Прочитал. Стипендия 20тыс в дополнение к зарплате и ещё 15 тыс на аренду жилья. То есть сверху к зарплате 35000р. А нельзя просто учителю , человеку с пед образованием эти деньги доплачивать и не бегать искать экономиста который хочет литературу преподавать? А то такими темпами скоро и врачей в деревни так же набирать начнем? Выучился на бухгалтера но хочешь лечить людей?
На тебе стипендию, езжай в село.
ОТВЕТИТЬ 1 ответ
15 апр 2020 в 11:39
Класс) а меня с высшим филологическим никуда не берут нет категории
ОТВЕТИТЬ 1 ответ
15 апр 2020 в 10:57
А что у нас в Педе перестали учиться? Может все таки специалистов уже наученных мотивировать работать по полученной специальности.
ОТВЕТИТЬ 4 ответа
15 апр 2020 в 11:20
Нормально, экономист будет учить литературе? Не хочу так.
15 апр 2020 в 10:08
Что за странное желание всю жизнь жить в нищите? Сказали же луч в бизнес ходить по большому)))
ОТВЕТИТЬ 3 ответа
15 апр 2020 в 10:34
Педагоги получают неплохо в москве в частных школах (Знакомая (английский) писала — 120). У нас нужно быть директором и крутить финансы. Несколько лет назад в 130 нужно было не с района платить 400 в «благотворительный фонд», теперь упало до 200. Так как набрали детей быдловатой публики. Но, как сказала одна знакомая — педагог — хорошо, что я на бюджете — все подруги вылетели из бизнеса.
Как работают учителя в провинциальных школах | «Учитель для России»
15 апр 2020 в 13:18
Воспринял призыв участвовать в программе как возможность профессионалам поделиться своей любовью к профессии с подрастающим поколением. Захожу, читаю условия — невозможность совмещать с основной работой по профессии..
Занавес. Программа ни о чем. И преподаватели будут такие же
15 апр 2020 в 11:30
Интересно. а мне сказали :» хотите преподавать этот предмет,получите диплом учителя. «..Пришлось платить деньги и учиться. и не мне одной,а всем кто вёл предмет не указанный в дипломе. Правая рука не знает,что делает левая. интересно , а что думает голова. если думает..
15 апр 2020 в 10:23
Как противно. Тьютор. Наставник — другое дело. А то, гадство одно — что название, что суть профессии(
Не уважая русский язык — не имеем будущего. Жаль, что чинуши это не понимают.
Как бы красиво на бумаге не звучало.
ОТВЕТИТЬ 4 ответа
15 апр 2020 в 10:31
Очнулись после тотального умерщвления профессии. С врачами так же
ОТВЕТИТЬ 1 ответ
15 апр 2020 в 10:09
Программа учитель для России.
Очень странно звучит. То есть, сначала надо выучить саму систему провоцирующую взяточность, кумовство, презрение других ради собственной выгоды, коррупцию, пресмыкательство.
15 апр 2020 в 12:42
Здесь важно не только знать предмет, но и умение его преподнести и, более, уметь работать с детьми. Ты можешь великолепно знать и любить предмет, но если не ладишь с детьми, то трудно будет остаться учителем. Помню свою учительницу русского и литературы.
Как преподаватель была замечательный, очень любила предмет, любила поэзию и сама стихи писала, могла наизусть прочитать какой-нибудь большой отрывок из поэмы. Требовала тоже, чтобы хорошо к предмету относились. В общем, жила русским и литературой. А с детьми ладить не получалось.
Учитель для России: ответы на ваши вопросы
После нас класс больше не брала. Ушла в завучи.
15 апр 2020 в 17:25
Ну что, кто в рамках этой программы готов ехать в деревню малые звездуны хреноградского района гдетотамной области со всей своей семьей и детьми, чтобы стать учителем?
Нет, идея хороша, но было бы интересно узнать статистику по уже уехавшим обратно.
Площадь Станиславского
15 апр 2020 в 21:07
Думайте головой. В школе делать нечего. Денег нет
15 апр 2020 в 10:25
Программа интересная, но там походу фишка, что надо переезжать в область, я так понимаю укомплектовывают штат областных школ, учить там некому. Тем, кто готов или вообще хочет жить вне города — шикарная возможность перепрофлироваться.
ОТВЕТИТЬ 8 ответов
15 апр 2020 в 11:56
Ужас. Куда катится образование наших детей?!
