается в том, что прием пищи должен быть разнообразен и богат продуктами, насыщенными полезными природными витаминами. Недельный рацион должен включать в себя: мясо, рыбу, крупы, овощи и фрукты. Стоит избегать приема продуктов, содержащих в своем составе усилители вкусов, консерванты, и иные химические добавки. Здоровые продукты питания положительно воздействуют на здоровье и самочувствие. Улучшается работа внутренних органов, в первую очередь желудка, а также уходит лишний вес, кожа и волосы приобретают ухоженный внешний вид [4, с. 136].
Мероприятия по формированию навыков здорового питания у населения:
1. Обеспечение доступности полезных продуктов питания в конкретном регионе.
2. Контроль за питанием в медицинских, социальных и образовательных организациях.
3. Передача информации населению о пользе правильного питания, включая демонстрацию по телевидению, радио и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Работа по защите потребителей от недостоверной информации о продукции.
5. Проверка качества пищевой продукции и соблюдение санитарных норм при ее производстве.
6. Использование результатов научных исследований в области нутрициоло-гии и диетологии для понимания взаимосвязи здоровья населения со структурой питания и качеством употребляемых продуктов в пищу.
Следующим направлением по укреплению здоровья является профилактика заболеваний — это способ защиты, от возникновения болезней и недомогания у населения, путем проведения плановых и внеплановых медицинских обследований, а также применения комплекса мер, направленных на предупреждение, выявление и распространение инфекции.
Важность профилактики заболеваний мы поняли при возникновении коронави-русной инфекции (COVID-19). Распространение вируса, после мощной вспышки в китайском городе Ухань, заставило каждого человека задуматься о мерах предосторожности, которые бы не дали заразиться новой болезнью и способствовали спаду случаев новых заболеваний. Похожие симптомы новой инфекции встречаются у пациентов с ОРВИ или гриппом. При их появлении стоит незамедлительно обращаться за врачебной помощью, а вот лицам еще не заразившимся вирусом нужно выполнять комплекс мер по профилактики заболевания.
Для профилактики заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем необходимо:
1. Всегда мыть руки при возвращении домой, тем самым убивая возможные микробы и бактерии.
2. Использовать дезинфицирующие растворы.
3. Не контактировать с лицами, имеющими симптомы заболевания.
4. Регулярно проветривать помещение и производить уборку с помощью моющих средств.
5. Не заниматься самолечением, а обращаться за консультацией и помощью к специализированному врачу.
6. Использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки).
7. Вести здоровый образ жизни, что повышает сопротивляемость организма к инфекции. Стоит соблюдать режим полноценного сна, употреблять пищевые продукты богатые белками, витаминами и минеральными веществами, не забывать про физическую активность [5, с. 217].
Третьим компонентом по укреплению здоровья является — исключение вредных привычек и снижение потребления алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ существенно влияет на общефизическое здоровье населения. В современном мире очень высокий уровень потребления спиртосодержащих напитков в период с 1990-х годов по наши дни он возрос на 10 %. Всемирная организация здравоохранения каждый год разрабатывает план мероприятий по снижению процента потребления алкогольной продукции и табака и формированию негативного отношения к пагубным привычкам. Основная задача организации — проинформировать население об опасности различных форм зависимостей и дать рекомендации как их избежать. Основным субъектом привлечения к здоровому образу жизни является молодежь, для которой разрабатываются специальные программы для привлечения к полезному досугу в виде спортивных и массово-культурных мероприятий. Здоровые увлечения заменяют отдых, сопровождающийся спиртным и табачными изделиями.
Методы убеждения населения, о негативном влиянии пагубных привычек:
1. Пропаганда здорового образа жизни, без пагубных привычек с помощью использования средств массовой информации и общественных организаций.
2. Профилактические беседы о вреде употребления алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ в образовательных организациях, с целью формирования правильного понимания у молодежи о негативных последствиях.
3. Увеличение цен и ограничение продажи на табачную и алкогольную продукцию.
4. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11. В 1995 году запрещена продажа алкогольной продукции лицам моложе восемнадцатилетнего возраста.
