Программа учебного курса это

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

единый обязательный документ, воспроизводящий в своем содержании систему научных знаний (понятий), специально отобранных в учебных целях и предназначенных для усвоения [55; 93].

ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. )

Программа учебная
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Учебная программа

системно-организованное единство целей, ценностей и целей образования, условий организации образовательного процесса. Представляет собой документ, устанавливающий состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам.

Какой должна быть рабочая программа учебного предмета и учебного курса

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Учебная программа
Учебная программа
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Учебная программа
ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

это подборка информации, определяющей полностью и однозначно ход деятельности, которую следует осуществить, чтобы заданный процесс проходил в соответствии с планом. Различия между первым и вторым пониманием «программы» достаточно велики.

Если в первом случае главное место уделяется содержанию какой-либо деятельности и при этом самой деятельности и ее последствиям отводится относительно небольшое место, то во втором случае основное внимание уделяется именно самой деятельности и ее последствиям. Именно с этой точки зрения второе понимание «программы» значительно ближе современной педагогике: традиционное понимание «учебной программы» выражает давнюю идею педагогики «без ребенка», без учащегося, программу «предметного» содержания, относящегося только к учителю. Учебная программа в современном подходе направлена на самих учащихся, должна приносить им радость и удовлетворение, вызывать изменения их личностных качеств. С этой точки зрения об учебной программе следует говорить, что она определяет двустороннюю деятельность: работу учащихся и руководящих прямо или косвенно этой работой учителей, а также говорить о содержании образования.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ

Источник: didacts.ru

ПРОГРАММА КУРСА (УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА), ЕЕ РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ

Управляющие вузовским образованием инстанции (от заведующего кафедрой до Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)) используют программы курсов и составляемые в каждом учебном году на их основе рабочие планы для контроля работы преподавателя.

Курсы по программированию или самостоятельно? Как учиться программировать.

На деле же программы существуют для исполнения 2-го закона риторики — закона хронотопической ориентации адресата. О важности этого закона для привлечения внимания и создания интереса к предмету мы сказали уже достаточно. Программа курса нужна прежде всего студентам, и правы те преподаватели, кто вывешивает программы своих курсов на своей страничке сайта вуза. Это официальный документ, обеспечивающий право преподавателя на чтение курса (в соответствии с распоряжением Минобрнауки России, преподаватель не имеет права читать курс без наличия его программы).

Программа курса может быть авторской, созданной самим преподавателем; нередко преподаватель, особенно молодой и неопытный, пользуется той программой, которая уже утверждена кафедрой и создана до него.

Соответственно работа над программой курса фиксируется:

  • • в составе научно-методической работы преподавателя (если разрабатывается новый курс (новая дисциплина) для кафедры, факультета или новая авторская программа). Авторские программы публикуются в научно-практических или научно-методических сборниках, материалах научно-практических конференций, в педагогической периодике. Свою (авторскую) программу можно создать и опубликовать, даже если уже опубликованы чужие. Это считается научной работой, так как создание концепции курса, т.е. процесс трансформации и укрупнения содержания, требует высокой научной квалификации и отражает научную концепцию, разрабатываемую автором;
  • • в учебно-методической работе преподавателя (если меняется существующая программа, взятая за основу, при сохранении концепции курса и основ его содержания).
  • 9.3.2. Техника составления и оформления программы курса

Как составляется (разрабатывается) программа курса? Эта сложная деятельность осуществляется в последовательности семи этапов.

  • 1. На сайте Минобрнауки России берется самая новая, современная форма представления программы учебной дисциплины.
  • 2. За основу берется Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по данной дисциплине для соответствующей специальности, специализации и квалификации. Там вы найдете минимальный набор тем и понятий дисциплины, примерное количество часов, отведенное на нее. Анализируются Госстандарт и уже существующие программы курсов. Требования Госстандарта можно менять (официально — до 10%).
  • 3. Составляется собственная система учебного предмета (она и называется «программой курса» в узком смысле). В нее входят:
  • • основные области и аспекты дисциплины — это разделы программы;
  • • основные проблемы науки — это основные темы курса;
  • • основные понятия (категории) — это отдельные позиции в каждой теме курса.

Степень детализации при отборе содержания (укрупнении) определяется по возможным часам, степень научности и полноты — по квалификации подготовки и по месту дисциплины в учебном плане подготовки (дисциплины общеобразовательные, специальные, дисциплины специализации). Наиболее подробная и современная разработка научной проблематики возможна в спецкурсах и спецсеминарах, в дисциплинах специализации. Здесь проблемы берутся более узкие, материал — обширнее и конкретнее.

  • 4. Имеющиеся часы делятся, как правило, на два — Л (лекционные) и П (практические). Часы лекций ставятся в соответствие делению по разделам, далее — по темам. Практические занятия по тематике, как правило, соответствуют лекциям. Столько же часов, сколько на аудиторную работу (Л + П), отводится на самостоятельную работу. Так составляется тематический план.
  • 5. Формулируется та собственная концепция курса, которой преподаватель руководствовался при отборе материала: цель, задачи и прочее, что требует форма Минобрнауки России. Это формулируется обычно вместе с обозначением авторского видения (концепции) научного, а следовательно, и учебного предмета, какими они предстают на сегодняшний день. Определяется место данной дисциплины в учебном плане подготовки (ее связи с другими дисциплинами).
  • 6. Отбирается литература к курсу: обязательная и дополнительная. По требованиям Минобрнауки России, обязательная — та, которую студенты могут получить в вузовской библиотеке. Составляется список.
  • 7. Составляются тематика и задания для контрольных работ, список тем для самостоятельных работ и рефератов, вопросы (примерные) к зачету, вопросы (точные) к экзамену.
Читайте также:
Какая программа для рэпа

Задача преподавателя — составителя программы курса — постоянно следить за новыми требованиями к оформлению программ, появляющимися на сайте Минобрнауки России. В последние годы требования к оформлению программ настолько усложнились, что только сотрудники Учебной части вуза и (или) методисты могут помочь преподавателю их выполнить.

Контрольные вопросы

  • 1. Чем целостный дискурс лекционного курса схож с дискурсом отдельной лекции? Почему можно говорить об их изоморфности?
  • 2. Какое место занимает лекционный курс в дискурсе учебного предмета?
  • 3. Какова роль других форм учебных занятий в структуре учебного курса?
  • 4. Какова последовательность этапов составления учебной программы курса?
  • 5. К какой форме учебной нагрузки относится разработка учебной программы курса? Рабочего плана курса по существующей программе?

Задания

  • 1. Определите основную цель и сформулируйте задачи начала (первых одной—двух лекций курса); его середины; конца (последних одной- двух лекций) лекционного курса.
  • 2. Вспомните недавно прослушанный (или оставшийся в памяти) лекционный курс. Сопоставьте свои наблюдения с описанным в гл. 9 принципом построения курса учебного предмета.

Источник: studref.com

ЛЕКЦИЯ 3 ПРОГРАММА КАК ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Понятно, что каждый из этих компонентов призван решать специфические задачи, поэтому имеет свою собственную структуру. Мы рассмотрим эти элементы в следующих лекциях. Структура учебного предмета в упрощенном виде представлена на рисунке 1.

2. Программа является документом, регламентирующим организацию и проведение учебно-воспитательного процесса. Нормативные функции программ обеспечивают единство и возможность функционирования всей образовательной системы страны, в которой школа является хотя и важным, но отдельным звеном. Преподавание учебного курса должно осуществляться в соответствии с принятыми программами.

Какие требования предъявляются к программе естественнонаучной учебной дисциплины?

  • 1. В программе должны быть сформулированы цели и задачи обучения.
  • 2. Программа должна содержать требования к результатам обучения.

Структура учебного предмета

  • 3. Программа должна способствовать систематическому изучению дисциплины.
  • 4. Содержание курса должно быть посильным для учащихся, а время, отводимое на его изучение, должно быть достаточным для его сознательного усвоения.
  • 5. Содержание курса должно раскрывать связь теории с практикой в данной области деятельности, способствовать реализации принципа связи обучения с жизнью.
  • 6. Содержание курса должно отвечать дидактическому принципу научности, т.е. программа должна ориентировать процесс преподавания на формирование у школьников научного знания.
  • 7. Программа должна способствовать развитию умственных способностей учащихся, а также формированию в их сознании элементов научного мировоззрения и экологической культуры.

Тем самым, к программам учебных дисциплин предъявляются серьезные, всесторонние требования.

3. Рассмотрим структуру программы.

Первым компонентом программы является пояснительная записка. В пояснительной записке раскрываются цели и задачи курса, основные мировоззренческие идеи, которые нужно сформировать у школьников, теоретический уровень содержания.

Третьим компонентом программы учебного курса являются требования к результатам обучения. Особенностью требований к знаниям учащихся в современных программах является формулирование их через действие, которое учащиеся должны провести, чтобы показать это умение. Если в прежних программах указывалось, что тот или иной закон учащиеся должны были знать, то теперь знание и понимание, например периодического закона, учащиеся должны показать через умение объяснять его через физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода, в которых он находится. В 10 классе учащиеся должны уметь объяснять основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова.

Наряду с указанными элементами программа может включать четвертый компонент — информационно-методическую часть. В ней обычно помещают материалы, помогающие учителю в решении учебно-воспитательных задач. В программах разных лет в информационно-методической части освещали разные вопросы.

В одних программах были показаны возможные межпредметные связи преподаваемого предмета с другими дисциплинами. В других освещались рекомендации к оцениванию ответов учащихся, список литературы для учителя, перечень аудиовизуальных средств обучения и т. п. В программах последних лет информационно-методическая часть отсутствует.

Читайте также:
Программа epson scan не может

Структура традиционной программы общеобразовательного курса представлена на рисунке 2.

Как отмечено выше, программа — это нормативный документ, регламентирующий учебно-воспитательный процесс. Однако не все ее составляющие являются нормативными.

К нормативам программы относят: цели и задачи учебного предмета, время, отводимое на изучение курса в целом, а также требования к результатам обучения.

4. Рассмотрим более подробно нормативную часть программы, в которую входят цели и задачи курса, время, отводимое на его изучение, а также требования к результатам обучения.

Общая структура традиционной программы

Цели обучения предмету в программе сформулированы в самых общих чертах, они представлены как некий идеал, стремление к которому и определяет общую направленность преподавания.

В последние годы цели изучения предмета часто формулируют в виде положений, чему должно способствовать изучение предмета. Так, в пояснительной записке к программе курса химии для 8-9 классов базового уровня образования отмечено: «Изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду».

Приведенный пример по существу отражает одну и ту же конечную цель обучения химии, которая практически полностью сливается с общими целями общеобразовательной школы.

Естественно, что цели преподавания предмета должны отражать общую направленность образования, т.е. его обучающую, воспитательную и развивающую функции. Однако чрезмерная общность формулировок целей затрудняет, во-первых, выявить тот конкретный путь, следуя которому эти цели можно достичь в рамках данного учебного курса; во-вторых, сильно затрудняет определение самого факта достижения учителем этих целей; в-третьих, не позволяет совершенствовать учебный процесс в соответствии с данными целями.

Анализ целей преподавания учебных предметов показывает справедливость критики их В. П. Беспалько. Он считает, что цели учебных предметов сформулированы недиагно- стично, расплывчато, т.е. не позволяют определить соответствие результатов учебно-воспитательного процесса поставленным целям обучения.

Невозможность диагностировать учебные цели — отрицательная сторона программ. В результате этого в школах появляются различного рода волюнтаристические решения в преподавательской деятельности, педагогические экспромты, преувеличение роли отдельных целей и другие неоправданные действия. Конечно, с течением времени многие из них показывают свою несостоятельность, но на это зачастую тратится много времени и сил учителей и школьников.