15 апр 2020 в 21:32
И шторы новые каждый год
2 дек 2021 в 07:44
Вот и ищу кто может подготовить за такую зарплату Вам специалистов
15 апр 2020 в 18:16
Вполне нормальный вариант, чтобы профессионалы своего дела читали курсы в старших классах. Уходить в школу насовсем — кому охота. А пару мастер-классов дать — почему нет.
ОТВЕТИТЬ 1 ответ
10 июня 2022 в 22:19
Целый ряд экспертов полагает, что эти вопросы образования в России никого из организаторов программы не волнуют, поскольку задачи программы не имеют ничего общего ни с улучшением системы образования в России, ни с повышением образовательного уровня в конкретных школах.
Программа — фикция, очень мало подписчиков в сетях на ее аккаунты, при этом много рекламы и шума. Сотрудники программы получают высокие зарплаты по 80-100 тысяч рублей, при этом обещая гроши и копейки тем учителям, которые планируют идти работать в муниципальные школы на 2 года.
Будьте внимательны при взаимодействии с кураторами и адептами этой секты Учитель для России.
Источник: ngs.ru
«Нынешние дети — поколение ипотеки, их родители пропадают на работе. Им уже не просто плакать хочется — у них уже крик»
У всех детей в России одни права, и каждому положено бесплатное образование. Вот только его качество может быть очень разным: кто-то учится в суперсовременной столичной школе с множеством компьютеров и интерактивного оборудования, а кто-то — в крошечной сельской, где для объяснения материала у учителя есть только собственный голос, доска и мел. Впрочем, и самих педагогов там не всегда в достатке.
Чтобы образовательное неравенство не было столь острым, создали программу «Учитель для России». Ее участники переезжают в места, где учиться есть кому, а вот преподавателей — дефицит. Ранее мы писали о пермяках, которые отправились на край света, чтобы учить детей, а сегодня расскажем о девушке, которая подала заявку в программу после тяжелого развода, уехала в незнакомый город одна с двумя детьми и вскоре стала директором большой школы.
Что такое «Учитель для России»
Программу «Учитель для России» (сокращенно — УДР) создал фонд «Новый учитель». Начиная с 2005 года УДР набирает учителей с профильным образованием и тех, кто готов получить профессию, чтобы отправить их работать в школы, где сложилась нехватка педагогов.
На протяжении двух лет участники «Учителя для России» постоянно проходят дистанционное обучение, держат связь с преподавателями Высшей школы экономики (ВШЭ), общаются с выпускниками программы, проводят открытые уроки и разбирают их «по косточкам». Когда программа подходит к концу, получают дипломы о профессиональной переподготовке НИУ ВШЭ.
Сейчас участники УДР работают в Калужской, Новосибирской, Нижегородской, Воронежской, Тамбовской, Новгородской областях, в Ямало-Ненецком автономном округе и Приморском крае. Зарплата начинающего педагога, по данным УДР, невелика — как правило, не более 25 тысяч рублей. Чтобы участники могли нормально жить, программа доплачивает им по 20 тысяч рублей в месяц и берет на себя затраты по аренде жилья.
Галина Кутявина — одна из самых известных участниц «Учителя для России». В сентябре про нее написали «Такие дела». Тогда Галя только начинала свой первый учебный год в качестве директора большой новой школы в городе Балабаново в Калужской области.
Стать директором школы девушке предложили после окончания программы «Учитель для России». Выпускники УДР могут остаться в программе и выбрать одно из направлений для дальнейшего развития. После работы учителем истории и обществознания в Малоярославце Галина выбрала управленческий трек выпускника УДР — путь для управленцев в образовании. При поддержке фонда здесь участников тоже учат и материально поддерживают.
«Галина Кутявина, директор большого образовательного комплекса города Балабаново, лежит под окнами своего директорского кабинета на искусственном газоне школьного стадиона и пытается высчитать, как половчее закупить молока и масла на весь учебный год, где за оставшиеся две недели найти недостающие парты и как отремонтировать пол в спортзале», — писали о пермячке «Такие дела».
Мы связались с Галиной, чтобы узнать, почему она решилась принять участие в «Учителе для России» и удается ли ей справляться с многочисленными директорскими задачами — от хозяйственных до тех, что связаны с воспитанием и обучением.
От продавца до директора школы
Галина родилась в Очере. После школы поступила на истфак Пермского государственного национального исследовательского университета. В студенческие годы работала в «Евросети» и доросла до директора магазина. На работе девушка познакомилась с будущим мужем. После окончания вуза пара переехала в Чайковский, к родителям супруга.
Галина устроилась на работу в школу села Большой Букор. В ней девушка задержалась на четыре года, параллельно успев окончить магистратуру педуниверситета. А потом подала заявку в «Учитель для России». Причин было много — начиная от сложного развода, заканчивая желанием профессионально расти и получить новую порцию мотивации.