Борьба с употреблением наркотических и психотропных веществ еще более серьезная проблема, которая решается не только на государственном, но и на меж-
дународном уровне. Всемирно известные наркотические препараты с каждым годом пополняются, чем усложняют задачу их полного, своевременного искоренения. В данном случае основой пресечения данных действий является понимание населения, что потребление таких веществ разрушает организм и приводит к страшному заболеванию. На законодательном уровне каждое государство ведет активную политику по устранению распространения и употребления наркотических и психотропных веществ, а также вводит строгие меры наказания за такие правонарушения.
Основным показателем здоровья человека является психическое здоровье -это внутреннее состояние человека, которое заключается в психическом и социальном процветании, и возможности справляться с внешними отрицательными факторами (стрессом, жизненными трудностями и преградами) осуществлять продуктивную жизнедеятельность и реализовать свой потенциал по достижению поставленных личных целей. Примерно каждый четвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний, что существенно мешает данной категории лиц сохранять равновесие между духовным и физическим развитием.
При нормальном психическом благополучии личность находится в гармонии с собой и с социумом. В противном случае проявляются такие факторы как: расстройство сознания, нежелания брать ответственность за свои поступки, трудность при принятии важных решений и неспособность быстро ориентироваться в социальных условиях. Такие показатели негативно влияют на жизнь человека и проявляются в нежелании заботиться о себе и своем здоровье. Очень важно уделять внимание и поддерживать свое психологическое здоровье, так как оно напрямую влияет на организм человека и может предотвратить заболевания, связанные с сердечнососудистой системой. Человек, который не испытывает стресса и повышенной тревожности он способен жить полноценно, правильно расставлять жизненные приоритеты, не прибегать к вредным пагубным привычкам, и понимать важность мер по укреплению здоровья.
Подводя итог, можно сделать вывод, что темп современной жизни очень энер-гозатратен, поэтому не стоит забывать о своем социальном и физическом благополучие, и осуществлять контроль за своим здоровьем. Приверженность здоровому образу жизни — это персональный выбор каждого человека, который хочет прожить долгую и счастливую жизнь. Никакие приказы и распоряжения не могут заставить человека вести здоровый образ жизни и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно подходить к вопросу формирования собственного здорового поведения.
1. Белашова И. С., Еремин Р. В. Физическая культура как средство формирования основ здорового образа жизни в деятельности курсантов // Наука-2020. 2020. № 1 (37). С. 134-137.
2. Подрезов И. Н., Моськин С. А. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональное состояние организма человека и уровень его здоровья // Наука-2020. 2018. № 6 (22). С. 23-28.
3. Еремин Р. В. К вопросу о пропаганде спортивных достижений в целях развития
физической культуры молодежи // Наука-2020. 2019. № 5 (30). С. 10-15.
4. Кузнецов М. Б. Применение врачебно-педагогического контроля на занятиях по физической подготовке с курсантами образовательных организаций системы МВД России // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы Международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. I. Иркутск : Восточносибирский институт МВД России, 2016. С. 136-141.
5. Осипов Д. В. Повышение физической подготовленности и укрепления здоровья курсантов-девушек, обучающихся в образовательных организациях МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2019. С. 217-223.
1. Belashova I. S., Eremin R. V. Fizicheskaya kul’tura kak sredstvo formirovaniya osnov zdorovogo obraza zhizni v deyatel’nosti kursantov [Physical culture as a means of forming the foundations of a healthy lifestyle in activity of students]. Nauka-2020 — Science-2020, 2020, no. 1 (37), pp. 134-137.
2. Podrezov I. N., Mos’kin S. A. Vliyanie zanyatiy fizicheskimi uprazhneniyami na funktsional’noe sostoyanie organizma cheloveka i uroven’ ego zdorov’ya [nfluence of physical exercises on the functional status of the human body and his health]. Nauka-2020 — Science-2020, 2018, no. 6 (22), pp. 23-28.
3. Eremin R. V. K voprosu o propagande sportivnykh dostizheniy v tselyakh razvitiya fizicheskoy kul’tury molodezhi [To the question of the promotion of sporting achievements in the development of physical culture youth]. Nauka-2020 — Science-2020, 2019, no. 5 (30), pp. 10-15.
4. Kuznetsov M. B. Primenenie vrachebno-pedagogicheskogo kontrolya na zanyatiyakh po fizicheskoy podgotovke s kursantami obrazovatel’nykh organizatsiy sistemy MVD Rossii [Application of medical and pedagogical control in physical training classes with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie professional’noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel’nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2 t. T. I. [Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies.
Materials of the International Scientific and Practical Conference. In 2 vols. T. I.]. Irkutsk, VSI of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2016, pp. 136-141. (In Russia).
5. Osipov D. V. Povyshenie fizicheskoy podgotovlennosti i ukrepleniya zdorov’ya kursantov-devushek, obuchayushchikhsya v obrazovatel’nykh organizatsiyakh MVD Rossii [Improving physical fitness and strengthening the health of cadets-girls studying in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel’nykh organov. Sbornik statey [Improving the physical training of law enforcement officers. Collection of articles]. Orel, ORYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V.
Lukyanov Publ., 2019, pp. 217-223.
Источник: cyberleninka.ru
Профилактика заболеваний у пожилых людей
Профилактика заболеваний — это лечение, направленное на предотвращение возникновения или ухудшения заболевания. Профилактические меры полезны для независимых пожилых людей без хронических заболеваний или при их легком течении, а также пожилым людям с несколькими неизлечимыми заболеваниями, которые, однако, можно контролировать лекарствами.
Первичная и вторичная профилактика
Первичная профилактика направлена на то, чтобы остановить болезнь до того, как она наступит, часто путем сокращения или устранения факторов риска. Первичная профилактика может включать иммунопрофилактику Обзор иммунизации (Overview of Immunization) Иммунитет может быть достигнут: Активно — с использованием антигенов (например, вакцины, анатоксины) Пассивно — с использованием антител (например, иммуноглобулины, антитоксины) Анатоксин –. Прочитайте дополнительные сведения (вакцинация), хемопрофилактику ( Хемопрофилактика и иммунизация пожилых пациентов Хемопрофилактика и иммунизация пожилых пациентов ) и изменения образа жизни ( Меры по изменению образа жизни, которые помогают предотвратить общие хронические заболевания Меры по изменению образа жизни, которые помогают предотвратить общие хронические заболевания ).
Целью вторичной профилактики является выявление и лечение заболевания или его осложнений на ранней стадии, до развития симптомов или функциональных потерь, что таким образом, минимизирует заболеваемость и смертность.
Скрининг
Скрининг Скрининговые исследования Результаты теста могут помочь поставить диагноз пациентам с симптомами (диагностическое тестирование) или определить наличие скрытых заболеваний у бессимптомных пациентов (скрининг). Если тесты. Прочитайте дополнительные сведения может быть первичной или вторичной мерой профилактики. Скрининг может быть использован для выявления факторов риска, которые могут быть изменены, чтобы предотвратить или выявить у людей асимптоматическое заболевание, лечение которого возможно начать на ранних стадиях.
Несколько организаций публикуют рекомендации по скринингу, которые иногда различаются. Независимо от того, что рекомендуется в руководстве, необходимо учитывать индивидуальные характеристики и предпочтения пациента. При скрининге на наличие рака, Рекомендации для проведения скрининга заболеваемости раком* у пожилых пациентов Рекомендации для проведения скрининга заболеваемости раком* у пожилых пациентов и некоторых других расстройств, Выбранные рекомендации для проведения скрининга заболеваемости раком у пожилых пациентов Выбранные рекомендации для проведения скрининга заболеваемости раком у пожилых пациентов .
