О чем речь? Феномен тьюторского сопровождения возник как ответ на внедрение инклюзивного образования. Согласно российскому законодательству, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в обычных школах. И для них необходим тьютор.
Кому подходит? Стоит отметить, что тьюторское сопровождение требуется далеко не всем детям с ОВЗ. Но это вовсе не значит, что он решает только бытовые вопросы вроде помощи с посещением санузла. Так чем же на самом деле занимается тьютор?
Оглавление:
- Кто такой тьютор и в чем его отличия от других специалистов
- В чем различия между тьютором и дефектологом
- В чем отличие коуча и тьютора
- В чем различия между психологом и тьютором
- В чем отличие тьютора от репетитора
- В чем различия между наставником и тьютором
- Индивидуализация ребенка в школе как ключевая задача тьюторского сопровождения
Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно
Тьюторское сопровождение в образовательных организациях
Подборка книг на лето для педагога: полезный список книг об учебном процессе Скачать бесплатно
Кто такой тьютор и в чем его отличия от других специалистов
Тьютор, обеспечивающий сопровождение в школе – это специалист, который в рамках своей профессиональной деятельности исследует интересы ребенка и создает благоприятную среду для его развития. Он ориентирован не только на учебную программу и образовательный стандарт, но и на индивидуальные потребности ученика. Тьютор стремится согласовать познавательные запросы ребенка с интересами и возможностями его семьи, создавая гармоничную и продуктивную обучающую среду.
Для лучшего понимания функций и задач тьютора в образовательном процессе стоит выделить его из числа других специалистов, занимающихся формированием личности и работой с учащимися.
В чем различия между тьютором и дефектологом
Тьюторы могут быть ошибочно приняты за педагогов-дефектологов, но их сферы деятельности и задачи отличаются друг от друга.
Задача дефектолога заключается в анализе индивидуальных особенностей психофизического состояния ребенка, его системы восприятия и темперамента с целью восстановления или коррекции отсутствующих функций. К примеру, педагог-дефектолог может обнаружить у слабовидящего ребенка способности в области художественного творчества и направить развитие в данное русло.
Таким образом, дефектолог выступает в роли аналитика, который использует свои знания и опыт для оценки потенциала и способностей каждого ребенка с целью максимально эффективной коррекции нарушений в развитии.
Тьюторы занимаются созданием событий, которые влияют на образ мыслей и представление о будущем, а также развивают навыки креативного мышления и побуждают к саморазвитию. Они владеют различными методиками и техниками работы в пространстве субъективной реальности, используя, например, игровые и творческие задания, медитацию и визуализацию. Все это позволяет тьюторам помогать детям раскрыть свой потенциал и изменить жизнь к лучшему.
Обзор дистанционной программы тьюторского сопровождения на базе «Фоксфорд»
Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада
Как педагогу получить первую категорию в 2023 году
Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Новейшие исследования в области эпигенетики утверждают, что гены не являются единственным фактором, влияющим на нашу жизнь и развитие. Независимо от унаследованных задатков всегда есть место для потенциала. Взаимодействие с новым окружением, другими людьми и иными способами может существенно изменить будущее. Одна из главных целей тьюторского сопровождения в саду и школе заключается в том, чтобы открыть двери учащимся к такому взаимодействию.
В чем отличие коуча и тьютора
Коуч и тьютор – две разные профессии, которые имеют свои особенности. Главное отличие между ними заключается в том, с кем они работают. Коучи обычно работают со старшими подростками и взрослыми, а тьюторы – с детьми. Кроме того, задачи коуча и тьютора также отличаются.
Коуч работает с людьми, которые уже определили свои цели и нуждаются в помощи в их достижении. Он дает жесткие установки и подталкивает к движению вперед. Тьютор же помогает детям понять, чего они хотят, и развивает у них способность самостоятельно принимать решения. Его методы более мягкие и направлены на подталкивание к самостоятельности, особенно в ситуациях неопределенности.
В чем различия между психологом и тьютором
Существует несколько различий между школьным психологом и тьютором. Психолог обычно работает с конфликтными ситуациями, оказывая психологическую помощь детям и взрослым с помощью специальных методов.
В свою очередь, тьютор помогает детям определиться с выбором и развить свои личностные качества. В школьной среде тьютор – это прежде всего педагог, который прошел соответствующую переподготовку и использует специальный педагогический инструментарий для своей работы. Некоторые тьюторы могут также иметь дополнительный диплом психолога, но его использование в тьюторском сопровождении не является обязательным.
В чем отличие тьютора от репетитора
Репетитор работает над улучшением знаний ученика в конкретном предмете в рамках определенной программы. В то время как тьютор помогает детям развивать свои способности и учит брать на себя ответственность за свое образование.
Тьютор не объясняет сложные темы и не принуждает к учебе, а создает среду для развития и доносит до обучающегося, что каждое его действие и бездействие имеет огромное значение и последствия. Тьютор помогает ученику понять, каким образом он может использовать свои сильные стороны и таланты, чтобы достичь успеха в учебе и в жизни.
В чем различия между наставником и тьютором
Наставник и тьютор – две профессии, связанные с образованием и помощью детям в учебе. Хотя их задачи пересекаются, есть и отличия.
Наставник помогает ребёнку преодолеть трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения. Он может работать над проблемами с планированием времени, освоением отдельного предмета, самоконтролем и мотивацией. Наставник реагирует на трудности, а не пытается предотвратить их заранее.
Тьютор, в свою очередь, помогает ребёнку прокладывать индивидуальный путь образования. Это означает, что он помогает ему выбрать курсы, которые будут соответствовать его интересам и потребностям. Он может помочь с формальным обучением, которое связано с получением установленных документов (аттестат, диплом), а также с неформальным, которое направлено на удовлетворение личных интересов.
Формальное обучение всегда ограничено по времени и может быть основным (получение школьного аттестата) или дополнительным (диплом музыкальной школы или художественной школы). Неформальное обучение может происходить в форматных мероприятиях, таких как лагеря, экскурсии, дискуссионные клубы, мастер-классы.
Скачайте бесплатно
8 практических рекомендаций по работе со сложными детьми
Получите инструкцию по сохранению
здоровой атмосферы в классе
Как учителю работать со сложными детьми
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Также может быть спонтанным и проходить, например, в ходе общения с эрудированным человеком. Оно не ограничено временем и может длиться на протяжении всей жизни.
Индивидуализация ребенка в школе как ключевая задача тьюторского сопровождения
Тьюторское сопровождение в образовательных организациях направлено на работу с принципом индивидуализации. Оно помогает определить ребенку личный маршрут получения образования, в основе которого будут такие составляющие, как мотивация, индивидуальные способности и навыки, а также образовательные запросы обучающегося.
Тьютор в рамках реализации индивидуального обучения придерживается нестандартных методов педагогической практики, таких как открытость, индивидуализация, вариативность. Модель тьюторского сопровождения, основанная на индивидуальном подходе, отталкивается от возрастных и личностных качеств ученика. Специалист работает фронтально, а усвоение материала индивидуальное.
Суть этого принципа заключается в поиске адекватных методов передачи информации разным людям. Используя методику, тьютор работает с индивидуальным курсом ребенка. Это и есть тьюторское сопровождение учащегося.
Оно представляет собой сложный процесс взаимодействия между двумя сторонами – сопровождающим и сопровождаемым. Результатом этой совместной работы будет определение жизненного курса, приобретение навыков самостоятельного принятия решений и осуществление соответствующих последующих действий, направленных на улучшение положения сопровождаемого.
Тьюторское сопровождение в системе образования гарантирует создание условий для того, чтобы субъект развития мог принимать оптимальные решения в различных сферах своей жизни.
Следовательно, мы можно утверждать, что сопровождение – это процесс взаимодействия двух субъектов в ситуации, когда один из них сталкивается с трудностями в жизни. В качестве субъекта может рассматриваться как отдельная личность, так и малая группа, социальный институт.
Тьюторское сопровождение предполагает организацию образовательного маршрута для обучающегося, основанного на регулярном отражении его успехов в соответствии с личными интересами и стремлениями. Таким образом, тьюторское сопровождение в педагогике – это учебно-воспитательная связь, когда обучающийся совершает определенные действия, а тьютор создает подходящие условия для их успешного выполнения.
В рамках тьюторского сопровождения в ДОУ и школе обучающийся занимается самостоятельным поиском оптимально подходящих методов обучения и выполнения различных заданий. При этом найденные способы обязательно обсуждаются с сопровождающим.
Основная цель сопровождения – дать понять ребенку, что использовать различные источники и инструменты образования, а также всевозможные средства для достижения поставленных целей очень важно, так как они являются ценными и при этом общедоступными.
План методов образования составляется и прорабатывается на нескольких занятий для того, чтобы расширить имеющуюся план-карту за счет добавления в нее все новых средств. При этом карта может корректироваться и на следующем этапе тьюторского сопровождения – реализации намеченного плана. Карта образовательного маршрута может содержать множество точек, таких как:
- библиотеки;
- книги;
- статьи;
- индивидуальные консультации с преподавателями;
- встречи с различными специалистами;
- элективные курсы;
- анкеты-опросники для друзей и родителей;
- веб-ресурсы;
- общение в тематических чатах и так далее.
Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы заключается в том, что тьютором должны создаваться условия и способы, помогающие ученику обнаружить, осмыслить и реализовать свой познавательный интерес. Таким образом, ребенок выполняет определенные действия в соответствии с лично разработанными нормами, после чего это все обсуждается с сопровождающим.
Тьюторское сопровождение, принципы которого основаны на своевременно и целесообразно поставленных вопросах, умении максимально расширить или ограничить тему, а также на применении методов активного слушания – методика, позволяющая ученикам раскрыть свой потенциал и достичь поставленных целей с помощью квалифицированной помощи тьютора.
Тьюторское сопровождение в образовательной деятельности характеризуется педагогической поддержкой учащихся в самостоятельном овладении и реализации школьной программы. Взаимодействие сопровождающего с сопровождаемым направлено на:
В открытом доступе до
Как избежать штрафа до 30 000₽ и пройти проверку Роспотребнадзоре в 2023 году
Скачайте бесплатно 3 актуальные инструкции для учителей
Содержание архива:
20 шагов к успешному прохождению проверки Роспотребнадзора
Что делать учителю, если не прошел аттестацию
21 одно правило идеального открытого урока
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Что значит тьюторское сопровождение? Это система мероприятий, носящих не только образовательный, но и развивающий, а также воспитательный характер. Тьютор и субъекты тьюторской деятельности прибегают к этим мерам как к средству управления индивидуальным маршрутом обучения ученика.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в школе – одно из основных условий для получения такими учениками качественного образования. Всевозможные методы тьюторского сопровождения помогают детям с ограниченными возможностями здоровья из различных категорий облегчить процесс обучения и сделать его более доступным и эффективным.
Более того, согласно требованиям ФГОС, тьюторское сопровождение является обязательным условием для успешной реализации образовательной программы в учреждениях для детей с особыми потребностями в образовании. Оно помогает решить многие проблемы, связанные с организацией процесса обучения особенных детей.
В настоящее время остро стоит вопрос необходимости внедрения тьюторского сопровождения в образовательную деятельность. Это новое направление профессиональной практики в высшем образовании. В профессии тьютора сочетаются такие аспекты, как воспитание и профессиональное обучение детей. Тьютор помогает ребенку максимально раскрыть свою личность, постичь принципы современной культуры и реализоваться как субъекту своей личной жизни через формирование ценностей и мотивов.
Следовательно, особенности тьюторского сопровождения в первую очередь заключаются в организации образовательного пути учащегося, построенного на непрерывном рефлексивном сопоставлении достижений ребенка с его стремлениями и интересами. На начальных ступенях образования тьютор или другой педагог, который выполняет тьюторские обязанности, действует как наставник ребенка, который вводит его в образовательное окружение школы.
Технология тьюторского сопровождения, в том числе и в инклюзивном образовании, помогает ученикам развивать свою образовательную деятельность, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения. С помощью этой технологии возможно развивать базу знаний, необходимых для выбора наиболее подходящей стратегии обучения. Она также позволяет выбрать наиболее эффективные методы обучения из доступных вариантов.
Тьюторское сопровождение детей с РАС в школе, а также обучающихся с ОВЗ является новой, а потому непривычной для нашей страны образовательной методикой. Тьюторы сравнивают образование с конструктором лего, где каждый ученик может собрать свой собственный набор знаний, способов их применения и навыков, необходимых именно ему.
Такой индивидуальный подход особенно актуален в быстро меняющемся мире. Через развивающую образовательную среду тьюторы помогают школьникам научиться принимать решения и действовать в условиях неопределенности, что является важным навыком в нашей эпохе.
Родители также могут овладеть тьюторскими навыками и инструментами, которые позволят им лучше понимать и поддерживать своих детей на их образовательном пути.
Материал основан на следующих источниках:
- Портал учителя РФ
- Всероссийский педагогический портал
- Министерство науки и высшего образования РФ
- Институт развития стратегии образования
- Воспитатели России
- ФГОС
- Портал Российской образование
Источник: solncesvet.ru
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.
рабочая программа
Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие педагога и учащегося. Она разработана с целью определения единых подходов в организации тьюторского сопровождения обучающихся в начальной школе и способствует развитию личностных качеств, которые помогут школьникам адаптироваться в обществе, а также приобретению ими определенного навыка поведения, опыта, развитию общения среди сверстников.
Эффективность образовательной программы обеспечивается реализацией цикла тьюторской деятельности по сопровождению индивидуального образовательного интереса ребёнка, применения профессионального тьюторского инструментария. В свою очередь тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения.
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (вариант 8.2. ФГОС НОО для ОВЗ).
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения.
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения ребёнка с РАС.
Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ, адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа тьюторского сопровождения учащихся 1 класса. Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального о.
Программа тьюторского сопровождения
Рабочая программа тьюторского сопровождения.
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ.
Источник: nsportal.ru
Программа индивидуального тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Федеральный государственный образовательный образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Концептуальные положения программы
Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие учащегося с педагогами и специалистами образовательной организации.
Эффективность образовательной программы обеспечивается реализацией цикла тьюторской деятельности по сопровождению индивидуального образовательного маршрута ребёнка, применения профессионального тьюторского инструментария. В свою очередь тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.
Данная программа тьюторского сопровождения рассчитана на учебный год и составлена для обучающихся с ОВЗ НОО.
Предлагаемая программа разработана с учетом психофизических, интеллектуальных и соматических особенностей ребенка. Программа разрабатывалась с целью максимально эффективного обучения, коррекции предметных УУД, успешной адаптации в современном обществе и социального становления.
Цель тьюторского сопровождения: индивидуальное сопровождение учащегося школы в образовательном процессе и создание условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
Социализация — включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
Формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых умений, самостоятельности, развитие жизненной компетентности, в том числе социальных навыков.
Формирование знаний, умений и навыков у детей с учетом образовательной программы. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения:
формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
оказание родителям эмоциональной поддержки;
содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Реализация программы предусматривает несколько этапов:
Диагностико-мотивационный этап.
Сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др. Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.
Проектировочный этап.
Выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития.
Реализационный этап.
Оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательный маршрут всех необходимых для воспитанника специалистов.
Аналитический этап.
Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Тьюторское сопровождение обучающегося в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностическо-мотивационного, проектировочного, реализационного и аналитического.
Содержание и организационные условия реализации программы
Программа тьюторского сопровождения учащихся реализуется ежедневно в течение всего учебного года, как в учебное, так и внеурочное время.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью, не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Критерии оценки достижений по каждой группе личностных результатов
Личностные результаты
Критерии оценки достижения данного результата
Способность адекватно использовать представления о собственных возможностях и ограничениях, о способах решения проблемных ситуаций в сфере жизнеобеспечения.
-умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя.
-умение адекватно выбрать взрослого и обратиться за помощью, точно описать возникшую проблему.
-умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей.
-умение обратиться ко взрослому при затруднениях в учебе
Способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
-положительная динамика готовности к самостоятельности и независимости в быту.
-владение представлениями об устройстве домашней жизни, принимать правильное участие и брать ответственность на себя.
-владение представлениями об устройстве жизни школы, участие в ней.
-способность использовать социально-бытовые умения в повседневной жизни.
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой проведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий.
-умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию.
-умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, завершить разговор.
-умение корректно выразить отказ и недовольство использовать культурные формы выражения своих чувств.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
-умение использовать предметы в соответствии с их функциями.
-вести себя в быту сообразно пониманию окружающего мира (помыть грязные руки, принять душ, и т.д.)
-способность задавать вопросы, проявление активности во взаимодействии с миром.
-умение передавать свои впечатления.
Способность к осмыслению социального окружения, своего меставнем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
-знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса
-умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом,- умение корректно привлечь к себе внимание.
-умение проявлять инициативу, не быть назойливым.
Работа тьютора по формированию гармоничных отношений подопечного
с социумом школы
Тьютор и подопечный
формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», выразителем желаний и вместе с тем — организующей и гармонизирующей силой;
следит за состоянием ребенка — эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть — может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
Тьютор и учителя класса
обсуждает с учителем:
цели и задачи своей работы;
возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок — учитель — тьютор.
Тьютор и другие дети
следит за тем, что происходит в детском коллективе — о чем дети говорят, во что играют;
объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
если тема разговора касается особенностей подопечного — отвечает на вопросы.
Тьютор и родители
рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
отвечает на вопросы родителей.
Тьютор и другие специалисты (логопед, соц. педагог, медицинские работники, психологи др.)
вносит предложения по оптимизации работы с тьютерантом;
помогает в составлении индивидуальных программ;
осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьютеранта, помощь тьютеранту в ориентировании в задании и др.)
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai