Организация: МДОБУ ДС №3 «Дюймовочка»
Населенный пункт: Амурская область, с. Екатеринославка
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Рисование – это естественная потребность ребёнка и у него нет «комплекса неумения».
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их уникальность заключается в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, например, какому ребенку не будет интересно рисовать пальцами, делать рисунок собственной ладонью, наносить кляксы на бумагу и получать забавный рисунок.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства с помощью нетрадиционных техник (рисование пальцами, рисование ладонями, техника разрывания бумаги, техника печати, техника тычка жесткой кистью и т.д.), в которых все находится в гармонии: цвет, линия и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать и, самое главное, самовыражаться.
Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки»
Актуальность
Формирование творческой личности является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Его развитие начинается более эффективно с дошкольного возраста. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки детских способностей и талантов у них под рукой. От пальцев, образно говоря, отходят тончайшие нити-ручейки, питающие источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. «Рисование — очень интересный и в то же время сложный процесс. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование на стекле, раскрашивание ткани, рисование мелом на бархатной бумаге и т.д.). Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует позитивную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процесс рисования является важнейшим средством эстетического воспитания.
Цель: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
— Повысить собственный уровень знаний путем изучения дополнительной литературы и статей по теме «нетрадиционные техники рисования»;
— Познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
— Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
— Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
— Воспитывать у детей интерес к нетрадиционному рисованию.
Возрастные особенности
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской. Промывать по окончании работы.
Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приёмами вырезания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
С детьми среднего дошкольного возраста можно использовать следующие техники нетрадиционного рисования: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками, скатанной бумагой, рисование манкой.
Принципы программы
1. Систематичность и непротиворечивость (знания представлены в системе, основанной на ранее изученном материале).
2. Наглядность (познание детей дошкольного возраста нуждается в визуальном подтверждении).
3. Доступность (познание идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от простого к сложному).
4. Личностно-ориентированный подход (знания даются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей).
5. Связь теории с практикой (знания, полученные детьми из книг и бесед, подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни).
6. Сознание и активность (вопрос «Почему?» используется как можно чаще, чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
7. Креативность и независимость (не делать за них то, что они могут сделать сами, не сдерживать инициативы детей).
Методы проведения занятия:
— словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий — тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форма работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изо деятельности. Общее количество занятий в год -32. Мониторинг знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный — в сентябре, итоговый — в мае). Возраст детей 4-5 года, время занятий 20 мин.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-проведение итогового мероприятия
Нетрадиционные художественные техники
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Подготовительный- сентябрь
2. Определение цели и задач проекта.
3. Изучение методической литературы
4. Составление перспективного плана
2 этап: Основной — октябрь
1. Разработка комплексно — тематического плана работы
2. Составление конспектов НОД.
3 этап: Заключительный — май
Перспективный план средняя группа
Тема занятия
Нетрадиционные техники
Задачи
Материал
Сентябрь
1
Рисование способом тычка.
Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.
Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
2
Учить детей работать с хрупким материалом — листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.
Засушенные листья, краска, кисти, бумага.
3
Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения.
Гуашь, ватные палочки, вырезанные силуэты листьев, пластилин, фломастеры.
4
Отпечаток листьев. Набрызг.
Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.
Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования
Октябрь
1
Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость
Бумага, гуашь, жесткие кисти
2
«По небу тучи бежали».
Рисование смятой бумагой
Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику
Газета, листы бумаги, разноцветные краски.
3
Аппликация из резаных ниток.
Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.
Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА.
4
«Цветок для мамы»
Скатываем из цветных салфеток шарики,
бумажный комочек опускается в клей и
приклеивается на основу.
Цветные салфетки, клей ПВА,
Ноябрь
1.«Снежок для елочки»
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).
Тонированные листы бумаги (синие, фиолетовые) с изображенными елочками, белая пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса
2. «Мои рукавички»
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.
Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки
Совершенствовать умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать воображение.
Листы бумаги тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза, белая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации
1
Рисование способом тычка.
Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.
Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
Источник: www.vospitatelds.ru
Пояснительная записка к программе «Цветные ладошки»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане её постановки.
Но не нова она и в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение С. В. Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.
Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).
Публикация «Пояснительная записка к программе „Цветные ладошки“» размещена в разделах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Тайна научного творчества с давних времен интересовала самих ученых, а художественного — поэтов, писателей, композиторов, актеров. Человечество, пытаясь понять творчество, по сути, пытается понять себя, пожалуй, самую главную сущностную характеристику человека. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества.
Исходя из выше сказанного, программа «Цветные ладошки», рассматривающая влияние нетрадиционных видов изодеятельности на развитие творческих способностей ребенка актуальна в данный момент.
Основная цель программы – развить нестандартное видение предметов и ситуаций в окружающей действительности.
Творческие способности будут развиваться, если учитывать следующие условия:
1. Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в дошкольном учреждении и дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства.
2. Развитие атмосферы творчества (создание состояния «разбуженности» чувств, воображения.)
3. Побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, разнообразных творческих заданий.
4. Мотивация задания.
5. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
6. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности.
Задачи программы
1. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, радоваться красоте природы, окружающих предметов.
2. Формировать художественно-творческие способности детей 4-х лет средствами изобразительной деятельности.
3. Знакомить с техническими приёмами и способами изображения с использованием различных материалов;
4. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
5. Развивать творческие способности детей.
6. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Программа составлена на основе «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, пособий: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» А. В. Никитиной, «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники» под ред. Р. Г. Казаковой, «Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года)» Янушко Е. А.
Программа предполагает проведение одной образовательной деятельности в неделю в первой половине дня для детей 4-х лет продолжительностью 20 мин.
Содержание программы носит развивающий характер. Образовательная деятельность проходит в форме игры, для обыгрывания определённого сюжета используются пальчиковые и подвижные игры, стихи, сказки, игрушечные персонажи. Дошкольники осваивают художественные приёмы, интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Изобразительная деятельность превращается в созидательный творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала – нетрадиционной изобразительной техники.
Нетрадиционная техника – это толчок к развитию творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Также привлекательны для детей и нетрадиционные техники работы с бумагой. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Детям младшего школьного возраста позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Например: какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
• рисование ладошками.
• оттиск печатками из картофеля;
• тычок жесткой полусухой кистью.
• рисование ватными палочками;
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей.
Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
• активности и самостоятельности детей в изобразительной деятельности;
• развитию мелкой моторики рук;
• умению находить новые способы для художественного изображения;
• обострению тактильного восприятия;
• умению применять цвет как средство передачи состояния, характера образа;
• повышению уровня воображения и самооценки.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Публикации по теме:
Нетрадиционные методы рисования на творческих занятиях в детском саду. «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».В. И. Сухомлинский. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.
Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Источник: www.maam.ru
Рабочая программа кружка по ИЗО «Цветные ладошки»
Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическая направленность), подпрограмма — курс «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников.
Курс «Цветные ладошки» — это дополнительное образование, связанное прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по ИЗО «Цветные ладошки» »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа с. Терса Вольского района Саратовской области»
на заседании методического
совета Куратор МР ___________/Корольчук Н.А./
Протокол № ____ от
«___» ________ 2014г.
Заместитель директора по ВР
«____» ________2014 г.
Приказ № ____ от
«____» ___________ 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Цветные ладошки»
для 1 «б» класса 6-7 летнего возраста
по художественно-эстетическому направлению
на 2014-2015 учебный год / на срок 1 год
Вдовина Людмила Васильевна,
учитель начальных классов
с. Терса 2014 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическая направленность), подпрограмма — курс «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников.
Курс «Цветные ладошки» — это дополнительное образование, связанное прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
расширение методов познания окружающей действительности;
формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно — практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Источник: kopilkaurokov.ru