Ссылки на скрининг
1. Jellinger PA, Handelsman Y, Rosenblit PD, et al: American Association of Clinical Endocrinologists and American College of Endocrinology Guidelines for Management of Dysipidemia and Prevention of Cardiovascular Disease. Endocrine Practice 23:1-87, 2017. doi:10.4158/EP171764.APPGL
2. American Diabetes Association: Standards of Medical Care in Diabetes. Diabetes Care 43(Supplement 1): S1-S2, 2020. https://doi.org/10.2337/dc20-Sint
Третичная профилактика
В третичной профилактике у пациентов с существующим симптоматическим, как правило, хроническим заболеванием надлежащим образом удается предотвратить дальнейшие функциональные потери. Наблюдение за болезнью осуществляется при помощи практико-специфических методических разработок и документов по наблюдению за болезнью. Было разработано несколько программ по ведению заболеваний
Осуществление особого ухода за состоянием пациента: Специально обученная медсестра совместно с лечащим врачом или гериатром координирует ведение документации и наблюдение, организует услуги по поддержке и обучению пациента.
Уход за хроническими больными в клиниках: Пациенты с одинаковыми хроническими заболеваниями обучаются в группах и их посещает практикующий врач; этот подход может помочь пациентам с сахарным диабетом достичь лучшего контроля уровня глюкозы в крови.
Специалисты: Пациенты с хроническим заболеванием, которое трудно стабилизировать, могут быть направлены к специалисту. Этот подход работает лучше всего, когда специалист и лечащий врач работают в команде.
Пациенты со следующими хроническими заболеваниями, которые широко распространены среди пожилых людей, могут получить значительную пользу от третичной профилактики.
Артрит
Артритом (в первую очередь, остеоартритом Остеоартроз (ОА) Остеоартроз представляет собой хроническую артропатию, характеризующуюся поражением и разрушением суставного хряща, сочетающуюся с другими суставными изменениями, в т. ч. гипертрофией костной. Прочитайте дополнительные сведения ; гораздо реже ревматоидным артритом Ревматоидный артрит (РА) Ревматоидный артрит – хроническое системное аутоиммунное заболевание, поражающее прежде всего суставы.
Патологические изменения при ревматоидном артрите опосредовано цитокинами, хемокинами и. Прочитайте дополнительные сведения ) страдают около половины людей в возрасте ≥ 65 лет. Это приводит к нарушению подвижности и увеличивает риск остеопороза Остеопороз Остеопороз – прогрессирующее метаболическое заболевание кости, при котором происходит снижение ее минерализации (массы костной ткани на единицу объема), сопровождающееся нарушением ее структуры. Прочитайте дополнительные сведения
, аэробной и мышечной нестабильности, падений Падения у пожилых людей Падение определяется как состояние человека, находящегося в состоянии покоя на земле или на еще более низком уровне; иногда части тела ударяются о предмет, смягчающий падение. Как правило, случаи. Прочитайте дополнительные сведения и появления пролежней Повреждения, вызванные давлением Повреждения, вызванные давлением — это области некроза и часто изъязвления (также называемые пролежнями), где мягкие ткани сдавливаются между костными выступами и внешними твердыми поверхностями. Прочитайте дополнительные сведения
.
Остеопороз
Тесты для измерения плотности костной ткани Двухэнергетическая рентгеновская абсорбциометрия (ДЭРА) Остеопороз – прогрессирующее метаболическое заболевание кости, при котором происходит снижение ее минерализации (массы костной ткани на единицу объема), сопровождающееся нарушением ее структуры. Прочитайте дополнительные сведения могут выявить остеопороз Остеопороз Остеопороз – прогрессирующее метаболическое заболевание кости, при котором происходит снижение ее минерализации (массы костной ткани на единицу объема), сопровождающееся нарушением ее структуры. Прочитайте дополнительные сведения , прежде чем заболевание приведет к переломам. Добавки кальция и витамина D, физические упражнения и прекращение курения могут помочь предотвратить развитие остеопороза, а лечение поможет предотвратить появление новых переломов.
Сахарный диабет
Гипергликемия Сахарный диабет (СД) Сахарный диабет характеризуется нарушением секреции инсулина и той или иной степенью инсулинорезистентности, обусловливающими гипергликемию. Ранние симптомы связаны с гипергликемией и включают.
