Программа данного элективного курса составлена на основании пособия для 5 класса «Учимся писать сочинение-рассуждение» авторов Павловой Т.И., Раневой Н.А., Василенко Н.Н. рецензентами являются О.В. Мизина, методист Азовского РМК Ростовской области, учитель русского языка и литературы, О.В.Романенко учитель русского языка и литературы, лауреат приоритетного национального проекта «Образование»,
Программа данного факультативного курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Факультативный курс включает в себя несколько разделов: теоретический практикум, исследования и творческие задания, задания с выбором ответа, совокупность которых обеспечивает целостное восприятие материала, организует системный подход к изучению курса.
Проводить занятия факультативного курса следует в 5 классе. Реализация программы осуществляется из расчёта 1 час в неделю и составляет 17 академических часов. Из них теоретических занятий-7. Практических занятий-5, практических занятий с творческим заданием-5 часов. Практические занятия включают в себя анализ, исследование материала, составление памяток, схем, алгоритмов.
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ И ПОЛУЧАТЬ ПЯТЕРКИ? Советы для сочинения-рассуждения от учителя
Нетрадиционная методика, показавшая высокую эффективность, а главное, доступность как для одарённых детей, так и для испытывающих определённые трудности в обучении, позволяют учащимся быстро усвоить и закрепить правила написания сочинения-расуждения. Системно разработанные занятия позволяют уже с 5 класса начать подготовку как к экзамену в новой форме ГИА(9класс), так и к ЕГЭ.
Цель элективного курса — познакомить пятиклассников с основными законами создания сочинения-рассуждения и научить строить собственное письменное высказывание. Данное умение будет способствовать достижению личностных результатов обучения.
Задачи элективного курса:
— совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
— формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
— совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
— развивать речевые универсальные учебные действия.
Программа рассчитана на 17 часов .
Содержание программы курса.
Содержание Примерной программы направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка, его лингвистических единиц, на базе усвоения основных норм русского литературного языка.
Тема 1. Текст как единое целое (8ч.)
Роль текста в жизни человека. Понятие о тексте. Основные признаки текста. Тема. Основная мысль текста. Эпиграф. Опорные (ключевые) слова.
План текста. Связь предложений в тексте. Стили речи.
Тема 2. Что мы знаем о типах речи. (6 ч.)
Основные типы речи, их признаки. На какой вопрос даётся ответ. О чём говорится в тексте. Типичное строение текста. Языковые особенности.
Повествование как тип речи. Описание как тип речи. Рассуждение как тип речи.
Тема 3. Учимся рассуждать( 3 ч. )
Повторяем, узнаем новое. Структура текста-рассуждения. Языковые средства связи. Формулируем тезис. Приводим аргументы. Делаем вывод.
Учимся рассуждать на лингвистическую тему. Обобщим наши знания.
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используется: различные виды диктантов, тесты, игровые моменты ( «синтаксическая дуэль», «отгадай слово», «передай мелок», «кто больше?»)
К концу факультативного курса «Учимся писать сочинение-рассуждение» учащиеся должны повысить уровень грамотности, сформировать умения нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности, писать собственное высказывание на заданную тему.
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, система работы по обучению написанию сочинения-рассуждения позволит достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Методическое обеспечение программы
Методы и формы организации
Реализация данной программы происходит через факультативное занятие. Факультативное занятие — основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся пятого класса. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.
Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
— строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
— формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
— определять позицию автора;
— высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);
— уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
— анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.
Павлова Т.И, Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Учимся писать сочинение-рассуждение. – Ростовн/Д: Легион, 2009.-172, с.- (Промежуточная аттестация. Русский язык).
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Количество часов
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Учимся писать сочинение» для 5-9 классов

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
· Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 26 г. Калининграда
· Учебного плана МАОУ СОШ № 26 г. Калининграда на 20??-20?? учебный год.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 5-9 классов
предложен курс «Учимся писать сочинение». Курс рассчитан на 34 часа в год: 1 ч в неделю.
Обоснование необходимости данного курса.
Согласно стандартам второго поколения в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Рабочая программа курса «Учимся писать сочинение» для обучающихся 5-9 классов составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку и направлена на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
Необходимо пробуждать у ребёнка интерес к изучению русского языка и литературы, вырабатывать любовь к слову. Развитие устной и письменной правильной и красивой речи школьников является одним из главных направлений работы в среднем звене. Курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов. Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Это последовательная, постоянная учебная работа.
Обучение сочинению — очень важный аспект работы по развитию связной речи. Приемам написания связного текста надо учить, делать это надо систематически. Разнообразные творческие работы способствуют развитию воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.
Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития школьников разработан курс «Учимся писать сочинение». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей школьников. Курс составлен с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи школьников.
Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-9х классов.
Направленность курса практическая, развивающая.
Программа курса рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). 34 часа в учебный год. 1 час в неделю.
Основные задачи – вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся, подготовить к написанию экзаменационных сочинений по русскому языку и литературе.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.
Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Обучающиеся должны уметь:
· самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
· самостоятельно анализировать эпизод;
· самостоятельно анализировать литературное произведение;
· подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
· составить конспекты критической или литературоведческой работы;
· самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основного полного образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей много национального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
6. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
7. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
· уметь читать осмысленно и понимать прочитанное;
· уметь монологически высказываться;
· уметь вести учебный диалог;
· уметь ставить вопросы, формулировать проблемы;
· уметь заполнить и производить по памяти устный и письменный текст;
· уметь действовать по предписанной учителем инструкции, алгоритму;
Предметные результаты
В результате изучения курса ученик должен:
· Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью;
· Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
· Уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, научно-популярного, публицистического текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
· Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания;
· Пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
· Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
· писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
· Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Курс непосредственно связан с программой по русскому языку и литературе. Направленность курса практическая, развивающая.
Принципы курса:
· сознательность и активность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся;
· принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
Формы проведения занятий:
· практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,
· комплексный анализ и просмотр текстов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными текстами;
· работа с текстами-миниатюрами разных типов и стилей;
· составление синквейнов, кластеров к тексту;
Основные методы и технологии:
· Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)
· Методы деятельностного подхода («учение через деятельность»)
· Методы развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова
· Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
· Технология проектной и исследовательской деятельности
· Технология обучения в сотрудничестве;
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы контроля полученных результатов:
3.Презентации творческих работ.
Ожидаемые результаты
В результате изучения курса учащиеся:
· овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
· научатся более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств.
Рекомендуемая литература.
1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
2. Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
3. Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
4. Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
5. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.
7. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
8. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
9. Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». — «Школьная пресса», М., 2001.
10. Малышева Л.М. «Пишем сочинения». — М., 1999.
11. Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
12. Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
13. Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
14. Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1999
Скачано с www.znanio.ru
Калининграда средняя общеобразовательная школа № 26

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Учимся писать сочинение» для 5-9 классов

Рабочая программа курса «Учимся писать сочинение» для обучающихся 5-9 классов составлена на основе

Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными

Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе 3

Литература». 2.

Формы проведения занятий: · практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, · комплексный анализ и просмотр текстов; · самостоятельная работа…

Презентации творческих работ.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru
Учимся писать сочинение (программа дополнительного образования)
Программа по русскому языку для учеников 7 класса. Приемы создания сочинения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
![]()
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
![]()
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
![]()
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
![]()
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
![]()
Наладить дисциплину на своих уроках.
![]()
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Учимся писать сочинение (программа дополнительного образования)»
Пояснительная записка
Курс предназначен для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы, ориентирован на развитие коммуникативных навыков учащихся и навыка написания сочинения.
Программа курса «Учимся писать сочинение» актуальна в современной школе, так как содержит теоретические сведения о структуре школьных сочинений и практические задания для формирования навыка составления текстов разных жанров: отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, подтверждая их примерами из литературных произведений и критических статей.
Поэтому очень важно работать с учащимися с целью подготовки к сочинению и выработки навыков анализа текста. Анализ языковых особенностей, композиции текста открывает для учащихся возможность работать по образцу.
Задачами курса являются обучение учащихся написанию сочинений разных типов и жанров и анализ литературоведческих текстов. Предлагаемый материал поможет учащимся разобраться в разнообразной типологии школьных сочинений, развить чуткость к выразительным средствам языка, научит выражать свои мысли и правильно оформлять их в своих сочинениях.
Формы и методы работы. Практические задания предполагают выполнение учащимися различных видов работ: подбор доказательств к выдвинутому тезису; редактирование текста; перестройка частей текста, трансформирование текста ситуативного характера и другие. В ходе подготовки к сочинениям автором рассматриваются основные виды работ над текстом, имеющие место в заданиях ОГЭ. Большое значение имеет обучение учащихся написанию эссе и рецензии.
Программа охватывает все основные вопросы, соответствующие намеченным целям курса.
С учётом сказанного вполне можно рекомендовать использование данной программы для использования в учебном процессе.
Предполагаемые результаты:
- определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи;
- определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;
- излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения;
- логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;
- передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями);
- выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоционально-экспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной речевой ситуации;
- определять тему сочинения, его основную мысль, границы раскрытия темы;
- отбирать и систематизировать материал для сочинения;
- составлять простой и сложный план текста сочинения;
- отбирать и систематизировать языковые средства для раскрытия темы сочинения;
- выражать в тексте сочинения свою позицию в отношении высказанного тезиса;
- совершенствовать написанный текст сочинения.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция 8. Написание сочинения.// Русский язык, № 24, 2007.
- Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 кл.)». Сос. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1982.
- Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н.Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994.
- Уртминцева М.Г. Сочинение на «отлично». – Нижний Новгород: «Русский купец» и «Братья славяне», 1996.
- Ушаков А.Г. Пишем сочинение. М., 1992.
- Шашкова В.В., Брикер З.М., Куприянов З.М. ЕГЭ по русскому языку: теория и практика выполнения задания с развернутым ответом.(Часть 2) – Чебоксары, ООО «Информационно-образовательное агентство «Лидер», 2007.
- Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
Источник: kopilkaurokov.ru