Реализация национальной программы «Цифровая экономика» рассчитана на период с 2019 по 2024 годы. В этом материале мы подробно расскажем о том, какие федеральные проекты включены в нее, какие цели преследуют и как исполняются.
Согласно паспорту нацпрограммы «Цифровая экономика», ее бюджет составляет более 1,6 трлн рублей: около 1,1 трлн рублей предполагается направить из федерального бюджета и 535 млрд рублей — из внебюджетных источников. Вместе с тем, на сайте Минцифры указано, что общий объем финансирования составляет 1,05 трлн рублей. А из постановления Совета Федерации «О ходе реализации национального проекта “Цифровая экономика Российской Федерации”», опубликованного в ноябре минувшего года, объем финансирования национальной программы в 2019–2024 гг. равен 1,1 трлн рублей, в том числе из средств федерального бюджета будет направлено 930,2 млрд рублей, а из внебюджетных источников — 173,9 млрд рублей.
На момент запуска программы в нее входило шесть федеральных проектов:
Презентация национальной программы «Цифровая экономика»
1. Нормативное регулирование цифровой среды — бюджет 1,7 млрд рублей
2. Информационная инфраструктура — 772,4 млрд рублей
3. Кадры для цифровой экономики — 143,1 млрд рублей
4. Информационная безопасность — 30,2 млрд рублей
5. Цифровые технологии — 451,8 млрд рублей
6. Цифровое государственное управление — 235,7 млрд рублей
По состоянию на 1 января 2021 года на реализацию программы было потрачено 160,1 млрд рублей: 73,8 млрд рублей в 2019-м (освоено 73,3%) и 86,3 млрд рублей — в 2020-м (освоено 97%). «Остатки средств федерального бюджета возникли по причине неисполнения контрагентами обязательств по заключенным госконтрактам и экономии бюджетных средств», — поясняют в Минцифры
В прошлом году в нацпроект «Цифровая экономика» был добавлен еще один федеральный проект — «Искусственный интеллект». В соответствии с информацией Минэкономразвития, его финансирование на период 2021–2024 гг составит 31,5 млрд рублей, из которых 24,6 млрд рублей будут направлены из федерального бюджета и 6,9 млрд рублей — из внебюджетных источников.
В соответствии с принятым осенью федеральным бюджетом, на период с 2021 по 2023 годы общий объем финансирования программы, по данным Минфина, составляет 558,7 млрд рублей: в 2021-м — около 157 млрд рублей, в 2022-м — 211,3 млрд рублей, в 2023-м — 191,1 млрд рублей. В соответствии с паспортом нацпроекта, на 2024 год запланировано выделить 198,4 млрд рублей.
В текущем году на реализацию нацпроекта выделено 157,2 млрд рублей. На 1 мая освоено 13,7 млрд рублей (8,7%):
· Нормативное регулирование цифровой среды — 122 млн рублей (освоено 5,4%)
· Информационная инфраструктура — 50,5 млрд рублей (5,1%)
· Кадры для цифровой экономики — 13,5 млрд рублей (3,2%)
· Информационная безопасность — 3,9 млрд рублей (16,8%)
· Цифровые технологии — 19,8 млрд рублей (10%)
· Цифровое государственное управление — 63 млрд рублей (12,2%)
· Искусственный интеллект — 6,2 млрд рублей (6,1%).
Что такое цифровая экономика?
Нормативное регулирование цифровой среды
В 2020 г. потрачено 67,8 млн рублей (64,6%)
В рамках данного федерального проекта планируется создать гибкую систему правового регулирования цифровой экономики, снять барьеры для развития современных технологий и ведения бизнеса в гражданском обороте; финансовых технологиях; интеллектуальной собственности; телекоммуникациях; судопроизводстве и нотариате; стандартизации. Кроме того, будут урегулированы вопросы идентификации субъектов правоотношений, электронного документооборота, сбора, хранения и обработки данных.
По данным Минэкономразвития на середину марта текущего года в Госдуме находятся на рассмотрении четыре законопроекта:
1. Законопроект № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации), ожидаемым результатом от принятия которого станет создание правовых условий для расширения возможностей и способов идентификации, позволяющих физическим лицам управлять своими данными, размещенными в ФГИС ЕСИА (Федеральная государственная информационная система Единая система идентификации и аутентификации, — прим. ред.), для получения различных услуг и сервисов в интернете.
2. Законопроект № 992331-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных”» (в части уточнения порядка обработки персональных данных), призванный усовершенствовать порядок работы с согласиями на обработку персональных данных, введение условий и правил обезличивания, что упростит гражданам и организациям работу с согласиями на обработку персональных данных, создаст условия для использования массивов данных для развития новых технологий.
3. Законопроект № 1104357-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации», который уточнит процедуры идентификации клиентов организациями в рамках «антиотмывочного» законодательства, что снизит издержки бизнеса и граждан на сбор и проверку сведений.
4. Законопроект № 1129501 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации”», который создаст правовые условия для апробации и внедрения новых технологий, в том числе искусственного интеллекта, в сферах медицины и телекоммуникаций, беспилотного транспорта, связи и обработки персональных данных.
В Правительство Российской Федерации внесены шесть законопроектов:
1. Законопроект «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», признанный уточнить, в частности, порядок оборота прав на программы для ЭВМ.
2. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов конвертации электронных документов, создания электронных и материальных дубликатов документов, хранения электронных документов» — с целью формирования правовых условий для создания электронных и материальных дубликатов документов с сохранением их юридической значимости.
3. Законопроект «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (в части обеспечения электронного документооборота между судами и лицами, участвующими в деле, а равно лиц, участвующих в деле, между собой), создающий условия для ознакомления с материалами судебных дел в электронном виде, а также для дистанционного участия граждан в судебном заседании.
4. Законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей”», Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн механизмов урегулирования споров», создающий правовые основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров.
5. Законопроект «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “О связи”», определяющий инфраструктуру связи в качестве обязательной при создании (реконструкции) зданий и сооружений.
6. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве”» (в части применения электронных документов при осуществлении принудительного исполнения исполнительных документов и электронного взаимодействия с лицами, участвующими в исполнительном производстве), устраняющий правовые ограничения, связанные с электронным взаимодействием с Федеральной службой судебных приставов различных участников исполнительного производства.
Информационная инфраструктура
В 2020 г. потрачено 39,6 млрд рублей (98,7%)
В соответствии с задачами федерального проекта планируется развивать инфраструктуру связи и расширять доступ в интернет в малонаселенных и отдаленных пунктах, что должно помочь преодолеть цифровое неравенство и обеспечить гражданам доступ к современным цифровым услугам, дистанционному образованию и телемедицине.
К 2024 году точки доступа Wi-Fi и вышки сотовой связи должны появиться в 26,9 тыс. населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек. Кроме того, подводная оптоволоконная линия должна связать Чукотку с материком. К концу 2024-го планируется создать четыре космических аппарата для высокоэллиптической спутниковой системы, обеспечивающей доступ к широкополосному интернету в труднодоступной и удаленной местности, в том числе на территориях Арктической зоны и Дальнего Востока, а также на всей протяженности Северного морского пути. В школьных классах должны быть созданы точки доступа Wi-Fi, а в 10 городах-миллионниках — развернуты сети 5G.
По информации Минцифры, в 2020 году выход в Сеть получили около 26,6 тыс. социально значимых объектов (СЗО), а всего за 2019 и 2020 гг. — порядка 44,3 тыс. СЗО.
В прошлом году большая часть подключений (около 8,9 тыс.) пришлась на фельдшерско-акушерские пункты, образовательные учреждения (около 8,4 тыс.), органы государственной власти, местного самоуправления, объекты МЧС, МВД, Росгвардии (около 5,9 тыс.). Также выход в Сеть получили 3 тыс. избирательных комиссий и почти 400 государственных и муниципальных организаций культуры. Кроме того, был обеспечен доступ россиян к интернету при помощи точек доступа Wi-Fi в более чем в 12 тыс. малочисленных населенных пунктах с количеством жителей от 250 до 500 человек. Определены приоритетные диапазоны частот для развертывания сетей 5G с использованием отечественного оборудования.
Кадры для цифровой экономики
В 2020 г. потрачено 5,9 млрд рублей (94,5%)
Подготовку квалифицированных кадров для цифровой экономики поможет обеспечить усовершенствованная система образования. Кроме того, граждане страны смогут получать новую мотивацию для освоения цифровых компетенций.
В частности, возможность освоения цифровых компетенций по специальным программам дополнительного образования на условиях полной или частичной компенсации затрат должны получить 200 тыс. россиян. При этом 50 тыс. госслужащих пройдут обучение компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления. Будет увеличен прием на бюджетные места в вузах на программы в сфере информационных технологий до 120 тыс. человек. Кроме того, 80 тыс. преподавателей высшего и среднего профессионального образования пройдут повышение квалификации по новым программам для специальностей в сфере информационных технологий (ИТ) и различных предметных отраслей.
По данным Минцифры, в 2020 году на бюджетные отделения вузов по ИТ-направлениям поступили порядка 62 тыс. человек. Прирост к прошлому году составил 25% (в 2019-м принято 49,5 тыс. человек). Привлечь внимание молодежи к перспективным профессиям и заинтересовать их новыми ИТ-направлениями помогут программы популяризации ИТ-специальностей, которые российские регионы начали реализовывать в 2021 году. Продолжилась реализация дополнительных профессиональных образовательных программ, включая программы переподготовки антикризисных лидеров и команд цифровой экономики. В 2020-м обучение по ним прошли 5,5 тыс. человек.
В 2019 году была запущена программа дополнительного профессионального образования для различных групп населения с использованием персональных цифровых сертификатов. В 2020-м в реализации программы приняли участие 48 регионов. За два года 38 тыс. человек получили дополнительное профессиональное образование по этой программе.
Для повышения эффективности государственной политики в сфере цифрового развития на государственной (муниципальной) службе организовано обучение работающих специалистов, включая руководителей организаций и сотрудников органов власти и органов местного самоуправления. За 2019–2020 годы обучение прошли 23 тыс. человек.
Информационная безопасность
В 2020 г. потрачено 4,3 млрд рублей (97,6%)
Планируется обеспечить безопасность цифрового пространства, защиту от киберугроз и защитить персональные данные россиян. Для этого 400 государственных информсистем будут протестированы на защищенность от утечек информации и от хакерского воздействия.
Усовершенствуется механизм блокировки фишинговых сайтов, имитирующих сайты госорганов. Специалисты по кибербезопасности станут отслеживать работу подозрительных сайтов и предупреждать онлайн-мошенничество. Также в планах — запуск сервиса проверки мобильных приложений на уязвимости, а также создание информационной системы противодействия телефонному мошенничеству. Для практического обучения специалистов из различных отраслей экономики запустят национальный киберполигон — платформу, имитирующую бизнес-процессы предприятий.
По данным Минцифры, учения на пяти киберполигонах должны пройти уже в текущем году. Киберполигоны открыты в Москве, в Дальневосточном федеральном университете (остров Русский), Научно-технологическом университете «Сириус» (г. Сочи), а также на базе Сибирского государственного университета (г. Новосибирск). После этого должны быть запущены центры в Санкт-Петербурге и других городах, в том числе в сотрудничестве с крупнейшими вузами страны.
Цифровые технологии
В 2020 г. потрачено 12,7 млрд рублей (99,7%)
Будут созданы благоприятные условия для развития и внедрения цифровых технологий на основе отечественных разработок. Для этого планируется принять комплексные меры государственной поддержки ИТ-стартапов и разработчиков программного обеспечения, а также стимулировании спроса компаний различных отраслей экономики на ИТ-решения.
Планируется выдать около 100 млрд рублей льготных кредитов на проекты по цифровой трансформации. Кроме того, за счет программы льготного лизинга будет обеспечено внедрение цифровых технологий и платформенных решений преимущественно отечественного происхождения.
По информации Минцифры, с 1 января 2021 года действуют льготы для ИТ-компаний: налог на прибыль 3% вместо 20%; страховые взносы на фонд оплаты труда — 7,6 % вместо 14%; нулевая ставка НДС для российского лицензионного софта. В 2021-м вводится второй пакет мер поддержки, который включит более 60 инициатив, включая льготы на внедрение российских решений, введение гибкого регулирования использования иностранных решений, секторальные меры поддержки.
С 1 апреля 2021 года российское программное обеспечение переустанавливается на мобильные телефоны (смартфоны), планшеты, ноутбуки, компьютеры и телевизоры с функцией смарт ТВ. Предустановка отечественного программного обеспечения поможет российским разработчикам продвигать свои товары на местном рынке и сбалансирует условия эксплуатации зарубежных и российских программных продуктов.
Цифровое государственное управление
В 2020 г. потрачено 23,6 млрд рублей (93,6%)
Помимо развития портала Госуслуг — единого окна для взаимодействия между государством гражданами, — 95% социально значимых услуг должны быть переведены в электронный вид. Начиная с апреля 2021 года пользователям стала доступна бета-версия обновленного портала, ключевым отличием которой является наличие интеллектуального помощника — робота Макса, в онлайн-режиме отвечающего на вопросы пользователей, выявляя их потребности.
Кроме того, до конца 2021-го в России должны быть запущены шесть новых суперсервисов — госуслуг нового вида, сформированных вокруг жизненных ситуаций каждого человека: «Уведомление и обжалование штрафов за нарушение ПДД онлайн»; «Правосудие онлайн»; «Рождение ребенка»; «Утрата близкого человека»; «Трудовая миграция онлайн»; «Мое здоровье онлайн».
В настоящее время на портале доступны семь суперсервисов. Среди них: «Поступление в вуз онлайн», с помощью которого во время пандемии выпускники школ подавали документы и дистанционно оформляли зачисление в вузы; «Социальная поддержка онлайн» (с согласия гражданина информирует о возможном возникновении прав на меры социальной поддержки); «Цифровое исполнительное производство» (помогает узнать о ходе исполнительного производства, а также дистанционно подать ходатайство без посещения судебных приставов); «Трудовые отношения онлайн» (позволяют оформить пособие по безработице с использованием базы вакансий «Работа в России», а также получить сведения о трудовой деятельности в электронном виде); «Оформление европротокола онлайн» (мобильное приложение для платформ Android и iOS, предоставляет возможность оформить ДТП без участия сотрудника ГИБДД); «Пенсия онлайн»; «Онлайн-помощь при инвалидности».
В период пандемии выросла аудитория пользователей портала «Госуслуги»: на 12,1 млн увеличилась количество пользователей портала (до 77,5 млн человек), вдвое выросла средняя ежедневная аудитория портала (4,2 млн пользователей), а также увеличилось количество обращений, не требующих очного присутствия.
Сейчас в личном кабинете обеспечен доступ гражданина к 12 видам сведений о себе и истории межведомственных запросов по заявлениям. При этом более двух пользователей оформили заявки на получение финансовых услуг с использованием данных портала «Госуслуги».
Искусственный интеллект
Целью данного федерального проекта является увеличение количества отечественных разработок в области искусственного интеллекта, а также удовлетворение кадрового голода для бизнеса.
В рамках реализации проекта на господдержку могут рассчитывать около 1200 стартапов, которым, наряду с крупным бизнесом, будет обеспечен доступ к наборам данных. Планируется создание шести исследовательских центров по ИИ, проведение свыше 100 хакатонов, ускорение деятельности органов власти. Помимо этого должны повысить квалификацию школьные и вузовские преподаватели, а почти 100 тыс. школьников и студентов — пройти предакселерацию по ИИ. На бакалаврские и магистерские программы должны поступить 9 тыс. человек.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник: storyone.ru
Программа цифровая экономика что это
Федеральный проект « Нормативное регулирование цифровой среды »
В рамках федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» предусмотрена разработка профильных нормотворческих инициатив и принятие ряда важных законодательных актов, благодаря которым будут сняты все имеющиеся барьеры, мешающие развитию национальной программы Цифровая экономика, благодаря чему в российской юрисдикции смогут свободно реализовываться проекты из различных отраслей.
Ответственный исполнитель федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» – Минэкономразвития России.
Федеральный проект « Кадры для цифровой экономики »
В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» будут сформулированы и реализованы новые подходы, позволяющие должным образом помочь гражданам Российской Федерации освоить ключевые компетенции цифровой экономики, а также способные обеспечить массовую цифровую грамотность и персонализацию образования по профильным для цифровой экономики тематикам.
Ответственный исполнитель федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» – Минэкономразвития России.
Федеральный проект « Информационная инфраструктура »
В рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» планируются к достижению сразу несколько ключевых целей, в том числе обеспечение на всей территории Российской Федерации широкополосного доступа к сети интернет населения и социально значимых организаций, вопросы развития инфраструктуры, необходимой для сбора, хранения, обработке и передаче различного рода данных, а также увеличения роста экспорта российских ИТ-услуг.
Ответственный исполнитель федерального проекта «Информационная инфраструктура» – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.
Федеральный проект « Информационная безопасность »
В рамках федерального проекта «Информационная безопасность» планируется должным образом подготовится к вызовам и угрозам, которые могут встать на пути реализации национальной программы Цифровая экономика. Причем под информационной безопасностью предполагается активное развитие отечественного программного обеспечения, а также решение вопроса кадрового обеспечения в области информационной безопасности.
Ответственный исполнитель федерального проекта «Информационная безопасность» – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.
Федеральный проект « Цифровые технологии »
В рамках федерального проекта «Цифровые технологии», в качестве основной цели для реализации в рамках избранных сквозных технологий, обозначены: обеспечение технологической независимости государства, ускорение технологического развития российских IT компаний, коммерциализация отечественных исследований и разработок, обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых российскими IT компаниями продуктов и решений на мировом рынке.
Ответственный исполнитель федерального проекта «Цифровые технологии» – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.
Федеральный проект « Цифровое государственное управление »
В рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» будут реализованы программы нацеленные на предоставление гражданам и организациям доступа к оцифрованным приоритетным государственным услугам и сервисам, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, а также внедрение сквозных платформенных решений.
Ответственный исполнитель федерального проекта «Цифровое государственное управление» – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.
Федеральный проект « Развитие технологий в области искусственного интеллекта »
В рамках федерального проекта «Развитие технологий в области искусственного интеллекта» планируется разработать дорожные карты по сквозным цифровым технологиям связанным с применением ИИ. При этом данной программой оговорено, что достижение поставленных целей находится на пересечении различных сфер научного знания и потенциально способно привести не только к позитивным, но и к негативным последствиям.
Ответственный исполнитель федерального проекта «Развитие технологий в области искусственного интеллекта» – Минэкономразвития России.
Источник: pravorobotov.ru
Направления развития цифровой экономики России
Данная статья посвящена основным направлениям развития цифровой экономики России в соответствии с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации». Также в статье будут рассмотрены проблемы развития цифровой экономической деятельности и пути их решения.
Аннотация статьи
национальная безопасность
цифровое рабство
проблемы и решения
цифровая экономика
информационное общество
цифровые технологии
Ключевые слова
Маркова Светлана Валерьевна
Федорова Анастасия Андреевна
Экономические науки
Конференция
Стратегия развития социально-гуманитарных наук в современном мире
Поделиться
Цитировать
Двадцать первый век характеризуется цифровой революцией, что значительно изменяет экономику как отдельной страны, так и экономику мира в целом. Гонка за информацией, большие объемы данных, их обработка, хранение, передача, успехи в IT-отрасли, – все это задаёт тенденцию развития цифровой экономики, вследствие чего каждой стране так или иначе приходится развивать цифровизацию для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке.
Цифровая экономика – это отрасль, являющаяся основой для развития современной экономики, социальной структуры, государственного аппарата, предпринимательства и общества в целом, то есть она затрагивает все отрасли общественной жизни.
Развитие цифровой экономики, как было сказано ранее, началось с цифровой революции. Цифровая революция – переход от аналоговых технологий к электронным, который начался в 1970-80-х годах и продолжается в настоящее время. Этот период берет своё начало с возникновения и распространения Интернета, телекоммуникационных сетей глобального масштаба, внедрения в производство, в компании и в жизнь людей персональных компьютеров, массовое распространение технологий [5, с.6].
28 июля 2017 года Правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанную на 2017-2030 годы [1, с.2]. Данный проект направлен на формирование условий для развития в стране информационного общества, повышение уровня и качества жизни, с помощью улучшения качества товаров и услуг и их доступности благодаря цифровой экономике с использованием цифровых технологий, увеличение уровня цифровой грамотности и степени информированности граждан, повышение качества предоставления государственных услуг и обеспечение национальной безопасности. В соответствии с Программой под цифровой экономикой подразумевается хозяйственная деятельность, основным фактором которой являются цифровые данные, и которая обеспечивает формирование единого цифрового пространства в соответствии с потребностями граждан в получении проверенных и точных знаний, развитию инфраструктуры в сфере информации, созданию и использованию российских телекоммуникационных технологий, а также формированию новой информационно-технологической основы для развития экономической и социальной сфер.
В рамках программы определены цели по пяти направлениям развития цифровой экономки В Российской Федерации до 2024 года.
Направление 1. Нормативное регулирование. Цель этого направления заключается в формировании новой правовой среды, которая будет обеспечивать правовой режим, способствующий образованию положительной среды для развития современных технологий и экономической деятельности.
Направление 2. Кадры и образование. Данное направление развития цифровой экономики ориентировано на модернизацию системы образования, которая будет обеспечивать цифровую экономику достойными кадрами, формирование системы мотивации для привлечения кадров к участию в цифровой экономике, создание условий для подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям, которые диктует цифровая экономика
Направление 3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов. Это направление включает в себя формирование условий для поддержки исследований в сфере цифровой экономики, которые обеспечивают национальную безопасность и независимость технологий в области цифровизации, являющиеся конкурентоспособными на мировой рыночной арене.
Направление 4. Информационная инфраструктура. Целями данного направления являются развитие сетей, способствующих передаче данных государства, предпринимательства и граждан, учитывая требования, которые предъявляет цифровая экономика; развитие системы обработки данных, которая будет обеспечивать предоставление различным субъектам общества услуг по хранению и обработке данных с учетом безопасности и эффективности оказания этих услуг; внедрение цифровых технологий в работу с данными для удовлетворения потребностей государства, бизнеса и общества; формирование высокоэффективной системы для сбора и обработки данных обеспечивающих предоставление современной, проверенной и точной информации о событиях, людях, предметах и т.д.
Направление 5. Информационная безопасность. Развитие цифровизации сопровождается рисками, связанными с сохранностью данных, угрозами человеку, бизнесу и даже государству. Поэтому наличие направления информационной безопасности необходимо, так как оно способствует защите общества от угроз, которые несет в себе цифровое развитие.
Вышеизложенные направления цифровой экономики основаны на цифровых технологиях, которые являются базисом цифровой экономической среды. Кратко пробежимся по ключевых технологиям:
- Технологии больших данных (Big Data) обеспечивают структурированное изложение крупных объемов информации, которые после обработки становятся доступными человеку.
- Когнитивные технологии позволяют автоматизировать документооборот за счет анализа сторонних факторов и внешних источников.
- Искусственный интеллект и его внедрение в технологии компаний приведет к совершенствованию производства и минимизированию конфликтов с потребителями.
- Системы распределенного реестра создадут новые возможности для отслеживания финансов и их эффективного вложения в акции, инвестиции, биткоины и т.д.
- Квантовые технологии позволяют создать системы на основе квантовых механизмов.
- Интернет вещей дает возможность контролировать и управлять процессами в удаленном режиме.
- Облачные технологии обеспечивает доступ к объему ресурсов.
Рассмотрим какой процент ВВП затрачивается на развитие цифровой экономики в России (рис. 1).
Рис. 1. Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики в процентах к ВВП [6]
По данным графика можно заметить, что процент вложения в развитие Цифровой экономической деятельности с каждым годом растет, следовательно, Россия стремится к тому, чтобы не отставать от мировых тенденций и оставаться на глобальном рынке. Без должных затрат страна перестанет быть конкурентоспособной, уровень жизнь значительно упадет по сравнению с другими странами и начнется отток трудовых ресурсов из страны.
Несмотря на стремление государства активно развивать цифровую экономику, существует ряд проблем, которые мешают наиболее быстрому процессу цифровизации. К ним относится низкий уровень вовлеченности населения к повышению уровня цифровой грамотности, что показывает результат исследования НАФИ, согласно которому доля цифровой грамотности россиян составляет на 2020 г. 27% [3]. Это приведет к тому, что при полном переходе к цифровой экономике значительная часть населения окажется без работы. Также к числу проблем можно отнести рост безработицы из-за снижения спроса на множество профессий и уменьшение количества рабочих мест, относящихся к низкоквалифицированным. Для решения данных проблем необходимо повышение уровня развития цифровой грамотности населения и создание программ для переподготовки кадров.
Еще одной проблемой является несовершенство технологий, поэтому необходимо создание отечественного компьютерного и телекоммуникационного оборудования. Необходимо применение технологий во всех сферах общественной жизни, что будет способствовать объединению всех участников рынка в информационной среде и снизит трансакционные издержки. Кроме того, необходимо создание широкополосного покрытия сети Интернет на территории России.
Одной из главных проблем является безопасность данных [4], поэтому внедрение цифровой экономики должно происходит с готовой и проверенной системой безопасности.
Также к проблемам относится дефицит специалистов в IT-сфере. Из 25 тыс. выпускаемых специалистов, только 15% обладают необходимыми знаниями и квалификацией. Для решения этого вопроса следует создать улучшенную программу подготовки специалистов в сфере информационных технологий и уделять большее внимание практике, чтобы при завершении обучения выпускники были способны получить устойчивое положение на рынке труда IT-технологий.
Все вышеперечисленные проблемы необходимо решать комплексно. Чтобы осуществить грамотный переход к цифровой экономике, нужно вводить преобразования постепенно с улучшением экономической ситуации в стране.
Рассмотрим, насколько общество готово к переходу к цифровой экономике (рис.2).
Рис. 2. Индекс готовности к сетевому обществу [2, с.23]
По данным диаграммы видно, что по сравнению со странами, занимающими первое и последнее место, Россия находится в промежуточном состоянии, то есть российское общество готово к переходу к цифровой экономике, но правительству необходимо проинформировать население о том, для чего нужен такой переход и какие преимущества он даст.
При полном переходе к цифровой экономике увеличиваются показатели функционирования всех отраслей за счет использования высокотехнологичных методов, которые позволяют эффективно применять ресурсы, минимизировать затраты времени на шаблонные задачи и увеличить количество часов для решения креативных вопросов, ведущих компанию к быстрому росту, уменьшению времени рабочего дня за счет делегирования полномочий электронной технике. Говоря в общем, цифровая экономическая деятельность упрощает жизнь общества, делая его существование наиболее комфортным. Однако цифровая экономика помимо положительных сторон такого преобразования несет в себе угрозы цифрового общества. Вот что к ним относится:
- возможность новых способов мошенничества, для борьбы с которыми необходимо усиление национальной безопасности во всех направлениях
- увеличение уровня безработицы, вследствие снижения актуальности множества профессий за счет повышения спроса на IT-специальности. Решением данной проблемы будет организация образовательных программ по переподготовке кадров, дающая возможность людям получить квалификацию в сфере IT-технологий, чтобы не потерять рабочее место и «идти в ногу со временем»
- цифровое рабство, так как Интернет ограничивает свободу личности, поскольку дает возможность отслеживания действий человека в информационном пространстве. Для минимизации этого пользователи Интернета должны вводить свои личные данные только на проверенные сайты, чтобы избежать нежелательных спам-рассылок и вирусов.
Таким образом, дальнейшее развитие России может быть возможным только с активным развитием цифровой экономики, так как в ближайшее время она станет основным компонентом поддержания независимости и стабильности страны, а также конкурентоспособности Российской Федерации в мировой экономике. Нашей стране необходимо активнее вкладываться в отрасли цифровой экономики, чтобы догнать страны лидеры и вырваться вперед.
Источник: apni.ru