Прочитайте дополнительные сведения , особенно когда концентрация гликозилированного гемоглобина (Hb A1C) в последние 7 лет была > 7,9%, увеличивает риск ретинопатии Диабетическая ретинопатия Проявления диабетической ретинопатия включают микроаневризмы, кровоизлияния в сетчатку, экссудаты, макулярный отек и ишемию, кровоизлияния в стекловидное тело, неоваскуляризацию и тракционную. Прочитайте дополнительные сведения , нейропатии Диабетическая нейропатия У пациентов с сахарным диабетом многолетний недостаточный контроль гипергликемии приводит к множеству осложнений, связанных главным образом с поражением мелких и/или крупных сосудов (микро-.
Прочитайте дополнительные сведения , нефропатии Диабетическая нефропатия У пациентов с сахарным диабетом многолетний недостаточный контроль гипергликемии приводит к множеству осложнений, связанных главным образом с поражением мелких и/или крупных сосудов (микро-. Прочитайте дополнительные сведения
и ишемической болезни сердца Обзор ишемической болезни сердца (Overview of Coronary Artery Disease) Ишемическая болезнь сердца (ИБС) возникает вследствие нарушений коронарного кровоснабжения, в большинстве случаев связанного с атеросклеротическим поражением коронарных артерий. Клинические. Прочитайте дополнительные сведения
. Цели лечения гликемических нарушений должны быть скорректированы на основе предпочтений пациента, сопутствующих заболеваний и продолжительность жизни. Например, цели, соответствующие HbA1C, могут быть
< 8,0% для пациентов с сопутствующими заболеваниями и продолжительность жизни < 10 лет
< 9,0% для ослабленных пациентов с ограниченной продолжительностью жизни
У больных сахарным диабетом особенно важным является контроль гипертонии и дислипидемии.
Обучение пациентов и обследование ног при каждом посещении врача могут помочь предотвратить образование язвы стопы.
Сосудистые нарушения
Пожилые пациенты, имеющие в анамнезе коронарную болезнь сердца Обзор ишемической болезни сердца (Overview of Coronary Artery Disease) Ишемическая болезнь сердца (ИБС) возникает вследствие нарушений коронарного кровоснабжения, в большинстве случаев связанного с атеросклеротическим поражением коронарных артерий. Клинические.
Прочитайте дополнительные сведения , цереброваскулярную болезнь или болезнь периферических сосудов Поражение периферических артерий К облитерирующим заболеваниям артерий нижних конечностей (ОЗАНК) относится атеросклероз, вызывающий ишемию. Заболевание умеренной степени выраженности может быть бессимптомным или вызвать перемежающуюся. Прочитайте дополнительные сведения
, подвержены высокому риску стать нетрудоспособными. Риск может быть уменьшен путем агрессивного управления факторами риска (например, гипертензия, курение, сахарный диабет, ожирение, мерцательная фибрилляция, дислипидемия).
Сердечная недостаточность
Заболеваемость вследствие сердечной недостаточности Сердечная недостаточность (СН) Сердечная недостаточность (СН) – синдром дисфункции желудочков сердца. Левожелудочковая недостаточность приводит к развитию одышки и быстрой утомляемости, правожелудочковая недостаточность –. Прочитайте дополнительные сведения среди пожилых людей значительная, а смертность выше, чем от многих видов рака. Уместное агрессивное лечение, особенно систолической дисфункции, снижает функциональные расстройства, вероятность госпитализации и смертность.
Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ)
Отказ от курения, целесообразное использование ингаляторов и других препаратов, а также обучение пациентов, касающееся энергосберегающих поведенческих техник, может снизить количество и тяжесть обострений ХОБЛ Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) – ограничение воздушного потока, вызванное воспалительным ответом на вдыхаемые токсины, чаще всего сигаретный дым. Менее распространенными причинами. Прочитайте дополнительные сведения , ведущих к госпитализации.
ПРИМЕЧАНИЕ: Это — Профессиональная версия. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ: Просмотреть пользовательскую версию
Источник: www.msdmanuals.com