— «Учитель для России» — это огромное собрание неравнодушных людей, которые действительно переживают за детей, за будущее. Они пытаются сделать что-то лучшее и большее для детей, где бы те ни жили, — объясняет 59.RU причины своего решения Галина.
Близкие поддержали Галину. «Попробуй. Если что, вернуться всегда успеешь», — вспоминает Галя слова родителей.
Девушка подала заявку, прошла собеседования. Галину приняли в программу. Она говорит, что на первоначальном этапе можно было отметить регионы, более предпочтительные для переезда, но никакой гарантии, что участник попадет именно туда, не давали — всё зависело от наличия вакансий.
Одним из мест, где требовался историк, оказалась школа небольшого города Малоярославец в Калужской области.
— Мне казалось, что рядом с Москвой всё очень хорошо, что я смогу приобрести там новый опыт, многому научусь, смогу принять участие в работе инновационных площадок, — делится девушка.
Перед началом работы Галина приехала в Малоярославец, чтобы познакомиться с директором школы и понять, подойдут ли они друг другу. Знакомство оказалось удачным — директор даже помогла будущей сотруднице устроить детей в садик.
Галина вспоминает: сначала она воспринимала жизнь в Калужской области как долгосрочную командировку и предполагала, что вскоре покинет регион, но пандемия внесла в планы коррективы.
— Когда два года подходили к концу, пандемия была в разгаре, и я вообще не понимала, что делать. Меня гложило, что я не смогу нормально попрощаться с детьми из-за дистанта, устроить праздник, обменяться с ними какими-то подарочками, — делится девушка. — Мне было от этого жутко тяжело. Я подала грант на третий год, и мне его дали. В результате мы вышли с дистанта, я спокойно попрощалась с детьми. Мы очень хорошо расстались — я сделала всё, что от меня зависело.
По условиям фонда в течение третьего года учителя также должны были учиться. К моменту, когда два года подходили к концу, Галина уже была завучем, поэтому выбрала направление управления в образовании. Как и на предыдущем этапе, обучение здесь ведут преподаватели ВШЭ. Помимо Галины, научиться быть управленцами решили еще семь человек — они стали участниками подпрограммы «Управленческий трек» и сейчас возглавляют школы или являются заместителями руководителей.
Галине «досталась» недавно построенная школа в городе Балабаново с более чем тысячей учеников — решение назначить девушку директором принимало Министерство образования Калужской области. Прежде чем подписать документы о трудоустройстве, девушке пришлось пройти длительную процедуру согласования своей кандидатуры.
— Я до последнего не верила, что это правда. Наверное, поняла, только когда получила приказ о назначении… Хотя я до сих пор иногда не осознаю, что я директор, и думаю, что всё это происходит не со мной, — признается девушка. — Однажды меня спросили, смогла бы стать директором в Пермском крае или нет. Тогда я поняла, что вообще об этом не думала. Я ехала сюда не чтобы стать директором, а чтобы помогать детям и что-то менять к лучшему.
«Очень хочется быть людьми, и тогда детям будет легче»
Галина не скрывает: быть директором — сложная задача.
— Очень много событий. Представляете, у меня в школе 1020 детей, 70 сотрудников — это вместе почти 1100 человек, с каждым из которых нужно что-то делать, как-то взаимодействовать. А еще же родители, куча разных проблем, — перечисляет молодой директор. — Ты не успеваешь думать о том, что ты директор всего этого.
Быть директором — это каждый день сталкиваться с калейдоскопом проблем, которые нужно решать, — от текущих туалетов до подготовки ребят к сдаче экзаменов. Нужно планировать, показывать результат, общаться с детьми, стараться научить их чему-то хорошему. Но на самом деле, может, и хорошо, что я об этом не думаю — некогда пугаться.
По словам девушки, Калужская область хоть и находится близко к Москве, жить там во многом сложнее, чем в Пермском крае. К примеру, зарплаты там ниже, а текучка кадров в школах больше — большинство перспективных специалистов уезжают в Москву.
— Я жила в маленьком городе, но мне не стыдно об этом говорить — я с гордостью делаю это, — рассказывает Галина. — А жители Калужской области на вопрос о том, откуда они, часто отвечают — «я живу в Москве». Один мальчик из Малоярославца сказал мне про свой город — «это не место моего жительства, а место пребывания». У людей есть ощущение чего-то временного — надо пересидеть, перетерпеть, но не жить здесь всегда, не вкладываться в это место, не любить его. Думаю, дело в том, что здесь мало коренных жителей, но много людей, переехавших поближе к Москве в поисках лучшей жизни.
Работая в школе, Галина старается скорректировать эти моменты — научить бережно и с любовью относиться к родному городу, поощрять любую позитивную инициативу и показывать, что даже в небольшом населенном пункте можно реализовать себя и претворить идеи в жизнь. Ученики балабановской школы снимаются в телевизионных проектах, готовят собственные ролики и публикации, участвуют в дополнительных образовательных программах, высаживают кедры у школы.
Галина старается действовать мягко и быть близкой детям. Она говорит, что в образовании учатся не только дети, но и учителя.
— Я учитель обществознания и знаю, что образование — это взаимовыгодный процесс сотворчества. Невозможно обучать кого-то, не обучаясь у него, — объясняет девушка. — Иначе это не образование, а какой-то другой процесс. Если я не смогу обучаться от детей, значит, я не смогу их учить. Ребенок — это такой же человек, только маленький. Наша задача — сделать так, чтобы он стал хорошим человеком.
По словам пермячки, денег в сфере образования не хватает, но это вовсе не главная проблема.
— Если спросить у любого директора школы, чего ему не хватает, он скажет — денег, — делится героиня. — Но в образовании, как, наверное, и в других сферах, — сколько денег ни проси, всё мало будет. Нужно скорее грамотно эти ресурсы распределять.
Если бы я могла сделать что угодно, я бы сделала так, чтобы у учителей было время на общение с детьми вместо адского количества часов, которые они вынуждены брать, чтобы получать достойную зарплату. Учителя — и во Владивостоке, и в Перми, и в Калуге — очень сильно загружены. На нас столько всего лежит.
Профилактика правонарушений — школа, профилактика дорожного травматизма — школа, работа с опекаемыми детьми — школа, дети-инвалиды — школа. Короче, всё — школа. Мы не успеваем. А очень хочется, чтобы успевали.
Успевали делать детские праздники, разговаривать с детьми, пить с ними чай, делиться чем-то, писать с ними проекты, делать исследовательские работы, кататься на коньках, ходить с ними в лес. Очень хочется быть людьми. И тогда детям будет легче.
Галина считает, что современным детям очень не хватает внимания, ведь все взрослые вокруг заняты работой, а не ими.
— Эти дети — поколение ипотеки. Их родители пропадают на работе, чтобы расплатиться за жилье. При всей внешней состоятельности — они одеты, обуты, у них телефоны в руках — ребята очень одиноки, — делится девушка. — Им уже не просто плакать хочется — у них уже крик, как у Эдварда Мунка.
Мы не всегда слышим этот крик, пытаемся их засунуть на секции, чтобы они были занятыми, ставим сигнальные кнопки в школах, увеличиваем количество охранников, чтобы наконец прекратились нападения. Но проблема совсем не в этом. По моим ощущениям, проблема в том, что многие дети одиноки и несчастны, а когда человек несчастен, он, к сожалению, хочет отомстить всем вокруг.
Более подробно познакомиться с программой «Учитель для России» и подать заявку на участие можно на сайте.
Источник: 59.ru
rvs
Фото из группы «Учитель для России» в соцсети Фейсбук
Недавно на сайте РВС была выложена весьма краткая аналитика по поводу запущенной в Московской и Воронежской областях программы «Учитель для России». Статья называется «Американцы начинают напрямую переформатировать российские школы», что вполне отражает суть вопроса.
О начале проекта можно прочитать две заметки в газете Талдомского района «Заря»: «Грани будущего, или «Учитель для России» и «Круглый стол». А также на сайте Подмосковье.Сегодня: «Около 130 школьников Талдома участвуют в проекте «Учитель для России».
Смысл проекта в том, что собираются выпускники хороших ВУЗов, желающие учить детей, обучаются чему-то в течение 6 недель, а затем внедряются в школьные коллективы самых отсталых в смысле образования районах. На сайте проекта «Учитель для России» указано (орфография с сайта):
« В течение шести недель с 5 июля по 15 августа участники программы проходят интенсивную подготовку по педагогическим дисциплинам и методике преподавания предмета в школе. Программа подготовки будет разработана совместно с ведущими российскими вузами и учитывать более чем тридцатилетний опыт программы Teach For All. »
Никаких пояснений, методических материалов или документов на сайте нет. Любой педагог, наверное, понимает, что обучить «зеленого» выпускника ВУЗа за 6 недель методике, детской психологии и педагогике нельзя. К детям допустят молодых людей (верю, что хороших), которые детей скорее всего никогда не видели.
А теперь перейдем к лицам.
Сайт «Подмосковье.Сегодня» в материале «Проект «Учитель для России пройдет в 9 школах Подмосковья» дает интервью одного из участников проекта в с. Каринское Одинцовского района. Молодой преподаватель выпускник журфака МГУ Игорь Рябец уже знает, чему будет учить на уроках литературы:
«Думать. Критически относиться к внешней информации. Понимать, что в мире всегда есть не одна точка зрения, что их несколько. И все они легитимны и имеют право на существование».
Молодой учитель будет учить детей тому, что все точки зрения легитимны. Нет добра и зла. Есть только толерантность. Можно, конечно, ко мне придраться, что я извлекаю то, что мне нужно из нескольких слов молодого человека. Но, я уже это слышала много раз от студентов. Им действительно промывают этим мозги. Они все так говорят.
Он ведь не говорит, что будет обучать детей русской классической литературе или чему-то фундаментальному. Он говорит то, что говорит. И он не враг, он хочет дать детям что-то хорошее. Он просто молодой человек, которого соответственно обучили. Наверное, при разборе «Руслана и Людмилы» А.С.
Пушкина он будет обосновывать позицию Черномора как легитимную и имеющую право на существование.
А теперь другие лица.
Герман Греф — президент Сбербанка, Андрей Воробьев – губернатор Московской области. Простите, кто посередине – не знаю. Но так как третья сторона – это The B о ston Consalting Group с их программой Teach for All , то полагаю, что это кто-то оттуда.
Теперь рассмотрим команду программы «Учитель для России».
Центральная фигура программы Федор Шеберстов. « Эксперт в подборе руководителей высшего звена и членов советов директоров для компаний финансового, нефтяного, инфраструктурного секторов экономики, фондов прямых инвестиций и венчурного капитала. Обладает большим опытом руководства проектами в области оценки и развития лидерского потенциала. Учился в Московском физико-техническом институте, прошел ряд краткосрочных учебных программ бизнес-школ INSEAD, Stanford GSB и Wharton School of Business».
Далее Алена Маркович из Санкт-Петербурга. Работала в Питерской Администрации по связям с Хельсинки, в Американо-Российском деловом совете, PR менеджером, обучалась по собственному желанию в Вашингтоне и Берлине (возможно, удаленно). Это все она успела за 4 года с 2011 по 2015.
Елена Ярманова из Санкт-Петербурга. Эвент-менеджер, эвент-продюсер, в том числе в посольстве США, переводчик, студентка в Американо-Российском деловом совете, доброволец небесспорной (секта?) Big brothers Big sisters в Москве. Все это за 5 лет с 2010 по 2015.
Настя Косникова из Санкт-Петербурга. Главный специалист Газпрома, кто-то в министерстве экономики РФ, менеджер по закупкам спорт-инвентаря, опыт в консалтинговой деятельности, консультант American Express , училась в Babson College в США. Все это за 6 лет с 2009 по 2015.
Иван Смирнов из Санкт-Петербурга. Учился в Парижском Университете V и VII на системщика-биолога (как-то так) и междисциплинарника уже будучи специалистом в математике и французском, учится в Высшей школе экономики вплоть до 2017 года (так написано). Поддерживает UNICEF , Amnnesty International . В общем, постоянно волонтерит и учится начиная с 2002 года. Занимается научно-исследовательской деятельностью, видимо, в области образования и социальных наук.
Елена Шпаковская ничего о себе сообщить не пожелала.
Как видно, мастерит программу молодая команда из Санкт-Петербурга, вполне внедренная в международную деятельность, не относящаяся никак к образованию. Все это под руководством эксперта по подбору руководителей высшего звена.
В общем-то это вполне согласуется с декларируемыми целями программы по выращиванию учителей-лидеров. Не буду в этой статье вдаваться в рассуждения на эту тему, так как статья о лицах.
И под занавес самый колоритный персонаж!
Телеканал «Подмосковье 360» 17 июля 2015 года опубликовал репортаж с начавшегося в Талдоме проекта «Учитель для России».
В репортаже нам показывают молодого биолога, который с горящим взором рассказывает детям о грибах. Он не просто биолог и будущий педагог, но и, как сообщает журналистка, подопечный опытного педагога Михаила Казановича.
Интервьюируемый опытный педагог почти не смотрит в камеру. И что-то подсказало мне, что нужно разъяснить вопрос о его опыте.