Как считает В.П. Беспалько, цели учебного предмета могут быть более диагностичными, если:

  • 1) дано настолько четкое описание формируемого качества личности ученика, что его можно безошибочно отличить от других качеств личности;
  • 2) имеется способ, инструмент для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;
  • 3) возможно измерение интенсивности диагностируемого качества;
  • 4) существует шкала оценки качества отдельных сторон личности ученика, опирающаяся на результаты измерения.

В настоящее время инструменты для выявления и измерения целей для всех составляющих учебного процесса еще не разработаны.

Еще сложнее диагностировать компоненты, воспитания и развития. Не представляется возможным также диагностировать развитие отдельных качеств личности. Эта задача не решена еще ни в дидактике, ни в психологии, ни в научной методике преподавания дисциплины. Данная проблема еще ждет своих исследователей.

В современных программах к главным целям школьного химического образования относятся:

  • • формирование у школьников системы химических знаний как компоненты естественнонаучных знаний;
  • • развитие личности обучаемых, их интеллектуальное и нравственное совершенство, формирование гуманистического отношения и экологически целесообразного поведения в быту;
  • • выработка понимания общественной потребности в развитии химии, формирование отношения к химии как возможной области будущей деятельности;
  • • развитие у школьников умения мыслить, четко излагать свои мысли;
  • • развитие у школьников воли и настойчивости к достижению целей химического образования.

Как можно видеть, эти дели сформулированы значительно лучше. Некоторые из них вполне можно четко определять.

Более конкретными, а потому более диагностичными являются задачи учебного предмета. Для курса химии такими задачами являются:

  • • формирование у школьников знания основ химической науки — важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка, раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера;
  • • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни;
  • • формирование специальных умений обращаться с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила безопасной работы в химической лаборатории;
  • • демонстрация гуманистической направленности химической науки, ее возрастающей роли в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством; раскрытие перед учащимися вклада химии в научную картину мира;
  • • развитие гуманистических черт личности, формирование творческих задатков;
  • • воспитание элементов экологической культуры.

Как видим, задачи курса, так же как и дели, охватывают три компонента образования. При этом отдельные задачи, относящиеся к обучению и развитию, сформулированы диагностично, т.е. можно оценить степень решения той или иной задачи в процессе учебно-воспитательной работы. Другая же часть, относящаяся к воспитанию (формированию определенных черт личности), сформулирована недиагностично. И все же задачи курса в целом значительно более диагностичны, чем цели, поскольку они значительно ближе к учебно-воспитательному процессу, более конкретны.

К задачам развития школьников на уроках химии относятся:

  • • совершенствование умения вычленять в изучаемом главное;
  • • вскрывать в изучаемых явлениях причинно-следственную зависимость;
  • • осуществлять на химическом материале анализ, синтез, доказательство, проводить доступные обобщения, связно излагать учебный материал.
Читайте также:
Поименованная часть программы которая выполняет некоторые четко заданные действия над данными

К задачам воспитания относятся:

  • • демонстрация на примерах идеи материального единства химических элементов неорганических и органических веществ;
  • • выявление причинно-следственной зависимости между составом, строением и свойствами веществ;
  • • раскрытие на примерах роли химии в решении отдельных экологических проблем, стоящих перед человечеством;
  • • развитие воли и настойчивости в достижении учебных целей.

Исходя из задач обучения, курс, с одной стороны, должен способствовать формированию основ химических знаний, необходимых в повседневной жизни, а с другой — заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний в профессиональной школе. Поэтому в содержании курса представлены основополагающие теоретические сведения о веществе, его составе, строении, свойствах и применении, а также о химических реакциях и закономерностях их протекания.

В некоторых прох’раммах по химии раскрываются ведущие мировоззренческие идеи. Формирование понимания школьниками этих идей составляет основу школьного химического образования. Учебные курсы разных линий отличаются друг от друга этими общими мировоззренческими идеями.

К ведущим мировоззренческим идеям курса могут относиться следующие:

  • • свойства веществ зависят от их состава и строения, применение веществ основывается на их свойствах;
  • • в состав неорганических и органических веществ входят одинаковые атомы химических элементов;
  • • превращения веществ обусловлены действием законов природы;
  • • знание законов протекания химических реакций позволяет управлять химическими превращениями веществ;
  • • развитие химической науки служит интересам общества и государства и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.

Развитие данных идей в сознании школьников осуществляется на уроках химии в процессе изучения содержания курса.

Важно отметить, что по мере изучения химии происходит постоянное углубление теоретической основы ее изучения. Вначале изучение химии проводится на уровне чистой эмпирии. В этот момент происходит накопление знаний. Здесь учащиеся знакомятся с основными понятиями химии — химическим элементом, простым и сложным веществом, химическим превращением.

Здесь узнают количественные характеристики этих вещества. Эти знания позволяют перевести изучение дисциплины на атомно-молекулярный теоретически уровень. Впоследствии изучение химии постепенно переводится на уровни периодического закона, теории строения атома, ионной и электронной теории. И хотя время накопления фактов при переходе от одной теории к другой постепенно сокращается, но оно выделятся для материалистического обоснования необходимости перевода знаний на новый теоретический уровень.

К содержанию курса относятся также демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия (в отдельных курсах может быть специальный практикум). В содер- жание входят и расчетные задачи.

Как уже отмечалось, изучение темы проходит во времени, обозначенном в программе. Время изучения самих тем нормативом не является. Однако нормативом служит общее время изучения курса. Во всех программах в качестве рекомендаций указывается примерное время изучения конкретных тем. Учитель вправе изменять его по собственному усмотрению.

Понятно, что если учитель увеличивает время изучения какой-либо темы, то он должен уменьшить время изучения какой-либо другой темы.

Время, отводимое на освоение учебного курса в целом, — важный норматив обучения. Косвенно он отражает

отношение общества и государства к определенной области знания, значимости ее для формирования личности учащегося. Изменение положения школьной дисциплины в учебном плане отражает мнение общества о данном виде знания.

Понятно, что изменение времени изучения какого-либо предмета приводит к изменению распределения по дисциплинам общего учебного времени, так как изменять (увеличивать) общую учебную нагрузку школьников уже практически невозможно. При введении нового учебного предмета в школу остальные дисциплины должны потесниться во времени. Помните, сколько учебных дисциплин было в дореволюционной гимназии, реальном училище? А сколько теперь дисциплин вмещает учебный план? Что же теперь сетовать о непомерной нагрузке школьников?

К определению времени изучения отдельных тем учителя и методисты подходят эмпирически, на основании своего опыта. Однако давно для этой цели могут быть использованы общие подходы, базирующиеся на знаниях об интенсивности обучения (I). Для ее определения необходимо знать число элементов содержания в каждой теме (Х/г), а также время изучения этих элементов (?)• В этом случае

Таким образом, под интенсивностью обучения следует понимать число элементов содержания, которые ученик изучает на уроке. Чем больше он осваивает элементов содержания за урок, тем интенсивность его работы будет выше. Понятно, что интенсивность обучения не может расти беспредельно. Как указывалось раньше, с ростом интенсивности обучения растет и утомляемость школьников.

В методике химии было установлено, что число элементов содержания в программе примерно вдвое меньше, чем в учебнике. В прежние годы соотношение элементов в программе и учебнике было иным. Число элементов в теоретических разделах учебника раскрывалось в 2,6 раза больше, чем в программе, а для тем, где рассматриваются химические факты (описательные темы), — в 1,8 раза больше. Это можно объяснить тем, что теперь стали более подробно освещать материал в программах, чем прежде 4 . В таблице 6 приведена средняя интенсивность изучения содержания курса химии по классам.

Усредненные величины интенсивности обучения учащихся химии

Источник: ozlib.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru