Найдено научных статей по теме — 15
«Парадигма», «Дисциплина», «Коллекторская программа»
Программно-обучающий комплекс по дисциплине «Архитектура ЭВМ»
Кныжов Эдуард Павлович, Нестеров Геннадий Дмитриевич
В статье дана концепция построения программно-обучающего комплекса и приведены некоторые результаты ее реализации
Разработка рабочих программ дисциплин с учетом требований ФЭПО
Ляндзберг Андрей Рэмович
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) потребует перестройки всего процесса организации обучения, в том числе создания новых программ изучения дисципл
Проектирование программы учебной дисциплины на основе ФГОС СПО
Грибова Людмила Николаевна
В статье теоретически обоснована и разработана инвариантная модель проектирования программы учебной дисциплины нового формата, основными компонентами которой являются: внешние и внутренние факторы, учебно-методическая база, дидакт
Вебинар «Рабочая программа дисциплины: работа над ошибками»
Программа для вузов по дисциплине «Технология медиаобразования»
Федоров А. В., Мурюкина Е. В.
данная учебная программа разработана при поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.21.3.
Педагогическая риторика: примерная программа учебной дисциплины
Чувакин Алексей Андреевич, Игнатовская Анна Владимировна
Преподавание дисциплины «Объектно-ориентированное программирование»
Барков И. А.
Сформулированы проблемы преподавания объектно-ориентированного программирования, приведены размышления по организации и описан опыт преподавания объектно-ориентированного программирования в вузе.
Методические приемы контроля знаний по дисциплинам программирования
Большаков С. А.
В статье рассмотрены приемы контроля знаний студентов на основе формализованного подхода.
Формализация процесса создания рабочей программы учебной дисциплины
Логачёв Максим Сергеевич
В статье рассматривается проблема использования информационных технологий в современном российском образовании. Выделяются направления работы в образовательных организациях, в которых используются информационные технологии.
Опыт внедрения программ инженерного анализа в специальные дисциплины
Савинове Наталья Владимировна
Программный модуль для структурирования содержания учебной дисциплины
Китаевская Т. Ю., Перуновская И. Н.
Синергетика как основа рабочей программы дисциплины «Иностранный язык»
Анзина Татьяна Игоревна
в статье рассматривается один из путей решения коренной задачи Целевой программы развития образования в Российской Федерации – приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка тр
Организация учебного процесса при изучении дисциплины «Программирование»
Бадмаева Э.С.
Внедряем и используем Федеральные адаптированные общеобразовательные программы
В статье представлена система организации учебного процесса при изучении дисциплины «Программирование» на первом курсе Института математики и информатики (ИМИ) БГУ.
Автоматизированная система формирования рабочих программ учебных дисциплин
Космачёва Ирина Михайловна, Квятковская Ирина Юрьевна, Сибикина Ирина Вячеславовна
Рассмотрена проблема увеличения нагрузки на преподавателей по составлению документации, сопутствующей учебному процессу.
Судебная медицина как учебная дисциплина основной образовательной программы
Буромский Иван Владимирович, Моргун Алексей Николаевич
С целью унификации организации преподавания судебной медицины как учебной дисциплины в медвузах страны предложены принципы отбора содержательной части дисциплины и модель использования балльно-рейтинговой системы для оценки резуль
Найдено книг по теме — 1
Похожие термины:
Рабочая программа дисциплины
Программа учебной дисциплины
Учебная программа дисциплины
Источник: didacts.ru
Примерное положение о разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин
методическая разработка по теме
2.1. Титульный лист программы общеобразовательной учебной дисциплины содержит :
- полное наименование органа, осуществляющего функции и полномочия
учредителя профессиональной образовательной организации и полное наименование самой профессиональной образовательной организации; - название общеобразовательной (базовой, профильной) учебной дисциплины ;
- название населенного пункта, в котором подготовлена программа;
- год написания программы;
- гриф согласования (соответствующей ЦМК с указанием даты, номера протокола) и утверждения (согласно процедуре, определенной уставом профессиональной образовательной организации) данной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины;
- сведения о специальности СПО, для которой разработана рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины;
- сведения о нормативных документах, на основе которых разработана рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины;
- ФИО и должность разработчика рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины;
- ФИО и должность экспертов (если программа прошла экспертизу) рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины.
- Программа общеобразовательной учебной дисциплины имеет следующую структуру:
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебной дисциплины «. », включая особенности изучения в профессиональных образовательных организациях СПО.
- Место учебной дисциплины в учебном плане: принадлежность учебной дисциплины к предметной области ФГОС СОО, к общеобразовательному циклу ППКРС, ППССЗ.
- Результаты освоения учебной дисциплины – личностные, метапредметные, предметные.
- Содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования
- Тематическое планирование, включая примерный тематический план с учетом профиля профессионального образования
- Характеристика основных видов деятельности студентов на уровне учебных действий (по разделам содержания учебной дисциплины)
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины.
- Рекомендуемая литература: для студентов, преподавателей, интернет-ресурсы.
- Содержание структурных разделов программы общеобразовательной учебной дисциплины.
- Пояснительная записка раскрывает нормативную базу, методические основы для составления рабочей программы, дает представление о том, как преподаватель в своей деятельности реализует ФГОС СОО с учетом особенностей профессиональной образовательной организации, контингента обучающихся, в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, национальных, региональных и этнокультурных особенностей содержания образования. Исходя из указанных особенностей, а также на основе общих целей образования соответствующего уровня, формулируются цели и задачи изучения конкретной учебной дисциплины на (каждый) учебный год.
Цели должны отражать системно-деятельностный подход и логику результатов освоения конкретной учебной дисциплины, курса в личностных, метапредметных, предметных результатах. Задачи формулируются в соответствии со структурой универсальных учебных действий. В пояснительной записке приводится описание ценностных ориентиров содержания учебной дисциплины, уровень рабочей программы, уровень усвоения учебного материала, специфика учебной дисциплины с учетом требований ФГОС СОО и получаемой профессии или специальности, дается пояснение о реализации профильной составляющей, выделяются виды деятельности обучающихся на учебных занятиях и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
- Общая характеристика учебной дисциплины «. », включая особенности изучения в профессиональных образовательных организациях СПО , содержит описание основ содержания обучения данной учебной дисциплине, краткую характеристику сущности данной учебной дисциплины, ее функции, специфику и значение для решения целей и задач общего и профессионального образования; цели и задачи преподавания учебной дисциплины на уровень обучения, описание процесса изучения учебной дисциплины: методы, формы и средства обучения; формы контроля; логические связи данной дисциплины с остальными дисциплинами (разделами дисциплины), т.е. межпредметные и внутрипредметные связи. В этом пункте дается обоснование распределения общего количества учебных часов по годам (семестрам) изучения (особенности изучения учебной дисциплины в данной профессиональной образовательной организации на основании учебного плана), краткое обоснование выбора преподавателем конкретной авторской программы (или Примерной программы) и учебно-методического комплекта. Преподаватель может внести в авторскую (Примерную) программу изменения, в случае:
- дополнения новыми темами определенного раздела;
- увеличения количества часов на тот или иной раздел, тему;
- перераспределения количества часов внутри раздела, темы;
- изменения последовательности изучения учебного материала и т.д.
- Место учебной дисциплины в учебном плане: принадлежность учебной дисциплины к предметной области ФГОС СОО, к общеобразовательному циклу ППКРС, ППССЗ. В данном пункте дается описание:
- принадлежность учебной дисциплины к предметной области ФГОС СОО;
- принадлежность учебной дисциплины к ОПОП СПО (является ли эта учебная дисциплина общей или по выбору из обязательных предметных областей, изучаемых на базовом и профильном уровнях, или дополнительной по выбору обучающихся, предлагаемых профессиональной образовательной организацией, в структуре общеобразовательного цикла ППКРС, ППССЗ);
- направлений и форм межпредметной интеграции и интеграции урочной и внеурочной деятельности;
- возможностей учебной дисциплины в формировании и развитии универсальных учебных действий, проектных и исследовательских действий (с учетом преемственности на ступени получения среднего общего образования в пределах освоения ППКРС, ППССЗ)
- потенциала учебной дисциплины или курса в решении задач воспитания и социализации обучающихся на ступени получения среднего общего образования в пределах освоения ППКРС, ППССЗ;
- возможности учебной дисциплины в освоении обучающимися профессии или специальности;
- процесса развития ИКТ — компетентности обучающихся.
Определяется количество часов, предусмотренных на изучение учебной в семестр, год; указывается соотношение практической и теоретической части.
- Результаты освоения учебной дисциплины – личностные, метапредметные, предметные определяются на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. В данном разделе указываются планируемые результаты на ступень обучения по группам:
- планируемые предметные результаты обучения;
- планируемые метапредметные результаты обучения;
- планируемые личностные результаты обучения.
- Содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования. В описании содержания указываются концептуальные разделы и темы изучения учебной дисциплины, необходимые для реализации требований ФГОС СОО. Содержание учебной дисциплины строится по разделам и темам на основе «Фундаментального ядра содержания общего образования» и «Примерных программ по общеобразовательным учебным дисциплинам» на весь период изучения учебной дисциплины на указанном уровне получения образования. При определении содержания учебной дисциплины, курса необходимо учесть особенности национального, регионального и этнокультурного содержания образования в конкретной предметной области. Если в Примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, преподаватель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы.
- Тематическое планирование, включая примерный тематический план с учетом профиля профессионального образования. В данном разделе рабочей программы преподаватель распределяет весь учебный материал в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком на весь учебный год, профилем ППКРС, ППССЗ и объемами, отведенными на учебную дисциплину данного профиля. В тематическом планировании определяются основные виды учебной деятельности студентов на уровне учебных действий.
В тематическом планировании определяются и виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся: подготовка докладов, рефератов и т.д., тематика индивидуальных проектов. На самостоятельную внеаудиторную работу отводится до 50% учебного времени от обязательной аудиторной нагрузки в зависимости от содержания учебной дисциплины и требований к результатам ее освоения. Тематическое планирование содержит описание формы промежуточной (итоговой) аттестации по учебной дисциплине (зачет, дифференцированный зачет, экзамен; для учебных дисциплин «Русский язык и литература», «Математика» — экзамен).
Возможные варианты оформления тематического планирования могут быть такими:
Внеаудиторная самостоятельная работа
Источник: nsportal.ru
Программы учебных дисциплин и их проектирование.
Программа УД включает титульный лист с указанием названия дисциплины и названия программы, в рамках которой она реализуется; результаты обучения — сгруппированные по смыслу умения и знания (парами). Средний столбец 2 табл. 3.12 «Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся» заполняется на основе вспомогательной табл. 3.10.
Таблица 3.12
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
1 См.: Методика разработки основной профессиональной образовательной программы СПО : метод, рекомендации / В. И. Блинов (и др.]. М., 2014.
В программе дисциплины должен быть представлен раздел «Контроль и оценка результатов обучения». Для этого используется таблица, аналогичная табл. 3.9.
Общепрофессиональные дисциплины обеспечивают успешное освоение ПМ, поэтому разработка соответствующих программ ведется после того, как разработаны все программы ПМ в рамках данной ОПОП.
Важно, чтобы материал общепрофессиональных дисциплин подготавливал к восприятию содержания модуля, не дублировал его теоретическую часть, а представлял с ней единое целое. Проведенный на основе 3.10 анализ позволяет определить, какие изменения и дополнения необходимо сделать относительно представленного во ФГОС состава и содержания дисциплин этого цикла.
Таблица 3-13
Формирование содержания общенрофессиональной дисциплины
Темы лабораторных работ, практических занятий
Темы теоретической части обучения
При разработке ДПП необходимо определить, в каком объеме будут изучаться дисциплины данных циклов, есть ли возможность для перезачета некоторых из них.
Каждая рабочая программа, помимо обозначенных выше разделов, содержит также три следующие:
- — «Образовательные технологии», где содержится характеристика технологий обучения, используемых при реализации различных видов учебной работы студентов.
- — «Учебно-методическое и информационное обеспечение», включая перечни основной и дополнительной литературы, используемых компьютерных программ и Интернет-ресурсов.
- — «Материально-техническое обеспечение».
Содержание и способы разработки этих разделов будут разъяснены в дальнейшем (см. параграфы 3.3; 4.3; 4.5).
Таким образом, общий алгоритм разработки ОПОП СПО на основе ФГОС и с учетом сз’ществующих ПС включает в себя ряд последовательных шагов [1] (набор дисциплин в алгоритме указан для случая ППССЗ):
- 1. Отбор ПС, с учетом которых будет разработана программа.
- 2. Сопоставление ФГОС и ПС с использованием вспомогательных таблиц.
- 3. Заполнение раздела «Результаты освоения образовательной программы».
- 4. Разработка фонда оценочных средств.
- 5. Разработка программ практик.
- 6. Формирование программ ПМ.
- 7. Формирование программ дисциплин общепрофессионального цикла.
- 8. Формирование программ дисциплин естественно-научного и математического; общегуманитарного и социально-экономического циклов.
- 9. Разработка учебного плана и календарного графика.
Шаги 1—3 мы рассмотрели в параграфе 3.1, шаги 5—8 — выше
в настоящем параграфе. Шаг 9 будет рассмотрен в параграфе 3.3. Пропущенный шаг 4 мы будем рассматривать в общем контексте процесса организации контроля и оценки в образовательном процессе профессиональной образовательной организации в параграфе 5.1.
При разработке образовательных программ профессионального обучения и ДПП используется аналогичный алгоритм, отличающийся от приведенного выше пропуском шагов 2, 7 и 8.
Разработка образовательных программ предполагает создание рабочей группы, включающей представителей работодателей в целях обеспечения согласования всех результатов разработки.
Процесс разработки ОПОП СПО существенно облегчается в случае наличия ПрОПОП.
Примерная основная профессиональная образовательная программа СПО (ПрОПОП СПО) — документ рекомендательного типа («мягкая норма»), занимающий промежуточное положение между ФГОС СПО и ОПОП СПО конкретных образовательных организаций. В условиях вариативности образовательных программ примерные программы выполняют две основные функции:
- — оптимизации (уменьшения) трудозатрат коллектива образовательной организации при разработке ОПОП;
- — стабилизации образовательного пространства СПО и локальных инновационных процессов.
- 2016. С. 36-71.
ПрОПОП представляет собой пакет учебно-методической документации, структура которого соответствует структуре ОПОП, определяющей:
Разработанные ПрОПОП проходят специально организованную экспертизу и по ее результатам включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
На момент подготовки текста этого учебного пособия сайт Федерального реестра примерных образовательных программ СПО [2] функционировал в тестовом режиме. На сайте предполагается размещение:
- — примерных основных образовательных программ;
- — примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей;
примерные программы общеобразовательного цикла.
Разработка ОПОП СПО на основе ПрОПОП СПО осуществляется на основе того же алгоритма, который был приведен выше. Основное отличие состоит в том, что ПрОПОП СПО используется в качестве прототипа, разделы которого корректируются и дополняются по мере прохождения этапов алгоритма. В то же время авторы конкретных ОПОП СПО имеют право не опираться на примерную программу, а могут предложить собственный подход к разработке образовательной программы по определенной профессии/специальности, например, при определении последовательности изучаемых разделов программы.
Разработанные образовательные программы профессионального образования предполагают постоянное совершенствование. Раздел ФГОС СПО «Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы» содержит требование ежегодного обновления ОПОП СПО (в части состава дисциплин и ПМ, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ УД и ПМ, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. Ответственность за обновление ОПОП несет педагогический коллектив той образовательной организации, где она реализуется. Предложение об обновлении ОПОП имеет право вносить каждый преподаватель, работающий в данной образовательной организации, или инициативная рабочая группа. Участие преподавателя в разработке и совершенствовании ОПОП рассматривается как один из важнейших критериев качества его педагогической деятельности, основание для определения размера его материального вознаграждения.
- [1] См.: Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования : практ. пособие / В. И. Блинов [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Лейбовича. М.,
- [2] URL: http://www.reestrspo.ru (дата обращения: 29.12.2016).
Источник: studme.org