Михаил Казанович оказался известен в узких кругах астрофизиков. Год назад он был центральной фигурой крупного скандала по определению его личности. В разных местах Михаил сообщает о себе различную, не согласующуюся между собой информацию:
1) На сайте Летней школы Русского репортера он говорит, что окончил МГУ:
Поиск выпускников на сайте МГУ (все с 1933 года) не дает результата. Нет такого выпускника. Ни физика-теоретика, ни окончившего «Общую физику», как он говорит в своей рекламе репетиторства.
2) На сайте Летней школе Русского репортера 2013 Михаил утверждает, что он старший научный сотрудник ФИАН.
Сайт ФИАН таких сотрудников не знает.
3) В уже указанном интервью на сайте Летней школы Русского репортера Михаил Казанович говорит также, что он астрофизик. Под статьей в Русском репортере подписывается как астрофизик.
На радио Маяк популяризатор научных знаний Илья Калмановский (Бог ему судья!) провел передачу с «астрофизиком» Михаилом Казановичем « О Большом взрыве и сексе у клещей ».
Эту передачу услышал уже настоящий известный астрофизик, популяризатор науки Сергей Попов. Услышав множество ляпов в изложении любимой им науки, Сергей задается вопросом «что за человек такой: Михаил Казанович?». Делает все необходимые поиски, и в комментариях к посту о Казановиче у некоей журналистки Ольги Орловой пишет, что нет такого ученого Михаила Казановича, совсем нет. Человек есть, а ученого нет.
Можно также не обнаружить в сети его кандидатскую и докторскую. Но я не буду утомлять более публику.
Думаю, что на этой позитивной ноте вернисаж лиц проекта «Учитель для России» можно завершить. Теперь читатель в курсе, кто занимается развитием образования в России. Министерством образования тут даже и не пахнет. Все какие-то эффективные менеджеры, деньги Сбербанка, либеральные политики, непрозрачные методики и просто нездоровые люди.
Источник: rvs.livejournal.com
Учитель для России
У программы отбор в 6 этапов. Уже с первого этапа вас начнут пугать тем, в какие условия вы попадете в регионах (а именно в селах) без электричества, интернета и других прелестей цивилизованной жизни. Надеетесь на уважение? Нет, вам сразу покажут, что ни педагоги, ни ученики не будут к вам относиться хорошо. Вас с первых этапов начнут грузить большим количеством заданий.
И все ради чего? Наверное, чтобы показать, что Вы хороший человек! Который готов по сути бесплатно пахать в гос школе. Сразу вас подготовят к тому, что вы будете получать зарплату не более 30 тысяч рублей. Если хоть как то уважаете себя, не подавайте заявку на эту убогую работу
ПОКАЗАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О КОМПАНИИ
загрузка результатов опроса
Пройдите краткий опрос, всего несколько вопросов (да/нет), которые помогут составить максимально объективное мнение о компании
Источник: retwork.com
«Многие школы — это царство уныния и страха. Так быть не должно»
Фёдор Шеберстов — один из участников всероссийского конкурса «Лидеры России» и председатель управляющего совета программы «Учитель для России», главная цель которой — создать сообщество талантливых учителей и улучшить систему начального и среднего образования. Агата Коровина поговорила с ним, о том, что нужно изменить в отечественной школе, как грамотно оценивать достижения учеников и что можно сделать сейчас для новой школы 21 века.
Фёдор Шеберстов
48 лет, управляющий партнер Odgers Berndtson, председатель управляющего совета программы «Учитель для России»
— Что вас не устраивает в современной российской школе?
— Школа должна быть, во-первых, полезной, во-вторых, живой. Что одно, что второе в российской массовой школе не очень. Начну со второго. К сожалению, большинство участников образовательного процесса не интересует психологический комфорт школьника, ощущение у него безопасности. Это не в повестке директоров, и учителям не до того.
Некоторые педагоги не понимают, зачем они работают в школе, поэтому на детей кричат, порой единственный инструмент в их руках — это угрозы. И из-за всего этого многие школы — это ад, царство уныния и страха. Так быть не должно.
Хотя у учителей самих жизнь собачья.
Ставка 30 часов, да даже если 25 часов — это пять уроков в день, потом проверка домашних заданий и подготовка к следующему рабочему дню.
Фронтальное преподавание предполагает, что ты большую часть времени стоишь у доски и повторяешь то, что перед этим повторял 20 лет. Понятно, есть отдельные люди, героические, которым не надоело и которые умеют разбавить программу. Но я с трудом себе представляю такую жизнь. Как это: один и тот же учебник химии, он еще и единый, и будешь ты талдычить его из года в год. Вопрос: зачем?
И жизни нет. К тому же, учитель зажат инструкцией.
У школ, которые считаются хорошими, главное — рейтинг и качество обученности. Из учителей это выжимают. В этой ситуации у детей нет возможности ошибаться. Если у ребенка две безнадежных тройки, он как показатель школу не шибко интересует.
А что касается пользы, знания можно получить неплохие. Но наши международные победы, например в Пизе, во многом заслуга родителей этих детей. Повторюсь, есть огромное количество великолепных учителей, и их работа — это подвиг. Но в большинстве своем…
— Что для вас школа будущего?
— Был такой бразильский реформатор образования — Пауло Фрейро, он говорил, что бывает только два типа образования: первый позволяет новому поколению встроиться в парадигму предыдущего, а второй — увидеть недостатки предыдущего и попытаться изменить реальность к лучшему. В России есть люди, которые пытаются вывести образование на новый уровень, но сейчас, к сожалению, мы можем причислить себя лишь к первому типу.
Мне кажется очень нездоровым, что дети проводят 11 лет за партой. Понятно, если их готовили стоять у станка потом лет 50, это важная тренировка. И сразу можно было отбраковать тех, кто не сумел высидеть и загнать их в тюрьму.
Сейчас такой необходимости точно нет. В школе 21 века нужны перемены подлиннее, побольше групповой работы. Зачем сидеть за партой, если можно на полу? А дальше нужно смотреть по возможности. Разумеется, есть отдельные факторы, затрудняющие переустройство школ.
Но всегда начинают с малого, и в теплые месяцы учителям с детьми точно можно проводить больше времени на улице, а во все остальное время можно устраивать «экспедиции» — менять классы местами. Вот ты учишься в Москве, на две недели едешь в Пензу, Мурманск, Вологду, в любой город или деревню — и живешь там, учишься. Всем полезно: и учителям других детей поучить, и детям посмотреть, что жизнь другая бывает — или лучше, или хуже. Сильно расширяет границы. Эту идею мы переняли у тамбовских учителей, основавших проект «Привет, я тоже из России».
Вторая важная составляющая школы будущего — это, безусловно, персонализация образования. Такие практики уже есть в Финляндии и в Штатах.
Но надо понимать, что учить в таком формате на порядок сложнее, чем сажать детей за парту и пугать, чтобы они запомнили предыдущий параграф. В такой новой школе будут проходить литературу, математику, историю, языки и все другие предметы с удовольствием, потому что это полезно, интересно и вкусно. И все это будет достигаться за счет учителей, понимающих, зачем нужен образовательный процесс. В этих школах, на мой взгляд, дети будут углубляться в отдельные темы просто из-за того, что хочется, например, Гофмана и Толкина читать на английском. Без этого точно можно прожить и заработать миллиард долларов, президентом страны можно стать, это не из категории необходимого, но это так приятно!
— Два ваших сына в школу не ходили вообще. И как результаты?
— Я не могу сказать, что это была какая-то великая образовательная победа, у этих сыновей нет суперзнаний, они не совершили великих научных открытий. Но детей просто не напугали. У них нет проблем с социализацией, спокойно общаются с любыми людьми любого возраста.
Есть такая школа — Чапковского, там дети в начальной школе приходят на один день в неделю, а в средней школе — на два дня.
Идея заключается в том, что не обязательно высиживать шесть уроков пять дней в неделю, чтобы получить базовые знания, с которыми средний ученик выходит из школы. Все это можно сделать гораздо быстрее. Безусловно, это не для всех детей и не для всех родителей.
Это для тех детей, у которых уже есть навыки самоорганизации, и для тех родителей, которые готовы инвестировать в развитие детей и прививать им дисциплину. Я тогда много работал и много зарабатывал. Были репетиторы, ими все решалось. То, о чем я говорю, не про анархию, а про то, как научить ребенка быть самостоятельным.
Ему надо ставить собственные цели, управлять своим вниманием, сосредотачиваться на задачах — это все необходимо. Я учился в обычной школе, и она мне в этом не помогла. Но я помню, как научился управлять собственным вниманием — когда самостоятельно выучил английский.
— Оценки нужны?
Но точно нельзя мерить компетенции. Нельзя нас с вами сравнить и сказать, что у вас креативность — 82, а у меня — 34. И креативности, и критическое мышление, и коммуникативные способности — они проявляются в контексте, этих контекстов бесконечное количество.
На зоне в Воркуте я, глядишь, как-нибудь договорюсь с мужиками, потому что мне 48, ну, и ваще, жил в деревне и в армии служил, а вам будет сложнее. У меня там коммуникация проявится на 52, а у вас на 18. А креативность… Гумилёв, говорят, вообще музыку не воспринимал, его креативность в музыке была ноль, а в стихосложении — 99.
Но оценки ладно, соревновательность — это же гигантский стимул. Какой спорт без соревновательности? При этом понятно, что у этой медали есть неприятная обратная сторона. Соревновательность кому-то рушит психику, фрустрирует отстающих. В школе у каждого должна быть своя зона успеха, в каждом предмете.
Например, ребенок прекрасно знает природоведение, но у него плохо с абстрактным мышлением, все равно его нужно поощрять: не умел построить треугольник из трех спичек, а теперь умеешь — вот круто! Оттолкнись, построй квадрат теперь. А в мире цифр и показателей…
Очень важно, чтобы учеба становилось делом ребенка.
Мне кажется, главное — преобладание внутренней мотивации над внешней. Чтобы ребенок ходил в школу и учился не потому, что обязан и пятерку получить надо, а потому что понимал, что это зачем-то нужно.
Или просто прикольно. И очень важно, чтобы у ребенка во время урока и после возникали вопросы. Это значит, что ему интересно. Тут и начинается образование.
— И на этом фоне вы с коллегами создали программу «Учитель для России». Как это было?
— Мы, некоторые преподаватели и директора лучших московских школ, HR, всего человек десять, собрались и стали думать, кто такой хороший учитель. Потом декомпозировали это на критерии. Разработали программу.
Мы обращаемся в лучшие вузы, и приглашаем выпускников, а также уже состоявшихся профессионалов из разных сфер принять участие в программе «Учитель для России». Кандидатов мы отбираем тщательно.
Зовем тех, кто, во-первых, не разрушит детскую психику, во-вторых, сами не разрушатся от такой работы. Это люди, которые способны дать материал интересно и обойтись без насилия. У нас конкурс 25 человек на место.
Всего пять этапов отбора. Сначала нужно заполнить заявку — это уже сложная задача, двухчасовое упражнение, там много вопросов, надо подробно объяснить, почему кандидату это важно. Затем интервью по Скайпу, очный тур, очень похоже на то, что происходит на «Лидерах России», просто более компактное. И потом интервью с методистом — одним из преподавателей лучших московских школ.
Когда человек все это проходит, шесть недель он нон-стоп учится в Летнем институте. На этом этапе процентов 10 потенциальных участников отсеиваются. Но остальные идут на два года в обычные школы, мы им выплачиваем стипендию и всячески поддерживаем. И задача программы — чтобы эти люди в образование пришли и там остались. В прошлом году был первый выпуск.
И все без исключения остались в сфере образования.
— И с этой программой вы отправились на «Лидеры России».
— Да. Одним из заданий конкурса было написать эссе. По словам организаторов, оно может попасть на рассмотрение руководству страны. Там я писал, как можно поменять климат в школах, обновить директорский корпус и двигаться в сторону персонализации образования. Про программу «Учитель для России» здесь много говорили, так что, я надеюсь, программа нужна.
— Как вы собираетесь развивать ее? Есть же программа развития программы?
— Конечно, конечно. Но основное ограничение, которое есть в программе — это количество этих удивительных людей, которые готовы с большой потерей в зарплате идти в обычные школы и потом оставаться в образовании, где, понятно, в любом случае меньше денег и каких-то других возможностей, по сравнению с консалтингом, бизнесом и так далее.
У нас действительно очень высокие критерии отбора. Но сколько находим таких великолепных учителей, столько у нас и есть. Первый выпуск был 35 человек, второй будет 80. Последний набор, который в сентябре пошел в школу, — это 90 с небольшим. На этот год у нас план набрать свыше 130 учителей.
— Вы здесь говорили про повышение зарплат учителям?
— Я думаю, это всем понятно. Но помогать школе может даже сообщество, даже самое небогатое. И не обязательно деньгами.
Родители могут просто приходить в школу и помогать учителям или давать согласие на «экспедиции». Но они туда не ходят. И не потому, что нельзя, а потому, что неуютно. Родители боятся школ.
Как построить это взаимодействие сообщества и школы — это один из вопросов, на который если найдется ответ, школе станет гораздо лучше. Нет никаких сомнений.
— Какую обратную связь вы получили на «Лидерах России»?
— Программа всем нравится. Другой вопрос, какое количество людей положило это в голову, потому что, понятно, тут все занятые люди. Увидим.
Программа «Учитель для России» принимает заявки на участие прямо сейчас. Анкету можно заполнить на сайте choosetoteach.ru.
Источник: knife.media