Программа цос что это

Цифровая образовательная среда

Попробуем собрать вместе представления о том, что такое цифровая образовательная среда, какими свойствами она обладает, каковы цели и задачи её создания и поддержания, на каких принципах она может быть построена.

Основные термины и определения:

Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.

Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.

Основы ЦОС: 29. Создание приложения в MATLAB

Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.

Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.

Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.

Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.

Экосистема– такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.

Основы ЦОС: 01. Введение

Организационные принципы построения ЦОС:

(формулировки приведены с учетом предложений-поправок коллег —экспертов ИРИ)

  • Единство — согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.
  • Открытость — свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.
  • Доступность — неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило посредством Интернет, независимо от способа подключения.
  • Конкурентность — свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.
  • Ответственность — право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.
  • Достаточность — соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.
  • Полезность — формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.

Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?

Прежде всего, запретить насильственное внедрение централизованных региональных инструментов, кроме государственных систем, как нарушающих ряд законов и разъяснения Минобрнауки России,– взять курс на построение открытой экосистемы, настоящей ЦОС, на основе минималистичных центральных государственных систем. Предложение о переформатировании в этом контексте федеральной системы учета обучающихся Контингент описано ранее.

Ключевой принцип информатизации образования– снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса.

Ключевой инструмент формирования экосистемы– стандарты на протоколы обмена данными между различными информационными системами.

Цели ЦОС:

Для ученика:

  • расширение возможностей построения образовательной траектории;
  • доступ к самым современным образовательным ресурсам;
  • растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Читайте также:
Hancom office viewer что это за программа на Андроид и нужна ли она

Для родителя:

  • расширение образовательных возможностей для ребенка;
  • снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
  • повышение прозрачности образовательного процесса;
  • облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для учителя:

  • снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;
  • снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
  • повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
  • формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
  • формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
  • формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
  • облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.

Для школы:

  • повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
  • расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
  • снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
  • расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для региона:

  • автоматизация мониторинга за образовательным процессом;
  • оптимизиция коммуникации со всеми участниками;
  • оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур;
  • повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;
  • возможность снижения образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия;
  • сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота.

Для государства:

  • рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение населения по выбору;
  • рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;
  • снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети;
  • повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации;
  • повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов;
  • повышение прозрачности образовательного процесса;
  • оперативность мониторинга за результатами.

Задачи:

  • разработать новые регламенты и принципы обработки данных с учетом требований по защите персональной информации в условиях переноса документооборота в цифровой формат с учетом принципа неизбыточности на всех уровнях управления процессом (это требует глубокой проработки и переосмысления многих стереотипов из бумажной эпохи);
  • составить список необходимых для обмена данных, используемых в сфере образования;
  • разработать архитектуру ЦОС, позволяющую гибко заменять системы в ее составе и расширять их состав;
  • разработать протоколы обмена данными и утвердить их в качестве отраслевого стандарта;
  • разработать регламент работы комиссий по протоколам, чтобы они могли своевременно вносить изменения в ранее утвержденные протоколы/стандарты;
  • разработать и ввести в эксплуатацию тестовые системы для отладки протоколов обмена данными, чтобы разработчики могли успешно конкурировать;
  • пересмотреть подходы к формированию ЦОС в образовательных организациях в сторону логики BYOD на основе мобильных устройств и возможности самостоятельно расходовать средства на ИТ-инфраструктуру;
  • пересмотреть нормативную базу документооборота и организации образовательного процесса для исключения конфликтов старых норм бумажной эпохи с современным электронным документооборотом.

Описание и оценка эффективности

Речь идет о создании условий для формирования ЦОС на всех уровнях организации образовательного процесса и его управления. Это не требует существенных финансовых вложений. Это невыгодный для подрядчиков проект– в нем нет «железа» и монстроидальной программной разработки, на которые можно запросить космические суммы типа Контингента или РЭШ/МЭШ. Это будничная чиновная работа по подготовке новой нормативной базы. Оценить ее эффективность можно только позже– по происходящим изменениям и повышению активности использования ЦОС, потому что эти нормы должны создать условия для свободного и бурного развития ЦОС всех уровней.

Важнейшим критерием успеха по созданию таких условий считаю последующее

  • сокращение бюрократического аппарата;
  • снижение интенсивности документооборота, созданного руками сотрудников образовательных организаций;
  • рост трафика использования ЦОС, прежде всего учениками.

Публикации по теме:

  • Манифест о цифровой образовательной среде;
  • Ролик «Манифест о ЦОС» (9 минут);
  • Изменение традиционной практики документооборота, освобождающее школы от большинства обязанностей оператора персональных данных;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 09.02.2015 №ПГ-МОН-75 о праве образовательной организации на выбор информационных систем;
  • Нужен новый Контингент;
  • Свой ЭЖ для своей песни;
  • Мой ансамбль-Контингент;
  • Справка о защите ПДн в ЭЖ;
  • Единая и неделимая образовательная среда;
  • Представления о региональной ИОС;
  • Подборка всех публикаций по ИОС/ЦОС в блоге;
  • Информатизация: за или против учителя?

Источник: medium.com

Что такое «Цифровая образовательная среда» и для чего она создается?

Цифровая образовательная среда

В связи с запуском с 1 сентября 2020 года в ряде регионов России глобального эксперимента в школах и колледжах по внедрению «Цифровой образовательной среды», попытаемся разобраться, что такое «цифровая образовательная среда» и как она может повлиять на наше образование?

ЦОС (цифровая образовательная среда) — часть национального проекта «Образование»

Национальный проект «Образование» предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:

  • обновление его содержания,
  • создание необходимой современной инфраструктуры,
  • подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации,
  • создание наиболее эффективных механизмов управления сферой образования.

Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024 гг.

Задачи проекта «Цифровая образовательная среда»:

создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Главные задачи проекта (к 2024 году):

  • внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране,
  • внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций в 75 субъектов Российской Федерации для как минимум для 500 тысяч детей,
  • обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с,
  • создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.
Читайте также:
Программа слух на айфон что это

Общий бюджет проекта: более 79,8 млрд рублей

Реализация этого проекта должна привести к глобальным изменениям всего образовательного процесса и перераспределению большого количества учебных часов из очного обучения в дистанционное. Дистанционное обучение — главный компонент данной программы.

С одной стороны, это может помочь школьникам из сельской местности и малых городов, где ближайшие школы расположены часто за несколько километров, с другой — перевод на дистанционное обучение всей страны может снизить общее качество образования.

Споры в обществе

Большой заочный диалог между сторонниками и противниками цифоровизации общества получился у главного популяризатора этой идеи Германом Грефом и Никитой Михалковым.

Заочная полемика Германа Грефа и Никиты Михалкова

Значительная часть профессионального образовательного сообщества считает, что включение значительной доли дистанционной составляющей в образовательный процесс может привести к негативным последствиям не только в образовательной, но и в социальной сфере. Вызвать значительное снижение уровня знаний среди учеников и усилить социальное расслоение граждан.

Руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех» Сергей Комков считает, что реализация проекта «Цифровая образовательная среда» — это инструмент «сегрегации по социальному признаку» посредством внедрения дистанционного образования. Это может расслоит общество на социальные группы: та, которая может себе позволить качественное очное образование в дорогих частных школах и остальных, которые будут получать большую часть знаний по дистанционному варианту.

Более того, Сергей Комков заявил, что академическое сообщество выскажет пожелание, чтобы Греф больше не приближался к Министерству просвещения, если он продолжит продвигать свою линию сегрегации отечественного образования, при помощи внедрения цифровой образовательной среды.

В заключение

Нельзя не отметить, что увеличение доли дистанционных предметов в школах создаст дополнительную нагрузку на родителей школьников, которые будут вынуждены сокращать свое рабочее время ради помощи в дистанционном обучении детей. Большую проблему это может вызвать в семьях с одним родителем или с несколькими детьми.

И последний важный вопрос — финансовый. Для того, чтобы иметь хороший доступ в интернет и персональный компьютер, на котором возможно проведение дистанционных и онлайн уроков, необходимы финансовые затраты, которые многие из семей позволить себе не могут.

Как это все предполагается решать не совсем понятно. Даже учитывая бесплатную раздачу дешевых китайских планшетов, проводимую Министерством образования, это не может полностью решить проблему необходимого оборудования для дистанционного образования детей.

При поступлении новой информации будем сообщать дополнительно.

Следите за публикациями.

Источник: obrmos.ru

Экспериментальное внедрение ЦОС начнётся 10 декабря – постановление правительства

Правительство РФ постановило провести с 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) на территории ряда регионов.

Минпросвещения поручено разработать и утвердить порядок отбора регионов и определить субъекты, на территории которых будет проводиться эксперимент. Также министерство по согласованию с Минцифры должно разработать и утвердить план мероприятий («дорожную карту») эксперимента.

Людмила Бокова ушла из Минкомсвязи, чтобы заняться цифровой трансформацией образования

Напомним, в сентябре Минпросвещения сообщало, что эксперимент по внедрению ЦОС пройдёт в школах 14 регионов. Проводится он в ходе реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления регионов, поставщики цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, учащиеся, родители, педагоги, общеобразовательные организации и пр. участвуют в эксперименте добровольно.

Как говорится в постановлении, ЦОС – это совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учётом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объёме независимо от места их проживания.

Как IT-сервисы могут изменить систему образования в России

В ходе эксперимента цифровая образовательная среда внедряется в качестве дополнительной формы обучения, отмечается в документе.

  • создание, ввод в эксплуатацию, развитие и эксплуатация информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, входящих в состав платформы ЦОС;
  • апробация функциональных возможностей платформы ЦОС;
  • формирование и обеспечение функционирования информационно-коммуникационной образовательной платформы;
  • оснащение государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, участвующих в эксперименте, материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктурой и поддержка их функционирования;
  • развитие технологий и решений обработки и управления данными участников образовательных отношений на базе ЕПГУ и ЕСИА, информационной системы, создаваемой в рамках эксперимента Минпросвещения;
  • обеспечение возможности реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и применением единого портала, информационной системы Минпросвещения и информационно-коммуникационной образовательной платформы;
  • обеспечение возможности использования и интеграции (взаимодействия) с платформой цифровой образовательной среды единых региональных информационных систем и ресурсов в сфере образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях; и пр.
Читайте также:
Gboard что это за программа на Андроид как отключить

Источник: d-russia.ru

Школьников, учителей и родителей ждут на платформе

Правительство начало эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды

С 10 декабря 2020 года до конца 2022 года в российских регионах пройдет эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС). Постановление об этом подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Ранее говорилось, что эксперимент пройдет в 14 регионах. В течение месяца Минпросвещения РФ совместно Министерством цифрового развития должны разработать дорожную карту, а также определить детализированный состав платформы и требования к образовательному контенту. Впрочем, у экспертов и родителей до сих пор нет полного понимания, как ЦОС будет внедрена на местах.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото

В среду премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о проведении в регионах с 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Из него следует, что Минпросвещения РФ должно в течение 10 дней со дня вступления в силу постановления разработать и утвердить порядок отбора субъектов для проведения эксперимента, а также в течение месяца по согласованию с Министерством цифрового развития разработать и утвердить дорожную карту по проведению эксперимента.

Ранее в документе Минпросвещения, опубликованном на сайте regulation.gov.ru, говорилось о проведении эксперимента в 14 регионах, среди которых Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская и Челябинская области. В постановлении говорится, что регионы должны будут утвердить планы мероприятий в течение трех месяцев.

Как ранее сообщал “Ъ”, ЦОС — это платформа для взаимодействия обучающихся, родителей, учителей и административно-управленческого персонала, разработанная в рамках национального проекта «Образование». Предполагается, что на ней будут собраны доступные государственные и частные образовательные сервисы. В Минпросвещения отмечают, что платформа ЦОС в том числе позволит проводить занятия с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, диагностику образовательных достижений учащихся.

В течение месяца с даты начала эксперимента Минпросвещения вместе с Министерством цифрового развития должны определить детализированный состав платформы ЦОС, утвердить перечни реестров, содержащих данные об участниках образовательных отношений и состав содержащихся в них данных, а также требования к информационно-коммуникационной платформе. Также ведомствам предстоит определить требования к поставщикам образовательного контента.

Ранее в Минпросвещения “Ъ” заявляли, что разработка информационных систем и сервисов, входящих в состав платформы ЦОС, будет осуществляться «по результатам проведения конкурсных процедур в соответствии с действующим законодательством».

Среди задач эксперимента — создание и ввод в эксплуатацию информационных систем и инфраструктуры, апробация функциональных возможностей ЦОС, а также оснащение государственных и муниципальных общеобразовательных организаций материально-технической базой и технологической инфраструктурой. Так, школы предлагается оснастить высокоскоростным доступом в интернет, компьютерным и мультимедийным оборудованием, организовать в помещениях видео-конференц-связь.

«Этот документ прежде всего призван гарантировать всем учащимся вне зависимости от того, где они живут, равные условия для получения качественного образования,— заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, слова которого привела пресс-служба ведомства.— Внедрение ЦОС, о котором идет речь в постановлении, никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения как ключевой для российской системы образования».

Отметим, проведение эксперимента вызывает панику среди родительского сообщества — на фоне непринятия дистанционного формата обучения они опасаются, что внедрение ЦОС означает переход на тотальное онлайн-образование.

Ранее “Ъ” обращался в Минпросвещения с просьбой прокомментировать опасения родителей. «Цифровые технологии освобождают учителя от рутинной работы, прежде всего в части различной отчетности, переводя все это в облачные решения для административных работников,— заявлял директор департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения РФ Сергей Шатунов.— То есть у учителя экономится время для работы непосредственно с учеником».

Эксперты в сфере образования заявили “Ъ”, что у них нет полного понимания, как ЦОС будет внедрена на местах.

«Что это такое и как будет реализовываться, никто не знает,— говорит сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.— Из официальных документов ничего в принципе понять нельзя».

«Для каких это будет классов и для каких уроков — не ясно,— соглашается директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.— Насколько будут входить уроки творческой и технологической направленности, насколько лабораторные работы смогут быть интегрированы? И как это будет работать на учениках разных классов?

Если основная и старшая школа привыкли к разным учителям и предметам и у них более гибкая образовательная траектория, то у начальной школы очень много зависит от конкретного учителя. Он работает с каждым классом, учеником в нем. Плюс у них совершенно другой уровень самостоятельности и возможностей такого обучения». Кроме того, отмечает она, только в процессе станет понятно, какая часть дисциплин будет преподаваться с помощью этого ресурса.

  • Анна Васильева подписаться отписаться
  • Российское образование подписаться отписаться
  • Правительство Михаила Мишустина подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru