Программа тьюторского сопровождения
рабочая программа
Класс : ___3____ Вариант программы ФГОС обучающихся с ОВЗ 8.2.
Ф.И.О. тьютора _____________________________________
Заключение и рекомендации ПМПК (Протокол № _________от ___________.)
- Предоставление услуг тьютора: нуждается в предоставлении услуг тьютора.
- Специальные учебники и дидактические пособия: использование специальных учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой.
- Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи:
— логопедическая коррекция по преодолению общего недоразвития речи (III уровня речевого развития);
— психокоррекционная работа, направленная на развитие базовых психических функций, формирование произвольной регуляции, коммуникативных умений, навыков социального взаимодействия, развитие эмоциональной сферы;
— занятия с учителем-дефектологом направленные на расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие операций мышления; помощь в овладении программным материалом.
СУП: что такое тьюторское сопровождение
Один из основных принципов государственной политики в области образования – обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
Государством предусмотрено создание лицам с ограниченными возможностями здоровья условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Программа начального тьюторского сопровождения составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ОВЗ) по варианту 8.2, с учетом социального запроса по организации обучения детей с ОВЗ.
Программа предусмотрена для обучающегося с расстройствами аутистического спектра (РАС) с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Нормативную правовую базу разработки составляют:
Закон об образовании;
ФГОС начального общего образования;
Конвенция о правах ребенка;
Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12. 2013 года № 543-п «Об организации инклюзивного образования детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты — Мансийском автономном округе – Югре».
Цель программы: формирование и развитие базовых, речевых и учебных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра.
Задачи программы: формирование умения работать совместно со сверстниками и с специалистами: умение спокойно ждать начало следующего задания, с помощью использования таймера –часы;
формировать умение слушать собеседника;
Евгения Волошина: “Тьюторское сопровождение: история, практика, перспективы”
формирование умения вещать одежду на стульчик после переодевания на физкультуру;
продолжать формировать умение отделять кусочки еды вилкой;
совершенствовать умения пользоваться ножом во время занятий в СБО.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
дополнение информации о ребенке (посещение дополнительных занятий);
анализ полученной информации;
совместная работа с другими специалистами, реализация рекомендаций;
решение поставленных задач.
Основные направления работы с родителями:
установление контакта с родителями объяснение задач, составление плана совместной работы;
сотрудничество в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощь;
проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Создание специальных условий, необходимых для осуществления
Специальные учебники и учебные пособия;
— рабочие тетради с готовыми заданиями на печатной основе на бумажных и электронных носителях.
- удобно расположенные и доступные стенды с опорными материалами (правила поведения в школе, расписание уроков, режим дня в школе, схемы и др.);
- наличие комнаты релаксации для детей с РАС, оборудованной световым столом для рисования песком, зеркальным шаром с мотором, набором компакт-дисков с музыкой для релаксации;
- зал для занятий ЛФК (с дополнительным оборудованием для развития общей подвижности, тренажеры, маты и т.д.);
- кабинет психолога, логопеда, дефектолога;
- библиотека.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Формы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Обучается в 3 классе по программе 8.2, рекомендованной ТПМПК, полная инклюзия. Группа здоровья —. До школы посещал детский садик. Имеет статус «ребенок-инвалид».
Сведения о семье.
Семья полная. Оба родителя заинтересованы в развитии. Принимают ребенка активное участие в сопровождении процесса обучения.
Характеристика механизмов адаптации. Осуществляет проезд до школы на школьном автобусе. Доходит до класса самостоятельно.
Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка. Сведения о себе и об окружающем мире сформированы достаточно хорошо. Знает свой домашний адрес. Знает времена года, дни недели.
Развитие познавательной активности, самостоятельности и мотивации. Уровень познавательной активности сформирован, самостоятелен. Наблюдается тревожность в ситуации возможного неуспеха – отказ от выполнения задачи.
Произвольность деятельности. Планировать и контролировать свою учебную деятельность ребенок может частично. При оценивании результата своей деятельности сличить достигнутый результат с образцом или правилом задания чаще не может. Учебную инструкцию воспринимает после повтора, но работать самостоятельно по ней чаще всего не может, требуется индивидуальная помощь взрослого.
При выполнении учебного задания самостоятельно испытывает трудности в понимании учебной задачи. При устном ответе высказывания старается строить в виде развернутого предложения.
Особенности устной речи. В речи наблюдаются частичные нарушение согласования. Говорит о себе в первом лице. Предложения простые и короткие. Речь сформирована на бытовом уровне.
Особенности когнитивных процессов. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется стимулирующая помощь и дополнительные разъяснения. Простые логические упражнения и задания выполняет. Классифицирует и обобщает на простом материале.
Сформированность учебных навыков . Школу посещает с желанием. На уроках частично организован, часто отвлекается, постоянно совершает беспокойные движения (вскакивает с рабочего места, ходит по классу, ползает по полу). На уроках говорит вслух, сопровождая все свои действия комментариями, не осознавая, что мешает одноклассникам.
На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не дослушав до конца. На уроках активность и интерес часто сменяется безразличием к происходящему, работоспособность снижается к концу урока. Необходима постоянная направляющая помощь взрослого, смена видов деятельности. Нравится работать у доски, он активно участвует в беседах и обсуждениях по теме урока, с удовольствием представляет творческие работы и домашние задания по предмету «Окружающий мир», выполненные совместно с мамой.
Математика. Программный материал по математике усвоил в полном объеме. Соотносит число с количеством и цифрой. Зрительные образы изученных цифр сформированы. Сложение и вычитание в пределах изученного выполняет правильно.
Задачу по предложенной картинке составляет, а также может выбрать из предложенных вариантов решение задачи. По математике владеет счетными операциями, выполняет вычисления в пределах 100 (сложение, вычитание). Выполняет примеры на умножение и деление.
Литература. Умеет составлять рассказ по серии сюжетных картинок и вопросов с незначительной помощью взрослого. Может определить тему и главную мысль произведения и озаглавить текст. Пересказ осуществляет при помощи наводящих вопросов, не испытывает затруднений в заучивании стихов, декламирует их с выражением. Темп чтения – 96 слов в минуту, что выше возрастной нормы.
Читает выразительно целыми словами, допуская минимум ошибок. На вопросы по прочитанному тексту даёт односложные ответы. Постановка ударения в слове, деление слов на слоги и для переноса в основном трудностей не вызывает.
Русский язык. Графические навыки сформированы на недостаточном уровне. Скорость письма не отвечает требованиям. Обводит элементы, буквы, слова, с направляющей помощью взрослого. Закрашивает не аккуратно, выходит из границы.
Эмоционально-поведенческие особенности. Правилам учебного поведения следует частично. С ним проводятся беседы, в ходе которых он признаёт свое неправильное поведение, обещает исправиться. Со сверстниками охотно вступает в контакт.
Но его действия (дотрагивается руками до разных частей тела, щекочет, хлопает книгой перед лицом, на уроке ползает по полу, подходит к детям, стараясь обратить на себя внимание и др.) провоцируют детей на нарушение дисциплины (бегают, кричат). С учителями и тьютором часто не соблюдает субординации взрослый-ребенок, может замахнуться, потянуть за вещи.
Проявляет непослушание, на замечания реагирует частично, убегает. Он любит похвалу и положительную оценку своим действиям. В случае неуспеха бросает работу, предложения о помощи не принимает.
Быстро утомляется, к концу третьего урока работоспособность становится очень низкой, он начинает громко разговаривать на отвлеченные темы, ходит по классу, занимаясь посторонними делами, либо уходит в коридор. Он с трудом управляет своим поведением и чувствами. Внимание неустойчивое, не может сосредоточенно слушать и работать дольше 20-30 минут, на уроках старается быстро выполнить задание и выйти в коридор. По характеру общительный, любит подвижные игры. Охотно принимает участие в общественной жизни класса, с удовольствием участвует в школьных, внешкольных мероприятиях.
Аутостимуляция . Погружение «в себя», «круговые движения вокруг своей оси».
Источник: nsportal.ru
Общее тьюторское сопровождение — специальное условие образования обучающегося с ОВЗ
В декабре 2021 года в психолого-педагогический консилиум МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» поступил запрос от родителя ребёнка с ОВЗ на сопровождение ребенка тьютором. Он аргументировал тем, что в заключении ТПМПК написано «осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП».
Что же такое «осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа)»? Это означает, что ребенок с ОВЗ находится на учете психолого-педагогического консилиума детского сада, специалисты которого (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог) осуществляют его сопровождение в рамках своей компетентности:
— проводят коррекционно-развивающие занятия;
— консультируют педагогов, родителей по проблемам обучения, воспитания, социальной адаптации ребенка.
Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно больших образовательных результатов при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.
Рекомендация о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению указывается в заключении ТПМПК в графе «Тьюторское сопровождение обучающихся». Формулировка должна быть такая «педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП», это подразумевается работа индивидуального тьютора с ребенком с ОВЗ. В его обязанности в данном случае входят:
— проведение диагностики для выявления индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Надо понять, что ребенок может сделать, что ему помогает, что его ограничивает.
Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить те или иные критерии. Однако главным методом остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения.
— участие в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка, учебного плана, по которому будет обучаться ребенок;
— индивидуальная работа с ребенком по формированию и развитию его познавательных интересов на уроках, занятиях узких специалистов;
— участие в реализации АООП ДО;
— взаимодействие с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов ребенка, анализу и обсуждению с ними хода и результата реализации образовательной работы с ребенком.
Формулировка в заключениях ТПМПК «разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)» подразумевает работу индивидуального тьютора, который будет находиться с ребенком по мере необходимости на отдельных уроках (занятиях, разрабатывая и подбирая методические средства для освоения ребенком АООП ДО в рамках индивидуализации образовательного процесса: ведение визуального расписания, подбор наглядного материала для опоры при изучении той или иной темы.
Формулировка в заключениях ПМПК «индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования» означает, что тьютор может сопровождать ребенка на период адаптации к 1 классу, при переходе с одной ступени обучения на другую (с начальной ступени обучения на основную общую ступень, при переходе из одной образовательной организации в другую. На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации.
Под адаптацией понимается также приспособление помещений детского сада (школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ. Сроки адаптации детей в ДОО (школе) очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года.
Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения. На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию. Ведет индивидуальную работу с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению. Важным моментом на этом этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка с ОВЗ в детский коллектив.
Таким образом, родитель ребенка с ОВЗ после разъяснения руководителя ППк, что такое тьюторское сопровождение и что делает данный специалист в образовательной организации сделал вывод нуждается ли его ребенок в данном специалисте.
Публикации по теме:
Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.
Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.
Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.
Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение в ДОУ» Режим дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастики. На утренней гимнастике решаются задачи музыкального, физического воспитания.
Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.
Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.
Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.
Родительское собрание «Здоровье детей — наше общее дело» с использованием ИКТ Тема: «Здоровье детей – наше общее дело» Выступление воспитателя сопровождается показом слайдов. Слайд №1 «Здоровье детей – наше общее дело».
Источник: www.maam.ru
В каких случаях и кем может быть рекомендовано тьюторское сопровождение
Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) работает в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013г., и другими действующими документами. Одной из главных задач ПМПК является определение специальных условий для получения образования ребенку с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Под специальными образовательными условиями понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника) и (или) тьютора (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
Рекомендация о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению указывается в заключении ПМПК в графе «Тьюторское сопровождение обучающихся». В части рекомендаций по предоставлению услуг тьютора деятельность ПМПК соответствует профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания» (утвержден Приказом Минтруда России от 10.01 2017г. № 10н), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.
Рассмотрим трудовые действия тьютора в заключениях ПМПК
Тьютор – педагогический работник, участвующий в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы непосредственно для данного ребенка. Это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В заключениях ПМПК есть несколько формулировок, отражающих трудовые действия тьютора.
Одной из самых распространенных формулировок в заключениях ПМПК – «осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа)». Это означает, что ребенок с ОВЗ находится на учете психолого-педагогического консилиума образовательной организации, специалисты которого (логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог) осуществляют его сопровождение в рамках своей компетентности:
консультируют учителей, родителей по проблемам обучения, воспитания, социальной адаптации ребенка.
Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно больших образовательных результатов при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.
Если встречается такая формулировка, как «педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП», то подразумевается работа индивидуального тьютора. В его обязанности в данном случае входят:
проведение диагностики для выявления индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Надо понять, что ребенок может сделать, что ему помогает, что его ограничивает.
Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить те или иные критерии. Однако главным методом остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения.
участие в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка, учебного плана, по которому будет обучаться ребенок;
индивидуальная работа с ребенком по формированию и развитию его познавательных интересов на уроках, занятиях узких специалистов;
участие в реализации АООП;
взаимодействие с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов ребенка, анализу и обсуждению с ними хода и результата реализации образовательной работы с ребенком.
Формулировка в заключениях ПМПК «подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса» подразумевает работу индивидуального тьютора, который будет находиться с ребенком по мере необходимости на отдельных уроках (занятиях), решая следующие задачи:
проведение анализа образовательных ресурсов (наличие узких специалистов в школе или привлечение специалистов из других организаций, кружки, секции, наличие сенсорной комнаты, кабинета психологической разгрузки и др.) внутри и вне образовательной организации, обеспечение доступа к ним ребенка, включение в режим дня ребенка дополнительных занятий;
организация и координация работы педагогов, узких специалистов по реализации индивидуального образовательного маршрута, АООП;
разработка мер по обеспечению взаимодействия педагогов и ребенка, используя одинаковые методики;
организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности, поддержка ребенка в процессе обучения;
оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки ребенка в освоении АООП.
Формулировка в заключениях ПМПК «разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)» подразумевает работу индивидуального тьютора, который будет находиться с ребенком по мере необходимости на отдельных уроках (занятиях), разрабатывая и подбирая методические средства для освоения ребенком АООП в рамках индивидуализации образовательного процесса: ведение визуального расписания, подбор наглядного материала для опоры при изучении той или иной темы.
Формулировка в заключениях ПМПК «индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования» означает, что тьютор может сопровождать ребенка на период адаптации к 1 классу, при переходе с одной ступени обучения на другую (с начальной ступени обучения на основную общую ступень), при переходе из одной образовательной организации в другую.
На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации.
Под адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ. Сроки адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года.
Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения. На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию. Ведет индивидуальную работу с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению. Важным моментом на этом этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка с ОВЗ в школьный коллектив.
В соответствии с примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019г. № Р-93, рекомендации ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью, конкретизируются, дополняются рекомендациями консилиума. В случае отсутствия в заключении ПМПК рекомендаций психолого-педагогическим консилиумом может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению, в том числе о периоде предоставления услуги: на период адаптации, на учебную четверть, полугодие, год, на постоянной основе).
Таким образом, теперь отпала необходимость сбора документов для обследования и прохождения ПМПК по вопросам предоставления тьюторского сопровождения. Данный вопрос вполне может решиться через психолого-педагогический консилиум. Для этого родителю (законному представителю) необходимо написать заявление директору образовательной организации о необходимости рассмотреть вопрос предоставления тьюторского сопровождения ребенку на психолого-педагогическом консилиуме. Также психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению в случае положительной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы.
Родителям (законным представителям) необходимо учесть, в каких случаях может быть рекомендовано тьюторское сопровождение.
Формулировки трудовых действий тьютора
Все адаптированные основные образовательные программы (АООП) ФГОС ДО (от 3 до 7 лет), ФГОС НОО ОВЗ
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности ФГОС ДО (3-7 лет), ФГОС НОО ОВЗ в структуре дефекта для вариантов АООП Х.3 и Х.4; ФГОС УО; ФГОС ООО
— педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;
— подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса;
— разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)
Расстройства аутистического спектра АООП 8.1 и 8.2 ФГОС НОО ОВЗ;
ФГОС ООО; ФГОС СОО
— индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования;
— осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП
АООП ФГОС ООО, ФГОС СОО
— осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП
ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
ФГОС НОО ОВЗ — федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС УО — федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ФГОС ООО — федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования
ФГОС СОО — федеральный государственный общеобразовательный стандарт среднего общего образования
Важно также постоянно помнить, что участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
Быкова М.Б., заведующий ЦПМПК
Алтайского краевого центра ППМС-помощи
Источник: xn——-43ddab4abla1bfldbcodecee4dgt3agrzmkh55b.xn--p1ai
Программа индивидуального тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 231.26 Кбайт
Пояснительная записка
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Федеральный государственный образовательный образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Концептуальные положения программы
Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие учащегося с педагогами и специалистами образовательной организации.
Эффективность образовательной программы обеспечивается реализацией цикла тьюторской деятельности по сопровождению индивидуального образовательного маршрута ребёнка, применения профессионального тьюторского инструментария. В свою очередь тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.
Данная программа тьюторского сопровождения рассчитана на учебный год и составлена для обучающихся с ОВЗ НОО.
Предлагаемая программа разработана с учетом психофизических, интеллектуальных и соматических особенностей ребенка. Программа разрабатывалась с целью максимально эффективного обучения, коррекции предметных УУД, успешной адаптации в современном обществе и социального становления.
Цель тьюторского сопровождения: индивидуальное сопровождение учащегося школы в образовательном процессе и создание условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
Социализация — включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
Формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых умений, самостоятельности, развитие жизненной компетентности, в том числе социальных навыков.
Формирование знаний, умений и навыков у детей с учетом образовательной программы. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения:
формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
оказание родителям эмоциональной поддержки;
содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Реализация программы предусматривает несколько этапов:
Диагностико-мотивационный этап.
Сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др. Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.
Проектировочный этап.
Выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития.
Реализационный этап.
Оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательный маршрут всех необходимых для воспитанника специалистов.
Аналитический этап.
Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Тьюторское сопровождение обучающегося в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностическо-мотивационного, проектировочного, реализационного и аналитического.
Содержание и организационные условия реализации программы
Программа тьюторского сопровождения учащихся реализуется ежедневно в течение всего учебного года, как в учебное, так и внеурочное время.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью, не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Критерии оценки достижений по каждой группе личностных результатов
Личностные результаты
Критерии оценки достижения данного результата
Способность адекватно использовать представления о собственных возможностях и ограничениях, о способах решения проблемных ситуаций в сфере жизнеобеспечения.
-умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя.
-умение адекватно выбрать взрослого и обратиться за помощью, точно описать возникшую проблему.
-умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей.
-умение обратиться ко взрослому при затруднениях в учебе
Способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
-положительная динамика готовности к самостоятельности и независимости в быту.
-владение представлениями об устройстве домашней жизни, принимать правильное участие и брать ответственность на себя.
-владение представлениями об устройстве жизни школы, участие в ней.
-способность использовать социально-бытовые умения в повседневной жизни.
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой проведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий.
-умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию.
-умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, завершить разговор.
-умение корректно выразить отказ и недовольство использовать культурные формы выражения своих чувств.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
-умение использовать предметы в соответствии с их функциями.
-вести себя в быту сообразно пониманию окружающего мира (помыть грязные руки, принять душ, и т.д.)
-способность задавать вопросы, проявление активности во взаимодействии с миром.
-умение передавать свои впечатления.
Способность к осмыслению социального окружения, своего меставнем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
-знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса
-умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом,- умение корректно привлечь к себе внимание.
-умение проявлять инициативу, не быть назойливым.
Работа тьютора по формированию гармоничных отношений подопечного
с социумом школы
Тьютор и подопечный
формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», выразителем желаний и вместе с тем — организующей и гармонизирующей силой;
следит за состоянием ребенка — эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть — может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
Тьютор и учителя класса
обсуждает с учителем:
цели и задачи своей работы;
возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок — учитель — тьютор.
Тьютор и другие дети
следит за тем, что происходит в детском коллективе — о чем дети говорят, во что играют;
объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
если тема разговора касается особенностей подопечного — отвечает на вопросы.
Тьютор и родители
рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
отвечает на вопросы родителей.
Тьютор и другие специалисты (логопед, соц. педагог, медицинские работники, психологи др.)
вносит предложения по оптимизации работы с тьютерантом;
помогает в составлении индивидуальных программ;
осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьютеранта, помощь тьютеранту в ориентировании в задании и др.)
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1.1. Положение о тьюторском сопровождении обучающихся Школы при реализации адаптированной основной образовательной программы (далее- Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Тьютор это педагогический работник, который реализует индивидуализацию учебного процесса для обучающегося , участвует в реализации АООП, обеспечивая и анализируя достижения обучающегося, а также осуществляет взаимодействие с участниками образовательного процесса. Тьютор осуществляет организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов.
1.3. Тьюторское сопровождение образовательная технология. обеспечивающая организацию образовательной среды для реализации обучающимися с ОВЗ и/или инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов. В рамках тьюторского сопровождения основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий, выбора и продолжения образовательного маршрута, проведение рефлексивнопроектных мероприятий с обучающимся по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
2. Тьютор
2.1. Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными законами, приказами и распоряжениями Министерства образования, локальными актами Школы (далее Организация), должностной инструкцией, настоящим Положением,
2.2. Тьютор может быть закреплён за отдельными обучающимися, группой обучающихся или классом (классами).
2.3. На должность тьютора может быть назначен работник, отвечающий требованиям квалификационной характеристики тьютора.
2.4. Для взаимной профессиональной поддержки и обогащения практики тьюторы Организации могут объединятся в методическое объединение тьюторов
3. Цели и задачи тьюторского сопровождения обучающихся Организации при реализации адаптированной основной образовательной программы
3.1. Цели организации тьюторского сопровождения обучающихся:
— Педагогическое обеспечение — процесса индивидуализации образования в основной и средней школе
— Обеспечение социального и гражданского образовательного заказа к школе на качественное индивидуализированное образование.
— Развитие сферы дополнительных образовательных услуг, оказываемых школой населению.
3.2. Основной целью педагогической деятельности тьютора является создание условий для обучающихся с ОВЗ в процессе их становления в образовательном пространстве образовательной организации.
3.3. Задачи тьюторского сопровождения:
— помощь обучающимся в осознании их образовательных потребностей, возможностей и способов их реализации;
— создание условий для индивидуализации процесса обучения (создание индивидуальных учебных планов, развивающее оценивание качества образовательной деятельности по АООП);
— обеспечение взаимодействия различных специалистов образовательной организации в условиях реализации АООП;
— организация и стимулирование разных видов деятельности обучающихся; — помощь обучающимся и родителям (законным представителям) в сборе информации об образовательных ресурсах образовательной организации и (или) ресурсах городских организаций, осуществляющих психолого и медикопедагогическое сопровождение лиц с ОВЗ;
— помощь в проблемных ситуациях при реализации АООП;
— формирование адекватной самооценки обучающихся по вопросам формирования и реализации образовательной траектории.
3.3. Функции тьюторского сопровождения:
— контрольно- диагностическая: сбор данных об интересах, склонностях, мотивах, о планах и намерениях обучающегося (его законных представителей);
— проектная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем, предусматривающая разработку средств и процедур тьюторского сопровождения дошкольников в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия оказываемой им помощи;
— реализационная — поддержка обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем в освоении АООП;
— информационно-содержательная помощь обучающимся и родителям (законным представителям) в сборе информации об образовательных ресурсах образовательной организации и (или) ресурсах городских организаций, осуществляющих психолого- медико-педагогическое сопровождение лиц с ОШ;
— аналитическая — анализ и коррекция процесса реализации и результативности АООП.
4. Организация тьюторского сопровождения
4.1. Тьютор осуществляет общее тьюторское сопровождение обучающихся Организации при реализации адаптированной основной образовательной программы на основании заключения Центральной психолого-медикопедагогической комиссии города Москвы.
4.2. В случае необходимости, решение об индивидуальном сопровождении ребенка тьютором принимается психолого-педагогическим консилиумом Организации.
4.3. Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся.
4.4. Деятельность тьютора может быть реализована с помощью:
— проектной технологии;
— технологии работы с портфолио:
— технологии группового и индивидуального консультирования;
— тренинговой технологий;
— информационных технологий;
— иных образовательных технологий.
4.5. В процессе организации тьюторского сопровождения тьютор:
— составляет план работы с обучающимися на учебный год и предоставляет его на утверждение директору Организации;
— организует сопровождение на основе плана индивидуальной и групповой работы с обучающимися;
— ведет ежедневный учет посещаемости и успеваемости обучающихся; — отслеживает еженедельное продвижение обучающихся в индивидуальном проекте или проводимым ими исследовании; заполняет раз в триместр соответствующие его функционалу разделы портфолио обучающихся;
— подводит итоги успеваемости и составляет с обучающимися план ликвидации пробелов и задолженностей;
— представляет администрации Организации отчеты по итогам полугодия, года, промежуточной и итоговой аттестации;
— исполняет иные функции, возложенные на него федеральными законами. приказами и распоряжениями Министерства образования, локальными актами Организации, должностной инструкцией, настоящим Положением.
4.6. Тьютор должен:
— добросовестно исполнять возложенные на него должностные обязанности:
стимулировать развитие самостоятельной деятельности обучающихся с учетом психолого — педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению:
— анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
4.7. Документация тьютора:
— программа сопровождения обучающегося (индивидуальный образовательный маршрут);
— план работы на год (триместр);
— материалы мониторинга индивидуализации образовательного процесса: — отчет и анализ программы сопровождения обучающихся;
— иная документация.
Источник: olded.ru