Цифровая образовательная среда. Какие эксперименты ждут школьников, и как это коснется педагогов
Несмотря на летние каникулы, родителям школьников не дают расслабиться: в СМИ регулярно появляются новости о грядущих изменениях системы образования. В начале лета 2020 года появилось сообщение об экспериментах с цифровизацией российской школы. Означает ли это постепенный переход на дистанционное обучение и чем «Цифра» грозит ученикам, их родителям и учителям?
Национальный проект «Образование». Законодательное регулирование
Национальный проект «Образование» утвержден в 2018 году Указом Президента №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ». Он рассчитан на 2019-2024 годы. Приоритетной целью проекта выступает повышение конкурентоспособности российского образования и вхождение РФ в десятку лидеров по качеству образования.
Предполагается, что нацпроект будет успешно реализован при достижении ряда целевых ориентиров. Так, Россия должна подняться с 17 на 10 место в мире по присутствию вузов в мировом ТОПе-500; охват детей 5-18 лет дополнительным образованием должен составить 80%; численность волонтеров и общественников среди учащихся должна достигнуть 8,8 млн человек.
Цифровая образовательная среда в школе. Психологические риски и возможности
Структурно нацпроект «Образование» подразделен на 10 федеральных программ, включающих в свой состав:
- проект «Современная школа»;
- «Успех каждого ребенка»;
- «Социальная активность»;
- «Поддержка семей с детьми»;
- «Цифровая образовательная среда» (именно по данной программе предполагается цифровизация школ);
- «Молодые профессионалы»;
- «Учитель будущего»;
- «Новые возможности для каждого»;
- «Экспорт образования»;
- «Социальные лифты для каждого».
В рамках нацпроекта «Образование» планируется не только повысить материально-техническую базу школ, ввести в действие новые учебные учреждения на территории страны и ликвидировать третью смену, но и внедрить цифровую образовательную среду.
Что такое цифровая образовательная среда
Цифровая образовательная среда – проект, направленный на приобретение в школы дополнительного презентационного и компьютерного оборудования, оснащение учебных заведений камерами видеонаблюдения, автоматизацию управленческих процессов и избавление от бумажной волокиты, а также создание единой образовательной платформы.
Эксперимент по цифровизации образования будет проходить в течение 2000-2022 г. Его участниками станут Минпросвещения, Минкомсвязь, российские регионы, ученики и их родители, школы, потребители и поставщики контента образовательных сервисов.
Как вы относитесь к инициативе цифровизации в российских школах?
Положительно. Это сделает обучение более качественным и интересным Отрицательно. Это разрушит систему образования Дети у меня уже взрослые, но с интересом понаблюдаю за экспериментом Не знаю, о чем речь
Заменится ли очное обучение дистанционным
В период распространения коронавируса российские школы экстренно перешли на работу в дистанционный формат и проработали так около 3 месяцев. Родители, которым фактически пришлось занять место учителей для своих детей, стойко выдержали вынужденный эксперимент. Но теперь многие опасаются, что дистанционная форма образования станет стандартной практикой для школ, и ученики так и не вернутся за парты в сентябре 2020 года.
Цифровая образовательная среда в условиях «обычной» школы
По той причине, что новость о цифровизации школ родителями была воспринята крайне негативно, как очередной шаг по замене очного образования дистанционным, в Минпросвещения поспешили выступить с разъяснениями. Министр С. Кравцов заверил родителей, что речь идет не о замене одного вида обучения другим, а о дополнении образовательного процесса элементами цифровых программ. В планах Минпросвещения начать учебный год традиционно за партами с 1 сентября.
В министерстве также подчеркнули, что распространяемые в родительских чатах сведения о переходе школ в режим онлайн-обучения не соответствует действительности.
Цели и задачи цифровизации
«Цифровая образовательная среда» (ЦОС) — это проект, рассчитанный до 2024 года, призванный повысить доступность образования и его качество. Подобные проекты уже реализуются в других странах.
В рамках проекта ЦОС предполагается:
- оснащение школ высокоскоростным интернетом со скоростью не менее 100 Мб/сек для больших городов и 50 – для сельской местности (может быть актуально для учеников, имеющих проблемы с доступом к сети или гаджетам из дома);
- обеспечение учебных организаций современным оборудованием;
- реализация платформы с обучающим материалом: ученики получат доступ к электронной библиотеке, образовательным ресурсам для расширения знаний по разным предметам;
- внедрение сервисов, расширяющие интерактивность (в частности, видеотрансляций лучших уроков);
- создание цифрового портфолио с результатами участия в конкурсах и олимпиадах, освоения пройденных онлайн-курсов;
- создание сети центров цифрового образования, которая задействует 136 тыс. детей;
- интеграция с городскими сервисами: в частности, системой «Проход-питание» и электронным дневником.
Дети и родители получат доступ к углубленным образовательным программам по интересующим их предметам. Ученики, которые часто или длительно болеют, не имеют возможности посещать школу по иным причинам (например, занимающиеся спортом), смогут просматривать уроки в удобное время. Школьники получат навыки работы в цифровом пространстве, их обучат обработке и анализу данных, а также программированию, они смогут создавать оцифрованные проекты для будущей профессии.
Учащиеся из небольших городов с ограниченным выбором кружков и секций приобретут возможности для дополнительного образования.
Несмотря на очевидные преимущества, цифровизация образования вызвала и волну критики со стороны экспертов. Противники предполагают, что дистанционное образование может привести к значительному расслоению качества образования по социальным группам. Общество разделят на тех, кто может позволить себе качественное образование в школе, и тех, кому придется обучаться дистанционно.
Результаты исследования по эффективности внедрения цифровых платформ в мире неоднозначные. Например:
- Эксперимент в Чили показал, что внедрение цифровых сервисов позитивно сказывается на личностных качествах учеников (развивают лидерство и коммуникативные навыки), но бесполезны в предметных знаниях.
- Американские исследователи пришли к выводу, что онлайн-сервисы повышают математическую и естественно-научную грамотность учеников, но затраты на их внедрение столь велики, что они себя не оправдывают.
- По мнению китайских ученых, цифровые сервисы при изучении иностранных языков показывают эффективность только при условии их интеграции в учебную программу (как дополнение). Другие исследования продемонстрировали эффективность дистанционного обучения для мальчиков и обратный эффект – для девочек.
- В России также проводили подобный анализ. Он показал, что отличники и хорошисты сохранили уровень знаний после использования Яндекс.Учебника, а троечникам удалось подтянуть знания по математике, тогда как успеваемость по русскому не изменились.
Как получить компьютер ученику из малообеспеченной семьи
Учебный год 2020: как изменил сферу образования COVID-19
Регионы, где пройдет эксперимент
Возможности школьной цифровизации первоначально планируется распространить на 14 пилотных регионов. Это:
- Алтайский край.
- Московская обл.
- Астраханская обл.
- Калининградская обл.
- Новосибирская обл.
- Калужская обл.
- Кемеровская обл. – Кузбасс.
- Нижегородская обл.
- Новгородская обл.
- Пермский край.
- Челябинская обл.
- Сахалинская обл.
- Тюменская обл.
- ЯНАО.
Поэтапное внедрение ЦОС по регионам позволит доработать проект с учетом пожеланий родителей, учеников и учителей. Эксперимент продлится до конца 2022 года.
Что такое навигатор дополнительного образования и зачем он нужен родителям детей от 5 до 18 лет
Может ли видеонаблюдение в школе быть инструментом контроля за школьниками
Цифровая образовательная среда для педагогов
Для учителей цифровизация образования должна способствовать снижению бумажной работы и даст возможность сконцентрироваться на основной задаче по обучению школьников. Преимуществами ЦОС для педагогов станут:
- Снижение административной нагрузки и увеличение времени на подготовку, работу с детьми и пр. Для этого будет создан проект «Цифровая школа», позволяющий интегрировать электронные журналы и дневники.
- Возможность получения дополнительного образования и повышения профессионального уровня.
Минпросвещения разработал ресурс, который собрал лучшие образовательные программы и курсы повышения квалификации. Он именуется «Цифровой образовательной средой ДПО» (ДПО – дополнительное профессиональное образование). Ресурс начал работать с января 2020 года.
Здесь учитель сможет подобрать подходящий курс повышения квалификации и пройти его, не выходя из дома.
Как пользоваться ресурсом
Для входа в личный кабинет необходимо ввести логин и пароль в форму:

Регистрация на портале не предусмотрена: логин и пароль для входа учителю должны выдать в учебном заведении. Для пользования порталом необязательно входить в личный кабинет. Но если лицо хотело бы пройти электронные курсы и получить сертификат, то ему придется авторизоваться.
Официальными целями проекта ДПО стали формирование:
- цифровой инфраструктуры образования;
- единой базы программ для повышения квалификации.
Хотя в период карантина по коронавирусу появилось множество сервисов для дополнительного образования, но сегодня они никак не связаны друг с другом. Учителям бывает сложно подобрать подходящую программу, освоить интерфейс каждой программы и пр. Новая система объединит несколько сервисов, определит единый материально-технический стандарт к программе и пр.
Также многие образовательные сервисы базируются на зарубежных серверах. А, согласно п. 5 ст. 18 ФЗ-152 «О персональных данных», не допускается хранение и обработка персональных данных учеников и учителей на серверах, расположенных за пределами РФ. Поэтому фактически учителя лишены возможности пользования такими ресурсами. В любой момент образовательная программа может закрыться и прекратить поддержку своих клиентов, а ресурс от Минпросвещения более стабилен и будет продолжать работу.
Пока выбор электронных курсов на портале достаточно скромный. Среди них: цифровая среда, робототехника, информатика, дефектология, астрономия и пр. Каждый курс состоит из теоретической (текстовые документы, презентации и пр.) и практической частей (тестирование и пр.).
На портале все ресурсы действуют по принципу единого окна. Он обеспечивает навигацию по программам и курсам повышения квалификации, прошедших профессиональную экспертизу. Учитель сможет подобрать программу, которая обеспечивает профессиональное продвижение. Для этого он указывает ключевое слово, автора курса и прочие характеристики и нажимает кнопку «Применить».

Обучение будет бесплатным. Что касается того, обязаны ли учителя пользоваться порталом и проходить курсы, то это вопрос дискуссионный. Так, согласно ст. 47 ФЗ-273 «Об образовании», педработники осуществляют свою деятельность с высоким профессионализмом. Для этом им дается право на дополнительное образование не реже раза в три года (п. 2 ч. 5 ст.
47 ФЗ-273 «Об образовании»).
С одной стороны, прохождение профессиональной переподготовки является правом учителя, с другой – согласно п. 7 ч. 1 ст. 48 ФЗ-273 «Об образовании», работники обязаны регулярно повышать профессиональный уровень. Исходя из этого, можно сделать вывод, что не реже раза в три года педагог проходит очередное обучение для подтверждения его профессионального уровня, и портал ДПО для этого подходит.
Источник: zakonguru.com
Что за эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды в школах?
С 1 сентября 2020 года Министерство просвещения РФ планирует провести в школах и колледжах эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. Он стартует в нескольких регионах в рамках федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование.
Означает ли это, что школы переведут на дистанционное обучение?

Как говорится в пояснительной записке к подготовленному ведомством проекту постановления, цель эксперимента — создание и апробация цифровой образовательной среды, а также обеспечение возможности ее постоянного использования на всей территории РФ. Проект «Современная цифровая образовательная среда» стартовал задолго до появления COVID-19, в конце 2018 года, и он направлен не на переход на дистанционное обучение, а на создание новых цифровых возможностей в школах.
Эксперимент никак не связан с карантином. Школьники и учащиеся колледжей не будут обучаться на дому, если с учетом эпидемиологической обстановки на федеральном и на региональном уровне будет принято решение о начале учебного года в образовательных учреждениях.
Ранее глава Минобрнауки Валерий Фальков неоднократно опровергал слухи о тотальном переводе школы, в том числе высшей, с очного режима обучения на дистанционный. Аналогичные заявления звучали и от главы Минпросвещения Сергея Кравцова в отношении средней школы и системы среднего же профтехобразования. 29 июня в эфире телеканала «Россия 24» Кравцов в очередной раз подтвердил, что 1 сентября все дети пойдут в школу. По словам министра, с учетом ситуации с коронавирусом меры эпидемиологической защиты будут усилены, по этому вопросу ведется работа с регионами.
Что такое цифровая образовательная среда?
Цифровая образовательная среда (ЦОС) включает в себя материально-техническое оснащение учебных заведений, скоростной интернет, образовательные сервисы с контентом, систему цифровых видеотрансляций и дистанционного обучения, электронные базы данных, федеральную государственную информационную систему «Моя школа» и многое другое.

Статья по теме
Финансирование федерального проекта идет по линии федерального бюджета и за счет региональных средств. В рамках проекта в школы закупают современную компьютерную технику, проводят высокоскоростной интернет, обеспечивают защиту цифровых каналов связи, доступ к информационным ресурсам, организуют переподготовку педагогов.
Для проведения эксперимента поставлены следующие задачи:
- обеспечение образовательных организаций высокоскоростным доступом к интернету со скоростью не менее 100 Мб/с — для городской местности и не менее 50 Мб/с — для сельской;
- оснащение образовательных организаций компьютерами, мультимедийным оборудованием и программным обеспечением;
- использование технологий анализа массивов больших данных с возможностью представления статистических и прогнозных отчетов в режиме реального времени;
- тестирование унификации и автоматизации образовательных процессов;
- апробация коммуникационной среды, в том числе с использованием сервисов мгновенного обмена сообщениями и социальных сетей;
- создание и (или) модернизация структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей, систем контроля и управления доступом, а также видеонаблюдения, позволяющего в постоянном режиме осуществлять мониторинг образовательного процесса.

Как говорится в подготовленном Минпросвещения документе, проведение эксперимента позволит усовершенствовать образовательный процесс по отдельным предметным областям путем внедрения современных цифровых технологий, а также предоставит ученикам возможность использовать технологии виртуальной и дополненной реальности и другие современные технологии.
Цифровая образовательная среда предусматривает и внедрение онлайн-обучения, в том числе массовых открытых онлайн-курсов. Для этого будут использовать современные технологии и лучшие практики онлайн-обучения, научный потенциал ведущих университетов России, опыт работы существующих онлайн-платформ и бизнес-проектов. Планируется, что в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» уже в 2020 году будет создано 3,5 тыс. онлайн-курсов по программам среднего, высшего и дополнительного образования.
Помимо онлайн-курсов и видеоуроков к цифровой образовательной среде подключат различные административные сервисы. Учителя смогут вести электронный журнал и документооборот, а также будут иметь мгновенную обратную связь с каждым из учеников. Сами школьники помимо доступа к обучающим материалам смогут пользоваться онлайн-ресурсами библиотек, создавать проекты и работать совместно с другими учениками не только в оффлайне, но и в онлайне и т. д. Администрация образовательных учреждений благодаря ЦОС сможет вести финансово-хозяйственное планирование, оперативно проверять «накладки» в расписании занятий после внесенных в систему изменений и т.д.

Статья по теме
В каких регионах будет проходить эксперимент и как долго?
Если проект будет утвержден, в эксперименте с 1 сентября будут участвовать Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область-Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Эксперимент завершится 31 декабря 2022 года. Ожидается, что реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда» повсеместно завершится к 2024 году.
Источник: aif.ru
Какие преимущества дает школьникам и их родителям цифровая образовательная среда
Весной 2020 года, когда все российские школы из-за пандемии перешли в онлайн-формат, стало очевидно, насколько актуальны задачи создания цифровой образовательной среды (ЦОС). Но многие родители, пережившие пару месяцев дистанта, обеспокоены тем, что теперь дистанционное обучение станет единственной формой обучения и дети не вернутся осенью в школу. Зачем на самом деле нужно развивать ЦОС и какую реальную пользу она может принести родителям? Мы попытались разобраться в этом с помощью специалистов Министерства просвещения Российской Федерации и опытных «звездных» родителей: Тутты Ларсен, Сергея Рязанского, Ирины Слуцкой и Оксаны Федоровой.
Что планирует министерство
«Цифровая образовательная среда» — федеральный проект, рассчитанный до 2024 года и нацеленный на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечит высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Подобные проекты являются частью всех развитых мировых систем образования.
ЦОС включает в себя высокоскоростной интернет в школах, обеспечение образовательных организаций современным оборудованием, платформу с обучающим материалом, который собран в одном месте и классифицирован по разным предметам, темам и году обучения, и набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения.
При этом ЦОС не подменяет собой живое общение с педагогом на уроках, а дает учителю новые инструменты и ресурсы. Это подчеркивает министр просвещения России Сергей Кравцов: «Речь идет не о замене одного вида обучения, очного, другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны. Еще раз подчеркну: мы рассчитываем начать учебный год традиционно в сентябре и все школьники сядут вновь за парты».

Расширенные возможности цифровой образовательной среды планируется апробировать в 14 регионах страны (Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область — Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ), которые выразили желание принять участие в этой работе и уже начали подготовку к ней.
Что получат школы, дети и педагоги благодаря цифровой образовательной среде:
- доступ к высокоскоростному интернету;
- доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, способствующих расширению и углублению предметных знаний;
- цифровые решения, позволяющие ребенку, не имеющему возможности посещать школу из-за болезни или по другим причинам, быть на связи с классом и учителем во время урока;
- интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;
- возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий;
- автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от бумажной работы.
Что важно знать о ЦОС родителям
На образовательной платформе будет собран самый разнообразный обучающий контент по всем предметам и темам, одобренный экспертами.
ЦОС — это не только материалы основной образовательной программы, но и дополнительные знания.
Старшее поколение сможет приобщиться к новым технологиям и больше знать о том, чему и как учат их внуков.

Уменьшится нагрузка на родителей в том, что касается подготовки к урокам и контроля успеваемости ребенка.
ЦОС позволит сделать образование более индивидуальным. Учитель обычно вынужден давать что-то среднее, в результате одни все равно не до конца понимают материал, а вторым становится скучно. В ЦОС учитель сможет работать и с продвинутыми учениками, и с отстающими, учитывая их уровень знаний и способностей.
ЦОС вводится не вместо обычного обучения, а вместе с ним. Учитель во время урока тоже может пользоваться материалами платформы, созданными с применением самых современных инструментов: 3D-графики, спецэффектов, видео, анимации.
ЦОС не отменяет классической модели образования. Система будет введена по всей стране поэтапно, начиная с пилотных регионов. Это позволит доработать проект с учетом замечаний и предложений школьников, учителей, родителей.
Личный опыт семей, которые уже имели дело с дистантом
«Полностью заменять образовательный процесс дистанционным я считаю неправильным»
Ирина Слуцкая, фигуристка, серебряный призер Олимпийских игр 2002 года, председатель президиума Добровольного физкультурного союза
Прежде всего онлайн-обучение и все цифровые сервисы — это экономия времени. Например, мы живем за городом, и уж очень много времени съедает дорога, а онлайн, конечно, позволяет его экономить. Плюс ко всему, ребенок находится в привычной ему обстановке, в домашних стенах ему комфортно и легко адаптироваться.

Но полностью заменять образовательный процесс дистанционным я считаю неправильным и неудобным. Все же у ребенка должна быть социализация, он должен учиться общаться со своими сверстниками, контактировать со взрослыми, выступать перед аудиторией. Конечно же, онлайн-обучение этого всего не даст. Поэтому здорово, когда есть дополнительные образовательные программы онлайн, но очень нездорово, когда основная программа полностью дистанционная.
«Онлайн-обучение дополняет классическое»
Оксана Федорова, телеведущая, актриса, певица
Наша жизнь стремительно меняется, и цифровые технологии уже активно используются в обучении: проводится онлайн-тестирование, аудиокниги помогают усвоить материал, можно в режиме онлайн подключиться к лекциям, которые читают известные специалисты из других городов и даже стран.
Если материалы качественно систематизированы, продумана форма подачи в соответствии с возрастом, если используются видеопрезентации и анимация — ребенку будет интересно онлайн-обучение, оно будет его мотивировать на более глубокое изучение предметов.
Для многих родителей важно убедиться в том, что ребенок хорошо усвоил материал; если все уроки будут доступны онлайн, школьник всегда сможет при необходимости вернуться к теме, которая требует дополнительной проработки.
Система онлайн-обучения незаменима в случаях надомного обучения, для часто болеющих детей, для детей, которые занимаются спортом и не всегда могут посещать школу.

Наш фонд «Спешите делать добро!» работает с детьми с ДЦП. Они ходят с трудом или вообще не ходят, но при этом читают, учатся, выполняют все задания. Для них возможность расширять свой кругозор и знания благодаря ЦОС — путь к дальнейшей социализации.
Кроме того, в режиме онлайн дети со всей России могут участвовать в творческих конкурсах. В конкурсе «Спасибо маленькому герою», который фонд проводил в честь 75-летия Победы, приняли участие, несмотря на пандемию, более 4 тысяч школьников.
Онлайн-обучение дополняет классическое и дает детям возможность развиваться за счет новых технологий, более детально изучать те предметы, которые им интересны, а это поможет при выборе профессии и жизненного пути.
«Никакие цифровые сервисы очного образования не заменят»
Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, журналистка, актриса, певица
Большинству детей нужно очное образование, и я глубоко убеждена, что никакие цифровые сервисы полноценного очного образования в школе не заменят, потому что образование — это не только получение знаний, это социум, в котором ребенок учится жить, искать себя, находить мотивацию, учится общаться, выстраивать субординацию. Это то, что невозможно никоим образом преподать дистанционно.

Если речь идет о полноценном школьном образовании онлайн в том стиле, в котором это происходило в последние 2–3 месяца на самоизоляции, то я против. Это подходит далеко не всем детям. Но это может быть опцией, которую предлагают тем родителям, чьи дети охотно и успешно с помощью таких инструментов обучаются.
Это был интересный опыт, он открыл для нас новые возможности, мы поняли, что это один из инструментов, которыми можно пользоваться, но точно не единственный.
Если мы говорим о дополнительных сервисах цифрового образования, всевозможных курсах, языковых мастер-классах и прочее, то я за это целиком и полностью. Мои дети довольно много занимаются помимо школы дополнительно. Мы занимаемся в Центре образовательных технологий, изучаем английский язык и занимаемся с репетитором по математике онлайн. Мне все это очень нравится, но это ни в коей мере не может заменить очную школу, в которую дети ходят.
«Особенно важно дистанционное обучение для ребят из сел»
Сергей Рязанский, летчик-космонавт, Герой Российской Федерации, председатель Российского движения школьников
Мы живем в эпоху цифровизации. Интернет облегчает какие-то процессы, где-то дает дополнительные возможности. И образование тут не исключение. У нас очень многие проекты Российского движения школьников идут в онлайн-режиме. Мы открыли «Корпоративный университет РДШ», где дополнительное образование доступно и для детей, и для педагогов, и для родителей.
История с пандемией — лишнее напоминание всем, что можно и из дома продолжать учиться, развиваться, осваивать новые компетенции. Мне кажется, что это сейчас очень актуально, и в этом наше будущее.

Особенно важно дистанционное обучение для ребят из сел и небольших городов, где не такой большой выбор кружков и секций, как в столице и крупных городах. Когда во всех школах появятся современное оборудование и быстрый интернет, то все без исключения школьники смогут получать дополнительные знания.
Для столичных жителей онлайн-образование тоже актуально, но по другой причине — порой дорога до кружка или какой-то секции занимает слишком много времени. И если те же знания доступны удаленно, то это может стать отличной альтернативой. Мои дочери, как и все остальные, учились во время самоизоляции в онлайн-формате. И даже у младшего сына занятия в детском саду идут по интернету, и это даже удобно.
Мы на Международной космической станции по полгода были «на удаленке», но спасал тот же интернет, по которому мы и узнавали последние новости, и могли пообщаться с родными и близкими.
В последнее время многие почувствовали себя немного «космонавтами», только в более комфортных условиях. И школьники, и взрослые открыли для себя все плюсы и возможности интернета, особенно в сфере образования. И этот эффект надо закрепить.
Фото: Коллекция/iStock, личные страницы в социальных сетях, личные архивы
Источник: xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai
Программа цифровая образовательная среда в школе что это

С 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2022 года в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» планируется провести эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды. В нем примут участие организации общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей и взрослых в 14 регионах.
Задача проекта – предоставить ученикам и педагогам доступ к платформе ЦОС, а также сформировать в образовательных организациях, городах и регионах универсальные способы организации цифрового образовательного пространства.
Цифровая образовательная среда (cокращенно ЦОС) включает в себя несколько компонентов: обеспечение школ техникой и подключение к высокоскоростному Интернету – не менее 50 Мб/с в селах и 100 Мб/с в городах.
Плюс широкий набор сервисов – от электронного документооборота и планирования финансово-хозяйственной деятельности до учета достижений обучающихся (электронное портфолио).
Проект постановления правительства до 10 июля находится на стадии общественного обсуждения.
«И кофемолка, и кофеварка, и электронный журнал вместе с электронным дневником»
Отмечая, что эксперимент – это очень важная инициатива, эксперты вместе с тем говорят о его недостатках, недоработках и рисках.
Так, советник, член правления Лиги образования Михаил Кушнир считает описание «платформы ЦОС» крайне расплывчатым.
«Есть большое подозрение, что нас ожидает очередной монопродукт, который “и Гоша, и Жора, и Юра”, и кофемолка, и кофеварка, и электронный журнал вместе с электронным дневником, не говоря об электронных учебниках», – констатирует он.
Поставщики контента обеспокоены тем, как будет происходить отбор ресурсов для ЦОС, видимо, памятуя о печальном опыте с Федеральным перечнем учебников, который фактически монополизировало одно известное издательство.
«Регулятор может создать условия для одного поставщика либо создать веер возможностей для учащихся, семей, педагогов с целью реализации образовательных запросов», – говорит генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», член-корреспондент РАО Александр Кондаков.
Кроме того, он опасается, что ЦОС превратится в мертворожденный конгломерат учебных материалов, который впоследствии не будет востребован: «И как бы нам не повторить опыт с Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов, созданной в начале 2000-х гг., и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов, о которых сегодня помнят лишь специалисты».
Это опасение разделяет и руководитель Школы инженерного мышления Анатолий Шперх, который считает, что последствием нововведения станет еще и усиление контроля за деятельностью школ.
«Это будет еще одна библиотека ЦОР (Цифровых образовательных ресурсов), о которой все забудут 1 января 2023 года, на следующий день после окончания эксперимента, – прогнозирует эксперт. – А вот о чем не забудут – так это о том, что все обучение ребенка теперь привязано к учетной записи ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). И все учебные действия его теперь будут доступны не только педагогам, не только Рособрнадзору с его манией контролировать работу (хотя по Закону “Об образовании в РФ” уже это не совсем законно, ибо никто не вправе школе навязывать порядок работы внутри образовательной программы), но и государственным и муниципальным общеобразовательным организациям, и профессиональным образовательным организациям, иным участникам отношений в сфере образования, органам управления образованием (федеральным, региональным, муниципальным). Все они теперь участники ЦОС и все могут получить доступ к учебным активностям обучающихся».
Слона-то не приметили
Есть еще одна важная социальная проблема, на которую обращают внимание эксперты. Согласно проекту Постановления, целью ЦОС является создание равных возможностей для качественного образования детей, однако, как справедливо замечает основатель международной сети школ робототехники ROBBOClub.Ru Павел Фролов, «дистанционное образование – это не только цифровая образовательная среда в учебном заведении, но и соответствующая среда дома у учеников, а этим никто не занимается».
«В большинстве семей в масштабах России нет компьютеров для обучения и страдает качество интернета, – поясняет он. – Полноценное дистанционное образование требует повышения технической оснащенности семей, синхронного обучения, наличия технических специалистов, помогающих организовать подготовку к уроку и его проведение. Пока в рамках эксперимента по внедрению ЦОС этих пунктов не предусмотрено».
Не предусмотрено и главное – подготовка педагогов для полноценной работы в ЦОС и в режиме дистанта.
Хочется надеяться, что эта задача будет решена в рамках другого федерального проекта – «Учитель будущего».
Родители протестуют
Наконец, главным препятствием на пути реализации проекта может стать сопротивление родителей, которые напуганы опытом дистанционного обучения, организованного не самым лучшим образом в большинстве российских школ.
«Родители, которые попробовали дистант в последней четверти прошедшего учебного года, не хотели бы повторения такого опыта, – говорит Павел Фролов. – Поэтому многие опасаются проведения эксперимента в их регионах. Однако нормальное дистанционное образование имеет мало общего с тем, что продемонстрировала школьная система во время карантина. Важно разъяснить участникам эксперимента, что ЦОС не является синонимом дистанционного образования».
Это и пытался сделать министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман 29 июня на встрече с обеспокоенными родителями, категорически выступающими против эксперимента.
Наверное, стены уважаемого ведомства давно не видели такого накала эмоций.
Полтора часа министр пытался убедить бушующую аудиторию в том, что ЦОС не тождественна дистанционному обучению, что весь учебный процесс будет сосредоточен в школьных стенах, для этого закупается современное оборудование и подключается широкополосный интернет. А онлайн-обучение было лишь вынужденной мерой в экстремальных условиях – иначе чем бы занимались дети в период самоизоляции?
«Эта программа никак не связана с дистанционным образованием. Речи о переходе на онлайн-обучение с 1 сентября в документе не ведётся. Если эпидобстановка позволит, все астраханские школьники в новом учебном году сядут за парты. Однако мы должны понимать, что цифровизация – это требование времени, и игнорировать передовые технологии неправильно.
Ещё раз повторю: пилотный проект не предполагает перехода на дистанционное обучение. Новые технологии призваны разнообразить образовательный процесс, сделать образовательный контент доступнее», – заметил Виталий Гутман.
Виталий Гутман также подчеркнул, что он целиком и полностью «за» очное обучение, поскольку понимает необходимость общения детей с учителем и сверстниками.
В качестве аргумента он попросил у одного из пап плакат, на котором было написано: «Наши дети должны учиться в школе, а не на кухне».
Этот снимок был распространен в интернете и набрал множество просмотров.
Будущее за смешанным обучением?
В своем интервью «ВО» Виталий Гутман отметил: «Сейчас создана рабочая группа, в состав которой входят чиновники, директора школ и родители. Задача группы – разработать разные проекты на новый учебный год. Мы должны предложить системе образования разные варианты, в том числе и смешанное обучение».
«Безусловно, мы никогда не перейдем на полный дистант, но также очевидно, что наши дети должны быть защищены от опасности коронавируса, – утверждает Александр Кондаков. – Судя по постановлению Роспотребнадзора, до конца текущего года мы не вернемся к привычному формату обучения. Поэтому школы и педагоги должны переходить на современные формы организации образовательного процесса – не только очную, но и очно-заочную и, если потребуется, то и заочную. Но это не должно быть повтором четвертой четверти, а разумным сочетанием онлайна и офлайна (примерно 30 на 70%, а лучше 20–80%)».
«Как показывают результаты исследования “Школьный барометр”, старшеклассники (и их родители разделяют это мнение) поддерживают идею смешанного обучения, – рассказывает ординарный профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель магистерской программы «Управление образованием» Анатолий Каспржак. – Пишут в своих анкетах: “Хорошо бы, чтобы три-четыре дня в неделю мы ходили в школу, а один-два дня занимались дистанционно”. Это, по мнению старшеклассников, поможет им сконцентрироваться на тех предметах, которые они будут сдавать, готовясь к ЕГЭ и ОГЭ. Фактически смешанное обучение в старшей школе приветствуется всеми субъектами образовательного процесса, но, подчеркну, только в старшей школе. Для начальной школы, где у учащихся пока не сформирована учебная самостоятельность, онлайн-формат совсем не подходит, это общее мнение всех респондентов: и учеников, и учителей, и родителей».
Зарубежные школы уже идут по этому пути. По словам старшего специалиста в области образования Всемирного банка Тиграна Шмиса, «где-то распределяют занятия по сменам или, например, один день в неделю учатся очно, а все остальные – онлайн. Но в большинстве открывшихся стран это реализуется через комбинацию онлайна и офлайна».
«Сейчас, пусть по вынужденным, не зависящим от нас драматическим обстоятельствам, но все же открылось огромное окно дистанционного образования, преподавания, обучения, – убежден Тигран Шмис. – Моё большое пожелание, конечно, чтобы этот вид обучения стал одним из основных видов и форм. И по большому счету у нас нет выбора: рано или поздно это должно случиться».
Источник: vogazeta.ru